Скачать 206.11 Kb.
|
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕМОГРАФИЯ Учебная программа курса Владивосток 2005 Министерство образования Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса СОЦИАЛЬНАЯ ДЕМОГРАФИЯ Учебная программа курса по специальности 040101 Социальная работа 040102 Социальная антропология Владивосток Издательство ВГУЭС 2005 ББК **.** Учебная программа по дисциплине «Социальная демография» составлена в соответствие с требованиями государственного стандарта России. Предназначена для студентов специальностей 040101 «Социальная работа» и 040102 «Социальная антропология». Составитель: Ставров И.В., ассистент кафедры Социальной работы и социологии. Утверждена на заседании кафедры Социальной работы и социологии…, протокол № Рекомендована к изданию методическим советом Института Психологии, Педагогики и Социологии ВГУЭС…, протокол № Издательство Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2005 ВВЕДЕНИЕПроцессы депопуляции и другие негативные явления в России, быстрый рост народонаселения в мире, обострение межнациональных и межрелигиозных отношений, «столкновение» урбанизации (в развивающихся странах) и деурбанизации (в развитых) привело к необходимости изучения в рамках учебного процесса курса «Социальная демография». Курс «Социальная демография» изучается студентами специальностей 040101 - «Социальная работа» и 040102 – «Социальная антропология». Необходимость введения в учебные программы специальностей 040101 – «Социальная работа» и 040102 «Социальная антропология» курса «Социальная демография» определяется государственными задачами России в сфере совершенствования социально-демографической политики в процессе перехода к общественным отношениям нового типа. Вынужденный поиск путей решения обострившихся в 1990-е годы социальных проблем доказывает необходимость настоятельно заняться изучением социальных отношений и их слагаемых в современном российском социуме. Введение учебной дисциплины «Социальная демография» для изучения в высшей школе очевидно также в свете задач подготовки управленцев, социальных работников, как в общероссийском, так и в региональном масштабах. В общей сложности, указанные выше обстоятельства предопределяют не только актуальность, но теоретическую и практическую целесообразность учебного курса «Социальная демография». Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как «социология», «экономика», «политология», «статистика», «социальная политика», «социальная геронтология», и т.д. Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для понимания происходящих процессов и явлений общественной жизни, умения объективно оценивать социально-экономическое состояние российского общества, ориентироваться в его внутренних проблемах, анализировать социально-политическую ситуацию в стране. Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (специальности 040101 – «Социальная работа» и 040102 – «Социальная антропология»), утвержденного 10.03.2000 г. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯЦелью настоящего курса является формирование у студентов представления о протекании социально-демографических процессов в мире, в России и Приморском крае. Основные задачи курса заключаются в изучении теоретических вопросов воспроизводства, миграций, семейно-брачной структуры населения и т.п., а также рассмотрения фактически протекающих социально-демографических процессов. Курс «Социальная демография» изучается студентами специальностей 040101 - «Социальная работа» и 040102 – «Социальная антропология» в течение 8-го семестра и включает все формы аудиторных занятий (из 34 ч. - 17 ч. отводится на лекции и 17 ч. - на семинары), а также самостоятельную работу студентов. Изучение курса предполагает комплексное использование разных форм работы: прослушивание лекций с последующей работой над ними, выполнение письменных заданий (написание рефератов), участие в семинарах, самостоятельная работа с источниками, индивидуальные консультации студентов с преподавателем. На семинарах (17 ч.) студенты под руководством преподавателя систематизируют и закрепляют свои знания по конкретным разделам курса, приобретают и закрепляют навыки самостоятельного изучения предмета. Завершая работу над курсом в конце 8-го семестра, студенты сдают зачет. Итоговый зачет сдается в устной форме. Для получения допуска к зачету студент должен написать и защитить реферативную работу. Промежуточные аттестации студенты проходят в виде тестов. Кроме того, студенты должны посещать занятия и проявлять активность в аудитории. Для получения положительной оценки на итоговом экзамене студент должен показать высокий уровень знания изучаемого предмета. Процентный вклад в итоговый результат трех вышеназванных составляющих:
аттестаций - 30%;
Студент не допускается к зачету:
СОДЕРЖАНИЕ КУРСАПеречень тем лекционных занятийТема 1. Социальная демография как наука.Понятие социальной демографии. Объект и предмет социальной демографии как науки. История становления демографии. Методы демографических исследований: системный анализ, методы систематизации, экономико-географического исследования, таксонирования и др. Тема 2. Источники данных о населении. Переписи населения и текущий статистический учет как основные источники данных о населении. Публикация данных. Первичная и вторичная виды информации. Принципы переписи населения. Учет населения за рубежом. Переписи и текущий учет населения в России. Тема 3. Естественное движение населения (воспроизводство).Определение воспроизводства населения. Рождаемость и смертность. Простое и расширенное воспроизводство. Традиционный, переходный и современный типы воспроизводства. Фазы демографического перехода. Естественное движение населения в зарубежных странах. Воспроизводство населения в России. Тема 4. Миграция населения.Понятия миграция. Виды миграции. Беженцы и вынужденные переселенцы. Причины миграции. Миграционные процессы за рубежом. Миграции в истории России. Этномиграционные процессы на территории Дальнего Востока России. Тема 5. Структура населения. Понятие и классификация структуры населения. Половозрастная структура населения России и зарубежных стран. Факторы изменения половозрастной структуры населения. Брачная и семейная структура населения. Средний размер семьи. Простые и сложные семьи. Этнический и религиозный состав населения мира. Тема 6. Трудовые ресурсы, занятость и рынок труда.Трудоспособный возраст. Количество и качество трудовых ресурсов. Трудовой потенциал. Проблема занятости населения. Безработица и ее влияние на социальное развитие России. Понятие рынка труда. Тема 7. Городское и сельское население. Типы поселений: деревня, поселок городского типа, город, агломерация, мегаполис, мегалополис. Исторические типы расселения людей. Социальное развитие села. Урбанизация: причины и следствия. Функции городов. Городское и сельское население России. Урбанизация в зарубежных странах. Тема 8. Демографическая политика и прогнозы развития численности населения.Понятие «демографической политики». Структура демографической политики. Проблема эффективности демографической политики. Конституционно-правовые основы и важнейшие направления демографической политики России. Демографические прогнозы. Сценарии демографического развития. Перечень тем семинарских занятийТема 1. История формирования демографии как науки.
Тема 2. Воспроизводство населения Приморского края во второй половине ХХ века.
Тема 3. Территориальные различия и социальные проблемы демографических процессов в Приморском крае.
Тема 4. Старение населения.
Тема 5. Качество населения.
Тема 6. Миграционные процессы в Приморском крае в 60-е – 80-е гг. ХХ века.
Тема 7. Этномиграционные процессы в Приморье (конец 80-х – 90-е гг. ХХ века).
Тема 8. Региональные аспекты демографической политики России.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА Разделы курса «Социальная демография» сложны для понимания. Данное обстоятельство объясняется сложностью теоретических положений, не разработанностью целого ряда вопросов, их дискуссионностью, а также недостатком учебной и научной литературы по изучаемому предмету. Ввиду этого необходимо систематически работать над изучением нового материала. Начинать работать следует с изучения конспекта лекции, разбирать все непонятные места в них, дополнять информацией из других источников, рекомендованных преподавателем. При индивидуальных консультациях следует уточнять содержание дискуссионных разделов темы. Следует завести Словарь терминов, в который необходимо заносить все понятия, прозвучавшие на лекциях и в ходе семинарских занятий. В рамках самостоятельной работы студентам предлагается написать реферат, отражающий одну из ключевых проблем изучаемого курса. Тематика рефератов представлена в соответствующем списке (см. Темы рефератов для самостоятельной работы). Реферативная работа сдается преподавателю в течение семестра, до зачетной недели. Реферат является самостоятельным изучением выбранной темы и должен включать в себя следующие части:
Реферат – это вид научной работы, предполагающий краткое изложение сути теоретических или эмпирических положений научной работы. Написание реферата предполагает самостоятельное прочтение необходимой литературы и подробный анализ полученной из нее информации по выбранной проблематике. Самостоятельное выражение основных положений изучаемой проблемы, а не списывание разделов исследования. Важнейшим элементом выполненной реферативной работы должно быть наличие ссылок на соответствующие положения в учебной и научной литературе. Написание реферата является для студентов обязательным. Замена тематики рефератов, темами не указанными в списке, допускается только с разрешения преподавателя. Формой отчетности по результатам самостоятельной работы является зачет/незачет реферата. В случае незачета или несвоевременной сдачи реферата студент не допускается к зачету. Тематика рефератов для самостоятельной работы
Теоретические знания об основных положениях курса «Социальная демография» студенты могут получить как в ходе лекционных занятий, так и в процессе самостоятельного изучения основной литературы по курсу. Основной для самостоятельной работы студентов должна стать следующая литература: Учебное пособие: Медков, В.М. Демография / В.М. Медков. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2002. – 413 с. В учебном пособии рассматриваются наиболее актуальные демографические процессы, происходящие в России и за рубежом. Учебное пособие: Бутов, В.И. Демография / В.И. Бутов. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: ИЦ «МарТ», 2003. – 592 с. В пособии, основываясь на данных Госкомстата России, итоги переписи населения 2002 г., многочисленные труды ученых, материалы государственных органов, регулирующих вопросы занятости, миграции и др., автор представил комплексное исследование, которое позволит студентам глубже освоить учебный курс. В книге приведены ряд важных законодательных актов и статистических таблиц, относящихся к проблемам народонаселения. Монография: Сидоркина, З.И. Население Приморского края: рождаемость, смертность, продолжительность жизни / З.И. Сидоркина. – Владивосток: Дальнаука, 2001. – 99 с. Работа посвящена актуальным проблемам населения, изучению тенденций его развития. Наряду с оценкой нынешнего состояния демографической ситуации анализируется статистика за вторую половину ХХ века. С помощью специальных расчетов сделан более детальный анализ сложившейся ситуации. Рассчитаны количественные потери населения в результате снижения рождаемости. Рассмотрены территориальные различия демографических процессов на территории края. Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная литература
Дополнительная литература
|
Социальная этнография и демография Социальная этнография и демография: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. И. В. Плющ. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 19... | Методические указания по подготовке контрольных работ по дисциплине «социальная демография» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... | Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная демография и этнография» Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная демография и этнография» Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | ||
Кафедра теории и методики социальной работы Социальная демография и этнография: рабочая программа; Краснояр гос ун-т; Сост. И. В. Плющ. Красноярск, 2001. 25 с | Рабочая программа дисциплины историческая география россии направление... «Современная история России», «Этнология и социальная антропология», «Историческое краеведение», «Историческая демография», «Социальная... | ||
Экзаменационные вопросы по дисциплине: «социальная педагогика» Для специальности Экзамен по дисциплине «Социальная педагогика» является итоговой формой контроля знаний студентов | Тест по арбитражному процессу Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 Социология,... | ||
Программа курса «экономическая социология и демография» Паспорт специальности 220003 «Экономическая социология и демография» (социологические науки) | Демография россии Демография России [Текст] : библиогр указ / Сост. Е. П. Попова, Г. А. Хижнякова; ред. И. Н. Гнеушева; отв за вып. Л. Н. Патрина;... | ||
Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. ● Медков В.... Клочкова М. С. Демография: учебное пособие / М. С. Клочкова. – М.: Изд-во риор, 2006 | Рабочая программа по дисциплине: психо-социальная работа с населением... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная демография и этнография» Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления... | Рабочая программа по дисциплине «общественные организации и социальная... Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта (госа) специальности 040101 Социальная работа,... |