Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе





Скачать 203.92 Kb.
НазваниеТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Дата публикации25.10.2014
Размер203.92 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Л.М. Волосникова/

__________ декабря 2011 г.
БИОЛОГИЯ ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности 250203.65 - Садово-парковое и ландшафтное строительство

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:
Автор работы __________________/Гашев С.Н./
«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии

протокол № __ от «___» __________2011 г.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _18_стр.

Зав. кафедрой __________________/Гашев С.Н./

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ, отделение Биология протокол № __

от «___» ____________ 2011 г.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК _____________/Фролова О.В./

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра зоологии и ихтиологии


Гашев С.Н.

БИОЛОГИЯ ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности 250203.65 - Садово-парковое и ландшафтное строительство

Тюменский государственный университет

2011

Гашев С.Н. Биология зверей и птиц. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 250203.65 - Садово-парковое и ландшафтное строительство. Тюмень, 2011, 18 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Биология зверей и птиц. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и ихтиологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и ихтиологии С.Н. Гашев ,д.б.н., профессор

@ С.Н.Гашев, 2011

@ Издательство Тюменского государственного университета, 2011

1. Пояснительная записка
Программа курса «Биология зверей и птиц» предназначена для студентов, обучающихся по специальности 250203.65 - Садово-парковое и ландшафтное строительство. Курс читается в 1 семестре и рассчитан на 80 часов, 36 из которых – аудиторная нагрузка (лекции и лабораторные занятия). Форма контроля – экзамен.

Целью дисциплины «Биология зверей и птиц» является ознакомление студентов с видовым составом животных зеленых насаждений городов и пригородной зоны, их таксономическим и экологическим разнообразием, взаимоотношениям в экосистеме, технологиями учета численности и защиты растений от потенциальных животных-вредителей. В результате изучения курса студенты должны знать разнообразие видов лесных обитателей – птиц и зверей, их основные экологические особенности, закономерности поведения, питания, размножения, гнездования, пищевых цепей и охраны в урбанизированной и лесной среде в различных географических условиях.

В задачи курса входит также освоение студентами методики визуальной оценки наблюдения за фауной, привитие навыков работы со специальной литературой.

В процессе изучения дисциплины студенты решают следующие задачи:

1) изучение биологических особенностей и экологии млекопитающих садов и парков; 3) изучение биологических особенностей и экологии птиц садов и парков; 4) знакомство с биологическими основами использования птиц и зверей в охотничьем хозяйстве лесопаркового пояса городов; 5) изучение технологий контроля животных-вредителей лесного хозяйства.

ТРЕБОВАНИЯ ГОСТ

Птицы и звери как компоненты экосистем; главнейшие представители: биология, экология, роль в лесном и парковом хозяйстве. Основы охотоведения: инвентаризация и бонитировка охотничьих угодий; виды охот, биотехнические мероприятия. Парковая и лесопарковая фауна, ее состав и специфика охраны и содействия ее жизнедеятельности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Название темы

Лекции

Лаб.раб.

СРС

Баллы

1.
Введение. Птицы и звери как компоненты экосистем.

2




4




2.

Главнейшие представители птиц: биология, экология, роль в лесном и парковом хозяйстве.

2




4

0-2

3.

Главнейшие представители зверей: биология, экология, роль в лесном и парковом хозяйстве.

2




4

0-2

4.

Основы охотоведения: инвентаризация и бонитировка охотничьих угодий.

4




8

0-2

5

Охота, как форма природопользования, виды охот

2




4

0-2

6.

Основы биотехнии в парковом и охотничьем хозяйстве

2




6

0-2

7.

Парковая и лесопарковая фауна, ее состав.

2




6

0-8

8.

Специфика охраны и содействия повышению устойчивости парковой фауны.

2




6

0-2




Итого лекционных занятий

18










1.

Водные и околоводные птицы




2




0-10

2.

Птицы лесов и парков




2




0-10

3.

Птицы открытых пространств




2




0-10

4.

Водные и околоводные звери




2




0-10

5.

Звери лесов и парков




2




0-10

6.

Звери открытых пространств




2




0-10

7.

Методы учета численности и бонитировка




4




0-10

8.

Биотехнические мероприятия




2




0-10




Итого лабораторных занятий




18










ИТОГО:

18

18

44

0-100



ПЛАНИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

2

3

4

5

6

Модуль 1

1.1

Введение. Птицы и звери как компоненты экосистем

Работа с литературой, оформление лабораторных работ

Изучение отдельных тем

1-2

4

1.2

Главнейшие представители птиц: биология, экология, роль в лесном и парковом хозяйстве.

Работа с литературой, оформление лабораторных работ

Изучение отдельных тем

3-4

4

1.3

Главнейшие представители зверей: биология, экология, роль в лесном и парковом хозяйстве.

оформление лабораторных работ, выполнение индивидуальных заданий, подготовка реферата

Изучение отдельных тем

5-6

4




Всего по модулю 1:

12

Модуль 2

2.1

Методы учета численности животных

Работа с литературой, оформление лабораторных работ

Изучение отдельных тем

7-8

4

2.2

Основы охотоведения: инвентаризация и бонитировка охотничьих угодий.

Работа с литературой. Оформление лабораторных работ

Изучение отдельных тем

9-10

4

2.3

Охота, как форма природопользования и виды охот

оформление лабораторных работ, выполнение индивидуальных заданий, подготовка презентации

Изучение отдельных тем

11-12

4




Всего по модулю 2:

12

Модуль 3

3.1

Основы биотехнии в парковом и охотничьем хозяйстве

Работа с литературой, оформление лабораторных работ

Изучение отдельных тем

13-14

6

3.2

Парковая и лесопарковая фауна, ее состав.

Работа с литературой, оформление лабораторных работ

Изучение отдельных тем

15-16

6

3.3

Специфика охраны и содействия повышению устойчивости парковой фауны.

оформление лабораторных работ, выполнение индивидуальных заданий, подготовка реферата

Изучение отдельных тем

17-18

6







12




ИТОГО за семестр:

44


2. Содержание дисциплины.

Введение. Птицы и звери как компоненты экосистем


Предмет, цель и основные задачи курса. Основы систематики птиц и млекопи­тающих. Общая характеристика классов птиц и млекопитающих. Распространение жи­вотных. Зоогеографическое районирование Земного шара и Западной Сиби­ри. Экологические взаимоотношения организмов между собой и с неживой природой. Годовой цикл жизни. Колебания численности животных и их при­чины. Фауна млекопитающих и птиц Тюменской области. Промысловая орнито- и териофауна. Состояние охотничье-промысловой фауны Тюменской области.
Главнейшие представители птиц: биология, экология, роль в лесном и парковом хозяйстве.

Систематическое положение. Внутреннее и внешнее строение: череп, строение крыла, системы органов, масса и размеры тела, перьевой покров. Следы жизнедеятельности. Представители класса в Тюменской области. Охотничье-промысловые виды. Распространение (в том числе в пределах Тю­менской области). Образ жизни. Питание. Жилища и убежища. Враги. Пара­зиты. Годовой цикл жизни. Размножение. Охотничье-промысловое значение. Состояние численности в Тюменской области. Распространение в садах и парках. Меры охраны.

Класс ПТИЦЫ

ОТРЯД ГУСЕОБРАЗНЫЕ

Казарки, лебеди, гуси, утки (речные и нырковые)

ОТРЯДЫ АИСТООБРАЗНЫЕ И ЖУРАВЛЕОБРАЗНЫЕ

Выпи, аисты, цапли, журавли, погоныши, пастушки, коростель, лысуха и др.

ОТРЯД СОКОЛООБРАЗНЫЕ

Орлы, ястребы, соколы

ОТРЯД КУРООБРАЗНЫЕ

Глухарь, тетерев, рябчик, фазаны, куропатки

ОТРЯД РЖАНКООБРАЗНЫЕ

Кулики, чайки, крачки

ОТРЯД СОВООБРАЗНЫЕ

Филин, совы

ОТРЯДЫ ГОЛУБЕОБРАЗНЫЕ, КУКУШКООБРАЗНЫЕ, СТРИЖЕОБРАЗНЫЕ, КОЗОДОЕОБРАЗНЫЕ, РАКШЕОБРАЗНЫЕ

Голуби, кукушки, стрижи, козодои, удод, зимородок

ОТРЯД ДЯТЛООБРАЗНЫЕ

Вертишейка, дятлы

ОТРЯД ВОРОБЬИНООБРАЗНЫЕ

Трясогузки, жаворонки, ласточки, врановые, славковые, синицевые, дроздовые, мухоловки, вьюрковые, ткачиковые и др.
Главнейшие представители птиц: биология, экология, роль в лесном и парковом хозяйстве.

Систематическое положение. Внутреннее и внешнее строение: череп, зубная формула, строение конечностей, системы органов, масса и размеры тела, волосяной покров. Следы жизнедеятельности. Представители класса в Тюменской области. Охотничье-промысловые виды. Распространение (в том числе в пределах Тю­менской области). Образ жизни. Питание. Жилища и убежища. Враги. Пара­зиты. Годовой цикл жизни. Размножение. Охотничье-промысловое значение. Состояние численности в Тюменской области. Распространение в садах и парках. Меры охраны.

Класс МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

ОТРЯДЫ НАСЕКОМОЯДНЫЕ И ЗАЙЦЕОБРАЗНЫЕ.

Бурозубки, кроты, выхухоль из насекомоядных, зайцы и пищухи из зайцеобразных

ОТРЯД РУКОКРЫЛЫЕ

Ночницы, вечерницы, кожаны, ушаны

ОТРЯД ГРЫЗУНЫ

Мелкие мышевидные грызуны, срни, белка, бурундук, летяга, бобры, сурок, суслики, тушканчик, ондатра, хомяк обыкновенный, водяная полевка

ОТРЯД ХИЩНЫЕ

Медведи, песец, лисицы, волк, енотовидная собака, росомаха, выдра, барсук, норки, соболь, ку­ница, колонок, горностай, ласка, хори, рысь.

ОТРЯД ПАРНОКОПЫТНЫЕ

Лось, косуля, северный олень, пятнистый олень, кабан.
Основы охотоведения: инвентаризация и бонитировка охотничьих угодий

Охотоведение как наука. Охотничье хозяйство России. Инвентаризация фауны. Методы оценки численности видов. Бонитировка охотничьих угодий. Расселение, мечение и отлов охотничьих животных.
Охота, как форма природопользования, виды охот
Охота, как форма природопользования. Промысловая, спортивная и любительская охота.

Основы биотехнии в парковом и охотничьем хозяйстве

Биотехнические работы: подкормка животных, устройство искусственных гнездовий и логовищ, контроль популяций «вредных» видов. Биологические методы борьбы с вредителями лесного и охотничьего хозяйства.

Парковая и лесопарковая фауна, ее состав


Парковая и лесопарковая фауна. Сообщества животных парковых ландшафтов разных природных зон мира. Устойчивость фаунистических комплексов и методы ее изучения.
Специфика охраны и содействия повышению устойчивости парковой фауны

Основы рационального использования охотничье-промысловой орнито- и териофауны парков. Приемы традиционного природопользования коренных народов Тюменской об­ласти. Проблемы урбанизации и городская фауна. Охрана фауны. Особо охраняемые природные территории. Акклимати­зация и реакклиматизация. Комплексный ха­рактер природопользования.

3. Темы лабораторных работ

1. Водные и околоводные птицы (2 часа)

Изучение фауны и экологии водных и околоводных птиц.

Объект: птицы отрядов Гагарообразные, Поганкообразные, Аистообразные, Гусеобразные и Ржанкообразные.

Необходимый инструментарий: бинокли, определители, раздаточный тушечный материал, экспозиционная коллекция Зоологического музея ТюмГУ.
2. Птицы лесов и парков (2 часа)

Изучение фауны и экологии птиц лесов и парков.

Объект: птицы отрядов Голубеобразные, Соколообразные, Дятлообразные, Совообразные и Воробьинообразные.

Необходимый инструментарий: бинокли, определители, раздаточный тушечный материал, экспозиционная коллекция Зоологического музея ТюмГУ.
3. Птицы открытых пространств (2 часа)

Изучение фауны и экологии птиц лесов и полей.

Объект: птицы отрядов Голубеобразные, Соколообразные, Ракшеобразные, Совообразные и Воробьинообразные.

Необходимый инструментарий: бинокли, определители, раздаточный тушечный материал, экспозиционная коллекция Зоологического музея ТюмГУ.
4. Водные и околоводные звери (2 часа)

Изучение фауны и экологии водных и околоводных млекопитающих.

Объект: млекопитающие отрядов Грызуны, Насекомоядные, Хищные, Рукокрылые.

Необходимый инструментарий: капканы, определители, бинокуляры, раздаточный тушечный материал, экспозиционная коллекция Зоологического музея ТюмГУ.
5. Звери лесов и парков (2 часа)

Изучение фауны и экологии млекопитающих лесов и парков.

Объект: млекопитающие отрядов Грызуны, Насекомоядные, Хищные, Рукокрылые, Копытные.

Необходимый инструментарий: капканы, определители, бинокуляры, раздаточный тушечный материал, экспозиционная коллекция Зоологического музея ТюмГУ.
6. Звери открытых пространств (2 часа)

Изучение фауны и экологии млекопитающих открытых пространств.

Объект: млекопитающие отрядов Грызуны, Хищные, Копытные.

Необходимый инструментарий: капканы, определители, бинокуляры, раздаточный тушечный материал, экспозиционная коллекция Зоологического музея ТюмГУ.
7. Методы учета численности и бонитировка (4 часа).

Отработка методов учета численности животных и бонитировки угодий.

Объект: насекомые, птицы и млекопитающие.

Необходимый инструментарий: сачки энтомологические, феромонные ловушки, паутинные ловчие сети, капканы, лыжи. Определители и учетные формы.
8. Биотехнические мероприятия (2 часа).

Отработка методов повышения численности животных улучшения качества угодий угодий.

Объект: птицы и млекопитающие.

Необходимый инструментарий: методическая литература, искусственные гнездовья разного типа, солонцы, материалы для подкормки животных и т.д.
4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Самостоятельная работа студентов дисциплины включает следующие виды учебной деятельности: чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка к лабораторным занятиям, выполнение контрольных работ по модулям, подготовка рефератов и электронных презентаций, подготовка к тестированию.

Лабораторные работы студенты оформляют в альбомах, указывая тему занятия, выполняют необходимые рисунки. Часть работ выполняется в полевых условиях и оформляется в виде полевого дневника с соответствующими ведомостями учетов (например, учеты грызунов-вредителей, ЗМУ и др.). Затем студенты защищают работы в форме собеседования с преподавателем.

Используя основную и дополнительную литературу, студенты готовят рефераты по выбранным темам. Затем на основе реферата делают доклады, которые сопровождаются демонстрацией электронных презентаций.

Контрольная работа состоит из средних по трудоемкости вопросов, требующих поиска обоснованного развернутого ответа.

Темы для рефератов:

  1. Разнообразие грызунов-вредителей растений.

  2. Разнообразие и экологические группы вредителей леса.

  3. Химический способ защиты растений. Способы применения ядохимикатов. Классификация химических средств защиты растений.

  4. Негативные последствия применения ядохимикатов. Переход к экологически-обоснованным методам защиты растений.

  5. Чувствительность и устойчивость организмов к действию ядохимикатов.

  6. Агротехнический, механический и физический методы защиты растений.

  7. Биологические методы защиты растений. Примеры успешного использования хищников для регулирования вредителей.

  8. Птицы городских парков.

  9. Млекопитающие парковых зон городов.

Вопросы для контрольных работ:

  1. Охотоведение как наука, связь ее с другими науками, основные задачи и методы.

  2. Фауна птиц и зверей населенных пунктов, садов, парков и лесопарков. Видовое богатство и разнообразие.

  3. Мониторинг численности и состояния популяций птиц и млекопитающих парковых зон.

  4. Бонитировка охотничьих угодий. Оценка состояния и биологической продуктивности садов, парков и лесопарков.

  5. Основные биотехнические мероприятия в охотничьем хозяйстве, в садово-парковом хозяйстве.

  6. Методы рационального использования фауны зверей и птиц населенных пунктов и пригородных зон. Охрана фауны.

Примеры тестовых заданий:

  1. Самой многочисленной группой животных парковой фауны являются:

а) амфибии;

б) млекопитающие;

в) насекомые;

г) птицы.


  1. Наиболее важной ролью птиц в парковом строительстве является:

а) экологическая.

б) санитарно-эпидемиологическая;

в) эстетическая;

г) роль вредителей лесного хозяйства;


  1. Наиболее важной ролью млекопитающих в парковом строительстве является:

а) санитарно-эпидемиологическая;

б) роль вредителей лесного хозяйства;

в) эстетическая;

г) экологическая.


  1. Мероприятия по улучшению качества местообитаний животных:

а) мониторинг;

б) бонитировка;

в) биотехния;

г) учеты численности.
5. Образовательные технологии

Во время изучения дисциплины «Биология зверей и птиц» используются различные образовательные технологии: лекции и лабораторные занятия, отражающие основные разделы изучаемой дисциплины.
Отдельное внимание уделяется интерактивным формам занятий (работа в малых группах). Наряду с мультимедийными средствами обучения (презентации по всем темам тематического плана) будут использованы экскурсии в Тюменский областной краеведческий музей и в Зоологический музей ТюмГУ.



6. Вопросы для экзамена

  1. Общие понятия о парковой фауне.

  2. Охотоведение как наука, связь ее с другими науками, основные задачи и методы.

  3. Охотничье-промысловые птицы России (биология и экология основных представителей).

  4. Охотничье-промысловые звери России (биология и экология основных представителей).

  5. Фауна птиц и зверей населенных пунктов, садов, парков и лесопарков. Видовое богатство и разнообразие.

  6. Биоразнообразие фаунистических комплексов парков и ее связь с устойчивостью.

  7. Инвентаризация и учет численности животных (зверей и птиц) в парках и лесопарках.

  8. Бонитировка охотничьих угодий. Оценка состояния и биологической продуктивности садов, парков и лесопарков.

  9. Основные биотехнические мероприятия в охотничьем хозяйстве, в садово-парковом хозяйстве.

  10. Методы рационального использования фауны зверей и птиц населенных пунктов и пригородных зон. Охрана фауны.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

7.1. Основная литература:

Гашев С.Н. Млекопитающие Тюменской области. Справочник-определитель. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. – 336 с.

Рябицев В.К. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2008. – 634 с.

7.2. Дополнительная литература:

Арефьев С.П., Гашев С.Н., Селюков А.Г. Биологическое разнообразие и географическое распространение позвоночных животных Тюменской об­ласти. В сб.: Западная Сибирь - проблемы развития. ИПОС СО РАН, Тю­мень.- 1994. с.92-116.

Каталог млекопитающих СССР/под ред. И.М.Громова и др./ Л.- 1981. 456 с.

Высшая школа, 1978. 294 с.

Павлинов И.Я. и др. Наземные звери России. М.: Изд-во КМК, 2002. – 298 с.

Поспелов С.М. Арсеньева М.В. Груздев Г.С. Защита растений. Л., Колос, 1979. 432 с. Практикум по лесной энтомологии. М., Академия, 2004. 272 с

Азаров В.И., Иванов Г.К. Редкие животные Тюменской области. Сверд­ловск: Сред.-Ур.кн.изд-во.- 1981. 112 с.

Биология лесных птиц и зверей /под ред.Г.А.Новикова/, М.-1975.384 с.

Формозов А.Н. Спутник следопыта. М.: МГУ.- 1989. 320 с.

Фонд охотничьих угодий и численность основных видов животных в РСФСР.(справочные материалы). М.: ЦНИЛ Главохоты.- 1992. 97 с.

7.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

http://www.floranimal.ru/

http://www.zin.ru/Animalia/

http://www.molbiol.ru/forums

http://www.sevin.ru/redbook/

http://www.zooeco.com/

http://www.zoomet.ru/metod_zveri.html
7.4. Периодические издания:

1. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ БИОЛОГИЯ. СЕРИЯ: БИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ. СЕРИЯ: БИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ. Редакция журнала "Сельскохозяйственная биология". http://www.agrobiology.ru

2. ВЕСТНИК ОХОТОВЕДЕНИЯ. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный аграрный заочный университет".

8. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

Занятия по дисциплине «Биология зверей и птиц» проводятся в специализированной лаборатории кафедры зоологии и эволюционной экологии животных, оборудованной компьютерной системой и переносным видеооборудованием. Для чтения лекций имеется мультимедийная аудитория. Для проведения лабораторных занятий имеется необходимое оборудование и материалы (компьютерная техника, агрегированная с мультимедийным оборудованием, сухие и влажные препараты насекомых, микроскопы, бинокуляры, лабораторное оборудование). Часть практических занятий проводится на базе Зоологического музея ТюмГУ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Лингвистика, профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение)
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Лингвистика», профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение)
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №11 от 12. 05. 2011 г
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №10 от 12 2011 г
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Информационные системы и технологии в административном управлении» очная форма обучения
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании умк института филологии и журналистики от 31. 10. 2013, протокол №1
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Государственно-конфессиональные отношения: отечественный и зарубежный опыт правового регулирования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск