Трогательное в системе романной поэтики ф. М. Достоевского





Скачать 276.61 Kb.
НазваниеТрогательное в системе романной поэтики ф. М. Достоевского
страница1/2
Дата публикации13.11.2014
Размер276.61 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2


На правах рукописи

Созина Татьяна Николаевна


ТРОГАТЕЛЬНОЕ В СИСТЕМЕ

РОМАННОЙ ПОЭТИКИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО


Специальность 10. 01. 01 – русская литература

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Магнитогорск – 2009

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего

профессионального образования «Челябинский государственный университет» на кафедре литературы.

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Михнюкевич Вячеслав Александрович

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Кондаков Борис Вадимович

кандидат филологических наук, доцент

Подкупаева Ирина Александровна


Ведущая организация: Алтайский государственный университет

Защита состоится «15» февраля 2010 года в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212. 112. 03 по защите кандидатских и докторских диссертаций при Магнитогорском государственном университете по адресу: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина 114, ауд. 211. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Магнитогорского государственного университета. Текст автореферата опубликован на официальном сайте ФГОУ «Магнитогорский государственный университет» http://science.masu.ru «14» января 2010 года.

Автореферат разослан « » 2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета А.В. Петров

Реферируемая диссертация посвящена изучению трогательного как составляющей романной поэтики Ф.М. Достоевского.

Актуальность исследования определяется, во-первых, неослабевающим интересом к Достоевскому как уникальному художнику-мыслителю, чье творчество является объектом пристального изучения литературоведов, философов, психологов, социологов; во-вторых, усиливающейся тенденцией нового прочтения (интерпретации) классического текста, обладающего таким качеством художественной формы как многозначность, которая у Достоевского представлена принципиальной диалогичностью и антиномичностью художественного мира писателя, поэтому своеобразие его художественного мира по-прежнему остается приоритетным направлением достоевсковедения, и комплексный анализ романов Ф.М. Достоевского позволяет выявить новые грани поэтики писателя.

Новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые в системе романной поэтики Достоевского обнаружен феномен трогательного; исследована художественная специфика функционирования трогательного; охарактеризовано взаимодействие трогательного с другими категориями.

Объект исследования: романы «великого пятикнижия».

Предмет исследования: трогательное как составляющая романной поэтики Достоевского.

Цель исследования – выявить трогательное в поэтической системе Достоевского как выражение эстетических принципов писателя.

Для реализации цели решается ряд конкретных задач:

  1. Ввести понятие «трогательное» в систему представлений об эстетических взглядах Достоевского.

  2. Проанализировать трогательное в аспекте особого типа гуманизма Достоевского.

  3. Проследить эволюцию трогательного в творчестве писателя.

  4. Определить художественную специфику трогательного в романной поэтике Достоевского.

  5. Проанализировать основные способы его реализации на примере характеристики героя, детских образов, пейзажа и авторского голоса.

  6. Исследовать взаимодействие трогательного с категориями романной поэтики Достоевского.

  7. Выявить и охарактеризовать связь трогательного с трагическим, комическим и умилительным в романном творчестве писателя.

Методологической основой работы явились труды М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, Г.М. Фридлендера, Г.К. Щенникова, Н.В. Кашиной, способствующие формированию представлений о развитии эстетических взглядов Достоевского. Для изучения истоков трогательного важны работы Э.М. Жиляковой, С.В. Белова, М.В. Иванова, Н.Д Кочетковой, исследовавших проблему сентиментализма в русской литературе и выражения его традиций в творчестве Достоевского. Особое значение в качестве теоретической основы отводится работам М.М. Бахтина и Р.Г. Назирова, в которых была убедительно выявлена специфика поэтики Достоевского. В работе учтен опыт исследований В.А. Михнюкевича, Р. Гржибковой, В.В. Иванова, В.А. Свительского, В.Н. Захарова и др., осуществлявших анализ отдельных составляющих поэтики Достоевского, а также художественных явлений, близких предмету нашего внимания.

Для решения поставленных задач применялась совокупность методов исследования:

  1. традиционный описательный, базирующийся на наблюдении, анализе, интерпретации и последующем обобщении результатов исследования;

  2. генеалогический, основывающийся на изучении эстетических и философских интересов автора;

  3. историко-литературный, опирающийся на исследование произведений писателя в контексте его творчества и исторического процесса;

  4. типологический, основывающийся на выявлении общности характера исследуемого материала в произведениях писателя.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она вносит определенный вклад в изучение поэтики Достоевского, расширяет ее категориальную сферу, раскрывая недостаточно проясненные стороны художественного мира писателя.

Практическая значимость заключается в возможности использования исследуемого материала в учебных курсах рус­ской литературы и эстетики; в спецкурсах и спецсеминарах по творчеству Достоевского; при разработке тематики курсовых и дипломных проектов; а также в процессе дальнейшего исследования произведений русской литературы.

Исследование проводилось на материале романов «великого пятикнижия», писем, статей Достоевского и «Дневника писателя».

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Трогательное находит обоснование в эстетическом сознании Достоевского, выраженном в его социально-философских ориентирах и особом типе гуманизма.

  2. Эволюция трогательного обусловлена становлением художественно выраженного мировоззрения писателя в направлении от традиций сентиментализма 1840-х годов к христианскому гуманизму «великого пятикнижия».

  3. Трогательное функционирует в поэтической системе Достоевского, подчиняясь полифонической структуре романов писателя; основные проявления трогательного в романной поэтике Достоевского выражены в способе характеристики героя, детских образах, пейзаже и в авторском голосе.

  4. В процессе художественного воплощения трогательное разворачивается у Достоевского в разных сферах чувственного опыта и оказывается связующей составляющей между трагическим и умилительным, комическим и саркастическим.

Апробация исследования. Основные положения диссертации были изложены в докладах на международных научных конференциях: «Коммуникативный процесс в вузе» (Челябинск, 2004), «Проблемы классического образования и духовные ценности современной России» (Челябинск, 2006), «Философия истории на рубеже тысячелетий» (Костанай, 2006), «Духовное согласие и толерантность казахстанского общества» (Костанай, 2008); международной научно-методической конференции «Литература в контексте современности» (Челябинск, 2009); международной научно-теоретической конференции «Алтынсаринские чтения – 2009» (Костанай, 2009); всероссийской научно-практической конференции «Знаменские чтения: филология в пространстве культуры» (Тобольск, 2007); региональной научно-практической конференции молодых ученых «Современная наука и проблемы образования» (Костанай, 2006)); научно-практических конференциях преподавателей и студентов «Студент-исследователь XXI века» (Костанай, 2006, 2009).

Структура работы соответствует логике исследования, включая введение, три главы, заключение, список использованной литературы (всего 198 наименований). Текст занимает 167 страниц.
Основное содержание работы

Во введении формулируется актуальность и научная новизна исследования, определяются его цель и задачи, раскрывается теоретическая и практическая значимость, обосновывается методология анализа и дается характеристика исследуемого материала.

В первой главе «Трогательное в системе эстетики Ф.М. Достоевского» определяются истоки трогательного в эстетическом сознании писателя в свете его социально-философских ориентиров; как один из источников формирования трогательного рассматривается гуманизм Достоевского; прослеживается эволюция трогательного от сентиментализма 1840-х годов к христианскому гуманизму «великого пятикнижия».

Первый параграф «Трогательное в социально-философских ориентирах эстетики Ф.М. Достоевского» посвящен вопросу становления мировоззренческих убеждений писателя и месту в них трогательного. Традиционно эволюция миропонимания Достоевского рассматривается исследователями (М.М. Бахтиным, Г.К Щенниковым, Г.М. Фридлендером, Н.В. Кашиной, А.С. Долининым, Т.В. Захаровой и др.) с учетом развития общественного сознания в России XIX века. Анализ основных истоков трогательного в социально-философских ориентирах писателя выявил их связь с увлечением молодого Достоевского этическими учениями социалистов-утопистов Фурье, Кабе, Оуэна, а также идеями русской просветительской идеалистической философии (Галич), немецкой идеалистической философии (Кант, Гегель) и немецкого романтизма (Шиллер). Первые позволили Достоевскому в 1840-е годы воспринять антропологические идеи, согласно которым человек изначально наделен естественной нравственностью; вторые сформировали понятие о преобразующей силе искусства. Как будет утверждать автор «Дневника писателя», «человек изменится не от внешних причин, а не иначе как от перемены нравственной».

В этой связи трогательное приобретает необходимое обоснование в художественном сознании писателя. Находя реализацию во взаимоотношениях его персонажей, оно базируется на чувственной основе, отражает возникновение в душе человека эмоциональных откликов, демонстрирует способность к сопереживанию. В этическом аспекте это предполагает совершение нравственного поступка. Способность сопереживать чужому горю – одна из базисных ценностей нравственной позиции писателя. В понимании Достоевского акт утешения сам по себе уже достаточно деятельный поступок. Поэтому трогательное соотносится нами с понятием этико-эстетического идеала Достоевского.

В ходе исканий Достоевского его социально-философские ориентиры участвуют в становлении религиозно-философского мировоззрения, в котором ведущую роль начинают играть категории красоты и идеала. Идеал, согласно утвердившемуся пониманию в достоевсковедении, заключен в триединстве добра, красоты и истины («символ веры» Достоевского). Из этих ориентиров важную роль для понимания значимости трогательного играет красота, прежде всего красота нравственная. По мнению писателя, красота в искусстве становится мощной силой воздействия на человека, играет важную роль в процессе развития отдельной личности и общественной духовной культуры. Писатель мечтал о прекрасном человеке (или «гармоническом человеке») и потому наделил многих своих героев трогательностью, связывая этот признак с чувственной способностью к восприятию красоты.

Обоснование роли трогательного в эстетической системе Достоевского имеет отношение к широкому кругу вопросов, связанных с проблемой гуманизма писателя (С.Л. Франк, Г.В. Флоровский, Н.А. Бердяев, Г.К. Щенников, Л.И. Сараскина, Н.В. Кашина, У.А. Гуральник, В.А. Викторович и др.). Рассмотрению соответствующего материала посвящен второй параграф – «Трогательное как выражение гуманизма Ф.М.Достоевского».

Базисным положением, определяющим специфику гуманизма Достоевского, для нас стало признание Достоевского певцом «униженных и оскорбленных», великим писателем-гуманистом. Традиционно своеобразие его гуманизма выводится исследователями из известного постулата писателя: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать <…>; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Доминанта антропологического начала, обозначенная в приведенном рассуждении, позволяет обусловить феномен гуманизма Достоевского потребностью писателя в каждом романе раскрывать глубину человеческой природы (онтологического естества). Исходя из проявленного писателем интереса к ее динамике, а также из его феноменальной веры в человека и любви к нему, мы сосредотачиваем внимание на «трогательной» составляющей в гуманизме Достоевского. Она обнаруживается в способности человека к сочувствию и состраданию. Результаты исследования позволили установить, что в этом качестве трогательное отвечает потребности человека оказывать воздействие на ближнего. Это имеет отношение к идее Достоевского о «всечеловечности» русского национального характера, его способности откликаться на красоту, прежде всего нравственную.

В романном творчестве Достоевского ярким проявлением душевной чуткости персонажей друг к другу оказывается любовь, многогранная и полярная одновременно: от любви-страсти (Версилов, Рогожин), любви-самопожертвования (Сонечка) до любви-ненависти (Иван Карамазов). Какая бы разновидность любви ни связывала героев романов, все они «тронуты» участием друг к другу. Быть кем-то «тронутым» – значит принять участие в его судьбе, совершить добрый поступок (по мнению Н.А. Бердяева, «русский человек всегда нуждается в пощаде и сам щадит»). Таковы «положительно прекрасные» герои Достоевского: Сонечка Мармеладова, Макар Долгорукий, князь Мышкин, старец Зосима, Алеша Карамазов.

Рассмотрение христологической философии художника, сформировавшейся во второй период творчества, подтверждает присутствие трогательного в этико-эстетической системе Достоевского. Специфика гуманности постулируется писателем как «сознание и чувство христианского долга к ближнему», и потому «человек беспрерывно должен чувствовать страдание». Достоевский, изображая человека во власти разрушительных страстей, сознательно становится на сторону человеческой души, и этим определена «глубокая, трогательная человечность нравственного миросозерцания Достоевского» (С.Л.Франк). Открыть темные стороны в человеке и не отвернуться от него оказывается возможным лишь на началах любви и сострадания к ближнему. Способность человека на сострадание является важнейшим душевным свойством. Достоевский был способен угадать, распознать и подчеркнуть эту способность почти в каждом человеке, то есть «найти в человеке человека».

Включаясь в этико-эстетическую систему Достоевского, трогательное подчиняется общему процессу развития мировоззрения писателя. В третьем параграфе «Эволюция трогательного (от сентиментализма 1840-х годов к христианскому гуманизму «великого пятикнижия»)» рассмотрено изменение свойств трогательного в связи с углублением писательского интереса в 1860-е гг. к возможностям постижения человеческой души.

В современном литературоведении обращение Достоевского к сентименталистским традициям обычно связывается с процессом демократизации общественного сознания в 1840-е годы и рассматривается как важный этап в становлении и развитии художественного метода писателя (Г.К. Щенников, Э.М. Жилякова, С.В. Белов и др.). Важно уточнить, что обращение Достоевского к сентиментальной поэтике в начальном периоде творчества было обусловлено его потребностью утверждения идеала сострадательной личности. В этом смысле большое значение имело влияние Н.М. Карамзина на раннего Достоевского. Важнейшей особенностью сентиментально окрашенной позиции становится у молодого писателя понимание личности как «натуры», «человеческого естества» (отсюда и психологизм). Художественные описания с особым эмоциональным наполнением вызывают в каждом читателе ответное чувство, то есть «трогают» его. Подобные картины-описания значимы в ранних повестях Достоевского («Слабое сердце», «Белые ночи»). Способность персонажа Достоевского «быть тронутым» позволяет рассматривать его как носителя комплекса эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и одновременно как соучастника в создании атмосферы душевной открытости.

В последующем творчестве Достоевского стихия сентиментализма служит истоком формирования христианского гуманизма (А.Е. Кунильский), который будет сказываться во всех произведениях писателя. Эволюционируя в этом направлении, трогательное приобретает все более конструктивный характер, расширяя возможности художественного анализа духовных ситуаций.

В данной работе проявление трогательного начала в человеке определяется как залог его нравственного возрождения и в этом качестве включается в систему религиозных понятий Достоевского. С опорой на бахтинскую теорию полифонического романа нами проанализирован вставной эпизод-сказ о купце Скотобойникове из романа «Подросток». На этом примере прослежена эволюция трогательного: испытав сильнейшее потрясение, герой становится способным на душевные перемены, которые обусловлены религиозно-нравственными ориентирами (странничество).

Рассмотрение трогательного в аспекте христианского гуманизма писателя находит для нас подтверждение в аналитической интерпретации постулата веры Достоевского (выражен в его письме к Н.Д. Фонвизиной). Примечательна конструкция фразы («…если б кто мне доказал, что Христос вне истины…»), в которой принципиально разделение Христа и истины. В свете значений трогательного важно, что писатель воспринимает Христа на чувственной основе («мне лучше хотелось бы»), а за истиной оставляет логику и умозаключение («если б кто мне доказал»).

Одним из наиболее трогательных библейских образов признана Мария Магдалина (Гегель). С этим образом связан мотив слезы. Художественный мир Достоевского – самый «слезливый»; в нем выражено многообразие слез. Определяя состав трогательного, мы включаем в него слезу как сквозной и многозначный символ. Художественное воплощение слезы, как и трогательное в целом, претерпевает у писателя эволюцию и качественное изменение: от слезы в ее онтологическом проявлении, когда герои плачут от избытка чувств, к слезе, которая знаменует духовное преображение героя и обозначается как «возвышенная слеза», а герой получает «слезный дар».

Исследование, проведенное на этом этапе (первая глава), позволяет сформулировать определение: Трогательное, применительно к миру Достоевского, – этико-эстетическое понятие, восходящее к пониманию писателем человеческой природы, в которой выделяется способность к неосознанной жалости, возвышенной чувствительности и сопереживанию. Эта способность сказывается в наклонности к нравственным поступкам, раскрывающих духовный потенциал личности. Этическая составляющая трогательного обусловливает реализацию в литературном произведении нравственных задач, выражает гуманное отношение к человеку и содействует его духовному возрождению.

Во второй главе «Трогательное в поэтике Ф.М. Достоевского» выявлены функции трогательного в художественной структуре произведений Достоевского. Первый параграф «Трогательное – способ характеристики героя в романном творчестве Ф.М. Достоевского» содержит анализ реализации этого способа на различных примерах. В этой функциональности трогательное базируется на специфике психологизма Достоевского и предполагает акцент на позитивно значимых переживаниях (В.Н. Майков, Н.Н Страхов, В.Д. Днепров, Л.Я. Гинзбург, А.Б. Есин). Трогательная эмоция выражает состояние души, реакцию личности на мир. Она всегда ценностно окрашена и потому чрезвычайно важна для характеристики персонажа.

Основные приемы реализации трогательного в качестве характеристики героя в поэтике Достоевского нами определены в следующем составе:

нагнетание чувств: «Как бы за всё это ужасное время разом размягчилось его сердце. Он упал перед нею, он ноги ей целовал, и оба, обнявшись, плакали»; «Тут я вдруг схватил его за руку; <…> Я припал к руке его и вдруг жадно стал ее целовать <...> бросился на мою кровать, лицом в подушку, и – плакал, плакал»;

прямая авторская характеристика: «он был вдруг необыкновенно растроган»; «Lise была чрезвычайно растрогана его рассказом»;

самохарактеристика персонажа: «мне, помню, было даже это как бы трогательно от него»; «Но я был даже растроган; лжи, которой я опасался, не было, и я особенно рад был тому».

Анализируемые фрагменты позволили установить, что моменты максимально трогательного состояния героев зачастую предполагают их признания в любви. Наличие этого компонента обусловлено возвышенно-чувственным состоянием героя. При этом раскрывается его способность «растрогаться» до глубины души, «дать волю чувствам», в связи с чем признание в любви зачастую оформлено в разнообразной слезной палитре: «Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах»; «Мы вас любим, мы вас любим, – подхватили и все. У многих сверкали на глазах слезинки». Аналогичное состояние может сопровождаться обращением героя к молитве, которая в его собственном сознании должна стать залогом светлого будущего (Раскольников, Подросток, Митя Карамазов).

Описания признаний в «высшей» любви сопровождается указаниями на возникновение света в ощущениях героя, образа божьей зари (князь Мышкин). Утренний солнечный свет выступает символическим выражением трогательности, способствующей достижению гармонии человека и мира.

Анализ текстов выявил преобладание позитивной оценки влияния трогательного на душевное развитие. В большинстве случаев способность героя к подобным эмоциям становится залогом возможности его нравственного совершенствования (эпизод с подарком ежа Аглаей князю Мышкину). В качестве основных словесно-художественных средств, создающих трогательную характеристику человека, у Достоевского используются: 1) суммирующие обозначения того, что испытывает герой (думает, чувствует, хочет); 2) развернутая аналитическая характеристика происходящего в душе персонажа; 3) письма и дневниковые записи; 4) изображение сновидений с выявлением бессознательного в душе персонажа.

«Детские образы как активная сфера функционирования трогательного» рассматриваются в следующем параграфе второй главы. При этом учитываются результаты исследований В.А. Михнюкевича, И.И. Середенко, А.Ю. Карпиленко, Р. Гржибковой, С.М. Панича, В.В. Иванова, Е.Е. Кулаковой, посвященных теме детства в творчестве Достоевского. Изучение темы детства в указанных работах опирается в основном на роль воспоминания, а также в аспекте художественно-эстетического идеала Достоевского, восходящего к образу Христа.

На примере героя-ребенка в романах Достоевского нами выявлена специфика реализации трогательного. Она определена особым вниманием писателя к эмоциональной, инстинктивной, даже подсознательной стороне человеческой жизнедеятельности, а также его интересом к детской психологии. Автор «Дневника писателя», рассуждая о детях, использует для их характеристики определения «трогательная беззащитность» и «трогательная невинность». Такие характеристики обусловлены возрастной спецификой: дети трогательны, пока остаются в своей возрастной категории, поэтому их образы оказываются активной сферой функционирования трогательного.

Вместе с тем в детских образах у Достоевского различим дополнительный смысловой подтекст: детство для писателя оказывается не только возрастной, но и нравственной категорией. Поэтому трогательное реализуется в образе ребенка как более способного на проявление чувств сострадания, по сравнению с взрослым человеком. Это сказывается в эмоциональной насыщенности соответствующих сцен и эпизодов (главы «У Илюшиной постельки», «Илюша» в «Братьях Карамазовых»). Трогательное сопровождает мотив сострадания ребенка своим родителям, основу которого составляет евангельский сюжет страдания Христа (В.В. Иванов).

Нами установлено, что детскостью характера Достоевский наделяет героев, в полной мере обладающих способностью проявлять сочувствие и вызывать у других ответные чувства. Таковы князь Мышкин (история его взаимоотношений с Мари и детьми из швейцарской деревни), Соня Мармеладова (сама почти ребенок, страдающая за родных), Алеша Карамазов (отношения с детьми).

Трогательность пронизывает детскую мимику и жесты, выражающиеся в молитве, объятии, поцелуе: «Вдруг тоненькие, как спички, руки ее обхватили его крепко-крепко, голова склонилась к его плечу, и девочка тихо заплакала, прижимаясь лицом к нему всё крепче и крепче»; «но иной вдруг из толпы бросался ко мне среди дороги, обнимал меня своими маленькими ручонками и целовал». Трогательны у Достоевского описания, связанные со смертью ребенка, элементами которых зачастую являются цветы: «…гроб был обит белым гроденаплем и обшит белым густым рюшем. Гирлянды цветов обвивали его со всех сторон. Вся в цветах лежала в нем девочка».

Трогательность присутствует также в детском смехе и улыбке, которыми награждаются Макар Иванович Долгорукий, князь Мышкин, Алеша Карамазов. При этом художественная окраска детских жестов и мимики порой соприкасается с христианской символикой.

Для поэтики Достоевского характерно проникновение трогательного в пейзажные зарисовки. Анализ этого явления представлен в третьем параграфе «Пейзаж как функциональное проявление трогательного». Мы разделяем мнение большинства исследователей, что в поэтике Достоевского пейзаж чаще всего находится в сфере сознания героя и выполняет психологическую функцию (Ф.И. Евнин, Н.М. Чирков, С.М. Соловьев и др.).

Наличие трогательного в пейзаже чаще всего свидетельствует о возвышенно-чувственной атмосфере, наполняющей отдельные сцены и эпизоды романов. Таково воспоминание Алеши Карамазова о своем детстве. Созданный Достоевским пейзаж трогателен и как пейзаж-картина, рисующий «косые лучи заходящего солнца», и как пейзаж-воспоминание, подчеркивающий при помощи психологического параллелизма специфику состояния самого героя: «он запомнил один вечер, летний, тихий, отворенное окно, косые лучи заходящего солнца (косые-то лучи и запомнились всего более), в комнате в углу образ, пред ним зажженную лампадку, а пред образом на коленях <…> мать».

Пейзажные зарисовки у Достоевского не занимают значительного пространства романа, они отличаются лаконичностью. В соответствующих описаниях акцент смещается на впечатление героев при восприятии ими природы. Нами выявлено, что, включаясь в психологическую параллель, «трогательный» пейзаж у Достоевского не только способствует прояснению конкретного душевного состояния персонажа, но и служит способом характеристики его души в целом (способна ли она к развитию? какой потенциал в себе содержит?). Зачастую «трогательный» пейзаж оформлен писателем с использованием таких деталей, как солнечный луч, зеленые листочки и очертания церкви.

Ярко выраженная самостоятельность позиции у героев Достоевского, характерный для них сложнейший внутренний мир, соотносимый с голосом автора, – все это обусловливает выход исследования на новый этап, отраженный в заключительном параграфе второй главы, «Трогательное – способ проявления авторского голоса в романной поэтике Ф.М. Достоевского».

Проблема авторского голоса в творчестве Достоевского – одна из наиболее обсуждаемых в науке. Формы выражения авторской позиции и оценки понимаются по–разному (М.М. Бахтин, А.С. Долинин, Ю.М. Проскурина, В.А. Свительский, А.Н. Хоц, В.А. Мысляков, В.Н. Топоров и др.). С одной стороны, убедительной представляется аргументация В.А. Свительского, согласно которой в романах Достоевского личность творца создает основу для их единства и целостности. С другой стороны, для нас остается конструктивной возможность ориентироваться на полифоническую теорию М.М. Бахтина при рассмотрении художественной функциональности трогательного в сфере поэтико-структурных взаимоотношений автора и героя у Достоевского.

Анализ диалога в романе «Преступление и наказание» позволил определить, что трогательное входит во внутренний монолог героя. Линия Родион – Пульхерия Александровна развивается в смысловом поле взаимных трогательных отношений. Взаимная любовь сына и матери, заданная в первом внутреннем монологе Раскольникова, проходит через весь роман, вплоть до сцены их последнего прощания. В романах «Идиот», «Бесы», «Подросток» трогательное вступает в структуру диалогических отношений. Об этом свидетельствуют, например, диалоги Мышкина с Епанчиными, Подростка с Версиловым, и др.

Трогательное присутствует и в «проникновенном слове» (М.М. Бахтин) героев Достоевского. Оно позволяет обнажить сокровенные мысли в каждодневном общении людей, и в особые минуты откровения эти мысли могут слиться в унисон. «Проникновенное слово» возникает, как правило, в финальной части диалогов (например, Алеша Карамазов и мальчики). Получая трогательную окраску, оно оформляется писателем с выделением доминирующего голоса, выражающего идею высоких возможностей взаимной любви. В этом художественном приеме отчетливо сказывается эстетико-религиозное сознание Достоевского.

Примечательна эмоциональная насыщенность диалогов, выраженная в «дрожащем голосе» и взволнованных интонациях (Коля Красоткин и Илюша Снегирев), в признаниях в любви и поцелуях. Художественную реализацию трогательного как способ выражения авторского голоса мы выявляем в неполной доминанте «полифонии примиренных голосов» (Алеша Карамазов и Лиза, Алеша и Коля Красоткин). В подобных случаях доминирует внутренняя борьба героя с самим собой.

Таким образом, трогательное органично входит в поэтическую систему Достоевского, проявляясь в различных функциях и согласуясь с заветной идеей писателя о возможности «перерождения» человека. Оно охватывает широкий диапазон чувственных состояний героя, от трогательно-трагического до трогательно-умилительного и от трогательно-комического до трогательно-саркастического.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Трогательное в системе романной поэтики ф. М. Достоевского iconПрограмма дисциплины дпд. В. 00 Дисциплины по выбору
Проблемы поэтики романов Ф. М. Достоевского. Рецепция творчества Ф. М. Достоевского в западноевропейской литературе XX века
Трогательное в системе романной поэтики ф. М. Достоевского iconКвалификационная работа на тему «Социально-политические вопросы пореформенной...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Трогательное в системе романной поэтики ф. М. Достоевского iconТип imitatio angeli и его трансформация в системе поэтики в. Г. Распутина...
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Трогательное в системе романной поэтики ф. М. Достоевского iconРеферат Понимание Бога и дьявола в творчестве Ф. М. Достоевского
Философско-религиозные взгляды Ф. М. Достоевского
Трогательное в системе романной поэтики ф. М. Достоевского iconРеферат Натурализм в творчестве Ф. М. Достоевского
Картины жизни «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Трогательное в системе романной поэтики ф. М. Достоевского iconКонспект урока литературы в 10 классе По рассказу Ф. М. Достоевского «Сон смешного человека»
Цель: подведение итогов изучения творчества Ф. М. Достоевского в 10 классе, воспитание креативного читателя
Трогательное в системе романной поэтики ф. М. Достоевского iconА. И. профессором кафедры государственного и муниципального права...
Книговедение как наука. Состав и структура книговедения. Книговедение в системе общественных наук
Трогательное в системе романной поэтики ф. М. Достоевского iconОнтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского
О значении слова “реабилитировать”: “Возрождение личности” в творчестве Ф. М. Достоевского – “восстановление в правах” и “восстановление...
Трогательное в системе романной поэтики ф. М. Достоевского iconОсновные образовательные программы впо: заочное обучение, сокращенные...
Описание учебного процесса в системе дистанционного обучения Омгу им. Ф. М. Достоевского
Трогательное в системе романной поэтики ф. М. Достоевского iconТесты Верховская М. В. 10 кл. 10 кл. 8 кл. Мхк по всем темам Литература...
Литература – «Роман Достоевского Преступление и наказание»: общая характеристика»
Трогательное в системе романной поэтики ф. М. Достоевского iconЮмористический детский рассказ: особенности содержания и поэтики (Н. Носов, В. Драгунский)
«Юмористический детский рассказ: особенности содержания и поэтики (Н. Носов, В. Драгунский)»
Трогательное в системе романной поэтики ф. М. Достоевского iconВопросы жанровой поэтики в работах М. М. Бахтина
Становление науки о литературе в образах критиков 1830-1840-х гг. (В. Г. Белинский, А. А. Григорьев)
Трогательное в системе романной поэтики ф. М. Достоевского iconКонцептуализация русских писателей-классиков XIX века Л. Н. Толстого...
Концептуализация русских писателей-классиков XIX века Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского в англоязычной лингвокультуре
Трогательное в системе романной поэтики ф. М. Достоевского iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману...
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Трогательное в системе романной поэтики ф. М. Достоевского iconМетодические материалы по курсу. Темы практических занятий: Особенности...
Работа М. М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса»
Трогательное в системе романной поэтики ф. М. Достоевского iconМетодические материалы по курсу. Темы практических занятий: Особенности...
Работа М. М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск