37(575. 1) История создания и развитие “домов милосердия” в узбекистане





Скачать 103.82 Kb.
Название37(575. 1) История создания и развитие “домов милосердия” в узбекистане
Дата публикации16.09.2014
Размер103.82 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
УДК 37(575.1)

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЕ “ДОМОВ МИЛОСЕРДИЯ” В УЗБЕКИСТАНЕ

к.п.н.,доц Аскарова Угилой Мамашокировна

Узбекистан, Наманганский госуниверситет
После Независимости Республики Узбекистан особо уделено внимание на социальную защиту своих граждан. Поднятие данного принципа до государственной политики стало основой для материальной и духовной поддержки граждан, где формируются демократические принципы общественных отношений. Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов в своей книге «После нас должна остаться свободная и процветающая страна», утверждая о необходимости социальной защиты малообеспеченного населения при создании государства на основах принципа демократии и гуманизма, особо подчеркнул: «Основной и первостепенной задачей наших практических действий являются и будут являться социальная защита населения»

Воспитанники (сироты, или потерявшие связь с родителями) «Домов милосердия» являются субъектами государства и общества, нуждающиеся в особой социальной защите. В современных условиях наше государство осуществляет широко масштабные действия по социальной защите этих субъектов. Образование для воспитанников домов милосердия, помощь государства для удовлетворения их потребностей считается недостаточным. Каждый член общества должен нести ответственность за их судьбу. Следовательно, обеспечение совместного воспитания государства и общества воспитанников домов милосердия к социальной жизни общества является в настоящее время злободневной проблемой современной педагогики.

В любом государстве, в любом обществе были и есть и будут дети без родителей. В таких случаях всегда государство брало на себя обязанность воспитание и развитие этих детей.

В социальных отношениях принято использовать такие понятия, как «сирота», «сирота при живых родителях», «круглая сирота». «Сиротой » можно назвать детей, потерявших или отца или мать, а также детей, воспитывающиеся в семье, где живы один из родителей, детей считать «сиротами при живых родителей» можно тогда, когда один из родителей отказывается от своего ребенка, или не хочет отвечать за него. Термин «круглая сирота» обычно используется тогда, когда ребенок лишился и отца и матери, материальной и духовной поддержки родителей.

В Центральной Азии как и в других странах осиротевшего ребенка брали на воспитание родственники, или односельчане, близкие по месту жительства (махалли).Таких детей обычно называли «приемными детьми».

Отношение узбекского народа к таким сиротам на протяжении веков нашло отражение в устном народном творчестве и письменных источниках. В устном народном творчестве и письменных источниках нашло отражение такие качества детей, лишенных родительской ласки, как ранимость, различное поведение, в обществе отличающееся от детей имеющих родителей. В узбекских пословицах говориться о социальном статусе сирот и сиротстве, место данного явления в обществе, отношение окружающих.

Исламская религия считает быть милосердным по отношению сиротам (сагир) благим угодным делом богу, и наоборот, их ущемление – неугодным делом. Данные идеи нашли свое отражение в священных источниках – Хадисах. В частности, «Абу Хурайрага Расулуллох писал : Тот, кто помогает одиноким женщинам и проведает сирот получит благословение от бога на равнее с теми, кто совершает джихат или кто держит уразу днем и молиться» (77-глава). Такого рода утверждения можно найти и в хадисах Мурра аль-Фахрий ибн Амр, Хасана Басарий,Асмо ибн Умайда, а также в Коране (6-аят, 8-аят, 10-аят).

Великий мыслитель и поэт Алишер Навои уделял большое внимание воспитанию подрастающего поколения. Он в качестве государственного деятеля содействовал открытию медресе. Необходимо отметить тот факт, что он помог открыть несколько медресе для детей сирот. Этот мыслитель не только создал условия для получения образования детей сирот, но и обеспечивал их одежной, питанием и учебным инвентарем.

Хан Какандского ханства Худаёрхон также относился к сиротам. Он собирал детей сирот в своем дворце и воспитывал. Некоторые бедные семьи также отдавали на воспитание своих детей хану. Поскольку в дворце им давали образование, обеспечивали одеждой, обучали профессии. Эти дети в последствии служили во дворце, государственных учреждениях, конюшне, столовых и чайханах, в саду, в банях и т.д. Сиротам давали одежду, чапаны, сапоги, головной убор – дуппы и д.р. Тем, кто служил во дворце им предоставлялась одежда из атласа. Когда дети подрастали, их назначали на ответственные посты. Если проанализировать письменные источники, то мы увидим, что имена казначеев, охранников начинаются со слова «сагир».

В начале ХХ века до революции наемные рабочие назывались «лакеи». Обычно ими были сироты, дети потерявших родителей. Их нанимали на долгий срок. В частности, для скотоводства на один год, для земледелия на 8-10 лет, для прикладного искусства с 5 до 15 лет. Если сирота смотрит за стадом, то его заработок составлял 6-8 баранов, летняя и зимняя одежда, если земледелец –то 4-5 мешков пшеницы или 120-150 тенге денег в год. После окончания срока сирота имел право забрать свой заработок или продлить срок. Обычно за нанесенный ущерб платил сирота и поэтому такие дети на долго оставались на службе у богатых.

В бывшем социалистическом государстве были созданы специальные дома для детей сирот и беспризорников, интернаты. Общество и государство взяло на себя ответственность за воспитание сирот.

Так в 1918 году был принят декрет о создании Детских домов на основе сиротских домов. Позднее национализированные большие дома и сады богатых были переданы детским домам. Организованные Дома для детей в основном были двух видов:

  1. детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет);

  2. детские дома для детей школьного возраста (7-18 лет).

В 1917 году большевики запретили понятие благотворительность. Решение социальных проблем взяло на себя государство.

В этот период по всему Узбекистану были созданы отделы социального воспитания. Были созданы учреждения по правовой и социальной защите подростков. В 20 годы ХХ века функционировала организация «Комсод» (Вспомогающий комитет) для материальной помощи школе. Кроме того существовал фонд «Фонд бедняков», помогающий бедным. Этот фонд обеспечивал бедное население самым необходимым.

Руководимая В.Ф.Лубенцовым трудовая школа имени Карла Либхкнета стало самым главным событием в жизни Республики. Деятельность школы основывалась на принципы социальной педагогики. Это образовательное учреждение сумела воспитать более 600 детей сирот из пригорода, города Ташкент. В 1918 году Правительство Туркестанской автономной республики этой школе предоставила новое здание близ села Никольское. В 1919 – 1920 г.г. зима удалась на редкость холодная. Дети жили в неотапливаемых помещениях, где не было ни света, ни керосина. Несмотря на трудности быта, педагогический коллектив продолжал работать творчески. Во время школьных утренников молодые таланты показывали различные представления. Учитывая особенности своих учеников, педагоги школы воспитывали своих учеников на принципах требовательности и сильной дисциплины. Учебная и трудовая деятельность школы была социально ориентирована. Например, члены кружка «Нихол» самым бедным людям подарили 6 000 штук саженцев, 30 дехканам помогли в участие в сельскохозяйственной выставке. Участники кружка «Чистота» взяли под контроль питание, санитарно-гигиенические условия.

Учителя в свою очередь составляли учебные пособия по различным предметам. Занятия по труду, физической культуре и учебные и внеурочные занятия проводились по переменно. Во время весны, лета и осени занятия проводились на полях и садах. Дети вместе с выращиванием хлопка, пшеницы, риса, кукурузы, овощей занимались пчеловодством и коконоводством. Занятия такого рода помогли учащимся овладеть навыками агротехники и зоотехники. Еще один метод помогающий развитию самостоятельности и ответственности у детей – это система самоуправления, он в свою очередь формирует навыки общения в обществе.

Школьный коллектив сумел преодолеть все препятствия и в 1921 году это учебное заведение было реорганизовано в экспериментальное. За короткий срок талантливому и целеустремленному педагогическому коллективу удалось создать республиканский научно-методический центр . занимающийся повышением квалификации учителей, выпускающий методические рекомендации и программы для городских и сельских школ.

Коллектив школы создал первый методический учебник на узбекском языке «Библиотека сельского учителя». Кроме того, в 1925 году были опубликованы книга В.Лубенцова «Методика проведения уроков в начальных классах (на узбекском языке)», в 1928 году В.Ф.Лубенцова и Н.П.Архангельской хрестоматия для учителей начальных классов узбекских школ «Знание». Опыт учителей этой школы очень интересен, некоторые ее стороны необходимо исследовать для дальнейшего использования в современных условиях.

В детских домах работа с воспитанниками дошкольного возраста ведется на основе детских садов. Дети школьного возраста в детских домах организовывается на основе школьных учебных и воспитательных целей. Старшеклассники производственную подготовку проходили на учебном производстве или вспомогательных хозяйствах. Для углублений и развития полученных в школе знаний, а также для эстетического и физического совершенства детей в детских домах организовывались различные культурно-массовые мероприятия. Во время Второй мировой войны в стране для детей военнослужащих Вооруженных сил были организованы специальные детские дома, где воспитывались дети приехавшие из Украины, Белоруссии, Прибалтийских республик, а также из городов Москва и Ленинград. Во время Второй мировой войны в Узбекской социалистической республике было 40 Детских домов, в них воспитывались 7166 детей.

Во время войны узбекский народ проявил свои гуманистические, дружеские чувства детям различных национальностей и народностей, вследствие чего дети временно оставшиеся без родителей или круглые сироты смогли найти себе приют.

Изучение архивных документов показало, что 2 января 1942 года в Ташкенте проходившиеся собрание Женщин активисток приняло обращение. В нем частности говорится: «Не один ребенок, приехавший в Узбекистан не должен остаться без приюта, без материнской ласки».

После объявления данного обращения в течение нескольких дней 643 семьи взяли на воспитание мальчиков и девочек, эвакуированных из 69 разных городов и организаций. До сентября текущего года 1015 детей были взяты для воспитания, а 303 – были усыновлены. Одна из таких семей является семья из Ташкента кузнец Шорахмат ота и Бахринисо ая Махкамовых. Эта семья усыновила и удочерила и вырастила 11 детей различных национальностей.На примере Наманганской области можно показать:

14 января 1942 года бюро комитета Наманганской области Коммунистической партии и комитет Наманганской области Верховного совета Узбекистана приняли решение «О размещении и воспитании эвакуированных детей и детей сирот».

В этот период в республике существовало 214 детских домов, в них воспитывались 20 тысяч детей. В 1942 году в Наманганской области воспитывались в детском доме «Комсомолец», расположенном в селе Гова – 145 детей, в «Дедушка Ильич» е -82, в 16 детском доме, расположенного в общественной организации «Тулкин» города Наманган – 102, в общественной организации «Путь Ленина» -270, в детском доме имени «Воровский», расположенного в центре Папского района – 117, в детском доме «Украина», расположенного в Янгикурганском районе – 176, в школьном детдоме «Донбасс-3», расположенного в сельском совете Шаханд – 69, в детском доме для слепых города Наманган 125, всего 1252 детей. В 1943 году в Наманганской области существовало 20 детских домов, в них воспитывались 2257 детей. Кроме того в Уйчинском и Янгикурганском районах и в городе Намангане были организованы три детских дома (в настоящее время функционирует один детский дом «Мехрибонлик»).

Всего во время Второй мировой войны было эвакуировано 200 тысяч детей различных национальностей.

В эти годы и в Ферганской области были созданы более десяти детских домов (в настоящее время в Фергане, Маргилане и Коканде существуют три детских дома). В Андижанской области до 1933 года существовало 6 детских домов и 2 дома для детей инвалидов (Пахтаободский и Мархаматский районы).

Война 1941-1945 годов еще сильнее усугубило положение сирот. Отношение государства и общества к детям, пострадавшим от войны, изменилось. Государство старалась решить эту проблему путем создания школ-интернатов для эвакуированных детей и увеличением числа детских домов.

Прием и размещение эвакуированных детей и взрослых стало основным делом республики во время войны. В 1941 году в Ташкенте были размещены дети детских домов Зуева и Нижнего Крыма. Кроме того в городе Ташкенте функционировали 1-,2-,3-,15-,18 детские дома, 14- и 5- школы детские дома, детский дом белорусов, Дом младенца. Необходимо отметить, что в этих домах не было самого необходимого – кроватей, одеял, подушек, одежды. Все необходимое дало местное население.

В архивах города Ташкента сохранились регистрационные книги Дома младенца с 1941 по 1945 годов. В них встречаются записи об «усыновления». Такие заявления в Доме младенца в 1941 году с января по сентябрь составили 11 штук, а в ноябре 32 заявления, в декабре 79 заявлений, а в 1942 году январе их стало 86 штук. В эти годы в Ташкенте были организованы центры по приему и размещению несовершеннолетних детей в детские дома.

В 1942 году такие центры были созданы и в Ташкенте, и в Фергане, и в Намангане, и в Ургенче, и в Андижане, и в Турткуле. 2 – детский дом Калининского района Ташкентской области принял воспитанников детского дома из Одессы и двух детских домов из Луганска. Привезенные в это время 4 военно-музыкальные школы из городов Москва, Одесса и Воронеж также были размещены в детских домах. В 1942 году в Янгийулском районе был организован новый детский дом. Кроме того осуществляли свою деятельность детские дома в районах Риштон, Вобкент, Карши.

В Узбекистан были привезены дети из европейских стран, в частности в город Самарканд принял 21 детский дом из Польши и детей из Испании.

Автор знаменитого произведения «Фронтовые дневники», румынский публицист и писатель Х. Зинке тоже во время войны был эвакуирован в Узбекистан, когда ему было 18 лет. Он жил в семье колхозника Абдурасула Жураева из Самарканда.

Во время войны система детских домов резко увеличилось. К концу 1945 года в республике существовало 267 детских домов, в них воспитывались 30.792 детей.

После окончания Второй мировой войны уделялось внимание на улучшение условий проживания воспитанников, повышению качества образования детей в Детских домах. Большинство детей, эвакуированных во время войны в Узбекистан, после Победы возвратились в родные края. Оставшаяся часть осталась в Узбекистане.

В годы Независимости защита прав сирот и беспризорных детей является основным направлением политики государства. В первые же годы Независимости Республика Узбекистан ратифицировала Конвенцию «О защите прав детей» (1993 г.). Кроме того, правительство Республики Узбекистан на собраниях Олий Межлиса постоянно рассматривает проблемы детей, оставшихся без родителей. В частности, по инициативе Национального центра Республики Узбекистан по делам Прав человека были подготовлены проекты закона «Защите прав детей» и «О социальной защите сирот и детей, оставшиеся без родителей», которые были приняты Олий Межлисом Республики Узбекистан. В настоящее время социальная деятельность, направленная на формирование всесторонне развитой личности, упорядочивается на основе выше указанных законов.

Юридические клиники, созданные в Ташкентском государственном юридическом институте, в Международном университете дипломатии и экономики, в Академии внутренних дел Республики Узбекистан и в ряде других высших учебных заведениях, оказывают свою посильную помощь в защите прав детей - сирот, в защите от негативных влияний, а также помогают адаптироваться к социальной жизни и найти свое место в обществе.

Республика Узбекистан после Независимости стала уделять большое внимание домам Милосердия. Узбекское общество также не осталась в стороне. В настоящее время при адаптации воспитанников к социальной жизни активно включаются общественные организации и социальные субъекты. Эта активность является показателем того, что в обществе увеличивается число желающих взять на воспитание детей сирот с Домов милосердия.
Список литературы:

1. Каримов И.А. Наша цель: Свободная и процветающая родина. – Ташкент: Ўзбекистан, 1996. 380 с.

2. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской. – М.: НИИ общей и педагогической психологии АПН России, 1990. – 264 с.

3. Асқарова Ў.М. Эффективные способы подготовки к социальной жизни воспитанников домов милосердия Современные гуманитарные исследования. Москва. 2009 года. № 2.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

37(575. 1) История создания и развитие “домов милосердия” в узбекистане iconЕкатерина Михайловна Бакунина Подвиг милосердия
России, основательницей медицинского обслуживания в Тверской губернии, предвестницей женского медицинского образования, жизнь Екатерины...
37(575. 1) История создания и развитие “домов милосердия” в узбекистане iconПлан декады милосердия
Открытие на общешкольной линейке декады «Милосердия». Ознакомление с планом работы
37(575. 1) История создания и развитие “домов милосердия” в узбекистане iconПлан. Введение. I основная часть. История создания ООН а Лига Наций...
В современном мире именно с помощью международных организаций осуществляется сотрудничество между государствами. Международные организации...
37(575. 1) История создания и развитие “домов милосердия” в узбекистане iconУрок обж (10 класс) Тема урока : «История создания Вооруженных сил России»
Изложение нового материала. Показ фильма «История создания и развития вс россии» – 18 минут
37(575. 1) История создания и развитие “домов милосердия” в узбекистане iconВыборгского района
Русская изба; историко-краеведческий «Подвиг милосердия», рассказывающий о традициях милосердия и благотворительности в России и...
37(575. 1) История создания и развитие “домов милосердия” в узбекистане iconРеферат по дисциплине «Математика» на тему: «История развития математики»
Развитие математики началось с создания практического счёта измерения линий, поверхностей и объёмов
37(575. 1) История создания и развитие “домов милосердия” в узбекистане iconПояснительная записка Дисциплина «История благотворительности»
История развития социальной помощи изучается в тесной связи с развитием Российского государства, её социальной структуры и экономических...
37(575. 1) История создания и развитие “домов милосердия” в узбекистане icon“от сестры милосердия до медицинской сестры”
Ф. Найтингейл вместе со своими помощницами, среди которых были монахини и сёстры милосердия, отправилась в полевые госпитали сначала...
37(575. 1) История создания и развитие “домов милосердия” в узбекистане iconО проведении единого Урока Милосердия
Губернатора области – начальника департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области от 19 августа 2013 года №126-рп...
37(575. 1) История создания и развитие “домов милосердия” в узбекистане iconРеферат Тема : Развитие спорта в Узбекистане
Защищающие цвета национального флага молодые юноши и девушки, профессионалы индивидуальных и игровых дисциплин, демонстрируя на представительных...
37(575. 1) История создания и развитие “домов милосердия” в узбекистане iconДоклад «О реализации муниципальной программы «Ремонт дворовых территорий...
«О реализации муниципальной программы «Ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных...
37(575. 1) История создания и развитие “домов милосердия” в узбекистане iconЛитература Тема: «Тема чести и милосердия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Эор; развитие логического мышления и грамотной речи, умение формулировать основную мысль и заполнять сравнительную таблицу
37(575. 1) История создания и развитие “домов милосердия” в узбекистане iconКонспект урока история создания и система образов повести А. С пушкина...
Эор; развитие логического мышления и грамотной речи, умение формулировать основную мысль и заполнять сравнительную таблицу
37(575. 1) История создания и развитие “домов милосердия” в узбекистане iconОльга слепко при свете керосиновой лампы
Разваливающихся домов и домов с ветхими крышами я не помню. Все они, на мой детский взгляд, были опрятными и красивыми. Через деревню...
37(575. 1) История создания и развитие “домов милосердия” в узбекистане icon«История и теория аудиовизуальных искусств»
«Летят журавли» Михаила Калатозова. История создания, принципы построения. Пластика фильма
37(575. 1) История создания и развитие “домов милосердия” в узбекистане iconДоклад о реализации ведомственной целевой программы «Капитальный...
Спбгэту "лэти" / Сост.: Н. В. Лысенко, Ю. Д. Ульяницкий, С. С. Соколов, А. М. Мончак, Л. Я. Новосельцев, В. С. Алексеев, А. А. Погодин,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск