Скачать 323 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тюменский государственный университет институт психологии, педагогики, социального управления Кафедра клинической и юридической психологии Н.Н. Малярчук Основы безопасности жизни Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов специальности 020401.65 География Тюменский государственный университет 2010 Н.Н. Малярчук. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020401.65 География. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2010. 21с. Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы лекций, темы рефератов, контрольные вопросы к зачету, рекомендуемую литературу. Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный вариант] / Режим доступа: http.www.umk.utmn/ru, свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой клинической и юридической психологии Тюменского государственного университета. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ©Тюменский государственный университет, 2010 Пояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» подготовлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования на основании государственных требований к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки выпускников физических факультетов высших учебных заведений. Цели и задачи дисциплиныСтратегическая цель изучения дисциплины – формирование представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, а также его жизни и готовит его к наиболее целесообразным действиям в экстремальных условиях. Основные задачи курса: вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для: •создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека; •разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий; •идентификация негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения; •прогнозирование развития и оценки последствий ситуаций; В результате изучения дисциплины студент должен знать: •теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек - среда обитания»; •основы физиологии и рациональные условия деятельности; •анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; •идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций; • правила оказания доврачебной помощи. В результате изучения дисциплины студент должен уметь: •эффективно применять средства защиты от негативных воздействий; •разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичное сопровождение производственной деятельности. Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной общепрофессиональной дисциплиной, в которой рассматривается тематика безопасного взаимодействия человека со средой (производственная, бытовая, городская, природная) и решаются вопросы защиты населения от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Для изучения дисциплины студентом необходимо владеть знаниями по школьным курсам «Биология», «Анатомия и физиология человека», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществоведение». Тематический план курса «Безопасность жизнедеятельности» включает 16 часов лекций, 84 часов самостоятельной работы, зачет как форму контроля. Тематический план изучения дисциплины
Распределение тем по модулям
Бальная оценка текущей успеваемости студентов
Содержание дисциплины Тема. 1. Безопасность жизнедеятельности как учебный предмет Определение понятия «безопасность жизнедеятельности». Основные положения безопасности жизнедеятельности. Предмет, цель и содержание «Безопасности жизнедеятельности» как учебной дисциплины в вузе. Задачи курса «Безопасность жизнедеятельности»: идентификация опасностей, их профилактика, действие в условиях чрезвычайных ситуаций. Номенклатура опасностей: общая, локальная, отраслевая, местная. Тема 2. Анатомо-физиологические механизмы безопасности и защиты человека от негативных воздействий Строение и функции нервной системы: центральной нервной системы, спинного и головного мозга. Функционирование высшей нервной деятельности. Вегетативная нервная система. Значение органов чувств и анализаторов в обеспечении равновесия в системе «организм – среда». Роль иммунитета в защите человека от негативных воздействий окружающей среды. Тема 3. Природные опасности Литосферные опасности: землятресения, сели, снежные лавины, извержение вулканов, оползни. Гидросферные опасности: половодье, наводнение, цунами. Атмосферные опасности: гололед, туман, град, гром, молния, буря, смерчи. Космические опасности:солнечная радиация, астероиды. Общие закономерности природных опасностей. Активная и пассивная защита от опасностей. Тема 4. Техногенные опасности Определение и классификация техногенных опасностей. Общая характеристика механических опасностей. Опасность вибрации, признаки вибрационной болезни. Влияние шума на функционирование организма человека. Профессиональные заболевания от воздействия на человека шума. Источники и патологическое воздействие инфразвука и ультразвука. Профессиональные заболевания от воздействия на человека инфра- и ультразвука. Методы борьбы с техногенными опасностями, индивидуальные и общественные средства защиты. Тема 5. Химические опасности Сильно действующие ядовитые вещества (СДЯВ). Классификация СДЯВ. Чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом СДЯВ. Пути поступления аварийно химически опасных веществ (АХОВ) в организм человека. Правила поведения при выбросах