Скачать 0.9 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА» Кафедра физиологии человека и методики обучения биологии ОСНОВЫ ПЕДИАТРИИ И ГИГИЕНЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Направление подготовки: 050700.62 «Педагогика» Квалификация, профиль: бакалавр (Управление дошкольным образованием) Очная форма обучения Красноярск 2011 Пояснительная записка Особая роль в создании здорового образа жизни детей, в претворении в жизнь достижений педиатрии и детской гигиены принадлежит педагогам, работающим с дошкольниками, следовательно, им необходимо знать закономерности развития здорового ребенка, проявления у него различных заболеваний и меры их предупреждения. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические рекомендации, учебные материалы. Студенты осваивают курс в системе лекционных, практических занятий, а также через разные формы самостоятельной работы. Формой контроля является: зачет в 3 семестре. Основными разделами настоящего УМКД являются:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА» Кафедра физиологии человека и методики обучения биологии ОСНОВЫ ПЕДИАТРИИ И ГИГИЕНЫ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Направление подготовки: 050700.62 «Педагогика» Квалификация, профиль: бакалавр (Управление дошкольным образованием) Очная форма обучения Красноярск 2011 УМКД составлен к.б.н., доцентом И.Б. Чмиль Обсужден на заседании кафедры физиологии человека и методики обучения биологии « 2» ноября 2011 г. Протокол №3 Заведующий кафедрой Н.З. Смирнова Д.б.н., профессор Одобрено научно-методическим советом «___»____________2011 г. Председатель НМСС В.В. Виноградов ВведениеОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящая рабочая программа (далее программа) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, участвующих в процессе изучения дисциплины. Особая роль в создании здорового образа жизни детей, в претворении в жизнь достижений педиатрии и детской гигиены принадлежит педагогам, работающим с дошкольниками, следовательно, им необходимо знать закономерности развития здорового ребенка, проявления у него различных заболеваний и меры их предупреждения. Цель: дать будущим педагогам знания об особенностях и закономерностях развития детского организма, о влиянии внешней среды на развитие и состояние здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Задачи курса:
В процессе изучения дисциплины используются формы аудиторной работы: лекции, семинары-дискуссии. Самостоятельная работа студентов кроме теоретической подготовки к семинарским и практическим занятиям, включает решение ситуационных задач и тестов по основным разделам дисциплины Объём дисциплины и виды учебной работы Направление подготовки: 050700.62 «Педагогика» Квалификация, профиль: бакалавр (Управление дошкольным образованием) Очная форма обучения
ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700.62 Детская практическая психология предполагает наличие в цикле ОПД национально-регионального (вузовского) компонента, в рамках которого введена дисциплина «Основы педиатрии и гигиены» Тематическое планирование курса «Основы педиатрии и гигиены» Направление подготовки: 050700.62 «Педагогика» Квалификация, профиль: бакалавр (Управление дошкольным образованием) Очная форма обучения
ПРОГРАММА дисциплины «ОСНОВЫ ПЕДИАТРИИ И ГИГИЕНЫ» Тема 1. Понятие о педиатрии и дошкольной гигиене, цели и задачи, основные направления развития педиатрической науки, современные методы диагностики в педиатрии. Возрастные периоды развития ребенка Предметная область научных знаний педиатрии и дошкольной гигиены. Связь педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста с другими науками. Методы исследования педиатрии и гигиены. Краткие сведения из истории педиатрии и дошкольной гигиены. Характеристика этапов возрастного развития: А. Внутриутробный этап: а) фаза эмбрионального развития; б) фаза плацентарного развития; Б. Внеутробный этап: а) период новорожденности; б) грудной возраст; в) преддошкольный (старший ясельный) период; г) дошкольный период; д) школьный возраст: младший, средний, старший — подростковый. Распределение детей по группам в ДОУ в зависимости от возраста. Тема 2. Состояние здоровья, физическое развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Психическое здоровье, понятие о психокоррекции и психотерапии у детей раннего и дошкольного возраста Понятие здоровье, физического развития и воспитания детей. Критерии здоровья. Группы здоровья. Оценка физического развития. Базовая и расширенная скрининг-программы. Закономерности роста детей. Требования к организации физического воспитания в ДОУ. Нарушение опорно-двигательного аппарата и их профилактика. Закаливание. Нервно-психическое развитие ребенка. Психическое здоровье. Неврозы и невротические состояния. Профилактика неврозов у детей. Психокоррекция и психотерапия. Тема 3. Детские болезни. Профилактика заболевания у детей раннего и дошкольного возраста. Заболевания детей раннего возраста. Болезни новорожденных. Болезни детей грудного возраста. Гипотрофия. Нарушение обмена веществ. Рахит, его проявления, лечение и профилактика. Особенности и гигиена органов дыхания и голосового аппарата. Заболевания органов дыхания, их профилактика. Особенности и гигиена кожи ребенка. Кожные заболевания и их профилактика. Особенности и гигиена органов пищеварения в детском возрасте. Заболевания и функциональные нарушения органов пищеварения, их проявления и профилактика. Заболевания сердца и сосудов в детском возрасте, их профилактика. Проявление и профилактика малокровия у детей. Функции зрения. Профилактика их нарушений. Гигиена зрения у детей. Особенности и гигиена органов мочевыделения у детей, проявления и профилактика их заболеваний. Гигиена половых органов, проявления и профилактика их заболеваний. Эндокринные заболевания у детей и их профилактика. Аллергические состояния. Тема 4. Инфекционные заболевания и их профилактика у детей раннего и дошкольного возрастаБолезнетворные микробы и защитные свойства организма. Общие закономерности возникновения, распространения и прекращения инфекционных болезней у детей. Инфекционный процесс и его развитие. Эпидемический процесс, его основные факторы и закономерности. Неспецифические факторы защиты. Иммунитет. Основные принципы иммунопрофилактики. Календарь профилактических прививок. Профилактика инфекционных заболеваний. Заболевания с воздушно-капельным путем передачи. Заболевания с фекально-оральным механизмом передачи. Тема 5. Детский травматизм. Неотложные состояния у детей Первая помощь при несчастных случаях и травмах. Повреждения. Ожоги и отморожения. Тепловой и солнечный удар. Обморок. Укусы животных. Первая помощь при попадании в организм инородного тела. Пищевые отравления. Отравления небактериального происхождения. Тема 6. Гигиена среды в детском дошкольном учреждении. Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня. Гигиена белья, одежды и обуви детей Гигиенические требования к проектированию дошкольных учреждений. Гигиенические требования к оборудованию помещений дошкольных учреждений. Гигиенические требования к освещению, составу воздуха, отоплению, водоснабжению. Санитарное содержание дошкольных учреждений. Гигиена учебной деятельности детей. Санитарно-гигиенические требования к детскому белью и комнатной одежде. Тема 7. Гигиенические основы питания детей раннего и дошкольного возраста Особенности обмена веществ у детей раннего и дошкольного возраста, потребность в основных питательных веществах в зависимости от возраста. Вскармливание детей до года. Питание детей старше года. Нарушение питания в детском возрасте, их профилактика. Организация питания в дошкольных учреждениях. Воспитание культурно-гигиенических навыков питания у детей. Санитарно-гигиенические требования к оборудованию пищеблока, хранению продуктов и приготовлению пищи. Содержание лекционного курса «ОСНОВЫ ПЕДИАТРИИ И ГИГИЕНЫ» Направление подготовки: 050700.62 «Педагогика» Квалификация, профиль: бакалавр (Управление дошкольным образованием) Очная форма обучения
Программа семинарских занятий «ОСНОВЫ ПЕДИАТРИИ И ГИГИЕНЫ» Направление подготовки: 050700.62 «Педагогика» Квалификация, профиль: бакалавр (Управление дошкольным образованием) Очная форма обучения Тема 1. Состояние здоровья, физическое развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. (семинар 1-2) Цель: Научиться правильно определять состояние здоровья и физическое развитие детей. Оборудование: ростомер, напольные весы, динамометр, спирометр, тонометр, секундомер, плантограф, таблицы Вопросы для обсуждения.
А) особенности развития физических качеств детей дошкольного возраста; Б) структура (виды и типы) и организация оздоровительных занятий; В) гигиеническая организация физкультурных занятий; Г) виды физических упражнений; Д) гимнастика в ДОУ; Е) спортивное оборудование.
А) организация системы закаливания в ДОУ; Б) сущность закаливания; В) основные принципы закаливания; Г) виды закаливания. Тема 2. Детские болезни. Профилактика заболевания у детей раннего и дошкольного возраста. (семинар 3-5) Цель: Научиться распознавать симптомы проявления детских заболеваний. Выяснить, какие мероприятия способствуют предупреждению данных болезней. Оборудование: Таблицы, фотографии детей с заболеваниями. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены... «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены... «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы педиатрии и гигиены... Введение данной дисциплины обусловлено тем, что необходимым условием успешной организации учебно-воспитательного процесса является... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дробинская А. О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: Учеб пособие для студ. Вузов. – М.: Гуманит изд... | ||
Пояснительная записка рабочая программа дисциплины «Основы педиатрии... Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология | Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее мдк)... Мдк. 01. 02. Теоретические и методические основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Т. А. Глухих. Основы педиатрии и гигиены: Учебно – методический комплекс для студентов специальностей 050700. 62 «Педагогика» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мдк 01. 02. Теоретические и методические основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория систем и системный анализ» Учебно-методический комплекс дисциплины включает следующие документы и материалы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: получения работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «мдк теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста» Теоретические... | Теоретические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к... Психологические особенности детей раннего возраста | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пм 01 мдк 01. 02. «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мдк. 02. 01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Программа предназначена для студентов Тюмгу и разработана в соответствии с фгос, учебным планом института и с учетом компетентностного... | Пояснительная записка к Учебно-методическому комплексу дисциплины... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста» включает... |