Пояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности»





Скачать 323.01 Kb.
НазваниеПояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
страница1/2
Дата публикации23.12.2014
Размер323.01 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тюменский государственный университет

институт психологии, педагогики,

социального управления

Кафедра клинической и юридической психологии

Н.Н. Малярчук

Основы безопасности жизни

Учебно-методический комплекс

Рабочая учебная программа

для студентов специальности 020400.62 География


Тюменский государственный университет

2010


Н.Н. Малярчук. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020400.62 География. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2010. 20 с.

Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы лекций, темы рефератов, контрольные вопросы к зачету, рекомендуемую литературу.

Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный вариант] / Режим доступа: http.www.umk.utmn/ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой клинической и юридической психологии Тюменского государственного университета.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

©Тюменский государственный университет, 2010

Пояснительная записка

Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» подготовлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования на основании государственных требований к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки выпускников физических факультетов высших учебных заведений.

Цели и задачи дисциплины


Стратегическая цель изучения дисциплины – формирование представления о неразрыв­ном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к бе­зопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, а также его жизни и готовит его к наиболее целесообразным действиям в экстремальных условиях.

Основные задачи курса: вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

•создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудо­вой деятельности и отдыха человека;

•разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

•идентификация негативных воздействий среды обитания естественного и антропо­генного происхождения;

•прогнозирование развития и оценки последствий ситуаций;

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

•теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек - сре­да обитания»;

•основы физиологии и рациональные условия деятельности;

•анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;

•идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

• правила оказания доврачебной помощи.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

•эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;

•разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичное сопровождение произ­водственной деятельности.

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязатель­ной общепрофессиональной дисциплиной, в которой рассматривается тематика безопасного взаимодействия человека со средой (производственная, бытовая, го­родская, природная) и решаются вопросы защиты населения от негативных факто­ров чрезвычайных ситуаций.

Для изучения дисциплины студентом необходимо владеть знаниями по школьным курсам «Биология», «Анатомия и физиология человека», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществоведение».

Тематический план курса «Безопасности жизнедеятельности» включает 16 часов лекций, 84 часов самостоятельной работы, зачет как форму контроля.
Тематический план изучения дисциплины



Тема лекции

Кол-во часов

лекций

самостоятель-ной работы

1.

Безопасность жизнедеятельности как учебный предмет

1

8

2.

Анатомо-физиологические механизмы безопасности и защиты человека от негативных воздействий

1

8

3.

Природные опасности

2

8

4.

Техногенные опасности

2

8

5.

Химические опасности

2

8

6.

Антропогенные опасности

2

8

7.

Экологические опасности




8

8.

Социальные опасности


2

12

9.

Терроризм

2

12

10.

Биологические опасности

2

8




Всего 100

16

84



Распределение тем по модулям





Наименование темы

Лекции (кол-во часов)

Семинарс-кие (лабораторные ) занятия (кол-во часов)

Индивидуальная и самостоятельная работа студента (кол-во часов)

Итого

часов по теме

Итого

количество баллов




1

2

3

4

5

6

7




Модуль 1




1.

Безопасность жизнедеятельности как учебный предмет

1






8

9

5




2.

Анатомо-физиологические механизмы безопасности и защиты человека от негативных воздействий

1




8

9

5




3.


Природные опасности


Всего

2

4




8

24

10

28

10

20




Модуль 2
















20

1.

Техногенные опасности


2




8

10

10




2.

Химические опасности

2




8

10

10




3

Антропогенные опасности

2




8

10

5




4.

Экологические опасности

2




8

10

10








Всего

6




32

30

35




Модуль 3




8

Социальные опасности

2




8

10

5





9.

Терроризм

2




18

20

10




10.

Биологические опасности

2




10

12








Зачет













35







Всего

6




26

42










Итого (часов, баллов)

16




84

100

100





Бальная оценка текущей успеваемости студентов

п/№ Темы

Формы текущего контроля



Конспект

лекции

Конспект учебника, моногра-фии

Подготовка презен-

тации

Контрольная работа

Зачет

Итого количество баллов


Модуль 1














1.

0-5













0-5

2.

0-5












0-5

3.


0-5

0-5








0-10

Всего












0-20

Модуль 2














1.


0-5

0-5








0-10

2.


0-5

0-5








0-10

3.


0-5











0-5

4.
Всего




0-5








0-5
0-30

Модуль 3















1.

0-5








0-5


2.

0-5

0-5






0-10

3.

0-5













0-5

Зачет
















0-30

Всего












0-50

Итого












0-100

Содержание дисциплины

Тема. 1. Безопасность жизнедеятельности как учебный предмет

Определение понятия «безопасность жизнедеятельности». Основные положения безопасности жизнедеятельности.

Предмет, цель и содержание «Безопасности жизнедеятельности» как учебной дисциплины в вузе.

Задачи курса «Безопасность жизнедеятельности»: идентификация опасностей, их профилактика, действие в условиях чрезвычайных ситуаций.

Номенклатура опасностей: общая, локальная, отраслевая, местная.
Тема 2. Анатомо-физиологические механизмы безопасности и защиты человека от негативных воздействий

Строение и функции нервной системы: центральной нервной системы, спинного и головного мозга.

Функционирование высшей нервной деятельности.

Вегетативная нервная система.

Значение органов чувств и анализаторов в обеспечении равновесия в системе «организм – среда».

Роль иммунитета в защите человека от негативных воздействий окружающей среды.
Тема 3. Природные опасности

Литосферные опасности: землятресения, сели, снежные лавины, извержение вулканов, оползни.

Гидросферные опасности: половодье, наводнение, цунами.

Атмосферные опасности: гололед, туман, град, гром, молния, буря, смерчи.

Космические опасности:солнечная радиация, астероиды.

Общие закономерности природных опасностей.

Активная и пассивная защита от опасностей.
Тема 4. Техногенные опасности

Определение и классификация техногенных опасностей.

Общая характеристика механических опасностей.

Опасность вибрации, признаки вибрационной болезни.

Влияние шума на функционирование организма человека.

Профессиональные заболевания от воздействия на человека шума.

Источники и патологическое воздействие инфразвука и ультразвука.

Профессиональные заболевания от воздействия на человека инфра- и ультразвука.

Методы борьбы с техногенными опасностями, индивидуальные и общественные средства защиты.
Тема 5. Химические опасности

Сильно действующие ядовитые вещества (СДЯВ). Классификация СДЯВ.

Чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом СДЯВ. Пути поступления аварийно химически опасных веществ (АХОВ) в организм человека. Правила поведения при выбросах АХОВ.

Виды воздействия АХОВ на организм человека.

Краткая характеристика некоторых видов АХОВ: хлора, аммиака, сернистого ангидрида, бензола, метилового спирта, антифриза, дихлоэтана.

Тема 6. Антропогенные опасности

Психология безопасности деятельности.

Психические процессы и психические состояния.

Производственные стрессоры. Причины психического напряжения.

Экстремальные условия и экстремальный режим. Особые психические состояния.

Психические реакции на возникновение чрезвычайных ситуаций (тревога, страх, испуг, ужас, паника).

Методы повышения безопасности.
Тема 7. Экологические опасности

Определение понятия «экологическая опасность»

Причины возникновения экологических опасностей.

Влияние экологических опасностей на телесное (соматическое, физическое, репродуктивное) и душевное (психическое, психологическое) здоровье детского и взрослого населения.

Профилактика отклонений и заболеваний, вызванных нарушением экологии.
Тема 8. Социальные опасности

Определение социальных опасностей, их причины.

Классификация социальных опасностей: по природе, по масштабам событий, по половозрастному признаку, по организации.

Виды социальных опасностей: шантаж, мошенничество, бандитизм, разбой, изнасилование, заложничество, террор.

Наркомания, алкоголизм, курение как социально опасные явления.

Венерические заболевания и СПИД как социально обусловленные заболевания.

Суицид как социальная опасность.

Тема 9. Терроризм

Определение понятия террора, терроризма, террористической акции.

Основные типы современного терроризма: националистический терроризм, религиозный терроризм, терроризм с поддержкой государства, терроризм левых и правых экстремистов.

Терроризм как метод борьбы: террористическая среданепосредственные исполнители терактов, идеологи движения.

Базовые качества личности террористов. Особенногсти террористов. Идущих на захват заложников.

Статья 205 Российского уголовного кодекса (Терроризм).

Рекомендации для поведения в эсктремальных ситуациях: взрыв, стрельба, захват заложников и др.
Тема 10. Биологические опасности

Бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, простейшие как причина возникновения инфекционных заболеваний.

Пути проникновения инфекции в организм человека.

Особо опасные инфекции.

Профилактика инфекционных заболеваний.

Ядовитые грибы и растения как источник опасности.

Опасные для человека животные.

Темы для самостоятельного изучения

Тема 1. Электрический ток как техногенная опасность

Электрический ток и его действие на организм человека: термическое, электролитическое, биологическое.

Электрические травмы и электрические удары.

Факторы, определяющие опасность поражения электрическим током.

Опасность статического электричества.

Технические способы и средства защиты.

Доврачебная помощь при электротравме.
Тема 2. Электромагнитные поля в качестве техногенной опасности

Основные источники электромагнитных полей.

Спектр электромагнитных излучений.

Объективные симптомы и субъективные ощущения при влиянии электромагнитных полей.

Факторы риска при работе с компьютером.

Методы борьбы с электромагнитными излучениями, индивидуальные и общественные средства защиты.
Тема 3. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

Виды и характеристика стихийных бедствий.

Основные повреждающие факторы при стихийных бедствиях.

Защита человека от стихийных бедствий.

Доврачебная помощь при стихийных бедствиях.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».


Темы рефератов

  1. Вибрационная болезнь.

  2. Профессиональные заболевания от воздействия на человека шума.

  3. Источники и патологическое воздействие инфразвука и ультразвука.

  4. Профессиональные заболевания от воздействия на человека инфра- и ультразвука.

  5. Химические опасности.

  6. Профессиональные заболевания лиц, работающих в химической промышленности.

  7. Физиологические, психологические, социальные последствия пивного алкоголизма.

  8. Феномен «российского алкоголизма».

  9. Психолого-педагогические аспекты профилактики употребления алкоголя, пьянства и алкоголизма.

  10. Табакокурение – социальное бедствие ХХ века.

  11. Курение – концентрированная форма загрязнения окружающей среды.

  12. Биологическое, физиологическое и психологическое действие алкоголя на человека.

  13. Биологические, физиологические, психологические механизмы действия наркотических веществ.

  14. Принципы и методы валеологической, психологической и социальной профилактики наркомании и токсикомании.

  15. СПИД. Возбудитель, пути передачи, основные симптомы.

  16. Организация борьбы с венерическими болезнями, СПИДом. Первичная, вторичная и третичная профилактика.

  17. Аборт как фактор разрушения телесного, душевного и духовного здоровья женщины.

  18. Профилактика психо-эмоционального перенапряжения.

  19. Что необходимо знать о венерических заболеваниях?

  20. Как противостоять экологическому загрязнению.

  21. СПИД – современное состояние проблемы.

  22. Влияние геомагнитных дней на состояние здоровья человека.

  23. Сохранение здоровья юношества при работе с компьютером.

  24. Влияние телевидения на состояние здоровья.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Н. Н. Малярчук. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления...
Пояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности 11...
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников,...
Пояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для...
«Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа....
Пояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности в I-XI классах» авторы А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова и др., учебника авторы А. Т. Смирнов,...
Пояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для...
...
Пояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПояснительная записка Программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в учреждениях среднего профессионального...
Пояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности...
Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 класса представляет собой часть образовательной...
Пояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПояснительная записка Программа курса «Основы безопасности и жизнедеятельности»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26»
Пояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Пояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Пояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Пояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Пояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Пояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Пояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Пояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» iconПояснительная записка рабочая программа, составлена на основе
Смирнов А. Т., Хренников Б. О., Маслов М. В. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск