Компаративистика





Скачать 197.52 Kb.
НазваниеКомпаративистика
Дата публикации03.11.2014
Размер197.52 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

__________________Л.М. Волосникова

__________ _____________ 2011_г.

ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТЬ В ИСКУССТВЕ:

АРХИТЕКТУРА И МУЗЫКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.68 «Филология» очной формы обучения

Магистерская программа «Компаративистика»


«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________Т.И. Борко

«______»___________2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы

«____»_____________2011 г. Протокол №_____

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТНОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 10 стр., тираж ________ экз.

Зав. кафедрой _______________ В.Н.Сушкова

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики

«____»_____________2011 г. Протокол №_______

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________ Е.В. Тумакова

«______»_____________2011 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ________________ С.А. Федорова

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра зарубежной литературы

БОРКО Татьяна Иосифовна


ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТЬ В ИСКУССТВЕ:

АРХИТЕКТУРА И МУЗЫКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.68 «Филология» очной формы обучения

Магистерская программа «Компаративистика»

Издательство


Тюменского государственного университета

2011

УДК: ______

ББК: ______

Аз: ________


Т.И. Борко. Интермедиальность в искусстве: архитектура и музыка. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.68 «Филология» очной формы обучения. Магистерская программа «Компаративистика». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 10 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Интермедиальность в искусстве: архитектура и музыка [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зарубежной литературы. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.


ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зарубежной литературы к.ф.н., профессор В.Н. Сушкова

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Борко Т.И., 2011.

1.1. Цели и задачи дисциплины:

Студентам направления «Компаративистика» полезно ознакомиться с выразительными художественными средствами других искусств. Исследование параллельного движения стилей, выявление специфики подходов, авторского замысла и воплощения одних и тех же смыслов разными видами искусства поможет более эффективному решению задач компаративистского анализа.

Цель курса – анализ художественных средств языка архитектуры и музыки.

Задачи изучения курса:

  1. Выявить специфические способы воплощения смысла в архитектуре и музыке.

  2. Выявить, какие специфические способы выражения существуют в этих видах искусства.

  3. Научиться анализировать проявление стиля эпохи в том и другом виде деятельности.

  4. Выяснить, как выражает образ идеального человека тот или иной вид искусства.


1.2. Место дисциплины в учебном процессе:


    1. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры.

Курс «Интермедиальность в искусстве: архитектура и музыка» предназначен для магистрантов, обучающихся по направлению 032700.68 «Филология», магистерской программы «Компаративистика». Он входит в профессиональный цикл, является дисциплиной по выбору. Читается курс в третьем семестре, освоенный материал поможет учащимся более эффективно понимать материалы других дисциплин.

Для эффективного усвоения курса магистранты должны иметь общие представления по истории искусств, знать периодизацию культурно-исторических эпох.
    1. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП выпускник магистратуры должен обладать следующими компетенциями:

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

-способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

А также:

способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);

способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);

способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);

владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);

владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);

владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные термины и понятия истории архитектуры и музыки.

Уметь: использовать понятийный аппарат культурологии при описании и анализе произведений архитектуры и музыки.

Владеть: навыками использования основных категорий в интерпретации текстов культуры, в реконструировании мировоззрения.




  1. Структура и трудоемкость дисциплины.

    Семестр 3. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.

  2. Тематический план.

    Таблица 1.

Тематический план





    Тема

    недели семестра

    Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

    Итого часов по теме

    Формы контроля

    Лекции*

    Семинарские занятия

    В т.ч. интерактивные

    Лабораторные занятия*

    Самостоятельная работа*

    1

    2

    3

    4

    5




    7

    8

    9

    1

    У истоков искусства.

    1,2

    2




    2




    6

    14

    конспект

    2

    Типы архитектурных сооружений.

    3,4

    2




    2




    6

    8

    словарь

    3

    Музыкальные жанры. Особенности выразительного языка музыки.

    5,6

    2




    2




    6

    8

    словник

    4

    Изобразительные возможности архитектуры и музыки.

    7,8

    2




    2




    12

    14

    термины

    5

    Музыка и архитектура в готике.

    9, 10

    2




    2




    10

    18

    реферат

    6

    Музыка и архитектура барокко.

    11,12

    2




    2




    10

    12

    реферат

    7

    Неоромантические тенденции в музыке и архитектуре

    13,14

    2










    10

    12

    эссе

    8

    Архитектура и музыка в модернизме и постмодернизме.

    15,16

    2




    2




    12

    10

    эссе

    9

    Методы компаративистского анализа.

    17,18

    2




    2




    18

    10

    анализ




    Всего







    18




    90

    108




    Таблица 2.

    Планирование самостоятельной работы студентов





    Модули и темы

    Виды СРС

    Неделя семестра

    Объем часов

    обязательные

    дополнительные

    1

    У истоков искусства.

    Конспект первоисточников.

    Анализ рекомендованной литературы

    1,2

    14

    2

    Типы архитектурных сооружений.

    Написание реферата. Эссе.

    Анализ рекомендованной литературы

    3,4

    8

    3

    Музыкальные жанры. Особенности выразительного языка музыки.

    Конспект первоисточников

    Анализ рекомендованной литературы

    5,6

    8

    4

    Изобразительные возможности архитектуры и музыки.

    Написание эссе

    Анализ рекомендованной литературы

    7,8

    14

    5

    Музыка и архитектура в готике.

    Написание эссе. Анализ произведения - реферат.

    Анализ рекомендованной литературы

    9, 10

    18

    6

    Музыка и архитектура барокко.

    Конспект первоисточников. Реферат

    Анализ рекомендованной литературы

    11,12

    12

    7

    Неоромантические тенденции в музыке и архитектуре.

    Реферат по теме

    Чтение литературы

    13,14

    12

    8

    Архитектура и музыка в модернизме и постмодернизме.

    Написание эссе.

    Анализ рекомендованной литературы

    15,16

    10

    9

    Методы компаративистского анализа.

    Написание реферата

    Анализ рекомендованной литературы

    17,18

    10




    ИТОГО:

    108



  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Культурология.

+

+

+



















2.

История зарубежной литературы.



















+

+

+

3.

История художественной культуры.

+

+

+

+

+

+

+

+

+



  1. Содержание дисциплины.


Темы лекционных занятий.
Тема 1. У истоков искусства.

Первые опыты изобразительной деятельности. Наскальные росписи, рельефные изображения в пещерах. Находки музыкальных инструментов. Необходимость комплексного подхода к толкованию изображений. Обрядовые истоки искусства, охотничья магия. Архаичное сознание, смыслы и функции искусства.
Тема 2. Типы архитектурных сооружений.

Архитектура – функциональный вид искусства. Проблема изобразительности и образности в архитектуре. Язык и возможности выражения смысла в зодчестве. Классификация типов сооружений в соответствии с предназначением. Строительные системы культурно-исторических эпох.
Тема 3. Музыкальные жанры. Особенности выразительного языка музыки.

Проблема образности и изобразительности в музыке. Семантические единицы и способы передачи смысла в музыке. Жанровые соответствия в литературе и музыке. Стилевые соответствия, «большой стиль», «язык культуры» в истории. Иерархия жанров в различные исторические периоды. Система жанров в музыкальном искусстве.
Тема 4. Изобразительные возможности архитектуры и музыки.

Место в классификации искусств музыки. Архитектура в иерархии изобразительных искусств. Соотношение выразительного и изобразительного в музыке и архитектуре. Проблема времени и пространства в этих видах искусства.

Тема 5. Музыка и архитектура в готике.

Религиозное мировоззрение и его отражение в архитектуре собора. Музыка в религиозном культе: жанры. Зарождение полифонии и роль архитектурной композиции собора в развитии полифонии. Синтез искусств в христианском культе. Отношение церкви к музыке. Стилевые особенности готической музыки и архитектуры: общие черты и своеобразие.
Тема 6. Музыка и архитектура барокко.

Развитие светской музыки и религиозная традиция. Появление новых музыкальных жанров и новых типов построек. Рождение оперного и балетного театра. Зрелищность архитектуры, архитектурная декорация в театре. Причудливое в музыке и архитектуре. Деталь и иллюзия. Общие черты стиля.
Тема 7. Неоромантические тенденции в музыке и архитектуре.

Символизм и неоромантизм - стилевые направления в искусстве второй половины 19 столетия. Интерес к национальным традициям в неоромантизме. Абрамцевский кружок, опера С. Мамонтова. Стилизация в архитектуре. Использование национальных традиций в музыке композиторов.

Тема 8. Архитектура и музыка в модернизме и постмодернизме.

Рациональные тенденции в модернистской культуре. Интернациональный стиль: общие черты. Цитирование и пародия в музыке и архитектуре постмодернизма. Приемы пародирования в музыке и архитектуре. Изобразительность и выразительность в постмодернизме.
Тема 9. Методы компаративистского анализа.

Поиски схожих выразительных приемов в музыке и архитектуре (ритм, мотив, архитектоника, структура). Анализ композиционного строения архитектурного сооружения и музыкального произведения. Соотношение целого и частей. Законы воплощения, авторская концепция и интерпретация. Проблема прочтения музыкального и архитектурного произведения.


  1. Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум). – не предусмотрены



  1. Примерная тематика курсовых работ – не предусмотрены.



  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

Вопросы к зачету:

- Обрядовая теория происхождения искусств. Синтез искусств в первобытной культуре.

- Скульптура и живопись первобытного общества.

- Тема и стилевые особенности архаического искусства.

- Культовая архитектура и религиозное мировоззрение.

- Жилая архитектура: история развития.

- Функция и образность в архитектуре.

- Основы градостроительства и стиль эпохи.

- Единицы структуры и выражения смысла в архитектуре и музыке.

- Место музыки в классификации искусств.

- Архитектура и виды изобразительного искусства.

- Общие категории анализа в архитектуре и музыке.

- Термины анализа: поиск общих оснований.

- «Музыкальность» готического архитектурного стиля.

- Понятие архитектоники в музыке и архитектуре.

- Роль художественной детали в музыке и архитектуре барокко.

- Художественные приемы для выражения фантазии в музыке и архитектуре барокко.

- Образность и выразительность в музыке и архитектуре.

- Понятие текста в архитектуре и музыке.

- Число в архитектуре и музыке.



  1. Образовательные технологии.


____________________________________________________________________________________

(Указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы.

    В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов).

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).


11.1. Основная литература:


  1. Барт Дж. Химера. СПб., 2000 г.

  2. Барт Р. Интермедиальность // Современное зарубежное литературоведение: Энциклопедический справочник. Под ред. И.П. Ильина. М., 1996 г.

  3. Каган М.С. Морфология искусства. М., 1984.

  4. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000 г.

  5. Лотман Ю.М. Текст и полилогизм культуры // Избранные статьи. В 3 т. Таллин, 1996. Т.1


11.2. Дополнительная литература:


  1. Адорно Т.В. Философия новой музыки. М., 2001 г.

  2. Гервер Л.Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов. М., 2001 г.

  3. Делез Ж., Гваттари Ф.. Что такое философия? СПб., 1998 г.

  4. Мурина Е.Б. Проблема синтеза пространственных искусств. М., 1982 г.


11.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

Статистические пакеты SPSS 17, Statistica 8.


  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

Проведение практических и лабораторных занятий в классе с мультимедийным оборудованием.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Компаративистика iconПрограмма «литературоведческая компаративистика»
Предмет, цели и задачи сравнительного литературоведения (работы отечественных и зарубежных компаративистов А. Н. Веселовского, В....
Компаративистика iconМеждисциплинарные подходы в современной исторической науке
История, магистерской программы «Историческая компаративистика и транзитология (Россия- польша)» и адресована студентам 1 курса магистратуры...
Компаративистика iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 68 Филология
Магистерская программы «Компаративистика», «Русская литература», «Русский язык», «Русский язык как иностранный»
Компаративистика iconЛекция «Историческая компаративистика в поисках метода» 15. 30 17....
Цель workshop – обсудить актуальные проблемы использования сравнительных методов в гуманитарных науках, обозначить преимущества и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск