№ п/п
| Тема урока
| Основные понятия
| Виды деятельности
| Планируемый результат
| Требуемые ресурсы
| Домашнее задание, привлечение родителей
| Дата
|
план
| факт
|
1.
| Россия-наша Родина.
| Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государствен ные символы. Духовные традиции.
| Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.
Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности»
| Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
| Выставка книг о России. Флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и т.д.
| Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи.
|
|
|
2.
| Что такое светская этика.
| мораль,нравственность, светская и религиозная этика.
| Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.
Творческая работа «Составление предложений со словами культура».
| Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России.
| Учебное пособие «Основы светской этики». иллюстрации в пособии для учащихся.
| Прочитать статью пособия, обсудить с родителями её содержание
|
|
|
3.
| Культура и мораль.
| мораль, культура.
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку
Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности
| Знакомство с основами светской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
| Учебное пособие «Основы светской этики». иллюстрации в пособии для учащихся.
| Прочитать статью из пособия, ответить на вопросы.
|
|
|
4.
| Особенности морали.
| культура, материальная культура, духовная культура, мораль.
| Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры»
| Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию
| Учебное пособие «Основы светской этики». иллюстрации в пособии для учащихся.
| Подготовить рассказ об особенностях морали как особого вида духовной культуры
|
|
|
5.
| Добро и зло.
| добро и зло как основные этические понятия, гуманность.
| Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.
| Понимать и сопереживать чувствам других людей.
| Учебное пособие «Основы светской этики». иллюстрации в пособии для учащихся.
| Подготовить рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле.
|
|
|
6.
| Добро и зло.
| добро и зло как основные этические пон гуманность.
ятия,
| Знакомятся с основными определениями понятий этики, Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными»культуры, морали.
| Понимать и сопереживать чувствам других людей.
| Учебное пособие «Основы светской этики». иллюстрации в пособии для учащихся.
| Подготовить рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле.
|
|
|
7.
| Добродет-ель и порок.
| Добро, зло, добродетель, порок, чувство собственного достоинства
| Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их»
| Уметь уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов.
| Учебное пособие «Основы светской этики». иллюстрации в пособии для учащихся.
| Рассказать членам семьи и друзьям, что такое добродетель и порок.
|
|
|
8.
| Свобода и моральный выбор человека.
| Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт.
| Знакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и поведением людей. Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор».
| Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи.
| Учебное пособие «Основы светской этики». иллюстрации в пособии для учащихся.
| Подготовить рассказ с примерами поступков, предполагающих свободный выбор человека.
|
|
|
9.
| Свобода и ответствен-ность.
| Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности.
| Знакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и поведением людей. Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности»
| Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
| Учебное пособие «Основы светской этики». иллюстрации в пособии для учащихся.
| Подобрать примеры из литературы, в которых описывается ответственное поведение человека.
|
|
|
10.
| Моральный долг.
| Моральный долг. Моральная обязанность.
| Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях. Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг»
| Уметь осознавать ценности человеческой жизни.
| Учебное пособие «Основы светской этики». иллюстрации в пособии для учащихся.
| Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о долге человека.
|
|
|
11.
| Справедли-вость.
| Справедливость. Моральные правила справедливого человека
| Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях. Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия»
| Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
| Учебное пособие «Основы светской этики». иллюстрации в пособии для учащихся.
| Придумать рассказ о справедливом и несправедливом человеке.
|
|
|
12.
| Альтруизм и эгоизм.
| Эгоизм. Альтруизм. Разумный эгоизм
| Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях. Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма»
| Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
| Учебное пособие «Основы светской этики». иллюстрации в пособии для учащихся.
| Расскажи членам семьи и друзьям о том, что такое эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).
|
|
|
13.
| Дружба.
| Добродетельные отношения. Дружба.
| Анализируют человеком важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Коллективная рефлексия.
| Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
| Учебное пособие «Основы светской этики». иллюстрации в пособии для учащихся.
| Напишите небольшой рассказ о своем друге, пользуясь составленным планом. Обсудите его с родителями
|
|
|
14.
| Что значит быть моральным.
| Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы.
| Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях. Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть моральным – это значит …»
| Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.
| Учебное пособие «Основы светской этики». иллюстрации в пособии для учащихся.
| Начните вести дневник, в котором записывайте свои добрые дела и поступки.
Подготовьтесь к сочинению на одну из тем: «Россия – наша Родина», « Что такое добро и зло», «Человеческие добродетели и пороки», «Кто такой добродетельный человек», «Дружба в моей жизни», «Свобода и мораль» или др.
|
|
|
15.
| Что такое творческий проект? Урок-практикум.
|
| Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы.
| Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.
| Учебное пособие «Основы светской этики». иллюстрации в пособии для учащихся.
| Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала.
|
|
|
16.
| Защита творческих проектов.
|
| Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение.
| Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.
| Учебное пособие «Основы светской этики». иллюстрации в пособии для учащихся.
|
|
|
|
17.
| Род и семья – источник нравствен-ных отношений.
| Род. Семья. Фамилия. Родословная
| . беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи
| Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи.
Разыгрывая жизненные ситуации, усваивать образцы поведения членов семьи.
Уважительно относиться к родителям, членам семьи, к близким людям
| Учебное пособие «Основы светской этики». иллюстрации в пособии для учащихся.
| Выполни задания из пособия для учащихся.
|
|
|
18.
| Нравствен-ный поступок.
| Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи
| Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
| Учебное пособие «Основы светской этики». иллюстрации в пособии для учащихся.
| Выберите поступок любимого героя какого-либо произведения. Проанализируйте его с точки зрения признаков морального поступка. Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать моральным.
Вместе с родителями обсудите утверждение «Цель оправдывает средства». Согласны ли вы с этим утверждением. Обоснуйте свою точку зрения.
|
|
|
19.
| Золотое правило нравствен-ности.
| Золотое правило нравственности
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи
| Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
| Учебное пособие «Основы светской этики». иллюстрации в пособии для учащихся.
| Вместе с родителями попытайтесь оценить поступки героев сказки или другого произведения с точки зрения золотого правила нравственности.
|
|
|
20.
| Стыд, вина и извинения.
| Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи
| Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться сравнивать, сопоставлять, анализировать.
Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков.
Воспитание нравственных принципов собственного развития
| Учебное пособие «Основы светской этики». иллюстрации в пособии для учащихся.
| Расскажи членам семьи и друзьям о том, что ты узнал на уроке. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).
|
|
|
21.
| Честь.
| Честь. Достоинство. кодекс чести .
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи
| Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться сравнивать, сопоставлять, анализировать.
Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков.
Воспитание нравственных принципов собственного развития
| Учебное пособие «Основы светской этики». иллюстрации в пособии для учащихся.
| Подбери две-три пословицы, в которых бы говорилось о чести и достоинстве.
|
|
|
22.
| Совесть.
| Совесть. Стыд. Размышления. Чувства, Воля.
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи
| Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться сравнивать, сопоставлять, анализировать.
Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков.
Воспитание нравственных принципов собственного развития
| Учебное пособие «Основы светской этики». иллюстрации в пособии для учащихся.
| Расскажи членам семьи и друзьям о совести, спроси, что нового они узнали, над чем задумались.
|
|
|
23.
| Образцы нравствен-ности.
| Богатыри, правила честного поединка.
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи
| Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться сравнивать, сопоставлять, анализировать.
Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков.
Воспитание нравственных принципов собственного развития
| Учебное пособие «Основы светской этики». иллюстрации в пособии для учащихся.
| Подготовь рассказ на тему «Нравственный образец богатыря».
|
|
|
24.
| Образцы нравствен-ности.
| Рыцари, джентльмены, леди.
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи
| Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться сравнивать, сопоставлять, анализировать.
Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков.
Воспитание нравственных принципов собственного развития
| Учебное пособие «Основы светской этики». иллюстрации в пособии для учащихся.
| Подготовьте рассказ на тему «Джентльмен и леди» Что нового узнали? Чем дополнили? Над чем задумались? Приведите примеры ( из произведений литературы, кинофильмов, повседневной жизни и т.д.) джентльменских поступков или поведения настоящей леди. Обоснуй свою точку зрения.
|
|
|
25.
| Образцы нравствен-ности в культуре Отечества.
| нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист.
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи
| Реализация межпредметных связей с окружающим миром, музыкой, литературным чтением, изобразительным искусством.
Воспитание у учащихся уважительного отношения к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны, чувства гордости за своих предков, жертвовавших собой во имя свободы и независимости Родины
| Учебное пособие «Основы светской этики». иллюстрации в пособии для учащихся.
| Обсуди с родителями, кого из наши современников можно назвать героями, защитниками Отечества. Есть ли такие люди в твоей семье?
|
|
|
26.
| Этикет.
| Этикет. Образец. Правила этикета.
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи
| Овладение навыками культурного поведения, формирования нравственной культуры учащихся; отработка практических ситуаций проявления этикета в обыденной жизни.
| Учебное пособие «Основы светской этики». иллюстрации в пособии для учащихся.
| Вместе с родителями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник.
|
|
|
27.
| Этикет.
| Этикет, об одежде , о значении речи в этикете, правила этикета
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи
| Овладение навыками культурного поведения, формирования нравственной культуры учащихся; отработка практических ситуаций проявления этикета в обыденной жизни.
| Учебное пособие «Основы светской этики». иллюстрации в пособии для учащихся.
| Вместе с родителями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник.
|
|
|
28.
| Семейные праздники.
| Праздники, возникновение праздников. Подарок. Праздничный ритуал.
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи
| Раскрытие межпредметных связей с литературным чтением, музыкой.
Пробуждение у учащихся интереса к народным праздникам.
Воспитание уважения к традициям своего народа
| Учебное пособие «Основы светской этики». иллюстрации в пособии для учащихся.
| Составить Праздничную программу «Приглашаю в гости…»
|
|
|
29.
| Жизнь человека- высшая нравствен-ная ценность.
| Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни.
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи
| Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться сравнивать, сопоставлять, анализировать.
| Учебное пособие «Основы светской этики». иллюстрации в пособии для учащихся.
| Подготовь рассказ на тему «Жизнь человека – высшая нравственная ценность»
|
|
|
30.
| Любовь и уважение к Отечеству.
| Отечество государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ.
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи
| Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться сравнивать, сопоставлять, анализировать.
| Учебное пособие «Основы светской этики». иллюстрации в пособии для учащихся.
| Расскажи членам семьи и друзьям о государстве и морали гражданина.
|
|
|
31-32.
| Итоговая презента-ция творческих проектов учащихся.
|
| Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.
| Участвуют в диспутах
учатся слушать собеседника и излагать своё мнение
|
|
|
|
|
33-34
| Итоговая презента-ция творческих проектов учащихся
|
| Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).
| Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации.
Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета.
|
|
|
|
|