Программа дисциплины «Взаимодействие государства и бизнеса: формы и технологии»





Скачать 202.59 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Взаимодействие государства и бизнеса: формы и технологии»
Дата публикации27.10.2014
Размер202.59 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Право > Программа дисциплины
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации
Государственный университет - Высшая школа экономики

Факультет государственного и муниципального управления

Программа дисциплины

«Взаимодействие государства и бизнеса: формы и технологии»
для специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалистов

Автор программы: Сергей Сергеевич Бойко (sboiko@hse.ru), доцент кафедры теории и практики государственного управления факультета государственного и муниципального управления Гу-ВШЭ

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


«Гос. и муниципальное управление» Теории и практики гос. управления

Председатель Зав. кафедрой
_______________ проф. М.А. Розов _____________ проф. А.В. Клименко

«___» __________ 2007 г. «___» ________ 2007 г.
Утверждена УС факультета

Гос. и муниципального управления

Ученый секретарь

____________ Л.М. Симонова

«27» мая 2008 г.
Москва, 2007

I. Тематический план учебной дисциплины
Дисциплина входит в перечень специальных дисциплин (Индекс СД.00).




п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

 

Аудиторные занятия, в т.ч.

Самостоятельная работа

Лекционные

Семинарские

1.

Введение в курс. Государство и рынок.

4

2

0

2

2.

Бизнес, государство и правительство: модели взаимодействия

6

2

0

4

3.

Корпорация, фирма и ее взаимоотношения с государством

8

2

0

6

4.

Планирование взаимодействия: выделение проблем и формулирование целей. Поле взаимодействия и построение коалиций

12

4

2

6

5.

Стратегии взаимодействия посредством СМИ

8

2

0

6

6.

Техники лоббирования в законодательных, исполнительных органах власти и посредством массовых общественных организаций

8

4

0

4

7

Специфика практики GR в России

8

2

2

4



Итого

54

20

4

30


II. Аннотация
Данный учебная дисциплина является обязательной для студентов факультета Государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ (специалисты 5-го курса). Предполагается знакомство слушателей с основными понятиями политической науки, связей с общественностью, организации государственной службы и практики государственного управления. Студенты, приступая к изучению данной дисциплины, должны активизировать свои навыки работы с источниками и рекомендуемой литературой (как на русском, так и на иностранных языках), четко формулировать свою собственную точку зрения и отстаивать ее во время дискуссий, на практических занятиях освоить навыки анализа ситуации и построения взаимодействия по влиянию на процесс принятия решения.

После успешного окончания курса студенты должны обладать знаниями:

  • о генезисе и месте government relations в системе современного государственного управления в России и за рубежом

  • об основных подходах и теориях в GR и лоббизме

  • о методологии планирования GR

Освоение данного курса необходимо для практической работы:

  • на должностях государственной и муниципальной службы РФ;

  • в аналитических и консалтинговых центрах, специализирующихся на экспертном сопровождении деятельности федеральных и региональных ОИВ;

  • в департаментах GR и организационного развития корпораций.

Данная программа рассчитана на 20 часов лекций и 4 часа семинарских занятий (1-й модуль).
Формы контроля

- текущий контроль – вопросы для проверки усвоения материала;

- промежуточный контроль – реферат;

- итоговый контроль – устный зачет (в 1-м модуле), оценка за который выставляется с учетом промежуточного контроля, исходя из следующих критериев суммирования баллов по десятибалльной шкале:

Элемент

Вес

Участие в семинарах (практических занятий)

0.30

Реферат (индивидуальная письменная работа)

0.35

Зачет в устной форме

0.35

Итого

Σ = 1.00


Участие в семинарах (практических занятиях)

Явка на семинары удостоверяется собственноручной подписью. Оценка за участие в семинарах вычисляется путем проецирования процента выполнения задания на семинаре (практическом занятии) по десятибалльной шкале согласно следующему правилу: Активное исполнение задания на каждом практическом занятии (= 10) дает 10 баллов. Пассивное исполнение задания (= 4) дает 4 балла. Отсутствие на практическом занятии без уважительной причины оценивается в 0 баллов. Общая оценка представляет собой среднюю арифметическую оценку за четыре занятия.
Реферат

Тема реферата соответствует темам программы данного курса и должна быть заранее конкретизирована по соглашению с преподавателем (на консультации или по эл. почте). Deadline для выбора темы – за неделю до первого семинара.; после этого оставшиеся темы распределяются автоматически среди тех, кто не сделал выбора.

  • Реферат (письменное оформление доклада) оценивается максимально в 10 баллов (4 - содержание, 4 - структурная четкость и логика, 2 - оформление);

  • Примерный объем реферата - 15-20 тыс. знаков. Интервал - 1,5. Ссылки подстрочные. Кегель – Times New Roman, № 12. Список использованной литературы – в конце эссе.

  • Реферат должен быть не позднее, чем за неделю (7 календарных дней) до начала экзаменационной недели - (а) прислано преподавателю по электронной почте в формате MS Word (рекомендуется использование архиватора ZIP) и (б) передано в печатном виде. Проверяться будет только версия, представленная в печатном виде (образец оформления реферата можно скачать на сайте).

  • Начиная со следующего после deadline календарного дня за каждый начавшийся календарный день просрочки сдачи работы "снимается" 1 балл - вплоть до 0-й оценки.

  • На печатной версии студент/ка собственноручной подписью удостоверяет, что данное эссе выполнено им/ею самостоятельно, не содержит «раскавыченного» переложения чужих текстов, банального перевода иностранных источников, а все цитаты приведены корректно и с указанием источников (печатных и/или электронных). Если в ходе проверки будет обнаружен плагиат (любого объема), то работа автоматически приравнивается к несданной, то есть проставляется оценка "0".


Зачет в устной форме

Зачет проводится по билетам, состоящим из двух вопросов, соответствующим темам данного курса. Вопросы по зачету предоставляются студентам за 2 недели (14 календарных дней) до начала сессии.

Итоговая зачетная оценка формируется путем умножения начисленных баллов на веса, причем средневзвешенная оценка округляется до целых единиц, так что если

  • Оср = 8, 9, 10, то – «зачет»

  • Оср = 6, 7, то – «зачет»

  • Оср = 4, 5, то – «зачет»

  • Оср = 1, 2, 3, то - «незачет»

III. Базовые учебники
В связи с отсутствием единого учебника, который покрывал бы содержание данной программы, будет использоваться ряд пособий и монографий:

  1. Игнатьев Д., Бекетов А. Настольная книга Public Relations. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

  2. Нуреев Р.М. Теория общественного выбора. Курс лекций. М: ГУ-ВШЭ, 2005.

  3. Основы организации работы с органами власти/ В.А. Евсеев, С.Ю. Барсукова. Под редакцией А.Е. Дынина. – М., Ассоциация менеджеров, 2005.

  4. Сухотерин Л., Юдинцев И. Информационная работа в государственном аппарате. М.: Издательство «Европа», 2007.


IV. Содержание программы
Тема 1. Введение в курс. Государство и рынок.

Государство и рынок. Модель национального государства и национального рынка: что обуславливает друг друга? Марксистское понимание роли государства в экономике. Классическая экономическая мысль о роли государства в экономике. Неоинституциональное объяснение воздействия государства на рынки. Варианты капитализма и виды государственного регулирования. Либеральные рыночные экономики. Планово-рыночные экономики. Переходные экономики.
Тема 2. Бизнес, государство и правительство: модели взаимодействия

Политико-экономический кругооборот. Пути воздействия бизнеса на политический курс. Плюрализм. Неокорпоративизм. Клиентелизм. «Subgovernment group /policy subsystem». Концепция «Железного треугольника». Корпоративный плюрализм. Политические сообщества. Политические сети: интеракционно-групповой, «персонально-интеракционный», формально-структурный и диалектический подходы. Концепция политического капитала. Экономика бюрократии. Концепция политического делового цикла. Политическая рента и политические дивиденды. Частно-государственное партнерство. Модели и формы частно-государственного партнерства.
Тема 3. Корпорация, фирма и ее взаимоотношения с государством

Корпорация, фирма как ведущий экономический субъект. Корпорация, фирма как социальный и политический субъект. Концепции «Shareholders» и «Stakeholders». Концепции «корпоративного эгоизма» и «корпоративной социальной ответственности». Внутренняя и внешняя среда корпорации. Структуры корпорации, управляющие внешним и внутренним окружением. GR и PR – департаменты корпорации. Модели социальной ответственности корпорации. Лоббирование интересов корпорации. Лоббирование и коррупция: сходство и отличия. Информационная и финансовая поддержка. Модели «поддержки» и «обмена».
Тема 4. Планирование взаимодействия: выделение проблем и формулирование целей. Поле взаимодействия и построение коалиций.

Изменчивое внешнее окружение корпорации. Определение внешнего окружения корпорации. Стратегическое планирование защиты интересов и отношения с внешним окружением корпорации. Процесс принятия решения внутри корпорации. Определение значимых проблем и целей во взаимодействии с государством. Природа политических проблем. Проблема и проблемная ситуация. Понимание проблемы и структурирование проблемы. Структурирование проблемы и решение проблемы. Методы структурирования проблемы и определения целей. Идентификация стейкхолдеров и их интересов. Построение коалиции стейкхолдеров на основе партнерства. Основные этапы осуществления коалицией защиты интересов во взаимодействии с государством.
Тема 5. Стратегии взаимодействия посредством СМИ

Роль информации в принятии решений. Проблема асимметричности информации. СМИ как дистрибьютор информации и политического влияния. Качество, независимость (зависимость) и охват СМИ. Структура СМИ в России. Концепция «месседжа». Стратегия продвижения месседжа в СМИ. Как рассказать и продать свой месседж. Включение месседжа в общественную и государственную повестку дня. Создание месседжа. Дизайн медиа-стратегий. Основные техники и методы взаимодействия со СМИ. PR и GR: сходство и различие.
Тема 6. Техники лоббирования в законодательных, исполнительных органах власти и технологии «прямого действия».

Границы легальных возможностей воздействия на политический курс. Процессы принятия решений в законодательных и исполнительных органах власти. Технологии и техники прямого и косвенного лоббизма. Анализ распределения власти и определения центров принятия решения. Как «делать ход» во взаимодействии с органами власти. Использование «переговорных площадок»: личные встречи, семинары, конференции, брифинги, презентации, совещания.
Тема 7. Специфика практики GR в России

Особенности российского «политического» капитализма. Российский гибридный политический режим и переходная экономика. Эволюция российской корпорации: от социалистического предприятия к «рыночной» корпорации. Институционализация PR и GR. Кто становится GR-менеджером в России? Коррупция и лоббизм: как провести отличия в России. Перспективы GR в России.

V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


1. Литература:

Тема 1. Введение в курс. Государство и рынок.

Основная литература:

  1. Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики //Избранные труды. Серия «Нобелевские лауреаты по экономике». М., 1997.

  2. Линдблом Ч. Политика и рынки. Политико-экономические системы мира /Пер. с англ. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005.

  3. Пшеворский А. Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке М.: РОССПЭН,1999.

  4. Ротбард М. Власть и рынок: Государство и экономика. Челябинск: Социум, 2003.

  5. Graham K. Wilson, Business & Politics: A Comparative Introduction. New York/London: Chatham House/Seven Bridges, 2003.

  6. International Business and Government Relations in the 21st Century - Edited by Robert Grosse. Cambridge University Press, 2005.


Дополнительная литература:

  1. Афанасьев М.Н. Клиентелизм и российская государственность. М.,Центр конституционных исследований,1997.

  2. Бремя государства и экономическая политика: либеральная перспектива. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.

  3. Ворожейкина Т.Е. Государство и общество в современной России: исчерпании государствоцентричной матрицы развития. //Полис, 2002, № 4.

  4. Гимпельсон В. Численность и состав российской бюрократии //Вопросы экономики № 11. 2002

  5. Ослунд А. Строительство капитализма: Рыночная трансформация стран бывшего советского блока. М.: Логос, 2003

  6. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003.

  7. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы. М.: Логос, 2003.

  8. Dore, Ronald,: Stock Market Capitalism: Welfare Capitalism. Japan and Germany versus the Anglo-Saxons. Oxford: Oxford University Press, 2000.

  9. Schmitter Ph. Interest Systems and the Consolidation of Democracies //Reexamining Democracy. Essays in Honor of Seymour Martin Lipset /Ed. by G. Marks, L. Diamond. Newbury Park, London, New Delhi: Sage Publications, 1992.


Тема 2. Бизнес, государство и правительство: модели взаимодействия.

Основная литература:

  1. Джордан Г. Группы давления,партии и социальные движения: есть ли потребность в новых разграничениях? //МЭиМО, 1997.

  2. Линдблом Ч. Политика и рынки. Политико-экономические системы мира /Пер. с англ. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005.

  3. Олсон М. Логика коллективного действия. М., 1995.

  4. Перегудов С.П., Лапина Н.Ю., Семененко И.С. Группы интересов и российское государство. М.,УРСС, 1999.

  5. Паппэ Я. Ш. «Олигархи». Экономическая хроника 1992-2000. ГУ-ВШЭ. Москва 2000.

  6. Перегудов С.П. Новый этап в отношениях бизнеса и власти. http://www.politcom.ru/article.php?id=245

  7. Сморгунов Л. В. Сетевой подход к политике и управлению //Полис 2001. № 3

  8. Шмиттер Ф. Неокорпоративизм //Полис 1997. № 2.

  9. Rhodes R., Marsh D. Policy Network in British Politics. A Critique of Existing Approaches // Policy Network in British Governance /Ed. by D. Marsh and R. Rhodes. Oxford: Clarendon Press, 1992.

  10. Williamson Peter J. Varieties of corporatism. A Conceptual discussion. Cambridge University Press, 1985.


Дополнительная литература:

  1. Аравина Т.И., Кузнецов Ю.Ю. Лоббизм: национальные образцы и степень социальной приемлемости //Социс 2000 № 9.

  2. Афанасьев М.Н. Клиентелизм и российская государственность. М.,Центр конституционных исследований,1997.

  3. Бойко С.С. Влияние корпоративного сектора на региональный политический режим (на примере Пермской области) //Политический альманах Прикамья. Под ред. И.М. Бусыгиной и Л.А. Фадеевой.  Пермь, 2002. Вып. 2. 

  4. Ильичева Л. Е. Лоббизм и корпоративизм. - М.: «Экономика». 2002.

  5. Лоббизм в России: этапы большого пути. [Доклад]Рос. союз промышленников и предпринимателей, Эксперт. ин-т; [Приняли участие А. А. Нещадин и др.]  М.: Б. и., 1995.

  6. Любимов А. П. Классификация видов лоббизма. Материалы к междунар. "круглому столу" в МГЮАА.  М., 1999.

  7. Перегудов С.П. Корпоративный капитал в мировой и российской политике. М.: ИМЭМО РАН, 2005

  8. Cawson A. Corporatism and Political Theory. Oxford Basil Blackwell, 1986.

  9. Dahl R. Polyarchy. Participation and Opposition. New Haven and London: Yale University Press, 1971.

  10. Truman D.B. The Governmental Process. New York: Knopf, 1968

  11. Wasserman S., Katherine F. Social network analysis: methods and applications. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.


Тема 3. Корпорация, фирма и ее взаимоотношения с государством

Основная литература:

  1. Василенко А.Б. Пиар крупных российских корпораций М., 2001.

  2. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: «Дело ЛТД» при участии издательства «Catallaxy». 1993.

  3. Любимов А. П. Политическое право и практика лоббизма. - М.: Издательство Государственной Думы. 2001.

  4. Перегудов С.П. Корпоративный капитал в мировой и российской политике. М.: ИМЭМО РАН, 2005.

  5. Шомко О.А. Механизмы влияния бизнес-групп на формирование экономической политики //Оценка политик и новая политическая экономия: инструменты анализа экономических реформ. Сб. статей под редакцией А.Н. Данкова. – М.: ЦЭМИ РАН, 2006

  6. Freeman R.E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. MA Marshfield: Pitman Publishing Inc., 1984.


Дополнительная литература:

  1. Василенко А.Б., Разуваев В.В. Нефтяной лоббизм: опыт американских и российских корпораций. // Представительская власть: мониторинг, анализ, информация. 1997. № 2-3 Векслер А.Ф. PR для российского бизнеса. Издательство: Вершина, 2006.

  2. Гордон Л. А., Клопова Э. В., Комаровский В. В., Кабалина В. И. Российские преобразования на фоне мировых трансформаций и положение наемных работников. М.: ИМЭМО, 1998.

  3. Зубаревич Н. Пришел, увидел, победил? (Крупный бизнес и региональная власть) //Pro et Contra. 2002. т.7. № 1

  4. Перегудов С. П. Корпоративный капитал и институты власти: кто в доме хозяин. //Полис, 2002, № 5.

  5. Перегудов С. П. Крупная российская корпорация как социально-политический институт. М.:ИМЭМО РАН, 2000.

  6. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы. М.: Логос, 2003.

  7. Система представительства российского бизнеса: формы коллективного действия. М. CIPE-ЦПТ. 1997 (Руководитель Проекта - И. Бунин, руководитель исследовательской программы - Зудин А.Ю.).

  8. Evan W.M., Freeman R.E. A stakeholder theory of the modern corporation: Kantian capitalism. // Ethical theory and business. Editors T.L. Beauchamp, N.E. Bowie. Englewood Cliffs, NY: Prentice Hall, 1993.

  9. Frye T. Capture or Exchange? Business Lobbying in Russia // Europe-Asia Studies November 2002 Vol. 54. No. 7.


Тема 4. Планирование взаимодействия: выделение проблем и формулирование целей. Поле взаимодействия и построение коалиций.

Основная литература:

  1. Боброва И., Зимин В. Черный PR? Белый GR! Цветной IR:). Менеджмент информационной культуры. Издательство: Вершина, 2006.

  2. Гусев Д., Матвейчев О., Хазеев Р. Уши машут ослом. Современное социальное программирование. Екатеринбург: Alex J. Bakster group, 2006

  3. Механизмы принятия решений: лоббизм против криминала. //Материалы семинара «Реалистическое моделирование». М.: Издательство «Университет и школа», 2004.

  4. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика. М., 2001.

  5. Связи с общественностью в политике и государственном управлении /Под ред. В.С. Комаровского М., 2001.

  6. Шомко О.А. Механизмы влияния бизнес-групп на формирование экономической политики //Оценка политик и новая политическая экономия: инструменты анализа экономических реформ. Сб. статей под редакцией А.Н. Данкова. – М.: ЦЭМИ РАН, 2006.

  7. Grosse R. The bargaining view of government–business relations //International Business and Government Relations in the 21st Century - Edited by Robert Grosse. Cambridge University Press, 2005.


Дополнительная литература:

  1. Векслер А.Ф. PR для российского бизнеса. Издательство: Вершина, 2006.

  2. Волков В. Силовое предпринимательство. Спб.; М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2002

  3. Кобьелл К. Мотивация в стиле ЭКШН. Восторг заразителен. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

  4. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий //ОНС. 2001. № 3.

  5. Мухин А. А., Козлов П. А. «Семейные» тайны или неофициальный лоббизм в России. - М.: 2003.

  6. Мухин А.А., Теневая Дума. Интересы думских лоббистов. Москва. ЦПИ. 2001.

  7. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003.

  8. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы. М.: Логос, 2003.

  9. Kelly R. An Inclusive Democratic Polity, Representative Bureaucracies?  And the New Public Management //Public Administrative Review. 1998. Vol. 58. № 8.

  10. Marcia Avner. The Lobbying and Advocacy Handbook for Nonprofit Organizations: Shaping Public Policy at the State and Local Level. St. Paul, MN: Amherst H. Wilder Foundation, 2002.


Тема 5. Стратегии взаимодействия посредством СМИ

Основная литература:

  1. Боброва И., Зимин В. Черный PR? Белый GR! Цветной IR:). Менеджмент информационной культуры. Издательство: Вершина, 2006.

  2. Богданов С.А. Средства массовой информации как инструмент лоббирования. // Предпринимательство. Политика. Наука. 1996. №2.

  3. Векслер А.Ф. PR для российского бизнеса. Издательство: Вершина, 2006.

  4. Федеральный Закон «О рекламе»

  5. Федеральный Закон «О СМИ»


Дополнительная литература:

  1. Гусев Д., Матвейчев О., Хазеев Р. Уши машут ослом. Современное социальное программирование. Екатеринбург: Alex J. Bakster group, 2006

  2. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., ТУ-ВШЭ,2000.

  3. Право на свободу слова. Роль СМИ в экономическом развитии. М.: Издательство «Весь Мир», 2005.

  4. Связи с общественностью в политике и государственном управлении /Под ред. В.С. Комаровского М., 2001.

  5. How to Tell and Sell Your Story: A Guide to Media for Community Groups and Other Nonprofits, Part 1. Washington, DC: Center for Community Change. Special Issue, 1999

  6. Potter J., Sloof R., van Widen F. Campaign Expenditures, Contributions and Direct Endorsements: The Strategic Use of Information and Money to influence voter behavior //European Journal of Political Economy, 2000 № 13.


Тема 6. Техники лоббирования в законодательных, исполнительных органах власти и технологии «прямого действия»

Основная литература:

  1. Автономов А.С. Азбука лоббирования. ИРИС. Москва. 2004.

  2. Богданов С.А. Средства массовой информации как инструмент лоббирования. // Предпринимательство. Политика. Наука. 1996. №2.

  3. Боголюбов С.А. О технике законодательного процесса // Законодательство и экономика. 1995. № 5-6.

  4. Толстых П.А. Практика лоббизма в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Канон+, – М., 2005


Дополнительная литература:

  1. Ванденко Игорь, Цена Запроса, Новые Известия от 28 июля 2003 года.

  2. Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М.: Захаров, 2005.

  3. Лепехин В. А. Лоббизм. - М.: Фонд «IQ». 1995.

  4. Любимов А. П. Политическое право и практика лоббизма. - М.: Издательство Государственной Думы. 2001.

  5. Михайлов А., Субботин М. Яблоко и СРП. Москва: Интеграл-Информ, 2003.

  6. Мухин А. А., Козлов П. А. «Семейные» тайны или неофициальный лоббизм в России. - М.: 2003.

  7. Мухин А.А., Теневая Дума. Интересы думских лоббистов. Москва. ЦПИ. 2001.

  8. Ролдугин О., $3000 за автограф. Кто и сколько зарабатывает на депутатских запросах. Собеседник от 13.05.2003.


Тема 7. Специфика практики GR в России

Основная литература:

  1. Афанасьев М.Н. Клиентелизм и российская государственность. М.,Центр конституционных исследований,1997.

  2. Боброва И., Зимин В. Черный PR? Белый GR! Цветной IR:). Менеджмент информационной культуры. Издательство: Вершина, 2006.

  3. Василенко А.Б. Пиар крупных российских корпораций М., 2001.

  4. Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М.: Захаров, 2005.

  5. Мухин А. А., Козлов П. А. «Семейные» тайны или неофициальный лоббизм в России. - М.: 2003.


Дополнительная литература:

  1. Бремя государства и экономическая политика: либеральная перспектива. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.

  2. Ворожейкина Т.Е. Государство и общество в современной России: исчерпании государствоцентричной матрицы развития. //Полис, 2002, № 4.

  3. Ослунд А. Строительство капитализма: Рыночная трансформация стран бывшего советского блока. М.: Логос, 2003

  4. Паппэ Я. Ш. «Олигархи». Экономическая хроника 1992-2000. ГУ-ВШЭ. Москва 2000.

  5. Перегудов С.П. Новый этап в отношениях бизнеса и власти. http://www.politcom.ru/article.php?id=245

  6. Перегудов С.П., Лапина Н.Ю., Семененко И.С. Группы интересов и российское государство. М.,УРСС, 1999.

  7. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003.


2. Тематика практических занятий:

К теме 4: Планирование взаимодействия: выделение проблем и формулирование целей. Поле взаимодействия и построение коалиций.

Ролевая игра «Построение коалиции».

Участники семинара разделяются случайным образом (получая карточку с описанием роли и целью).

Цель игры: освоить навыки определения отношения основных акторов к проблеме и построение коалиции по решению.

Время игры: 2 часа.
К теме 4: Стратегии взаимодействия посредством СМИ

Ролевая игра «Планирование и реализация информационной кампании в СМИ».

Участники семинара разделяются случайным образом (получая карточку с описанием роли и целью).

Цель игры: освоить навыки написания PR – стратегии, медиа-планирования, пресс-релиза, статей.

Время игры: 2 часа.
К теме 6: Техники лоббирования в законодательных, исполнительных органах власти и технологии «прямого действия».

Ролевая игра «Лоббирование законопроекта».

Участники семинара разделяются случайным образом (получая карточку с описанием роли и целью).

Цель игры: освоить навыки планирования и реализации комплексных действий по лоббированию законопроекта

Время игры: 2 часа.
3. Тематика письменных работ (реферат):

1. Природа современного российского государства

2. Государство и экономика в современной России: механизмы взаимовлияния

3. Формы воздействия бизнеса на политический курс

4. Политическая рента и дивиденды российской корпорации (на примере крупной корпорации)

5. Анализ распределения власти и определения центров принятия решения в Государственной Думе РФ

6. Анализ распределения власти и определения центров принятия решения в Совете Федерации РФ

7. Анализ распределения власти и определения центров принятия решения в Правительстве РФ

8. Анализ распределения власти и определения центров принятия решения в Министерстве РФ (на выбор)

9. Стратегия медийного сопровождении

10. Социальное партнерство и социальная ответственность корпорации как механизм взаимодействия государства и бизнеса, бизнеса и общества

11. Частно - государственное партнерство как механизм взаимодействия государства и бизнеса, бизнеса и общества

12. Практика «прямых действий» в механизме взаимодействия государства и бизнеса

13. Роль лоббизма в механизме взаимодействия государства и бизнеса

14. Значение коррупции во взаимоотношении государства и бизнеса

15. Влияние «третьего сектора» на взаимоотношения государства и бизнеса

4. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины:

  1. Каковы механизмы взаимовлияния государства и экономики в современной России?

  2. Какие модели национального государства соответствуют моделям национальных рынков?

  3. В чем заключается марксистское понимание роли государства в экономике?

  4. Раскройте содержание классической экономической мысли о роли государства в экономике

  5. В чем заключается неоинституциональное объяснение воздействия государства на рынки?

  6. Что такое интервенционализм?

  7. Что такое дирижизм?

  8. Раскройте основное содержание модели либерально рыночной экономики.

  9. Раскройте основное содержание модели планово-рыночной экономики

  10. Раскройте основное содержание модели переходной экономики.

  11. Раскройте основное содержание модели командно-административной экономики

  12. Что такое политико-экономический кругооборот?

  13. Раскройте основное содержание концепции плюрализма.

  14. Раскройте основное содержание концепции неокорпоративизма.

  15. Раскройте основное содержание концепции клиентелизма.

  16. В чем сходство и различие концепций «subgovernment group /policy subsystem», «железного треугольника», корпоративного плюрализма?

  17. Раскройте основное содержание концепции политические сообщества.

  18. Политические сети: интеракционно-групповой, «персонально-интеракционный», формально-структурный и диалектический подходы.

  19. Что такое политическая рента и политические дивиденды?

  20. Дайте широкое и узкое определение частно-государственного партнерства.

  21. Модели и формы частно-государственного партнерства.

  22. Раскройте концепцию «shareholders» и «stakeholders».

  23. Какие существуют модели социальной ответственности корпорации?.

  24. Чем лоббирование отличается от коррупции?

  25. Лоббизм как информационная и финансовая поддержка.

  26. Раскройте основное содержание модели «поддержки»

  27. Раскройте основное содержание модели «обмена»

  28. Перечислите основные методы структурирования проблемы и определения целей

  29. Какова роль информации в принятии решений?

  30. Что такое СМИ? Основные функции СМИ?.

  31. Какова структура СМИ в России?

  32. Роль «месседжа» в информационной политике?

  33. В чем сходство и различие PR и GR?

  34. Какие техники лоббирования существуют?

  35. В чем заключаются технологии «прямого действия»?

  36. В чем заключаются особенности российского «политического» капитализма?

  37. Основные характеристики российского гибридного политического режима

  38. Основные характеристики российской переходной экономики.

  39. Раскройте этапы эволюции российской корпорации

  40. Кто становится GR-менеджером в России?

  41. Как провести отличия между коррупцией и лоббизмом в России?

  42. Каковы перспективы GR в России.


5. Рекомендации по использованию информационных технологий

Работа с мультимедиа (СD, DVD) и информационными сайтами:

  • Правительство РФ (http://www.government.gov.ru/)

  • Государственная Дума Федерального Собрания РФ (http://www.duma.gov.ru/)

  • Совет Федерации Федерального Собрания РФ (http://www.council.gov.ru/)

  • Центр стратегических разработок (http://www.csr.ru/)

  • Фонд развития парламентаризма в России (http://www.legislature.ru)

  • Система Гарант: Законодательство с комментариями (http://www.garant.ru/)

  • Российский союз предпринимателей и промышленников (www.rspp.ru)

  • Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства (ОПОРА) (http://www.opora.ru/)

  • Московская международная бизнес ассоциация (http://www.mibas.ru/?page=start)

  • Ассоциация российских банков (http://www.arb.ru/site/)

  • Ассоциация региональных банков России (http://www.asros.ru/)

  • Федерация независимых профсоюзов России (http://www.fnpr.org.ru/)

  • ОАО «ЛУКОЙЛ» (http://www.lukoil.ru/)

  • РУСАЛ (http://www.sual.ru/)


Подпись автора:




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Взаимодействие государства и бизнеса: формы и технологии» iconМетодические рекомендации для студентов стр. Фонд оценочных средств...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Интернет технологии ведения бизнеса» для студентов очной формы обучения по направлению...
Программа дисциплины «Взаимодействие государства и бизнеса: формы и технологии» iconРабочая программа учебной дисциплины «оценка банковского бизнеса»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения...
Программа дисциплины «Взаимодействие государства и бизнеса: формы и технологии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины р. 2 «Оценка стоимости бизнеса»
Целью изучения дисциплины «Оценка стоимости бизнеса» является получение и закрепление студентами знаний в области теории и практики...
Программа дисциплины «Взаимодействие государства и бизнеса: формы и технологии» iconСовременные формы и методы кредитования малого бизнеса
Однако проблема с привлечением заемных средств для малого предпринимательства по-прежнему остается очень острой и привлекает к себе...
Программа дисциплины «Взаимодействие государства и бизнеса: формы и технологии» icon1. Теории и формы государства
Понятие, сущность и признаки государства Место, роль и функции государства в политической системе
Программа дисциплины «Взаимодействие государства и бизнеса: формы и технологии» iconРеферат Срок выполнения
Центральной России; экономическая безопасность государства и бизнеса; сотрудничество власти и бизнеса в цфо как условие экономического...
Программа дисциплины «Взаимодействие государства и бизнеса: формы и технологии» iconТемы рефератов россия в системе снг: формы сотрудничества в 2000...
Взаимодействие хозяйственной жизни, обычаев, традиций, культур разных народов России в условиях многонационального государства
Программа дисциплины «Взаимодействие государства и бизнеса: формы и технологии» iconКонкурс является своеобразной площадкой для отработки механизмов...
Инновационные технологии активно развиваются и внедряются по трем основным направлениям
Программа дисциплины «Взаимодействие государства и бизнеса: формы и технологии» iconКонкурс является своеобразной площадкой для отработки механизмов...
Инновационные технологии активно развиваются и внедряются по трем основным направлениям
Программа дисциплины «Взаимодействие государства и бизнеса: формы и технологии» iconПонятие формы правления позволяет уяснить: как создаются высшие органы...
Основным в понятии формы правления является организация верховной власти государства и порядок ее образования. Главным, определяющим...
Программа дисциплины «Взаимодействие государства и бизнеса: формы и технологии» iconРабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в экономике»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Информационные технологии в экономике» вариативной части естественнонаучного...
Программа дисциплины «Взаимодействие государства и бизнеса: формы и технологии» iconРабочая программа дисциплины
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Технологии пакетной коммутации» студентам очной полной формы обучения...
Программа дисциплины «Взаимодействие государства и бизнеса: формы и технологии» iconРабочая программа дисциплины
Цель освоения дисциплины «Основы фермерского дела» формирование представлений, умений и практических навыков по основам организации...
Программа дисциплины «Взаимодействие государства и бизнеса: формы и технологии» iconПрограмма дисциплины «Организационные формы развития инновационного...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Взаимодействие государства и бизнеса: формы и технологии» iconРабочая учебная программа Дисциплины История государства и права зарубежных стран
Курс «История государства и права зарубежных стран» изучается студентами заочной формы обучения, обучающихся по специальности 030501...
Программа дисциплины «Взаимодействие государства и бизнеса: формы и технологии» iconПрограмма дисциплины «Оценка бизнеса» для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Основы электронной коммерции» студентам очной полной формы обучения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск