Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические рекомендации, учебные материалы.





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические рекомендации, учебные материалы.
страница1/5
Дата публикации22.11.2014
Размер0.69 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
Кафедра физиологии человека и методики обучения биологии


ОСНОВЫ ПЕДИАТРИИ И ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


Специальность: 050703.65 «Дошкольная педагогика и психология»
Квалификация: Преподаватель дошкольной педагогики и психологии
Заочная форма обучения


Красноярск 2011

Пояснительная записка
Особая роль в создании здорового образа жизни детей, в претворении в жизнь достижений педиатрии и детской гигиены принадлежит педагогам, работающим с дошкольниками, следовательно, им необходимо знать закономерности развития здорового ребенка, проявления у него различных заболеваний и меры их предупреждения.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические рекомендации, учебные материалы. Студенты осваивают курс в системе лекционных, практических занятий, а также через разные формы самостоятельной работы.

Формой контроля является: зачет в 3 семестре.

Основными разделами настоящего УМКД являются:

  1. организационные документы:

  • учебная программа дисциплины

  • карты ресурсов

  • описание модульно-рейтинговой системы

  1. методические материалы:

    • методические рекомендации для студентов

    • методические рекомендации для преподавателя

  2. учебные материалы:

    • практикум (вариант, набранный в Word);

    • лекции (вариант, набранный в Word)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
Кафедра физиологии человека и методики обучения биологии

ОСНОВЫ ПЕДИАТРИИ И ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность: 050703.65 «Дошкольная педагогика и психология»
Квалификация: Преподаватель дошкольной педагогики и психологии
Заочная форма обучения


Красноярск 2011
УМКД составлен к.б.н., доцентом И.Б.Чмиль

Обсужден на заседании кафедры физиологии человека и методики обучения биологии

« 2» ноября 2011 г.

Протокол №3
Заведующий кафедрой Н.З. Смирнова

Д.б.н., профессор

Одобрено научно-методическим советом

«___»____________2011 г.

Председатель НМСС В.В. Виноградов

Введение

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящая рабочая программа (далее программа) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.


Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, участвующих в процессе изучения дисциплины.

Особая роль в создании здорового образа жизни детей, в претворении в жизнь достижений педиатрии и детской гигиены принадлежит педагогам, работающим с дошкольниками, следовательно, им необходимо знать закономерности развития здорового ребенка, проявления у него различных заболеваний и меры их предупреждения.

Цель: дать будущим педагогам знания об особенностях и закономерностях развития детского организма, о влиянии внешней среды на развитие и состояние здоровья детей раннего и дошкольного возраста.

Задачи курса:

  • Приобрести знания о закономерностях роста и развития детского организма

  • Сформировать мировоззрение будущего воспитателя – педагога;

  • Познакомиться с системным подходом к организации первичной профилактики заболеваний;

  • Усвоить знания о возрастных особенностях развития основных функциональных систем

  • Овладеть методами оказания первой доврачебной помощи в обычных и чрезвычайных условиях;

  • Научиться определять заболевания по первым признакам.

В процессе изучения дисциплины используются формы аудиторной работы: лекции, семинары-дискуссии. Самостоятельная работа студентов кроме теоретической подготовки к семинарским и практическим занятиям, включает решение ситуационных задач и тестов по основным разделам дисциплины
Объём дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

100

2,3

Аудиторные занятия

8




Лекции

8




Практические занятия (семинары)

-




Лабораторные работы

-




Самостоятельная работа

92




Курсовые работы/рефераты






Вид итогового контроля: зачет




зачет


ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050703.65 Дошкольная педагогика и психология предполагает наличие в цикле ОПД национально-регионального (вузовского) компонента, в рамках которого введена дисциплина «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста»


Тематическое планирование курса

«Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста»
Специальность: 050703.65 «Дошкольная педагогика и психология»

Квалификация: Преподаватель дошкольной педагогики и психологии

для студентов, обучающихся по заочной форме


Наименование разделов, тем

Всего часов трудоемкости

Аудиторные

Самос-тоятель-ная работа







Всего

Лекции

Семина-ры




Раздел I. (БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ 1) Психофизиологическое состояние детей раннего и дошкольного возраста

1. Понятие о педиатрии и дошкольной гигиене, цели и задачи, основные направления развития педиатрической науки, современные методы диагностики в педиатрии. Возрастные периоды развития ребенка

22

2

2

-

20

2. Детские болезни. Профилактика заболевания у детей раннего и дошкольного возраста

25

2

2

-

23

3. Инфекционные заболевания и их профилактика у детей раннего и дошкольного возраста

23

2

2

-

21

Раздел II. (БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ 2) Гигиена детей раннего и дошкольного возраста

4. Гигиена среды в детском дошкольном учреждении. Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня. Гигиена белья, одежды и обуви детей. Гигиенические основы питания детей раннего и дошкольного возраста

30

2

2

-

28

ИТОГО

100

8

8

-

92

Содержание лекционного курса



п/п

Наименование разделов и тем

Содержание

1

Понятие о педиатрии и дошкольной гигиене. Цели и задачи, основные направления наук. Современные методы диагностики

Предметная область научных знаний педиатрии и дошкольной гигиены. Связь педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста с другими науками. Методы исследования педиатрии и гигиены. Краткие сведения из истории педиатрии и дошкольной гигиены. Характеристика этапов возрастного развития: А. Внутриутробный этап: а) фаза эмбрионального развития; б) фаза плацентарного развития; Б. Внеутробный этап: а) период новорожденности; б) грудной возраст; в) преддошкольный (старший ясельный) период; г) дошкольный период; д) школьный возраст: младший, средний, старший — подростковый. Распределение детей по группам в ДОУ в зависимости от возраста.

2

Детские болезни.

Заболевания детей раннего возраста. Болезни новорожденных. Болезни детей грудного возраста. Гипотрофия. Нервно-психическое развитие ребенка. Психическое здоровье. Неврозы и невротическое состояние. Профилактика неврозов у детей.

3

Инфекционные и паразитические заболевания, их профилактика

Заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем. Мероприятия по их профилактике.

4

Гигиена среды в детском дошкольном учреждении. Гигиеническое просвещение

Гигиенические требования к проектированию дошкольных учреждений

Понятие о рациональном питании, его особенности у детей. Гигиенические воспитание детей, санитарное просвещение персонала


Самостоятельная работа студентов

Допуском к зачету для студентов является:

  1. Понятийный зачет: рост, развитие; физическое развитие, физическое воспитание, здоровье, группы здоровья, критерии здоровья, возрастная периодизация; возрастные особенности дыхательной системы; возрастные особенности пищеварительной системы; возрастные особенности сердечно-сосудистой системы; возрастные особенности опорно-двигательного аппарата; возрастные особенности нервной системы; возрастные особенности мочевыделительной системы; возрастные особенности органов чувств; возрастные особенности крови и кровообращения; инфекционный процесс; эпидемический процесс; иммунитет; иммунопрофилактика; принципы передачи заболеваний воздушно капельным путем; принципы передачи заболеваний фекально-оральным путем; гельминтозы; режим дня ребенка; гигиена дошкольных учреждений; рациональное питание; обмен веществ.

  2. 4 реферата из списка.

  3. Выполнение заданий из рабочей тетради


ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Аллергические заболевания.

  2. Гигиеническая организация бодрствования детей раннего и дошкольного возраста в ДОУ.

  3. Гигиенические требования к детской одежде.

  4. Гигиенические требования к игрушкам, дидактическому материалу.

  5. Гигиенические требования к освещению, составу воздуха в ДОУ.

  6. Гигиенические требования к отоплению, водоснабжению и содержанию ДОУ.

  7. Детский травматизм, оказание доврачебной помощи и предупреждение его.

  8. Заболевание крови и сердца, ревматизм у детей раннего и дошкольного возраста и его профилактика.

  9. Закаливание.

  10. Нарушение питания в детском возрасте, их профилактика.

  11. Организация питания в дошкольных учреждениях и воспитание культурно-гигиенических навыков питания у детей раннего и дошкольного возраста.

  12. Организация режима дня в дошкольных учреждениях, гигиеническая организация сна в ДОУ.

  13. Особенности и гигиена мочевыделительной системы у детей раннего и дошкольного возраста. Проявление и профилактика их заболеваний.

  14. Особенности и гигиена опорно-двигательного аппарата у детей раннего и дошкольного возраста. Нарушение осанки и плоскостопие.

  15. Особенности и гигиена органов дыхания и голосового аппарата у детей раннего и дошкольного возраста. Проявление и профилактика их заболеваний.

  16. Особенности и гигиена органов пищеварения у детей раннего и дошкольного возраста. Проявление и профилактика их заболеваний.

  17. Особенности обмена веществ у детей раннего и дошкольного возраста, потребности в основных питательных веществах в зависимости от возраста.

  18. Паразитические заболевания у детей раннего и дошкольного возраста, гельминтозы.

  19. Пищевые отравления.

  20. Туберкулез у детей раннего и дошкольного возраста и его профилактика.


Ориентировочные вопросы к зачету по курсу «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста»

1 . Понятие о педиатрии. Цели и задачи, объект изучения, современные методы исследования педиатрии.

  1. Понятие о гигиене детей раннего и дошкольного возраста. Цели и задачи, объект изучения, современные методы исследования гигиены.

  2. Характеристика этапов возрастного развития. Распределение детей по группам в ДОУ в зависимости от возраста.

  3. Понятие здоровье, физическое развитие и воспитание детей. Критерии здоровья. Группы здоровья. Оценка физического развития. Базовая и расширенная скрининг-программы. Закономерности роста детей.

  4. Требования к организации физического воспитания в ДОУ.

  5. Нарушение опорно-двигательного аппарата и их профилактика.

  6. Закаливание.

  7. Нервно-психическое развитие ребенка. Психическое здоровье. Неврозы и невротические состояния. Профилактика неврозов у детей. Психокоррекция и психотерапия.

  8. Заболевания детей раннего возраста.

  9. Рахит, его проявления, лечение и профилактика.

  10. Особенности и гигиена органов дыхания и голосового аппарата. Заболевания органов дыхания, их профилактика.

  11. Особенности и гигиена кожи ребенка. Кожные заболевания и их профилактика.

  12. Особенности и гигиена органов пищеварения в детском возрасте. Заболевания и функциональные нарушения органов пищеварения, их проявления и профилактика.

  13. Заболевания сердца и сосудов в детском возрасте, их профилактика.

  14. Проявление и профилактика малокровия у детей.

  15. Функции зрения. Профилактика их нарушений. Гигиена зрения у детей.

  16. Особенности и гигиена органов мочевыделения у детей, проявления и профилактика их заболеваний.

  17. Гигиена половых органов, проявления и профилактика их заболеваний.

  18. Эндокринные заболевания у детей и их профилактика.

  19. Аллергические состояния.

  20. Общие закономерности возникновения, распространения и прекращения инфекционных болезней у детей. Иммунитет. Основные принципы иммунопрофилактики. Календарь профилактических прививок. Профилактика инфекционных заболеваний.

  21. Заболевания с воздушно-капельным путем передачи и их профилактика.

  22. Заболевания с фекально-оральным механизмом передачи и их профилактика.

  23. Первая помощь при несчастных случаях и травмах.

  24. Первая помощь при попадании в организм инородного тела.

  25. Пищевые отравления. Отравления небактериального происхождения.

  26. Гигиенические требования к проектированию дошкольных учреждений.

  27. Гигиенические требования к оборудованию помещений дошкольных учреждений.

  28. Гигиенические требования к освещению, составу воздуха, отоплению, водоснабжению. Санитарное содержание дошкольных учреждений.

  29. Гигиена учебной деятельности детей.

  30. Санитарно-гигиенические требования к детскому белью и комнатной одежде.

  31. Особенности обмена веществ у детей раннего и дошкольного возраста, потребность в основных питательных веществах в зависимости от возраста.

  32. Нарушение питания в детском возрасте, их профилактика.

  33. Организация питания в дошкольных учреждениях.

  34. Санитарно-гигиенические требования к оборудованию пищеблока, хранению продуктов и приготовлению пищи.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические рекомендации, учебные материалы. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены...
«Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические рекомендации, учебные материалы. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены...
«Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические рекомендации, учебные материалы. iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Основы педиатрии и гигиены...
Введение данной дисциплины обусловлено тем, что необходимым условием успешной организации учебно-воспитательного процесса является...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические рекомендации, учебные материалы. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дробинская А. О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: Учеб пособие для студ. Вузов. – М.: Гуманит изд...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические рекомендации, учебные материалы. iconПояснительная записка рабочая программа дисциплины «Основы педиатрии...
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические рекомендации, учебные материалы. iconУчебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее мдк)...
Мдк. 01. 02. Теоретические и методические основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические рекомендации, учебные материалы. iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Т. А. Глухих. Основы педиатрии и гигиены: Учебно – методический комплекс для студентов специальностей 050700. 62 «Педагогика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические рекомендации, учебные материалы. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мдк 01. 02. Теоретические и методические основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические рекомендации, учебные материалы. iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория систем и системный анализ»
Учебно-методический комплекс дисциплины включает следующие документы и материалы
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические рекомендации, учебные материалы. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: получения работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические рекомендации, учебные материалы. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«мдк теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста» Теоретические...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические рекомендации, учебные материалы. iconТеоретические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к...
Психологические особенности детей раннего возраста
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические рекомендации, учебные материалы. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пм 01 мдк 01. 02. «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические рекомендации, учебные материалы. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мдк. 02. 01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические рекомендации, учебные материалы. iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Программа предназначена для студентов Тюмгу и разработана в соответствии с фгос, учебным планом института и с учетом компетентностного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические рекомендации, учебные материалы. iconПояснительная записка к Учебно-методическому комплексу дисциплины...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста» включает...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск