Скачать 168.38 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 Доклад по теме Подготовила Величко И.Н., руководитель ШМО учителей начальных классов Новочеркасск 2013 «Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Новый век поставил перед школой новые задачи. Одна из главных – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. Для решения этих задач был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ. Введение ФГОС общего образования, одно из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и ведущий инструмент модернизации общего образования. Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС, – это переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у обучающихся компетенции самостоятельной навигации по освоенным предметным знаниям при решении конкретных личностно значимых задач, в том числе и в ситуациях неопределенности. Перед нами стоит цель – сделать наших учеников более самостоятельными. Причём с самых первых классов. В отличие от образовательных стандартов первого поколения (2004г.), которые были ориентированы на решение основной задачи - сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня его содержания, федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГСО НОО) предусматривают необходимость перехода к компетентностно-деятельностному подходу в обучении, который обеспечивает «достижение планируемых результатов начального общего образования и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности». Введение ФГОС НОО обусловлено следующими нормативными документами:
С 1 сентября 2011 года внедрение стандартов в начальной школе идёт в штатном режиме. Но педагогический коллектив нашей школы задолго до этой даты начал работу в этом направлении. Ее условно можно разделить на три этапа или модуля:
Основная образовательная программа начального общего образования нашей школы разработана рабочей группой, созданной в соответствии с приказом от 22.02.2011 № 29, рассмотрена на заседании Совета школы и рекомендована к утверждению (протокол от 17 марта 2011 г. № 3), утверждена приказом по МБОУ СОШ № 20 от 18 марта 2011г. № 36 и согласована учредителем. Структура образовательной программы соответствует Примерной образовательной программе и состоит из следующих разделов:
образа жизни
Целью реализации образовательной программы в МБОУ СОШ № 20 является:
Основная образовательная программа реализуется школой через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Ресурсы для реализации основной образовательной программы. Кадровый состав:
5 2 7 2 Материально-техническая база МБОУ СОШ №20:
Все кабинеты оснащены комплектами электронных учебно-наглядных пособий, карт. Мы считаем, что крайне важно формировать навыки, связанные с использованием современных технологий и мультимедийных средств, и не только в связи с их все большим распространением и влиянием на жизнь в обществе, но и потому, что они обладают способностью оказывать мощное влияние на значение и смысл многих привычных явлений и объектов, создавая прочные ассоциации, воздействующие на ход наших мыслей и чувств. С их помощью дети 1-2 классов на уроках чтения не только видели, но и слышали «живых» Агнию Барто, Корнея Чуковского (видео), вместе с ними читали стихи. На внеурочном занятии клуба «Зубренок» и уроках окружающего мира могли наблюдать движение планет вокруг Солнца (движущуюся модель), побывать в настоящем зоопарке, на уроках математики побывать в стране любимых героев мультфильма Смешарики, в гостях у Совуньи, на уроках письма учить правильное написание букв с помощью интерактивной прописи (движущаяся модель написания буквы). На своих уроках и внеурочных занятиях наши учителя с удовольствием пользуются дисками Кирилла и Мефодия. Возможности современных мультимедийных технологий очень обширны. В этом учебном году с подключением школы к высокоскоростному интернет (в каждом учебном кабинете) появилась возможность использования на уроках цифровых электронных образовательных ресурсов. Работа по оснащению кабинетов начальной школы на этом не завершается, в планах администрации школы – закупка цифровых лабораторий и виртуальных ЛОГО-роботов для организации исследовательской, проектной и творческой деятельности младших школьников. Учебный план МБОУ СОШ № 20 ФГОС НОО ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования. Реализуется в режиме 5-ти дневной рабочей недели. Максимальная (суммарная) нагрузка обучающихся соответствует нормативам, обозначенным в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и Примерном учебном плане для общеобразовательных учреждений Ростовской области. Инвариантная часть учебного плана МБОУ СОШ № 20 на 2012-2013 учебный год для 1-2-х классов полностью сохраняет номенклатуру обязательных учебных предметов, количество часов на их изучение в соответствии с примерным учебным планом Ростовской области для образовательных учреждений. Содержание образования на этой ступени реализуется за счет часов федерального компонента. Содержание учебного плана реализуется УМК «Планета знаний». «Планета знаний» - комплект учебников, в которых полностью реализован Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и воплощены идеи модернизации российского образования. Он позволяет обучать учащихся разного уровня подготовленности к школе и темпа развития, выстраивать индивидуальные программы развития учащихся, в том числе и для одаренных детей, сохранять и укреплять здоровье школьников, а нам - педагогам конструировать урок в соответствии с особенностями и потребностями учащихся класса с использованием новых образовательных технологий. Содержание, структура и организация учебного материала, дидактический, методический аппарат учебников в УМК «Планета знаний» направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов развития ученика на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД) и обеспечивают важнейшее требование новых образовательных стандартов — сформировать положительную мотивацию к получению знаний. Механизм формирования УУД направлен на развитие способностей учащихся к самоорганизации, саморазвитию, саморегуляции, самосовершенствованию. Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК «Планета знаний» и внеурочную деятельность. Дифференцированный подход в обучении по УМК «Планета знаний» может быть реализован на нескольких уровнях: на уровне материала — базового и повышенной сложности (вариативного), дифференцированных заданий, заданий по выбору; по видам деятельности — поисковая, творческая, интеллектуальная, исследовательская, проектная; в проектной деятельности — по формам работы (индивидуальная, коллективная), по выполняемой роли (профессиональной и социальной). Обеспеченность электронными приложениями к учебникам позволяет вести преподавание с использованием современных технологий по всем предметам с первого класса. Внеурочная деятельность, как часть основной образовательной программы начального общего образования регламентируется планом, Положением и рабочими программами педагогов. Введение часов на внеурочную деятельность учащихся (одно из достоинств новых стандартов) увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт финансово обеспеченные возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с учащимися. Внеурочная деятельность в первых классах в 2011-2012 учебном году осуществлялась по пяти направлениям. Модель внеурочной деятельности в прошлом году можно представить как школу «полного дня». В первых классах были организованы группы продленного дня и внеурочная деятельность не замыкалась рамками плана. Учителями были разработаны программы: «Риторика», «В мире красок», «Донские узоры», «Песни и сказки Тихого Дона», «Доноведение», «Безопасная дорога в школу», «Мир профессий», «Дончата». Общее количество часов, отведенное на их реализацию,- 10. Часы внеурочной деятельности увеличивают возможности школы дать детям первичные представления о своем крае. Такие занятия, как «Доноведение», «Песни и сказки Тихого Дона», «Донские узоры» обогащают социальный опыт ребенка ( семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Формирует у детей младшего школьного возраста целостные представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нем. Каждое занятие подкрепляется продуктивными видами деятельности. Это изготовление коллажей, коллективные композиции из поделок, рисунки. Знания и умения приобретенные на уроках углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин. Так же эти занятия увеличивают возможность организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с учащимися. Проектная деятельность, которой уделяется много внимания на уроках плавно переходит во внеурочную деятельность- это формирует пропедевтические знания о природных и социальных объектах и явлениях Донского края. Первоначальный опыт реализации этого нового направления деятельности школы показал, что не все формы внеурочной деятельности приняты детьми и родителями. Поэтому в текущем учебном году внеурочная деятельность претерпела изменения в содержательном плане.
«Занимательная математика» и «Веселая грамматика» направлены на решение нестандартных задач, развитие логики, творческих способностей ребенка. «Умелые ручки», «Сказочный театр», «Донские узоры», позволяют развивать мелкую моторику, что благотворно влияет на общее развитие. Кружок «Юный лингвист» востребован родителями, в эпоху глобализации знание иностранного языка на уровне свободного общения необходимо. Проект «Сказочный театр» реализуется по этапам: изготовление своими руками персонажей сказок, постановка сказки (кукольный спектакль), представление сказки в школе и д/с микрорайона. Т.о., содержание внеурочной деятельности реализует такие разделы основной образовательной программы начального общего образования как Программа формирования УУД, Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, Программа духовно-нравственного развития и воспитания. Вместе с тем реализация внеурочной деятельности выявила ряд нерешенных проблем: Стандарты позволяют вводить до 10 часов внеурочной деятельности в неделю – окончательное решение о количестве часов принимает школа в зависимости от своих возможностей и потребностей детей и родителей. Однако опыт прошлого года показал, что на уровне управления образования была директива – вести все 10 часов и для всех обучающихся! Но п.16 ст.50 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Обучающиеся имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом». Елена Низенко, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России в своих ответах на вопросы журналистов, опубликованных на портале информационной поддержки руководителей образовательных учреждений «Менеджер образования», сказала: «… кое-где на местах эту норму восприняли буквально: если в школе предусмотрено, например, 3 часа на внеурочную деятельность, то на эти занятия заставляют ходить всех учеников. И неважно, что ребёнок занимается в музыкальной или спортивной школе. Это неверный подход, поскольку внеурочная деятельность может обеспечиваться не только силами школы, но и с привлечением учреждений дополнительного образования, культуры, физкультуры, спорта. Это собственно зафиксировано и в тексте стандарта. Если учащийся посещает дополнительные занятия в другом учреждении, родители могут сообщить об этом в школу – написать заявление директору школы или уведомить его в другой форме (по решению образовательного учреждения), представить справку, и от часов внеурочной деятельности по соответствующему направлению в школе он может быть освобождён. – А может ли ребёнок не ходить на внеурочные занятия в школу, даже если нигде не занимается на стороне? – Нет, внеурочная деятельность теперь является обязательной, поскольку включена в стандарт. Выбор заключается не в том, чтобы соглашаться на внеурочную деятельность или не соглашаться, а в том, чтобы найти занятия по интересам в школе или за её пределами. В качестве аналогии – выбор не в том, будешь ты завтракать или нет, а в том, что ты выберешь из предложенного тебе меню». Реализация основной образовательной программы начального общего образования не сводится только к учебному плану и плану внеурочной деятельности. Большим подспорьем является деятельность учителя как классного руководителя и реализация программы воспитания. Основное значение воспитательной системы – развитие личности и формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству, реализация учебных и досуговых программ в интересах личности. Главными задачами воспитательной деятельности на ступени начального общего образования выступают:
Ведущими качествами личности ученика в данной ступени выступают:
Т.о, только интеграция основной образовательной программы начального общего образования и воспитательной системы школы позволят нам сформировать выпускника начальной школы, соответствующего требованиям ФГОС:
Завершая свое выступление, хочу отметить положительные и отрицательные моменты нашего опыта внедрения ФГОС НОО:
Проблем много, но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности. |
Доклад Стендовый доклад Доклад – это устный рассказ (сочинение) на заданную или самостоятельно сформулированную тему | 2. реферат реферат: 1 доклад на определённую тему, включающий обзор... Доклад – публичное выступление с сообщением по какой-либо теме, ограниченное по времени с наличием определённого алгоритма выступления:... | ||
Как написать доклад Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад... | Как написать доклад Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад... | ||
Как написать доклад Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад... | Как написать доклад Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад... | ||
Как написать доклад Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад... | Как написать доклад Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад... | ||
Доклад по теме: «Развитые протоколы» «мати» Российский государственный технологический университет имени К. Э. Циолковского | Доклад по теме: "Судебная защита трудовых прав граждан" Научно-практическая конференция Верховного Суда Российской Федерации по теме "Практика рассмотрения судами дел о защите трудовых... | ||
Доклад по теме: "Алкоголизм" В случаях длительного течения болезнь сопровождается стойкими психическими и соматическими расстройствами | Доклад-сообщение учителя начальных классов Денисенко Е. С. по теме... | ||
Доклад по теме: «Бразильская модель догоняющего развития» Московский государственный институт международных отношений (университет) мид РФ | Доклад. 2 Собеседование по теме: «Предмет риторики и виды красноречия» Составление вступительной и заключительной части своего выступления на заданную тему | ||
Конспект по теме «взаимосвязь палеогеографии с другими науками» Подготовить доклад на тему «Эволюция жизни в одном из геологических периодов (на выбор студента)» | Доклад, презентация или кроссворд по теме «Искусство 17 века» Презентации, доклады и кроссворды можно представить как в распечатанном так и в электронном |