Современные формы и методы кредитования малого бизнеса





НазваниеСовременные формы и методы кредитования малого бизнеса
страница1/6
Дата публикации26.10.2014
Размер0.69 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Банк > Документы
  1   2   3   4   5   6
Глава 2. Современные формы и методы кредитования малого бизнеса

    1. Банковские формы и методы кредитования малого бизнеса

В условиях воздействия кризисных явлений доступ к финансовым ресурсам для малых предприятий был в значительной степени ограничен. Ситуация с финансами для малого бизнеса начала меняться в лучшую сторону лишь к концу 2009 года 1. Так, согласно данным Общероссийской общественной организации «Опора России» 2, в ноябре 2009 года для 15% предпринимателей привлечь заемные средства стало относительно просто (в январе 2009 года – для 8%). Количество предпринимателей, для которых привлечь финансовые средства было сложно или невозможно, сократилось (56% в ноябре против 75% в январе 2009 года). Однако проблема с привлечением заемных средств для малого предпринимательства по-прежнему остается очень острой и привлекает к себе немалое внимание государства.

Для удовлетворения кредитных потребностей малых предприятий необходима стройная систе­ма государственной поддержки финан­совых институтов, готовых работать с малым бизнесом.

С учетом эффекта «низ­кой базы», а также острой и неудовлетво­ренной потребности малых предприятий в финансовых ресурсах, рост мог бы быть выше, чем мы наблюдаем в настоящее время. На наш взгляд, существуют два типа барьеров: первые преодолимы силами самих банков, вторые - только с помо­щью государства. Барьеры первого типа связаны с большой ресурсоемкостью кре­дитования малого бизнеса, необходимос­тью инвестировать большие средства в разработку и внедрение специальных технологий работы с предприятиями этого типа, в создание филиальной сети. Вторые обусловлены несовершенством законодательной базы, проблемами в функционировании государственных ин­ститутов, отсутствием системы государ­ственной поддержки всех участников процесса кредитования малого бизнеса.

Вход в нишу КМБ для большинства банков неразрывно связан с инвестиро­ванием значительных средств в разра­ботку и внедрение технологий быстрой обработки заявок от предприятий мало­го бизнеса, основанных на специальной оценке заемщиков. Очевидно, что это приводит к высоким операционным из­держкам.

Стоит отметить, что причина, набравшая большинство голосов, - отсутствие надежных заемщиков, - тесно связана и с недостаточнос­тью залогового обеспечения, и с высокими опе­рационными издержками. Банки только учатся работать с малым бизнесом, и пока не у всех и не всегда получается правильно оценивать свои кредитные риски. Именно поэтому сейчас боль­шинство участников рынка КМБ вынуждены тратить значительные средства на разработку специальных технологий оценки потенциаль­ных заемщиков и выдачи кредитных продуктов.

Малый бизнес в большинстве своем также не имеет полноценной отчетности, на основе которой банки могли бы адекватно оценить ре­альное состояние бизнеса. Отчасти это связано с тем, что значительное число малых пред­принимателей работает с использованием упрощенной системы бухгалтерского учета и налогообложения, не требующей составления бухгалтерского баланса, с большой долей «те­невого» оборота. Предприниматель, работаю­щий по ЕНВД, при обращении за кредитом мо­жет предоставить только декларацию, которая фактически ничего не отражает, за исключени­ем лишь того, что он занимает определенные площади и чем-то торгует или владеет не­сколькими единицами автотранспорта. Однако из этой декларации не видно ни расходов, ни прибыли. Поэтому для оценки кредитоспособ­ности малого предприятия обычно кредитные менеджеры банка выезжают на место ведения бизнеса и на основании увиденного, а также на основании существующих на предприятии документов вместе с владельцем бизнеса со­ставляют управленческий баланс. При этом, поскольку бизнесмены не всегда облада­ют достаточными объемами знаний в области финансов, кредитным менеджерам порой приходится выступать в роли консультантов. Помимо оценки финансовой устойчивости за­емщика, его способности генерировать доста­точные денежные потоки для погашения ос­новной суммы долга и процентов по нему они должны рассчитать оптимальную долговую на­грузку, ежемесячные платежи и многое другое.

Кроме того, серьезным барьером входа на рынок КМБ для большинства банков, кроме, пожалуй, Сбербанка, является недостаточное число филиалов и представительств на терри­тории России. По некоторым расчетам, для открытия полноценного отделения вложения банка должны составить порядка 1 млн. долл. Несмотря на активную экспансию кредитных организаций в регионы, охваченность банков­скими услугами населения (и, соответственно, предприятий) остается крайне низкой. В сред­нем, по некоторым оценкам, доступность банковских филиалов и отделений на 100 тыс. населения в России в 10 раз меньше, чем в Европе, и в 8 раз меньше, чем в Америке. В среднесрочной перспективе банки вряд ли по­кроют отделениями всю территорию страны. Поэтому все менее фантастичными представ­ляются идеи о дистанционном доступе к бан­ковским услугам. Пока это в основном касается физических лиц, но все более вероятным стано­вится использование интернет-банкинга и раз­личных форм дистанционного обслуживания и в работе с малым бизнесом.

Существуют и другие варианты решения проблемы доступа к банковским услугам. На­пример, банковские продукты могли бы пред­лагать компании, не являющиеся прямыми конкурентами кредитных организаций, но обладающие разветвленными сетями продаж, скажем, страховщики и почтовые отделения.

Очевидно, что преодолеть вышеописанные барьеры входа сейчас могут только крупные банки, готовые инвестировать значительные средства в разработку специальных технологий оценки заемщиков - малых предпринимате­лей, в развитие филиальной сети и в специальные продукты. По нашим оценкам, доля феде­ральных банков уже сейчас составляет порядка 70 % от общего объема рынка кредитования малого бизнеса (см. Приложение). Вес средних и небольших региональных участников рынка, несмотря на географичес­кую близость к потенциальным заемщикам и зачастую более глубокое понимание и знание специфики бизнеса обращающегося в банк предпринимателя, постепенно будет сокра­щаться. Хотя для многих из них работа с малым бизнесом является сейчас единственной стра­тегией выживания. Во-первых, в других сег­ментах банковского бизнеса конкурировать с «крупняком» гораздо труднее. А во-вторых, те, кто сейчас приобретет опыт работы с малым бизнесом, имеет все шансы в перспективе удач­но «продаться» большому российскому или за­рубежному брату. Так, в 2006 году Импэксбанк был приобретен Райффайзенбанком главным образом благодаря хорошим позициям россий­ского банка в сегменте среднего и малого биз­неса, особенно в регионах.

Несовершенство институциональной среды и отсутствие стройной системы государствен­ной поддержки финансовых институтов, гото­вых работать с малым бизнесом - наиболее се­рьезное препятствие для развития этого секто­ра. Современное законодательство и текущее функционирование государственных органов не только не стимулируют банки к активному взаимодействию с малым бизнесом, но чаще препятствуют развитию их взаимоотношений. Как, например, это происходит при получении кредита, залогом по которому выступает не­движимость. По административному регла­менту срок регистрации недвижимости уста­новлен в зависимости от вида залога от 7 до 30 дней. В действительности на оформление документов уходит в среднем более 30 дней, процедура регистрации недвижимости в госу­дарственном органе занимает порядка 60 % от времени, которое проходит с момента подачи заявки на кредит до его выдачи. Работа же бан­ка по оценке бизнеса заемщика составляет око­ло 40 %. Проблемы существуют не только в функцио­нировании государственных институтов. Мно­го препятствий заключено в законодательной сфере. Уже несколько лет принимаются законы «О залоге», «О кредитной кооперации», «О по­требительском кредитовании». Принятые зако­ны требуют дальнейшей доработки, поскольку зачастую они слабо инкорпорированы в общую систему законодательства. Как, например, за­кон «О бюро кредитных историй», обязываю­щий исключительно банки предоставлять ин­формацию о заемщиках. Все другие участники рынка, в том числе близкие к банкам кредит­ные кооперативы, лишены такой возможности.

Подобных примеров очень много, поэтому очевидно, что работа над совершенствованием законодательства должна быть продолжена. Однако, как показывает опыт развитых стран, наиболее действенным механизмом обеспече­ния доступа предпринимателей к кредитным ресурсам является распределение кредитных рисков между банками и государством: спе­циальными институтами развития, гарантий­ными фондами, банками поручительств и дру­гими. Ведь совершенно очевидно, что банки, как того требует и здравый смысл, и нормы регулятора, обязаны брать залоговое обеспечение под выдаваемые кредиты. Для ма­лого же бизнеса найти достаточное залоговое покрытие под необходимую сумму займа зачас­тую становится неразрешимой задачей. За эту не имеющую рыночного механизма решения проблему и должно взяться государство, создав нечто подобное тому, что существует на Западе.

Государство быстро расширяет объемы финансовой помощи сектору малого предпринимательства (МП), направляемой в том числе на поддержку кредитования, однако только экстенсивными мерами здесь не обойтись 3. На рынке кредитования два участника – кредитор и заемщик. Поэтому и любые проблемы развития рынка нужно рассматривать с двух сторон – со стороны предпринимателей и со стороны банков. Поэтому в данном исследовании мы последовательно проанализируем последние тенденции в секторе МП, особенности современного состояния спроса и предложения кредитных услуг для МП, а затем постараемся сделать некоторые заключения относительно перспектив и факторов развития рынка.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современные формы и методы кредитования малого бизнеса iconНоминация «Оператор года»
В отделе кредитования малого бизнеса я занималась формированием кредитных досье, подготовкой финансовых документов и предложением...
Современные формы и методы кредитования малого бизнеса iconРабочая программа дисциплины в. Од. 3 Управление материальными активами...
Научить применять методы оценки и методики расчетов материальных активов для организаций малого бизнеса
Современные формы и методы кредитования малого бизнеса icon«экономика малого бизнеса»
Классификация субъектов малого предпринимательства, их место в экономике страны. Основные организационно-правовые формы малых предприятий...
Современные формы и методы кредитования малого бизнеса icon1. экономическая сущность малого бизнеса в условиях рыночных отношений 5
Критерии отнесения предприятий к предприятиям малого бизнеса и их правовое обеспечение 5
Современные формы и методы кредитования малого бизнеса icon1. Теоретические основы аудита предприятий малого бизнеса 4
Методические указания по выполнению контрольных работ студентами по учебной дисциплине «Учет на предприятиях малого бизнеса»
Современные формы и методы кредитования малого бизнеса iconРабочая программа дисциплины (модуля) Учет на предприятиях малого бизнеса
Целью освоения дисциплины «Учет на предприятиях малого бизнеса» является углубленное изучение особенностей методологии бухгалтерского...
Современные формы и методы кредитования малого бизнеса iconТемы курсовых работ по курсу вмииП (рефератЫ)
Современные тенденции построения малого бизнеса на базе информационных технологий
Современные формы и методы кредитования малого бизнеса iconМенеджмент среднего и малого бизнеса Темы рефератов
Государственная инновационная политика и ее воздействие на деятельность малого предпринимательства
Современные формы и методы кредитования малого бизнеса iconРеферат Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико....
Внп. Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов....
Современные формы и методы кредитования малого бизнеса iconМетодические рекомендации по проведению практических занятий по учебной...
Методические указания по выполнению контрольных работ студентами по учебной дисциплине «Учет на предприятиях малого бизнеса»
Современные формы и методы кредитования малого бизнеса iconСеминар для малого бизнеса прошел в Кутулике
Региональные новости в области развития малого предпринимательства за период с 08. 10. 2012 по 12. 10. 2012
Современные формы и методы кредитования малого бизнеса iconРабочая программа по дисциплине «Учет и анализ на предприятиях малого бизнеса»
Рабочая программа по дисциплине «Учет и анализ на предприятиях малого бизнеса» для студентов экономического факультета по специальности...
Современные формы и методы кредитования малого бизнеса iconСовершенствование процесса управления развитием малого бизнеса на...
Диссертация выполнена на кафедре менеджмента и государственного и муниципального управления Таганрогского института управления и...
Современные формы и методы кредитования малого бизнеса iconГульнара венчурное финансирование высоких технологий: опыт зарубежных...
Охватывают как фундаментальные исследования, так и инновации, бизнес-аналитику и инвестиционные оценки. Компания сотрудничает со...
Современные формы и методы кредитования малого бизнеса iconРабочая программа дисциплины
Цель освоения дисциплины «Основы фермерского дела» формирование представлений, умений и практических навыков по основам организации...
Современные формы и методы кредитования малого бизнеса iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Экономика...
Цели и задачи освоения дисциплины «Экономика и управление организациями малого бизнеса» 3


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск