МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ ПРАВА УТВЕРЖДАЮ
_______________________
«______» ________________20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
Направление подготовки
030900 – Юриспруденция Наименование магистерской программы
030920 – Уголовный процесс, криминалистика и теория оперативно-розыскной деятельности; 030921 – Теория и история государства и права, история правовых учений; 030922 – Гражданское право
Степень выпускника
МАГИСТР Форма обучения
ОЧНАЯ
Ижевск 2012
I. ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 030900 – ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «МАГИСТР»)
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ 1. Область профессиональной деятельности магистров включает разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка, проведение научных исследований, образование и воспитание.
2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.
3. Магистр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
а) правотворческая;
б) правоприменительная;
в) правоохранительная;
г) экспертно-консультационная;
д) организационно-управленческая;
е) научно-исследовательская;
ж) педагогическая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4. Магистр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:
а) правотворческая деятельность:
подготовка нормативных правовых актов;
б) правоприменительная деятельность:
обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
составление юридических документов;
в) правоохранительная деятельность:
обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
охрана общественного порядка;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;
защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
г) экспертно-консультационная деятельность:
оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;
осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;
д) организационно-управленческая деятельность:
осуществление организационно-управленческих функций;
е) научно-исследовательская деятельность:
проведение научных исследований по правовым проблемам;
участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
ж) педагогическая деятельность:
преподавание юридических дисциплин;
осуществление правового воспитания. 2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);
компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в правотворческой деятельности:
способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
в правоохранительной деятельности:
готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);
способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
в экспертно-консультационной деятельности:
способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
в педагогической деятельности:
способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);
способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15). 3. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 1. ООП магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов
общенаучный цикл;
профессиональный цикл
и разделов:
практика и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре. БАЗОВАЯ (ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ) ЧАСТЬ
ООП М1.Б.01
Философия права
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА «ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
Концепция курса: Изучение философских проблем конкретной научно-предметной области является ключевым элементом становления профессионального мышления будущего специалиста, формирования у него навыков научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Изучение философии права обучающимися по направлению «Юриспруденция» способствует становлению методологической культуры анализа юридических явлений, расширению теоретической базы их исследования.
Курс спланирован как групповая учебно-исследовательская деятельность, что предполагает применение предусмотренных ООП форм проведения занятий и активное участие в них обучающихся, их самостоятельную работу. Содержание исследовательской деятельности магистрантов составляет анализ развития логической структуры права как принципа организации юридических явлений. Рассмотрение указанной проблемы позволяет в учебных целях продемонстрировать экспликацию онтологического, гносеологического, аксиологического и т.п. аспектов права в процессе его историко-философской рефлексии, многообразие методологических парадигм его изучения и сформировать основы их применения к анализу конкретных актуальных юридических проблем. Учебный характер деятельности проявляется в ознакомлении студентов с философско-правовыми текстами и формировании у них компетенций согласно требованиям ООП.
Цель курса: формирование у обучающихся предусмотренных ООП компетенций в ходе ознакомления ими с основными философско-методологическими подходами к изучению юридических явлений и решения на основе принципа парадигмальной дополнительности учебно-исследовательских задач в ходе аудиторно-групповой и самостоятельной работы. В частности, изучение курса модуля предполагает формирование общекультурных компетенций (согласно требованиям стандарта):
- ОК-1 осознание социальной значимости своей будущей профессии, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания;
- ОК-3 способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
- ОК-4 способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения;
- ОК-5 компетентным использованием на практике приобретённых умений и навыков в организации исследовательских работ.
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
ПК-15 способностью эффективно осуществлять правовое воспитание.
После изучения теоретического материала курса и решения практических задач магистрант должен:
- усвоить основные философско-правовые закономерности и философско-правовые категории;
- сформировать у себя основы философско-правового осмысления юридической реальности, а также основы правовой культуры;
- выработать для себя принципы профессионального мышления юриста
- научиться выражать и отстаивать свои мысли в ходе дискуссий, аргументировано обосновывая свои тезисы и их доказательства;
- владеть базовыми навыками философско-правового анализа, обнаружения и сопоставления важнейших философско-правовых идеологем;
- уметь использовать основные приёмы методологии правовой науки;
- уяснить роль философии права как формы познания права, постижения его смысла, утверждения его ценности и значимости в социальной жизни, в процессе формирования в российском обществе принципов свободы и справедливости;
- знать основные проблемы и тенденция развития современной западной и отечественной философско-правовой мысли;
- иметь представление об основных этапах развития философско-правовой мысли в её связи с решением проблем юридической практики.
Контроль сформированности компетенций осуществляется посредством выполненной магистрантом самостоятельной исследовательской работы, направленной на решение одной из методологических задач его магистрансткой работы. Компетенция считается сформированной, если в работе магистрантом:
- продемонстрирована социальная и теоретико-правовая значимость темы исследования;
- использованы материалы философско-правового характера, содержательно связанные с решаемой в его магистрантской работе юридической задачей,
- использована литература на иностранном языке,
- соблюдены требования, предъявляемые к результатам научной работы. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КУРСА «ФИЛОСОФИЯ ПРАВА» Распределение часов по темам курса и видам занятий
№ п/п
| Тема
| Количество часов
| всего
| лекц.
| практ.
| Методологическое введение в курс (4 часа)
| 1
| Философия права в системе философского и юридического знания
| 4
| 2
| 2
|
| Всего по блоку:
| 4
| 2
| 2
| Историко-философский блок (16 часов)
| 2
| Традиционалистские и метафизические концепции права
| 2
| 2
|
| 3
| Античная философско-правовая мысль
| 2
|
| 2
| 4
| Правовые учения в средневековой теологии
| 2
|
| 2
| 5
| Философско-правовые концепции Нового времени
| 2
| 2
|
| 6
| Классическая философия права
| 2
|
| 2
| 7
| Неклассическая и постнеклассическая философии права
| 2
|
| 2
| 8
| Философия права России
| 2
|
| 2
|
| Всего по блоку:
| 14
| 4
| 10
| Проблемно-отраслевой блок (8 часов)
| 9
| Методологические вопросы современных исследований права
| 4
| 2
| 2
| 10
| Философско-правовые аспекты конкретных юридических исследований
| 2
|
| 2
| 11
| Актуальные вопросы философско-правовых исследований в России
| 2
|
| 2
|
| Всего по блоку:
| 8
| 2
| 6
|
| Всего:
| 26
| 8
| 18
|
Самостоятельная работа – 80 часов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Лекция 1.
Философия права в системе философского и юридического знания (2 часа) Философское знание в системе научного знания: специфика, функции, особенности предмета и методов исследования, методологическая роль.
Социально-функциональные типы юридического знания (научное, технологическое, обыденное): их характеристики и взаимосвязь.
Философские аспекты юридических проблем: соотношение философско-правового, теоретико-правового и частно-научного знания. Объект и предмет как теоретические конструкты, создаваемые дисциплинарными методами и проблема дисциплинарных методов (на примере применения социологических теорий и методов в исследовании проблем отраслей права, а также анализа понятия «юридический метод»).
Проблемное поле философско-правовых исследований: понятия «правовая онтология», «правовая гносеология», «правовая аксиология» и их связи с общефилософскими подходами в изучении онтологической, гносеологической и аксиологической проблематики и с теоретико-правовыми исследованиями. Методологические и исторические типы философско-правовых теорий.
Социокультурный код: понятие, исторические типы и его методологическая функция. «Ценностно-нормативная онтология», «социально-юридическая система» как методическая база курса. Семиотические аспекты «социально-юридической системы», понятие «правового дискурса». Лекция 2.
Традиционалистские и метафизические концепции права
Архаичные способы обоснования нормативных предписаний социального действия. Парадокс тотальной юридичности архаического общества. Дифференциация юридической нормы и юридических отношений в аграрно-традиционалистских обществах; миф как «квазиценностный» способ обоснования юридической нормы. Объективизм юридической системы и юридических техник аграрно-традиционалистских обществ. Влияние юридических практик на становление логики (ньяя, мидраш).
Учение о соотношении «фа» и «ли» в китайской философии как пример легитимизации юридических предписаний, а также проблематичности рационально-легистского их обоснования.
Системный кризис микенского общества и его разрешение на основе изменения механизма социального кодирования. Характеристика логико-понятийного способа кодирования. Переход от «темис» к «номосу» как частный случай логизации обоснования социальных норм. Генезис права как принципа равной меры и регулятивного принципа юридической деятельности. Онтологические, гносеологические и этические проблемы нового социально-исторического типа юридической системы и их решение в рамках античного космологизма. Полисная законодательная и судебная система как техники логизации юридических практик. Римско-эллинистичекие теории как обобщение юридических практик на основе космологической онтологии. Взаимосвязь развития логики и юридических практик в античности. Античная трактовка «естественного права».
Проблема субъекта как завершение развития античной мысли. Её решение в форме «Божественной Личности» в христианстве. Теоцентричная онтология: понятие и основые черты. Августинизм и томизм – два исторических типа (платонизм и аристотелизм) теоцентричной онтологии. Решение правовой проблематики в учении бл. Августина и Фомы Аквинского. Трактовка понятия «естественное право» как обосновние права в качестве принципа равной меры Фомой Аквинским.
Роль католической церкви в сохранении принципа универсализма и его реализация в каноническом праве. Взаимосвязь канонического права и деятельности глоссаторов с развитием схоластики как метода логической обработки «эмпирического» материала, становление и расцвет средневековой юридической герменевтики.
Роль Византийской империи в рецепии римского права в Западной Европе и в государствах новообращённых народов. Влияние византийской традиции на развитие правовых представлений в Киевской и Московской Руси. Лекция 3.
Философско-правовые концепции Нового времени
Социальные предпосылки автономизации моральной и правовой социальных систем; конец метафизических онтологий. Рационализация (критический дискурс) как интеллектуальная реакция на этот процесс и как его элемент; становление рационалистических теорий права. Расхождение между теологией и методом протестанстких теорий права как исходный пункт формирования новоевропейских версий естественного права и юридического позитивизма. Теория Г. Гроция как первая рационалистическая теория права – особенности метода Г.Гроция.
Правовая философия XVI-XVII вв.. Философско-правовые взгляды французских просветителей.
И.Кант: начало трансцендентальной философии, правовые взгляды. Проекция на юридические явления категории «трансцендентальный субъект» как логической структуры право в качестве принципа равной меры.
Основные этапы развития трансцендентальной философии: классический, неклассический, постнеклассический. Решение философско-правовых вопросов в рамках трансцендентальной философии: классические философии права (Г.-В.-Ф. Гегель), неклассические философии права (П. Рикёр, Дж. Ролз, герменевтика), постнеклассические философии права (Ю. Хабермас, Н. Луман).
Параллели между иррациональным этико-эстетическим трансцендентализмом и юридическим позитивизмом. Учение о праве в философии марксизма. Англо-саксонский случай в контексте трансцендентализма. Лекция 4.
Методологические вопросы современных исследований права
Дискурсивность современного права, логическое ядро юридического дискурса.
Конструктивизм как методологический принцип; юридическая сфера как социальный конструкт и её функционирование. Обеспечение субъектности права в ситуации «пост-».
Проблема юридической истины, её обеспечение юридико-процессуальными средствами; гносеологический статус юридико-процесуальных средств.
Обеспечение справедливости, равенста, свободы правовыми средствами в условиях деаксиологизация права.
Философский аспект прав человека; парадоксальность субъекта коллективных прав.
Принуждение и право в современном обществе, «деэтатизация» права.
Иррационализм в праве. Право как основной способ удержания рациональности и гуманизма общества «пост-». ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
|