Скачать 262.67 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ УТВЕРЖДЕНО Ректор ГБОУ ВПО ЧГМА д.м.н., профессор Говорин А.В. ____________________________ ___ _____________ 201 г. ПРИНЯТО Ученым Советом ГБОУ ВПО ЧГМА Минздрава России Протокол № ____ от ____ ____ 201 г.Ученый секретарь Ученого Совета ГБОУ ВПО ЧГМА ___________ Коцюржинская Н.Н. ПОЛОЖЕНИЕ об учебно-методическом комплексе ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГБОУ ВПО ЧГМА МИНЗДРАВА РОССИИ Чита - 2014 Положение об учебно-методическом комплексе ООП дополнительного профессионального образования разработано в соответствии с:
1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об учебно-методическом комплексе дополнительного профессионального образования (далее – Положение) устанавливает единые требования к содержанию, составлению и оформлению УМК образовательных программ, реализуемых в академии по очной (дневной) и заочной формам обучения. Данное Положение предназначено для всех должностных лиц, преподавателей вуза, участвующих в организации и реализации учебного процесса. Положение регулирует процесс подготовки учебно-методического оснащения дисциплин, как с точки зрения содержания, так и формы, в целях сохранения преемственности в преподавании, а также создания условий, позволяющих эффективно организовывать и поддерживать самостоятельную работу обучающихся. 1.2. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются в ГБОУ ВПО «Читинская государственная медицинская академия». 1.3. Учебно-методический комплекс – совокупность учебно-методических материалов (учебных, учебно-методических пособий, указаний, раздаточных, наглядных, аудио-, видео-, мультимедийных) по учебной дисциплине конкретного рабочего плана специальности (направления), необходимых и достаточных для организации образовательного процесса по дисциплине, способствующих эффективному освоению обучающихся учебного материала в учебном процессе, в том числе и самостоятельно. 1.4. УМК образовательных программ дополнительного профессионального образования разрабатываются на кафедре по определенным специальностям и видам подготовки в целях повышения качества учебно-методической деятельности и организации образовательного процесса. 1.5. Требования Положения являются едиными в образовательном пространстве ЧГМА и должны соблюдаться всеми кафедрами. 1.6. Задачи УМК: 1.6.1. учебно-методическое обеспечение каждой образовательной программы, создание учебных материалов, отвечающих установленным квалификационным требованиям, профессиональным стандартам и требованиям соответствующим дополнительному профессиональному образованию и к результатам освоения образовательных программ подготовки слушателей; 1.6.2. оснащение учебного процесса современными разнохарактерными учебными материалами (учебные пособия, мультимедийные материалы и т.д.), способствующими повышению качества подготовки слушателей; 1.6.3. внедрение в учебный процесс последних достижений науки и практики, создание инструмента планирования и организации работ по совершенствованию учебно-методической базы академии. 1.7. Ответственность. 1.7.1. За разработку УМК образовательных программ отвечает кафедра. 1.7.2. Ответственность за содержание и оформление УМК по программам дополнительного профессионального образования несёт заведующий кафедрой. 2. Структура и содержание УМК 2.1. УМК образовательной программы дополнительного профессионального образования – это комплект документов и методических материалов, позволяющих установить:
2.2. УМК включает в себя: 2.2.1. Титульный лист (приложение 1); К содержанию образовательных программ дополнительного профессионального образования предъявляются следующие требования (приложение 3):
Образовательные программы рекомендуются к утверждению рецензентами. Содержание образовательной программы дополнительного профессионального образования должно быть представлено как единое целое, с максимальной полнотой охватывающее вопросы теории и практики.
Указываются общие учебные площади, специализированные лаборатории и классы, и основные приборы, оборудование, компьютерная техника, установки, стенды, табличный фонд и пр.
УМК должны отвечать дидактическим требованиям, предъявляемым к современным учебным изданиям: 3.1. Требование научности – предполагает формирование у обучающихся научного мировоззрения на основе представлений об общих и специальных методах научного познания. 3.2. Требование доступности – предполагает определение степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно индивидуальным особенностям обучающихся. 3.3. Требование наглядности – предполагает учет чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей, их личное наблюдение и изучение обучающимися. 3.4. Требование обеспечения сознательности обучения – предполагает обеспечение самостоятельных действий обучающихся по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач образовательной деятельности. 3.5. Требование систематичности, преемственности и последовательности обучения – означает обеспечение преемственной последовательности усвоения слушателями определенной системы знаний в изучаемой предметной области. 3.6. Требование прочности усвоения знаний – предполагает глубокое осмысление учебного материала и его рассредоточенное запоминание. 3.7.Требование единства осуществления обучающих, развивающих и воспитательных целей образовательного процесса. 3.8.Требование внутрипредметной и междисциплинарной интеграции знаний, умений, навыков, норм, ценностей составляющих фундамент содержательного и процессуального аспектов медицинской подготовки. 3.9.Требование фундаментализации, методологизации и информатизации медицинского образования, ориентирующих на активное использование полифункциональности фундаментальных знаний и на разностороннюю и разноуровневую деятельность обучающихся.
4.1. УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающим преподавание образовательной программы в соответствии с планом подготовки слушателей. 4.2. Программные и учебно-методические материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств образовательного процесса, позволяющих специалистам глубоко осваивать изучаемый материал и получать умения и навыки по его использованию на практике. 4.3. Разработка УМК реализуется по следующему алгоритму: 4.3.1. разработка и утверждение кафедрой плана подготовки УМК по соответствующей образовательной программе, определение сроков и ответственных за подготовку УМК; 4.3.2. разработка УМК преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающим преподавание в соответствии с учебным планом подготовки слушателей; 4.3.3. обсуждение, корректировка документации УМК образовательных программ на заседании кафедры; 4.3.4. утверждение УМК на заседании кафедры; 4.3.5. рассмотрение УМК образовательной программы на заседании цикловой профильной методической комиссией (ЦПМК), назначение рецензентов. 4.3.6. представление на центральный координационный методический совет (ЦКМС) председателями ЦПМК отчетов об утвержденных УМК; 4.3.7. утверждение УМК проректором по последипломному образованию и проректором по учебной работе. 4.4. Подготовка УМК и обеспечение его составных компонентов включается в индивидуальный план учебно-методической работы преподавателя. 4.5. Все изменения и дополнения вносятся в УМК к началу учебного года или семестра. 4.6. Кафедры по мере необходимости осуществляют пополнение новыми материалами и обновление устаревших материалов учебно-методических комплексов. 5. Организация контроля содержания и качества разработки учебно-методического комплекса 5.1. Контроль содержания и качества разработки УМК осуществляется кафедрой, центральным координационным методическим советом (ЦКМС), проректором по последипломному образованию, проректором по учебной работе. Кафедра как разработчик УМК осуществляет текущий контроль содержания и качества подготовки УМК, вносит необходимую коррекцию. 5.2. При апробации УМК в учебном процессе заведующий кафедрой или уполномоченное им лицо (как правило, завуч кафедры) проводит контрольные посещения занятий с целью оценки педагогического мастерства преподавателя, соответствия излагаемого материала программе, уровня освоения учебного материала слушателями. Результаты контрольных открытых занятий обсуждаются с преподавателем, проводившим занятие, и основные выводы доводятся заведующим кафедрой до всех преподавателей кафедры. 5.3. На этапе корректировки материалов УМК заведующий кафедрой осуществляет периодический контроль их соответствия современному уровню развития науки, методики и технологии осуществления образовательного процесса. 5.4. ЦПМК осуществляет контроль содержания и качества подготовки УМК по специальностям, входящим в учебные планы подготовки; рекомендует УМК к утверждению. 5.5. Центральная профильная методическая комиссия факультета осуществляет:
6. Хранение и использование УМК 6.1. УМК формируются на кафедрах в электронном и печатном вариантах в двух экземплярах. 6.2. Первый экземпляр используется на кафедре для организации учебного процесса. 6.3. Второй экземпляр предоставляется в методический отдел. В бумажном виде: титульный лист УМК с подписями, рецензии на УМК, рабочая программа, карта обеспеченности литературой. В электронном виде (на диске): все структурные компоненты УМК. 6.4. Основными пользователями УМК являются профессорско-преподавательский состав, слушатели, зачисленные на циклы обучения. Структурные компоненты УМК, необходимые обучающимся должны быть доступны в локальной сети ЧГМА. 7. Требования к оформлению учебно-методического комплекса 7.1. Титульный лист материалов УМК (приложение 1). 7.2. Основной текст, при наборе на компьютере, печатается в текстовом редакторе WORD стандартным шрифтом Times New Roman, размер шрифта 12, межстрочный интервал-одинарный, параметры страницы: левое поле -30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нежнее – 20 мм; абзацный отступ – 10-15 мм; выравнивание текста – по ширине страницы. Нетекстовая информация (таблицы, схемы, рисунки) должна находиться в тексте материала УМК. Текст подстрочных ссылок печатается в текстовом редакторе WORD стандартным шрифтом Times New Roman, размер шрифта 10, межстрочный интервал-1,0. 8. Пересмотр УМК дисциплины 8.1. Пересмотр и обновление УМК образовательной программы осуществляют в случае изменения нормативных документов Министерства образования и науки РФ или Министерства здравоохранения РФ. 8.2. По мере разработки новых документов кафедра осуществляет замену используемых ранее в УМК. Согласовано: Проректор по ПДО, д. м.н., профессор ГБОУ ВПО ЧГМА Минздрава России Н.В. Говорин Проректор по УР ГБОУ ВПО ЧГМА Минздрава России О.В. Ходакова Начальник юридического отдела ГБОУ ВПО ЧГМА Минздрава России Д.В. Дмитриев Приложение 1 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов УТВЕРЖДАЮ Проректор по последипломному образованию ГБОУ ВПО ЧГМА, д.м.н. профессор ________________Н.В. Говорин «_»_______________20___г. УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ГБОУ ВПО ЧГМА, к.м.н. доцент ________________О.В. Ходакова «____»_________________20___г. Учебно-методический комплекс (указать вид образовательной программы)
по специальности _____________________ Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры _____________ от «_____» _____________ 201 г., протокол № _____________ Рекомендовано к утверждению решением ЦПМК от «____» _______201 г., протокол № _____ Чита - 2014 Приложение 2 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов УТВЕРЖДАЮ Проректор по ПДО ГБОУ ВПО ЧГМА, д.м.н. профессор ________________Н.В. Говорин «____»________________20___г. УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ГБОУ ВПО ЧГМА, к.м.н. доцент ________________О.В. Ходакова «____»_________________20___г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «………………….» (указать вид обучения) -профессиональная переподготовка - повышение квалификации Кафедра _______________________ Лекции (часы) __________________ Практические занятия (часы) _____ Самостоятельная работа (часы) ____ Всего часов/зач. единиц ___________________ Чита 2014 Рекомендована к утверждению рецензентами:
_______________________ ФИО «__»______________2014 г.
_______________________ ФИО «__»______________2014 г. Председатель ЦПМК ______________________________________________________________________________ ФИО «_____»____________________ ( протокол №___) «____»___________2014 года Приложение 3 Структура образовательной программы дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка, повышение квалификации, тематическое усовершенствование).
V. Учебная программа: - Тематика самостоятельной работы (темы для самостоятельного изучения; перечень курсовых работ и т.д.) (формы 3, 4). - Методы оценки знаний. - Формы аттестации, примеры оценочных материалов и иных компонентов (ситуационные задачи и тестовые задания с ответами на них). VI. Список обязательной и дополнительной литературы, включая методические пособия, разработанные сотрудниками кафедры, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы. VII. Дополнения и изменения к рабочей программе. Пояснительная записка Определение целей и задач образовательной программы дополнительного профессионального образования.
1. 2. Квалификационные требования
Учебный план – отражает категорию обучаемых, продолжительность обучения, форму обучения, режим занятий (количество часов в день), перечень разделов с указанием объема часов, формы контроля знаний. Учебный план оформляется в виде таблицы. Образец оформления: Форма 1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Категория слушателей ________________________________________ Срок обучения (час, нед, мес)__________________________________ Режим занятий (час. в день) ___________________________________ Форма обучения______________________________________________
Учебно-тематический план – конкретизирует учебный план и включает описание тем и разделов, с указанием объема часов, отводимых на изучение данной темы с распределением этого объема по видам учебных занятий, указываются также формы и виды контроля. Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы. Форма 2 Например: УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Категория слушателей ________________________________________ Срок обучения (час, нед, мес)__________________________________ Режим занятий (час. в день) ___________________________________ Форма обучения______________________________________________
Форма 3 ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Форма 4 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература: б) дополнительная литература: в) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: Законодательные и нормативно – правовые документы: Приложение 4 Методические рекомендации для слушателей Включают следующие структурные элементы: Введение – раздел, в котором указывается цель и задачи методических рекомендаций, введение в изучаемую часть дисциплины ит.д. Основная часть – раздел, освещающий занятия (лабораторно-практические, практические и др.). В состав рекомендаций входят следующие компоненты:
После каждого раздела следует указать перечень контрольных вопросов и практических навыков, которые должен закрепить обучающийся. Структура учебно-практических изданий Практикум должен содержать:
Приложение 5 Методические рекомендации для преподавателей Включают следующие структурные элементы: Введение – раздел, в котором указывается цель и задачи методических рекомендаций, введение в изучаемую часть специальности ит.д. Основная часть – раздел, освещающий занятия (лабораторно-практические, практические и др.). В состав рекомендаций входят следующие компоненты:
После каждого раздела следует указать перечень контрольных вопросов и практических навыков, которые должен освоить обучающийся. Приложение 6 Сведения об обеспеченности образовательного процесса специализированным и лабораторным оборудованием наименование цикла
Зав.кафедрой ___________ __________________________ подпись Ф.И.О. Приложение 7 Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой цикл
Заведующий кафедрой подпись Заведующий библиотекой подпись Приложение 8 Форма 4 ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 20__/20__ УЧЕБНЫЙ ГОД по специальности ___________________________________________________ вид подготовки _____________________________________________________ внесены следующие изменения: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _____________________________________________________________ (название кафедры) «____» _____________ 20___ г., протокол №________. Зав. кафедрой __________________________________________________________ (Ф.И.О.) (подпись) Внесенные изменения утверждены на заседании ЦПМК «____» _____________ 20___ г., протокол №________. Председатель ЦПМК ___________________________________________________ (Ф.И.О.) (подпись) 1 Знание – понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные понятия, факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (правила, законы, выводы и т. д.). 2 Умение – это способность применения усваиваемых знаний на практике. Например, врач-генетик должен уметь проводить дифференциальную диагностику между наследственными синдромами. 3 Владение – это интегративное состояние, при котором обучающийся способен использовать систему формируемых знаний, умений в решении конкретной задачи. Например, владеть методами комплексного обследования кардиологических больных. 4 Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. Навыки формируются в относительно постоянных условиях. Т.о. навык − доведенное до автоматизма элементарное умение решать тот и или иной вид задачи (чаще всего − двигательной). Например, навык графического изображения родословной семьи. |
Федеральное агенство по здравоохранению и социальному развитию государственное... Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта | Врожденные пороки развития почек у детей в системе генетического... Работа выполнена на кафедре факультетской педиатрии Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального... | ||
Сопоставительный анализ языковых особенностей женских и мужских глянцевых журналов Работа выполнена на кафедре русского языка Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального... | Читинская государственная медицинская академия Отчет о результатах самообследования Читинской государственной медицинской академии | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская государственная... | И социальному развитию государственное образовательное учреждение... ... | ||
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения... Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования | Образовательное учреждение высшего профессионального образования... Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности | ||
Образовательное учреждение высшего профессионального образования... Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности | Гоу впо читинская государственная медицинская академия мз РФ кафедра... Примерная рабочая программа по биологии для 5 класса по программе Вахрушева и Ловягина | ||
Отчет о результатах самообследования государственного образовательного... Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования российская правовая академия | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная лесотехническая... | ||
Отчет о результатах самооценки Махачкалинского филиала федерального... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного... | Название темы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»... | ||
Проблема природы сознания Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»... | Минздравсоцразвития России Государственное бюджетное образовательное... Положение об ординатуре в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кировская государственная... |