Скачать 197.52 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе __________________Л.М. Волосникова __________ _____________ 2011_г. ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТЬ В ИСКУССТВЕ: АРХИТЕКТУРА И МУЗЫКА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.68 «Филология» очной формы обучения Магистерская программа «Компаративистика» «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _____________Т.И. Борко «______»___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы «____»_____________2011 г. Протокол №_____ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТНОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 10 стр., тираж ________ экз. Зав. кафедрой _______________ В.Н.Сушкова «______»___________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики «____»_____________2011 г. Протокол №_______ Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________ Е.В. Тумакова «______»_____________2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ________________ С.А. Федорова «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт гуманитарных наук Кафедра зарубежной литературы БОРКО Татьяна Иосифовна ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТЬ В ИСКУССТВЕ: АРХИТЕКТУРА И МУЗЫКА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.68 «Филология» очной формы обучения Магистерская программа «Компаративистика» ИздательствоТюменского государственного университета 2011 УДК: ______ ББК: ______ Аз: ________ Т.И. Борко. Интермедиальность в искусстве: архитектура и музыка. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.68 «Филология» очной формы обучения. Магистерская программа «Компаративистика». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 10 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Интермедиальность в искусстве: архитектура и музыка [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой зарубежной литературы. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зарубежной литературы к.ф.н., профессор В.Н. Сушкова © Тюменский государственный университет, 2011. © Борко Т.И., 2011. 1.1. Цели и задачи дисциплины: Студентам направления «Компаративистика» полезно ознакомиться с выразительными художественными средствами других искусств. Исследование параллельного движения стилей, выявление специфики подходов, авторского замысла и воплощения одних и тех же смыслов разными видами искусства поможет более эффективному решению задач компаративистского анализа. Цель курса – анализ художественных средств языка архитектуры и музыки. Задачи изучения курса:
1.2. Место дисциплины в учебном процессе:
Курс «Интермедиальность в искусстве: архитектура и музыка» предназначен для магистрантов, обучающихся по направлению 032700.68 «Филология», магистерской программы «Компаративистика». Он входит в профессиональный цикл, является дисциплиной по выбору. Читается курс в третьем семестре, освоенный материал поможет учащимся более эффективно понимать материалы других дисциплин. Для эффективного усвоения курса магистранты должны иметь общие представления по истории искусств, знать периодизацию культурно-исторических эпох.
В результате освоения ООП выпускник магистратуры должен обладать следующими компетенциями: - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); - способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2); -способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5); А также: способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1); способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2); способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4); владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5); владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6); владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8); В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: основные термины и понятия истории архитектуры и музыки. Уметь: использовать понятийный аппарат культурологии при описании и анализе произведений архитектуры и музыки. Владеть: навыками использования основных категорий в интерпретации текстов культуры, в реконструировании мировоззрения.
Тематический план
Таблица 2. Планирование самостоятельной работы студентов
Темы лекционных занятий. Тема 1. У истоков искусства. Первые опыты изобразительной деятельности. Наскальные росписи, рельефные изображения в пещерах. Находки музыкальных инструментов. Необходимость комплексного подхода к толкованию изображений. Обрядовые истоки искусства, охотничья магия. Архаичное сознание, смыслы и функции искусства. Тема 2. Типы архитектурных сооружений. Архитектура – функциональный вид искусства. Проблема изобразительности и образности в архитектуре. Язык и возможности выражения смысла в зодчестве. Классификация типов сооружений в соответствии с предназначением. Строительные системы культурно-исторических эпох. Тема 3. Музыкальные жанры. Особенности выразительного языка музыки. Проблема образности и изобразительности в музыке. Семантические единицы и способы передачи смысла в музыке. Жанровые соответствия в литературе и музыке. Стилевые соответствия, «большой стиль», «язык культуры» в истории. Иерархия жанров в различные исторические периоды. Система жанров в музыкальном искусстве. Тема 4. Изобразительные возможности архитектуры и музыки. Место в классификации искусств музыки. Архитектура в иерархии изобразительных искусств. Соотношение выразительного и изобразительного в музыке и архитектуре. Проблема времени и пространства в этих видах искусства. Тема 5. Музыка и архитектура в готике. Религиозное мировоззрение и его отражение в архитектуре собора. Музыка в религиозном культе: жанры. Зарождение полифонии и роль архитектурной композиции собора в развитии полифонии. Синтез искусств в христианском культе. Отношение церкви к музыке. Стилевые особенности готической музыки и архитектуры: общие черты и своеобразие. Тема 6. Музыка и архитектура барокко. Развитие светской музыки и религиозная традиция. Появление новых музыкальных жанров и новых типов построек. Рождение оперного и балетного театра. Зрелищность архитектуры, архитектурная декорация в театре. Причудливое в музыке и архитектуре. Деталь и иллюзия. Общие черты стиля. Тема 7. Неоромантические тенденции в музыке и архитектуре. Символизм и неоромантизм - стилевые направления в искусстве второй половины 19 столетия. Интерес к национальным традициям в неоромантизме. Абрамцевский кружок, опера С. Мамонтова. Стилизация в архитектуре. Использование национальных традиций в музыке композиторов. Тема 8. Архитектура и музыка в модернизме и постмодернизме. Рациональные тенденции в модернистской культуре. Интернациональный стиль: общие черты. Цитирование и пародия в музыке и архитектуре постмодернизма. Приемы пародирования в музыке и архитектуре. Изобразительность и выразительность в постмодернизме. Тема 9. Методы компаративистского анализа. Поиски схожих выразительных приемов в музыке и архитектуре (ритм, мотив, архитектоника, структура). Анализ композиционного строения архитектурного сооружения и музыкального произведения. Соотношение целого и частей. Законы воплощения, авторская концепция и интерпретация. Проблема прочтения музыкального и архитектурного произведения.
Вопросы к зачету: - Обрядовая теория происхождения искусств. Синтез искусств в первобытной культуре. - Скульптура и живопись первобытного общества. - Тема и стилевые особенности архаического искусства. - Культовая архитектура и религиозное мировоззрение. - Жилая архитектура: история развития. - Функция и образность в архитектуре. - Основы градостроительства и стиль эпохи. - Единицы структуры и выражения смысла в архитектуре и музыке. - Место музыки в классификации искусств. - Архитектура и виды изобразительного искусства. - Общие категории анализа в архитектуре и музыке. - Термины анализа: поиск общих оснований. - «Музыкальность» готического архитектурного стиля. - Понятие архитектоники в музыке и архитектуре. - Роль художественной детали в музыке и архитектуре барокко. - Художественные приемы для выражения фантазии в музыке и архитектуре барокко. - Образность и выразительность в музыке и архитектуре. - Понятие текста в архитектуре и музыке. - Число в архитектуре и музыке.
____________________________________________________________________________________ (Указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов).
11.1. Основная литература:
11.2. Дополнительная литература:
11.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: Статистические пакеты SPSS 17, Statistica 8.
Проведение практических и лабораторных занятий в классе с мультимедийным оборудованием. |
Программа «литературоведческая компаративистика» Предмет, цели и задачи сравнительного литературоведения (работы отечественных и зарубежных компаративистов А. Н. Веселовского, В.... | Междисциплинарные подходы в современной исторической науке История, магистерской программы «Историческая компаративистика и транзитология (Россия- польша)» и адресована студентам 1 курса магистратуры... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 68 Филология Магистерская программы «Компаративистика», «Русская литература», «Русский язык», «Русский язык как иностранный» | Лекция «Историческая компаративистика в поисках метода» 15. 30 17.... Цель workshop – обсудить актуальные проблемы использования сравнительных методов в гуманитарных науках, обозначить преимущества и... |