Скачать 201.68 Kb.
|
В Российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический и методический процессы по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет процесс развития образования: разработка различных вариантов его содержания; использование возможностей современной науки и повышение эффективности образовательных и методических структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. Процессы модернизации содержания образования, новые приоритеты в образовательной политике, изменение концептуальных ориентиров системы образования побуждают специалистов начального звена образования к поиску новых подходов к методической деятельности и особенно к содержанию процесса повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования специалистов. Режим поиска, размышления и инновации становятся нормой профессиональной деятельности педагога. В условиях модернизации общего образования приоритетной целью системы образования становится развитие личности, готовой к открытому взаимодействию с миром, к самообразованию и саморазвитию. В связи с этим одной из основных задач начальной школы становится задача формирования общеучебных умений, навыков и способов деятельности. Одним из средств реализации названных задач являются учебно-методические комплекты современной начальной школы. К ним относится УМК «Перспективная начальная школа». Данный УМК создавался в рамках решения проблемы обеспечения сельским школьникам равных возможностей в получении качественного общего образования и осуществления специальных мер по поддержке сельской школы, а также её реструктуризации. Однако в последнее время содержание УМК «ПНШ» широко заинтересовало учителей гимназий, лицеев, городских школ. Заинтересованность учителей начальной школы Кемеровской области оправдана, т.к. содержание УМК полностью отвечает современным требованиям начального образования. Основная идея учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, возраста, способностей, интересов, склонностей, развития как в условиях городской, так и сельской жизни - с естественно-природным ритмом жизни, с сохранением целостной картины мира, с удаленностью от крупных культурных объектов. Основная задача - создание единого ценностного и инструментального пространства жизни школьников средствами УМК. Образовательная программа курсов повышения квалификации «Реализация личностно ориентированного обучения младших школьников в аспекте УМК «Перспективная начальная школа» адресована учителям начальных классов, желающим повысить уровень профессиональной компетентности и научиться обучать современных детей современному содержанию образования. Цель: формирование и развитие профессиональной компетентности учителей начальных классов, необходимой для деятельности в постразвивающей модели обучения на примере содержания УМК «Перспективная начальная школа» Задачи: - формировать устойчивый мотив развития профессиональной компетентности у учителей начальной школы; - дать представление о тенденциях развития взаимодействия современного общества и образования; - познакомить слушателей курсов повышения квалификации с психолого-педагогической концепцией УМК «ПНШ»; -повысить технологическую (педагогическую, информационную, здоровьесберегающую) профессиональную компетентность учителей начальных классов, создав условия для качественного освоения педагогами технологий УМК «ПНШ»; - познакомить слушателей курсов повышения квалификации с особенностями преподавания курсов: математики, русского языка и литературного чтения, информатики и др. в УМК «ПНШ»; - ориентировать педагогов на эффективное внедрение и продвижение инициатив и инноваций УМК «ПНШ»; -актуализировать процесс формирования устойчивой мотивации учителей начальных классов к самообразованию и саморазвитию. Содержание программы предусматривает: освещение основных проблем реформирования и модернизации начального образования, нормативных и правовых основ образовательной деятельности; ознакомление с психолого-педагогическими принципами построения УМК «ПНШ», современными образовательными технологиями, применяемыми в УМК; анализ стандартов разных поколений - обязательного минимума содержания основных образовательных программ начального общего образования по математике, русскому языку, литературному чтению, информатике и др., БУП(а) с точки зрения реализации в УМК «ПНШ»; типических свойств концепции УМК «ПНШ». В рамках реализации программы предусматривается консультационная и методическая помощь учителям в освоении содержания и инструментария УМК «ПНШ»; обучение работе по составлению моделей: уроков, учебных программ, анализа уроков по УМК «ПНШ», самоанализа деятельности; участие в выездных тематических практических занятиях, открытых уроках, занятиях в педагогических мастерских под руководством ведущих педагогов начального образования г. Кемерово и области, авторов УМК, методистов АПКиППРО и др. Работа по программе предусматривает реализацию идей исследовательского, деятельностного, компетентностного, личностно ориентированного подходов в обучении учителей в процессе всей их курсовой подготовки. Это в конечном итоге должно создать благоприятные условия для формирования основ новой образовательной культуры педагога начальной ступени образования. Обучение по программе должно привести учителя к умению решать самостоятельно новые профессиональные задачи и работать по УМК «ПНШ». В процессе курсовой подготовки слушателям предлагается выполнение итогового задания. Например, презентация моделей уроков по УМК «ПНШ», защита эссе, реферата. В процессе реализации образовательной программы в рамках курсовой подготовки предусмотрены входящие, промежуточные, выходящие формы контроля в виде собеседований, анкет, тестирования, зачета. Данная программа составлена в соответствии и с учетом требований основных нормативных и правовых документов дополнительного профессионального образования специалистов: - приказа Министерства Общего и профессионального образования Российской Федерации от 18.06.1997г. № 1221 «Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ» во исполнение п. 42 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов»; - рекомендаций письма для учреждений дополнительного педагогического образования Министерства образования РФ от 22.05.2001 г. № 22-06-709 «О минимуме содержания программ курсов повышения квалификации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», а также с учетом содержания общих нормативных и правовых документов Российского образования. 1.1.Категория слушателей, на которых рассчитана программа повышения квалификации «Реализация личностно-ориентированного обучения младших школьников в аспекте содержания УМК «Перспективная начальная школа» 1.2. Сфера применения слушателями полученных профессиональных компетенций, умений, знаний:профессиональная педагогическая деятельность учителей начальных классов, работающих и желающих работать по учебно-методическому комплекту «Перспективная начальная школа»»
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Слушатель, освоивший программу, должен: 3.1. обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность: – создавать комфортную, развивающую психолого-педагогическую среду для каждого ребенка и всего класса в целом в рамках проведения воспитательно-образовательного процесса в школе в соответствии с общими направлениями модернизации начального образования (гуманизации и гуманитаризации), концепцией УМК «ПНШ» и его типическими принципами; - готовность создавать условия для формирования мета-предметных, предметных, универсальных учебных действий младших школьников; – планировать, организовывать, осуществлять, контролировать учебную и внеучебную деятельность обучающихся; - осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность по формированию гражданской и патриотической идентичности младших школьников; - на паритетных началах взаимодействовать с окружающим социумом, семьями обучающихся, проявлять толерантность и эмпатию к субъектам ВОП; 3.2. владеть: - методикой преподавания предметов и приемами начального обучения; - технологиями: педагогическими (базовыми и специфическими технологиями «УМК «ПНШ»); информационными; здоровьесберегающими; воспитательными технологиями; - коммуникативными навыками; 3.3. уметь: - создавать модели уроков по основным предметам «УМК «ПНШ» начальной школы, в соответствии с требованиями по реализации деятельностного, личностно ориентированного, дифференцированного образования; - создавать итоговую работу (в форме проекта, творческого отчета, эссе, реферата и пр.), используя собственный опыт работы и опыт работы коллег по курсам повышения квалификации с ориентацией на перспективу создания ими инновационных методических продуктов (программ: образовательных и учебных, методических рекомендаций, пособий и пр.), конкурсных работ; - целесообразно применять в воспитательно-образовательном процессе различные формы организации учебной и внеучебной деятельности (проектной; групповой, подгрупповой, парной, индивидуальной работы) младших школьников с учетом требований УМК;
Оценка качества освоения программы «Реализация личностно-ориентированного обучения младших школьников в аспекте содержания УМК «Перспективная начальная школа» («ПНШ»)» соответствует следующему уровню знаний и умений: - оценка «зачтено» ставится, если слушатели отвечают в 55-100% вопросов, предложенных им для собеседования; - не зачтено - до 55%. Оценка «зачтено» (за итоговую работу) ставится, если форма, содержание и её оформление соответствует требованиям, изложенным в положении КРИПКиПРО «Об итоговой работе», утверждённом на заседании Ученого Совета (Протокол № 60 от 05.06.2008г.). Формы и методы контроля и оценки результатов освоения модулей образовательной программы «Реализация личностно-ориентированного обучения младших школьников в аспекте содержания УМК «Перспективная начальная школа» («ПНШ»)»
Глоссарий программы курса Адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям его жизнедеятельности; приспособление строений и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Адекватность образования - мера соответствия полученного или получаемого образования объективным потребностям развития индивида как личности, работника, гражданина. Аномия - отсутствие четких эталонов и образцов социально одобряемого поведения; состояние общества, в котором у индивидов превалирует негативное отношение к нормам и моральным ценностям той или иной системы, в которой они действуют и живут (Э. Дюркгейм). Глобализация - распространение действия определенного фактора далеко за пределами той или иной государственной территории, той или иной сферы деятельности. Государственный образовательный стандарт - совокупность знаний, умений и навыков, необходимая и достаточная для достижения целей образования, оптимальный минимум содержания образования. Гуманизм - исторически изменчивая система взглядов на человека, в которой утверждается высокое общественное предназначение человека, ценность его как личности, право на свободу, счастье, развитие всех его способностей. Достижения - категория, отражающая степень прогресса в развитии личности по отношению к ее предшествующим проявлениям в образовательном процессе. Идеал образованности - социально значимые представления о наиболее желательных результатах образования, т.е. такой системе достижений учащихся, которая соответствует состоянию общества и способствует его динамике. Инновация в образовании - процесс частичных изменений каких-то отдельно взятых деталей образования или средств и способов их достижения; часто выражается в адаптации конкретной образовательной ситуации к изменениям, которые уже произошли в самой системе образования или в жизни общества. Интеграция - процесс или действие, имеющий своим результатом целостность; объединение и соединение, восстановление единства. Информатизация - организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, организаций и общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Информационная культура - свод правил поведения человека в информационном компьютеризированном обществе, в человеко-машинных системах, а также способность и поведенчески-психологическая готовность человека продуктивно использовать информационные возможности для пользования и обогащения мировой культуры человечества. Информационная технология - система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки и выдачи информации. Информационное общество - концепция общественного развития, согласно которой информация становится основной движущей силой технологического, экономического, социального и др. развития. Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах. Информационные средства обеспечения - программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для ЭВМ; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции и др. эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационные системы и программы, обеспечивающие их эксплуатацию. Информация - термин, обозначающий совокупность закодированных в знаковых системах данных о событиях, явлениях, процессах, имевших, имеющих или могущих иметь место в природе и обществе. Качество образования - интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить. Квалификация - мера освоения профессии или специальности, характеризуемая по степени готовности ее носителя к выполнению задач определенного уровня сложности. Коммуникация - связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. Компетентность - оценочный термин, выражающий меру соответствия понимания, знаний и реализуемых способов деятельности специалиста реальному уровню сложности выполняемых им задач и разрешаемых проблем. Культура - особая упорядоченная область явлений, противоположных “природному”, реализованная способность человека создавать искусственную среду (К.Леви-Стросс); выступает содержательным аспектом социальной жизни, биологически ненаследуемой информацией; включает в себя вещи, образцы человеческих отношений, технологии, символические объекты. Категория “культура” обозначает содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющее собой биологически ненаследуемые, созданные людьми объекты (артефакты), упорядоченный человеческий опыт. Личность - система устойчивых, социально значимых качеств человека. Личность - это человек, совокупность свойств которого позволяет ему жить в обществе в качестве полноправного и полноценного его члена, взаимодействовать с другими людьми и осуществлять деятельность по производству предметов культуры. Модернизация - изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям. В современном обществе под такими усовершенствованиями подразумевают экономический рост, индустриализацию, урбанизацию и т.п. Наука - специализированная область культуры, основные функции которой состоят в формировании системы логически упорядоченных знаний, основанных на специально организованном теоретическом и эмпирическом изучении реальности; построении рациональных прогнозов; управлении исследуемыми процессами на основе эксперимента. Нововведение (инновации) - это процесс введения в систему внутришкольного управления новых постоянных элементов, изменений в определенный участок, зону, среду. Т.о. нововведение можно рассматривать как процесс поиска, распространения, внедрения и реализации новшества. Новые информационные технологии - это системы целостных взаимосвязанных приемов, методов и средств анализа и обработки информации, осуществления коммуникаций. Образовательная парадигма - способ деятельности конкретного педагогического сообщества в конкретную эпоху. Образовательная среда - совокупность внешних условий, в которых протекает повседневная жизнедеятельность индивида, рассматриваемая под углом зрения имеющихся в ней возможностей для его развития как личности. Термин имеет два значения: а) комплекс образовательных услуг, реально доступных членам данной территориальной общности; б) совокупность социальных, экономических, культурных и иных обстоятельств, в которых совершается учебная деятельность. Общество - это большая и устойчивая группа людей, занимающая определенную территорию, имеющая общие формы хозяйственной деятельности, культуру, мировоззрение, осознающая свое единство. Оно представляет собой исторически развивающуюся, упорядоченную, самоуправляемую и достаточно автономную систему отношений, организационную форму совместной жизнедеятельности людей, трансформируемую и воспроизводимую в процессе их деятельности. Парадигма - признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса. Реформирование - теория и практика совершенствования общества путем реформ. Самоорганизация - процесс взаимодействия элементов системы, в результате которого меняется его состав, образуется новая структура и, как следствие, возникают новые свойства. Система - совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, в которой в результате внутреннего взаимодействия возникают новые свойства, отсутствующие у составных частей. Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социальная мобильность - изменение индивидом или группой лиц места, занимаемого в социальной структуре, перемещение людей из одного слоя в другой или смена занятий в пределах одного и того же социального слоя. Социальная роль - совокупность усвоенных и выполняемых человеком различного характера и уровня социальных функций и образцов поведения в соответствии с его социальным статусом. Социально-педагогическая среда - сообщество людей, объединенных общими образовательными ценностями и согласованной преобразовательной стратегией в области образования. Толерантность - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам, верованиям. Управление качеством образования - деятельность по проектированию, созданию и коррекции условий и ресурсов для результативного образовательного процесса. Ценности - материальные или идеальные предметы, которые нужны и полезны человеку с точки зрения удовлетворения его потребностей. Ценностные ориентации - предпочтения личности, позволяющие ей ранжировать объекты по значимости для нее. Они могут выступать в качестве побуждающих стимулов к достижению определенных целей, вследствие чего приобретать функцию регуляторов социального поведения. Перечень ключевых слов и понятий адаптация документ дополнительные образовательные услуги законодательство законодательная база конституционное право национально-региональный компонент норматив нормативно-правовое обеспечение непрерывное образование образовательный стандарт БУП образование как социальный институт общество индустриальное общество постиндустриальное (информационное) обучение традиционное общество социализация субъекты системы образования тип образовательного учреждения типовое положение развитие технологии модель проект зона ближайшего развития дидактические принципы модернизация Л.В. Занков Перспективная начальная школа Школа 2100 преемственность учебно-методический комплект постразвивающие УМК инновации проект деятельностный подход личностно ориентированное обучение компетентность компетентности компетенции технологии здоровье |
Реализация принципов личностно ориентированного подхода в преподавании географии Сидорова В. Н В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации её жизнедеятельности. Отсюда... | Рабочая программа по окружающему миру 1 класс умк "Перспективная начальная школа" Программа «Окружающий мир» Федотовой О. Н., Трафимовой Г. В., Трафимова С. А. (образовательная программа «Перспективная начальная... | ||
Программа по обучению грамоте Умк «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования... | Программа образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Новостроево Озерского района Калининградской... | ||
Рабочая программа по русскому языку и литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс Умк «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования... | Реферат Тема: «Формирование регулятивных ууд на уроке математики... Теоретическая часть: «Формирование регулятивных ууд на уроке математики по умк «Перспективная начальная школа». 6-11 | ||
Пояснительная записка по умк «перспективная начальная школа» Рабочая программа для 1-4 классов составлена на основе Примерной программы начального общего образования, Федерального компонента... | Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» «Литературное чтение» составлена на основе умк «Перспективная начальная школа», авторской программы Чураковой Н. А., Малаховской... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа и планирование составлено на основе: Программы по учебным предметам. Реализация образовательного стандарта второго... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа и планирование составлено на основе: Программы по учебным предметам. Реализация образовательного стандарта второго... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Горецкого В. Г и др. (Умк школа России). Данный умк ориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников, развитие... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Горецкого В. Г и др. (Умк школа России). Данный умк ориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников, развитие... | ||
Конспект урока по литературному чтению в 1 «Г» классе в рамках работы... Умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чуракова. Русский язык 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2011 | Образовательная программа начальной школы моу «калтайская сош» Умк «Перспективная начальная школа», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009г и концепцией учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных... | Формирование эстетического сознания младших школьников по учебно-методическому... Недалеко от дороги стояло засохшее дерево. Однажды ночью мимо проходил вор. Он увидел вдалеке силуэт и подумал, что это стоит полицейский... |