Изучение и определение детерминант успеха и неудачи в деятельности фармацевтической розничной сети на муниципальном уровне





Скачать 342.71 Kb.
НазваниеИзучение и определение детерминант успеха и неудачи в деятельности фармацевтической розничной сети на муниципальном уровне
страница1/3
Дата публикации17.07.2013
Размер342.71 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3

На правах рукописи
ГОНЧАРОВ ЖАНИК ВАЛЕРЬЕВИЧ

ИЗУЧЕНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕРМИНАНТ УСПЕХА
И НЕУДАЧИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ
РОЗНИЧНОЙ СЕТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ


Специальность 14.04.03 – организация фармацевтического дела

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата фармацевтических наук


Москва – 2013

Работа выполнена в Пятигорском филиале Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

Научный руководитель:

кандидат фармацевтических наук


Бережная Елизавета Сергеевна


Официальные оппоненты:

Скулкова Раиса Сергеевна



доктор фармацевтических наук, профессор консультант РЦ «Фармединфо» Минздрава России


Мелик-Гусейнов Давид Валерьевич


кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России

Ведущая организация:

ГБОУ ВПО Курский государственный медицинский университет Минздрава России


Защита состоится «____» ______ 2013 г. в ____ часов на заседании Диссертационного совета Д 208.040.09 при ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России по адресу: 119019, г. Москва, Никитский бульвар, д. 13.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России по адресу: 117997, г. Москва, Нахимовский проспект, д. 49.
Автореферат разослан «______» _____________ 2013 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета

доктор фармацевтических наук,

профессор Садчикова Наталья Петровна
Общая характеристика работы

Актуальность темы. Аптечный сегмент фармацевтического рынка является одной из важнейших и социально-значимых составляющих фармацевтической отрасли. Вместе с тем, государственная политика в области аптечного бизнеса, связанная с регулированием цен на ЖНВЛП (жизненно необходимые и важные лекарственные препараты) и налоговым регулированием поставила аптечный ритейл в рамки необходимости серьезных преобразований.

Начиная с 2010 г., доходность отдельно взятой аптеки снижается, так в 2011 г. среднероссийский показатель рентабельности отрасли составил – 0,7%, в Москве средняя рентабельность аптек составила в этот период – 2,4%, а в некоторых регионах этот показатель упал ниже 20,0% от нуля.

Меры государственного регулирования, прежде всего, поставили в невыгодные условия работы государственные и муниципальные аптечные организации. Из-за низкой рентабельности социальных услуг государственные аптеки выплачивают заработную плату размером в два раза меньше, чем коммерческие, а в некрупных коммерческих аптеках зарплаты сотрудников ниже, чем в аптечных сетях. То есть, и коммерческие аптеки также испытывают определенные трудности, связанные со сложной конкурентной средой, нехваткой квалифицированных кадров, зачастую не соблюдением в работе надлежащих стандартов аптечной практики (GPP), преследованием исключительно коммерческих целей, игнорированием в работе принципов клиенто-ориентированной и персонал-ориентированной политики.

Преимущество крупных аптечных сетей очевидно. Благодаря товарным кредитам они доводят нелекарственный ассортимент до 40,0%. Крупные аптечные сети в последнее время делают ставку не на количество открывающихся точек, а на повышение качества работы отдельных аптек и максимальную ориентацию на нужды потребителя. Они широко используют новые стандарты работы: концентрацию аптечного бизнеса, расширение сети аптек-дискаунтеров, увеличение числа интернет-аптек, выстраивают эффективные взаимоотношения с производителями ЛП, осваивают производство товаров под собственной торговой маркой (CTM-private label).

Все выше перечисленное подводит исследовательскую мысль к мнению, что в сложившихся условиях иметь основополагающие представления об успешности и неудачах деятельности аптечной организации – означает эффективно работать в сложившихся условиях ситуационной конкуренции на региональном фармацевтическом рынке.

В исследованиях, которые проводились до настоящего времени, рассматривались различные аспекты управления хозяйственно-финансовой деятельности аптек в новых экономических условиях, оценки роли организационной культуры в управлении персоналом. По отдельным направлениям сложились научные школы Сбоевой С.Г., Глембоцкой Г.Т., Мошковой Л.В., Лоскутовой Е.Е., Раздорской Н.М., Ягудиной Р.И., Андриановой Г.Н., Комиссинской И.Г., Кныш О.И., Неволиной Е.В. и других ученых. В то же время целостные системные исследования в области определения степени успешности коммерческой деятельности аптечной организации до настоящего времени отсутствовали.

От фармацевтической науки требуется решение проблем, связанных с управлением и развитием аптечного бизнеса через анализ детерминант успеха и неудач, что является актуальным и значимым в теоретическом и практическом отношении.

Цель и задачи исследования. Целью исследования явилось научное обоснование и практическая реализация методического подхода к изучению феномена успеха и неудач в работе региональных аптечных сетей для выделения из них наиболее значимых, способных нацелить коллектив аптеки на достижение высоких результатов в профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

изучить и теоретически обобщить отечественные и зарубежные литературные данные по объективным и субъективным факторам, способным влиять на успех деятельности аптечной организации;

разработать методический подход к исследованию внешней и внутренней среды, способствующей успеху аптечного бизнеса;

провести диагностику организационной культуры розничных фармацевтических организаций региона;

изучить взаимосвязь субъективных и объективных факторов, определяющих успешность работы аптечной организации;

исследовать влияние факторов групповой мотивации персонала аптек и социально-психологических аспектов управления, типов организационной культуры на успешность деятельности аптеки;

разработать рекомендации по комплексной диагностике состояния внешней и внутренней среды аптечной организации, жизненного цикла ее развития и внесению изменений в организационную культуру аптечной организации, способствующей успеху ее деятельности и оценить влияние этих изменений на социальную и экономическую эффективность работы;

разработать рекомендации по формированию правил корпоративного поведения как составляющей успеха аптечного ритейла на региональном фармацевтическом рынке.

Методическая основа и методы исследования диссертационного исследования составили положения теории современного менеджмента: принцип детерминизма, теория отношений, теория жизненных циклов организации, эмпирическая теория мотивации и принятия решений, общая теория ожидаемой полезности; работы зарубежных ученых в сфере управления человеческими и материальными ресурсами: труды отечественных ученых в сфере управления персоналом фармацевтических организаций.

В процессе исследования использовались социологические методы: интервьюирования, анкетирования для исследования организационной культуры по методу ОСАI (Кэмерон, Куинн), для определения субъективной успешности по принципу теста «Идеального и реального Я» (Butier&Haigh), а также метод группировки, математические статистические методы обработки данных с использованием Microsoft Office Excel, Access, Statistica 06 for Windows, которые включали корреляционный анализ, логико-статистический анализ обнаружения закономерных связей с помощью программной системы «Gene Discovery».

Объекты исследования. Объектом исследования стала деятельность региональной аптечной сети в условиях ситуационной конкурентной борьбы за потенциального потребителя. Предметом исследования являлась внешняя среда развития и внутренние особенности функционирования аптечной организации в современных условиях.

Исходной информацией служили: статистическая и аналитическая отчетность Федеральной службы государственной статистики о демографическом и экономическом развитии региона КМВ в 2008-2011 гг., данные Лицензионного комитета Ставропольского края за 2008-2011 гг., бухгалтерская отчетность аптечных организаций г. Пятигорска за 2009-2011 г. (42 аптеки), результаты анкетирования (732 анкеты) руководителей и фармацевтического персонала аптек; анкеты потребителей (412 анкет).

Научная новизна. Впервые научно обоснован и разработан методический подход к исследованию успешности аптечной организации, создана методическая основа для его реализации, включающая систему рабочих гипотез и алгоритмов. Впервые обобщены научные представления о взаимосвязи типа организационной культуры аптечных компаний, развитие их жизненного цикла и их успешности на фармацевтическом рынке.

Выделены и систематизированы критерии оценки успешности деятельности аптечных организаций. Установлено, что успешность аптечных организаций определяется в системе объективных (финансовые показатели) и субъективных (соответствие достижений ожиданиям) критериев. Установлены узловые факторы успешности, связанные с групповыми и базовыми ценностями организационной культуры аптечной организации. Установлена тесная взаимосвязь между провозглашаемыми ценностями и финансовыми показателями аптеки (товарооборот, прибыль аптечной организации выше в тех аптеках, которые настроены на успех).

С помощью программной системы «Gene Discovery» установлена тесная взаимосвязь между объективными показателями успешности и возрастом фирмы, возрастом руководителя, типом организационной культуры.

Предложены рекомендации по усилению клановой, рыночной, иерархической и адхократической культуры для компаний, находящихся в стадии роста, успеха, возрождения и упадка. Доказано, что мероприятия по усилению клановой и адхократической культуры в рыночно-ориентированной компании позволяют добиться успеха системы, измеряемого в показателях объективных и субъективных критериев.

Практическая значимость и внедрение полученных результатов исследования . Выполненная работа дает возможность оптимизации управления формированием условий успешной деятельности аптечной организации на фармацевтическом рынке. С помощью разработанных методических подходов можно проводить диагностику успешности аптечной организации, выявлять тормозящие развитие компании факторы, успешно управлять изменениями факторов, как внешней, так и внутренней среды, влияющих на конечный результат работы и достижения.

По результатам проведенных исследований разработаны и внедрены в фармацевтическую практику:

методические рекомендации по диагностике жизненного цикла аптечной организации и внесению изменений в ее составляющие организационной культуры (акты внедрения: Министерства здравоохранения Ставропольского края (от 18.04.2012 г.); ООО «Биофарм-Ставрополье» г. Ставрополь (от 14.03.2012 г.); аптечная сеть ООО «Вита+» г. Пятигорск (от 11.09.2012 г.); аптечная сеть ООО «АВ-ФАРМ», г. Пятигорск (от 05.05.2012 г.); ООО «Медком-МП» ОП г. Пятигорск (от 14.03.2012 г.); аптечная сеть ООО «Флора», г. Кизляр (от 15.06.2012 г.); аптека «Виктория», г. Железноводск (от18.05.2012 г.); ОАО «Центральная городская аптека» г. Пятигорск (от 17.04.2012 г.).

стандарт «Правила корпоративного поведения персонала фармацевтической компании» (акты внедрения: Министерства здравоохранения Ставропольского края (от 18.04.2012 г.); ООО «Биофарм-Ставрополье» г. Ставрополь (от 14.03.2012 г.); аптечная сеть ООО «Вита+» г. Пятигорск (от 11.09.2012 г.); аптечная сеть ООО «АВ-ФАРМ», г. Пятигорск (от 05.05.2012 г.); ООО «Медком-МП» ОП г. Пятигорск (от 14.03.2012 г.); аптечная сеть ООО «Флора», г. Кизляр (от 15.06.2012 г.); аптека «Виктория», г. Железноводск (от18.05.2012 г.); ОАО «Центральная городская аптека» г. Пятигорск (от 17.04.2012 г.);

Апробация результатов исследования. Основные фрагменты диссертационной работы доложены и обсуждены на 65-й межрегиональной научной конференции по фармации, фармакологии и подготовке кадров «Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции» (г. Пятигорск, 2010 г.); межрегиональной научной конференции «Актуальные проблемы фармацевтической науки и практики» (г. Владикавказ, 2010 г.); Международной научно-практической конференции «Молодые ученые в решении актуальных проблем науки» (г. Владикавказ, 2011).

Связь задач исследования с проблемным планом фармацевтических наук. Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом научно-исследовательских работ кафедры Управления и экономики фармации факультета последипломного образования Пятигорского филиала ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (номер государственной регистрации 01.2.001455).

Публикации. Опубликовано 11 печатных работ, в которых отражено основное содержание диссертационных исследований, в том числе 2 – в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК, 1 статья в сборниках конференций с международным участием.

Личный вклад автора. Экспериментальные исследования, анализ и обобщение полученных результатов выполнены автором лично. Изучены особенности типа организационной культуры на успех предпринимательской деятельности аптечных организаций, детерминанты, характеризующие успех аптечной организации и методики их определения, внедрен единый корпоративный стандарт поведения персонала аптечной организации.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Научные положения диссертации соответствуют форме специальности 14.04.03 – организация фармацевтического дела. Результаты проведенного исследования соответствуют области исследования специальности, конкретно пункту 1 и п. 8 паспорта специальности организация фармацевтического дела.

Положения, выдвигаемые на защиту. На защиту выносятся:

методический подход к исследованию успешности аптечных организаций, алгоритмы и рабочие гипотезы для его реализации;

результаты анализа состояния и диагностики развития фармацевтического рынка среднего российского города;

результаты комплексной диагностики влияния типа организационной культуры на успех предпринимательской деятельности аптечных организаций;

детерминанты, характеризующие успех аптечной организации и методики их определения;

методический подход к проведению изменений корпоративной культуры аптечной организации и единый корпоративный стандарт поведения персонала аптечной организации.

Объем и структура диссертации Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложений. Диссертационная работа изложена на 132 странице текста компьютерного набора, содержит 16 таблиц и 16 рисунков. Библиографический указатель включает 175 источников, в том числе 33 на иностранных языках.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Изучение и определение детерминант успеха и неудачи в деятельности фармацевтической розничной сети на муниципальном уровне iconРабочая программа по дисциплине В. Методы микробиологического контроля лекарственных средств
Приобретение студентами знаний, умений и навыков, которые позволят им на современном уровне, в соответствии с квалификационной характеристикой,...
Изучение и определение детерминант успеха и неудачи в деятельности фармацевтической розничной сети на муниципальном уровне iconКонспект урока жизни №5 Малый бизнес в Мамадышском муниципальном...
Пособствовать формированию у учащихся навыков экономического соперничества, психологии успеха, умений работать в группе, выступать...
Изучение и определение детерминант успеха и неудачи в деятельности фармацевтической розничной сети на муниципальном уровне iconСоздание бренда региональной розничной сети на рынке спортивных товаров
Работа выполнена на кафедре Маркетинга Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (мэси)
Изучение и определение детерминант успеха и неудачи в деятельности фармацевтической розничной сети на муниципальном уровне icon«Сельская образовательная сеть «Найдал» как механизм обеспечения...
Развитие сети образовательных учреждений является одним из направлений кпмо республики Бурятия. Цель проводимых преобразований в...
Изучение и определение детерминант успеха и неудачи в деятельности фармацевтической розничной сети на муниципальном уровне iconПедсовет 15. 01. 14(проект) Ситуация успеха как средство формирования...
Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных...
Изучение и определение детерминант успеха и неудачи в деятельности фармацевтической розничной сети на муниципальном уровне iconПланирование и организация закупки и продаж товаров
Эффективность работы предприятий, а также бесперебойность снабжения розничной торговой сети товарами зависит от того, насколько успешно...
Изучение и определение детерминант успеха и неудачи в деятельности фармацевтической розничной сети на муниципальном уровне iconУрок успеха пожарная часть №44 огпс-5 по охране
...
Изучение и определение детерминант успеха и неудачи в деятельности фармацевтической розничной сети на муниципальном уровне iconДоклад о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции
Состояние нормативно-правового регулирования в области лицензирования розничной продажи алкогольной продукции
Изучение и определение детерминант успеха и неудачи в деятельности фармацевтической розничной сети на муниципальном уровне iconПрименение информационных технологий в фармацевтической отрасли
Охватывают все предприятие (фирму, компанию) и объединяют разнородные вычислительные ресурсы в единой среде. Такие сети называются...
Изучение и определение детерминант успеха и неудачи в деятельности фармацевтической розничной сети на муниципальном уровне icon«20. 10. 2010 – Урок успеха. Знаешь – научи!»
«20. 10. 2010 – Урок успеха. Знаешь – научи!». Акция продлилась до 20 ноября 2010 года. Суть акции – в любой из дней в течение месяца...
Изучение и определение детерминант успеха и неудачи в деятельности фармацевтической розничной сети на муниципальном уровне icon«Организация коммерческой деятельности в розничной торговле России.»
Роль и значение коммерческой деятельности в условиях рыночной экономики. Организационно экономическая характеристика предприятия....
Изучение и определение детерминант успеха и неудачи в деятельности фармацевтической розничной сети на муниципальном уровне iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эффективность работы предприятий, а также бесперебойность снабжения розничной торговой сети товарами зависит от того, насколько успешно...
Изучение и определение детерминант успеха и неудачи в деятельности фармацевтической розничной сети на муниципальном уровне icon«Урок успеха» 26. 02. 2014 г
Валерий Николаевич отметил значимость всех знаний и умений, получаемых в школе. Ведь именно там закладываются основы профессионального...
Изучение и определение детерминант успеха и неудачи в деятельности фармацевтической розничной сети на муниципальном уровне iconКурсовая работа по дисциплине «сети ЭВМ и средства телекоммуникаций»
Проектирование сети, логическое проектирование сети, физическое проектирование сети, нагрузка на сеть, пропускная способность сети,...
Изучение и определение детерминант успеха и неудачи в деятельности фармацевтической розничной сети на муниципальном уровне iconПояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Сети ЭВМ и средства телекоммуникаций»
Проектирование сети, логическое проектирование сети, физическое проектирование сети, нагрузка на сеть, пропускная способность сети,...
Изучение и определение детерминант успеха и неудачи в деятельности фармацевтической розничной сети на муниципальном уровне iconЭкскурсия на кфх «Козлов» Отчёт о проведении «Уроков успеха» на территории...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск