УДК 37.01
ББК 66.75
П 52
Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2000-2001 годы / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2002. – 303 с. Редакционная коллегия:
Проф. Камалдинова Э.Ш., проф. Родионов В.А. (МГСА) (ответственные редакторы); Коврижных Ю.В., Куприянова Г.В. (Минобразование России).
Государственный доклад содержит основные показатели положения российской молодежи и меры по реализации государственной молодежной политики за 2000-2001 годы.
ISBN 5-85085-779-6
© Министерство образования Российской Федерации, 2002
© Московская гуманитарно-социальная академия, 2002
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
Динамика численности обучающихся в учреждениях начального профессионального образования Российской Федерации 50
Прием и численность студентов средних специальных учебных заведений, выпуск специалистов со средним профессиональным образованием 52
Численность студентов средних специальных учебных заведений по укрупненным группам специальностей на 2001/2002 учебный год 52
сразу после окончания 60
Группы факторов, влияющих на выбор работы (в %) 61
Предпочтения молодежи при выборе места работы (в %) 62
Факторы 66
Учатся в ПТУ, техникуме 66
Среднее время поиска работы безработными (месяцев) 73
Выполнение молодежной части трудового законодательства РФ предпринимателями (в % к ответам экспертов) 74
Характер выполнения трудового законодательства 74
Ценности достижения личного благополучия (в %) 85
Идентификации молодежи в сфере гражданских отношений 107
Самоидентификация молодежи различных национальных групп (в %) 109
Основания национальной идентификации молодежи 110
Оценка деятельности В.В. Путина в зависимости от социального положения респондентов, 2001 г. (в %) 115
Оценка деятельности различных ветвей власти, 2001 г. (в %) 115
В какой мере, на Ваш взгляд, заслуживают доверия (в %): 116
Электоральная активность молодежи (в %) 117
Политические "позиции" возрастных групп молодежи (в %) 118
Основные показатели работы оздоровительных лагерей (тыс.) 225
ВВЕДЕНИЕ Российское общество в последние 10-15 лет пережило глубокие экономические и политические трансформации, коренным образом изменившие уклад жизни и менталитет российского населения. Люди разных возрастных групп столкнулись с новыми реалиями.
Российская молодежь начала ХХI века, усваивая идеи, взгляды, ценности рыночной экономики, имеет дело с неоднозначным и противоречивым по результатам опытом их внедрения в современную практику.
Россия пытается прочно и всесторонне интегрироваться в процессы мирового развития. Это породило много проблем, которые необходимо осмысливать и учитывать во внутренней и внешней политике, в определении перспектив общественного и государственного развития, в формировании и социальном становлении молодого поколения россиян.
Многие проблемы молодежи оказались на обочине государственных интересов, не стали предметом специального внимания и их неотложного решения социальными институтами общества.
Молодежь, в первую очередь, должна освоить новую планетарную этику, новую систему ценностей и научиться жить на их основе.
В современных условиях требуется выделение молодежной политики в качестве приоритета государственной политики, реализация которой должна служить главной цели – процветанию великой России. В докладах Правительству Российской Федерации о положении молодежи анализировались происходящие в этой сфере процессы, излагались выводы и предложения.
Представленный материал подготовлен с учетом содержания предыдущих докладов. Основные тенденции, сложившиеся в начале 90-х годов ХХ века, проявляются и сейчас. Однако новые факторы, определяющие развитие государства, учет их воздействия на положение молодежи и реализацию государственной молодежной политики, определяют соотношение содержания данного доклада с пятью предыдущими.
Повышение эффективности государственной молодежной политики является необходимым элементом внутренней и внешней политики России на пути ее превращения в сильное и конкурентоспособное государство.
Мощный инновационный потенциал молодежи при определенных условиях и влиянии политических сил может иметь как конструктивную, созидательную направленность, так и деструктивное воздействие, способное нанести ущерб государству и обществу, в том числе и самой молодежи. Мероприятия государственных органов призваны способствовать развитию созидательной, творческой деятельности молодежи, реализации ее инициатив во всех сферах жизнедеятельности, формированию ответственности за сегодняшний день общества и его будущее.
Требуют неотложного рассмотрения ряд проблем, связанных с реализацией государственной молодежной политики на современном этапе. Среди них:
недостаточная разработанность нормативной правовой базы;
слабая скоординированность государственной молодежной политики с другими сферами государственной политики, что приводит к определенной замкнутости молодежной проблематики относительно других направлений деятельности государства;
ограниченность инфраструктуры учреждений и органов по делам молодежи, направлений их деятельности, адекватно отвечающих потребностям, интересам и проблемам молодежной сферы;
недостаточный уровень кадрового и финансового обеспечения государственной молодежной политики;
отсутствие универсальной системы диагностики и комплексного социального мониторинга состояния молодежной сферы и другие.
Государству не удается в достаточной мере мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах.
Особо следует отметить устойчивый взгляд общества на молодежь как социально пассивную, замкнутую в системе своих интересов и потребностей, находящуюся в переходном, маргинальном состоянии социальную группу, потребителя социальных услуг, различных видов безвозмездной помощи, поддержки со стороны государства.
С учетом этого, выдвигаются новые требования:
Поддержка и содействие реализации гражданских инициатив молодежи, активизация деятельности молодежных и детских общественных объединений.
Дифференцированный и диверсифицированный подход к молодежи по социальным и возрастным группам.
Межведомственная кооперация и усилий.
Доступность минимума социальных услуг для молодежи.
Интеграция источников финансирования государственной молодежной политики, усиление роли экономических рычагов привлечения ресурсов.
Утверждение принципа долгосрочного инвестирования на затраты в сфере государственной молодежной политики и прогноза возможного объема прибыли.
Создание современной инфраструктуры молодежной политики.
Формирование современного единого информационного пространства.
Установление диалога с молодежью.
В сложившейся ситуации необходимо остановить негативные тенденции в молодежной среде, принять радикальные меры по качественному улучшению положения молодежи, воспитанию культуры здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, включающих высокий уровень гражданственности и патриотизма.
Если в краткосрочной перспективе эти меры не будут реализованы, то возникнет реальная угроза национальной безопасности России.
Государственный доклад "О положении молодежи и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2000-2001 годы" отражает развитие определенной сферы государственной политики, имеет аналитическую, информационную, управленческую и прогностическую функции. Доклад выявляет степень эффективности реализации государственной молодежной политики, деятельности уполномоченных органов по решению проблем молодежи в 2000-2001 годах.
Концепция государственного доклада утверждена на заседании Правительственной комиссии по делам молодежи 22 мая 2001 г.
В процессе работы над докладом использованы поступившие в Департамент по молодежной политике Минобразования России в соответствии с решением Правительственной комиссии информационно-аналитические материалы МВД России, Минобороны России, Минюста России, Минсельхоза России, Минпромнауки России, МАП России, Минкультуры России, МПТР России, Минтруда России, Минздрава России, Минэкономразвития России, ФАПСИ России, Госкомстата России.
При подготовке государственного доклада использованы документы, научно-информационные материалы (доклады, нормативные правовые акты, целевые программы, затрагивающие решение проблем молодежи, аналитические записки) федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов по делам молодежи и реализации государственной молодежной политики 62 субъектов Российской Федерации, а также отчеты о научных исследованиях, выполненных по заказу Департамента по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации. Авторский коллектив:
Бабочкин П.И., д.ф.н., проф. (МГСА); Баринов С.В. (Минобразование России); Гришина Е.А., д.с.н., проф. (РГГУ); Давиденко С.М. (Минобразование России); Зубок Ю.А., к.с.н. (ИСПИ РАН); Камалдинова Э.Ш., д.ф.н., проф. (МГСА); Козлов А.А., д.соц.н., проф. (СпбГУ); Криворученко В.К., д.и.н., проф. (МГСА); Нехаев В.В., д.и.н., доц. (Ассоциация работников молодежной сферы); Новиков В.Г., к.э.н., ст.н.с. (РГАЗУ); Петрова Т.Э., д.с.н., проф. (Минобразование России); Родионов В.А., д.и.н., проф. (МГСА); Селиванов Л.И., к.с.н. (Минобразование России); Фещенко В.В., к.с.н. (Минобразование России); Чупров В.И., д.ф.н., проф. (ИСПИ РАН). Редакционная коллегия:
Проф. Камалдинова Э.Ш., проф. Родионов В.А. (МГСА) (ответственные редакторы); Коврижных Ю.В., Куприянова Г.В. (Минобразование России). Часть 1. МОЛОДЕЖЬ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
|