Скачать 153.85 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Волосникова Л.М./ _______________________ 2011 г. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИММУНОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020201.65 – биология, заочной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор (ы) работы ____________________/Пак И.В./ « 26 » августа 2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики «29» августа 2011 г. № протокола 1 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 15 стр. Зав. кафедрой ______________________/Пак И.В./ « 29 » августа 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ Департамент биологии «24» сентября 2011 г., № протокола 1 Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ______________________/Фролова О.В./ «24» сентября 2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./ «____»____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра экологии и генетикиПак И.В. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИММУНОЛОГИЯ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020201.65-биология, заочной формы обучения Тюменский государственный университет 2011 Пак И. В. Иммунология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020201.65-биология, заочной формы обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 15 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Экологическая иммунология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой экологии и генетики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой экологии и генетики, д.б.н. Пак Ирина Владимировна© Тюменский государственный университет, 2011. © Пак И.В., 2011
Целью дисциплины «Экологическая иммунология» является получение базовых знаний об изменении показателей иммунной защиты в зависимости от экологических условий среды. В процессе изучения дисциплины специалисты решают следующие задачи: в систематизированной форме усваивают основные представления об иммунодефицитах, их типах, о влиянии химических веществ, физиологических факторов и ионизирующей радиации на иммунный статус животных и человека. Учебно-методический комплекс «Экологическая иммунология» соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Дисциплина «Экологическая иммунология» относится к циклу ОПД.В. Профессиональный цикл: дисциплины по выбору. Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами ОПД: профессионального цикла: базовой (общепрофессиональной) частью: генетикой и селекцией, цитологией и гистологией, биохимией и молекулярной биологией, иммунологией. Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по иммунологии, генетике, физиологии, биохимии, умение к биометрической обработке материала, владение компьютерными статистическими программами. Для успешного освоения данной дисциплины необходимо предшествующее изучение следующих дисциплин: иммунологии, физиологии человека и животных, генетики и селекции, биохимии и молекулярной биологии, цитологии и гистологии. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Общие представления об иммунодефицитах. Понятие иммунологическая недостаточность (иммунодефицит). Первичные иммунологическая недостаточность: В-клеточная, Т-клеточная, недостаточность системы комплемента, недостаточность фагоцитарных клеток. Вторичная иммунологическая недостаточность. Экологическая иммунология и здоровье человека. Методология оценки иммунного статуса на фоне неблагоприятных факторов среды. Двухэтапный принцип оценки иммунного статуса по методу Петрова Р.В. Тесты первого этапа: выявление «грубых» дефектов в системе клеточного и гуморального иммунитета и фагоцитоза, определение концентрации иммуноглобулинов сыворотки крови, определение относительного и абсолютного содержания лимфоцитов в периферической крови. Тесты второго уровня: идентификация субпопуляций Т-клеток, определение функциональной активности NK-клеток. Изменение иммунного статуса человека и животных в различных экологических условиях среды. Влияние физиологических факторов. Иммунореактивность и питание. Влияние белково-ограниченной диеты на иммунный статус. Влияние климатогеографических факторов. Иммунный статус детского и взрослого населения в отдельных регионах России. Классификация вариантов иммунного статуса здорового населения. Иммунотропные химические соединения. Продукты полного или частичного сгорания органического топлива - летучая зола, токсичные радикалы, перекиси азота, сернистый газ, полициклические ароматические углеводороды, бензпирены, холантрены; продукты химической промышленности: бензол, фенолы, ксилол, аммиак, формальдегид, продукты производства пластмасс, резины, лакокрасочной промышленности, нефтепродукты; продукты бытовой и с/х химии, пестициды, инсектициды, гербициды, удобрения, детергенты, косметика, лекарства, вкусовые добавки, моющие средства и т.д; металлы: свинец, ртуть, кобальт, молибден и др.; неорганическая пыль, двуокись кварца, асбест, углерод, тальк, полиметаллические аэрозоли, сварочный аэрозоль и т.д. Влияние ионизирующих излучений на иммунитет Иммунопатологические и иммунодепрессивные состояния при облучении. Основы иммуноэкологического мониторинга. Иммуноэкологический мониторинг на радиоактивнозагрязненных территориях Работы Храмцова В.В. по мониторингу на загрязненных радионуклидами территориях (территория ВУРС), Незавитина А.Г. в районах, прилегающих к Семипалатинскому полигону). Нормоиммунограммы для определенных территорий.
Темы рефератов: 1.Типы врожденных иммунодефицитов. 2.Генетический контроль первичной иммунологической недостаточности. 3.Причины возникновения вторичных иммунодефицитов. 4.Питание и иммунологическая реактивность Темы компьютерных презентаций: 1.Иммуноэкологический мониторинг на территории ВУРСа. 2.Влияние Семипалатинского полигона на психическое здоровья населения. 3.Синдром Вискота-Олриджа. 4.Тяжелый комбинированный иммунодефицит и причины его возникновения. 5. Влияние иммуносупрессивной терапии на возникновение иммунодефицита. Контрольная работа Вариант № 1. 1.Типы первичной иммунологической недостаточности. 2.Иммунотропные вещества. Вариант № 2. 1. Причины возникновения вторичной иммунологической недостаточности. 2. Влияние ионизирующих излучений на иммунитет Контрольные вопросы к зачету 1.Понятие иммунологическая недостаточность (иммунодефицит). 2.Первичные иммунологическая недостаточность. 3. Вторичная иммунологическая недостаточность. 4.Экологическая иммунология и здоровье человека. 5.Двухэтапный принцип оценки иммунного статуса по методу Петрова Р.В. 6.Влияние белково-ограниченной диеты на иммунный статус. 7.Влияние климатогеографических факторов на иммунитет. 8.Иммунный статус детского и взрослого населения в отдельных регионах России. 9.Классификация вариантов иммунного статуса здорового населения. 10. Влияние продуктов полного или частичного сгорания органического топлива на иммунитет. 11. Влияние продуктов производства пластмасс, резины, лакокрасочной промышленности, нефтепродуктов на иммунитет. 12.Влияние продуктов бытовой и с/х химии на иммунитет. 13. Иммунотропное действие металлов. 14.Иммунопатологические и иммунодепрессивные состояния при облучении. 15.Иммуноэкологический мониторинг на радиоактивнозагрязненных территориях 16.Нормоиммунограммы для определенных территорий.
Мультимедийные средства обучения (презентации по всем темам тематического плана).
7.2.Дополнительная литература
7.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: wikipedia slovari.yandex http://rji.ru/immweb.htm http://www.rji.ru/ruimmr.htm http://immunology.ru http://www.ncbi.nlm.nih.gov
Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, составленными автором, видеофильмами. На факультете имеется для проведения занятий 3 мультимедийные аудитории, есть специализированные лаборатории: центр микроскопии (№ 408), оснащенный электронным микроскопом LSM 510-мета, фазово-контрастным микроскопом Axioimager А1; лаборатория молекулярной генетики (№ 309), оснащенная хроматографом ВСЖХ, ПЦР; лаборатория популяционной генетики (№ 111), оснащенная приборами для проведения электрофореза и цитогенетических исследований. |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... | Российской федерации Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020201. 65 Биология | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс предназначен для студентов I курса факультета... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов I курса факультета естественных наук, направление подготовки 020201 «Биология... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов, обучающихся... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных, протокол №1 от 29. 08. 2011. Соответствует требованиям... | Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020201. 65 биология, заочной формы обучения | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» М. К. Беляцкий, Т. А. Кремлева, Л. В. Мостяева. Химия: Органическая химия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020201.... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (протокол №1 от 29 августа 2011) Соответствует требованиям... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 09 Общая биология... Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с основными отличиями органического мира от неживой природы, с уникальностью... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология Трофимов О. В. Природные ресурсы Западной Сибири и экологическая безопасность: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | ||
Программа для студентов биологического факультета специальности 020201... Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология Трофимов О. В. Основные методы генетической инженерии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2, Дс. Ф. 3 Экология животных Программа предназначена для подготовки студентов третьего и четвертого курсов естественно-географического факультета Мурманского... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология... | Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2 Экология животных опд. Р. 1 Программа предназначена для подготовки студентов третьего и четвертого курсов естественно-географического факультета Мурманского... |