Скачать 463.73 Kb.
|
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Волгоградский филиал Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации Савченко Г.К. Иностранный язык (немецкий) Учебно-методический комплекс подготовки бакалавра по направлению 080400.62 «Управление персоналом» .
Волгоград 2011 Содержание
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая учебная программа - это программа освоения учебного материала, соответствующая Государственному стандарту и учитывающая специфику подготовки студентов по избранному направлению или специальности. УМК составлен также с учетом того, что в 6-м семестре студенты продолжают изучение иностранного языка на более продвинутом этапе, а именно «Иностранный язык профессионального общения». Данный раздел включает в себя следующие компоненты:
Государственные требования - стандарт. Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла при письменном и устном общении общего характера. Основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературе. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография. Дидактические единицы по учебной дисциплине На основе Государственного стандарта и типовой программы по иностранному языку Министерства образования кафедрой была составлена учебная программа курса, охватывающая комплексный учебный материал дисциплины «Иностранный язык» очного и заочного отделения всех факультетов и специальностей. Для развития навыков чтения, понимания и перевода текстов и для развития навыков устной речи с немецкого языка на русский студент должен повторить, систематизировать и усвоить следующие дидактические единицы: ДЕ 1. Основные правила произношения и чтения: Алфавит. Основные правила произношения и чтения. ДЕ 2. Лексика: Общие понятия о словарном составе немецкого языка. Корневые, производные и сложные слова. Основные способы словообразования в немецком языке: словосложение, аффиксация, чередование, субстантивация. Интернациональные слова, термины. Многозначность слова в современном языке. Синонимы, антонимы. Фразеологические обороты. Идиоматические выражения. Сокращения. Образование существительных. Сложные существительные, их образование и перевод. Производные существительные; наиболее употребительныеые суффиксы существительных, глаголов. Субстантивация прилагательных, причастий и др. Образование прилагательных и наречий. Производные и сложные прилагательные и наречия, наиболее употребительные суффиксы прилагательных и наречий, полусуффиксы прилагательных (-voll, -reich). Образование числительных. Корневые, производные и сложные числительные. Образование глаголов. Производные глаголы, наиболее употребительные приставки глаголов, сложные глаголы. ДЕ 3.Морфология. Существительное. Определенный и неопределенный артикль. Значение и употребление артикля. Образование множественного числа существительных. Прилагательное и наречие. Краткая и полная форма прилагательных. Склонение прилагательных. Степени сравнения прилагательных и наречий. Числительное. Количественные, порядковые, дробные и неопределенные числительные. Местоимение. Местоимения личные, притяжательные, указательные, возвратные, относительные, вопросительные, неопределенные и отрицательные. Неопределенное местоимение «man» и безличное местоимение «es». Глагол. Личные и неличные глаголы. Слабые и сильные глаголы. Неправильные глаголы. Основные формы глагола. Вспомогательные глаголы. Модальные глаголы. Глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками. Спряжение глаголов во всех временах индикатива актива. Образование, употребление и перевод временных форм индикатива пассива. Imperativ: образование и употребление. Konjuktiv и Konditionalis: образование, употребление и перевод. Выражение долженствования и возможности при помощи глагольных конструкций типа: haben (sein, brauchen, scheinen) + zu + Infinitiv. Глаголы «lassen», «scheinen». Partizip I, Partizip II в функции определения. Предлоги. Предлоги, употребляемые!с Gen, Dat, Akk. Предлоги, употребляемые с Dat, Akk. Многозначность предлогов. Союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Парные союзы. ДЕ 4. Синтаксис. Простое предложение. Простое предложение, нераспространенное и распространенное. Порядок слов в простом предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Простое распространенное предложение. Предложение повествовательное, вопросительное, побудительное и порядок слов в них. Отрицание «nicht», его место в предложении и перевод. Подлежащее. Способы его выражения. Место подлежащего в предложении. Сказуемое. Глагольные сказуемые, простые и сложные. Именное сказуемое, употребление глагола-связки в именном сказуемом. Основные виды глаголов-связок. Способы выражения именной части сказуемого. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Сложносочиненное предложение. Союзное и бессоюзное сочинение. Порядок слов в сложносочиненном предложении. Сложноподчиненное предложение. Главное и придаточное предложения. Порядок слов в придаточном предложении. Виды придаточных предложений. Косвенный вопрос. Инфинитивные группы и инфинитивные обороты. Обособленный причастный оборот.
Основная цель обучения иностранным языкам - развитие у студентов способности использовать иностранный языка как инструмент общения, в том числе и профессионального, в диалоге культур современного мира. Эта цель предполагает также взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие студентов средствами иностранного языка, их подготовку к будущей профессиональной деятельности: к ознакомлению с новыми технологиями, открытиями, тенденциями в развитии науки, установлению контактов с зарубежными партнерами. Образовательные цели иностранного языка связаны с расширением общего и профессионального кругозора, с повышением культуры речи. Воспитательный потенциал курса иностранного языка реализуется в учебном процессе при знакомстве студентов с лингвистическим и культурным многообразием мира. Основные задачи:
На основании общих целей и задач обучения иностранному языку были сформулированы конкретные цели и задачи применительно к каждому семестру. 1 семестр I.Цели:
Задачи - научить студентов:
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА Выпускник по направлению подготовки «Управление персоналом» с квалификацией (степенью) бакалавр должен обладать следующими компетенциями: а) общекультурными (ОК): - владеет одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность (ОК-14). Конечные требования к уровню сформированности навыков и умений во время первого этапа обучения (1семестр) включают в себя: Навыки:
Умения:
Конечные требования к уровню сформированности навыков во время второго этапа обучения (3, 4 семестры) включают в себя: Навыки:
Умения:
1.4 Тематический план курса «Иностранный язык». Тематический план представляет изучаемую тематику по следующим аспектам: 1. Языковой материал (лексический и грамматический). 2. Обучение видам речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо). Конкретная тематика каждого практического аудиторного занятия представлена в календарно-тематическом плане каждого семестра, составляемым преподавателем для своей группы на основе указанного в рабочей программе комплекса учебников и учебных пособий. Тематический план очного отделения Всего: 72 час. 2 ЗЕТ Аудиторные занятия: 36 час. (1 сем.) СРС – 36 час. (1 сем) Форма контроля - зачет
1.5.Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины. По дисциплине «Иностранный язык» в данный раздел включены все учебно-методические материалы (УММ) для проведения практических занятий (лекции семинары учебной программой не предусмотрены), для организации самостоятельной работы студентов, а также учебники и учебно-методические пособия, рекомендуемые преподавателем в данном семестре. Поурочное тематическое планирование представляет каждый преподаватель в календарно-тематическом плане. В УММ по иностранному языку охватывает следующие материалы, а также формы контроля:
1 семестр Основная литература
Дополнительная литература
Материалы компьютерных обучающих программ На занятиях по немецкому языку, а также для организации самостоятельной работы используются следующие компьютерные обучающие программаммы: 1.Немецкий язык. Лингафонный курс. 2.Stufen International. 3. Живой немецкий:
Студентам демонстрируется также документальный фильм «Bielefeld». На практических занятиях по немецкому языку используются аудиокассеты к учебнику Савченко Г.К., Маряниной Л.А. « Немецкий язык». На занятиях широко используются также тексты, видео- и аудиоматериалы энциклопедии Brockhaus multimedia. Самостоятельная работа студентов и формы контроля При организации самостоятельной работы преподаватель руководствуется следующими нормами. Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Иностранный язык» должна составлять 36 час. Выполнение заданий по домашнему чтению, проверяемому на индивидуальных консультациях, должно составлять 2 часов в семестр. Одной их форм организации самостоятельной работы явлется выполнение практической работы по определенной лексико-грамматической теме. Самостоятельная работа может включать в себя также работу над определенным проектом (с презентацией в POWER POINT). Требования к самостоятельной работе студентов:
Формы контроля. При обучении иностранному языку используются следующие формы фронтального и индивидуального контроля: 1) Текущий контроль:
2) Промежуточный контроль:
3) Итоговый контроль:
Организация самостоятельной работы студентов Раздел по организации самостоятельной работе студентов представлен в виде таблицы График самостоятельной работы (1 сем.) – 36 час.
В графе 1 проставляется порядковый номер занятия. Во второй графе указывается тема, по которой организуется СРС, в третьей – конкретизируются вопросы темы. Графа 4 включает перечень конкретных заданий, выдаваемых студентам для самостоятельного выполнения. Заполняется с использованием условных обозначений: СМ – подготовка к практическому (лабораторному, семинарскому) занятию; ПКР – подготовка к контрольной работе; УМ – изучение учебного материала; СК – изучение учебного материала и составление конспекта; ПДР – подготовка реферата; СЗД – составление задач, вопросов, кроссвордов, тестов, ситуаций; РОР – рецензирование и оценка письменных работ; ДИ – участие в разработке деловой игры; ПКСР – подготовка к написанию курсовой (расчетно-графической) работы (проекта); АО – участие в конкурсах, круглых столах, олимпиадах, диспутах и т.д. Формы контроля СРС, указываемые в графе 5, подразумевают способы, с помощью которых преподаватели осуществляют контрольные функции за выполнением самостоятельной работы студентов, заполняются с помощью условных обозначений: Б – беседа индивидуальная или с группой; КО – контрольный опрос; КР – контрольная работа; РПР – рецензирование письменных работ студентов; З – заслушивание на занятиях подготовленных работ; ОБС – обсуждение на занятиях результатов. Графа «Учебно-методическое обеспечение» подразумевает указание перечня литературы, средств обучения, необходимых для выполнения заданий. Учебно-методическое обеспечение оформляется как ОЛ 1 (если источник находится в списке основной литературы), ДЛ 15 (если источник находится в списке дополнительной литературы) и т.д., номер информационного источника соответствует его порядковому номеру в списке литературы, приведенном ниже Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины представляют собой комплекс разъяснений, пожеланий и указаний, позволяющих студенту наилучшим образом организовать процесс изучения учебной дисциплины. Содержание методических рекомендаций включает в себя:
Предлагаемый УМК должен помочь студенту в изучении иностранного (немецкого) языка профессионального общения. Обучающемуся рекомендуется внимательно прочитать все разделы УМК. В УМК перечислены все требования, предъявляемые студенту при изучении данного курса. Студент получает также полное представление о содержании, целях и задачах курса. При выполнении домашнего задания необходимо обратиться к графику организации самостоятельной работы. Студент имеет также возможность обратиться к нескольким учебным пособиям при подготовке, например, усной темы. Представленный вокабуляр для активного усвоения также должен сориентировать студентов на своевременное изучение лексики. Раздел практических, аттестациных и семестровых работ делает возможным своевременную подготовку студента к их выполнению. Основными целями изучения иностранного языка в вузе являются:
Изучение иностранного языка на 1 курсе включает в себя: коррективный этап, базирующийся на коррекции умений и навыков, полученных в средней школе, на изучении нового лексико-грамматического материала; лингвострановедческий этап, углубляющий и расширяющий знания студентов о языке и стране изучаемого языка. Изучение иностранного языка целесообразно начать с вводно-фонетического курса. Вводно-фонетический курс в пособие Савченко Г.К., Маряниной Л.А. включает в себя семь уроков, направленных на усвоение а) основных правил аудирования, чтения и произношения, б) начальных сведений по грамматике и лексике немецкого языка. Имеется аудиокассета данного вводно-фонетического курса. Рекомендуется также использовать компьютерные программы (см. раздел 6). Основной курс пособия Савченко Г.К., Маряниной Л.А. включает в себя 3 урока I-го семестра. Каждый урок основного курса состоит из 2-х частей: грамматический материал, представленный в виде кратких правил и тренировочных упражнений; материал для развития навыков аудирования, лексических навыков и навыков чтения и перевода. Во второй части каждого урока имеются:
Все тексты, в основном, носят лингвострановедческий характер. Каждый урок предусматривает выполнение в среднем 20 заданий, чтение и перевод 3-х текстов. Вторая часть учебного пособия является логическим продолжением первой и включает в себя соответствующий грамматический материал, тренировочные упражнения и тексты для перевода, реферирования и аннотирования, на основе которых можно составить устное сообщение по темам «Высшее образование», «Экономика ФРГ», «Работа на фирме» и т. д. Расположение учебного материала, характер лексико-грамматических упражнений учитывают особенности самостоятельной индивидуальной формы работы. Среди заданий преобладают упражнения, способствующие развитию навыков чтения на немецком языке. Студенты обязаны заучивать наизусть слова и словосочетания, включенные в активный вокабуляр каждого семестра. Заключительный семестр обучения основывается на учебнике Вергена Й. (Вергена Й. Курс делового немецкого языка.- М.: РИПОЛ классик, 2010.- 200 с.). Данный учебник содержит лексический материал, ориентированный на менеджеров и управленцев, и в первую очередь такие темы, как «Предложения и поиск работы», «Составление резюме», «Личные письма в учереждения» и т.д. Практический курс немецкого языка Завьяловой В.М. и Ильиной Л.В. также помогут студентам усвоить необходимый лексический и грамматический материал для чтения текстов по специальности на немецком языке. 2.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса а) Как изучать грамматический материал. Основной грамматический материал вводится преподавателем на занятиях, затем выполняется ряд грамматических упражнений. Студентам рекомендуется вести особый раздел тетради (или особую тетрадь) для записи отдельных грамматических правил. Граммтические упражнения следует выполнять в письменном виде. Некоторые грамматические темы выносятся преподавателям на самостоятельное изучение: Субстантивация прилагательных, причастий и др., образование прилагательных и наречий. Производные и сложные прилагательные и наречия, наиболее употребительные суффиксы прилагательных и наречий, полусуффиксы прилагательных (-voll, -reich). Образование множественного числа существительных. Дробные и неопределенные числительные. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
б) Как работать над изучением лексического материала и устных тем. Во время каждого семестра студент изучает определенный вокабуляр по каждой теме, готовит на основе предложенного образца свой текст темы и заучивает ее наизусть. Студенты должны в обязательном порядке вести словарную тетрадь. По каждой теме рекомедуется подготовить также ряд вопросов. На занятиях эти вопросы используются для составления диалогов. Студентам для подготовки устных тем рекомендуется испрользовать Интернет-источники, предлагать свои тематические проекты в виде презентаций с использованием Power Point (например, презентации, посвященные культурным традициям Германии, известным личностям и т.д.). В 4-м семестре возможно проведение научно-практической конференции, посвященной будущей профессии. В разделе 4 представлены лекисческие минимумы каждого семестра. В первых треХ семестрах студенты изучают общую базовую лексику, которая служит основой для соответствующих устных тем (напр., жизнь студента, страна изучаемого языка и т.д.). Однако семестр 4 представлен разными вокабулярами, так как представляет собой уже вхождение в специальность и готовит студентов к изучению языка профессионального обшения. При составлении устных тем рекомендуется пользоваться немецко-русским тематическим словарем: Шнорр Вероника, Коплек Хорст. Немецкий язык. Немецко-русский тематический словарь Москва: АСТ Астрель, 2006 г.-255 с. |
Учебно-методический комплекс дисциплины оценка экономической и социальной... Управления персоналом» разработан для студентов 2 курса по направлению 080400. 68 «Управление персоналом» в соответствии с требованиями... | Учебно-методический комплекс подготовки бакалавра по направлению... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины корпоративная социальная... Управление персоналом (квалификация (степень) «магистр»), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Содержание: умк по дисциплине «Налогообложение экономических субъектов» для студентов специальности 38. 03. 03 (080400. 62) «Управление... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... «Управление персоналом организации», «Экономика труда», очная и заочная формы обучения | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Н. А. Куранова. Политика доходов и заработной платы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080.... | ||
Рабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной... Дисциплина базовой части Учебного плана (от 08. 07. 2011 №13) подготовки бакалавра имеет трудоемкость 6 зачетных единиц (включая... | Программа для студентов направления подготовки /специальности 080400.... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки/специальности 080400. 62 «Управление персоналом»... | ||
Рабочая программа предназначена для студентов направления подготовки «Управление персоналом» Бакалавр по направлению подготовки 080400 Управление персоналом готовится к следующим видам профессиональной деятельности | Рабочая программа предназначена для студентов направления подготовки «Управление персоналом» Бакалавр по направлению подготовки 080400 Управление персоналом готовится к следующим видам профессиональной деятельности | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Плотникова М. В. Психофизиология профессиональной деятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов направлению... | Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки... Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования | ||
Программа предназначена для студентов специальности «Управление персоналом» Бакалавр по направлению подготовки 080400 Управление персоналом готовится к следующим видам профессиональной деятельности | Программа предназначена для студентов специальности «Управление персоналом» Бакалавр по направлению подготовки 080400 Управление персоналом готовится к следующим видам профессиональной деятельности | ||
Программа предназначена для студентов направления «Управление персоналом» Бакалавр по направлению подготовки 080400 Управление персоналом готовится к следующим видам профессиональной деятельности | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... ... |