№
п/п
| Тема урока
| Цели и задачи.
| Элементы содержания. Термины и понятия.
| Оборудование
| Виды деятельности учащихся.
| Дата прове- дения.
|
1
| Россия – наша Родина.
| Формирование чувства гордости за свою Родину;
образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, националь-
ностей, религий;
уважительного отношения к разным светским и духовным традициям.
| Понятия: “государство”, “гражданин”, “конституция”, “государственные символы страны: флаг, герб, гимн”
| Государственный флаг России; Государственный герб России; Государственный гимн России (аудиозапись); физическая карта России; Конституция России; фотографии Москвы: Кремль, Красная площадь и др.; слайды с пейзажами России; запись песни “С чего начинается Родина”.
| Беседа, комментированное чтение, устный работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
2.
| Что такое светская этика?
| Воспитание у детей уважительного отношения к нормам морали, нравственным традициям своих предков;
- способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению отстаивать свою точку зрения.
| «Мораль», «этика», «нравственность», «светская этика», «религиозная этика».
Этика как наука, которая изучает мораль (правила поведения), она рассматривает поступки людей с точки зрения добра и зла.
Мораль как правила поведения, которые регулируют поведение людей, помогают разобраться в том, как поступать в жизни правильно.
| Карточки с иллюстрациями для игры «Правильно – неправильно».
| Игра, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
3.
| Мораль и культура
| Уяснить, почему культуру называют второй природой;
- развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.
| Культура как совокупность достижений человечества (то, что создано человеком).
Материальная культура – предметы человеческого труда.
Духовная культура как знания, идеи, традиции и обычаи, нормы и правила.
| Учебное пособие «Основы светской этики», диск DVD: мультфильм по мотивам украинской сказки «Соломенный бычок» (производство «Союзмультфильм», 1954г., режиссер О. Ходатаева (10 мин. 28 сек.)
| Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
4
| Особенности морали
| Уяснить особенности морали, кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе;
- воспитание у детей уважительного отношения к нормам морали, нравственным традициям своих предков.
| «Мораль», «нравственность», «Конституция».
| Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г.
| Комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
5
| Добро и зло
| Познакомить учащихся с понятиями: «добро», «зло», с проявлениями этих явлений в жизни;
- уяснить, почему нужно стремиться к добру.
| Добро и зло как основные этические понятия.
| Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., раздаточный материал: карточки с текстом (рассказ-миниатюра В.А. Сухомлинского «Кусок хлеба»).
| Беседа, комментированное чтение, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
6
| Добро и зло
| Познакомить учащихся с тем, как менялись представления о добре и зле в ходе истории;
- развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила.
| Добро, зло, гуманность.
| Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедиапроектор, компьютер, картина-презентация с изображением сказочных героев.
| Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации
|
|
7
| Добродетель и порок
| познакомить учащихся с понятиями добродетель, порок;
- развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила;
- развивать речь, логическое и ассоциативное мышление.
| Добро, зло, добродетель, порок.
Добродетель – положительное качество человека: умение делать добро; стремление творить добро, быть похожим на нравственную личность (дружелюбие, вежливость, честность, ответственность, способность сопереживать и т.д.)
Порок – недостаток человека, свойство характера, которое позорит его (лживость, хвастовство, зазнайство, лень, грубость и т.д.)
| Учебное пособие «Основы светской этики»
| Комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа
|
|
8
| Добродетели и пороки
| Развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила;
- способствовать умению отстаивать свою точку зрения.
| Добродетель, порок, чувство собственного достоинства.
Добродетель – способность во всем поступать наилучшим образом. Аристотель.
| Диск DVD: мультфильм по мотивам русской народной сказки «Недодел и передел» (производство «Союзмультфильм», режиссер Е.Сокольский(7 мин. 30 сек.), серия «мульти-пульти» панорама 27), компьютер.
| Комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
9
| Свобода и моральный выбор человека
| Познакомить учащихся с понятиями свобода, моральный выбор, моральный конфликт;
- развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила.
| Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора.
Моральный конфликт.
| Учебное пособие «Основы светской этики», DVD «Бабушкины сказки» мультфильм «Дудочка и кувшинчик» (режиссер М.Громов).
| Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации
|
|
10
| Свобода и ответственность
| Познакомить учащихся с понятиями ответственное поведение, свободный выбор личности, отношения
ответственности;
| Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности.
| Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
| Комментированное чтение, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
11
| Моральный долг
| Познакомить учащихся с понятиями моральный долг, моральная обязанность.
| Моральный долг. Моральная обязанность.
| Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. – М.: Педагогика, 1990г., стр.286 (рассказ «Несмелый мальчик»).
| Беседа, комментированное чтение, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
12
| Справедливость
| Познакомить учащихся с понятиями справедливость, моральные правила справедливого человека.
- развить умение принимать решение, исходя из определенного морально правила.
| Справедливость как моральное правило, регулирующее отношение между людьми при распределении благ, наград, наказаний, доходов и т.п.
| Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
| Беседа, комментированное чтение, устный работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
13
| Альтруизм и эгоизм
| Познакомить учащихся с понятиями альтруизм и эгоизм;
- способствовать умению отстаивать свою точку зрения.
| Альтруизм. Эгоизм. Разумный эгоим.
Альтруизм как нравственная жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков .Эгоизм – действия, направленные на удовлетворение личных интересов.
| Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
| Игра, устный творческий рассказ на тему, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
14
| Дружба
| Познакомить учащихся с тем, какие отношения существуют между людьми, что такое дружба, чем дружеские отношения отличаются от других отношения.
| Дружба. Черты дружбы: избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия, общность интересов.
| Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
| Беседа, комментированное чтение, устный работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
15
| Что значит быть моральным?
| Познакомить учащихся с тем, как светская этика отвечает на вопрос: «Что значит быть моральным?»
| Люди сами определяют. Что такое добро и зло.
| Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
|
|
|
16
| Творческие проекты учащихся
| Подготовить творческие проекты учащихся
| Понятия, изученные на предыдущих уроках.
| Учебное пособие «Основы светской этики».
| Оформление и корректировка творческих проектов учащихся.
|
|
17
| Подведение итогов
| Воспитание у детей уважительного отношения к нормам морали, нравственным традициям своих предков;
- способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению отстаивать свою точку зрения.
| Понятия, изученные на предыдущих уроках.
| Презентация работы курса «ОСЭ», творческие проекты учащихся.
| Выступление обучающихся со своими творческими работами.
|
|
18
| Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества
| Уяснить, в чем состоит значение семьи для человека;
- развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.
| Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.
Понятия рода и семьи.
Возникновение родов.
Нравственные отношения в роде.
Семья как основа моральных устоев человека.
| Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., рассказ «Письмо к внуку», стр. 132).
| Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
19
| Нравственный поступок
| Познакомить учащихся с понятиями поступок, нравственный поступок, мотив, цель поступка, средства достижения цели, действие, результат.
| Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.
| Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
| Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
20
| Золотое правило нравственности
| Научить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их;
воспитывать желание делать выбор в пользу добра;
следовать за добрыми влечениями сердца и совести.
| Золотое правило нравственности.
| Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
| Игра, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
21
| Стыд, вина и извинение
| Познакомить учащихся с понятиями стыд, чувство вины.
Научить, когда принято извиняться.
| Стыд – тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми.
Вина – переживания человека по поводу своего несоответствия нормам, невыполнения долга перед собой.
| Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
| Игра, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
22
| Честь и достоинство
| Познакомить учащихся с понятиями честь и достоинство, как проявляются честь и достоинство в повседневной жизни.
Научить, как развить в себе достоинство и честь.
| Честь – это готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства, пренебрегая при этом даже угрозой для жизни.
Честь – это одно из главных достоинств человека, определяющих всю его жизнь.
Достоинство - морально-нравственная категория, означающая уважение и самоуважение человеческой личности.
| Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
|
|
|
23
| Совесть
| Познакомить учащихся с понятием совесть;
развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.
| Совесть. Различие понятий «совесть» и «стыд».
| Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
| Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
24
| Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы
| Познакомить учащихся с понятием нравственные материалы, правилами честного поединка;
развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила.
| Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.
| Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
| Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
25
| Джентльмен и леди
| Познакомить учащихся с тем, кто такие рыцари, настоящие леди;
-развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила.
| Кто такие рыцари, джентльмены и леди.
Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.
| Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
| Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
26
| Образцы нравственности в культуре Отечества
| Познакомить учащихся с нормами-образцами нравственного поведения в культуре России;
-развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила.
| Нравственность. Культура.
Патриот. Защитник Отечества.
Труженик. Коллективист.
| Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
| Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
27
| Этикет
| Уяснить, какие правила этикета должен знать каждый;
-развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила.
| Что такое этикет. Об одежде и этикете. О значении речи для этикета.
| Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
| Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
28
| Семейные праздники
| Уяснить, когда и как появились праздники, какое значение имеют праздники;
-развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила.
| Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники.Что такое подарок и как его выбирать.
| Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
| Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
29
| Жизнь человека – высшая нравственная ценность
| Уяснить понятия жизненные ценности, высшая ценность;
-развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила.
| Высшая ценность для человека – его жизнь.
| Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
| Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
|
30
| Любовь и уважение к Отечеству
| Подвести итоги изученного курса, вспомнить изученные понятия, в ходе беседы уяснить , что любовь – основа нашей жизни, это служение; отечество – это все мы.
| С чего начинается Родина? Она начинается с нашей любви , с того, что мы готовы сделать ради неё.
| Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
| Игра, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, подготовка к оформлению творческих проектов .
|
|
31- 32
| Подготовка творческих проектов
| Подготовить творческие проекты учащихся
| Понятия, изученные на предыдущих уроках.
| Учебное пособие «Основы светской этики».
| Оформление и корректировка творческих проектов учащихся.
|
|
34
| Итоговое занятие
| Воспитание у детей уважительного отношения к нормам морали, нравственным традициям своих предков;
- способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению отстаивать свою точку зрения.
| Понятия, изученные на предыдущих уроках.
| Презентация работы курса «ОСЭ», творческие проекты учащихся.
| Презентация творческих проектов
(народное творчество, стихи, песни, кухня ит.д.)
|
|