АХОВ. Виды воздействия АХОВ на организм человека. Краткая характеристика некоторых видов АХОВ: хлора, аммиака, сернистого ангидрида, бензола, метилового спирта, антифриза, дихлоэтана. Тема 6. Антропогенные опасности Психология безопасности деятельности. Психические процессы и психические состояния. Производственные стрессоры. Причины психического напряжения. Экстремальные условия и экстремальный режим. Особые психические состояния. Психические реакции на возникновение чрезвычайных ситуаций (тревога, страх, испуг, ужас, паника). Методы повышения безопасности. Тема 7. Экологические опасности Определение понятия «экологическая опасность» Причины возникновения экологических опасностей. Влияние экологических опасностей на телесное (соматическое, физическое, репродуктивное) и душевное (психическое, психологическое) здоровье детского и взрослого населения. Профилактика отклонений и заболеваний, вызванных нарушением экологии. Тема 8. Социальные опасности Определение социальных опасностей, их причины. Классификация социальных опасностей: по природе, по масштабам событий, по половозрастному признаку, по организации. Виды социальных опасностей: шантаж, мошенничество, бандитизм, разбой, изнасилование, заложничество, террор. Наркомания, алкоголизм, курение как социально опасные явления. Венерические заболевания и СПИД как социально обусловленные заболевания. Суицид как социальная опасность. Тема 9. Терроризм Определение понятия террора, терроризма, террористической акции. Основные типы современного терроризма: националистический терроризм, религиозный терроризм, терроризм с поддержкой государства, терроризм левых и правых экстремистов. Терроризм как метод борьбы: террористическая среданепосредственные исполнители терактов, идеологи движения. Базовые качества личности террористов. Особенногсти террористов. Идущих на захват заложников. Статья 205 Российского уголовного кодекса (Терроризм). Рекомендации для поведения в эсктремальных ситуациях: взрыв, стрельба, захват заложников и др. Тема 10. Биологические опасности Бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, простейшие как причина возникновения инфекционных заболеваний. Пути проникновения инфекции в организм человека. Особо опасные инфекции. Профилактика инфекционных заболеваний. Ядовитые грибы и растения как источник опасности. Опасные для человека животные. Темы для самостоятельного изучения Тема 1. Электрический ток как техногенная опасность Электрический ток и его действие на организм человека: термическое, электролитическое, биологическое. Электрические травмы и электрические удары. Факторы, определяющие опасность поражения электрическим током. Опасность статического электричества. Технические способы и средства защиты. Доврачебная помощь при электротравме. Тема 2. Электромагнитные поля в качестве техногенной опасности Основные источники электромагнитных полей. Спектр электромагнитных излучений. Объективные симптомы и субъективные ощущения при влиянии электромагнитных полей. Факторы риска при работе с компьютером. Методы борьбы с электромагнитными излучениями, индивидуальные и общественные средства защиты. Тема 3. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях Виды и характеристика стихийных бедствий. Основные повреждающие факторы при стихийных бедствиях. Защита человека от стихийных бедствий. Доврачебная помощь при стихийных бедствиях. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Темы рефератов
|
Пояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» Н. Н. Малярчук. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления... | Рабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности 11... «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников,... | ||
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для... «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа.... | Пояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основы безопасности жизнедеятельности в I-XI классах» авторы А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова и др., учебника авторы А. Т. Смирнов,... | ||
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для... ... | Пояснительная записка Программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в учреждениях среднего профессионального... | ||
Рабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности... Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 класса представляет собой часть образовательной... | Пояснительная записка Программа курса «Основы безопасности и жизнедеятельности» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26» | ||
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж) «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | ||
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж) «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж) «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | ||
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж) «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж) «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | ||
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж) «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | Пояснительная записка рабочая программа, составлена на основе Смирнов А. Т., Хренников Б. О., Маслов М. В. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных... |