Скачать 392.1 Kb.
|
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии школа №15 г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края Новые направления в ритмике и их место в структуре современного урока в коррекционной школе VIII вида методические рекомендации для учителей ритмики, хореографии и танца коррекционных школ VII – VIII вида и коррекционных классов общеобразовательных школ Антонова Лариса Юльевна Учитель высшей квалификационной категории г. Славянск-на-Кубани 2010 г. Введение Преподавание ритмики, хореографии и танца в коррекционной школе VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции нервно-психических процессов, поведения, личностных реакций, эмоционально-волевых качеств и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности. Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике и хореографии, способствуют общему развитию школьников, преодолевают отклонения, исправляют недостатки общей и речевой моторики, расширяют кругозор учащихся, их социально-бытовые ориентировки, корригируют познавательные психические функции (восприятие, память, внимание, мышление, воображение), воспитывают положительные качества личности (дружелюбие, коллективизм, дисциплинированность), активизируют творческие способности, способствуют эстетическому воспитанию. Цель занятий – коррекционно-развивающее обучение, улучшение состояния здоровья, повышение функциональных возможностей организма. Содержанием учебного материала является коррекционная музыкально-ритмическая деятельность учащихся. В начальных классах на уроках ритмики происходит формирование и накопление элементарных двигательных навыков. В 5 – 6 классах учебная программа более углубленная по объему уровня знаний и ритмических движений. Связанность и системность учебного материала достигается принципом поэтапности, то есть подбором такого материала, который базируется на предыдущем от простого к более сложному. Основная задача – обогащение практической деятельности: Важными задачами музыкально – ритмической деятельности являются:
Новые направления и формы работы Нуждается ли сегодня ритмика, как учебный предмет, в каком-либо особом внимании, ведь существует учебный материал, программы, стабильность практики. Развитие любого общественного явления подразумевает и развитие взгляда на это явление. Ритмика – это живой, постоянно движущийся прогресс, поэтому что-то должно уходить, уступая место новым формам, что-то видоизменяться и открываться. Уникальная возможность соединять и постоянно создавать внутри себя ситуацию смежности со многими другими дисциплинами делает ритмику столь значительной. Ритмика в современной педагогической и воспитательной работе, особенно с детьми с психофизическим недоразвитием, приобрела новую содержательную структуру, новые формы такие, как:
Эти формы и направления можно назвать синтезом движения – речи - музыки. Все разновидности форм разнопланово пронизаны идеей координации и коррекции. Они стимулируют развитие точности, ловкости, реакции, эмоций, мимики, воспитывают ансамблевую слаженность, а психогимнастические упражнения под музыку корригируют нагрузку на эмоции и двигательную активность детей, развивают самоконтроль, самооценку, способствуют своевременному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой. Новые направления в ритмике дают детям возможность накопления впечатлений и двигательных навыков. Ребенок не механичен, а органичен. Строить процесс познания нужно не через навязывание шаблонов и копирование образов, а через выбор, который ребенок делает сам, из множества предлагаемых и знакомых вариантов. В этом случае нет опасности, потерять собственную индивидуальность, ведь подражая, ребенок, особенно с нарушениями в развитии обучается и совершенствуется, переживая радость эстетического познания себя и мира. Каждое мгновение урока становится для ребенка интересным, лично-значимым и ценным. Все это помогает повысить интерес детей к занятиям, пробудить фантазию, активизировать творческие струнки каждого ребенка. Многолетний опыт работы в этом направлении показывает, что коррекционные задачи волне выполнимы, и дети уже к концу первого года обучения преодолевают многие свои недостатки. Во всех упражнения важно правильно и конкретно ставить перед ребенком задачу и добиваться ее выполнения, не доставляя ему излишнего нервного напряжения. Необходимо каждый раз обращать внимание на правильное, равномерное дыхание, артикуляцию, на развитие мышц речевого аппарата, мелких мышц рук и всего организма. Методы и приемы Опыт работы над коррекцией движений и речи у детей с психофизическими отклонениями дал возможность опробовать на практике и систематизировать новые формы и направления, а так же разрабатывать и применять более эффективные методы и приемы. Основными из них являются:
Ритмопластика Ритмопластика, в рамках общепринятой для коррекционных школ программы, предполагает:
Давно утвердившиеся схемы движений, вынуждающие ребенка участвовать в «синхронном параде» на любую тему, стирают естественную природную грацию детей. Новые направления в ритмике дают возможность накопления впечатлений и двигательных навыков, где многие вещи становятся эскизом будущего художественного воплощения. Традиционно педагоги «шлифуют» или «приглаживают» движения детей. Но в работе с аномальными детьми это желание постепенно исчезает, так как задача учителя – удовлетворить двигательную потребность ребенка, повысить двигательную активность, тогда и ребенок будет учиться правильно оценивать свои действия, стремиться к совершенству. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Ритмическая мозаика» и практический материал к ней, разработанные А.И.Бурениной, раскрывают новый путь развития детей – от подражания к самостоятельности и творчеству. Это неоценимый материал для работы учителя коррекционной школы. Композиции, этюды, танцы легки, доступны и понятны, достаточно быстро разучиваются с детьми, а главное – помогают творчески видоизменить их в зависимость от физической подготовленности детей, их возрастных особенностей и потребностей. Эвритмия В последние годы расширяются, и все больше используются в работе с детьми идеи и методы воспитания Вальдорфской педагогики. Одним из таких направлений стала эвритмия – искусство движения и один из методов гармонического развития ребенка. Так же, как ритм звучит в речи и в музыке, он может быть выражен в эвритмическом движении непосредственно ногами, руками, пальцами. Постепенно дети учатся все больше и больше проявлять себя в окружающем мире, пробуждаться для всего звучащего. Эвритмия, как искусство, ищет объективной духовной связи с языком и музыкой и с помощью "подвижной пластики" человеческого облика приводит к выражению скрытых в них законов, обычно воспринимаемых бессознательно. Таким образом, эвритмия претворяет слышимое в видимое, раскрывая новые грани прекрасного. Для учителя важно научить детей соблюдать такт, корректность в совместном исполнении движений. Логоритмика Широкое распространение получило и такое направление, как логоритмика. Это ритмо-речевые фонематические упражнения, способствующие развитию и коррекции речи и фонематического слуха ребенка, формированию артикуляционного аппарата, правильному интонированию и акцентированию, совершенствованию свободной речи, активному общению со сверстниками и педагогом. В отличие от ритмопластики, логоритмика предполагает четкий ритм в речи и движениях. Логоритмические игры и упражнения сопровождаются музыкой с четко выраженным ритмом или ударными народными или шумовыми инструментами, которые задают четкий темпоритм и его смену. В этом направлении можно широко использовать ритмический диктант, ритмическое «эхо», пальчиковый аккомпанемент, «танцы» рук, хлопки, притопы, удары палочек, карандашей и т.д. Ритмодекламация Формой взаимодействия речи и музыки является ритмодекламация – чтение стихов на фоне ритмического или музыкального сопровождения. Эта форма работы систематически используется на уроках ритмики, досугах и праздниках. Удачно подобранные по характеру текст и музыкальное произведение, помогают детям почувствовать образ, ритм и настроение, так как, произнося текст, ребенок активно воспринимает музыку. Исполнение произведения должно быть спокойным, умеренным по темпу, чтобы помочь ребенку почувствовать музыкально-поэтический образ, формируя тем временем естественное звучание его голоса и речевое дыхание, корректируя дикцию и выразительность. Главное, чтобы текст и музыка были понятны и доступны детям, иначе эффект от ритмодекламации может быть отрицательным – ребенок замкнется, чувствуя невыполнимость поставленной перед ним задачи, или будет механически копировать предложенный ему образ. Символы – жесты Одним из важнейших приемов является символ-жест. Систему символов часто используют в математике, чтение, письме и других дисциплинах. Они позволяют детям не только легче и быстрее запомнить материал, но и увеличивают объем знаний, активизируют зрительную память, речь, мышление, воображение, внимание, творческие способности детей, помогают быстрее адаптироваться в коллективе, увереннее чувствовать себя среди сверстников, активнее пробовать свои силы, быть более коммуникабельным. В пальчиковых играх, в которых любые образы широко известны и легко узнаваемы, ритмопластике, логоритмике и эвритмии, символы-жесты являются основой. Но это не язык глухонемых. Напротив, жесты подкрепляют яркий речевой образ, помогают эмоционально выразить смысл сказанного, быстрее запомнить стихотворный или песенный текст, последовательность движений в игре или танцевальной композиции. Уже после двух, трех занятий дети легко узнают по нескольким жестам песню или игру, пытаются самостоятельно исполнить ее. Еще через некоторое время исполнение становиться более выразительным, а главное, дети двигаются, поют, играют непринужденно и с удовольствием, активнее включаются в процесс обучения, самостоятельно контролируют свои движения и речь, оценивают действия и способности товарищей. В знакомых и любимых играх можно использовать такой прием, как игра на внимание «Найди ошибку» или «Что я пропустила?», особенно, если наблюдается утомляемость или сильное перевозбуждение у ребят, или необходимо переключить их внимание с одного вида деятельности на другой. Необходимо отметить, что символов не так уж много, поэтому в разных играх, текстах и танцевальных композициях одни и те же жесты порой имеют различные значения или видоизменяются незначительно. Однако, это ни сколько не смущает детей, а напротив, стимулирует их изображение. Система тренировочных музыкально-ритмических упражнений известного швейцарского музыканта-педагога Э.Жака Далькроза, развивающих память, музыкальный слух, внимание, пластичность, ритмичность, в наши дни получила широкое признание. Он считал, что эти умения надо развивать как можно раньше в доступной для детей форме. На первое место Далькроз ставил игру, «как естественную деятельность, в процессе которой ребенок познает жизнь и меньше всего утомляется, поэтому интерес и внимание в игре держатся дольше, чем в специальных упражнениях». Эту форму и нужно использовать как можно чаще. Корригирующие игры На основе системы Далькроза и возникли корригирующие игры, в которых речь, музыка и движения тесно связаны и дополняют друг друга. Эти три компонента активно укрепляют мышечный аппарат ребенка, формируют правильную осанку, развивают речь и голосовые данные. Вся система Жака Далькроза стала средством борьбы с аритмией, психозом, нервной неустойчивостью, проблемами с дыхательными путями, в лечебно – профилактических целях у детей, нуждающихся в двигательной и речевой реабилитации. Корригирующие игры как раз и подразумевают использование символов-жестов. Это – детские, потешки и попевки, чистоговорки, стихи, где каждое слово или строчка подкрепляется жестами. Возникающие образы более выразительны, близки и понятны. Развиваются детские эмоции, которые в свою очередь, сказываются на формировании правильной детской мимики. Важный этап в коррекционной работе – трансформация знакомых корригирующих игр из индивидуальных в парные, коллективные, подвижные (пример: игра «Апельсин», «Дом, который построил Джек», «Часы»). Импровизация, пантомима, творческий этюд Еще недостаточно применяемые формы -это импровизация, пантомима и творческий этюд. Хореографические этюды программные и свободные, с задачей ориентирования в пространстве или на заданную тему ("Начало весны", прохладно, солнце пригрело, подул ветер, похолодало; "солнечный луч" и т.д.). Пластические этюды с предметами (шарфы, платки и т.д.), с использованием знакомых жестов – символов; творческий подход к заданию. Все это требует достаточной подготовки учащихся: накопленных двигательных навыков, а так же эмоционального настроя. Психогимнастика В этом направлении не обойтись без психогимнастики под музыку. Именно она способствует развитию адекватных эмоций, правильной мимики, раскрытию игрового или музыкального образа, корригирует нагрузку на эмоции и двигательную активность детей, способствует своевременному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой. Методы и приемы в этом направлении довольно разнообразны:
Коммуникативные танцы-игры В работе с детьми с нарушениями в психофизическом развитии очень эффективны коммуникативные танцы-игры. Это, в основном, танцы с простыми движениями (поклоны, притопы, хлопки), включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет). Их происхождение связано с фольклорами разных народов. Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна, поскольку они доступны и в то же время привлекательны, вызывают яркие положительные эмоции, выполняют психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятие или не принятие партнера, как друга. Используя новые формы и направления в ритмике, можно разнообразить и структуру каждого урока, выбирая основные линии, не уходить от основных задач и этапов. Общеразвивающие упражнения легко заменит ритмопластика или корригирующая игра, ориентироваться в пространстве можно посредством эвритмии, элементарным музицированием станет логоритмика, а программные танцы и хороводы заменят яркие танцевальные композиции из «Ритмической мозаики» А.И.Бурениной или придуманные учителем совместно с детьми на основе накопленного опыта. Главное задуматься – что в итоге это даст детям, как повлияет на их полноценное развитие. Процесс творчества безграничен – возникают новые идеи, выразительные образы. Дети, не имеющие возможности реализовать себя во многих других видах деятельности, пробуют себя в творчестве, учатся жить в обществе, общаться с окружающими, становятся более дружелюбными и отзывчивыми. Важно, чтобы отношения учителя с ребенком были доверительные. Увлечь ребенка и укрепить веру в свои силы – вот задача педагога. Здоровьесберегающие технологии И, конечно же, современный урок ритмики предполагает применение здоровьесберегающих технологий, таких, как:
Здоровьесберегающие технологии не только благотворно влияют на здоровье учащихся с аномалиями в развитии, формируют правильную осанку, повышают работоспособность и двигательную активность, создают ощущение физического комфорта во время занятий, но и повышают уровень обучаемости детей, улучшают их нервно-психическое состояние и эмоциональный настрой, приучают к порядку, способствуют социальной адаптации детей в коллективе. Символы – жесты.
|
Рабочая программа разработана и спланирована по Программе специальных... Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат №4 VIII вида г. Прохладного | Пояснительная записка Учебные программы для V-IX классов специальных... Учебные программы для V—ix классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно отсталых детей)... | ||
Пояснительная записка Учебная программа по русскому языку и развитию... Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для... | Пояснительная записка рабочая программа по сбо разработана на основе... Рабочая программа по сбо разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по письму и развитию речи... Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе Программы Министерства РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных... | Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 7 класса... Скоу VIII вида составлена на основе допущенной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для... | ||
Рабочая программа по профессионально трудовому обучению специального... «Швейное дело, 7 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой М.:... | Образовательная программа для специальных (коррекционных) классов VII вида ... | ||
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное... «Швейное дело, 8 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой М.:... | Формулировать вопросы и выслушивать ответы Ученики специальных коррекционных школ VIII вида и особенно школ- интернатов ограничены в социальных и вербальных контактах, не имеют... | ||
Утверждено приказом №154 от 15. 06. 2011г. Положение о порядке проведения... Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных... | Программа адресована ученикам специальных (коррекционных) образовательных... Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник М.: Гуманит. Изд центр владос, 2000 | ||
Пояснительная записка Учебные программы для V-IX классов специальных... Рабочая программа по русской литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | Пояснительная записка рабочая программа разработана на основании:... Воронковой В. В. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1, Гуманитарный... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по сбо разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по сбо разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных... |