МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
И ОБРАЗОВАНИЯ ФГБОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р.Филиппова»
«Утверждаю»
и.о. декана ФВМ, к.в.н., доцент
_____________Содномов В.Ч.
Факультет ветеринарной медицины Рассмотрен и рекомендован Одобрен и рекомендован
кафедрой паразитологии, методической комиссией
эпизоотологии и ОВД факультета ветеринарной
протокол №___ от______2013 г. Медицины
Заведующий кафедрой, Председатель метод. комиссии ,
д.в.н., профессор__________ д.в.н., доцент _____________
Евдокимов П.И. Мантатова Н.В.
«____» ___________2013 г. «____» _____________2013 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
дисциплины «Эпизоотология и инфекционные болезни животных»
цикла С.3
Профессиональный цикл
для подготовки студентов очной и заочной формы обучения
по специальности 111801.65 – «Ветеринария»
Составитель: д.в.н, профессор Муруева Г.Б.
ФГБОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р.Филиппова»
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан факультета вет. медицины,
доцент ______В.Ч.Содномов
«_____»___________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины
«Эпизоотология и инфекционные болезни животных»
цикла СД
по специальности 111801.65 – “Ветеринария”
Квалификация выпускника –ветеринарный врач Форма обучения очная
Улан-Удэ, 2013 Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, примерных основных образовательных программ.
Программа обсуждена на заседании кафедры паразитологии, эпизоотологии и ОВД Протокол №_____ от «_____»__________2013 г. Зав. кафедрой, д.в.н, проф.____________ Евдокимов П.И.
Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета
протокол №____ «__»_________201 г.
Председатель методической комиссии, доцент _____________ Мантатова Н.В.
№ п/п
| На учебный год
| Одобрено на заседании кафедры
| Утверждаю Заведующий кафедрой
| Протокол
| Дата
| Подпись
| Дата
| 1.
| 2013/2014г.г.
| №____
| «__»__2013г
|
| «__»__2013г
| 2.
| 2014/2015г.г.
| №____
| «__»__2014г
|
| «__»__2014г
| 3.
| 2015/2016г.г.
| №____
| «__»__2015г
|
| «__»__2015г
| 4.
| 2016/2017г.г.
| №____
| «__»__2016г
|
| «__»__2016г
| 5.
| 2017/2018г.г.
| №____
| «__»__2017г
|
| «__»__2017г
|
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель дисциплины: подготовка высококвалифицированных специалистов; формирование представлений о теоретических основах и практических знаниях по инфекционным болезням сельскохозяйственных животных; дать студентам знания об эпизоотологических закономерностях возникновения, проявления и распространения инфекционных болезней животных, средствах и способах профилактики и борьбы с ними.
Задачи: изучить основные разделы общей и частной эпизоотологии и ветеринарной санитарии, а именно:
по общей эпизоотологии изучить эпизоотологические аспекты инфекции и иммунитета, эпизоотический процесс и его движущие силы в различных природно-географических и социально-экономических условиях; эволюцию, номенклатуру и классификацию инфекционных болезней животных; приемы и методы эпизоотологического исследования;
по частной эпизоотологии изучить болезни общие для нескольких видов животных, болезни крупного рогатого скота и мелкого рогатого скота, болезни свиней, болезни лошадей, птиц и пушных зверей; их диагностику, лечение, общие и специфические профилактические и оздоровительные мероприятия;
по основам ветеринарной санитарии – дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию и их применение в практических условиях. 2. Место дисциплины в структуре ООП:
Учебная дисциплина «Эпизоотология и инфекционные болезни животных» - ветеринарная наука об объективных закономерностях возникновения, распространения и прекращения инфекционных болезней среди животных, методах их профилактики и ликвидации.
Функциональное назначение дисциплины состоит в приобретении знания об эпизоотологических закономерностях возникновения, проявления и распространения инфекционных животных, средствах и способах профилактики и борьбы с ними.
Программа составлена с учетом логической связи учебного плана – дисциплин инфекционного и общебиологического циклов (микробиология, вирусология, иммунология, паразитология, патологическая физиология, патологическая анатомия, зоогигиена и информатика). 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Эпизоотология является одной из ведущих клинических дисциплин тесно связанной с рядом дисциплин, имеющих прямое или косвенное отношение к проблеме инфекционных болезней.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурными (ОНК)
использованием основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-11);
осознанием сущности и значения информации в развитии современного общества; владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-12);
получением навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);
способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14).
б) профессиональными (ПК):
готовностью использовать современные информационные технологии (ПК-3);
способностью к обоснованию принятия конкретных технологических решений с учетом особенностей биологии животных (ПК-5);
В процессе освоения дисциплины формируются компетенции: ПК 1-8, 20, ОК-6. В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
методику эпизоотологического исследования – как основного метода изучения эпизоотической обстановки;
основные характеристики инфекционных болезней животных;
основные клинические формы и течение, принципы диагностики инфекционных болезней;
влияние природно-географических и хозяйственно-экономических факторов на эпизоотический процесс;
основные задачи и принципы противоэпизоотической работы;
современные средства и способы дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
основные системы общих и специфических мероприятий в благополучных и неблагополучных хозяйствах.
принципы лечения больных животных;
уметь:
составлять акт эпизоотологического обследования хозяйства, уметь выработать заключения и профилактических рекомендаций по профилактике и оздоровительным мероприятиям;
владеть принципами составления календарного плана профилактических и оздоровительных мероприятий в благополучном и неблагополучном хозяйствах;
владеть методами взятия, консервирования, фиксации и пересылки в диагностическую лабораторию патологического материала от животных с различною степенью эпизоотологической опасности инфекционной болезни;
владеть методиками массового аллергического исследования животных и взятия крови для диагностических исследовании на инфекционные болезни.
владеть:
- методами взятия, консервирования, фиксации и пересылки в диагностическую лабораторию патологического материала от животных с различною степенью эпизоотологической опасности инфекционной болезни;
комплексным методом диагностики инфекционных болезней животных;
методами профилактики инфекционных болезней животных;
методами лечения больных инфекционными болезнями.
Студенты также должны иметь представление:
о разработке и осуществлении комплекса профилактических и оздоровительных противоэпизоотических мероприятий в животноводстве и птицеводстве;
об интерпретации результатов лабораторной диагностики с целью постановки своевременного и достоверного диагноза;
о мерах безопасности при проведении клинического исследования животных при особоопасных инфекциях (сап, бешенство, ящур, сибирская язва и др.).
4. Структура и содержание дисциплины
Трудоемкость 360 часов, зачетных единиц - 10
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы,
включая самостоятельную
работу студентов и
трудоемкость (в часах)
| Формы текущего
контроля успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной
аттестации (по семестрам)
| 1
| Общая эпизоотология
| 7
| 16
| Аудит.
48
| Лекций
16
| ЛПЗ
32
| СРС
45
| Опрос, письменный и устный опрос, сдача модулей,
зачет
| 2
| Болезни, общие для разных видов животных
| 8
|
17
| 34
| 17
| 17
| 45
| Опрос, письменный и устный опрос, сдача модулей,
экзамен
| 3.
| Болезни овец,
Болезни свиней
| 9
| 12
| 30
| 10
| 20
| 45
| Опрос, письменный и устный опрос, сдача модулей,
зачет
| 4.
| Болезни лошадей, болезни молодняка, болезни птиц
| 10
| 17
| 34
| 17
| 17
| 45
| Опрос, письменный и устный опрос, сдача модулей,
экзамен
| 5.
| Трудоемкость
|
|
| 146
| 60
| 86
| 180
|
|
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
Таблица 2
№/№
|
Раздел дисциплины
| Количество часов
по видам занятий
| п/п
|
| Лекции
| Лаб.-практ.
занятия
| СРС
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1.
|
| Введение в эпизоотологию
| 2
| -
| -
| 2.
| Общая эпизоотология
| 48
| 32
| 45
| 3.
| Частная эпизоотология
| 98
| 54
| 135
|
Содержание дисциплины и виды занятий:
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| Общая эпизоотология
| 1
| Эпизоотология как наука
| История и достижения эпизоотологии. Роль отечественных ученых в развитии науки. Эпизоотология и санитарная охрана окружающей среды. Методы эпизоотологии, связь ее с другими науками. Экономический ущерб при инфекционных болезнях. Охрана здоровья людей от болезней, общих человеку и животным.
Современная эпизоотическая ситуация. Эпизоотическая ситуация в РФ, регионе, Республике Бурятия, приграничной зоне.
| 2
|
Эпизоотологические аспекты инфекции и иммунитета.
| Инфекция, ее виды и значение. Инфекционная болезнь. Значение макро- микроорганизма, факторов внешней среды в возникновении инфекционной болезни. Течение, клинические формы, динамика инфекционной болезни. Иммунологическая реактивность, естественная резистентность, иммунитет.
| 3
|
Эпизоотический процесс
| Эпизоотический процесс как эпизоотологическая категория. Эпизоотическая цепь и ее звенья: источник возбудителя инфекции, механизм передачи возбудителя, восприимчивый организм.
Теория эпизоотического процесса.
|
4
|
Эпизоотический очаг и природная оча-говость инфекцион-ных болезней. Виды эпизоотических очагов и их характеристика.
| Понятие об эпизоотическом очаге, неблагополучном пункте, угрожаемой зоне. Природная очаговость инфекционных болезней. Структура, виды, типы природных очагов. Природно-очаговые болезни животных. Понятие о географической эпизоотологии. Основные принципы эпизоотологического картографирования и прогнозирования.
| 5
|
Номенклатура, эволю-ция и классификация инфекционных болезней.
|
Номенклатура и принципы классификации инфекционных болезней. Зоонозы, зооантропонозы, антропонозы. Антропогенное воздействие на эволюцию инфекционных болезней.
| 6
| Эпизоотологический мониторинг и основы эпизоотологического исследования.
| Методы диагностики, комплексная диагностика. Массовые диагностические исследования.
Эпизоотологическое обследование эпизоотического очага, неблагополучного
пункта.
| 7
| Противоэпизооти-ческие мероприятия.
Специфическая профилактика.
| Планирование и организация противоэпизоотических мероприятий.
Средства, методы специфической профилактики. Биопрепараты, характеристика, классификация.
| 8
|
Терапия и лечебно-профилактические мероприятия при инфекционных болезнях.
| Оценка иммунологической и эпизоотологической эффективности. Меры по защите хозяйств от заноса инфекционных болезней. Основные направления борьбы с инфекционными болезнями.
Мероприятия в отношении источника и резервуара возбудителя инфекции. Понятие об изоляции животных. Мероприятия в отношении механизма передачи, восприимчивых животных.
| Частная эпизоотология
| 1
2
3
4
5
6
| Болезни, общие для нескольких видов животных
| Сибирская язва. Эмфизематозный карбункул.
| Ящур. Оспа.
| Туберкулез. Бруцеллез.
| Бешенство. Болезнь Ауески
| Лептоспироз. Листериоз.
| ЧКРС. ЗКГ.
| 7.Дерматомикозы.
| 8. Лейкоз крупного рогатого скота. Губкообразная энцефалопатия крс.
| 1
| Болезни крупного рогатого скота
| Вирусные респираторные болезни крупного рогатого скота.
| 2 3
| Болезни мелкого рогатого скота
| Катаральная лихорадка овец, инфекционный эпидидимит баранов
| Висна-маэди, аденоматоз, скрепи овец и коз
| 4 5
6
|
Болезни свиней
| Классическая чума свиней, африканская чума свиней.
| Рожа свиней, лептоспироз.
| Репродуктивно- респираторный синдром свиней, болезнь Тешена.
| 1
2
3
| Болезни
лошадей
| Сап, мыт, эпизоотический лимфанит
| ИНАН, ИЭМ лошадей
| Ринопневмония, грипп лошадей
| 4
5
6
| Болезни
молодняка
| Колибактериоз, сальмонеллез.
| Стрепто-стафилококкозы.
| Анаэробная дизентерия ягнят.
| 7
8
9
| Болезни
птиц
| Сальмонеллез, грипп птиц.
| Болезнь Марека, ньюкаслская болезнь.
| Оспа, инфекционный ларинготрахеит птиц
|
4.2. Лабораторные, практические и семинарские занятия
№ п/п
| № раздела дисциплины
| Тема занятий (лабораторн., практич. и семинарских)
| Вид занятия
| Кол-во часов
| Литература
| Вид контроля знаний
| 1.
| Общая эпизоотология 32 ч.
| 1.Меры личной и общ. профилактики при работе с заразнобольн. жив.
2.Инстр-ты и приборы в эпизоот. практике.
3.Биопрепараты, их классификация 4.Общие и специф. профил. меропр.
5.Взятие крови у КРС
6.Взятие крови у МРС
7.Аллерг.диагн-ка
8.Эпизоот. исслед. 9.М-ды и средства дезинфекции
10.Правила взятия и пересылки пат. м-ла
| ЛПЗ
ЛПЗ ЛПЗ ЛПЗ Практ.
Практ. Практ. ЛПЗ ЛПЗ
ЛПЗ
| 2
2 4 2 4
4 4 4 4
4
| Урбан В.П. Практикум по эпизоот. и инф. б-ням с вет.санит.
-«-«-«- -«-«-«-
Учебник «Эпизоот. и инф. б-ни»
-«-«-«-
Учебник «Эпизоот. и инф. б-ни»
Урбан В.П. Практикум по эпизоот. и инф. б-ням» -«-«-«-
-«-«-«- -«-«-«-
-«-«-«- -«-«-«-
| Опрос Опрос Письм. Контроль Модуль 1
Практ.
демонстр.
Практ.
демонстр Практ.
демонстр. Опрос Опрос Устный контроль
| 2.
| Болезни, общие для разных видов животных
17 ч.
| 1.Диагн-ка,дифф.диагн-
ка,проф-ка, меропр.при сибир.язве и эмкаре. 2.Диагн-ка, проф-ка и меропр. при ящуре и оспе, чуме КРС.
3.Диагн-ка, проф-ка и меропр. при бруцеллезе и туберкулезе.
4. Диагн-ка, проф-ка и меропр. при б.Ауески, бешенстве, листериозе.
5. Диагн-ка, проф-ка и меропр.при листериозе, лептоспирозе, лейкозе.
| ЛПЗ ЛПЗ ЛПЗ ЛПЗ ЛПЗ
| 4 4 4 4 2
| Учебник «Эпизоот. и инф. б-ни»
Урбан В.П. Практикум по эпизоот. и инф. б-ням»
-«-«-«-
-«-«-«-
-«-«-«-
-«-«-«-
|
Письм.
Контроль
-«-«-«-
-«-«-«-
-«-«-«-
-«-«-«-
| 3.
| Болезни
крупного рогатого скота,
20 ч.
| 1.Диагн-ка и дифф. диагн-ка вирусных респират. б-ней КРС. 2.Диагн-ка, дифф. д-ка, проф-ка и меропр. при
катар. лих-ке овец и
инф.эпидид-те баранов.
3.Меропр. по недопущ. в РФ аденоматоза, висна-маэди,скрепи. 4.Диагн-ка, дифф. д-ка, проф-ка, меропр. при класс. и африк. чуме
свиней, роже.
5.Меропр. при репрод.-респир.синдроме и б.
Тешена свиней.
| ЛПЗ ЛПЗ ЛПЗ
ЛПЗ ЛПЗ
| 4 4 4
4 4
| Учебник «Эпизоот. и инф. б-ни»
Урбан В.П. Практикум по эпизоот. и инф. б-ням»
-«-«-«-
-«-«-«-
-«-«-«- -«-«-«-
| Устный
Опрос
-«-«-«-
-«-«-«-
Письм.
контроль -«-«-«-
| 4.
| Болезни лошадей, молодняка, пушных зверей, птиц
17 ч.
| 1.Диагн-ка, дифф. д-ка, проф-ка и меропр. при сапе, мыте, лимфангите
2.Диагн-ка, дифф. д-ка, проф-ка и меропр. при гриппе лошадей и ИНАН.
3. Диагн-ка, дифф. д-ка, проф-ка и меропр. при болезнях молодняка.
4.Проф-ка, меропр. при чуме, инфек.гепатите, парвовир. энтерите.
5.Меропр. при алеутск. б-ни, миксоматозе, вир. геморр. б-ни кроликов.
6.Меропр. при оспе, б.Марека, сальмонелл.
7.Проф-ка и меропр. при гриппе и б.Ньюкас.
8.Меропр. при лейкозе и инф.ларинготрахеите.
| ЛПЗ
ЛПЗ
ЛПЗ ЛПЗ ЛПЗ ЛПЗ
ЛПЗ
ЛПЗ
| 2
2
4 2 2 2
2
2
| Учебник «Эпизоот. и инф. б-ни»
Урбан В.П. Практикум по эпизоот. и инф. б-ням» -«-«-«-
-«-«-«-
-«-«-«-
-«-«-«-
-«-«-«-
-«-«-«- -«-«-«-
|
Опрос
-«-«-«-
-«-«-«-
-«-«-«-
-«-«-«-
-«-«-«-
-«-«-«- -«-«-«-
|
4.3. Календарно-тематический план самостоятельной работы
в 7 семестре
№
п/п
| Тематика каждого вида работы
| Вид работы
| Кол-во часов
| Форма контроля знаний
| 1.
| Эпизоотология и охрана окружающей среды
| реферат
| 4
| Опрос, беседа
| 2.
| Современная эпизоотическая ситуация
| реферат
| 6
| Опрос, беседа
| 3.
| Иммунологическая реактивность,естественная резистентность,иммунитет
| реферат
| 4
| обсуждение
| 4.
| Эпизоотический очаг и природная очаговость инфекционных болезней. Виды эпизоотических очагов и их характеристика.
| реферат
| 6
| Опрос, беседа
| 6.
| Эпизоотологический мониторинг и основы эпизоотологического исследования.
| Реферат
| 6
| Круглый стол
| 7.
| Противоэпизоотические мероприятия при чрезвычайных эпизооти-
ческих ситуациях
| Реферат
| 4
| Проверка реферата
| 8.
| Специфическая профилак-
тика особо опасных болезней крупного рогатого скота
| Подбор литературы и изучение проблемы
| 5
| Проверка реферата
| 10.
| Наиболее опасные болезни крупного рогатого скота
|
| 10
| Круглый стол
|
| Итого:
|
| 45
|
|
|