Скачать 274.36 Kb.
|
На правах рукописи Манкиева Хадишт Мухтаровна ГЕНЕЗИС ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА 24.00.01- теория и история культуры Авторефератдиссертации на соискание ученой степеникандидата философских наук Ростов-на-Дону2006Работа выполнена на кафедре философии и социологии факультета новых социальных технологий Майкопского государственного технологического университета Научный руководитель - доктор философских наук, доцент Овсянникова Татьяна Анатольевна Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор Бакулов Виктор Дмитриевич Иванович, кандидат философских наук, доцент Акиева Хава Магаметовна Ведущая организация - Кубанский государственный университет Защита состоится в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.11 по философским наукам при Ростовском государственном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. Нагибина, 13, ауд.427 С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке РГУ (г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148) Автореферат разослан «___» _____________ 2006г. Ученый секретарь диссертационного совета М.В. Заковоротная ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Демократизация российского общества, переход страны к рыночным отношениям, повышение роли человека в правовой жизни предъявляют высокие требования к правовой культуре. Это можно объяснить тем, что правовая культура представляет собой сложный и многовариантный феномен культуры, постоянно развивающийся, обогащающийся в своем содержании и формах, чутко отражающий все изменения в обществе. Отсюда вытекает необходимость обращения к исследованию основных этапов формирования правовой культуры, и - более широко - к изучению феномена правовой культуры в целом, ее места, роли и функций в социокультурном пространстве, затрагивающих ее процессов социальных изменений. Историко – философский анализ процессов динамики российских правовых систем требует в настоящее время изучения типологических характеристик и различных правовых культур в России и нуждается в углублении и развитии на основе широкого социокультурного подхода, рассматривающего право как составную часть национальной и духовной жизни. Очевидно, что нужен подлинно гуманитарный подход к анализу российской правовой действительности с позиций культурных традиций, интеграции разъединенных и противопоставлявшихся друг другу периодов жизни национального права. Такое осмысление проблемы позволит увидеть в отечественном правовом мире феномен юридического плюрализма на Северном Кавказе, имеющий свои закономерности развития и применения. Правовая культура Российского государства складывается как сложный по своим истокам, интегрированный социальный феномен, впитавший в себя правовые традиции многих народов. Адатское и мусульманское право народов Северного Кавказа является частью российской правовой действительности на протяжении более чем двух веков, разделяя с ней свои исторические судьбы. В этом плане углублённое исследование правовой культуры народов Северного Кавказа, особенностей и своеобразия их юридических традиций важно не только для восполнения существующих проблем в освещении отечественной правовой истории, но и для восстановления научной истины и объективного подхода к российской традиции права. Многими видными учеными1, отмечается, что традиционные системы права и сегодня сохраняют мощный ругулятивный потенциал, проявляющий себя часто наряду, а иногда в противовес нормативно – правовым актам государства. Современное правосознание северокавказских народов, характер правоотношений в них не исключают определённой значимости правовых ценностей и идей прошлого. Адат и шариат и сейчас выступают в мусульманских сообществах в качестве самодовлейщих феноменов, детерминантой правового мышления, преемственной частью системы правовых ценностей. С этой точки зрения они являются социально обусловленными. Невнимание к правовым пластам народов Северного Кавказа ведёт к ряду нежелательных последствий. Игнорируется, по сути, принцип преемственности в праве. Заметим также, что важно не только обнаружить преемственность правовых идей и юридических традиций, но и проанализировать сам процесс воздействия северокавказской правовой культуры прошлого на современную действительность, влияние правовых воззрений и традиций минувшей истории на формирование правового сознания людей сегодняшнего дня. Речь идет не о правоведческом, а именно о философском, и говоря более конкретно - о социокультурном исследовании северокавказской правовой культуры в широком историческом и социальном контексте применительно к российскому обществу, специфике пройденного им исторического пути и современной пореформенной ситуации. Всё это указывает на теоретическую и практическую значимость рассматриваемой проблематики и имеет несомненную самостоятельную ценность. Степень разработанности проблемы. На культурное многообразие народов, различия в законах и правовых обычаях обращал внимание еще Геродот (V в. до н. э.), а позднее средневековые мыслители и путешественники: Марко Поло, Афанасий Никитин, Лоренцо Балла, Лас Касас и др. Системное научное изучение обычного права народов начинается в XIX в. и связано со становлением колониальной системы, поиском эффективных форм и методов колониального господства. В работах Г. Дж. Самнер-Мэн, Дж. Мак-Леннана, Э. Тейлора, Дж. Фрезера, Л.Г. Моргана и др. в рамках эволюционной теории рассмотрено становление ранних форм культуры, включая обычное право. Теоретическое обобщение данных исследований осуществлено Ф. Энгельсом и Г. Постом в 80-90-х гг. XIX в. В эти же годы происходит становление изучения обычного права народов России, включая народы Северного Кавказа. В условиях Кавказской войны в результате научных экспедиций и деятельности военной интеллигенции, включая первых просветителей народов Северного Кавказа (Ф. Торнау, Р. Фрейтаг, Шора Ногмов, Хан-Гирей, У. Лаудаев и др.) были собраны данные об обычном праве народов Северного Кавказа. Они были проанализированы и обобщены во 2-й половине XIX века в рамках юридической этнологии выдающимся русским ученым М.М. Ковалевским. Русские ученые занимались, по словам Ф.И. Леонтовича (опубликовавшего адаты, собранные под руководством Р. Фрейтага и Голицына), «юридической археологией», стремились выявить пережитки родового строя у горских народов, чтобы уточнить проблему происхождения права, ее соотношения с проблемой происхождения государства. В трудах дореволюционных российских авторов, преимущественно юристов (М.Ф. Владимирского-Буданова, В.И. Сергеевича, С.А. Муромцева и др.), проблемам теории и истории обычного права уделялось значительное внимание, исследователи развивали идеи, сформировавшиеся в различных европейских правовых школах того времени2. К новому поколению юристов-этнологов принадлежал A.M. Ладыженский. В 20-е годы XX века в результате полевых исследований на Северном Кавказе он подготовил обширную рукопись об адатах народов Северного Кавказа, где рассмотрел эволюцию норм и общественных санкций, регулирующих внутриродовые (семейные) отношения, межродовые связи, взаимодействие адата с шариатом и российским, а затем советским публичным правом, обратив внимание на социальную и социокультурную обусловленность функционирования и эволюции правовых систем горцев Северного Кавказа. Актуализация проблематики происходит на рубеже 60-70-х гг. XX века, а в 90-е годы превращается в одну из самых активно разрабатываемых отечественными учеными. Исследования ведутся в трех основных направлениях: теория обычного права, этнографическое изучение обычного права и юридическая антропология. Проблемы теории обычного права народов Северного Кавказа рассматриваются в трудах П.П. Баранова, А.И. Ковалева, Д.П. Першица, Я.С. Смирновой, Д.Ю. Шапсугова и др. В них предлагаются различные подходы к проблеме происхождения обычного права, его соотно-шения с законом и современными системами позитивного права. И.Л. Бабич исследует феномен правового плюрализма у кабардинцев и осетин; Х.М. Думанов, Р.А. Ханаху - у кабардинцев и балкарцев; К.А. Кокурхаев - у чеченцев и ингушей; Т.М. Айтберов, В.О. Бобровников, А.Р. Щихсаидов и др. - у народов Дагестана и др. Место и роль шариата в системе правового плюрализма у народов Северного Кавказа показана в работах В.Х. Акаева, В.О. Боровникова, И.П. Добаева, Л.Р. Сюкияйнена, А.Р. Шихсаидова и др. Во всех перечисленных трудах анализируется феномен общественного сознания народов региона с учетом и религиозной компоненты, и политико – правовой реальности. Этнографический и юридический подходы к обычному праву народов Северного Кавказа позволили восстановить российскую школу обычного права. Существует немало воспоминаний и описаний региона, населения, нравов и исторических событий, относящихся к XIX веку, - таких, как во многом спорное исследование кавказских войн П. И. Ковалевского, чрезвычайно информационно насыщенные, богатые фактами путевые заметки Е.В. Маркова, воспоминания Ф.Ф. Торноу. Чрезвычайно ценные сведения об обычаях, нравах, семейном и общественном укладах северокавказского общества содержатся в многочисленных этнографических описаниях и научных отчетах3. Вопросы северокавказского адата и шариата в плане юридической этнологии и этнографии освещены в работах И.Л. Бабич4, вобравших в себя большой фактический материал. Они интересны для исследуемой темы с точки зрения проблемы правового плюрализма на Северном Кавказе вообще, механизмов его формирования в частности, анализа его природы в особенности. В то же время обычное право народов Северного Кавказа возникло и трансформировалось в контексте морально-этических кодексов, которые определяют социокультурную самоидентификацию народов. Поэтому формально-юридический, вне широкого культурологического контекста выявления социокультурных функций обычного права, анализ его роли в регулировании и самоорганизации народов на разных этапах истории будет недостаточно продуктивным и не вполне адекватным. Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы состоит в исследовании и теоретическом осмыслении генезиса правовой культуры народов Северного Кавказа. Цель исследования будет достигнута в результате решения следующих задач: - очертить методологические особенности изучения сущности, функций и тенденций развития правовой культуры, определить социорегулятивные механизмы функционирования правовой культуры; - проанализировать основные исторические этапы формирования горской правовой культуры (адыгейцев, ингушей, чеченцев и т.д.); - исследовать традиционные модели правовой системы народов Северного Кавказа; - выявить перспективы развития северокавказской традиционной правовой культуры. Объектом диссертационного исследования является правовая культура исторически сложившаяся на Северном Кавказе. Предметом исследования особенности и механизм формирования правовой культуры народов Северного Кавказа. Методологическую базу исследования составляет принцип историзма культуры, требующий изучения культурно – исторических процессов в кокретной культурной и исторической обусловленности и развития, раскрытия объективных и существенных связей между явлениями и выяснения их специфики с учетом локальных и временных связей. Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: - исследованы социорегулятивные характеристики правовой культуры как метанормативного регулятора нормативной ориентации социального и правового поведения, на основе комплексного анализа эмпирического материала представлена целостная картина формирования и функционирования основных элементов правовой культуры Северного Кавказа; - с позиций этнокультурологии и исторического кавказоведения проанализирована традиционная горская система права – адат как феномен правовой культуры; - раскрыты закономерности, эволюции адатского и мусульманского права, его превращения в ходе исторического прогресса в самостоятельный мощный регулятивно – охранительный фактор; - выявлены закономерности обуславливающие преемственность в процессах развития современной правовой культуры народов Северного Кавказа. Основные положения диссертации, выносимые на защиту: 1. Рассмотрение правовой культуры через призму соотношения морали и права показывает, что закон реализует принципы права, а не морали, но процесс легитимизации права предполагает установление определённого соответствия между действующими в обществе моральными принципами и ценностями, составляющими основу социокультурных норм и правовой системы, без которой сама правовая система не будет легитимной. 2.Правовая культура формирует социально легитимные модели, нормы, ценности, стереотипы и правила поведения по отношению к позитивному праву, регулирующие правовое поведение социальных субъектов. В её нормативном аспекте правовую культуру можно интерпретировать как своего рода матрицу правовой жизни общества, задающую устойчивые формы сознанию и поведению отдельных граждан, групп, институтов и общества в целом. 3. Рассмотрение северокавказского адата как феномена правовой культуры позволяет констатировать, что ему были свойственны такие эндогенные признаки, как неотторгаемость от своего субъекта (народа, сообщества), позитивный консерватизм и двойная обязательность, обусловленная опорой на личную культуру и высший авторитет. Северокавказский адат обычно выступал сводом идеалов, призванных направлять поведение людей. И лишь после включения в российскую правовую систему он, впервые в своей истории, приобрел институциональную значимость права, хотя и с определёнными ограничениями. 4. Анализ исторических этапов общественного развития народов Северного Кавказа (адыгейцев, ингушей, чеченцев и т.д.) позволяет сделать вывод о назначении в регионе устойчивого концепта религиозно - правового сознания как соединения ислама с традиционными этическими установками. Правовая система ислама начинает функционировать здесь на фоне живых и действенных традиций и обычаев, зафиксированных в строгих нормах адатов. Возникает равнодействие двух правовых систем, которое и организует правовое поле на Северном Кавказе с середины 19 века. 5. Исторический опыт развития государственности России и её правовых систем показывает, что не существует непримиримых противоречий между государственным правом, адатом и шариатом. В процессе эволюции правосознание этносов на Северном Кавказе в нём переплелись нормы адата, шариата и официального права. В этом аспекте логика и смысл постановки проблемы адата и шариата на современном этапе заключается в том, что они являются не только социальной реальностью, объективной, преемственной закономерностью, но и нередко оптимальным способом регулирования многих отношений. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы для дальнейшего исследования различных элементов правовой культуры, изучения проблем взаимодействия традиционных моделей правовой культуры народов Северного Кавказа. Теоретические обобщения и выводы могут быть использованы в процессе преподавания курса философии культуры, культурологии, социологии культуры, а так же одноименных спецкурсов в высших учебных заведениях. Апробация работы. Основные идеи и результаты исследования отражены в статьях автора, а также в сообщениях и докладах на научных конференциях и семинарах. Материалы диссертации применялись при ведении лекций и семинарских занятий по «Этнологии» и «Теории государства и права» в Академии безопасности и права в Республике Ингушетия. Структура и основное содержание работы обусловлены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. |
Реферат по истории народов Северного Кавказа «Выселение народов Северного... Внезапно тишину нарушил какой-то непонятный нарастающий гул, вдалеке замелькали, постепенно приближаясь, десятки огоньков. То был... | Учебное пособие по истории и культуре народов Северного Кавказа Для... Учебное пособие предназначено для студентов скгми всех направлений, изучающих курс «История и культура народов Северного Кавказа».... | ||
Учебное пособие по истории и культуре народов Северного Кавказа Для... Учебное пособие предназначено для студентов скгми всех направлений, изучающих курс «История и культура народов Северного Кавказа».... | Тема: Особенности природы Северного Кавказа Цель и задачи Закрепить и углубить знания учащихся о природных условиях и ресурсы Северного Кавказа | ||
Рабочая программа по дисциплине Культура народов Северного Кавказа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Тема. Устная история родного края. Цели урока ... | ||
5 июня 1934 года с целью разработки и осуществления мероприятий по... Азово-Черноморского края и Северного Кавказа создан Ростовский научно-исследовательский противочумный институт. Первым директором... | Генезис танцевального искусства балкарцев и кабардинцев. Кавказа, в общности многообразных явлений социально-бытового уклада, в сходных природных условиях, а так же в тесном духовном общении... | ||
Озера Северного Кавказа. М.: Деп в Винити, №7279-в-88, 1988. 48 с Требования к оформлению отчета по производственной (преддипломной) практике 12 | Тема: Формирование правовой грамотности и правовой культуры во внеурочной... Проблемы формирования правовой грамотности и правовой культуры старших школьников во внеурочной деятельности | ||
Анализ деятельности моу «Южно-российский лицей казачества и народов... Самоанализ деятельности моу «Южно-российский лицей казачества и народов Кавказа» города-курорта Железноводска за 3 года | С. Н. Малахов (Армавир) Некоторые вопросы церковной археологии Северного Кавказа Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии | ||
Почвенные данные для оценки садопригодности земель северного кавказа савин И. Ю Северо-Кавказский зональный нии садоводства и виноградарства Россельхозакадемии, г. Краснодар | Кочевые народы Кубани в формировании культуры Северного Причерноморья Аннотация. Данная работа предоставляет подробное воссоздание этнокарты кочевых племен, сформировавшую уникальную культуру Северного... | ||
Особенности вещественного состава и перспективы рудоносности черносланцевых... Специальность 25. 00. 11 – «Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых, минерагения» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На тему «Влияние исламской религии на характеристики политического режима в республиках Северного Кавказа» |