Рабочая учебная программа дисциплины «детские инфекционные болезни»





НазваниеРабочая учебная программа дисциплины «детские инфекционные болезни»
страница1/6
Дата публикации23.10.2014
Размер0.67 Mb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Право > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4   5   6
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской федерации

Кафедра детских инфекционных болезней __________________________________________________________
«Утверждаю»

проректор по учебной работе

профессор _____________ А.Б. Ходжаян

«31» августа 2012 года




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ»



для специальности 040200 – Педиатрия

Всего часов – 361

В том числе: 241

Лекции – 18

Практические занятия – 223

Самостоятельная работа – 120

Отчетность – экзамен, семестр XI,

Итоговая государственная аттестация, семестр XII

г. Ставрополь, 2012

Рабочая учебная программа разработана в соответствии с:

- ГОС ВПО по специальности 040200 Педиатрия;

- рабочим учебным планом по специальности 040200 Педиатрия, утвержденным Ученым советом академии от 29 августа 2012 г. протокол № 1;

- примерной программой дисциплины «Детские инфекционные болезни» для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений (2000 г., Москва).

Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры детских инфекционных болезней
«28» августа 2012 г. Протокол № 1
Зав. кафедрой, д.м.н., профессор Голубева М.В.

Одобрена цикловой методической комиссией педиатрических дисциплин
«29» августа 2012 года
Зам. председателя ЦМК, доцент Л.В. Погорелова

Согласована:
Декан педиатрического факультета, доцент Л.Я. Климов

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
«Детские инфекционные болезни» являются клинической дисциплиной, предназначенной для подготовки педиатров, хорошо знающих клинику инфекционных заболеваний у детей, владеющих методами их диагностики и дифференциальной диагностики, умеющих оказать неотложную помощь и назначить рациональную терапию ребенку с учетом его возраста и тяжести заболевания, а также специфическую профилактику и комплекс противоэпидемических мероприятий в очаге, предупреждающих возникновение и распространение инфекционных заболеваний.

Дисциплина «Детские инфекционные болезни» представляет особенности развития и клинические проявления инфекционной патологии в детском возрасте, необходимые в практической деятельности врача-педиатра.

Учебный процесс по дисциплине направлен на освоение клинико-эпидемиологических особенностей основных нозологических форм инфекционных заболеваний, формирования навыков клинической и лабораторной диагностики, оказания неотложной помощи, проведения противоэпидемических мероприятий в очаге.

Основные теоретические знания по детским инфекционным болезням студент приобретает на лекциях, практических занятиях и при самостоятельной работе с рекомендуемой литературой. Лекции читаются профессорами и доцентом кафедры с использованием мультимедийной демонстрационной техники. Место проведения лекций – лекционные залы академии.

Практические занятия предусматривают закрепление студентами основных теоретических разделов программы, а также выработку практических навыков, связанных с клинико-лабораторной диагностикой, построением индивидуального плана лечения, проведением противоэпидемических мероприятий. Практические занятия проводятся в учебных комнатах, аудиториях кафедры, у постели больного. Занятия обеспечиваются необходимым наглядным материалом. Количество студентов в клинической группе составляет 8-10 человек.

Практическое занятие включает: входной тестовый контроль, теоретический разбор материала в процессе фронтального опроса, самостоятельную работу (под контролем преподавателя курируют больных с инфекционной патологией, ведут истории болезни пациента), заключительная часть занятия.

Основные практические навыки по дисциплине студенты приобретают на практических занятиях во втором, третьем детских и реанимационном отделениях, кабинете инфекционных заболеваний Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Краевая клиническая инфекционная больница».

Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-методический комплекс, включающий в себя рабочую учебную программу «Детские инфекционные болезни», методические разработки для преподавателей и студентов к практическим занятиям, тексты лекций, перечень практических навыков, мультимедийные презентации к практическим занятиям, контрольно-измерительные материалы (разные варианты тестовых заданий по всем темам, итоговые тестовые задания, ситуационные эпидемиологические и клинические задачи) и др.

В процессе обучения осуществляется контроль качества подготовки студентов. Применяются следующие виды контроля:

· текущий контроль проводится в форме тестовых заданий, ситуационных задач, устного опроса;

· итоговый контроль осуществляется через систему сдачи экзамена; этапами которого является собеседование, решение тестовых заданий, оценка освоения практических навыков.

Критерии формирования итоговой оценки определяются кафедрой, фиксируются в протоколах заседания кафедры и доводятся до сведения обучающихся.

Работа студентов на занятии оценивается согласно Положению «О балльно-рейтинговой системе оценки учебной деятельности студентов СтГМА». Результаты БРС доводятся до сведения студентов после окончания цикла и предоставляются в деканат. По результатам этой оценки в соответствии с набранными баллами, по решению кафедры студенты могут освобождаться от сдачи зачета.

При изучении дисциплины «Детские инфекционные болезни», устанавливаются междисциплинарные связи с дисциплинами, изучаемыми на теоретических и клинических кафедрах, что отражается в протоколе согласования.

На кафедре созданы условия для активной работы студентов педиатрического факультета в научном кружке. Студенты, участвующие в работе кружка, получают навыки научно-исследовательской работы, опыт представления результатов исследований на научно-практические конференции студентов и молодых ученых.

Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебной деятельности и направлены на усвоение студентами принципов толерантности, самоорганизации, врачебной этики, ответственности, готовности совершенствоваться в течение всей жизни и формирование таких профессионально значимых качеств личности врача, как ответственность, милосердие и сострадание, уважения к традициям и заслугам отечественной педиатрической школы.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Подготовить специалиста для первичного обследования больного ребенка, установления диагноза, оказания экстренной и плановой медицинской помощи, проведения специфической профилактики и противоэпидемических мероприятий, обладающего необходимыми знаниями и умениями, профессионально значимыми качествами личности.
В результате изучения дисциплины студент должен
ЗНАТЬ:

- правила размещения инфекционных больных в стационарах с целью предупреждения внутрибольничной инфекции;

- правила проведения противоэпидемических мероприятий в очаге;

- ведущие симптомы детских инфекционных болезней;

- основные этапы патогенеза инфекционных заболеваний;

- методику осмотра больного ребенка;

- план обследования больного;

- алгоритм лечения больного с учетом возраста, преморбидного фона ребенка, тяжести и периода заболевания;

- особенности проведения специфической профилактики инфекционного заболевания;

- признаки патогенности возбудителей инфекционных заболеваний;

- принцип постановки серологических реакций РПГА, РСК, иммуноферментного анализа, цепной полимеразной реакции и др.;

- методику поведения спинномозговой пункции.
УМЕТЬ:

- собрать анамнез инфекционного больного и эпидемиологический анамнез;

- направить инфекционного больного в стационар, оформить документацию;

- принять инфекционного больного в стационаре, оформить документацию. Осуществить госпитализацию по категориям изоляции;

- соблюдать основные принципы работы у постели инфекционного больного в условиях общего и боксированного детского отделения;

- осмотреть инфекционного больного, выявить диагностические признаки инфекционного заболевания;

- обосновать диагноз. Оформить историю болезни инфекционного больного в стационаре, наметить план обследования и лечения, написать этапный и заключительный эпикриз;

- провести следующие диагностические манипуляции: (взять мазки из ротоглотки, носа, конъюнктивы и т.д. для бактериологического, иммунофлюоресцентного исследования, ИФА, ПЦР; взять кровь из вены для бактериологического, серологического и биохимического исследования);

- выписать ребенка после перенесенного инфекционного заболевания из стационара в детский коллектив, оформить соответствующую документацию;

- выписать рецепт на основные лекарственные препараты;

- осуществить диспансерное наблюдение за детьми, перенесшими инфекционное заболевание с оформлением соответствующей документации;

- соблюдать морально-этические и профессиональные принципы работы с инфекционными больными.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

- о порядке выписки, хранения, учета и назначения медикаментов (в том числе: сильнодействующих, наркотических, дорогостоящих);

- о работе клинической, иммуноферментной, бактериологической, иммунологической лабораторий;

- о работе отделений функциональной диагностики и физиотерапии;

- о работе патологоанатомического отделения;

- о работе центрального стерилизационного отделения.
ВЛАДЕТЬ:

- навыками обследования детей с инфекционной патологией;

- правилами проведения противоэпидемических мероприятий в очаге;

- методами оказания неотложной помощи;

- нормативами проведения экспертизы временной нетрудоспособности;

- техникой проведения люмбальной пункции;

- техникой промывания желудка и кишечника;

- методикой использования антитоксических сывороток в лечении инфекционных больных;

- методиками забора биологического материала для проведения лабораторных исследований;

- критериями оценки результатов серологических, молекулярно-биологических, бактериологических, иммунологических исследований;

- знаниями диагностической ценности инструментальных методов исследования: ультразвуковых, эндоскопических, рентгенологических.
ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

- по осуществлению лечебной помощи детям с инфекционной патологией в условиях поликлиники и стационара;

- по осуществлению профилактической помощи детям с инфекционной патологией в условиях поликлиники;

- ранней диагностики детских инфекций с учетом особенностей их течения, лечения, профилактики, диспансеризации, экспертизы нетрудоспособности;

- оказанию неотложной помощи на догоспитальном этапе при острых инфекционных заболеваниях и ургентных состояниях.

- проведению неспецифической и специфической профилактики в эпидемиологическом очаге.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет: 361 час




п/п

Виды учебной работы

Всего

часов

Семестры

11-12

1.

Аудиторные занятия

241

241




В том числе:










Лекции (Л)

18

18




Практические клинические занятия (ПЗ)

223

223

2.

Самостоятельная работа студентов (СРС)

120

120



в том числе:







Самоподготовка - самостоятельное изучение разделов.

30

30

Учебные истории болезни, рефераты, доклады на конференции, научный кружок

10

10

Анализ научной публикации, посвященной инфекционной патологии у детей. Участие в научных исследованиях на кафедре.

10

10

Изучение учебного материала, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников, учебных пособий, работа в библиотеке, подготовка к практическим занятиям, зачету

70

70

3.

Итоговая аттестация (экзамен)










Общая трудоемкость дисциплины

361

361



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ

Краткие исторические сведения о дисциплине. Порядок изучения дисциплины. Отчетность. Литература.
Раздел 1. Общие вопросы
ТЕМА 1. ОСНОВЫ ДЕТСКОЙ ИНФЕКТОЛОГИИ

Роль отечественных ученых в развитии детской инфектологии: Колтыпина А.А., Филатов Н.Ф., Носов С.Д., Данилевич М.Г., Нисевич Н.И.

Предмет и задачи дисциплины.

Инфекционная болезнь. Основные периоды инфекционного заболевания. Принципы классификации клинических форм инфекционных болезней. Понятие о трех звеньях эпидемической цепи.

Общая и иммунологическая реактивность. Клеточное и гуморальное звено иммунитета. Активный и пассивный иммунитет. Естественный и искусственный иммунитет. Факторы и механизмы.

Становление иммунной системы в онтогенезе. Критические периоды развития иммунной системы. Особенности иммунного статуса новорожденного ребенка. Возрастная динамика иммуноглобулинов. Понятие о трансплацентарном иммунитете. Иммунные факторы женского молока. Понятие об управляемых и неуправляемых инфекциях. Активная иммунизация.

Основы противоинфекционного иммунитета. Первичные иммунодефициты. Дефекты гуморального звена иммунитета. Вторичные иммунодефициты.

Современные методы лабораторной диагностики инфекционных заболеваний.

Противоэпидемические мероприятия в борьбе с госпитальными инфекциями. Эпидемическое обследование очага инфекции.

Общие профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия в борьбе с заносом и распространением инфекционных заболеваний в учреждениях первичного звена здравоохранения.

Диспансеризация детей после перенесенных инфекционных заболеваний. Принципы организации.

Экология и эпидемиология инфекционного процесса. Экологическая эпидемиология. Структура и механизмы эпидемиологического процесса. Роль Орехова К.В. в становлении и развитии экологии человека.


Раздел 2. Инфекции преимущественно с капельным механизмом передачи

ТЕМА 2. ГРИПП

Определение болезни. Характеристика возбудителя по антигенной структуре. Механизм развития и проявления эпидемического процесса. Эпидемии и пандемии. Особенности эпидемического процесса в организованном детском коллективе. Патоморфологические изменения со стороны органов дыхания, центральной нервной, сердечно-сосудистой и других систем. Клиническая классификация. Клиника и течение гриппа. Атипичные формы гриппа (стер­тые, агравированные, гипертоксические). Особенности клинических проявлений и течения гриппа у детей первого года жизни. Методы лабораторной диагностики (РИФ, РСК, РТГА, ИФА, РИА). Дифференциальный диагноз. Лечение различных форм гриппа и его осложнений. Показания к госпитализации. Диспансерное наблюдение. Система профилактических и противоэпидемических меропри­ятий в семье и детском коллективе в борьбе с заносом и распространением инфекции. Интерферонопрофилактика. Специфическая профилактика. Виды вакцин. Дифференциальная диагностика острых респираторных вирусных инфекций.
ТЕМА 3. ПАРАГРИППОЗНАЯ ИНФЕКЦИЯ

Определение болезни. Характеристика возбудителя по антигенным свойствам. Механизм развития и проявления эпидемического процесса. Особенности течения вспышки в детском коллективе. Распределение заболеваемости по возрастным группам. Патогенез и патоморфологические изменения в различных органах и системах. Клиника парагриппа. Особенности клинических проявлений и течения парагриппа у детей первого года жизни. Диагностическая значимость лабораторных методов исследования (РИФ, РСК, РТГА, ИФА, РИА). Дифференциальный диагноз. Принципы лечения в зависимости от тяжести, течения, возраста. Лечение синдрома крупа в зависимости от степени стеноза гортани. Применение индивидуальных аэрозольных ингаляторов (бронхолитические, гормональные). Экстренная помощь на догоспитальном этапе. Лечение тяжелых форм синдрома крупа. Методы профилактики парагриппа.
ТЕМА 4. АДЕНОВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ

Определение болезни. Характеристика возбудителя по антигенным свойствам. Механизм развития и проявления эпидемического процесса. Особенности течения вспышки в детском коллективе. Распределение за­болеваемости по возрастным группам. Патогенез и патоморфологические изменения в различных органах и системах. Клинические формы: фаринго-конъюнктивальная лихорадка, тонзиллофарингит, мезаденит, диарея, интерстициальная пневмония. Особенности клинических проявлений, течения аденовирусной инфекции у новорожденных и детей первого года жизни. Диагностика. Дифференциальный диагноз различных форм заболевания. Диагностика, значимость лабораторных методов исследования (РИФ, РСК, РТГА, ИФА, РИА). Методы профилактики.
ТЕМА 5. РИНОВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа дисциплины «детские инфекционные болезни» iconРабочая учебная программа дисциплины «детские инфекционные болезни»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа дисциплины «детские инфекционные болезни» iconРабочая учебная программа по дисциплине детские инфекционные болезни...
Цель изучения дисциплины: подготовка врача к выполнению лечебно-диагностической, профилактической и медико-просветительской деятельности...
Рабочая учебная программа дисциплины «детские инфекционные болезни» iconПримерная программа наименование дисциплины Эпизоотология и инфекционные...
Цель дисциплины «Эпизоотология и инфекционные болезни» – дать студентам знания об эпизоотологических закономерностях возникновения,...
Рабочая учебная программа дисциплины «детские инфекционные болезни» iconПримерная программа наименование дисциплины Эпизоотология и инфекционные...
Цель дисциплины «Эпизоотология и инфекционные болезни» – дать студентам знания об эпизоотологических закономерностях возникновения,...
Рабочая учебная программа дисциплины «детские инфекционные болезни» icon«Инфекционные болезни»
«Медико-профилактическое дело» с учетом рекомендаций примерной программы по дисциплине «Инфекционные болезни» мо рф, 2002 г
Рабочая учебная программа дисциплины «детские инфекционные болезни» icon«Инфекционные болезни»
«Педиатрия» с учетом рекомендаций примерной программы по дисциплине «Инфекционные болезни» мо рф, 2003 г
Рабочая учебная программа дисциплины «детские инфекционные болезни» iconИнфекционные болезни, фтизиатрия
Цель освоения дисциплины «Инфекционные болезни. Фтизиатрия»: овладение знаниями в области инфекционных болезней и фтизиатрии, а также...
Рабочая учебная программа дисциплины «детские инфекционные болезни» iconРабочая программа по дисциплине: "педиатрия, раздел: детские инфекционные...
Программы по педиатрии для студентов высших медицинских учебных заведений лечебного факультета, утвержденной учебно-методическим...
Рабочая учебная программа дисциплины «детские инфекционные болезни» iconРабочая программа смежной дисциплины «Инфекционные болезни»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа дисциплины «детские инфекционные болезни» iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для...
...
Рабочая учебная программа дисциплины «детские инфекционные болезни» iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для...
...
Рабочая учебная программа дисциплины «детские инфекционные болезни» iconРабочая программа дисциплины «инфекционные болезни у детей»
Цель дисциплины овладение знаниями общей и частной эпидемиологией, а также принципами диагностики, лечения и профилактики инфекционных...
Рабочая учебная программа дисциплины «детские инфекционные болезни» icon«инфекционные болезни»
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая учебная программа дисциплины «детские инфекционные болезни» iconРабочая программа послевузовского профессионального образования смежной...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа дисциплины «детские инфекционные болезни» icon«инфекционные болезни»
...
Рабочая учебная программа дисциплины «детские инфекционные болезни» iconРабочая программа по дисциплине дс. Ф. 06 Инфекционные болезни, эпидемиология по специальности
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск