Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020201. 65 Биология, форма обучения заочная





Скачать 245.56 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020201. 65 Биология, форма обучения заочная
Дата публикации04.03.2015
Размер245.56 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_________________________Волосникова Л.М.

__________ _____________ 2011г.

ФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ И МОТИВАЦИЙ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности 020201.65 Биология, форма обучения – заочная

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________ /Кыров Д.Н./

«______»___________2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («__» _______ 2011 протокол № _) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем __ стр.
Зав. кафедрой ________________/Соловьев В.С./

«__» __________ 2011 г.
Рассмотрено на заседании УМК департамента Биологии ИМЕНИТ от «24» сентября 2011 протокол № 1
Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ______________________/Фролова О.В./

«__» ___________ 2011 г.


«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра анатомии и физиологии человека и животных



Кыров Д.Н.

ФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ И МОТИВАЦИЙ


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности 020201.65 Биология, форма обучения – заочная

Тюменский государственный университет

2011

Кыров Д.Н. Физиология эмоций и мотиваций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020201.65 Биология, форма обучения – заочная. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011, 11 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по специальности подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Физиология эмоций и мотиваций [электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Соловьев Владимир Сергеевич, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии и физиологии человека и животных



© Тюменский государственный университет, 2011.

© Кыров Д.Н. 2011.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины

Цель: Формирование у студентов представления об физиологических и биохимических механизмах потребностных и эмоциональных реакций человека.

Задачи: изучить основные понятия, связанные с эмоциональной сферой человека, механизмами формирования потребностей, обсудить психофизиологические, психологические, и биохимические механизмы эмоций, мотиваций и потребностей, роль волевой регуляции поведения.


    1. Место дисциплины в структуре ООП специалитета

Цикл ДС, дисциплина специализации профиля.

Содержание дисциплины: потребности и мотивации, их физиологическая и биохимическая основа; нейрофизиологические механизмы эмоций; основы психофизиологической диагностики эмоционально-потребностной сферы человека.

Содержание данной дисциплины необходимо для освоения следующих дисциплин – Физиология ВНД и ее возрастные особенности, выпускная квалификационная работа

В качестве предпосылочных знаний для освоения данной дисциплины необходимы: Физиология человека, Биохимия и молекулярная биология, Физиология высшей нервной деятельности.
    1. Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать:

    базовые представления об нейрофизиологических и психофизиологических механизмах формирования потребностей и эмоций

    основные аспекты психофизиологической диагностики эмоциональных состояний и потребностных видов деятельности

    Уметь:

    Проводить анализ научной литературы, демонстрировать базовые представления по нейрофизиологии и психофизиологии, применять их на практике, критически анализировать полученную информацию и представлять результаты исследований

    Владеть:

    Методами, используемыми для диагностики в эмоциональной и потребностной сфере человека, методами первичной коррекции нарушений. Навыками научной дискуссии.

  1. Структура и трудоемкость дисциплины.

    Семестр 9. Форма промежуточной аттестации - экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 46 часов.



  2. Тематический план.

    Таблица 1

    Тематический план



    Тема

    Недели сем.

    Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

    Итого часов по теме

    Лекции

    Практич. занятия

    Самост. работа

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7



    Потребности и их классификация

    1

    1




    5

    6



    Мотивации и их классификация

    1







    5

    5



    Нейрофизиологические механизмы мотиваций

    2

    1




    5

    6



    Эмоции и их классификация

    2







    5

    5



    Нейрофизиологический субстрат эмоций.

    3

    1




    5

    6



    ЭЭГ исследования эмоций

    3







    5

    5



    Индивидуальные различия и эмоции

    4

    1




    5

    6



    Диагностика эмоционального состояния человека

    4

    1




    6

    7

    Итого (часов, баллов)




    5




    41

    45



    Таблица 2

    Планирование самостоятельной работы студентов






Модули и темы

Виды СРС

Неделя сем.

Объем часов

Обязательные

Дополнительные



Потребности и их классификация

Подготовка к лекции. Знакомство с содержанием электронных источников (по теме). Изучение глоссария

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

1

5



Мотивации и их классификация

Подготовка к лекции. Знакомство с содержанием электронных источников (по теме). Изучение глоссария

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

1

5



Нейрофизиологические механизмы мотиваций

Самостоятельное изучение темы с использованием основной лит-ры. Подготовка к промежуточному тестированию по теме подготовка к лекции. Знакомство с содержанием электронных источников (по теме)

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

2

5



Эмоции и их классификация

Подготовка к лекции по теме. Знакомство с содержанием электронных источников (по теме). Изучение глоссария

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы Составление презентации (по выбору)

2

5



Нейрофизиологический субстрат эмоций.

Подготовка к лекции по теме. Знакомство с содержанием электронных источников (по теме) Изучение глоссария

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы, Составление презентации (по выбору)

3

5



ЭЭГ исследования эмоций

Самостоятельное изучение темы с использованием основной лит-ры. Подготовка к контрольной работе, Подготовка к промежуточному тестированию по теме. подготовка к лекции по теме

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

3

5



Индивидуальные различия и эмоции

Проверочный тест по предыдущему модулю

Подготовка к промежуточному тестированию по теме, подготовка к лекции по теме

Знакомство с содержанием электронных источников (по теме)

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы, Составление презентации (по выбору)

4

5



Диагностика эмоционального состояния человека

Подготовка докладов по теме. Подготовка к лекции по теме, подготовка к научной дискуссии, ролевая игра.

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы. Подготовка доклада и презентации по теме

4

6




ИТОГО

41



  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Физиология ВНД и ее возрастные особенности

+

+




+

+

+

+

+

2

Выпускная квалификационная работа




+

+

+

+

+










  1. Содержание дисциплины.

Тема 1. Потребности и их классификация. Определение потребностей. Биологические (витальные), социальные и идеальные потребности. Индивидуальные и видовые потребности. Врожденный и приобретенный характер потребностей. Связь потребностей с функциональным состоянием организма.

Тема 2. Мотивации и их классификация. Определение мотиваций. Высшие и низшие мотивации. Диспозиционные и ситуационные детерминанты поведения. Общее строение мотивационной сферы человека. Психологические теории мотивации. Мотивация и когнитивная деятельность.

Тема 3. Нейрофизиологические механизмы мотиваций. Энергетическая и направляющая компоненты мотиваций. Мотивационный компонент деятельности функциональных систем организма. Доминирующее мотивационное возбуждение - принцип доминанты по А.А. Ухтомскому. Нейронные механизмы мотивации. Физиологические теории мотивации. Методы диагностики мотивационно-потребностной сферы человека. Проекционные методы диагностики. Опросники мотиваций. ЭЭГ исследования мотивационно-потребностной сферы.

Тема 4. Эмоции и их классификация. Определение эмоций. Связь эмоций с потребностями и мотивами. Эмоциональный фон и эмоциональное реагирование. Позитивные и негативные эмоции. Основные функции эмоций: коммуникативная, регуляторная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная. Параметры оценки эмоциональных состояний: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, происхождение, условия возникновения и исчезновения, действие на организм, динамика развития, направленность, способ выражения.

Тема 5. Нейрофизиологический субстрат эмоций. Вклад мозговых структур в эмоциональное реагирование. Лимбическая система - определение П. Мак Лина. Круг И.В. Пейпеца: гипокамп - свод - маммилярные тела - таламус - поясная извилина - гипокамп. Обонятельная система. Миндалина. Вклад ретикулярной формации в формирование эмоций. Влияние неокортекса на эмоции. Холинэргическая и моноаминоэргическая (норадреноэргическая, дофаминэргическая и серотонинэргическая) медиаторные системы мозга в регуляции эмоций. Изменения активности вегетативной нервной системы при различных типах эмоций.

Тема 6. ЭЭГ исследования эмоций. Влияние эмоционального состояния на распределение спектральной плотности биоритмов мозга. Пространственно-временная синхронизация биопотенциалов при позитивных и негативных эмоциях. Топографическое распределение ритмической активности мозга в различных эмоциональных состояниях. Островолновая активность и спайк-волны при пограничных психических состояниях и психических заболеваниях.

Тема 7. Индивидуальные различия и эмоции. Тип высшей нервной деятельности и особенности эмоционального реагирования. Заторможенность и расторможенность эмоционального реагирования. Индивидуальные пороги эмоций. Социально ориентированная концепция эмоционального ума (emotional intelligence) П. Салавея и Дж. Майера. Концепция системы четырех мозговых структур П.В.Симонова, П.М. Ершова. Теории эмоций. Биологическая теория Ч. Дарвина. Теория Джеймса - Ланге. Таламическая теория Кеннона - Барда. Активационная теория Линдсли. Биологическая теория П.К. Анохина. Информационная теория эмоций П.В. Симонова. Теория дифференциальных эмоций.

Тема 8. Диагностика эмоционального состояния человека. Влияние эмоций на деятельность. Вегетативные изменения и эффект избыточной мобилизации резервов организма при эмоциях. Генерализация эмоций. Понятие прагматической неопределенности. Значение эмоций в формировании «предпусковой готовности» организма. Возможность эмоциогенного снижения и повышения порогов чувствительности. Вариационная ритмография сердечной деятельности. Электрическая проводимость кожи (активациометрия). ЭЭГ исследования эмоционального состояния. Метод цветового предпочтения М. Люшера. Проективная методика «Дом - Дерево - Человек». Тест самочувствие, активность, настроение - САН. Тест MMPI. Hand - тест.


  1. Темы для самостоятельной подготовки к лекциям.

Тема 1. Психофизиологические методы оценки потребностей человека.

  1. Потребность в общении

  2. Потребность в достижении

  3. Потребность в активности

Тема 2. Методы оценки мотивационной сферы.

  1. Диагностика мотивационной структуры личности

  2. Мотивация обучения в ВУЗе

  3. Тест Люшера как метод оценки актуальной потребности и ведущего мотива личности

Тема 3. Нейрофизиологические методы исследования механизмов мотивации

1. Метод открытого поля – как показатель активности и поисковой деятельности лабораторных животных

2. Эксперименты с электростимуляцией мозга

3. Эксперименты с введением химических веществ в различные отделы мозга животных

Тема 4. Психофизиологические методы диагностики эмоций

  1. Визуально-ассоциативная оценка эмоционального состояния

  2. Тест Люшера как метод оценки тревожности

  3. Методика оценки монотоноустойчивости личности

  4. Методика тревожности студентов

Тема 5. Нейрофизиологические методы исследования механизмов эмоций

  1. Эксперименты с наркотизированными животными

  2. Обсуждение экспериментов с людьми с травмами головы

  3. Ассиметрия мозга и эмоций

Тема 6. Электрофизиологические методы исследования эмоциональных состояний

1. ЭЭГ при различных эмоциональных состояниях

2. Активациометрия как метод диагностики межполушарной ассиметрии эмоций и психофизиологического состояния человека

Тема 7. Роль эмоционального фактора в выполнении деятельности

  1. Рефераты по теории эмоций

  2. Ролевая игра

Тема 8. Методы оценки эмоциональных состояний и их роль в адаптационном процессе

  1. Шкала дифференциальных эмоций

  2. Экспресс- диагностика невроза

  3. Измерение степени субдепрессии

  4. Диагностика эмоциональности по Русалову




  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Таблица 3

Осуществляемые студентами виды самостоятельных работ при изучении дисциплины и контроль за их выполнением


№ п/п

Вид самостоятельной работы

Деятельность студентов в ходе выполнения данного вида самостоятельной работы

Способ оценки

1

Подготовка к промежуточному тестированию по теме.

По основным темам дисциплины предполагается проводить промежуточное тестирование, к которому студенты готовятся самостоятельно с использованием основной и дополнительной литературы, а также конспектов лекций. Примеры тестовых заданий приведены далее в рабочей программе

тест

2

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

Предполагается, что по мере освоения материала студенты дополнительно самостоятельно прорабатывают конспекты лекций, а также рекомендованные разделы основной и дополнительной литературы.

Тест, ответ на лекции

5

Подготовка к лекции по теме

По мере освоения лекционного материала проводится контроль теоретических знаний студентов по определенным темам дисциплины представленным в разделе тематическое планирование. Студенты самостоятельно готовятся к семинару с использованием материалов лекций, основной и дополнительной литературы.

ответ на лекции

5

Знакомство с содержанием электронных источников (по теме)

Студенты самостоятельно готовятся к семинару с использованием материалов электронных источников.

Тест, ответ на лекции

6

Подготовка презентаций

Студенты самостоятельно в ходе подготовки к семинару готовят при помощи соответствующего программного обеспечения слайды для более полного освещения вопросов семинара.

ответ на лекции

7

Подготовка докладов по теме

Тема 9 тема включает самостоятельную подготовку студентами рефератов, затрагивающих различные аспекты предмета.

доклад

8

Изучение глоссария

Студент должен запомнить ряд определение и терминов, связанных с изучаемой дисциплиной

ответ на лекции

9

Подготовка к научной дискуссии «Эмоциональный фактор в различных видах деятельности»

В рамках темы 9 проводиться дискуссия о роли эмоционального фактора в различных видах деятельности, студентам предлагается разделиться на группы по видам деятельности и сформулировать основные положения о значимости эмоций в данном виде деятельности (коммуникативно-социальные, научно-исследовательские, рабочие и т.д.).

ответ на лекции

10

Ролевая игра «Эмоциональный стресс при адаптации человека»

В рамках темы 8 студентам предлагается выбрать попарно роль исследователя и испытуемого. Используя известные методики, испытуемый имитирует стрессовую ситуацию. Исследователь должен в адекватных методиках отразить изменения эмоционального состояния больного.

ответ на лекции

Дидактические материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:

Тестовые задания

1. Заполните пропуски в определении.

Мотивация – это … … состояние, возникающее на основе определенной … и формирующее поведение, направленное на ….

2. Опишите свойства мотивации как доминанты.

3. Расположите в порядке распространения импульса элементы лимбической системы

А.Гипоталламус Б. Мамиллярные ядра В. Поясная извилина Г. Кора больших полушарий

4. К нейропептидным регуляторам относятся:

А. Вазопрессин Б. Ацетилхолин В. Дофамин Г. Субстанция Р

5. Дайте определение отражательной функции эмоций

6. Напишите и расшифруйте формулу П.В. Симонова для эмоций

7. Положительные эмоциональные состояния коррелируют с :

А. бета-активностью левого полушария Б. альфа-активностью правого полушария В. альфа-активностью левого полушария Г. бета-активностью правого полушария

8. Эффекторное проявление агрессии связано с:

А. Адреналином Б. Норадреналином В. Ацетилхолином Г. Дофамином

9. В каком возрасте ребенок начинает воспринемать эмоции родителей:

А. в 1 месяц Б. в 3 месяца В. в 5 месяцев Г. В 7 месяцев.

10. Заполните пропуски

По мере возрастания эмоционального напряжения ширина частотного спектра произносимых слов и звуков … и сдвигается в область … составляющих. При этом для отрицательных эмоций спектральная энергия имеет тенденцию концентрироваться в … части смещенного спектра, а для положительных эмоций — в его … зоне.

Часть глоссария

Аффект (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.
Биологическая потребность — это физиологическая нужда организма, которая достигает определенной пороговой величины и которую организм устраняет через поведение.
Мотивация — это физиологический механизм активирования хранящихся в памяти следов (энграмм) тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые способны привести к ее удовлетворению.
Потребности (англ. needs)форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности (поведения, деятельности). П. как внутренние сущностные силы организма побуждают его к осуществлению качественно определенных форм активности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода.

Эмоция — особая форма психического отражения, которая в виде непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение.
Примерные темы докладов

  1. Особенности формирования эмоциональной сферы в период младенчества

  2. Особенности эмоциональной сферы в период дошкольном возрасте.

  3. Особенности формирования эмоциональной сферы в период младенчества.

  4. Особенности эмоциональной сферы в период младшего школьного возраста

  5. Особенности эмоциональной сферы в период отрочества

  6. Особенности эмоциональной сферы в период юношества

  7. Особенности эмоциональной сферы в период старости

  8. Особенности формирования мотивационно-потребностной сферы в период младенчества

  9. Особенности формирования мотивационно-потребностной сферы в период дошкольного возраста

  10. Особенности формирования мотивационно-потребностной сферы в период младшего школьного возраста

  11. Особенности формирования мотивационно-потребностной сферы в период отрочества

  12. Особенности формирования мотивационно-потребностной сферы в период зрелости

  13. Особенности формирования мотивационно-потребностной сферы в период старости


Вопросы к экзамену

  1. Потребности и их классификация.

  2. Связь потребностей с функциональным состоянием организма.

  3. Мотивации и их классификация.

  4. Психологические теории мотивации.

  5. Мотивация и когнитивная деятельность.

  6. Нейрофизиологические механизмы мотиваций.

  7. Мотивация как доминанта по А.А. Ухтомскому.

  8. Эмоции и их классификация.

  9. Связь эмоций с потребностями и мотивами.

  10. Основные функции и параметры оценки эмоций.

  11. Нейрофизиологический субстрат эмоций.

  12. Лимбическая система.

  13. Межполушарная асимметрия и эмоции.

  14. ЭЭГ исследования эмоций.

  15. Теории эмоций.

  16. Индивидуальные различия и эмоции.

  17. Влияние эмоций на деятельность.

  18. Диагностика эмоционального состояния человека.

  19. Возрастные изменения эмоциональной сферы.

  20. Возрастные изменения потребностно-мотивационной сферы




  1. Образовательные технологии.

При реализации различных видов учебной работы в ходе освоения дисциплины используются следующие виды образовательных технологий:

- мультимедийные средства обучения:

- В лекционном курсе студентам демонстрируются анимированные слайды, видео ролики для более полного освещения материала. В ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям студенты разрабатывают с помощью ПО - "PowerPoint" слайды для более полного освещения излагаемого материала.

- специализированные программы и оборудование:

- При подготовке и чтении лекционного курса используется программы пакета Microsoft Office ("МО PowerPoint, Windows Media Player, Internet Explorer"), указанное ПО также используют студенты в ходе самостоятельной работы.

  • Дискуссии в рамках лекций

  • Научная дискуссия на тему «Эмоциональный фактор в различных видах деятельности»

  • Ролевая игра на тему «Эмоциональный стресс при адаптации человека»




  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

9.1. Основная литература:

  1. Данилова, Н. Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 2012. – 368 с. Гриф УМО

  2. Психофизиология : учеб. для студ. вузов, обуч. по напр. 521000 "Психология" и спец. 020400 "Психология", 022700 "Клин. психология" / ред. Ю. И. Александров. - 3-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2012. - 464 с. ГРИФ МО

  3. Шульговский, В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению "Биология", специальности "Физиология" и другим биологическим специальностям/ В. В. Шульговский. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Академия, 2008. - 528 с. Гриф УМО


9.2. Дополнительная литература:

    1. Дубынин, В. А. Бета-казоморфины и их роль в регуляции поведения. Москва: КМК, 2010.- 306 с.

    2. Алексеева, Л. В. Мотивация и эмоции: учеб. пособие/ Л. В. Алексеева; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011. - 428 с.

    3. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии/ А. Р. Лурия. - 6-е изд., стер.. - Москва: Академия, 2008. - 384 с

    4. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений/ Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 576 с.

    5. Смирнов, В. М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб. пособие для студентов мед. вузов/ В. М. Смирнов, М. М. Будылина. - 4-е изд., стер.. - Москва: Академия, 2009. - 336 с

    6. Кузнецов, А. П. Физиология центральной нервной системы: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 011600 "Биология", 020400 "Психология", 012000 "Физиология"/ А. П. Кузнецов, Л. Н. Смелышева. - Курган: Изд-во КГУ, 2004. - 304 с. Гриф МО

    7. Мотивация человека: пер. с англ./ Д. Макклелланд ; науч. ред. Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2007. - 672 с.

    8. Ильин, Е. П. Психология воли/ Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 288 с.

    9. Бизюк, А. П. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для вузов/ А. П. Бизюк; Ин-т спец. педагогики и психологии Междунар. ун-та семьи и ребенка им. Р. Валленберга. - Санкт-Петербург: Речь, 2010. - 293 с.



9.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

1. www.pubmed.gov

2. www.medline.ru

3. www.elibrary.ru
10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.
Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, составленными автором, видеофильмами. На факультете имеется для проведения занятий 6 мультимедийные аудитории.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020201. 65 Биология, форма обучения заочная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020201....
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (протокол №1 от 29 августа 2011) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020201. 65 Биология, форма обучения заочная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020201. 65 Биология, форма обучения заочная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Васильева И. В. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности030301. 65 «Психология»,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020201. 65 Биология, форма обучения заочная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Васильева И. В. Организационно-психологическая диагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020201. 65 Биология, форма обучения заочная iconРоссийской федерации
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020201. 65 Биология
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020201. 65 Биология, форма обучения заочная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»
М. К. Беляцкий, Т. А. Кремлева, Л. В. Мостяева. Химия: Органическая химия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020201. 65 Биология, форма обучения заочная iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020201. 65 биология, заочной формы обучения
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020201. 65 Биология, форма обучения заочная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Тарасова О. П. Документы на спецносителях. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 032001. 65...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020201. 65 Биология, форма обучения заочная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020201. 65 биология
Рассмотрено на заседании умк именит департамент биологии «24» сентября 2011 г., № протокола 1
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020201. 65 Биология, форма обучения заочная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и логистики 05. 09. 2013 г., протокол №01
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020201. 65 Биология, форма обучения заочная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и логистики 05. 09. 2013 г., протокол №01
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020201. 65 Биология, форма обучения заочная iconУчебно-методический комплекс дисциплины «физика»
Маллабоев У. М. Физика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100. 62 Педагогическое образование,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020201. 65 Биология, форма обучения заочная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм»
«Туризм» (очная, заочная формы обучения), специальности 100103. 65 «Социально-культурный сервис и туризм» (очная форма обучения)
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020201. 65 Биология, форма обучения заочная iconУчебно-методический комплекс по дисциплине финансовый анализ специальность...
Форма обучения – очная, заочная, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо формы обучения
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020201. 65 Биология, форма обучения заочная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Воронова О. Г. История и методология биологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020201. 65 Биология, форма обучения заочная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов
Специальное (дефектологическое) образование, профиль подготовки Логопедия. Форма обучения заочная


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск