Исследование трансформации сотрудничества россии и украины в области технического регулирования





Скачать 142.34 Kb.
НазваниеИсследование трансформации сотрудничества россии и украины в области технического регулирования
Дата публикации16.07.2013
Размер142.34 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Право > Исследование
Окрепилов В.В.

д.э.н., профессор, академик РАН
ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И УКРАИНЫ В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Сотрудничество России и Украины – это предмет длительных дискуссий. Специалисты отмечают, что российско-украинское сотрудничество служит всестороннему укреплению отношений на равноправной и взаимовыгодной основе, в духе дружбы и добрососедства между двумя государствами и не направлено против других стран.

Основными направлениями российско-украинского сотрудничества в настоящее время являются совместные действия по развитию отношений в политической, экономической, природоохранной, научно-технической и культурно-гуманитарной сферах, в том числе в области науки, образования, информации, спорта, туризма и молодежной политики.

Однако возникает вопрос, как будут складываться отношения России и Украины в таком важном вопросе, как техническое регулирование.

Обратимся к истории такого аспекта технического регулирования, как стандартизация. В СССР началом планомерной работы по стандартизации следует считать организацию в 1924 г. Бюро промышленной стандартизации. Ему было поручено руководство деятельностью рабочих комиссий по разработке общепромышленных стандартов. В 1925 г. Совнарком СССР организовал Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. Комитетом были введены первые обязательные общесоюзные стандарты, получившие силу государственного закона.

После 1965 г. разработаны такие крупные межотраслевые системы стандартизации общегосударственного и межотраслевого уровня, как ГСС – государственная система стандартизации; ЕСТД – единая система технологической документации и ЕСКД – единая система конструкторской документации.

Однако после распада СССР ситуация изменилась. Образование в 1991 г. Содружества Независимых Государств (СНГ) потребовало внедрения на территории бывшего СССР единого механизма технического регулирования. Техническое регулирование представляет собой правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. В настоящее время важнейшим инструментом технического регулирования признана стандартизация, представляющая собой способ обеспечения требований технических регламентов.

В соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 г., страны СНГ дали обязательство проведения согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. В том числе, рассматривались такие направления, как:

  • принятие общих правил проведения работ по стандартизации, метрологии и сертификации, представляющих межгосударственный интерес;

  • установление единых обязательных требований к продукции и услугам, обеспечивающих их безопасность для жизни и здоровья человека, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость, а также единых методов испытаний;

  • взаимное признание результатов государственных испытаний, метрологической аттестации, проверки и калибровки средств измерений;

  • взаимное признание аккредитованных испытательных, поверочных, калибровочных и измерительных лабораторий (центров), органов по сертификации, сертификатов на продукцию и систем обеспечения качества и т.д.

Неоднократно отмечалось, что благодаря этой политике технические барьеры между странами СНГ практически не возникали или могли быть при необходимости урегулированы в рамках процедур Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). МГС признан Международной организацией по стандартизации (Резолюция Совета ИСО 26/1996) в качестве региональной организации по стандартизации как Евразийский Совет по стандартизации, метрологии и сертификации (EASC)1.

Участники Соглашения приняли решение проводить согласованную политику в области стандартизации, метрологии и сертификации по следующим направлениям:

  • принятие общих правил проведения работ по стандартизации, метрологии и сертификации, представляющих межгосударственный интерес;

  • установление единых обязательных требований к продукции и услугам, обеспечивающих их безопасность для жизни и здоровья человека, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость, а также единых методов испытаний;

  • стандартизация общетехнических требований, представляющих межгосударственный интерес;

  • организация ведения и развития классификаторов технико-экономической информации и систем кодирования;

  • установление единиц физических величин, допускаемых к применению в государствах-участниках Соглашения;

  • ведение межгосударственной службы времени и частоты, информационных фондов средств измерений, стандартных образцов и справочных данных;

  • ведение и развитие эталонной базы и системы передачи размеров единиц физических величин;

  • формирование, хранение и ведение фонда межгосударственных стандартов, международных, региональных и национальных стандартов других стран и обеспечение участников соглашения этими стандартами. Ведение и хранение представляющих межгосударственный интерес действующих отраслевых стандартов на важнейшие группы продукции;

  • взаимное признание результатов национальных испытаний, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений;

  • взаимное признание аккредитованных испытательных, поверочных, калибровочных и измерительных лабораторий (центров), органов сертификации, сертификатов на продукцию и системы обеспечения качества;

  • издание, переиздание и распространение межгосударственных стандартов, других нормативных документов по стандартизации, метрологии и сертификации, представляющих межгосударственный интерес;

  • координация программ подготовки и повышения квалификации кадров в области стандартизации, метрологии и сертификации;

  • международное сотрудничество в области стандартизации, метрологии, сертификации и качества1.

Высшим руководящим органом МГС является заседание членов МГС, которое проводится два раза в год поочередно в государствах - участниках Соглашения. Между заседаниями руководство работой Совета осуществляет Председатель. Функции председателя МГС выполняют поочередно руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации. Рабочим органом МГС является Бюро по стандартам в составе группы экспертов и регионального Информационного центра. Международной организацией по стандартизации (ИСО) МГС признан Региональной Организацией по стандартизации наряду с Евразийским Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (EASC). Работу в МГС осуществляют Межнациональные технические комитеты (МТК). Задачами Межгосударственного технического комитета являются:

  • Разработка межгосударственных стандартов, проведение работ по их гармонизации с международными и региональными стандартами;

  • Содействие применению международных и региональных стандартов, а также национальных стандартов развитых государств и проведение других работ в области межгосударственной стандартизации и метрологии по закрепленным за ним объектам стандартизации и областям деятельности.

Актуальным вопрос разработки межгосударственных стандартов является также в свете образование единого таможенного пространства.

6 октября 2007 года был подписан договор между Беларусью, Казахстаном и Россией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза.

28 ноября 2009 года происходит активация работы по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства. В этот период был ратифицирован ряд важных международных соглашений по Таможенному союзу. Всего за 2009 год на уровне глав государств и правительств были приняты около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза.

С 1 июля 2010 года новый Таможенный кодекс стал применяться в отношениях между Россией и Казахстаном, а с 6 июля 2010 — в отношениях между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

Также были подписаны и вступили в силу приказы о таможенно-тарифном и нетарифном регулировании в Таможенном союзе, а 19 ноября 2010 г. было подписано соглашение «О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации», в рамках которого национальные Правительства передают функции по принятию технических регламентов на уровень наднационального органа – Комиссии Таможенного союза.

В рамках своих функций и полномочий Комиссия осуществляет

  • Координацию действий в области технического регулирования

  • Принятие технических регламентов

  • Утверждение документов обязательного, разъяснительного и рекомендательного характера

К задачам Комиссии относятся выработка согласованной политики в области:

  • Утверждения стандартов

  • Обеспечения единства измерений

  • Аккредитация

  • Организация системы подтверждения соответствия

  • Государственного контроля (надзор)

  • Установления ответственности в области технического регулирования.

Применение единых мер нетарифного регулирования на территории Таможенного союза будет способствовать развитию внешнеэкономических отношений, обеспечивая при этом безопасность для населения и качество продукции.

Разработка межгосударственных стандартов на базе международных с учетом географических, технологических и прочих особенностей полностью соответствует принципам Соглашения Всемирной Торговой Организации по техническим барьерам в торговле.

Однако можно заметить, что существуют некоторые различия в понимании целей технического регулирования в рамках стран Таможенного союза. В России - это защита жизни и здоровья человека, охрана окружающей среды и предупреждение введения приобретателя в заблуждение, в других странах - это обеспечение национальной безопасности, рациональное использование естественных ресурсов, повышение конкурентоспособности продукции, устранение технических барьеров в торговле и т.д.

Следует отметить, что в настоящее время все больший интерес вызывают вопросы устранения технических барьеров во взаимной торговле между государствами Таможенного союза и странами Содружества Независимых Государств, не являющихся членами Таможенного союза.

В этом ключе невозможно не отметить важность сотрудничества таких стран, как Россия и Украина, которое приведет к повышению их конкурентного потенциала.

Российская Федерация и Украина являются стратегическими партнерами. Взаимные экономические интересы обоих государств обусловлены высоким уровнем исторически сложившихся производственных, кооперационных и технологических связей во всех отраслях экономики и объективной необходимостью их дальнейшего развития на взаимовыгодной и равноправной основе.

Нынешнее состояние двустороннего экономического сотрудничества требует улучшения с целью получения наибольшего стратегического эффекта от взаимодействия экономик обоих государств.

Начавшееся в 2010 г. преодоление последствий глобального экономического кризиса создало благоприятные условия для оживления двусторонних экономических связей. Товарооборот взаимной торговли, сократившийся на 42,3% в 2009 г., в 2010 г. увеличился на 61,9%. Одновременно выросла доля взаимной торговли в структуре внешнеторговых связей России и Украины. Доля РФ в совокупном обороте внешней торговли Украины в 2010 г. увеличилась с одной четверти до одной трети, доля Украины в совокупном обороте внешней торговли России - с 4,9% до 6,0%.

Значительный потенциал улучшения имеют и инвестиционные связи, уровень которых существенно отстает от потребностей в модернизации технологической базы экономики. В 2000-2009 гг. средний объем взаимных прямых инвестиций составлял порядка 2% ВВП Украины и не более 0,3% ВВП Российской Федерации. Интенсификация взаимодействия в инвестиционно-технологической сфере посредством устранения барьеров на пути взаимных инвестиций, обеспечения надежной защиты прав инвесторов и реализации совместных инвестиционных проектов является важным резервом экономического роста.

Переходя к вопросу о национальной системе технического регулирования на Украине, следует отметить, что с 1 октября 2002 года с целью повышения эффективности реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей этим вопросом занимается центральный орган исполнительной власти со специальным статусом – Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики.

Основными задачами Госпотребстандарта Украины является обеспечение реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей, стандартизации, метрологии и сертификации, осуществление управления в этой сфере, а также межотраслевой координации и функционального регулирования вопросов защиты прав потребителей, стандартизации, метрологии и сертификации.

К приоритетным направлениям деятельности можно отнести:

  • Создание рыночных механизмов защиты прав потребителей;

  • Соблюдение баланса интересов потребителей, производителей, предпринимателей, органов власти в обеспечении приоритетов государственной политики в сфере защиты прав потребителей;

  • Повышение эффективности функционирования национальной системы технического регулирования в интересах потребителей;

  • Усовершенствование государственного контроля и надзора на потребительском рынке и производстве;

  • Продолжение работы по созданию в органах местного самоуправления структурных подразделений по вопросам защиты прав потребителей;

  • Переориентация основных задач стандартизации и сертификации на потребности среднего гражданина;

  • Использование в полной мере административного ресурса для поддержки отечественного товаропроизводителя с целью защиты украинского рынка от небезопасных и фальсифицированных товаров;

  • Обеспечение баланса между техническим регулированием и потребительской политикой;

  • Расширение практики сотрудничества с производителями продукции в направлении выявления на рынке фальсифицированных товаров, работ и услуг;

  • Использование имеющейся испытательной базы для реализации региональных программ по проблемам потребительской политики.

Также на Украине действует созданная Госпотребстандартом Украины государственная система сертификации продукции УкрСЕПРО, работы в которой выполняют более ста органов по сертификации продукции (работ, услуг).

Принадлежность той или иной продукции к проведению обязательной сертификации на Украине устанавливается официальным «Перечнем продукции, которая подлежит обязательной сертификации в Украине», (далее – «Перечень…»), который утвержден приказом Госпотребстандарта Украины от 01 февраля 2005 г. № 28 и зарегистрирован Министерством юстиции Украины 04 мая 2005 г.

Последняя редакция «Перечня…» с изменениями согласно указу Министерства Экономического Развития и торговли от 30.07.2012, включает 20 разделов, касающихся сертификации различных видов продукции и услуг.

Переходя к вопросу стандартизации, следует отметить, что вся работа такого характера на Украине регламентируется комплексом стандартов государственной системы стандартизации, первые стандарты которой были введены в действие приказом от 29.07.93 г. (с изменением Приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики «Об утверждении национальных стандартов Украины, государственных классификаторов Украины, национальных изменений в межгосударственные стандарты, внесении изменения в приказ Госпотребстандарта Украины от 31 марта 2004 г. N 59 и отмене нормативных документов» (N 97 от 28.05.2004 г.)).

В соответствии с государственной системой стандартизации нормативные документы по стандартизации имеют такие категории:

  • государственные стандарты Украины – ДСТУ;

  • отраслевые стандарты Украины – ГСТУ;

  • стандарты научно-технических и инженерных обществ и союзов Украины – СТТУ;

  • технические условия Украины – ТУ У;

  • стандарты предприятий – СТП.

Следует отметить, что Украина также является страной-участницей межгосударственной системы стандартизации, к целям которой можно отнести формирование и проведение согласованной технической политики в области гармонизации технических регламентов, межгосударственной стандартизации, метрологии и оценки соответствия, в том числе аккредитации, надзора (контроля) в закрепленных областях деятельности. Международная организация по стандартизации (ИСО) признала Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ в качестве региональной организации по стандартизации для региона, охватывающего Содружество Независимых Государств.

В настоящее время приняты стратегические цели развития Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) на период до 2020 года в соответствии с Концепцией дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Стратегией экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г.

Основными факторами, определяющими перспективы развития закрепленных за МГС направлений, являются:

  • проведение согласованной политики, определенной Концепцией дальнейшего развития и Стратегией экономического развития Содружества Независимых государств на период до 2020 года;

  • формирование зоны свободной торговли в рамках СНГ;

  • усиление промышленной и технической интеграции;

  • ускорение научно-технического прогресса;

  • увеличение объемов взаимной торговли;

  • повышение качества продукции и услуг за счет усиления конкуренции;

  • сокращение циклов обновления продукции;

  • увеличение валового национального продукта в секторе услуг;

  • рост аспектов, связанных с экологической и энергетической эффективностью;

  • снижение рисков на всех стадиях жизненного цикла продукции и предоставления услуг.

В основу работ, проводимых МГС по закрепленным за ним направлениям, положены принципы, применяемые в мировом сообществе:

  • гармонизация технических регламентов для обеспечения свободного перемещения товаров и услуг;

  • прогрессивность и оптимальность требований, включаемых в межгосударственные стандарты;

  • исключение разработки национальных стандартов на объекты региональной (межгосударственной) стандартизации в признанных приоритетных направлениях;

  • гармонизация требований межгосударственных стандартов с международными и региональными стандартами;

  • приоритетное применение принятых межгосударственных стандартов всеми странами СНГ, в том числе в национальных системах технического регулирования;

  • повышение точности и качества измерений в науке и производстве в соответствии с современными тенденциями развития мировой экономики;

  • соответствие систем метрологического обеспечения международным нормам и требованиям, защита интересов граждан и государств от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

  • обеспечение достоверных результатов измерений при диагностике и лечении заболеваний, контроле безопасности условий труда и быта, обеспечении безопасности движения, охране окружающей среды;

  • гармонизация правил и процедур подтверждения соответствия;

  • признание результатов измерений и испытаний;

  • взаимное признание результатов работ по аккредитации;

  • обеспечение эффективного надзора и контроля за качеством продукции и услуг.

В настоящее время на Украине существует ряд технических комитетов, соответствующих межгосударственным техническим комитетам, секретариаты которых ведет Украина. Среди них ТК по трубам и стальным баллонам, взрывозащищенному оборудованию, станкам, лесопродукции, пневматическим шинам, консервам, бытовой аппаратуре, синтетическим моющим средствам, энергосбережению, управлению окружающей средой и др.

Развитие данных технических комитетов будет способствовать международной и региональной торговле товарами и услугами, развитию трансграничных инфраструктур, обеспечит распространение новых методов сотрудничества, передовой практики менеджмента и оценки соответствия и составит основу гармонизации национальных технических регламентов государств-участников.

Закономерным результатом трансформации российско-украинских отношений в области технического регулирования станет широкое применение технических регламентов на национальном уровне, в том числе в национальных системах технического регулирования.

1 Окрепилов В.В. Иванова Г.Н. Техническое регулирование в России: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.

1 Официальный сайт Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации www.easc.org.by.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование трансформации сотрудничества россии и украины в области технического регулирования iconНа благо юга России и востока Украины потрудится целая армия википедистов
В начале лета объявлено о начале конкурса изображений и статей, посвященных истории, географии, природе, культуре, знаменитым жителям...
Исследование трансформации сотрудничества россии и украины в области технического регулирования iconОтчет по теме: Провести работы по пересмотру (актуализации)
Основные направления развития законодательства в области технического регулирования
Исследование трансформации сотрудничества россии и украины в области технического регулирования iconНаучно-педагогическая компетентность в мониторинге при подготовке...
Научный центр связи и информатизации Военного институту телекоммуникаций и информатизации Национального технического университета...
Исследование трансформации сотрудничества россии и украины в области технического регулирования iconПрограмма фундаментальных исследований Президиума ран перспективы...
России и Украины по приоритетным направлениям модернизации, инновационного и технологического развития
Исследование трансформации сотрудничества россии и украины в области технического регулирования iconПрограмма учебной дисциплины химия 2011 г
Спо, одобренных и рекомендованных Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования...
Исследование трансформации сотрудничества россии и украины в области технического регулирования iconО психологии изобретательского творчества
Исследование психики человека, совершенствующего средства труда, имеет большое значение для изучения и понимания закономерностей...
Исследование трансформации сотрудничества россии и украины в области технического регулирования iconМониторинг сми РФ по пенсионной тематике 9 октября 2012 года
Результаты управления пенсионными накоплениями в России, а также инвестиционные стратегии российских управляющих соответствуют общим...
Исследование трансформации сотрудничества россии и украины в области технического регулирования iconО безопасности колесных транспортных средств
Соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств-членов Евразийского экономического сообщества от 24 марта 2005...
Исследование трансформации сотрудничества россии и украины в области технического регулирования iconОбъединениями (союзами) работодателей архангельской области
Соглашение с целью согласования интересов работников, работодателей и органов государственной власти Архангельской области по вопросам...
Исследование трансформации сотрудничества россии и украины в области технического регулирования iconКафедра гражданского права и гражданского процесса Пушка Григория...
Выяснить, каким образом предусмотрено гражданско-правовое регулирование залога в законодательстве России и Украины, каковы особенности...
Исследование трансформации сотрудничества россии и украины в области технического регулирования iconГород луганск ресурс развития луганской области и украины
Луганск – восточные ворота Украины, транзитный, промышленный и научный центр, город привлекателен для инвестиций, с развитым малым...
Исследование трансформации сотрудничества россии и украины в области технического регулирования icon«Природные зоны Украины. Охрана природы Украины.»
Цель и задачи урока : обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Природные зоны Украины. Охрана природы Украины.»
Исследование трансформации сотрудничества россии и украины в области технического регулирования iconСтатьи на русском
Дан краткий обзор развития научных исследований на радиотехническом факультете Национального технического университета Украины «Киевский...
Исследование трансформации сотрудничества россии и украины в области технического регулирования iconДоклад о лицензировании отдельных видов деятельности, показателях...
Состояние нормативно-правового регулирования в области регулирования медицинской деятельности, фармацевтической деятельности и деятельности...
Исследование трансформации сотрудничества россии и украины в области технического регулирования iconСвоеволин Ю. В. Курсовая работа по дисциплине: распределение производственных...
Украины. Описывается структура хозяйств апк в целом и отдельно по отраслям, почвенные, водные и земельные особенности географии Украины,...
Исследование трансформации сотрудничества россии и украины в области технического регулирования iconДипломный проект тема Исследование динамических свойств автоматической...
Тема Исследование динамических свойств автоматической системы регулирования тока тяговых двигателей электровоза 2ЭС6


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск