Учебно-методический комплекс дисциплины





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/13
Дата публикации15.10.2014
Размер1.76 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

СД.Ф. 1. Теоретические основы безопасности человека
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

(специальностям)

050104 «Безопасность жизнедеятельности»

Очная / Заочная форма обучения

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры БЖД и ОМЗ

факультета ФК и БЖД

(протокол №9 от 05.03.2008 г.)
Зав. кафедрой БЖД и ОМЗ

_______________________ (Мещерова И.А.)

Раздел 1. Программа учебной дисциплины.


    1. Автор программы: Кравцова А.В., к.п.н., доцент кафедры БЖД и ОМЗ


1.2. Рецензенты:

Михайлов Л.А., д.п.н., профессор, декан факультета БЖД РГПУ им. А. И. Герцена.

Мещерова И.А. , к.п.н., доцент, зав. кафедрой БЖД и ОМЗ МПГУ.
1.3 Пояснительная записка:

Изучение курса «Теоретические основы безопасности человека » имеет важное значение для профессиональной под­готовки будущего учителя безопасности жизнедеятельности, формирования его педагогических взглядов и убеждений.

Цели курсов:

- дать студентам фундаментальные знания об основах безопасности жизнедеятельности человека, дестабилизирующих факторов современности, сущности и классификации чрезвычайных ситуаций,

- способствовать воспитанию личности безопасного типа поведения.

Задачи курсов:

- охарактеризовать сущность новой, постиндустриальной эпохи развития человечества, показать закономерность появления глобальных угроз от жизнедеятельности человека;

- закрепить понимание неразрывной связи безопасности личности с безопасностью общества и государства; с системных позиций осветить совокупность современных взаимосвязанных проблем безопасности;

- показать общие пути обеспечения безопасности жизнедеятельности в новой эпохе, необходимость изменения принципов жизнедеятельности, роль культуры безопасности;

- ознакомить с основами обеспечения безопасности России в новых условиях.

В ходе изучения курса студенты должны:

- иметь комплексное представление о проблемах безопасности;

- понимать взаимосвязь угроз безопасности личности, общества и государства, сложившейся в настоящее время от природных причин и преобразовательной жизнедеятельности человека;

- знать найденные обществом пути предотвращения чрезвычайных ситуаций и катастроф;

- понимать сущность риска;

- представлять классификацию чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с учебным планом курс «Теоретические основы безопасности человека» изучается во 2 и 3 семестрах. Курс представлен такими видами учебных занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа студентов предполагает конспектирование, составление выписок, те­зисов, подготовку докладов. Форма отчетности по курсу - зачёт.

При подготовке учебной программы использовался опыт работы Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Новосибирского государственного педагогического университета, Ульяновского государственного педагогического университета, Московского государственного университета культуры и искусств.


    1. Извлечение из ГОС ВПО по специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности»

Теоретические основы безопасности человека

Понятие об опасности и безопасности, об опасных и экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Виды опасностей. Источники, причины их возникновения. Классификация опасностей (природные, техногенные, социальные, смешанные). Объекты безопасности, их взаимообусловленность. Безопасность как условие и потребность жизни человека. Безопасность в различных сферах жизнедеятельности.

Безопасность жизни как наука. Предмет, методология, теория и практика безопасности. Системный подход к анализу статистики и причинного комплекса опасных ситуаций. Безопасность и теория риска. Классификация опасных ситуаций по критериям риска и уровню управления. Вероятностная оценка и прогнозирование событий опасного типа.

Управление рисками в социальных, технических и экономических системах. Области и критерии чрезмерного и приемлемого риска. Урони безопасности личности и общества.

Культура безопасности в разные исторические эпохи. Философские и религиозные аспекты культур безопасного поведения. Исторический опыт России и зарубежных стран. Условие безопасности жизнедеятельности в постиндустриальную эпоху. Системы, методы и принципы обеспечения безопасности. Проектирование социальных и технических систем безопасности.
1.5 Объём дисциплины и виды учебной работы

ОФО

Шифр и наименование

спец-ти

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудоём.

Всего ауд.

ЛК

ПР

Сам. работа

050104

«Безопасность жизнедеятельности» (дневная форма обучения)

1,2

2,3

140

70

40

30

70

Зачет

ЗФО

Шифр и наименование

спец-ти

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудоём.

Всего ауд.

ЛК

ПР

Сам. работа

050104

«Безопасность жизнедеятельности» (дневная форма обучения)

1,2

2,3

140

18

12

6

122

Зачет



1.6 Содержание дисциплины

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах



п\п

Наименование раздела, темы

Количество часов, дневная

Всего

ЛР

ПР

СР

1

Безопасность жизнедеятельности как условие и потребность жизни человека

6

2

4

8

2

Безопасность жизнедеятельности как наука


8

4

4

6

3

Чрезвычайные ситуации и их классификация


12

8

4

8

4


Организация и защита населения от ЧС различных видов

2

2

-

2

5

Теория риска и безопасность жизнедеятельности

4

2

2

4

6

Вероятностная оценка и прогнозирование событий опасного типа

10

6

4

8

7

Системный анализ проблем безопасности

6

4

2

8

8

Культура безопасности в разные исторические эпохи

8

4

4

8

9

Философские аспекты безопасности человека

6

4

2

8

10

Условия безопасности жизнедеятельности в постиндустриальную эпоху


8

4

4

10




Итого:

70

40

30

70


1.6.2 Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Безопасность жизнедеятельность как условие и потребность жизни человека.

Учение В.И. Вернадского о ноосфере. Демографический взрыв, теория Т. Мальтуса. Теория Э.Тоффлера о третьей волне мировой цивилизации. Первые признаки новой эпохи. Научные исследования о последствиях жизнедеятельности человека.
Тема 2. Безопасность жизнедеятельности как наука.

Предмет и объект теории безопасности человека. Центральные понятия – «безопасность», «жизнедеятельность», «безопасность жизнедеятельности», «культура безопасности жизнедеятельности», «личность безопасного типа поведения». Мировое сообщество и глобальные проблемы новой эпохи: Пагуошское движение, конференции ООН в Стокгольме (1972 г), в Рио-де-Жайнеро (1992), Йоханнесбурге Пути решения глобальных проблем безопасности жизнедеятельности: повестка дня на XXI век, устойчивое развитие, Хартия Земли.
Тема 3. Чрезвычайные ситуации и их классификация.

Понятия «опасная ситуация»,«чрезвычайная ситуация», «авария», «катастрофа», «стихийное бедствие». Механизм и стадии развития чрезвычайных ситуаций. Таксономические основы классификации чрезвычайных ситуаций. Особенности классификации чрезвычайных ситуаций для образования. Классификация чрезвычайных ситуаций по источнику (природе) возникновения, по ведомственной принадлежности, масштабу возможных последствий, степени внезапности, скорости распространения, продолжительности действия, возможности предотвращения, причине возникновения. Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций. Принципы безопасного поведения в условиях ЧС.
Тема 4. Теория риска и безопасность жизнедеятельности.

Понятие «риск». Концепция приемлемого риска. Виды рисков. Управление рисками. Последовательное изучение опасности. Системное изучение безопасности. Методология построения «деревьев опасностей».
Тема 5. Организация и защита населения от ЧС различных видов.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), ее структура, режимы функционирования, МЧС, основные направления деятельности. Гражданская оборона (ГО), ее задачи, принципы организации и ведения
Тема 6. Вероятностная оценка и прогнозирования событий опасного типа.

Способы обеспечения безопасности, продолжительность жизни – интегральный показатель уровня безопасности. Дестабилизирующие факторы современности и их причины. Безопасность жизнедеятельности и сценарии будущего. Возможные сферы расширения жизнедеятельности человека.

Тема 7. Системный анализ проблем безопасности.

Особенности постиндустриальной эпохи и системный анализ проблем безопасности. Зависимость личной безопасности от национальной и глобальной безопасности. Взаимовложенные объекты безопасности. Комплекс объектов безопасности. Проблемы безопасности и системы для анализа. Модели систем безопасности.

Тема 8. Культура безопасности в разные исторические эпохи.

Теории культурно-исторических типов, локальных цивилизаций и этногенеза. Влияния культурно-исторических, географических, климатических особенностей на безопасность жизнедеятельности разных народов. Дух, традиции, менталитет России и безопасность постиндустриального общества.

Тема 9. Философские аспекты безопасности человека.

Религиозные аспекты в развитии культуры безопасности. Гармония и вера в миропонимании. Н.Н. Моисеев о безопасности общества. Компромисс интересов разных слоев общества. Безопасность сообщества и духовное здоровье.

Тема 10. Условия безопасности жизнедеятельности в постиндустриальную эпоху.

Основные направления устойчивого развития мирового сообщества. Интересы личности, общества и государства в концепции «Национальной безопасности». Интеграция экономики России в многополярный мир. Сферы национальных интересов России. Государственная система обеспечения безопасности России.


      1. Темы для самостоятельного изучения






п/п

Наименование раздела

дисциплины. Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во

часов, дневная\

заочная

Форма контроля выполнения самостоятельной работы




Безопасность жизнедеятельности как условие и потребность жизни человека.


Изучение литературы, работа с первоисточниками написание конспектов подготовка докладов.

8\4

Коллективное обсуждение на практическом занятии.



Безопасность жизнедеятельности как наука



Изучение литературы, работа с первоисточниками написание конспектов подготовка докладов

6\4

Коллективное обсуждение на практическом занятии.



ЧЧччч Чрезвычайные ситуации и их классификация

Рабочие записи о классификациях чрезвычайных ситуаций, подготовка докладов

8\6

Коллективное обсуждение на практическом занятии.



Организация и зашита населения от ЧС различных видов

Изучение литературы, рабочие записи

2\-

Проверка конспектов



Теория риска и безопасность жизнедеятельности

Составление алгоритмов построения «деревьев причин опасностей»

4\-

Коллективное обсуждение на практическом занятии



Вероятностная оценка и прогнозирования событий опасного типа

Изучение литературы, анализ материалов СМИ, подготовка докладов

8\-

Коллективное обсуждение на практическом занятии.



Системный анализ проблем безопасности

Анализ прочитанной литературы Составление моделей

безопасности, подготовка докладов.

8\-

Коллективное обсуждение на практическом занятии.



Культура безопасности в разные исторические эпохи

Изучение литературы, написание конспектов подготовка докладов

8\-

Коллективное обсуждение на практическом занятии.



Философские аспекты безопасности человека

Изучение литературы, подготовка докладов

8\-

Коллективное обсуждение на практическом занятии.



Условия безопасности жизнедеятельности в постиндустриальную эпоху


Изучение документов, подготовка докладов

10\-

Коллективное обсуждение на практическом занятии.



    1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Практические занятия

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск