Рабочая программа дисциплины «Архитектурное материаловедение»





Скачать 398.13 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Архитектурное материаловедение»
страница1/3
Дата публикации06.11.2014
Размер398.13 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3
Федеральное ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


«Утверждаю»

Проректор по учебной работе



_________________________
А.Н. Бескопыльный
« ___ » _________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Архитектурное материаловедение»

Направление подготовки 07.03.01 «Архитектура»

Профиль подготовки «Архитектура»
Квалификация выпускника – «Академический бакалавр, прикладной бакалавр»

Форма обучения – очная

К А Ф Е Д РА

«Строительные материалы»



г. Ростов-на-Дону

2014
Рабочая программа дисциплины «Архитектурно-реставрационное материаловедение» предназначена для студентов очной формы обучения, составлена на основе примерной программы, рекомендованной УМО (2010 г.), соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 270200 «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия», относится к циклу профессиональных дисциплин Б.3.

Шифр дисциплины по учебному плану – Б3.Б2.1.



Разработчик: доц., канд. техн. наук И.В. Трищенко
Рассмотрена на заседании кафедры СМ, протокол № __ от ______ 2011 г.

Заведующий кафедрой СМ В.Д. Котляр ___ ____2011 г.


Одобрена методической комиссией по направлению ««Реконструкция и реставрация архитектурного наследия».



Председатель МК А.Г. Лазарев ___ ____2011 г.


Эксперты:


Главгосэкспертиза

России

(место работы)


Начальник

Главгосэкспертизы России

(занимаемая должность)

В.П. Сергеев

(инициалы, фамилия)





ООО «ЮгДонСтрой»

(место работы)


Председатель совета

директоров

(занимаемая должность)


С.Н. Нагловский

(инициалы, фамилия)


Директор института А.Г. Лазарев ___ ______ 2011 г.


Начальник УМУ А.А. Аксенов ___ ______ 2011 г.


  1. ЦелЬ и задачи дисциплины



Дисциплина имеет целью сформировать у будущего специалиста мышление, позволяющее:

- устанавливать фактическое состояние, причины разрушения объектов культурного наследия и особенности реализации реставрационно-восстановительных работ на этих объектах;

- выявлять факторы, вызывающие коррозию (разрушение) материалов различного вещественного состава, структуры и происхождения, а также предлагать способы, нейтрализующие эти опасные воздействия и предотвращающие дальнейшее разрушение объекта реставрации;

- грамотно выбирать строительные материалы и изделия для реставрации, консервации памятников культуры и искусства (долговечные, безопасные для материала памятника и не загрязняющие окружающую среду);

- определять безопасные для объекта культурного наследия направления его приспособления под конкретные нужды.
Основными задачами дисциплины (компетенциями) являются:

приобретение:

- понимания основных законов естественнонаучных дисциплин и умения применять методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности (ОК-12);

- способности анализировать исходную информацию, участвовать в разработке заданий на проектирование, определении состава предметов охраны (ПК-9);

овладение:

- приемами проведения архивных исследований, осуществления натурных обследований, графической и фотофиксации, обмеров объектов проектирования (ПК-8);

- содержанием нормативно-технической документации и методиками выполнения экспериментальных работ по определению качества строительных материалов и подбору составов строительных растворов, бетонов и др. (ПК-9);

формирование:

- готовности разрабатывать проекты реконструкции сложившейся городской застройки в соответствии с ее историко-культурной значимостью и согласно функциональным, пространственно-композиционным, объемно-планировочным, инженерно-технологическим, социально-экономическим и экологическим требованиям, охранным нормативам и законодательству на всех стадиях проектирования (ПК-2);

- готовности участвовать в разработке проектов реставрации объектов культурного наследия с учетом наличия в них произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства на основе реставрационных нормативов и законодательства (ПК-3);

- способности применять знания смежных специальностей в процессе разработки проектов реконструкции или реставрации объектов архитектурного наследия, ставить задачи специалистам-смежникам, использовать традиционные строительные материалы и технологии и оценивать возможность применения современных инновационных материалов и технологий (ПК-6);

- способности давать критическую оценку исторической и современной теории и практики реконструкции сформировавшейся исторической застройки, реставрации объектов культурного наследия с учетом знаний их региональных исторических и культурных особенностей и с целью популяризации в обществе деятельности по охранению архитектурного наследия (ПК-17);

- способности участвовать в проведении экспертизы проектных решений и выполненных работ в области реконструкции и реставрации архитектурного наследия (ПК-18);

- способности преподавать в учебных заведениях среднего специального образования дисциплины, соответствующие профилю его подготовки, работать ассистентом преподавателя по подготовке специалистов в области реконструкции и реставрации архитектурного наследия; участвовать в популяризации сохранения архитектурно-исторического наследия в обществе (ПК-19).

  1. МЕСТО дисциплины В СТРУКТУРЕ ООП ВПО



Дисциплина «Архитектурно-реставрационное материаловедение» относится к базовой части цикла Б.3. Дисциплина обеспечивает логическую взаимосвязь между гуманитарным, социальным и экономическим, математическим и естественнонаучным и профессиональным циклами.

Дисциплина базируется на дисциплинах цикла Б.3, в частности, «Физика», «Химия», «Культурология» и других.

Дисциплина представляет собой основу для изучения в последующем дисциплин профессионального цикла, например, «Исследования памятников архитектуры», «Методология реконструкции и реставрации», «Архитектурные конструкции и основы конструирования зданий», «Основы технологии, организации и экономики строительства и реставрации», «Методология архитектурного реконструкционно-реставрационного проектирования», «Архитектурное реконструкционно-реставрационное проектирование» и другие.

  1. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ дисциплины



В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- состав и методику предпроектного историко-градостроительного анализа, состав инженерных проблем реконструкции и основные пути их решения (ПК-2);

- типологию, область использования и направленность развития строительных материалов, конструкций и технологий в строительстве, реконструкции зданий исторической застройки, их особенности в реставрации объектов архитектурного наследия, а также факторы, вызывающие разрушение материалов (ОК-12, ПК-2, ПК-19);

- роль материалов и конструкций в решении архитектурно-художественных задач (ПК-2, ПК-3);

- традиционные материалы и конструкции и методы работы с ними, а также основные типы инновационных материалов и технологий в реконструкции и реставрации (ПК-6);

- принципы взаимодействия архитектора-реставратора с реставраторами различных смежных видов искусств, включенных в архитектурный объект, а также со специалистами смежных специальностей (ПК-3);

- взаимосвязь инженерно-конструктивных, технологических и экономических факторов в архитектурном проектировании, особенности их взаимосвязи в реконструкции и реставрации объектов архитектурного наследия (ПК-6, ПК-9; ПК-18);

- основные историко-архитектурные характеристики объекта или его аналогов, тенденции реконструктивно-реставрационной практики и особенности терминологии исследуемого периода (ПК-8);

- состав возможной информации о ценности наследия, о его конструктивном состоянии, современном функционировании, возможный спектр возникающих функциональных задач проекта, принципы оценки функциональных задач в свете информации о характере наследия, примерный состав компонентов предмета охраны (ПК-9);

- нормы Венецианской хартии и предшествовавших ей документов по методике реставрации (ПК-17);

- нормативный состав материалов для проектной документации на разных этапах проектирования (ПК-18);

уметь:

- выбирать адекватные физико-математические средства и методы решения поставленных задач, проводить простые исследования и оценивать полученные результаты (ОК-12);

- давать характеристику исторической градостроительной культуры, сформировавшей объект проектирования, оценить этот объект в сопоставлении с аналогами с учетом особенностей строительных материалов, из которых он возведен (ПК-2);

- обосновать выбор основных смежных дисциплин при реставрационной и реконструктивной работе, объяснить их задачи при разработке проектов и определить область поиска профессиональных консультантов, необходимых для целесообразного применения новаций (ПК-6);

- технически грамотно использовать новые и исторические материалы, строительные конструкции и технологии в реконструкции исторической застройки и реставрации памятников архитектуры (ПК-2, ПК-3, ПК-17);

- проводить собственные натурные обследования и обмеры объекта проектирования (ПК-8);

- изучать и излагать историю объекта наследия, его достоинства, включая детальное описание используемых строительных материалов, фактическое состояние конструкций, существующие угрозы его существованию, способы и материалы для реставрационно-восстановительных работ (ПК-19);

владеть:

- современными способами замедления или приостановления процессов старения строительных материалов и изделий, связанных с их специфическими свойствами, с внешними природными воздействиями и активно изменяющимися экологическими условиями эксплуатации объектов архитектурного наследия, а также традиционными приемами замены материалов и укрепления конструкций (ОК-12, ПК-6);

- основами конструирования зданий с учетом особенностей реконструкции и реставрации объектов архитектурного наследия приемами организации реставрационных работ, обеспечивающих сохранение объектов архитектурного наследия (ОК-12, ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-19).

- методиками проведения экспериментальных и теоретических исследований согласно технической документации, регламентирующей состав и правила их осуществления (ОК-12);

- принципами функциональной и транспортной организации объекта проектирования, решения задач экологии и задач социально-экономического анализа перспектив использования объекта (ПК-2);

- знаниями в области конструкций и строительных материалов реставрируемых и реконструируемых объектов (ПК-3);

- нормами, запечатленными в международных документах и отечественном законодательстве (ПК-17);

- нормами законодательства и подзаконных актов, относящихся к содержанию проектов реконструкции и реставрации (ПК-18);

- приемами историко-культурного исследования исторических сооружений (ПК-19).

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ дисциплины


4.1 Структура и содержание дисциплины
Виды учебной работы: лекции, консультации, лабораторные работы, самостоятельная работа, в т.ч. не менее 20 % учебного времени с использованием интерактивных форм обучения.

Общая трудоемкость дисциплины составляет три зачетные единицы.



Наименование

Форма обучения

Очная

Заочная

Заочная - ускоренная

Курс

2

-

-

Семестр

3

-

-

Недели

1-18

-

-

Лекции

18

-

-

Семинары

-

-

-

Практические занятия

-

-

-

Лабораторные работы

18

-

-

Итого аудиторных занятий

36

-

-

Контрольная работа

-

-

-

Самостоятельная работа

72

-

-

Общий бюджет времени

108

-

-




ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Экзамен

3 семестр

-

-

Примечание - Семестр установлен учебным планом для соответствующего профиля



    1. Содержание разделов дисциплины




№№

тем лек-ций

Наименование тем и содержание разделов

лекционного курса

Объем в часах, отводимый на аудиторное изучение темы по формам обучения

очная

заочная

заочная-ускоренная

1

2

3

4

5

1

Общие сведения о строительных материалах, в т.ч. используемых в реставрационных работах. Их классификация. Особенности и критерии выбора строительных материалов, используемых в реставрационно-восстановительной практике. Причины разрушения объектов архитектурного наследия. Научные принципы реставрации. Роль системного подхода. Методы реставрационных работ: консервация, фрагментарная реставрация, полная реставрация.

1

-

-

2

Общие свойства строительных материалов. Классификация свойств. Физические, механические, химические, физико-химические, технологические и эстетические свойства.

2

-

-

3

Природные каменные материалы и изделия на их основе. Породообразующие минералы. Генетическая классификация горных пород, их классификация по долговечности, твердости, способу фактурной обработки лицевой поверхности изделий. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы: их состав, свойства, применение в строительстве. Способы и средства для очистки и защиты поверхности и укрепления структуры природного камня, средства борьбы с биоразрушителями.

1

-

-


Продолжение


1

2

3

4

5

4

Древесина и композиционные материалы на ее основе. Положительные и отрицательные свойства древесины. Физические и механические свойства древесины, их зависимость от строения и влажности. Важнейшие пороки и их влияние на качество древесины. Защита древесины от возгорания, гниения и поражения деревогрызущими насекомыми. Сортамент лесных материалов и деревянных изделий, разновидности материалов из отходов древесины. Общие сведения о способах консервации деревянных сооружений. Материалы, используемые в реставрации деревянных памятников архитектуры.

2

-

-

5

Неорганические вяжущие вещества. Общие сведения о вяжущих веществах. Определение и общая классификация вяжущих веществ. Воздушные вяжущие: низкообжиговое гипсовое вяжущее и известь строительная воздушная. Портландцемент*.

3

-

-

6

Цементные бетоны. Общие сведения. Классификация. Используемые материалы. Свойства и области применения. Высококачественные бетоны. Материалы для их получения, в т.ч. добавки. Коррозия бетона и способы защиты бетона от разрушения. Гидрофобизация и укрепление поверхности бетонных и железобетонных конструкций. Средства для склеивания фрагментов.

3

-

-

7

Растворы строительные. Общие сведения, материалы, свойства, области применения. Сухие строительные смеси в реставрационно-восстановительной практике. Особенности реставрации фресковой живописи: виды грунтов, их составы, способы реставрации Средства для расчистки поверхности фресок, антисептики, составы для укрепления основания и красочного слоя и др. материалы.

2

-

-

8

Строительная керамика. Классификация керамических материалов и изделий по назначению и структуре черепка. Сырьевая база. Основы технологии керамического кирпича. Основные виды керамических материалов и изделий. Материалы для реставрации кирпичных сооружений. Современные средства для очистки фасадов и борьбы с био-разрушителями.

2

-

-

9

Металлы. Определение и классификация металлов и сплавов. Механические свойства металлов. Области применения в строительстве. Методы реставрации и защиты от разрушения металлических конструкционных элементов зданий и изделий из цветных металлов. Ингибиторы коррозии и консервирующие покрытия.

1

-

-



Продолжение


1

2

3

4

5

10

Стекло и изделия из минеральных расплавов. Сырье и основы технологии производства стекла. Свойства стекол и их долговечность в различных условиях эксплуатации. Архитектурно-строительное стекло. Материалы для реставрации эмали, стекла, фарфора. Разновидности эмалей, стекол и декоративно-художественной керамики; средства для их расчистки и очистки от загрязнений, составы для восполнения утрат, для склеивания, защитные покрытия и т.д.

1

-

-

11

Гидроизоляционные, кровельные и теплоизоляционные материалы. Общие сведения об этих материалах, их назначение. Требования к ним. Примеры материалов.

Самост. прораб.

-

-

ИТОГО:

18

-

-

Примечание – * Краткое содержание лекции приведено в приложении № 1.

Полный конспект лекций в электронном виде приведен в электронном УМК дисциплины.



    1. Лабораторный практикум




№№

тем заня-тий

Наименование тем

лабораторных занятий

Номер соответ-ствую-щей

темы лекции

Объем в часах, отводимый на изучение данной темы

по видам обучения

очная

заочная

заочная-ускорен-ная

1

2

3

4

5

6

Л-1

Общие свойства. Определение средней и истинной плотности, пористости, водопоглощения различных строительных материалов.

2

4

-

-

Л-2

Природные каменные материалы, используемые в строительстве. Знакомство с коллекцией минералов и горных пород

3

2

-

-

Л-3

Испытания портландцемента. Определение марки, насыпной и истинной плотности, тонкости помола, нормальной густоты цементного теста, сроков схватывания.

5

4

-

-

Л-4

Испытания песка. Определение зернового состава и модуля крупности, насыпной и истинной плотности, объема межзерновых пустот.

6, 7

2

-

-

Л-5

Расчет состава строительного раствора. Определение расхода материалов для приготовления кладочного раствора заданной марки по прочности. Оценка свойств растворной смеси и раствора.

7

4

-

-

Продолжение


1

2

3

4

5

6

Л-6

Керамические материалы и изделия. Знакомство с коллекцией керамических строительных материалов. Определение марки керамического кирпича по прочности. Оценка дефектов внешнего вида кирпича.

8

2

-

-

-

Итого

-

18

-

-



    1. Практические занятия


Практические занятия не предусмотрены учебным планом.


  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Для преподавания дисциплины предусмотрены традиционные технологии в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов.
5.1 Аудиторные занятия включают:

- лекции, на которых излагается теоретическое содержание курса;

- лабораторные занятия, на которых приобретаются практические навыки определения свойств различных строительных материалов, обработки экспериментальных данных, заполнения таблиц, оценки полученных результатов, составления заключений о качестве материала - его соответствии или несоответствии требованиям действующей нормативно-технической документации.
5.2 Самостоятельная работа студентов предназначена для внеаудиторной работы по закреплению теоретического курса и изученных методик лабораторных исследований свойств строительных материалов; по изучению дополнительных тем и разделов дисциплины, а также включает:

- подготовку к лабораторным работам;

- подготовку к защите отчета по лабораторному практикуму.



Форма работы

Объем, час, отводимый на

проведение работ

очная

заочная

заочная-ускоренная

Усвоение текущего учебного материала

8

-

-

Самостоятельное изучение дополнительных разделов дисциплины, работа в библиотеке

18

-

-

Подготовка к лабораторным занятиям

4

-

-

Оформление отчета по лабораторному практикуму

2

-

-

Подготовка к защите отчета по лабораторным работам

4

-

-

Подготовка к экзамену

36

-

-

ВСЕГО:

72

-

-
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Архитектурное материаловедение» iconРабочая программа по дисциплине «Архитектурное материаловедение»...
Рабочая программа дисциплины определяет общий объем знаний, подлежащий обязательному усвоению студентами, и является единой для всех...
Рабочая программа дисциплины «Архитектурное материаловедение» iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа дисциплины «Архитектурное материаловедение» iconРабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение»
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана в соответствие с Федеральным государственным образовательным...
Рабочая программа дисциплины «Архитектурное материаловедение» iconРабочая учебная программа дисциплины (модуля) "Материаловедение и...
Направление подготовки (специальность) 150100. 62 Материаловедение и технологии материалов
Рабочая программа дисциплины «Архитектурное материаловедение» iconРабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение»
«Материаловедение» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального...
Рабочая программа дисциплины «Архитектурное материаловедение» iconПрограмма дисциплины безопасность жизнедеятельности ддя студентов спедиальностей
Приборы я методы контроля качества и диагностики направления 653700 Приборостроение, специальности 070900 Физика металлов направления...
Рабочая программа дисциплины «Архитектурное материаловедение» iconРабочая программа учебной дисциплины б 14 «Современные способы и приборы замера температур»
Рабочая программа учебной дисциплины б 14 «Современные способы и приборы замера температур» для направления подготовки 150100 «Материаловедение...
Рабочая программа дисциплины «Архитектурное материаловедение» iconРабочая программа материаловедение направление подготовки 190700...
Материаловедение: рабочая программа / авт сост. В. Г. Башкирцев, В. Е. Сергеенков. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 19 с
Рабочая программа дисциплины «Архитектурное материаловедение» iconПримерная программа дисциплины материаловедение рекомендуется Минобразованием...
Материаловедение – наука, изучающая металлические и неметаллические материалы, применяемые в технике, объективные закономерности...
Рабочая программа дисциплины «Архитектурное материаловедение» iconПримерная программа дисциплины материаловедение рекомендуется Минобразованием...
Материаловедение – наука, изучающая металлические и неметаллические материалы, применяемые в технике, объективные закономерности...
Рабочая программа дисциплины «Архитектурное материаловедение» iconРабочая программа дисциплины «Материаловедение»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «Архитектурное материаловедение» iconРабочая программа учебной дисциплины
Целью преподавания курса «Материаловедение. Технология конструкционных материалов» является
Рабочая программа дисциплины «Архитектурное материаловедение» iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 03. 01 Материаловедение
Целью дисциплины является приобретение студентами знаний в области теоретических и технологических основ материаловедения
Рабочая программа дисциплины «Архитектурное материаловедение» iconУчебно-методический комплекс дисциплины материаловедение в природных и искусственных ландшафтах
Дисциплина б в. Од. 9 «Материаловедение в природных и искусственных ландшафтах» является обязательной дисциплиной вариативной части...
Рабочая программа дисциплины «Архитектурное материаловедение» iconРабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение»
В программе представлены цели и задачи дисциплины, сформулированы требования к уровню ее усвоения, дано краткое содержание тем, приведен...
Рабочая программа дисциплины «Архитектурное материаловедение» iconРабочая программа по учебной дисциплине “Архитектурное формообразование”...
Едеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск