Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханская государственная медицинская академия»





НазваниеГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханская государственная медицинская академия»
страница1/3
Дата публикации15.07.2013
Размер0.55 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3
Приложение 3.1

к ОПОП ППО (ординатура)

специальность – ДЕТСКАЯ ХИРУРГИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Астраханская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

Кафедра детской хирургии

Рабочая программа (модуль 10)

по фундаментальным дисциплинам

нормальной и патологической физиологии

для ординаторов

ОД.О.03.01

Основная образовательная программа подготовки в ординатуре

специальность Детская хирургия

г. Астрахань 2012

Программа составлена заведующим кафедрой патологической физиологии − д.м.н, профессором Тризно Н.Н. в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5.12.2011 г. №1475н «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура)», приложением к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5.12.2011 г. №1475н «Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура)».


  1. Цель и задачи дисциплины. Формирование у ординаторов научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и болезненных состояний, принципах их выявления, терапии и профилактики; с помощью этих знаний обучить умению проводить патофизиологический анализ профессиональных задач врача, а также модельных ситуаций; сформировать методологическую и методическую основы клинического мышления и рационального действия врача.

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Ординатор должен знать:

-основные понятия общей нозологии;

-роль причин, условий и, реактивности организма в возникновении, развитии и завершении (исходе) болезней;

-причины и механизмы типовых патологических процессов и реакций, их проявления и значение для организма при развитии различных заболеваний;

-причины, механизмы и основные (важнейшие) проявления типовых нарушений функций органов и физиологических систем организма;

-этиологию, патогенез, проявления и исходы наиболее частых заболеваний органов и физиологических систем, принципы их этиологической и патогенетической терапии;

-значение экспериментального метода (моделирования болезней и болезненных состояний на животных) в изучении патологических процессов; его возможности, ограничения и перспективы,

-значение патофизиологии для развития медицины и здравоохранения; связь патофизиологии с другими медико-биологическими и медицинскими дисциплинами.

Ординатор должен иметь навыки:

-проведения патофизиологического анализа клинико-лабораторных,

экспериментальных и других данных и формулирования на их основе осложнений возможных причинах и механизмах развития патологических процессов (болезней);

-применения полученных знаний при изучении клинических дисциплин в

последующей лечебно-профилактической деятельности;

-анализа проблемы общей патологии и критической оценки современных

теоретических концепций и направлений в медицине;

-планирования и проведения (с соблюдением соответствующих правил) экспериментов на животных, обработки и анализа результатов опытов, правильного понимания значения эксперимента для изучения клинических форм патологии;

-интерпретации результатов наиболее распространенных методов диагностики;

-решения ситуационных задач;

-регистрации ЭКГ у экспериментальных животных и человека, определения по данным ЭКГ основных видов аритмий, признаков ишемии и инфаркта миокарда;

-проведения цитологической оценки воспалительного экссудата и определения фагоцитарной активности;

-подсчета и анализа лейкоцитарной формулы;

-по данным гемограммы формулировать заключение о наличии и виде типовой формы патологии системы крови;

- регистрации анализа показателей коагулограммы крови;

-по показателям вентиляции, газового состава крови и кровотока в легких определять типовые формы нарушения газообменной функции легких;

-дифференцирования патологических типов дыхания;

- по данным анализа мочи и клиренс-тестов давать характеристику типовых нарушений функций почек;

- дифференцирования различные виды желтух;

- оценки показателей кислотно-основного состояния (КОС) и определения различных видов его нарушений;

- дифференцирование различных типов гипоксии;

- по данным анализа желудочного и кишечного сока типовые нарушения секреторной функции желудка и кишечника;

- по характеру температурной кривой определять тип лихорадочной реакции;

- интерпретации результатов основных диагностических аллергических проб;

обоснование принципов патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний.

Ординатор должен иметь представление:

- об основных принципах выявления и профилактики заболеваний; патологии.

- об основных перспективных направлениях развития патофизиологии и общей патологии.

3. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

- физика;

- анатомия человека;

- гистология, эмбриология, цитология;

- биология;

- микробиология, вирусология, иммунология;

- химия (биоорганическая);

- биологическая химия;

- нормальная физиология.

  1. Объем и вид учебной работы (учебно-тематический план)

Темы

Часы по видам занятий

Аудиторные

Самостоятель-ная работа

Всего

Лекции

Семинары

Практ. занятия

Иммунопатологические процессы. Аллергия

1




1

2

4

Патология тканевого роста. Опухоли

1




1

2

4

Нарушение водно-солевого обмена. Отеки. Водянки.

1




1

2

4

Патофизиология внешнего дыхания. Гипоксии.

1




1

2

4

Патофизиология кровообращения.

1




1

2

4

Патофизиология желудочно-кишечного тракта. Язвенная болезнь.

1




1

2

4

Патофизиология печени и почек

1




1

2

4

Патофизиология системы крови. Анемии. Лейкоцитозы. Гемобластозы.

1




1

2

4

Патофизиология эндокринной системы.

1




1

2

4

Итого

36 часов – 1 зет


5. Содержание дисциплины

Практическое занятие № 1

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПАТОФИЗИОЛОГИИ. МЕХАНИЗМЫ

ПАТОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ БОЛЕЗНЕТВОРНЫХ ФАКТОРОВ.

Цель занятия – ознакомление со структурой предмета, его задачами, местом среди других медико-биологических дисциплин, изучение принципов моделирования патологических процессов, механизмов патогенного воздействия болезнетворных факторов на организм человека.

Вопросы для самоподготовки

1. Предмет и задачи патофизиологии; еѐ место в системе медицинских знаний.

2. Методы патофизиологии. Значение эксперимента в развитии патофизиологии и клинической медицины.

3. История развития патофизиологии.

4. Понятие об экзогенных и эндогенных болезнетворных факторах. Роль

окружающей среды в механизме развития болезни.

5. Классификация болезнетворных факторов окружающей среды и их

характеристика.

6. Характеристика физических патогенных факторов. Механизмы патогенного воздействия ионизирующего излучения, гипер- и гипотермии, перегрузок, электрического тока, гипер- и гипобарии.

7. Общая характеристика механизмов повреждающего действия химических патогенных факторов.

8. Механизмы болезнетворного влияния биологических патогенных факторов.

9. характеристика психогенных патогенных факторов.

10. Социальные патогенные факторы.

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите основные задачи патофизиологии.

2. Основные патогенетические факторы лучевой болезни.

3. Проявления и патогенез кессонной болезни. 4. Что такое кинетозы.

5. Проявления и патогенез действия на организм пониженного атмосферного давления.

Тестовые задания для самоконтроля

1. Как изменяется чувствительность организма к ионизирующей радиации при гипоксии? а) повышается; б) понижается; в) не изменяется .

2.Укажите условия, усиливающие патогенное действие электрического тока на организм: а) сухая кожа; б) эмоциональная готовность к воздействию тока; в) влажная кожа; г) легкое алкогольное опьянение; д) переутомление; е) сильное алкогольное опьянение; ж) перегревание; з) тиреотоксикоз; и) переохлаждение; к) наркоз.

3. Радиочувствительными клетками, органами и тканями являются: а) мышцы; б) костный мозг; в) головной мозг; г) эпителий; д) тимус; е) лимфоциты; ж) эмбриональные клетки.

4. Как изменяется давление крови в дуге аорты при продольной перегрузке? а) повышается; б) понижается; в) не изменяется.

5. Основным этиологическим фактором острой горной болезни является: а) снижение барометрического давления; б) снижение парциального давления кислорода в воздухе; в) ультрафиолетовое излучение; г) низкая температура.

Практическое занятие №2

УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ

Цель занятия – изучение современных представлений о природе и сущности болезни, её проявлений.

Вопросы для самоподготовки

1. Понятие о болезни. Медицинское и философское определение болезни и здоровья.

2. Исторические этапы развития представления о природе болезни.

3. Основные принципы современного представления о болезни.

4. Болезнь как диалектическое единство повреждения и защитно-приспособительных реакций организма.

5. Взаимоотношение общих и местных нарушений при болезни.

6. Признаки болезни. Понятие о синдромах и симптомах.

7. Составные части болезни: патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние.

8. Стадии болезни и её исходы. Выздоровление полное и неполное. Ремиссии, рецидивы, осложнения.

9. Умирание как стадийный процесс. Предагональное состояние, агония, клиническая смерть, биологическая смерть.

10. Патофизиология терминальных состояний. Принципы оживления организма.

11. Психосоматическое направление в медицине. Фрейдизм, неофрейдизм.

Вопросы для самоконтроля.

1. Чем отличаются понятия «болезнь» и «патологический процесс»?

2. Исходы болезней?

3. Что такое терминальные состояния?

4. Принципы классификации болезней?

5. Назовите общебиологические признаки болезни.

Тестовые задания для самоконтроля

1. Что такое семиотика? а) наука, изучающая болезни; б) наука, изучающая процесс протекания болезни; в) наука, изучающая причины болезни; г) наука о проявлениях и симптомах болезни.

2. Что такое патологический процесс? а) сочетание патологических и защитно-приспособительных реакций в организме; б) комплекс патологических реакций; в) кратковременное повышение АД.

3. Что такое ремиссия? а) возобновление болезни; б) полное выздоровление

человека; в) временное затухание болезни; г) остро протекающее заболевание.

4.Что такое рецидив? а) возобновление болезни; б) переход болезни в хроническую форму; в) симптом болезни; г) полное выздоровление человека.

5. К какой категории патологии относится врожденный вывих бедра? а) болезни; б) патологическому процессу; в) патологическому состоянию; г) патологической реакции.

Практическое занятие № 3

ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ. ПАТОГЕНЕЗ И САНОГЕНЕЗ

Цель занятия — изучение наиболее общих представлений о механизмах

возникновения, развития болезни и выздоровления организма.

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Содержание этиологии. Единство причин и условий в процессе формирования болезни.

2. Характеристика внешних и внутренних причин болезней.

3. Характеристика условий возникновения болезни. Условия внутренние и внешние.

4. Метафизический каузализм в этиологии (монокаузализм).

5. Кондиционализм.

6. Конституционализм в этиологии.

7. Определение понятий «патогенез» и «саногенез».

8. Роль этиологического фактора в патогенезе болезни.

9. Главное звено патогенеза, порочные круги патогенеза.

10. Повреждение как начальное звено патогенеза. Уровни повреждения.

11. Первичные и вторичные механизмы повреждения.

12. Понятие о реактивности организма. Классификация реактивности.

13. Влияние реактивности организма на патогенез болезни.

14. Понятие о резистентности организма.

15. Роль ЦНС и эндокринной системы в формировании резистентности и реактивности. Концепция «стресс» Г. Селье.

16. Механизмы саногенеза.

17. Понятие о типовых патологических процессах.

Вопросы для самоконтроля.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханская государственная медицинская академия» iconИ социальному развитию государственное образовательное учреждение...
...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханская государственная медицинская академия» icon«кировская государственная медицинская академия»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханская государственная медицинская академия» iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханская государственная медицинская академия» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханская государственная медицинская академия» icon«Био технология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дагестанская государственная медицинская...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханская государственная медицинская академия» iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханская государственная медицинская академия» iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханская государственная медицинская академия» iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханская государственная медицинская академия» iconВариант 1
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Оренбургская государственная медицинская...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханская государственная медицинская академия» iconМинздравсоцразвития России Государственное бюджетное образовательное...
Положение об ординатуре в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кировская государственная...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханская государственная медицинская академия» iconМинздравсоцразвития России Государственное бюджетное образовательное...
Положение о клинической интернатуре в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханская государственная медицинская академия» iconПояснительная записка
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «омская государственная медицинская академия»...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханская государственная медицинская академия» iconОсновная образовательная программа послевузовского профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-осетинская государственная медицинская...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханская государственная медицинская академия» iconБолеутоляющие (анальгезирующие) средства
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дагестанская государственная медицинская...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханская государственная медицинская академия» iconПравила приёма в аспирантуру
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Осетинская государственная медицинская...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханская государственная медицинская академия» iconГосударственное бюбжетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск