Скачать 142.34 Kb.
|
Окрепилов В.В. д.э.н., профессор, академик РАН ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И УКРАИНЫ В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Сотрудничество России и Украины – это предмет длительных дискуссий. Специалисты отмечают, что российско-украинское сотрудничество служит всестороннему укреплению отношений на равноправной и взаимовыгодной основе, в духе дружбы и добрососедства между двумя государствами и не направлено против других стран. Основными направлениями российско-украинского сотрудничества в настоящее время являются совместные действия по развитию отношений в политической, экономической, природоохранной, научно-технической и культурно-гуманитарной сферах, в том числе в области науки, образования, информации, спорта, туризма и молодежной политики. Однако возникает вопрос, как будут складываться отношения России и Украины в таком важном вопросе, как техническое регулирование. Обратимся к истории такого аспекта технического регулирования, как стандартизация. В СССР началом планомерной работы по стандартизации следует считать организацию в 1924 г. Бюро промышленной стандартизации. Ему было поручено руководство деятельностью рабочих комиссий по разработке общепромышленных стандартов. В 1925 г. Совнарком СССР организовал Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. Комитетом были введены первые обязательные общесоюзные стандарты, получившие силу государственного закона. После 1965 г. разработаны такие крупные межотраслевые системы стандартизации общегосударственного и межотраслевого уровня, как ГСС – государственная система стандартизации; ЕСТД – единая система технологической документации и ЕСКД – единая система конструкторской документации. Однако после распада СССР ситуация изменилась. Образование в 1991 г. Содружества Независимых Государств (СНГ) потребовало внедрения на территории бывшего СССР единого механизма технического регулирования. Техническое регулирование представляет собой правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. В настоящее время важнейшим инструментом технического регулирования признана стандартизация, представляющая собой способ обеспечения требований технических регламентов. В соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 г., страны СНГ дали обязательство проведения согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. В том числе, рассматривались такие направления, как:
Неоднократно отмечалось, что благодаря этой политике технические барьеры между странами СНГ практически не возникали или могли быть при необходимости урегулированы в рамках процедур Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). МГС признан Международной организацией по стандартизации (Резолюция Совета ИСО 26/1996) в качестве региональной организации по стандартизации как Евразийский Совет по стандартизации, метрологии и сертификации (EASC)1. Участники Соглашения приняли решение проводить согласованную политику в области стандартизации, метрологии и сертификации по следующим направлениям:
Высшим руководящим органом МГС является заседание членов МГС, которое проводится два раза в год поочередно в государствах - участниках Соглашения. Между заседаниями руководство работой Совета осуществляет Председатель. Функции председателя МГС выполняют поочередно руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации. Рабочим органом МГС является Бюро по стандартам в составе группы экспертов и регионального Информационного центра. Международной организацией по стандартизации (ИСО) МГС признан Региональной Организацией по стандартизации наряду с Евразийским Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (EASC). Работу в МГС осуществляют Межнациональные технические комитеты (МТК). Задачами Межгосударственного технического комитета являются:
Актуальным вопрос разработки межгосударственных стандартов является также в свете образование единого таможенного пространства. 6 октября 2007 года был подписан договор между Беларусью, Казахстаном и Россией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза. 28 ноября 2009 года происходит активация работы по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства. В этот период был ратифицирован ряд важных международных соглашений по Таможенному союзу. Всего за 2009 год на уровне глав государств и правительств были приняты около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза. С 1 июля 2010 года новый Таможенный кодекс стал применяться в отношениях между Россией и Казахстаном, а с 6 июля 2010 — в отношениях между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Также были подписаны и вступили в силу приказы о таможенно-тарифном и нетарифном регулировании в Таможенном союзе, а 19 ноября 2010 г. было подписано соглашение «О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации», в рамках которого национальные Правительства передают функции по принятию технических регламентов на уровень наднационального органа – Комиссии Таможенного союза. В рамках своих функций и полномочий Комиссия осуществляет
К задачам Комиссии относятся выработка согласованной политики в области:
Применение единых мер нетарифного регулирования на территории Таможенного союза будет способствовать развитию внешнеэкономических отношений, обеспечивая при этом безопасность для населения и качество продукции. Разработка межгосударственных стандартов на базе международных с учетом географических, технологических и прочих особенностей полностью соответствует принципам Соглашения Всемирной Торговой Организации по техническим барьерам в торговле. Однако можно заметить, что существуют некоторые различия в понимании целей технического регулирования в рамках стран Таможенного союза. В России - это защита жизни и здоровья человека, охрана окружающей среды и предупреждение введения приобретателя в заблуждение, в других странах - это обеспечение национальной безопасности, рациональное использование естественных ресурсов, повышение конкурентоспособности продукции, устранение технических барьеров в торговле и т.д. Следует отметить, что в настоящее время все больший интерес вызывают вопросы устранения технических барьеров во взаимной торговле между государствами Таможенного союза и странами Содружества Независимых Государств, не являющихся членами Таможенного союза. В этом ключе невозможно не отметить важность сотрудничества таких стран, как Россия и Украина, которое приведет к повышению их конкурентного потенциала. Российская Федерация и Украина являются стратегическими партнерами. Взаимные экономические интересы обоих государств обусловлены высоким уровнем исторически сложившихся производственных, кооперационных и технологических связей во всех отраслях экономики и объективной необходимостью их дальнейшего развития на взаимовыгодной и равноправной основе. Нынешнее состояние двустороннего экономического сотрудничества требует улучшения с целью получения наибольшего стратегического эффекта от взаимодействия экономик обоих государств. Начавшееся в 2010 г. преодоление последствий глобального экономического кризиса создало благоприятные условия для оживления двусторонних экономических связей. Товарооборот взаимной торговли, сократившийся на 42,3% в 2009 г., в 2010 г. увеличился на 61,9%. Одновременно выросла доля взаимной торговли в структуре внешнеторговых связей России и Украины. Доля РФ в совокупном обороте внешней торговли Украины в 2010 г. увеличилась с одной четверти до одной трети, доля Украины в совокупном обороте внешней торговли России - с 4,9% до 6,0%. Значительный потенциал улучшения имеют и инвестиционные связи, уровень которых существенно отстает от потребностей в модернизации технологической базы экономики. В 2000-2009 гг. средний объем взаимных прямых инвестиций составлял порядка 2% ВВП Украины и не более 0,3% ВВП Российской Федерации. Интенсификация взаимодействия в инвестиционно-технологической сфере посредством устранения барьеров на пути взаимных инвестиций, обеспечения надежной защиты прав инвесторов и реализации совместных инвестиционных проектов является важным резервом экономического роста. Переходя к вопросу о национальной системе технического регулирования на Украине, следует отметить, что с 1 октября 2002 года с целью повышения эффективности реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей этим вопросом занимается центральный орган исполнительной власти со специальным статусом – Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики. Основными задачами Госпотребстандарта Украины является обеспечение реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей, стандартизации, метрологии и сертификации, осуществление управления в этой сфере, а также межотраслевой координации и функционального регулирования вопросов защиты прав потребителей, стандартизации, метрологии и сертификации. К приоритетным направлениям деятельности можно отнести:
Также на Украине действует созданная Госпотребстандартом Украины государственная система сертификации продукции УкрСЕПРО, работы в которой выполняют более ста органов по сертификации продукции (работ, услуг). Принадлежность той или иной продукции к проведению обязательной сертификации на Украине устанавливается официальным «Перечнем продукции, которая подлежит обязательной сертификации в Украине», (далее – «Перечень…»), который утвержден приказом Госпотребстандарта Украины от 01 февраля 2005 г. № 28 и зарегистрирован Министерством юстиции Украины 04 мая 2005 г. Последняя редакция «Перечня…» с изменениями согласно указу Министерства Экономического Развития и торговли от 30.07.2012, включает 20 разделов, касающихся сертификации различных видов продукции и услуг. Переходя к вопросу стандартизации, следует отметить, что вся работа такого характера на Украине регламентируется комплексом стандартов государственной системы стандартизации, первые стандарты которой были введены в действие приказом от 29.07.93 г. (с изменением Приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики «Об утверждении национальных стандартов Украины, государственных классификаторов Украины, национальных изменений в межгосударственные стандарты, внесении изменения в приказ Госпотребстандарта Украины от 31 марта 2004 г. N 59 и отмене нормативных документов» (N 97 от 28.05.2004 г.)). В соответствии с государственной системой стандартизации нормативные документы по стандартизации имеют такие категории:
Следует отметить, что Украина также является страной-участницей межгосударственной системы стандартизации, к целям которой можно отнести формирование и проведение согласованной технической политики в области гармонизации технических регламентов, межгосударственной стандартизации, метрологии и оценки соответствия, в том числе аккредитации, надзора (контроля) в закрепленных областях деятельности. Международная организация по стандартизации (ИСО) признала Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ в качестве региональной организации по стандартизации для региона, охватывающего Содружество Независимых Государств. В настоящее время приняты стратегические цели развития Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) на период до 2020 года в соответствии с Концепцией дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Стратегией экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г. Основными факторами, определяющими перспективы развития закрепленных за МГС направлений, являются:
В основу работ, проводимых МГС по закрепленным за ним направлениям, положены принципы, применяемые в мировом сообществе:
В настоящее время на Украине существует ряд технических комитетов, соответствующих межгосударственным техническим комитетам, секретариаты которых ведет Украина. Среди них ТК по трубам и стальным баллонам, взрывозащищенному оборудованию, станкам, лесопродукции, пневматическим шинам, консервам, бытовой аппаратуре, синтетическим моющим средствам, энергосбережению, управлению окружающей средой и др. Развитие данных технических комитетов будет способствовать международной и региональной торговле товарами и услугами, развитию трансграничных инфраструктур, обеспечит распространение новых методов сотрудничества, передовой практики менеджмента и оценки соответствия и составит основу гармонизации национальных технических регламентов государств-участников. Закономерным результатом трансформации российско-украинских отношений в области технического регулирования станет широкое применение технических регламентов на национальном уровне, в том числе в национальных системах технического регулирования. 1 Окрепилов В.В. Иванова Г.Н. Техническое регулирование в России: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. 1 Официальный сайт Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации www.easc.org.by. |
На благо юга России и востока Украины потрудится целая армия википедистов В начале лета объявлено о начале конкурса изображений и статей, посвященных истории, географии, природе, культуре, знаменитым жителям... | Отчет по теме: Провести работы по пересмотру (актуализации) Основные направления развития законодательства в области технического регулирования | ||
Научно-педагогическая компетентность в мониторинге при подготовке... Научный центр связи и информатизации Военного институту телекоммуникаций и информатизации Национального технического университета... | Программа фундаментальных исследований Президиума ран перспективы... России и Украины по приоритетным направлениям модернизации, инновационного и технологического развития | ||
Программа учебной дисциплины химия 2011 г Спо, одобренных и рекомендованных Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования... | О психологии изобретательского творчества Исследование психики человека, совершенствующего средства труда, имеет большое значение для изучения и понимания закономерностей... | ||
Мониторинг сми РФ по пенсионной тематике 9 октября 2012 года Результаты управления пенсионными накоплениями в России, а также инвестиционные стратегии российских управляющих соответствуют общим... | О безопасности колесных транспортных средств Соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств-членов Евразийского экономического сообщества от 24 марта 2005... | ||
Объединениями (союзами) работодателей архангельской области Соглашение с целью согласования интересов работников, работодателей и органов государственной власти Архангельской области по вопросам... | Кафедра гражданского права и гражданского процесса Пушка Григория... Выяснить, каким образом предусмотрено гражданско-правовое регулирование залога в законодательстве России и Украины, каковы особенности... | ||
Город луганск ресурс развития луганской области и украины Луганск – восточные ворота Украины, транзитный, промышленный и научный центр, город привлекателен для инвестиций, с развитым малым... | «Природные зоны Украины. Охрана природы Украины.» Цель и задачи урока : обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Природные зоны Украины. Охрана природы Украины.» | ||
Статьи на русском Дан краткий обзор развития научных исследований на радиотехническом факультете Национального технического университета Украины «Киевский... | Доклад о лицензировании отдельных видов деятельности, показателях... Состояние нормативно-правового регулирования в области регулирования медицинской деятельности, фармацевтической деятельности и деятельности... | ||
Своеволин Ю. В. Курсовая работа по дисциплине: распределение производственных... Украины. Описывается структура хозяйств апк в целом и отдельно по отраслям, почвенные, водные и земельные особенности географии Украины,... | Дипломный проект тема Исследование динамических свойств автоматической... Тема Исследование динамических свойств автоматической системы регулирования тока тяговых двигателей электровоза 2ЭС6 |