Рабочая программа дисциплины





Скачать 319.33 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины
страница1/3
Дата публикации15.07.2013
Размер319.33 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ ПРАВА
УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«______» ________________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

Направление подготовки

030900 – Юриспруденция
Наименование магистерской программы

030920 – Уголовный процесс, криминалистика и теория оперативно-розыскной деятельности; 030921 – Теория и история государства и права, история правовых учений; 030922 – Гражданское право

Степень выпускника

МАГИСТР
Форма обучения

ОЧНАЯ

Ижевск 2012

I. ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 030900 – ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «МАГИСТР»)

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ
1. Область профессиональной деятельности магистров включает разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка, проведение научных исследований, образование и воспитание.

2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.

3. Магистр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

а) правотворческая;

б) правоприменительная;

в) правоохранительная;

г) экспертно-консультационная;

д) организационно-управленческая;

е) научно-исследовательская;

ж) педагогическая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4. Магистр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:

а) правотворческая деятельность:

подготовка нормативных правовых актов;

б) правоприменительная деятельность:

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

составление юридических документов;

в) правоохранительная деятельность:

обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

охрана общественного порядка;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

г) экспертно-консультационная деятельность:

оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;

осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;

д) организационно-управленческая деятельность:

осуществление организационно-управленческих функций;

е) научно-исследовательская деятельность:

проведение научных исследований по правовым проблемам;

участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

ж) педагогическая деятельность:

преподавание юридических дисциплин;

осуществление правового воспитания.
2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);

компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в правотворческой деятельности:

способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

в правоохранительной деятельности:

готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

в экспертно-консультационной деятельности:

способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);

в организационно-управленческой деятельности:

способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);

способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

в научно-исследовательской деятельности:

способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

в педагогической деятельности:

способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
3. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
1. ООП магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов

общенаучный цикл;

профессиональный цикл

и разделов:

практика и научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
БАЗОВАЯ (ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ) ЧАСТЬ

ООП М1.Б.01

Философия права


  1. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА «ФИЛОСОФИИ ПРАВА»

Концепция курса: Изучение философских проблем конкретной научно-предметной области является ключевым элементом становления профессионального мышления будущего специалиста, формирования у него навыков научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Изучение философии права обучающимися по направлению «Юриспруденция» способствует становлению методологической культуры анализа юридических явлений, расширению теоретической базы их исследования.

Курс спланирован как групповая учебно-исследовательская деятельность, что предполагает применение предусмотренных ООП форм проведения занятий и активное участие в них обучающихся, их самостоятельную работу. Содержание исследовательской деятельности магистрантов составляет анализ развития логической структуры права как принципа организации юридических явлений. Рассмотрение указанной проблемы позволяет в учебных целях продемонстрировать экспликацию онтологического, гносеологического, аксиологического и т.п. аспектов права в процессе его историко-философской рефлексии, многообразие методологических парадигм его изучения и сформировать основы их применения к анализу конкретных актуальных юридических проблем. Учебный характер деятельности проявляется в ознакомлении студентов с философско-правовыми текстами и формировании у них компетенций согласно требованиям ООП.

Цель курса: формирование у обучающихся предусмотренных ООП компетенций в ходе ознакомления ими с основными философско-методологическими подходами к изучению юридических явлений и решения на основе принципа парадигмальной дополнительности учебно-исследовательских задач в ходе аудиторно-групповой и самостоятельной работы. В частности, изучение курса модуля предполагает формирование общекультурных компетенций (согласно требованиям стандарта):

- ОК-1 осознание социальной значимости своей будущей профессии, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания;

- ОК-3 способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

- ОК-4 способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения;

- ОК-5 компетентным использованием на практике приобретённых умений и навыков в организации исследовательских работ.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

ПК-15 способностью эффективно осуществлять правовое воспитание.

После изучения теоретического материала курса и решения практических задач магистрант должен:

- усвоить основные философско-правовые закономерности и философско-правовые категории;

- сформировать у себя основы философско-правового осмысления юридической реальности, а также основы правовой культуры;

- выработать для себя принципы профессионального мышления юриста

- научиться выражать и отстаивать свои мысли в ходе дискуссий, аргументировано обосновывая свои тезисы и их доказательства;

- владеть базовыми навыками философско-правового анализа, обнаружения и сопоставления важнейших философско-правовых идеологем;

- уметь использовать основные приёмы методологии правовой науки;

- уяснить роль философии права как формы познания права, постижения его смысла, утверждения его ценности и значимости в социальной жизни, в процессе формирования в российском обществе принципов свободы и справедливости;

- знать основные проблемы и тенденция развития современной западной и отечественной философско-правовой мысли;

- иметь представление об основных этапах развития философско-правовой мысли в её связи с решением проблем юридической практики.

Контроль сформированности компетенций осуществляется посредством выполненной магистрантом самостоятельной исследовательской работы, направленной на решение одной из методологических задач его магистрансткой работы. Компетенция считается сформированной, если в работе магистрантом:

- продемонстрирована социальная и теоретико-правовая значимость темы исследования;

- использованы материалы философско-правового характера, содержательно связанные с решаемой в его магистрантской работе юридической задачей,

- использована литература на иностранном языке,

- соблюдены требования, предъявляемые к результатам научной работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КУРСА «ФИЛОСОФИЯ ПРАВА»
Распределение часов по темам курса и видам занятий


п/п

Тема

Количество часов

всего

лекц.

практ.

Методологическое введение в курс (4 часа)

1

Философия права в системе философского и юридического знания

4

2

2




Всего по блоку:

4

2

2

Историко-философский блок (16 часов)

2

Традиционалистские и метафизические концепции права

2

2




3

Античная философско-правовая мысль

2




2

4

Правовые учения в средневековой теологии

2




2

5

Философско-правовые концепции Нового времени

2

2




6

Классическая философия права

2




2

7

Неклассическая и постнеклассическая философии права

2




2

8

Философия права России

2




2




Всего по блоку:

14

4

10

Проблемно-отраслевой блок (8 часов)

9

Методологические вопросы современных исследований права

4

2

2

10

Философско-правовые аспекты конкретных юридических исследований

2




2

11

Актуальные вопросы философско-правовых исследований в России

2




2




Всего по блоку:

8

2

6




Всего:

26

8

18


Самостоятельная работа80 часов.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Лекция 1.

Философия права в системе философского и юридического знания (2 часа)
Философское знание в системе научного знания: специфика, функции, особенности предмета и методов исследования, методологическая роль.

Социально-функциональные типы юридического знания (научное, технологическое, обыденное): их характеристики и взаимосвязь.

Философские аспекты юридических проблем: соотношение философско-правового, теоретико-правового и частно-научного знания. Объект и предмет как теоретические конструкты, создаваемые дисциплинарными методами и проблема дисциплинарных методов (на примере применения социологических теорий и методов в исследовании проблем отраслей права, а также анализа понятия «юридический метод»).

Проблемное поле философско-правовых исследований: понятия «правовая онтология», «правовая гносеология», «правовая аксиология» и их связи с общефилософскими подходами в изучении онтологической, гносеологической и аксиологической проблематики и с теоретико-правовыми исследованиями. Методологические и исторические типы философско-правовых теорий.

Социокультурный код: понятие, исторические типы и его методологическая функция. «Ценностно-нормативная онтология», «социально-юридическая система» как методическая база курса. Семиотические аспекты «социально-юридической системы», понятие «правового дискурса».
Лекция 2.

Традиционалистские и метафизические концепции права

Архаичные способы обоснования нормативных предписаний социального действия. Парадокс тотальной юридичности архаического общества. Дифференциация юридической нормы и юридических отношений в аграрно-традиционалистских обществах; миф как «квазиценностный» способ обоснования юридической нормы. Объективизм юридической системы и юридических техник аграрно-традиционалистских обществ. Влияние юридических практик на становление логики (ньяя, мидраш).

Учение о соотношении «фа» и «ли» в китайской философии как пример легитимизации юридических предписаний, а также проблематичности рационально-легистского их обоснования.

Системный кризис микенского общества и его разрешение на основе изменения механизма социального кодирования. Характеристика логико-понятийного способа кодирования. Переход от «темис» к «номосу» как частный случай логизации обоснования социальных норм. Генезис права как принципа равной меры и регулятивного принципа юридической деятельности. Онтологические, гносеологические и этические проблемы нового социально-исторического типа юридической системы и их решение в рамках античного космологизма. Полисная законодательная и судебная система как техники логизации юридических практик. Римско-эллинистичекие теории как обобщение юридических практик на основе космологической онтологии. Взаимосвязь развития логики и юридических практик в античности. Античная трактовка «естественного права».

Проблема субъекта как завершение развития античной мысли. Её решение в форме «Божественной Личности» в христианстве. Теоцентричная онтология: понятие и основые черты. Августинизм и томизм – два исторических типа (платонизм и аристотелизм) теоцентричной онтологии. Решение правовой проблематики в учении бл. Августина и Фомы Аквинского. Трактовка понятия «естественное право» как обосновние права в качестве принципа равной меры Фомой Аквинским.

Роль католической церкви в сохранении принципа универсализма и его реализация в каноническом праве. Взаимосвязь канонического права и деятельности глоссаторов с развитием схоластики как метода логической обработки «эмпирического» материала, становление и расцвет средневековой юридической герменевтики.

Роль Византийской империи в рецепии римского права в Западной Европе и в государствах новообращённых народов. Влияние византийской традиции на развитие правовых представлений в Киевской и Московской Руси.
Лекция 3.

Философско-правовые концепции Нового времени

Социальные предпосылки автономизации моральной и правовой социальных систем; конец метафизических онтологий. Рационализация (критический дискурс) как интеллектуальная реакция на этот процесс и как его элемент; становление рационалистических теорий права. Расхождение между теологией и методом протестанстких теорий права как исходный пункт формирования новоевропейских версий естественного права и юридического позитивизма. Теория Г. Гроция как первая рационалистическая теория права – особенности метода Г.Гроция.

Правовая философия XVI-XVII вв.. Философско-правовые взгляды французских просветителей.

И.Кант: начало трансцендентальной философии, правовые взгляды. Проекция на юридические явления категории «трансцендентальный субъект» как логической структуры право в качестве принципа равной меры.

Основные этапы развития трансцендентальной философии: классический, неклассический, постнеклассический. Решение философско-правовых вопросов в рамках трансцендентальной философии: классические философии права (Г.-В.-Ф. Гегель), неклассические философии права (П. Рикёр, Дж. Ролз, герменевтика), постнеклассические философии права (Ю. Хабермас, Н. Луман).

Параллели между иррациональным этико-эстетическим трансцендентализмом и юридическим позитивизмом. Учение о праве в философии марксизма. Англо-саксонский случай в контексте трансцендентализма.
Лекция 4.

Методологические вопросы современных исследований права

Дискурсивность современного права, логическое ядро юридического дискурса.

Конструктивизм как методологический принцип; юридическая сфера как социальный конструкт и её функционирование. Обеспечение субъектности права в ситуации «пост-».

Проблема юридической истины, её обеспечение юридико-процессуальными средствами; гносеологический статус юридико-процесуальных средств.

Обеспечение справедливости, равенста, свободы правовыми средствами в условиях деаксиологизация права.

Философский аспект прав человека; парадоксальность субъекта коллективных прав.

Принуждение и право в современном обществе, «деэтатизация» права.

Иррационализм в праве. Право как основной способ удержания рациональности и гуманизма общества «пост-».
ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины ФИЛОСОФИЯ
Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины финансовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Парламентское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины экологическое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологическое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины трудовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины гражданское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины предпринимательское право (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины жилищное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Жилищное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины избирательная система в РФ (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины уголовное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины муниципальное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Муниципальное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины административное право (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск