МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Политехнический колледж Предметная (цикловая) комиссия истории и права
УТВЕРЖДАЮ
Директор политехнического колледжа_______ Х.И. Борс
«_____»__________ 2011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Финансовое право по программе базовой подготовки специальности 030912 Право и организация социального обеспечения
Квалификация выпускника________юрист__________________ Форма обучения очная____________________________
Майкоп – 2011
Рабочая программа составлена на основе ФГОС СПО и учебного плана МГТУ по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения Составитель рабочей программы:
преподаватель первой категории
|
|
| Нагорокова Д.Д.
|
| (подпись)
|
|
|
Рабочая программа утверждена на заседании предметной (цикловой) комиссии
истории и права
Председатель предметной (цикловой) комиссии
«___»________2011г.
|
|
|
Рябухина Г.А.
|
| (подпись)
|
|
|
Одобрено методическим советом
политехнического колледжа «___»_________2011г.
Председатель
методического
совета политехнического колледжа
|
|
|
Борс Х.И.
|
| (подпись)
|
|
|
Зам.директора по учебной работе
«___»_________20__г.
|
|
|
Куприенко В.М.
|
| (подпись)
|
|
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20__г.
|
|
|
Бушманова Н.В.
|
| (подпись)
|
|
|
Председатель выпускающей предметной (цикловой) комиссии
|
|
|
Рябухина Г.А.
|
| (подпись)
|
|
|
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Финансовое право представляет собой одну из отраслей российского права, изучающую общественные отношения, складывающиеся в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства.
Изучение дисциплины «Финансовое право» имеет целью получение студентами теоретических знаний о финансовой и налоговой системе РФ и других институтах финансовой системы страны. Применять полученные знания и навыки на практике, позволяющие принимать участие в регулировании и контроле современных финансовых отношений в России правовыми средствами, в борьбе с правонарушениями и преступлениями в сфере экономики, финансов и предпринимательства. Формирование понимания первостепенности государственных и общественных интересов, привитие уважения к принципу законности в области финансовой деятельности государства.
Задачи дисциплины:
Преподавание финансового права в комплексе с другими дисциплинами призвано научить студентов-юристов:
- толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты, относящиеся к источникам финансового права;
- обеспечивать соблюдение финансового законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;
- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
- разрабатывать документы финансово-правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
- принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;
- вскрывать и устанавливать факты финансовых правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;
- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать финансовое законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.
2. Место дисциплины в структуре ООП базового уровня.
Дисциплина входит в перечень курсов вариативной части общепрофессиональных дисциплин. Изучение данной дисциплины предполагает знание студентами основных правовых категорий. Содержание дисциплины «Финансовое право» связано с основными положениями теории государства и права, конституционного права, административного права и гражданского права. Финансовое право тесно соприкасается с административным правом, однако, если административное право охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом, то финансовое право регулирует только общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. Наблюдается связь финансового права и с гражданским правом, обусловлено это тем, что в предмете гражданского права среди имущественных отношений имеются и денежные, помимо этого часть отношений в области кредита, расчетов, страхования также регулируются нормами гражданского права. Отличительным признаком финансового права в этом случае выступает то, что в отличие от гражданско-правовых отношений, предусматривающих равенство сторон, финансово-правовые отношения подразумевают наличие властных полномочий, присущих государственным и финансово-кредитным органам.
Курс финансового права тесно связан с рядом других экономических и юридических дисциплин, но в силу специфики правового регулирования предмета не дублирует эти дисциплины.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
знать: сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
сущность методов финансово-правового метода регулирования общественных отношений, основные понятия финансового права и виды субъектов финансовых правоотношений;
содержание финансового механизма и специфику его функционирования в разных сферах экономики;
характеристику государственных и муниципальных финансов;
основы денежно-кредитной, налоговой, социальной, инвестиционной и антиинфляционной политики (OK 1, ОК 2-5, ПК 1.1, ПК 3.2-3.3);
уметь:принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
толковать и применять нормы Бюджетного и Налогового кодексов, законов и иных нормативных правовых актов в сфере финансового права;
логически выражать и обосновывать свою точку зрения по финансовым вопросам, оперировать юридическими понятиями и категориями в финансовой сфере;
анализировать и решать юридические проблемы в сфере финансовых правоотношений;
работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством;
самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 2-6, ОК 9, ПК 3.2- 3.3)
владеть:навыками в работе с нормами финансового права при решении конкретных задач по предотвращению, пресечению, расследованию и раскрытию преступлений, формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов;
навыками взаимодействия с органами, осуществляющими финансовый контроль;
анализа финансовой деятельности предприятий, организаций, учреждений на предмет выявления нарушения финансового законодательства;
методами подготовки и проведения консультаций.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 42 часа.
Вид учебной работы
| Всего
часов
| Семестры
| 3
| 4
| Аудиторные занятия (всего)
| 42
|
| 42
| В том числе:
| -
|
| -
| Лекции (Л)
| 42
|
| 42
| Практические занятия (ПЗ)
| -
|
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
|
| -
| Курсовой проект (работа)
| -
|
| -
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 21
|
| 21
| В том числе:
|
|
|
| Реферат
| 12
|
| 12
| Доклад
| 9
|
| 9
| Составление плана-конспекта
| -
|
| -
| Форма промежуточной аттестации:
контрольная работа в 4-ом семестре
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 63
|
| 63
|
5. Структура и содержание дисциплины 5.1. Структура дисциплины
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
Форма промежуточной аттестации
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
|
|
| Введение
| 2
|
|
|
|
| 1.
| Финансы и финансовая деятельность государства
| 14
|
|
| 6
| Устный опрос
Тестирование
| 2.
| Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации
| 12
|
|
| 6
| Устный опрос
Блиц-опрос
Обсуждение докладов
|
3.
| Правовые основы финансов предприятия, страхования и государственного кредита
| 8
|
|
| 4
| Устный опрос
Тестирование
Обсуждение докладов
Обсуждение рефератов
| 4.
| Правовые основы банковского кредитования, денежного обращения и валютного регулирования
| 6
|
|
| 5
| Устный опрос
Блиц-опрос
Обсуждение докладов
| 5.
| Промежуточная аттестация
| Контрольная работа в письменной форме
|
| ИТОГО:
| 42
|
|
| 21
|
| |