Скачать 245.56 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _________________________Волосникова Л.М. __________ _____________ 2011г. ФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ И МОТИВАЦИЙ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020201.65 Биология, форма обучения – заочная «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _____________________ /Кыров Д.Н./ «______»___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («__» _______ 2011 протокол № _) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем __ стр. Зав. кафедрой ________________/Соловьев В.С./ «__» __________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК департамента Биологии ИМЕНИТ от «24» сентября 2011 протокол № 1 Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ______________________/Фролова О.В./ «__» ___________ 2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./ «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологийКафедра анатомии и физиологии человека и животныхКыров Д.Н. ФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ И МОТИВАЦИЙУчебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020201.65 Биология, форма обучения – заочная Тюменский государственный университет 2011 Кыров Д.Н. Физиология эмоций и мотиваций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020201.65 Биология, форма обучения – заочная. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011, 11 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по специальности подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Физиология эмоций и мотиваций [электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Соловьев Владимир Сергеевич, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии и физиологии человека и животных© Тюменский государственный университет, 2011. © Кыров Д.Н. 2011. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:
Цель: Формирование у студентов представления об физиологических и биохимических механизмах потребностных и эмоциональных реакций человека. Задачи: изучить основные понятия, связанные с эмоциональной сферой человека, механизмами формирования потребностей, обсудить психофизиологические, психологические, и биохимические механизмы эмоций, мотиваций и потребностей, роль волевой регуляции поведения.
Цикл ДС, дисциплина специализации профиля. Содержание дисциплины: потребности и мотивации, их физиологическая и биохимическая основа; нейрофизиологические механизмы эмоций; основы психофизиологической диагностики эмоционально-потребностной сферы человека. Содержание данной дисциплины необходимо для освоения следующих дисциплин – Физиология ВНД и ее возрастные особенности, выпускная квалификационная работа В качестве предпосылочных знаний для освоения данной дисциплины необходимы: Физиология человека, Биохимия и молекулярная биология, Физиология высшей нервной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: базовые представления об нейрофизиологических и психофизиологических механизмах формирования потребностей и эмоций основные аспекты психофизиологической диагностики эмоциональных состояний и потребностных видов деятельности Уметь: Проводить анализ научной литературы, демонстрировать базовые представления по нейрофизиологии и психофизиологии, применять их на практике, критически анализировать полученную информацию и представлять результаты исследований Владеть: Методами, используемыми для диагностики в эмоциональной и потребностной сфере человека, методами первичной коррекции нарушений. Навыками научной дискуссии.
Тема 1. Потребности и их классификация. Определение потребностей. Биологические (витальные), социальные и идеальные потребности. Индивидуальные и видовые потребности. Врожденный и приобретенный характер потребностей. Связь потребностей с функциональным состоянием организма. Тема 2. Мотивации и их классификация. Определение мотиваций. Высшие и низшие мотивации. Диспозиционные и ситуационные детерминанты поведения. Общее строение мотивационной сферы человека. Психологические теории мотивации. Мотивация и когнитивная деятельность. Тема 3. Нейрофизиологические механизмы мотиваций. Энергетическая и направляющая компоненты мотиваций. Мотивационный компонент деятельности функциональных систем организма. Доминирующее мотивационное возбуждение - принцип доминанты по А.А. Ухтомскому. Нейронные механизмы мотивации. Физиологические теории мотивации. Методы диагностики мотивационно-потребностной сферы человека. Проекционные методы диагностики. Опросники мотиваций. ЭЭГ исследования мотивационно-потребностной сферы. Тема 4. Эмоции и их классификация. Определение эмоций. Связь эмоций с потребностями и мотивами. Эмоциональный фон и эмоциональное реагирование. Позитивные и негативные эмоции. Основные функции эмоций: коммуникативная, регуляторная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная. Параметры оценки эмоциональных состояний: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, происхождение, условия возникновения и исчезновения, действие на организм, динамика развития, направленность, способ выражения. Тема 5. Нейрофизиологический субстрат эмоций. Вклад мозговых структур в эмоциональное реагирование. Лимбическая система - определение П. Мак Лина. Круг И.В. Пейпеца: гипокамп - свод - маммилярные тела - таламус - поясная извилина - гипокамп. Обонятельная система. Миндалина. Вклад ретикулярной формации в формирование эмоций. Влияние неокортекса на эмоции. Холинэргическая и моноаминоэргическая (норадреноэргическая, дофаминэргическая и серотонинэргическая) медиаторные системы мозга в регуляции эмоций. Изменения активности вегетативной нервной системы при различных типах эмоций. Тема 6. ЭЭГ исследования эмоций. Влияние эмоционального состояния на распределение спектральной плотности биоритмов мозга. Пространственно-временная синхронизация биопотенциалов при позитивных и негативных эмоциях. Топографическое распределение ритмической активности мозга в различных эмоциональных состояниях. Островолновая активность и спайк-волны при пограничных психических состояниях и психических заболеваниях. Тема 7. Индивидуальные различия и эмоции. Тип высшей нервной деятельности и особенности эмоционального реагирования. Заторможенность и расторможенность эмоционального реагирования. Индивидуальные пороги эмоций. Социально ориентированная концепция эмоционального ума (emotional intelligence) П. Салавея и Дж. Майера. Концепция системы четырех мозговых структур П.В.Симонова, П.М. Ершова. Теории эмоций. Биологическая теория Ч. Дарвина. Теория Джеймса - Ланге. Таламическая теория Кеннона - Барда. Активационная теория Линдсли. Биологическая теория П.К. Анохина. Информационная теория эмоций П.В. Симонова. Теория дифференциальных эмоций. Тема 8. Диагностика эмоционального состояния человека. Влияние эмоций на деятельность. Вегетативные изменения и эффект избыточной мобилизации резервов организма при эмоциях. Генерализация эмоций. Понятие прагматической неопределенности. Значение эмоций в формировании «предпусковой готовности» организма. Возможность эмоциогенного снижения и повышения порогов чувствительности. Вариационная ритмография сердечной деятельности. Электрическая проводимость кожи (активациометрия). ЭЭГ исследования эмоционального состояния. Метод цветового предпочтения М. Люшера. Проективная методика «Дом - Дерево - Человек». Тест самочувствие, активность, настроение - САН. Тест MMPI. Hand - тест.
Тема 1. Психофизиологические методы оценки потребностей человека.
Тема 2. Методы оценки мотивационной сферы.
Тема 3. Нейрофизиологические методы исследования механизмов мотивации 1. Метод открытого поля – как показатель активности и поисковой деятельности лабораторных животных 2. Эксперименты с электростимуляцией мозга 3. Эксперименты с введением химических веществ в различные отделы мозга животных Тема 4. Психофизиологические методы диагностики эмоций
Тема 5. Нейрофизиологические методы исследования механизмов эмоций
Тема 6. Электрофизиологические методы исследования эмоциональных состояний 1. ЭЭГ при различных эмоциональных состояниях 2. Активациометрия как метод диагностики межполушарной ассиметрии эмоций и психофизиологического состояния человека Тема 7. Роль эмоционального фактора в выполнении деятельности
Тема 8. Методы оценки эмоциональных состояний и их роль в адаптационном процессе
Таблица 3 Осуществляемые студентами виды самостоятельных работ при изучении дисциплины и контроль за их выполнением
Дидактические материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины: Тестовые задания 1. Заполните пропуски в определении. Мотивация – это … … состояние, возникающее на основе определенной … и формирующее поведение, направленное на …. 2. Опишите свойства мотивации как доминанты. 3. Расположите в порядке распространения импульса элементы лимбической системы А.Гипоталламус Б. Мамиллярные ядра В. Поясная извилина Г. Кора больших полушарий 4. К нейропептидным регуляторам относятся: А. Вазопрессин Б. Ацетилхолин В. Дофамин Г. Субстанция Р 5. Дайте определение отражательной функции эмоций 6. Напишите и расшифруйте формулу П.В. Симонова для эмоций 7. Положительные эмоциональные состояния коррелируют с : А. бета-активностью левого полушария Б. альфа-активностью правого полушария В. альфа-активностью левого полушария Г. бета-активностью правого полушария 8. Эффекторное проявление агрессии связано с: А. Адреналином Б. Норадреналином В. Ацетилхолином Г. Дофамином 9. В каком возрасте ребенок начинает воспринемать эмоции родителей: А. в 1 месяц Б. в 3 месяца В. в 5 месяцев Г. В 7 месяцев. 10. Заполните пропуски По мере возрастания эмоционального напряжения ширина частотного спектра произносимых слов и звуков … и сдвигается в область … составляющих. При этом для отрицательных эмоций спектральная энергия имеет тенденцию концентрироваться в … части смещенного спектра, а для положительных эмоций — в его … зоне. Часть глоссария Аффект (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Биологическая потребность — это физиологическая нужда организма, которая достигает определенной пороговой величины и которую организм устраняет через поведение. Мотивация — это физиологический механизм активирования хранящихся в памяти следов (энграмм) тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые способны привести к ее удовлетворению. Потребности (англ. needs) — форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности (поведения, деятельности). П. как внутренние сущностные силы организма побуждают его к осуществлению качественно определенных форм активности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Эмоция — особая форма психического отражения, которая в виде непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Примерные темы докладов
Вопросы к экзамену
При реализации различных видов учебной работы в ходе освоения дисциплины используются следующие виды образовательных технологий: - мультимедийные средства обучения: - В лекционном курсе студентам демонстрируются анимированные слайды, видео ролики для более полного освещения материала. В ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям студенты разрабатывают с помощью ПО - "PowerPoint" слайды для более полного освещения излагаемого материала. - специализированные программы и оборудование: - При подготовке и чтении лекционного курса используется программы пакета Microsoft Office ("МО PowerPoint, Windows Media Player, Internet Explorer"), указанное ПО также используют студенты в ходе самостоятельной работы.
9.1. Основная литература:
9.2. Дополнительная литература:
9.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: 1. www.pubmed.gov 2. www.medline.ru 3. www.elibrary.ru 10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины. Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, составленными автором, видеофильмами. На факультете имеется для проведения занятий 6 мультимедийные аудитории. |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020201.... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (протокол №1 от 29 августа 2011) Соответствует требованиям... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Васильева И. В. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности030301. 65 «Психология»,... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Васильева И. В. Организационно-психологическая диагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... | ||
Российской федерации Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020201. 65 Биология | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» М. К. Беляцкий, Т. А. Кремлева, Л. В. Мостяева. Химия: Органическая химия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020201. 65 биология, заочной формы обучения | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Тарасова О. П. Документы на спецносителях. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 032001. 65... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020201. 65 биология Рассмотрено на заседании умк именит департамент биологии «24» сентября 2011 г., № протокола 1 | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и логистики 05. 09. 2013 г., протокол №01 | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и логистики 05. 09. 2013 г., протокол №01 | Учебно-методический комплекс дисциплины «физика» Маллабоев У. М. Физика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100. 62 Педагогическое образование,... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм» «Туризм» (очная, заочная формы обучения), специальности 100103. 65 «Социально-культурный сервис и туризм» (очная форма обучения) | Учебно-методический комплекс по дисциплине финансовый анализ специальность... Форма обучения – очная, заочная, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо формы обучения | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Воронова О. Г. История и методология биологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов Специальное (дефектологическое) образование, профиль подготовки Логопедия. Форма обучения заочная |