Скачать 202.59 Kb.
|
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины «Взаимодействие государства и бизнеса: формы и технологии» для специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалистов Автор программы: Сергей Сергеевич Бойко (sboiko@hse.ru), доцент кафедры теории и практики государственного управления факультета государственного и муниципального управления Гу-ВШЭ Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры«Гос. и муниципальное управление» Теории и практики гос. управления Председатель Зав. кафедрой _______________ проф. М.А. Розов _____________ проф. А.В. Клименко «___» __________ 2007 г. «___» ________ 2007 г. Утверждена УС факультета Гос. и муниципального управления Ученый секретарь ____________ Л.М. Симонова «27» мая 2008 г. Москва, 2007 I. Тематический план учебной дисциплины Дисциплина входит в перечень специальных дисциплин (Индекс СД.00).
II. Аннотация Данный учебная дисциплина является обязательной для студентов факультета Государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ (специалисты 5-го курса). Предполагается знакомство слушателей с основными понятиями политической науки, связей с общественностью, организации государственной службы и практики государственного управления. Студенты, приступая к изучению данной дисциплины, должны активизировать свои навыки работы с источниками и рекомендуемой литературой (как на русском, так и на иностранных языках), четко формулировать свою собственную точку зрения и отстаивать ее во время дискуссий, на практических занятиях освоить навыки анализа ситуации и построения взаимодействия по влиянию на процесс принятия решения. После успешного окончания курса студенты должны обладать знаниями:
Освоение данного курса необходимо для практической работы:
Данная программа рассчитана на 20 часов лекций и 4 часа семинарских занятий (1-й модуль). Формы контроля - текущий контроль – вопросы для проверки усвоения материала; - промежуточный контроль – реферат; - итоговый контроль – устный зачет (в 1-м модуле), оценка за который выставляется с учетом промежуточного контроля, исходя из следующих критериев суммирования баллов по десятибалльной шкале:
Участие в семинарах (практических занятиях) Явка на семинары удостоверяется собственноручной подписью. Оценка за участие в семинарах вычисляется путем проецирования процента выполнения задания на семинаре (практическом занятии) по десятибалльной шкале согласно следующему правилу: Активное исполнение задания на каждом практическом занятии (= 10) дает 10 баллов. Пассивное исполнение задания (= 4) дает 4 балла. Отсутствие на практическом занятии без уважительной причины оценивается в 0 баллов. Общая оценка представляет собой среднюю арифметическую оценку за четыре занятия. Реферат Тема реферата соответствует темам программы данного курса и должна быть заранее конкретизирована по соглашению с преподавателем (на консультации или по эл. почте). Deadline для выбора темы – за неделю до первого семинара.; после этого оставшиеся темы распределяются автоматически среди тех, кто не сделал выбора.
Зачет в устной форме Зачет проводится по билетам, состоящим из двух вопросов, соответствующим темам данного курса. Вопросы по зачету предоставляются студентам за 2 недели (14 календарных дней) до начала сессии. Итоговая зачетная оценка формируется путем умножения начисленных баллов на веса, причем средневзвешенная оценка округляется до целых единиц, так что если
III. Базовые учебники В связи с отсутствием единого учебника, который покрывал бы содержание данной программы, будет использоваться ряд пособий и монографий:
IV. Содержание программы Тема 1. Введение в курс. Государство и рынок. Государство и рынок. Модель национального государства и национального рынка: что обуславливает друг друга? Марксистское понимание роли государства в экономике. Классическая экономическая мысль о роли государства в экономике. Неоинституциональное объяснение воздействия государства на рынки. Варианты капитализма и виды государственного регулирования. Либеральные рыночные экономики. Планово-рыночные экономики. Переходные экономики. Тема 2. Бизнес, государство и правительство: модели взаимодействия Политико-экономический кругооборот. Пути воздействия бизнеса на политический курс. Плюрализм. Неокорпоративизм. Клиентелизм. «Subgovernment group /policy subsystem». Концепция «Железного треугольника». Корпоративный плюрализм. Политические сообщества. Политические сети: интеракционно-групповой, «персонально-интеракционный», формально-структурный и диалектический подходы. Концепция политического капитала. Экономика бюрократии. Концепция политического делового цикла. Политическая рента и политические дивиденды. Частно-государственное партнерство. Модели и формы частно-государственного партнерства. Тема 3. Корпорация, фирма и ее взаимоотношения с государством Корпорация, фирма как ведущий экономический субъект. Корпорация, фирма как социальный и политический субъект. Концепции «Shareholders» и «Stakeholders». Концепции «корпоративного эгоизма» и «корпоративной социальной ответственности». Внутренняя и внешняя среда корпорации. Структуры корпорации, управляющие внешним и внутренним окружением. GR и PR – департаменты корпорации. Модели социальной ответственности корпорации. Лоббирование интересов корпорации. Лоббирование и коррупция: сходство и отличия. Информационная и финансовая поддержка. Модели «поддержки» и «обмена». Тема 4. Планирование взаимодействия: выделение проблем и формулирование целей. Поле взаимодействия и построение коалиций. Изменчивое внешнее окружение корпорации. Определение внешнего окружения корпорации. Стратегическое планирование защиты интересов и отношения с внешним окружением корпорации. Процесс принятия решения внутри корпорации. Определение значимых проблем и целей во взаимодействии с государством. Природа политических проблем. Проблема и проблемная ситуация. Понимание проблемы и структурирование проблемы. Структурирование проблемы и решение проблемы. Методы структурирования проблемы и определения целей. Идентификация стейкхолдеров и их интересов. Построение коалиции стейкхолдеров на основе партнерства. Основные этапы осуществления коалицией защиты интересов во взаимодействии с государством. Тема 5. Стратегии взаимодействия посредством СМИ Роль информации в принятии решений. Проблема асимметричности информации. СМИ как дистрибьютор информации и политического влияния. Качество, независимость (зависимость) и охват СМИ. Структура СМИ в России. Концепция «месседжа». Стратегия продвижения месседжа в СМИ. Как рассказать и продать свой месседж. Включение месседжа в общественную и государственную повестку дня. Создание месседжа. Дизайн медиа-стратегий. Основные техники и методы взаимодействия со СМИ. PR и GR: сходство и различие. Тема 6. Техники лоббирования в законодательных, исполнительных органах власти и технологии «прямого действия». Границы легальных возможностей воздействия на политический курс. Процессы принятия решений в законодательных и исполнительных органах власти. Технологии и техники прямого и косвенного лоббизма. Анализ распределения власти и определения центров принятия решения. Как «делать ход» во взаимодействии с органами власти. Использование «переговорных площадок»: личные встречи, семинары, конференции, брифинги, презентации, совещания. Тема 7. Специфика практики GR в России Особенности российского «политического» капитализма. Российский гибридный политический режим и переходная экономика. Эволюция российской корпорации: от социалистического предприятия к «рыночной» корпорации. Институционализация PR и GR. Кто становится GR-менеджером в России? Коррупция и лоббизм: как провести отличия в России. Перспективы GR в России. V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины1. Литература: Тема 1. Введение в курс. Государство и рынок. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 2. Бизнес, государство и правительство: модели взаимодействия. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 3. Корпорация, фирма и ее взаимоотношения с государством Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 4. Планирование взаимодействия: выделение проблем и формулирование целей. Поле взаимодействия и построение коалиций. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 5. Стратегии взаимодействия посредством СМИ Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 6. Техники лоббирования в законодательных, исполнительных органах власти и технологии «прямого действия» Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 7. Специфика практики GR в России Основная литература:
Дополнительная литература:
2. Тематика практических занятий: К теме 4: Планирование взаимодействия: выделение проблем и формулирование целей. Поле взаимодействия и построение коалиций. Ролевая игра «Построение коалиции». Участники семинара разделяются случайным образом (получая карточку с описанием роли и целью). Цель игры: освоить навыки определения отношения основных акторов к проблеме и построение коалиции по решению. Время игры: 2 часа. К теме 4: Стратегии взаимодействия посредством СМИ Ролевая игра «Планирование и реализация информационной кампании в СМИ». Участники семинара разделяются случайным образом (получая карточку с описанием роли и целью). Цель игры: освоить навыки написания PR – стратегии, медиа-планирования, пресс-релиза, статей. Время игры: 2 часа. К теме 6: Техники лоббирования в законодательных, исполнительных органах власти и технологии «прямого действия». Ролевая игра «Лоббирование законопроекта». Участники семинара разделяются случайным образом (получая карточку с описанием роли и целью). Цель игры: освоить навыки планирования и реализации комплексных действий по лоббированию законопроекта Время игры: 2 часа. 3. Тематика письменных работ (реферат): 1. Природа современного российского государства 2. Государство и экономика в современной России: механизмы взаимовлияния 3. Формы воздействия бизнеса на политический курс 4. Политическая рента и дивиденды российской корпорации (на примере крупной корпорации) 5. Анализ распределения власти и определения центров принятия решения в Государственной Думе РФ 6. Анализ распределения власти и определения центров принятия решения в Совете Федерации РФ 7. Анализ распределения власти и определения центров принятия решения в Правительстве РФ 8. Анализ распределения власти и определения центров принятия решения в Министерстве РФ (на выбор) 9. Стратегия медийного сопровождении 10. Социальное партнерство и социальная ответственность корпорации как механизм взаимодействия государства и бизнеса, бизнеса и общества 11. Частно - государственное партнерство как механизм взаимодействия государства и бизнеса, бизнеса и общества 12. Практика «прямых действий» в механизме взаимодействия государства и бизнеса 13. Роль лоббизма в механизме взаимодействия государства и бизнеса 14. Значение коррупции во взаимоотношении государства и бизнеса 15. Влияние «третьего сектора» на взаимоотношения государства и бизнеса 4. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины:
5. Рекомендации по использованию информационных технологий Работа с мультимедиа (СD, DVD) и информационными сайтами:
Подпись автора: |
Методические рекомендации для студентов стр. Фонд оценочных средств... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Интернет технологии ведения бизнеса» для студентов очной формы обучения по направлению... | Рабочая программа учебной дисциплины «оценка банковского бизнеса» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины р. 2 «Оценка стоимости бизнеса» Целью изучения дисциплины «Оценка стоимости бизнеса» является получение и закрепление студентами знаний в области теории и практики... | Современные формы и методы кредитования малого бизнеса Однако проблема с привлечением заемных средств для малого предпринимательства по-прежнему остается очень острой и привлекает к себе... | ||
1. Теории и формы государства Понятие, сущность и признаки государства Место, роль и функции государства в политической системе | Реферат Срок выполнения Центральной России; экономическая безопасность государства и бизнеса; сотрудничество власти и бизнеса в цфо как условие экономического... | ||
Темы рефератов россия в системе снг: формы сотрудничества в 2000... Взаимодействие хозяйственной жизни, обычаев, традиций, культур разных народов России в условиях многонационального государства | Конкурс является своеобразной площадкой для отработки механизмов... Инновационные технологии активно развиваются и внедряются по трем основным направлениям | ||
Конкурс является своеобразной площадкой для отработки механизмов... Инновационные технологии активно развиваются и внедряются по трем основным направлениям | Понятие формы правления позволяет уяснить: как создаются высшие органы... Основным в понятии формы правления является организация верховной власти государства и порядок ее образования. Главным, определяющим... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в экономике» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Информационные технологии в экономике» вариативной части естественнонаучного... | Рабочая программа дисциплины Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Технологии пакетной коммутации» студентам очной полной формы обучения... | ||
Рабочая программа дисциплины Цель освоения дисциплины «Основы фермерского дела» формирование представлений, умений и практических навыков по основам организации... | Программа дисциплины «Организационные формы развития инновационного... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая учебная программа Дисциплины История государства и права зарубежных стран Курс «История государства и права зарубежных стран» изучается студентами заочной формы обучения, обучающихся по специальности 030501... | Программа дисциплины «Оценка бизнеса» для направления 080200. 68 «Менеджмент» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Основы электронной коммерции» студентам очной полной формы обучения... |