Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020201. 65 специальность «Биология», форма обучения заочная





Скачать 135.33 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020201. 65 специальность «Биология», форма обучения заочная
Дата публикации02.11.2014
Размер135.33 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

Л.М. Волосникова

__________ _____________ 2011г.

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов 020201.65 специальность «Биология», форма обучения – заочная
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор(ы) работы ______________________ Толстогузов С.Н.

«02»июня 2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (протокол №1 от 29 августа 2011) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 9 стр.

Зав. кафедрой ___________________ Соловьев В.С.

«29»августа 2011 г.


Рассмотрено на заседании УМК департамент «Биология», ИМЕНиИТ (прот. №1 от 24.09.11)

Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ____________________ Фролова О.В.

«24»сентября 2011 г.


«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ _________________ Федорова С.А.

«28»сентября 2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИТ

кафедра анатомии и физиологии человека и животных

ТолстогузовС.Н.


ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов 020201.65 специальность «Биология»,

форма обучения – заочная

Тюменский государственный университет

2011

Толстогузов С. Н. Физиология высшей нервной деятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 020201.65 специальности «Биология», форма обучения - заочная. Тюмень, 2011, 9 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Физиология высшей нервной деятельности. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: д.м.н., профессор Соловьев В.С.

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Толстогузов С.Н., 2011.

1. Пояснительная записка

    1. Цели и задачи дисциплины

Целью курса является изучение концепций, необходимых для четкого понимания механизмов функционирования высшей нервной деятельностичеловека и животных в различных функциональных состояниях.

Задачи курса: овладеть понятийным аппаратом дисциплины, знание современных концепций, теорий и механизмов ВНД, понимать нейробиологию процессов памяти, внимания, мотивации и обучения, речи и эмоций, учитывать индивидуальность и вариативность их характеристик в процессе онтогенеза, научиться пользоваться приобретёнными теоретическими и практическими знаниями в профессиональной деятельности.

1.2. Содержание дисциплины

Требования ГОС ВПО к уровню освоения содержания дисциплины: знание принципов и механизмов действия центральной нервной системы; широкого спектра методов функциональной диагностики ЦНС и высшей нервной деятельности человека и животных, современных проблем и достижений физиологии ВНД и психофизиологии, роли биологических знаний в решении социальных проблем.

Данная дисциплина тесно связана с биофизикой; человеком: анатомией и морфологией; физиологией человека.

2. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 10. Количество часов, отводимое на изучение дисциплины в соответствии с учебным планом по специальности: общее количество –26часов, в том числе 6 часов лекций, 20 часов на самостоятельную работу. Итоговый контроль в форме зачета.

Таблица 1

Тематический план

№п\п

Наименование темы

Лекции

(кол-во часов)

Самостоятельная работа студента

(кол-во часов)

Всего часов

1.

Вводная лекция. Интегративная деятельность мозга. Функциональная организация мозга.

1

4

5

2.

Рефлекторная теория. Условно-рефлекторная деятельность

1

4

5

3.

Потребности и мотивации. Поведение как адаптация. Классификация форм поведения

1

4

5

4.

Эмоции. Роль эмоций в организации поведения.

1

2

3

5.

Память. Внимание. Восприятие. Организация когнитивной деятельности в мозге.

1

2

3

6.

Функциональные состояния. Сон и бодрствование. Виды сна. Теории сна. Вместо заключения: ВНД и другие науки. Доклады студентов.

1

4

5




Итого (часов)

6

20

26


Таблица 2

Виды самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

объем часов

обязательные

дополнительные

1.

Вводная лекция. Интегративная деятельность мозга. Функциональная организация мозга.

Конспект лекций, подготовка докладов

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы.

4

2.

Рефлекторная теория. Условно-рефлекторная деятельность

Конспект лекций, подготовка докладов

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы.

4

3.

Потребности и мотивации. Поведение как адаптация. Классификация форм поведения.

Конспект лекций, подготовка докладов

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы.

4

4.

Эмоции. Роль эмоций в организации поведения.

Конспект лекций, подготовка докладов

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы.

2

5.

Память. Внимание. Восприятие. Организация когнитивной деятельности в мозге.

Конспект лекций, подготовка докладов

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы.

2

6.

Функциональные состояния. Сон и бодрствование. Виды сна. Теории сна. Вместо заключения: ВНД и другие науки. Доклады студентов.

Конспект лекций, подготовка докладов

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы.

4




Итого (часов)

20


3. Содержание программы курса по темам

Тема 1.Вводная лекция. Интегративная деятельность мозга. Функциональная организация мозга.

Концепция рефлекса как базовая концепция интегративной деятельности мозга: механическая Р. Декарта, биологическая (Прохазка), анатомическая, психофизиологическая концепция И.М.Сеченова, условно-рефлекторная И.П. Павлова. Нейробиологические принципы ВНД: детерминизм, структурность, единство анализа и синтеза, рефлекторность, обратная связь, системность (стереотипы), интегративность, системогенез (гетерохронность).

Современные представления о динамической локализации функций и минимизации структур, принимающих в них участие. Основные блоки функционирования: сенсорные системы, модулирующие системы, блок программирования, запуска и контроля поведенческих актов. Анализатор как многоуровневая иерархическая система. Кора – высший уровень организации детекторов. Первичные проекционные зоны коры, вторичные и третичные (ассоциативные) зоны. Командные (гностические) нейроны. Модулирующие системы: РФ и лимбическая система. Восходящие и нисходящие влияния. Источники активации РФ. Концептуальная модель организации рефлекторного акта.

Тема 2. Рефлекторная теория. Условно-рефлекторная деятельность.

Классификация врождённых форм поведения: таксисы, безусловные рефлексы (б/у), инстинктивные формы поведения. Свойства б/у рефлексов и их классификация (по И.П. Павлову, Ю. Конорскому, П.В. Симонову). Циркадные ритмы. Ориентировочный рефлекс, его связь с адаптационным и оборонительным рефлексами. Избирательность угашения ориентировочного рефлекса, его биологическая роль. Этологи об инстинктах и индивидуальном опыте. Инстинкт: потребность (эндогенное возбуждение) – релизер – комплекс стереотипа – «завершающий акт». Концепция драйва. Подготовительные (побуждающие, драйвовые, мотивационные) и исполнительские (консуматорные, завершающие, подкрепляющие) рефлексы. Антидрайв. Локализация б/у рефлексов в ЦНС. Методики самораздражения. Иерархия врожденных реакций, их нейрональные механизмы.

Условные рефлексы (УР): их особенности, значение и классификация. Условия образования УР. Структура и механизм образования условного рефлекса (временной связи): по Павлову, по Асратяну, по Анохину. Взаимоотношение возбуждения и торможения в коре при становлении УР. Современная классификация видов торможения: внешнее (б/у) и внутреннее (условное), их классификации и биологическая роль.

Тема 3. Потребности и мотивации. Поведение как адаптация. Классификация форм поведения.

Потребности как детерминанты поведения. Информационно-потребностная концепция человека (П.В. Симонов). Классификация потребностей: биологические, социальные и идеальные. Конкуренция «квазипотребностей» и биологическая мотивация. Общие свойства мотиваций. Мотивации и доминанта. Структура потребностей как характеристика личностной индивидуальности. Классификация форм поведения.

Понятие функциональных систем. Типы функциональных систем. Стадии поведенческого акта (по П.К. Анохину, 1970). Реализация поведенческого акта (по П.В. Симонову, 1987). Программа поведенческого акта (по А.С. Батуеву 1991).

Тема 4. Эмоции. Функциональные состояния.

Виды эмоций. Функции эмоций: отражательная, побуждающая, подкрепляющая, переключательная, коммуникативная. Теории эмоций. Нейробиология эмоций. Семантическое эмоциональное пространство. Экспрессия эмоций в мимике, голосе, жестах. Эмоциональный стресс. Эмоциональный интеллект.

Тема 5. Память. Внимание. Восприятие. Организация когнитивной деятельности в мозге.

Классификации памяти: современные аспекты. Биологическая память. Генетическая память. Иммунологическая память. Нейрологическая (нервная) память. Индивидуальность нейрологической памяти, аспекты её классификации в зависимости от выбранных принципов: виды памяти, типы памяти, формы памяти, процессы памяти, стороны памяти. Синаптические механизмы памяти. Молекулярные основы памяти.

Поведение как адаптация и научение (обучение). Оценка умственного развития. Уровни становления умственных способностей. Критические периоды развития. Чувствительные периоды обучения. Формы индивидуального обучения. Неассоциативное, облигатное, стимул – зависимое: простые (габитуация, сенситизация) и сложные (импринтинг, латентное обучение, имитация) формы. Ассоциативное, факультативное, эффект–зависимое обучение: классическое (пассивное), оперантное (инструментальное), одномоментное (аверсивное). Когнитивное обучение: психонервные образы, элементарная рассудочная деятельность (инсайт, интуиция), вероятностное прогнозирование.

Тема 6. Функциональные состояния. Сон и бодрствование. Виды сна. Теории сна. ВНД и другие науки.

Функциональные состояния в структуре поведения. Физиологические индикаторы функциональных состояний. Гетерогенность модулирующей системы мозга. Сон и его биологическое значение. Фазы сна: их классификации. Цикл «сон–бодрствование» и электрическая активность мозга. Гипотезы о механизмах сна. Виды сна, их характеристики. Сновидения, их природа. Гипноз и его механизмы. Стресс: биологическая функция, механизмы. Г. Селье и его учение об общем адаптационном синдроме. Стадии стресса. Виды стрессоров и разновидности стресса. Специфические и неспецифические адаптационные реакции: современные аспекты.

Многомерность системных механизмов мозга. ВНД и психология. Проблемы и перспективы физиологии ВНД. Взгляды биологов и философов: традиционные и нетрадиционные подходы.

4. Темы докладов и рефератов

1. Доминанта: понятие доминанты, её свойства, история изучения.

2. Биология доминанты и инстинктивное поведение.

3. Доминанта и условный рефлекс.

4. Социальная доминанта человека.

5. Мотивация как доминанта: её нейроанатомия, нейрохимия.

6. Доминанта по А.А. Ухтомскому и В.С. Русинову.

7. Доминанта и гипотеза конвергентного замыкания по П.К. Анохину.

8. Доминанта как основа формирования интегративного поведения по А.С. Батуеву.

9. Теория функциональных систем П.К. Анохина.

10. Информационно-потребностная концепция человека П.В. Симонова.

11. Инстинкты человека, их классификация и значение.

12. Потребность как основа мотивационного поведения.

13. Эмоции: классификация, теории.

14. Информационные аспекты эмоций. Значение и особенности экспрессии эмоций в мимике, жестах и др.

15. Нейрофизиология эмоций.

16. Потребности – эмоции – сознание – поведение: особенности реализации в норме и при девиации.

17. Теории сна.

18. Фазы сна, их электрофизиологические характеристики и значение.

19. Гипноз: виды и нейрофизиологические механизмы.

20. Виды биологической памяти, их характеристики и значение.

21. Виды и модели нейрологической памяти: особенности, характеристики.

22. Психонервные образы и нейрофизиология памяти по И.С. Бериташвили.

23. Характеристики и значение когнитивных форм обучения.

24. И.Павлов и З.Фрейд: история и современность.

25. Биоритмология и индивидуальность человека.

26. Профили асимметрии мозга и ВНД человека.

27. Энергетика умственной деятельности: бодрствование, сон, внимание, сознание.

5. Вопросы к зачету

1. Аналитико-синтетическая деятельность мозга.

2. История и методы исследования физиологии ВНД.

3. Интегративная деятельность мозга. Локализационизм и эквипотенциализм. Функции ассоциативных зон коры мозга.

4. Функциональная организация мозга.

5. Врождённая деятельность организма.

6. Условно-рефлекторная деятельность.

7. Информационно-потребностная концепция человека.

8. Потребности и мотивации.

9. Информационно-потребностная концепция человека.

10. Стереотип и доминанта.

11. Поведение как адаптация. Классификации форм поведения.

12. Структура поведенческого акта.

13. Эмоции, определение, классификация. Теории эмоций.

14. Нейробиология памяти.

15. Классификация форм обучения.

16. Функциональные состояния в структуре поведения.

17. Типы нервной деятельности. Особенности потребностей человека. Понятие личности.

18. Память. Виды памяти. Теории памяти. Механизмы и свойства кратковременной и долговременной памяти. Энграммы

19. Стресс как адаптационный синдром.

20. Речь: виды и функции. Нейробиология речи.

21. Мозг и сознание. Бессознательное.

22. Функциональные профили асимметрии мозга.

23. Биоритмы человека.

24. Концепция темперамента: история и современность.

25. Свойства основных нервных процессов, их характеристики.

26. Основные нейрофизиологические принципы, их характеристика.

27. Теории сна. Структура сна у человека. Быстрый и медленный сон. Сновидения.

28. Проблемы и перспективы ВНД, связь с другими науками.

6. Рекомендуемая литература:
Основная:

  1. Шульговский, В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. М.: «Академия», 2008. - 528 с. Гриф МО

  2. Нейрохимия /науч. Ред. Ю.А. Владимиров. - М.: "Дрофа", 2010.-398 с. Гриф УМО

  3. Смирнов В. М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб. пособие для студентов мед. вузов/ В. М. Смирнов, М. М. Будылина. - 4-е изд., стер.. - Москва: Академия, 2009. - 336 с. Гриф УМО

  4. Батуев, А. С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учеб.для вузов/ А. С. Батуев. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 317 с. Гриф УМО


Дополнительная:

1. Данилова Н.Н. и др. Физиология В.Н.Д. Ростов- на -Дону, 2002. – 480 с. Гриф МО

2. Андреева, Н. Г. Структурно-функциональная организация нервной системы: учеб.пособие / Н. Г. Андреева; Под ред. А. С. Батуева; С.-Петерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург: Изд-во СПБГУ, 2003. - 264 с.

3. Кузнецов, А. П. Физиология центральной нервной системы: учеб.пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 011600 "Биология", 020400 "Психология", 012000 "Физиология"/ А. П. Кузнецов, Л. Н. Смелышева. - Курган: Изд-во КГУ, 2004. - 304 с. Гриф МО

5. Плотникова, М. В.  Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем / М. В. Плотникова; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011. - 210 с.

6. Бадалян, Л.О. Невропаталогия. М.: «Академия», 2008. – 400 c.
7. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебный процесс по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности» проходит в аудиториях департамента биологии ИМЕНИТ Тюменского госуниверситета. Аудитории №№ 103, 208, 209 оснащены мультимедийным комплексом, позволяющим воспроизводить слайды, видеоролики и др.

Плакаты, таблицы, стенды находятся в специализированных аудиториях: (аудитория № 107 и ауд. 103).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020201. 65 специальность «Биология», форма обучения заочная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020201. 65 специальность «Биология», форма обучения заочная iconУчебно-методический комплекс по дисциплине финансовый анализ специальность...
Форма обучения – очная, заочная, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо формы обучения
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020201. 65 специальность «Биология», форма обучения заочная iconУчебно-методический комплекс по дисциплине уголовное право (Особенная...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя) сокращенная
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020201. 65 специальность «Биология», форма обучения заочная iconУчебно-методический комплекс по дисциплине правовые системы мира...
Заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования форма обучения 9
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020201. 65 специальность «Биология», форма обучения заочная iconУчебно-методический комплекс по дисциплине статистика специальность...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020201. 65 специальность «Биология», форма обучения заочная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020201. 65 специальность «Биология», форма обучения заочная iconУчебно-методический комплекс пересмотрен на заседании кафедры : Протокол от «25»
Иностранный язык (английский) Специальность — 020201. 65 Биология Форма подготовки очная
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020201. 65 специальность «Биология», форма обучения заочная iconУчебно-методический комплекс по дисциплине гражданское право (часть...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя) сокращенная
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020201. 65 специальность «Биология», форма обучения заочная iconЛитература и критика в аспекте регионалистики учебно-методический...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020201. 65 специальность «Биология», форма обучения заочная iconУчебно-методический комплекс по дисциплине правовая статистика специальность...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) очно-заочная (вечерняя) на базе спо
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020201. 65 специальность «Биология», форма обучения заочная iconУчебно-методический комплекс по дисциплине учет, анализ и аудит операций...
Форма обучения – очная, заочная, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо формы обучения
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020201. 65 специальность «Биология», форма обучения заочная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Васильева И. В. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности030301. 65 «Психология»,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020201. 65 специальность «Биология», форма обучения заочная iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экономика и организация предприятия специальность
Форма обучения очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020201. 65 специальность «Биология», форма обучения заочная iconУчебно-методический комплекс по дисциплине судебная психиатрия Специальность...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе высшего профессионального образования, очно-заочная (вечерняя) сокращенная...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020201. 65 специальность «Биология», форма обучения заочная iconУчебно-методический комплекс по дисциплине бюджетный учет и отчетность...
Форма обучения – очная, заочная, очно – заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо формы обучения
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020201. 65 специальность «Биология», форма обучения заочная iconУчебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерский управленческий...
Форма обучения очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск