Генезис танцевального искусства балкарцев и кабардинцев.





Скачать 84.99 Kb.
НазваниеГенезис танцевального искусства балкарцев и кабардинцев.
Дата публикации11.06.2015
Размер84.99 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
УДК 7067

24.00.01

Сатрачева М.З.,

аспирантка ФГБОУ ВПО

«Краснодарский государственный

университет культуры и искусств»

Научный руководитель:

Лях В.И. профессор, доктор философских наук

кафедры теории и истории культуры
Генезис танцевального искусства балкарцев и кабардинцев.
Аннотация: Народный танец всегда был и есть важной частью каждой культуры. Национальный танцевальный фольклор берет свое начало в общем источнике многонациональных народов Северного Кавказа. Исторические корни архитектоники танца, происхождение его пластики, поз, движений следует искать в генетическом родстве народов Кавказа, в общности многообразных явлений социально-бытового уклада, в сходных природных условиях, а так же в тесном духовном общении этих народов в течение длительного исторического периода.

Ключевые слова: генезис, танцевальное искусство, балкарцы, кабардинцы, Северный Кавказ

Satracheva MZ,

graduate student VPO

"Krasnodar State University of Culture and Arts»
The genesis of dance and Balkar Kabardians.
Abstract: Folk dance always was and is an important part of every culture. National folk dance has its origins in the common source of the multinational people of the North Caucasus. The historical roots of the architectonics of dance, its origins plastics poses, movements to be found in the genetic relationship of the peoples of the Caucasus, in the community of diverse phenomena of social and domestic order, under similar environmental conditions, as well as in close spiritual communion of these people for a long historical period.

Keywords: genesis, the art of dance, Balkar, Kabardians, North Caucasus,

Танцевальное искусство балкарцев и кабардинцев прошло длинный путь развития в русле многонациональной культуры народов Северного Кавказа. Сходство природно-географических условий, ареала расселения, основных форм художественной деятельности и соответствующих ей явлений, уровней социального развития, интенсивные культурные взаимосвязи, а в ряде случаев и близкое этническое родство - все это обусловило определенную общность традиционной культуры горцев Кавказа, их нравов, обычаев, этнопсихологии. Одним из проявлений такой общности принято считать и элементы сходства в танцевальном искусстве этих народов. Нередко, сходство столь значительно, что доходит почти до тождества. Некоторые танцы, получившие одинаково широкое распространение в различных регионах Северного Кавказа, возникли на основе единого прототипа. Но, обнаруживают черты лаконичного своеобразия в музыкальном сопровождении и отдельных движениях. Почти для всех северокавказских танцев характерны пальцевые движения и движения на коленях, хотя, используются они у разных народов в различных сочетаниях [2].

Национальный танцевальный фольклор берет свое начало в общем источнике многонациональных народов Северного Кавказа. Исторические корни архитектоники танца, происхождение его пластики, поз, движений следует искать в генетическом родстве народов Кавказа, в общности многообразных явлений социально-бытового уклада, в сходных природных условиях, а так же в тесном духовном общении этих народов в течение длительного исторического периода. Хореографическое искусство - богатейшая сокровищница народного творчества, имеющая многовековую историю развития [3].

Сегодня, заунывные наигрыши и песни горцев сменились на бурные ритмичные танцевальные мелодии. Художественное творчество и хореографическая культура играет важную роль в нравственном воспитании молодежи Кабардино-Балкарии. Развитие хореографического творчества народа, сохранение его лучших традиций - необходимы для формирования новой национальной культуры. Хореографические народные традиции очень мобильны - они воспитывают тематическое богатство современной жизни, лучшие композиционно-художественные приемы, взаимодействуют и обогащают друг друга. Система нравственного эстетического воспитания средствами танца расширяется, утверждаясь в новых, подсказанных временем и жизнью формах - школах искусств, уроков ритмики и танца, различных кружках в общеобразовательных школах и Домах культуры [3].

Возникновение танца и развитие первобытного искусства тесно связаны с возникновением религии. Многие из выработанных искусством хореографических приемов использовались в различных культовых обрядах и ритуалах, на основе их создавались культовые пляски. Первоначальные сведения о древней хореографии можно найти в разнообразных исторических, этнографических и фольклорных источниках. У предков кабардинцев пляски были составной частью культовых ритуалов. Перед уходом на какие-нибудь работы - на охоту или войну - они приходили к своим божествам или священным местам и в плясках демонстрировали перед богами свои будущие действия, молили о покровительстве и ниспослании удачи в предстоящем деле. Подражательные формы и приемы, применявшиеся в древних плясках, постоянно изменялись. Создавались новые хореографические символы, вырабатывались новые элементы и приемы танца. Так, стали появляться танцы: сольные, парные, круговые хороводные пляски. Дальше зарождается танец на носках. Первые передвижения на носках могли быть применены как подражание формам обработки земли или другим трудовым приемам. Они могли быть вызваны какими-нибудь магическими формулами для отправления культовых ритуалов. Возможно, что они также представляли особые приемы движения ажегафы - танцующего козла (человека, переодевавшегося в козла и исполнявшего ритуальный танец).

Ажегафа носил черную войлочную маску, длинную бороду из шерсти, а на голове были приделаны козлиные рога, сзади висел козлиный хвост, поверх одежды была вывернутая овчинная шуба, на поясе у него висели длинные атрибуты, необходимые для имитации соответствующих действий, в том числе и орудия оплодотворения. Основные действия ажегафы начинались после окончания пахоты, во время возвращения пахарей в село. В это время ажегафа паясничал и смешил людей, имитировал оплодотворение, "умирал" и "воскресал", символизируя смерть и воскрешение сил природы, и их преумножение. Ажегафа не разговаривает и не поет, но его пантомима весьма выразительна. Он зародился как тотемическая или производственно-магическая пляска, но, со временем, превратился в культовый ритуал, посвященный божеству плодородия и земледелия Тхагаледжу [5].

Хореографическое искусство является одним из древнейших, поэтому важность их изучения не составляет сомнений. Синтез старого и нового, традиционных и современных стилистических средств в танцевальном искусстве обогащает и развивает всю культуру народа.

Богатое и разнообразное традиционное хореографическое искусство кабардинцев и балкарцев привлекает к себе пристальное внимание у исследователей и практиков. В хореографию горцев входило большое число танцев, то стремительно-бурных и мужественных, то плавных и грациозных, в сопровождении разнообразных национальных гармоник и музыкальных инструментов. Исполнялись сольные и массовые танцы, женские, мужские, смешанные. Наиболее распространенным танцем у горцев была "лезгинка", имевшая множество вариаций. У балкарцев исполнялся танец "сандракъ" у кабардинцев на торжествах был танец "касгон кафт". Продолжали жить и культовые танцы. Вторая половина ХIХ в. была временем интенсивного взаимопроникновения хореографического искусства народов Северного Кавказа.

При всем разнообразии и наличии отличительных особенностей произведения хореографии и употребляемых музыкальных инструментов хореографическое творчество народов Северного Кавказа характеризовалось некоторым единством музыкальной хореографической культуры. Танцевальное творчество народов Северного Кавказа отличалось многообразием, оригинальностью и самобытностью. Родственность богатейшего многообразия ритмических фигур танцевальной музыки, присущая танцам горцев, совпадающие или близкие друг другу танцевальные движения, повсеместное распространение среди горских народов вариационных форм единого в своей основе танца "лезгинка", отражали меру общности хореографической культуры народов. В трудах археологов, историков, языковедов, фольклористов, этнографов, хореографов говорится о региональной общности хореографии народов Северного Кавказа. "Все народы Кавказа, не только непосредственно соседящие друг с другом, но и более отдаленные, связанные между собой сложными и прихотливыми нитями языковых и культурных связей. Создается впечатление, что при всем непроницаемом многоязычии на Кавказе складывается единый в существенных чертах культурный мир" [1].

В трудах исследователей истории культуры балкарцев в той или иной степени затрагиваются вопросы, касающиеся традиционного танца, как неотъемлемой части различных обрядов, как обязательного компонента культовых действ, как яркого проявления художественной одаренности народа. Древние танцы балкарцев носят синкретический характер, который тесно связан с песней, музыкой, драмой, молитвой. В танцах отразился труд человека, уклад жизни народа, животный и растительный мир, характер, нравы, история, которые передаются телодвижением в подражательной форме. Обрядовые танцы постоянно трансформировались, и каждая эпоха накладывала свой отпечаток. Одной из основных отличительных особенностей народного танца можно считать наличие внутренней пульсации особого чувства внутреннего ритма у исполнителей, которое является основной, организующей танцевальные движения, источником их зарождения. Каждый танец наполнен выразительными средствами: жестами, движениями рук и ног, головы, корпуса. В различных танцах исполнители изображали телодвижениями стрельбу из лука (элемент охоты), повадки диких животных, раненой дичи, сбор диких плодов и трав, пахоту, посев, прополку, уборку урожая, стрижку овец, обработку шерсти и т.д., то есть к каждому повседневному занятию приобщали танец.

Прежде, чем пляска превратилась в настоящее искусство, ее приемы и атрибуты уже заранее отрабатывались. Сначала была охотничья маскировка, имевшая промысловое назначение. Ее элементы в следующем использовались в первобытных охотничьих плясках. Охотничья пляска служила целями подготовки к охоте, являясь своеобразной тренировкой перед охотой. Здесь только отрабатывались детали, из которых в последующем сложилась настоящая пляска - произведение искусства, передаваемое через художественный образ и имевшее общественное значение. В создании плясовых приемов особое значение имели действия, с помощью которых люди общались между собой - жесты, мимика, мелодическая интонация. В зарождении хореографии важное значение имел ритм. Ритм объединял и подчинял себе движения многих людей, ритм получал способность раскрывать духовное состояние человека, настраивать на грустные размышления и поднимать в пляс.

Танцевальные движения помогают раскрыть суть многих танцев. Национальный танец "Сюзюмлюк" подобен струящейся воде, то есть исполняется плавно (без толчков), "Кётюрюп" (поднимая), "Чалып" (скосив), "Атып" (стреляя) и т.д.

Танец был неотъемлемой частью различных обрядов. Например, танец "Хардаре" посвящается пахоте, "Апсаты" и "Аштотур" - охоте, "Кюрек бийче" - вызыванию дождя, "Элия" - действиям бога войны, "Байрым" - рождению ребенка, "Башил" - обряду бракосочетания, "Хычыуман" - погибшим на войне и т.д.

Народный танец всегда был и есть важной частью каждой культуры. Известный хореограф начала ХХ в. М. Фокин сказал: "Надо постоянно возвращаться к изучению народных танцев, постоянно проверять себя. Живописец, как бы ни был совершенен в своем искусстве, как бы далеко не уносила его фантазия от реальной жизни, берет свои краски и идет в лес, в поля, на берег моря. Так и творец танца театрального, чтобы не утратить связь с жизнью, должен непременно оглядываться на танцы народа среди природы" [4].

Изучение народного танцевального наследия может обеспечить, с одной стороны, дальнейшее развитие искусства танца и, с другой стороны - выявление того ценного, что вкладывает каждый народ через хореографию в мировую культуру.

Современная наука, опираясь на огромный фактический материал, на основе диалектического метода познания действительности относит исторический период зарождения первобытного искусства и первобытной религии ко времени верхнего палеолита, а также указывает на причины их появления. Зарождение первобытного искусства и первобытных плясок было обусловлено психофизическими возможностями человека, заложенными в нем. Если до зарождения самых простейших, но осознанных плясовых приемов, ставших основополагающими элементами хореографического искусства, существуют какие-то подражательные пластические приемы и формы выражения радости и творчества.

Хореографическое искусство балкарцев и кабардинцев – огромный исторический вклад в общую культуру народов и является обязательным составным элементом искусства нации. Музыка и танцы – такие виды искусства, которые поднимают дух и настрой народа, а утрата таких видов искусства приведет к упадку всей культуры. Поэтому, необходимо бережно относиться, сохранять и передавать эти виды искусства, которые не существуют друг без друга. Европейские танцы стесняют национальные на второй план. Этого нельзя допустить. Нужно прикладывать все возможные усилия для пропаганды национальных танцев.
Список литературы:

1. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. - М., - 1949. – 89 с.

2. Кудаев М.Ч. Карачаево-Балкарские народные танцы. -Нальчик.-1984.-116 с.

3. Сакиева Р.С., Бекизова Л.А. Карачаево-балкарские народные танцы // Культура, искусство, образование на рубеже веков. - Нальчик.-2009. - С. 209-218

4. Фокин М. Против течения. - М. - 1962. - 176

5. Шу Ш.С. Народные танцы адыгов.- Нальчик. – 1992. – 140 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Генезис танцевального искусства балкарцев и кабардинцев. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Проблема письменности кабардинцев и балкарцев (Ш. Ногмов, Н. Шеретлук, У. Берсей и др.)
Генезис танцевального искусства балкарцев и кабардинцев. iconДоклад на тему: «Взаимоотношения кабардинцев, балкарцев и осетин»
Уважаемые жители Лескенского района, Уважаемый Арсен Гасинович, Уважаемый Игорь Ахсарбекович, Дорогие наши гости
Генезис танцевального искусства балкарцев и кабардинцев. iconПримерная программа дисциплины «Современные направления танцевального искусства»
Освоение будущими специалистами-педагогами бального танца разнообразных форм, стилей и техник современных направлений танцевального...
Генезис танцевального искусства балкарцев и кабардинцев. iconРабочая программа общенаучной дисциплины по дисциплине «История русского...
Рабочая программа общенаучной дисциплины по дисциплине «История русского танцевального искусства» основной образовательной программы...
Генезис танцевального искусства балкарцев и кабардинцев. iconКурс Раздел История становления и развития танцевального спорта в России
...
Генезис танцевального искусства балкарцев и кабардинцев. iconРоссии Федерация Танцевального спорта Тверской области представляют:...
Союз танцевального спорта России Федерация Танцевального спорта Тверской области
Генезис танцевального искусства балкарцев и кабардинцев. icon1. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического...
Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего...
Генезис танцевального искусства балкарцев и кабардинцев. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель занятия: Пробудить творческий интерес обучающихся к постижению основ танцевального искусства
Генезис танцевального искусства балкарцев и кабардинцев. iconЛитература приложения Введение Танцевальный коллектив «Реверанс»
«Реверанс», позволяющая обучать детей основам танцевального искусства, знакомить их с некоторыми хореографическими жанрами, как классический,...
Генезис танцевального искусства балкарцев и кабардинцев. iconПротокол №01/05 от 07. 05. 2013г. Положение об очередной Республиканской...
...
Генезис танцевального искусства балкарцев и кабардинцев. iconПримерная программа дисциплины «Современные направления танцевального искусства»
Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего...
Генезис танцевального искусства балкарцев и кабардинцев. iconГ. Москва Отель «Холидей инн лесная»
Конвенции, соединив проект с деятельностью юнеско. Впервые в России пройдет в рамках Трилогии 24-й Мировой Конгресс Исследований...
Генезис танцевального искусства балкарцев и кабардинцев. iconГ. Москва Отель «Холидей инн лесная»
Конвенции, соединив проект с деятельностью юнеско. Впервые в России пройдет в рамках Трилогии 24-й Мировой Конгресс Исследований...
Генезис танцевального искусства балкарцев и кабардинцев. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Первый пермский Фестиваль танцевального искусства «ЯDance» это проект, в котором общей идеей должны объединиться пятнадцать различных...
Генезис танцевального искусства балкарцев и кабардинцев. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С помощью танцевального искусства способствовать развитию эстетической культуры учащихся в общеобразовательной школе, что позволяет...
Генезис танцевального искусства балкарцев и кабардинцев. iconТема: Идеология: генезис и содержание
Тема: Идеология: генезис и содержание (ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Шпаковская Е. В.)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск