1. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического искусства Понятие «народного танца». Понятие «народно-сценического (характерного) танца»





Скачать 320.92 Kb.
Название1. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического искусства Понятие «народного танца». Понятие «народно-сценического (характерного) танца»
страница1/2
Дата публикации18.01.2015
Размер320.92 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Литература > Примерная программа
  1   2


Примерная программа дисциплины Народно-сценический (характерный) танец Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения для направления 070302 (530700) «Искусство балета», квалификация «бакалавр искусства балета».
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Цель курса
Овладение техникой исполнения и базовыми навыками хореографической композиции народно-сценического (характерного) танца.
2. Задачи курса


  1. Изучение основных этапов развития народно-сценического (характерного) танца.

  2. Овладение техникой исполнения народно-сценического (характерного) танца.

  3. Изучение базовых образцов хореографического наследия народно-сценического (характерного) танца.


3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Народно-сценический (характерный) танец является одним из основных предметов специальных дисциплин, рекомендованных УМО ВУЗам, ведущим подготовку бакалавра искусства балета. Обучение народно-сценическому танцу связано со всем циклом специальных дисциплин и, прежде всего, с классическим танцем, являющимся его фундаментом.
4. Требования к уровню освоения содержания курса
Выпускник должен

знать:

  • выразительные средства народно-сценического (характерного) танца;

  • технику характерного танца, манеру исполнения, особенности стиля;

  • методические требования при исполнении отдельных движений и танцевальных комбинаций;

  • историю и национальные особенности различных народов;

  • специфику народного костюма;

  • материал характерного наследия и характерный репертуар современного балетного театра;

уметь:

  • владеть техникой и выразительностью исполнения народно-сценического танца;

  • создавать учебные хореографические композиции (этюды), импровизировать;

  • творчески взаимодействовать с концертмейстером в ходе подготовки и проведения занятий.


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Разделы курса
Раздел 1. Введение в дисциплину «Народно-сценический танец»

Раздел 2. Техника исполнения упражнений у станка, упражнений и этюдов на середине зала в различных национальных характерах

Раздел 3. Наследие народно-сценического танца из репертуара академических театров и ансамблей народного танца
2. Темы и краткое содержание курса
Раздел 1. Введение в дисциплину «Народно-сценический танец»
Тема 1. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического искусства
Понятие «народного танца». Понятие «народно-сценического (характерного) танца».

Принципы взаимосвязи народного и сценического танца. Примеры указанной взаимосвязи. Искусство народное и профессиональное. Фольклор как источник движенческой культуры.
Тема 2. Путь характерного танца

Причины, вызвавшие появления предмета «народно-сценический танец». Выдающиеся исполнители характерных танцев XIX века. Создание А. В. Ширяевым характерного тренажа. Его введение в Петербургской балетной школе. Упрочение позиций «характерного танца», формирование учебной дисциплины и ее включение в учебные программы хореографических училищ.

Создание и опубликование первой программы по характерному танцу.

Книга А. В. Лопухова, А. И. Бочарова и А. В. Ширяева «Основы характерного танца» (1939 г.)

Создание в 1937 году ансамбля народного танца под руководством И. А. Моисеева.

Книга Т. С. Ткаченко «Народный танец», 1954 г.

«Учебно-методическое пособие по народно-характерному танцу» А. Н. Блатовой, 1966 г.

Книга Н. М. Стуколкиной (в соавторстве с А. Л. Андреевым) «Четыре экзерсиса», 1972 г.

Учебно-методическое пособие «Народно-сценический танец» К. Зацепиной, А. Климова, К. Рихтер, Н. Толстой, Е. Фарманянц, 1976 г.

Книга А. А. Борзова «Танцы народов СССР» в 2-х частях, 1983 и 1984 года – учебное пособие по курсу «Народный танец». Издание программы «Народно-сценический танец», составленной А. Борзовым.

Книга Н. Б. Тарасовой «Теория и методика преподавания народно-сценического танца», 1996 г.

Программа по характерному танцу для 4–8 классов под научной редакцией профессора И. Г. Генслер, 2001 г.

Учебное пособие Г. П. Гусева «Методика преподавания народного танца», 2002 г.
Раздел 2. Техника исполнения упражнений у станка, упражнений и этюдов на середине зала в различных национальных характерах
Тема 1. Техника исполнения упражнений у станка
1. Позиции ног:

а) выворотные: I, II, III;

б) невыворотные: I, II, III;

в) полувыворотные: I, III.

2. Открывание и закрывание руки:

а) правильное положение руки на бедре;

б) положение головы и корпуса.

3. Demi-plié и grand-plié:

а) плавное и резкое с акцентом наверх;

б) выворотное по I, II, III позициям;

в) невыворотное по I (VI) и по III позициям.

4. Grand-plié по VI позиции с поворотом колен.

5. Переходы из позиции в позицию:

а) через battement tendu;

б) через каблуки-полупальцы;

6. Battement tendu.

1-й вид – с подъемом каблука опорной ноги:

а) на вытянутой ноге;

б) с demi-plié;

в) с tombé и ударом п/п опорной ноги.

2-й вид – с переходом работающей ноги с носка на каблук:

а) на вытянутой ноге;

б) с demi-plié в III позиции;

в) с demi-plié в момент перехода работающей ноги на каблук;

г) с ударом всей стопой по III позиции.

3-й вид – с выносом ноги на каблук.

7. Battement tendu jeté:

а) на вытянутой ноге;

б) с demi-plié;

в) с подъемом каблука опорной ноги;

г) с demi-plié и п/п.

8. Battement tendu с поворотом бедра.

9. Battement tendu jeté сквозные по I позиции (на целой стопе и с подъемом на п/п).

10. Battement tendu с мазком п/п по полу.

11. Battement tendu jeté c проскальзыванием на опорной ноге.

12. Средний battement.

(Упражнение свободной стопой, как подготовка к различным чечеточным движениям).

13. Flic с последующим ударом всей стопой.

14. Flic-flac (упражнение для свободной стопы).

15. Flic-flac:

а) со скачком и переступанием;

б) с tombé-coupé.

16. Double-flic:

а) double-flic;

б) double-flic с ударом каблука опорной ноги.

17. Подготовка к flic-revoltade и flic-revoltade (лицом к палке).

18. Flic-flac с поворотом стопы и со скачком.

19. Упражнения на дробные выстукивания:

В РУССКОМ ХАРАКТЕРЕ

а) чередование ударов всей стопы одной ноги и каблука другой по свободной I позиции;

б) перенос работающей ноги выворотно и невыворотно по III позиции на demi-plié.

В ИСПАНСКОМ ХАРАКТЕРЕ

а) чередование ударов всей стопы и п/п другой ноги по свободной III позиции;

б) чередование ударов всей стопы и п/п другой ноги с шагом, на plié и со скачком;

в) чередование ударов каблуками по VI позиции.

20. Простейшие выстукивания в испанском характере (чередование ударов полной стопы, п/п и каблука).

21. Подготовка к «веревочке»:

а) на целой ноге;

б) на п/п.

22. «Веревочка» (для венгерского танца).

23. Подготовка к «качалке» и «качалка».

24. Упражнение для бедра (на целой ноге и на п/п).

25. Упражнение для бедра в один темп (на целой стопе и на п/п).

26. Pas tortillé с ударом стопой.

27. Pas tortillé (слитное с одним поворотом стопы).

28. Rond de jambe и rond de pied par terre.

29. Rond de jambe и rond de pied с поворотом стопы опорной ноги и с кругом на 45°.

30. Rond de jambe со скачком и поворотом внутрь обеих стоп.

31. Battement fondu (на целой стопе).

32. Battement fondu на п/п.

33. Battement fondu на 90°.

34. Battement fondu c tire-bouchon.

35. Battement fondu с прыжком.

36. Battement développé с двумя ударами каблука опорной ноги.

37. «Голубец» (удары каблуками):

а) одинарный и двойной удар одной ногой;

б) одинарный и двойной удар двумя ногами.

38. «Голубец» в прыжке (один удар каблуками) – лицом к палке.

39. «Голубец» с двойным ударом в прыжке (лицом к палке).

40. Подготовка к «штопору». «Штопор».

41. Grand battement développé:

а) мягкое;

б) акцентированное с ударом каблука опорной ноги.

42. Grand battement jeté (на целой ноге, на plié и с подъемом на п/п).

43. Grand battement jeté с tombé-coupé.

44. Grand battement jeté:

а) с увеличенным размахом и опусканием на колено;

б) с опусканием на колено или подъем.

45. Различные port de bras и растяжки в выворотном и невыворотном положениях.

46. Подготовка к полуприсядкам и присядкам (для мальчиков):

а) выталкивание ног на каблуки в стороны и вперёд, с полного приседания (лицом к палке);

б) полное приседание с последующим отскоком и выносом ноги на каблук в пол и на 45°,

в) подскоки на полном приседании (мячик).

47. Опускание на подъем: колено у середины стопы опорной ноги.

48. Опускание на два колена.

49. Одинарное и двойное заключение без поворота.

50. Одинарное и двойное заключение с поворотом на 180°.

51. Cabriole на 45° (с вытянутыми ногами).

52. Cabriole «след в след» (для мальчиков).

53. Cabriole на 90°.

54. Повороты:

а) soutenu en tournant в V позиции (на demi-plié);

б) различные pirouettes выворотные и невыворотные.

55. Упражнения, развивающие гибкость и пластичность.

56. «Восьмерка» носком (par terre) сопровождаемая рукой.

57. Веер на полу с double-flic.

58. «Веер» на 25° со скачком.

59. Скользящий прыжок с шага с последующим опусканием на подъем: колено у середины опорной стопы.

60. Tour en dedans с опусканием на подъем.

61. «Винт».

62. Подготовка к «обертас» с вытянутой ногой.

63. Опускание на подъем с поворотом на 180° и тур на присогнутом колене.

64. Круговой grand battement.

65. Grand développé с прыжком.

66. Опускание на подъем и переход на другое колено (поворот к палке и от палки).

67. Усложненные упражнения в восточном характере.
Тема 2. Особенности, стиль и характер русского танца

Связь русского народного танца с историей, бытом и обычаями народа. Разнообразие русского народного танца: хороводы, кадрили, переплясы и пляски. Сюжеты лирические, игровые, веселые, удалые. Богатство русского народного танца: краски, движения, композиционное построение. Движение рук как средство передачи характера, настроения, придания танцевальному движению национальной окраски.

Музыкальный размер: 2/4.

Практические занятия.

ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОГО ТАНЦА.

1. Особенности рук и головы в русском танце. Поклоны на месте и с продвижением вперед и назад.

2. Pas de bourrée (из стороны в сторону с выносом ноги на каблук).

3. Ходы:

а) простой;

б) переменный;

в) шаркающий;

г) основной (традиционный) вперед и назад;

д) дробный (дробная дорожка).

е) «девичья проходка»;

ж) проходка с вывертом (муж).

4. Широкий русский ход с открытыми руками.

5. Притоп.

6. Дроби:

а) дробь с подскоком и двумя ударами всей стопой;

б) дробь «в 3 ножки».

7. Припадание (с одним и двумя ударами п/п).

8. «Ковырялочка» (с подскоком и без подскока).

9. «Веревочка»:

а) двойная;

б) простая и двойная с переступанием;

в) на demi- plié и целой стопе.

10. «Моталочка».

11. «Голубец» (скользящий удар внутренними сторонами стоп по I невыворотной позиции на подскоке):

а) подряд;

б) с последующими двумя переступаниями на п/п.

12. «Дорожка» (продвижение в сторону с поочередными ударами п/п сзади и спереди).

13. «Ёлочка» и «Змейка».

14. Хлопушки (для мальчиков). Фиксирующие и скользящие:

а) в ладоши;

б) по бедру;

в) по голенищу;

г) по подошве.

15. «Ключ»:

а) дробный простой;

б) сложный;

в) хлопушечный.

16. Полуприсядки (для мальчиков) с выбросом ноги в сторону и вперед на каблук и на 45°.

17. Полная присядка:

а) «ползунок» (открывание ног на ребро каблука);

б) «ползунок» – открывание ног на воздух;

в) «Разножка».

18. Прыжки с двух ног:

а) с ударом по подошве;

б) со сгибанием двух ног назад и ударом по голенищам;

в) с согнутыми ногами вперед (подготовка к прыжку «щучка»);

г) «Щучка»;

19. Pas de basque.

20. Вращения:

а) дробный ключ в повороте;

б) «молоточки» с поворотом (для девочек);

в) бег с откидыванием согнутых ног назад (по диагонали, по кругу) (для девочек);

г) одинарный поворот в прыжке с поджатой ногой сзади и одновременным ударом по голенищу (для мальчиков);

д) одинарный поворот в прыжке, ноги согнуты спереди (для мальчиков).
Тема 3. Особенности, стиль и характер украинского танца

Украинские народные танцы. Отражение в танцах истории народа. Отличие исполнений женских и мужских танцев. Лиричность как основная особенность исполнения женского танца. Динамичность, широта движения как характерная особенность исполнения мужского танца.

Музыкальный размер – 2/4, 4/4.

Практические занятия.

ЭЛЕМЕНТЫ УКРАИНСКОГО ТАНЦА

1. Изучение позиций и положения рук в парных и массовых танцах.

2. Боковой ход с отбрасыванием ноги в сторону.

3. Ход по диагонали с выносом ноги на каблук.

4. Ход «Бигунец» (с различными положениями рук и корпуса).

5. «Тынок» и ход на прыжке «Тынок».

6. «Веревочка».

7. «Ползунец» - метелка (для мальчиков).

8. «Вихилясник».

9. «Вихилясник» с поворотом.

10. «Упадание».

11. «Голубец» и притоп.

12. Большой «тынок» с поворотом (для мальчиков).

13. «Угинание».

14. Большой pas de basque (для мальчиков).
Тема 4. Особенности, стиль и характер венгерского народно-сценического танца

Венгерский народный танец как основа венгерского сценического танца. Первое появление венгерского танца на сцене.

Венгерский народный танец, его связь с народной музыкой и песней. Отличия женских и мужских танцев. Основные отличия исполнения движений венгерского танца в спокойном (adagio и andante) и быстром (allegro) темпе.

Музыкальный размер – 2/4, 4/4.

Практические занятия.

ЭЛЕМЕНТЫ ВЕНГЕРСКОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА

1. Упражнения для рук и корпуса для усвоения манеры исполнения.

2. Открывание руки без «восьмерки» и закладывание ее за голову.

3. Открывание руки «восьмеркой».

4. Balancé на effacée и на croisée.

5. Основной ход для медленной части танца.

6. Ход вперед с ударом всей стопой на croisée.

7. Ход с двойным ударом всей стопой на croisée.

8. Подготовка к вращению в паре (хлопок и остановка).

9. Народный ход для танца «Чардаш».

10. «Голубец» каблуками одинарный и двойной (на месте и с шагом).

11. Подготовка к «голубцу» и «голубец» с продвижением в сторону.

12. Простейшее заключение.

13. Заключение одинарное и двойное.

14. Soutenu en tournant (en dehors и en dedans).
ЭЛЕМЕНТЫ ВЕНГЕРСКОГО ТАНЦА

1. «Веревочка» с поворотом (en dehors, en dedans).

2. Balancé- голубец.

3. Dos-á-dos:

а) с pas de basque;

б) шагами;

в) с «голубцами».

4. «Голубец» при вращении в паре (изучается solo и в паре).

5. Хлопок и остановка с последующим вращением в паре (м/р 2/4, 4/4).

6. Опускание на подъем с шага с дальнейшим открыванием (développé) ноги на efface и ecarté).

7. Ход с выносом согнутой ноги к колену (народный вид).

8. Ход с cabriole (solo и в паре).

9. Ход с тройным переступанием.

10. Опускание на подъем с прыжка.

11. Ключ одинарный и двойной на 180° и 360°.

12. Пируэты за одну руку с партнером.

13. Перенос партнерши за талию и за руки.
Тема 5. Особенности, стиль и характер польского народно-сценического танца

Польские народные танцы полонез, краковяк и мазурка как широко распространенные танцы в оперных и балетных спектаклях.

Сценическая мазурка. Истоки сценической мазурки. Основные черты женского и мужского исполнения мазурки. Основная задача педагога при изучении мазурки.

Музыкальный размер – 3/4.

Краковяк как один из самых любимых и популярных танцев польского народа. Отражение наиболее характерных национальных черт польских танцев в танце «Краковяк». Характерные и обязательные черты исполнения танца «Краковяк».

Практические занятия.

ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛЬСКОГО ТАНЦА

1. Этюды для выработки манеры исполнения. Открывание руки без «восьмерки».

2. «Отбиянэ» и «ходовэ».

3. Pas de basque.

4. Balancé (тенжки бег).

5. Pas de bourrée по III и VI позициям (акцентированное).

6. Pas couru (легкий бег).

7. Pas galá (мазур).

8. Pas galá с поворотом.

9. «Голубец» в повороте при вращении в паре:

а) при закрытом повороте;

б) при открытом повороте.

10. Ключ одинарный и двойной на 180° и 360°.

11. Dos-á-dos:

а) с «голубцами»;

б) с pas de basque.

12. «Голубец» с продвижением по кругу.

13. «Голубец-подсекач».

14. Опускание на колено с шага и обвод партнерши вокруг себя.

16. Опускание на колено с проскальзывания и с прыжка.

17. Проскальзывание на plié в I arabesque с открытой рукой из стороны в сторону.

18. Два вида «обертас» (в паре):

а) опускание вниз с вытянутой ногой;

б) опускание на колено.
ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛЬСКОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА

1. Подготовка к вращению в паре (хлопок и остановка).

2. Ключ одинарный и двойной.

3. «Голубец» с продвижением в сторону и удар всей стопой.

4. Горизонтальная «восьмерка» одной рукой и двумя.

5. Хлопок в ладоши.

6. «Голубец» с шагом (одинарный и двойной).

7. Cabriole на 45°.
ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛЬСКОГО ТАНЦА «КРАКОВЯК»

1. «Голубец» - как основной сценический ход.

2. Pas de basque (типа «Тынок»).

3. «Легáвэ».

4. Удары всей стопой в пол и соскоки во II позицию с последующим заключением.

5. Balancé-голубец (второй вид).
Тема 6. Особенности, стиль и характер итальянского танца

Тарантелла как основа итальянского сценического танца. Близость сценической и народной тарантеллы. Жизнерадостный и темпераментный характер танца. Основные требования к исполнению сценической тарантеллы. Возможные ошибки. Сходство и отличие мужского и женского танцев.

Музыкальный размер – 6/8 или 2/4.

Практические занятия.

ЭЛЕМЕНТЫ ИТАЛЬЯНСКОГО ТАНЦА

1. Изучение основных положений ног, рук.

2. Два вида хода вперед:

а) ballonné;

б) emboîté (ноги сзади).

3. Выбрасывание ноги с носка на каблук.

4. Тройная дробь.

5. Скачки по III позиции.

6. Glissade-jeté.

7. Проскальзывание на опорной ноге с выносом ноги на носок.

8. Проскальзывание в позе I arabesque.

9. Pas échappé с вращением в attitude вперед и назад.

10. Dos-á-dos c sissonne в позе II arabesque.

11. Вращение в паре (все виды).

12. Навыки владения тамбурином.
Тема 7. Особенности, стиль и характер испанского сценического танца

Испанский народный танец как основа испанского сценического танца. Выражение национального характера в народном танце. Влияние классического балета на манеру исполнения испанского сценического танца. Выстукивания zapateado.

Основные отличия исполнения мужского и женского танцев.

Требования предварительной подготовленности учащегося к изучению испанского сценического танца.

Практические занятия.

ЭЛЕМЕНТЫ ИСПАНСКОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА

1. Port de bras в характере (с различными положениями рук, корпуса и бедер).

2. Port de bras с переходом на опорную ногу в IV позицию, и на одном колене.

3. Balancé с различными положениями корпуса, рук и с перегибом.

4. Pas de basque (сценический 1-й и 2-й вид).

5. Glissade (сценический вид).

6. Sissonne pas de bourrée.

7. Battement tendu.

8. Простейшие выстукивания (чередование ударов полной стопы, каблука и п/п, в характере «zapateado»).

9. Навыки владения веером.

ЭЛЕМЕНТЫ ИСПАНСКОГО ТАНЦА

1. Sissonne pas de bourrée en tournant.

2. Сhassé pas de bourrée с последующим ударом стопой.

3. Подготовка к renversé.

4. Renversé:

а) с шага в сторону на demi-plié;

б) в attitude croisée на п/п с приходом в demi-plié;

в) с прыжком;

г) со скачком в пол.

5. Широкий ход на присогнутых ногах («кошачий» ход).

6. Pas de chat.

7. Rond de jambe en ľair на plié с последующим tombé pas de bourrée.

8. Двойной rond de jambe с прыжком и перегибом.

9. Выстукивание в манере «Zapateado» (см. видеоматериал).

10. Перегибы на колене с двумя руками, идущими по кругу.

11. Pas de bourrée из танца «Фанданго» из балета «Дон Кихот», хореография Ф. Лопухова.

ЭЛЕМЕНТЫ ИСПАНСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА «АРАГОНСКАЯ ХОТА»

1. Основной ход: pas de basque.

2. Assemblé-pas dе bourrée-emboîté.

3. Ballonné- поворот.

4. Мелкие шаги вперед по III позиции и отход назад с переменой корпуса при каждом шаге.
Тема 8. Особенности, стиль и характер татарского танца

Большой внутренний темперамент исполнения татарских танцев. Их игровой характер. Основные отличия движений, манеры исполнения танцев юношей и девушек.

Музыкальный размер 2/4.

Практические занятия.

ЭЛЕМЕНТЫ ТАТАРСКОГО ТАНЦА

1. Основной ход.

2. Мужской ход на каблук (pas de basque).

3. «Бишек» одинарный и двойной.

4. Бег с ударами п/п сзади.

5. Боковой ход с отбрасыванием ноги в сторону с поворотом стопы.

6. «Борма».

7. Ход с каблука.

8. «Унге-баш» (пятка-носок).
Тема 9. Особенности, стиль и характер молдавских народных танцев. «Молдовеняска» и «Хора».

Молдавские народные танцы, их жизнерадостный характер и темперамент. Отражение труда, быта, характера людей в молдавских народных танцах «Молдовеняска», «Хора», «Сырба». Основные элементы молдавских танцев.

Практические занятия.

ЭЛЕМЕНТЫ МОЛДАВСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

Основные движения танца «Молдовеняска»

1. Основной ход.

2. Прыжки с согнутой ногой вперед.

3. Боковой ход с ударом каблука.

4. «Подсекач».

5. Выпады вперед и перемена местами.

6. Ход с выносом ноги на носок.

7. Боковой ход.

8. Бег с отбрасыванием ног назад.

Движения из танца «Хора»

1. Ходы с подъемом ноги вперед:

а) с переменой ног;

б) с поворотом корпуса.

2. Мелкие переступания по I и III позициям.

3. Прыжки с подогнутыми ногами.

4. Вращения в паре.
Тема 10. Особенности, стиль и характер грузинского танца

Контраст в исполнении женских и мужских танцев. Основные движения женского и мужского грузинских танцев. Особенности костюма, обуви и музыкального сопровождения.

Музыкальный размер – 5/8, 6/8.

Практические занятия.

ЭЛЕМЕНТЫ ГРУЗИНСКОГО ТАНЦА

Движения из танца «Картули»

1. Сада сриала – скользящий ход (женский).

2. Ртула – усложненный мужской ход.

3. Женский боковой ход в «3 удара».

4. «Гасма» – 3 вида.

5. «Чаквра» – 1-й вид (Лезгинка).

6. Вращения в мужском танце.

7. Переход с колена на колено (с поворотом).

8. Руки в мужском и женском танце.
Тема 11. Особенности, стиль и характер цыганского танца

Влияние на цыганский танец народных танцев той страны, где кочевали цыгане. Основные движения сценического цыганского танца старого балетного спектакля. Невыворотные положения ног как особенность цыганского танца. Основные движения мужских и женских цыганских танцев.

Музыкальный размер 2/4.

Практические занятия.

ЭЛЕМЕНТЫ ЦЫГАНСКОГО ТАНЦА

1. Основной ход вперед.

2. Ход с продвижением назад.

3. Чечетка.

4. Ход с чечеткой.

5. Повороты.

6. Женский боковой ход.

7. Чечетка с откидыванием ноги назад и поворотом корпуса.

8. «Голубец» с пристукиванием (два вида).

9. Хлопки (для мальчиков).

10. «Дрожь» плечей (для девочек).

11. Опускание на колени:

а) на одно;

б) на два;

в) с прыжка с поджатыми ногами.

12. Перегибы корпуса:

а) на выпаде в IV поз.;

б) круговое port de bras на одном и двух коленях.
Раздел 3. Наследие народно-сценического танца из репертуара академических театров и ансамблей народного танца
Тема 1. Фрагменты из балетов, рекомендуемые к изучению

1. Венгерский танец из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа (партия кордебалета).

2. Краковяк из балета «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, хореография Р. Захарова (партия кордебалета).

3. «Хота» хореография Херардо Виана Гомеса де Фонсеа, музыка народная.

4. «Сегидилья» из балета «Дон-Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского.

5. «Краковяк» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки, хореография А. Лопухова (кордебалет).

6. «Панадерос» из балета «Раймонда» А. Глазунова, хореография К. Сергеева (кордебалет).

7. «Панадерос» из балета «Раймонда» А. Глазунова, хореография Ю. Григоровича.

8. «Фанданго» из балета «Дон-Кихот», музыка Э. Направника, хореография Ф. Лопухова (кордебалет).

9. Мазурка из балета «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа (кордебалет).

10. Венгерский танец из балета «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа (кордебалет).

11. Венгерская рапсодия Ф. Листа из балета «Конек-Горбунок», хореография Л. Иванова (четверка и кордебалет).

12. Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь» А. Бородина, хореография М. Фокина (половецкие девушки, пленницы, мужской кордебалет).

13. Восточный танец из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки, хореография М. Фокина.

14. Испанский танец из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография А. Горского.

15. Мазурка из балета «Лебединое озеро», хореография М. Петипа.

16. Венгерская рапсодия Ф. Листа из балета «Конек-Горбунок», хореография Л. Иванова.

17. Три танца из балета «Лауренсия» А. Крейна: «Лирический», «Танец с кастаньетами» и «Цыганский», хореография В. Чабукиани.

18. «Танец басков» из балета «Пламя Парижа» Б. Асафьева, хореография В. Вайнонена.

19. Краковяк и мазурка из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки, хореография А. Лопухова и Ф. Лопухова.

20. Цыганский танец и Танец «неженатиков» из балета «Каменный цветок» С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича.

21. Мазурка и Восточный танец из балета «Золушка» С. Прокофьева, хореография К. Сергеева.

22. «Русская пляска» из балета «Медный всадник» Р. Глиэра, хореография Р. Захарова.

23. «Zapateado» из балета «Испанские миниатюры», хореография Херардо Виана Гомеса де Фонсеа.

24. «Лезгинка» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна, хореография Н. Анисимовой.

25. «Полло» из оперы «Кармен» Ж. Бизе, хореография В. Чабукиани.

26. «Танец слуг и служанок» из I акта, «Танец служанок» из II акта из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского.

27. Танцы «Лезгинка» и «Восточный» из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки, хореография М. Фокина.

28. «Танец одалисок» из балета «Шехерезада» Н. Римского-Корсакова, хореография М. Фокина.

29. «Цыганский танец» Желобинского, хореография К. Голейзовского.

30. «Малагуэнья» и «Персидский марш» И. Штрауса, хореография А. Андреева.
Тема 2. Фрагменты из репертуара ансамблей народного танца

1. «Хота». Фрагмент испанского балета «Антолохия», пост. Мария дель Соль;

2. Татарский хоровод «Язгы тын» (Казань), пост. Р. Гариповой;

3. Касарейка «Большой котел» (Карелия), пост. Н. Вахтерова;

4. Эстонская полька «Полька через ножку», пост. И. Моисеева;

5. «Моламбо» (Аргентина), пост. И. Моисеева.
3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
1. Определяющие признаки народно-сценического танца.

2. Источники содержания и выразительные средства народно-сценического танца.

3. Влияние исторических и социальных условий жизни народа на развитие народного танца.

4. Влияние народного танца на хореографическое искусство.

5. Взаимосвязь сценической и бальной хореографии.

6. Принципы подбора музыкального сопровождения.

7. Отличие позиций, положений рук, ног в народно-сценическом танце от классического танца.

8. Значение содержательности и сюжета русского народно-сценического танца в сочинении композиции.

9. Название традиционного платочка в старину – неотъемлемой части женского праздничного национального костюма.

10. Определить стиль, характер и манеру исполнения русского народно-сценического танца.

11. Почему хоровод является основной формой украинской хореографии?

12. Почему костюм в украинском танце является визитной карточкой того или иного района Украины?

13. Почему венгерский народный танец является основой сценического венгерского танца?

14. Истоки сценической мазурки, стиль и характер исполнения на балетной сцене.

15. Основные требования к исполнению сценической тарантеллы.

16. Охарактеризуйте «zapateado» и его использование в народно-сценических испанских танцах.

17. Какие черты характера ярко выражены в татарском мужском и женском танцах?

18. Основной ход «Молдовеняски»?

19. Отличительные особенности исполнения женского и мужского грузинского танца.

20. Какое воздействие имел кочевой образ жизни цыган на развитие танцевальной культуры?

21. Какие народные танцы использовались балетмейстерами в балетах «Пламя Парижа», «Медный всадник», «Лауренсия», «Бахчисарайский фонтан»?
4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ


  1. А. В. Ширяев – основоположник методики характерного танца.

  2. Педагогическая деятельность Н. М. Стуколкиной.

  3. Н. А. Анисимова и характерные танцы из балета «Гаяне».

  4. Балет В. М. Чабукиани «Лауренсия». Влияние характерного танца на классическую хореографию.

  5. Т. А. Устинова. Классическое наследие русского народного танца.

  6. Отличительные особенности Московской и Петербургской школы характерного танца.

  7. Тенденции развития современной школы характерно танца.

  8. Значение экзерсиса характерного танца. Книга Н. М. Стуколкиной «Четыре экзерсиса».


5. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу


  1. Основные особенности постановки рук в характерных танцах: венгерском, польском, испанском, цыганском и русском. Ошибки.

  2. Demi и grand plié. Основные задачи и требования. Характер исполнения. Примеры.

  3. Battement tendu. Основные требования. Ошибки. Примеры.

  4. Rond de jambe и rond de pied. С какими элементами комбинируется? Ошибки. Примеры.

  5. Ваttement fondu. В каком характере может исполняться? С какими элементами комбинируется? Примеры.

  6. Flic-flac и double flic. Примеры.

  7. Battement développé. Пример.

  8. Различные port de bras у палки и на середине для развития гибкости и пластичности корпуса и рук. Примеры.

  9. Pas tortillé с ударом стопой и плавное. Ошибки в исполнении. Примеры.

  10. Упражнения на дробные выстукивания в русском и испанском характере.

  11. Grand battement jeté. В каком характере может исполняться? С какими движениями может комбинироваться? Примеры.

  12. Опускание на подъем и на колено в венгерском и польском танце у палки и на середине.

  13. Основные элементы танца мазурка. Основные требования. Кем была завезена мазурка в Россию?

  14. Основные элементы танца мазурка: pas galá, голубец в повороте с партнершей. Что такое «восьмерка»?

  15. Основные элементы академического венгерского танца: основной ход, balancé, заключения, ход вперед с ударом всей стопой на croisée, ballanсé-голубец, вращения в паре, dos-á-dos, пируэт за одну руку с партнером.

  16. Венгерское allegro – сочетание элементов для быстрой части венгерского академического танца. Пример.

  17. Основные элементы испанского сценического танца: balanсé, pas de basque, glissade, renversé и pas de bourrée, sissonne pas de bourrée-tendu, sissonne с поворотом. Выстукивания в характере «zapateado».

  18. Элементы итальянского танца: ballonné, emboité, скачки по III позиции, выбрасывание ноги с носка на каблук, тройная дробь, glissade-jeté, pas echappé с поворотом в tire-bouchon, проскальзывание в позе I arabesque, dos-á-dos c sissonne в позе II arabesque, вращения в паре. Навыки владения тамбурином.

  19. Основные элементы русского танца: русские ходы, ключ, веревочка, дробный ход, дроби, присядка.

  20. Элементы украинского танца: основной ход – «бигунец», «тынок», голубец, «вихилясник». Чем отличается голубец в украинском танце от голубца в венгерском академическом танце?

  21. Элементы цыганского сценического танца: основной ход вперед и назад, ход с чечеткой.

  22. Элементы испанского народного танца «арагонская хота»: основной ход – pas de basque, assemblé-pas de bourrée-emboité, ballonné-поворот.

  23. Элементы польского танца «краковяк»: основной ход, pas de basque, «легавэ», balancé-голубец.

  24. Элементы грузинского танца: мужской ход горской лезгинки (без прыжка и с прыжком), «шиперхили» (ножницы), «чаквра». Движения из танца «Картули»: основные ходы, «гасма».

  25. Элементы татарского танца: основной ход, боковой ход с отбрасыванием ноги в сторону с поворотом стопы, «бишек», «борма», «унге-баш» (пятка-носок).

  26. Элементы молдавского народного танца. Основные движения танца «Молдовеняска»: основной ход, боковой ход, «подсекач», выпады, прыжки, бег с отбрасыванием ног назад. Движения из танца «Хора»: ходы, прыжки, вращение в паре.

  27. Виды сценического бега.

  28. Исполнить фрагмент любого танца из репертуара академических театров.


III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
Осуществляется ВУЗом самостоятельно.
IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического искусства Понятие «народного танца». Понятие «народно-сценического (характерного) танца» iconПримерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца»
Изучение теории и методики преподавания народно-сценического танца, использование знаний в исполнении и создании композиций современной...
1. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического искусства Понятие «народного танца». Понятие «народно-сценического (характерного) танца» iconОрганизационно-педагогические условия совершенствования преподавания...
Диссертация выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московская государственная...
1. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического искусства Понятие «народного танца». Понятие «народно-сценического (характерного) танца» iconПримерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца»
...
1. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического искусства Понятие «народного танца». Понятие «народно-сценического (характерного) танца» iconОбразовательная программа по хореографии в детском ансамбле народного...
Родине, о ее людях, и не разу не произнести ни слова? Да, можно! И это язык русского народного танца, в глубокое прошлое уходит история...
1. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического искусства Понятие «народного танца». Понятие «народно-сценического (характерного) танца» iconОбразовательная программа хореографической народной студии «Веснушки»
М.,1985. – 53с., ил.; Основы характерного танца А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров; Методика классического танца. В. Э. Мориц,...
1. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического искусства Понятие «народного танца». Понятие «народно-сценического (характерного) танца» iconПримерная программа дисциплины «История хореографического искусства»
Выработать у будущих специалистов представления об основных этапах эволюции хореографического искусства и его высшей формы балета,...
1. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического искусства Понятие «народного танца». Понятие «народно-сценического (характерного) танца» iconПримерная программа дисциплины «Современные направления танцевального искусства»
Освоение будущими специалистами-педагогами бального танца разнообразных форм, стилей и техник современных направлений танцевального...
1. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического искусства Понятие «народного танца». Понятие «народно-сценического (характерного) танца» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Требования к содержанию дисциплины и уровню подготовки студентов по курсу «Методика обучения основам народно-сценического танца»
1. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического искусства Понятие «народного танца». Понятие «народно-сценического (характерного) танца» iconПримерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца»
...
1. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического искусства Понятие «народного танца». Понятие «народно-сценического (характерного) танца» iconПримерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических...
...
1. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического искусства Понятие «народного танца». Понятие «народно-сценического (характерного) танца» iconПримерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца»
Подготовка преподавателей историко-бытового танца для высших и средних профессиональных хореографических учебных заведений, а также...
1. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического искусства Понятие «народного танца». Понятие «народно-сценического (характерного) танца» iconГ. Москва Отель «Холидей инн лесная»
Конвенции, соединив проект с деятельностью юнеско. Впервые в России пройдет в рамках Трилогии 24-й Мировой Конгресс Исследований...
1. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического искусства Понятие «народного танца». Понятие «народно-сценического (характерного) танца» iconГ. Москва Отель «Холидей инн лесная»
Конвенции, соединив проект с деятельностью юнеско. Впервые в России пройдет в рамках Трилогии 24-й Мировой Конгресс Исследований...
1. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического искусства Понятие «народного танца». Понятие «народно-сценического (характерного) танца» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С помощью танцевального искусства способствовать развитию эстетической культуры учащихся в общеобразовательной школе, что позволяет...
1. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического искусства Понятие «народного танца». Понятие «народно-сценического (характерного) танца» iconТема: Балет. Единство музыки и танца Бале́т (фр ballet, от лат ballo...
Бале́т (фр ballet, от лат ballo — танцую) — вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно...
1. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического искусства Понятие «народного танца». Понятие «народно-сценического (характерного) танца» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На базе Детского Центра Дополнительного Образования Детей на улице Гончарова дом 15 а в сентябре 2012 года была сформирована младшая...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск