Скачать 229.61 Kb.
|
ГАУ ДПО (ПК)С «Брянский областной центр оценки качества образования» Демонстрационный вариант теста в 2010-2011 учебном году, предлагаемый для прохождения аттестации на вторую, первую и высшую категории Обществознание г.Брянск Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 34 задания. Часть 1 включает 25 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, из которых только один правильный. Часть 2 состоит из 4 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде числа, слова, словосочетания или последовательности букв. Часть 3 включает 5 заданий с развёрнутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то вы можете вернуться к пропущенным заданиям. За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания даётся от одного до четырех баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха! Часть 1
А1. Загрязнение воздуха, связанное с ростом числа автомобилей, служит примером взаимосвязи
А2. Характерной чертой эволюционных процессов в общественной жизни является 1) скачкообразность перемен 2). революционный характер изменений
A3. Какая из перечисленных религий является древнейшей?
А4. Какой признак характеризует демографические процессы в современных западных обществах?
А5. Верны ли следующие суждения о культуре? А. Каждый предмет материальной культуры — это результат не только «исполняющей руки», но и «мыслящей головы». Б. Каждый продукт духовной культуры может существовать лишь в материальной форме.
А6. Мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках, называется
А7. К социальным потребностям человека относится потребность в
А8. Человеческую деятельность от поведенческих реакций животного отличает
А9. Олег выделялся среди ребят группы. По каждой проблеме у него была своя точка зрения, которую он умел отстаивать. Олег мог вести за собой других, постоянно придумывал что-то новое. Ответственность за результаты общей деятельности он обычно брал на себя. Такие качества отличают поведение
А10. Верны ли следующие суждения о ложном знании? А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения. Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путём.
All. Совершеннолетняя гражданка продала доставшийся ей по наследству загородный дом и участок земли. В этом проявилось право собственника
А12. Что свойственно рыночной экономической системе?
А13. Бизнесмен организовал на принадлежащем ему участке земли гостиницу для собак. К какому типу относятся его затраты на данный фактор производства?
А14. Жители многих городов страны обнаружили, что на протяжении года цены на товары и услуги стабильно увеличиваются, а качество не изменяется. О каком экономическом явлении свидетельствует данный факт?
А15. Верны ли следующие суждения о факторах производства? А. В современной экономике важнейшим фактором производства становится информация. Б. Количество используемых в экономике факторов производства ограниченно.
А16. Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память?
А17. К социальным нормам относятся
А18. Какая функция семьи проявляется в организации совместного летнего отдыха?
А19. Циркуляр «о кухаркиных детях», изданный в России при Александре III и ограничивавший поступление в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей», объективно вёл к
А20. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека? А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом. Б. Между понятиями «социальная роль» и «социальный статус» различия отсутствуют.
А21. Государство в отличие от других институтов политической системы
А22. Ведущей идеей либеральной идеологии является признание
А23. К признакам понятия «политический режим» относит-ся(-ятся)
А24. Глава государства Н. избирается собранием выборщиков и выполняет представительские функции. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Глава правительства — премьер-министр. Какую форму государства иллюстрирует данный пример?
А25. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе? А. Ассоциация учителей «За гражданское образование» представляет собой пример организованной гражданской инициативы. Б. Институтами гражданского общества выступают министерства, ведомства, местные администрации.
ЧАСТЬ 2 В1. Установите соответствие между характеристиками и формами чувственного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКА A) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа Б) сохраняющийся в памяти обобщённый чувственно-наглядный образ предмета B) отражение в сознании человека отдельных свойств предметов ФОРМА ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ 1) ощущение 2) представление Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В2. Найдите в приведенном ниже списке требования, которые потребитель может предъявить продавцу при продаже товара ненадлежащего качества, и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) уменьшения покупной цены; 2) возмещения убытков, причиненных вследствие пользования товаром; 3) возмещения упущенной выгоды; 4) возмещения морального вреда; 5) устранения недостатков товара за счет продавца; 6) возмещения расходов на исправление недостатков товара потребителем. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. В3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Рост цен в России в январе 2007 г. оказался «скромнее» прогнозов большинства экономистов. (2) Инфляция в первом месяце года составила 1,7% (2,4% за январь 2006 г.). (3) Скорее всего, замедлению показателя способствует и снижение цен на нефть на мировых торговых площадках, и стабилизация цен на бензин на внутреннем рынке. (4) Возможно, сыграла свою роль в январской статистике и аномально тёплая зима. Определите, какие положения текста носят А) фактический характер, Б) характер оценочных суждений. Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором есть пропущенные слова. « … (1) современные ученые называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы … (2), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется … (3). Глобализация — … (4) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление … (5) общества, с другой — обостряются экономические разногласия стран Запада со странами «третьего мира», обостряется проблема … (6)». Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется.
Б) разделение труда
Г) глобализация Д) противоречивый Е) массовая культура Ж) сельское хозяйство 3) информационное И) компьютер Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
ЧАСТЬ 3 Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребёнку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни. Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребёнка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удаётся восстановить благоприятный стиль общения в семье. Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии — известный американский психолог Карл Роджерс — назвал его «личностно центрированным», то есть ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься. Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям <...> противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан прежде всего на понимании ребёнка — его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности. <...> из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывачи в детстве. (Ю. Б. Гиппенрейтер) С1. Какие два подхода к воспитанию детей называет автор? Приведите авторскую характеристику одного из них. Опираясь на собственные знания и опыт; укажите, чем характеризуется второй подход. С2. Удовлетворение какой потребности детей автор считает жизненно важной? Опираясь на знания курса и опыт, приведите два доказательства справедливости этого утверждения. С3. Раскройте на двух примерах различные проявления воздействия культуры на политику. С4. Четырнадцатилетний подросток совершил вооружённое нападение на прохожего. Суд квалифицировал его деяние как преступное. Приведите любые два аргумента (основания) для данного решения. Какой вид ответственности повлекут за собой действия подростка? С5. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.
ОТВЕТЫ ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2
Критерии оценивания заданий ЧАСТИ 3 С1. Какие два подхода к воспитанию детей называет автор? Приведите авторскую характеристику одного из них. Опираясь на собственные знания и опыт, укажите, чем характеризуется второй подход.
С2. Удовлетворение какой потребности детей автор считает жизненно важной? Опираясь на знания курса и опыт, приведите два доказательства справедливости этого утверждения.
С3. Раскройте на двух примерах различные проявления воздействия культуры на политику.
С4. Четырнадцатилетний подросток совершил вооружённое нападение на прохожего. Суд квалифицировал его деяние как преступное. Приведите любые два аргумента (основания) для данного решения. Какой вид ответственности повлекут за собой действия подростка?
С5. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы: 1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; 2) раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа; 3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт
|
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Включает 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный | Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Включает 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный | ||
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Включает 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный | Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Содержит задания двух уровней: 16 заданий базового уровня и 6 – повышенного уровня | ||
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... С выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный. При выполнении задания части 1 обведите кружком... | Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе/Е. Л. Рудковская, Л. Н. Боголюбов и др | ||
Инструкция по выполнению работы. На выполнение экзаменационной работы... А включает 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, только один из которых правильный | Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Включает 60 заданий (А1-А60). К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный | ||
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Включает 30 задания (А1-А30). К каждому заданию дается 4 ответа, один из которых правильный | Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009... | ||
Инструкция по выполнению работы Для выполнения экзаменационной работы... Включает 35 заданий. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный | Инструкция по выполнению работы Для выполнения экзаменационной работы... Содержит 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 ответа, из которых правильный только один | ||
Инструкция по выполнению работы на выполнение экзаменационной работы... Включает 30 заданий (А1-А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный | Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Включает 30 заданий (А1 – А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный | ||
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Демонстрационный вариант Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы | Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей |