Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования





Скачать 419.42 Kb.
НазваниеОрганизационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования
страница1/4
Дата публикации05.09.2014
Размер419.42 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи


Васькова Лариса Львовна
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


13.00.01 – общая педагогика, история

педагогики и образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва 2012

Диссертация выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московская государственная академия хореографии» на кафедре народно-сценического, историко-бытового и современного танца


Научный руководитель:

-

Жаркова Любовь Сергеевна,

доктор педагогических наук, профессор










Научный консультант:




Литварь Нина Владимировна,

кандидат искусствоведения, профессор кафедры хореографии и балетоведения, начальник отдела послевузовского профессионального образования (аспирантуры) Московской государственной академии хореографии










Официальные оппоненты:

-

Нилов Вячеслав Николаевич,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией института художественного образования РАО





-

Герасимова Юлия Александровна,

кандидат педагогических наук, зав. отделением современного танца Московского областного колледжа искусств










Ведущая организация:

-

Казанский государственный университет культуры и искусств


Защита состоится « 25 » сентября 2012г. в « 13:00 » часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141406, Московская обл., г.Химки-6, ул. Библиотечная, д.7, корпус 2, зал защиты диссертаций.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств».

Автореферат размещен на сайте Московского государственного университета культуры и искусств http://www.mguki.ru и на сайте Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.ru.

Автореферат разослан « 22 » августа 2012 г.



Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук

Ю.А. Акунина


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена высокой значимостью организационно-педагогических условий в развитии педагогических систем отечественного хореографического образования. Возникает острая потребность обеспечения системы хореографического образования и теорией, и технологией совершенствования преподавания дисциплин современного танца, поскольку учащиеся учебных заведений хореографического образования вынуждены адаптироваться в более динамичных организационно-педагогических условиях, что, несомненно, сказывается и на возможностях освоения новых современных художественно-педагогических направлений.

Исключительная сила и широкий спектр воздействия искусства современного танца на учащихся учебных заведений хореографического образования актуализирует необходимость рассмотрения этого уникального феномена, сама природа которого позволяет комплексно формировать как эмоциональную, так и интеллектуальную сферы личности учащихся хореографических училищ. В принципе, современный танец, объективно находящийся в гармоническом, ансамблевом единстве и взаимопроникновении с классическим танцем, обусловлен интегративной, синтетической, педагогической сущностью этого процесса.

Поэтому актуально осмысление новаций российской академической хореографической школы на дисциплинах современного танца в учебных заведениях хореографического образования.

Дисциплина «Современный танец» базируется на танце модерн – системе педагогических идей, взглядов, представлений объединенных в самостоятельное направление, связанное с именами великих исполнителей и хореографов: Марты Грэхем, Дорис Хэмфри, Лестора Хортона, Рудольфа фон Лабана, Хосе Лимона, Мерса Каннингхэма и многих других. Родоначальники танца модерн стремились создать новое танцевальное направление, способное передать эмоции, чувства, переживания, страсти современного человека, уйти от идей и традиций прошлого, от четких схем и строгих правил академического классического танца, которые не могли, по их мнению, раскрыть всю глубину душевных переживаний. Развиваясь и трансформируясь, современный танец все же пришел к принятию отдельных приемов и движений классического танца, а к концу ХХ века некоторые хореографы современного танца обратились к главному выразительному средству классического балета – танцу на пуантах.

Творчество Матса Экка, Иржи Килиана, Уильяма Форсайта, Ханса ван Маннена, Начо Дуато и многих других современных хореографов, органично синтезирующих классический и современный танцы, – наглядный пример того, что установка на полный отказ от форм классического танца на практике не смогла быть до конца реализована.

Сегодня танец модерн является системообразующим элементом в подготовке артистов балета, ибо постоянно развивается, видоизменяется, появляются все новые и новые направления, которые сейчас принято называть contemporary.

Значит, актуальность исследования вызвана острой необходимостью научного поиска путей совершенствования организационно-педагогических условий преподавания современного танца в учебных заведениях хореографического образования.

Достаточно сказать, что в Россию приезжают многие известные западные хореографы и переносят на главные сцены Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов балеты, поставленные в стиле модерн. В последние годы становится традицией работа западных хореографов с учащимися Московской государственной академии хореографии и уже трудно представить отчетные концерты без обязательных номеров и одноактных современных балетов. В Европе и Америке современную хореографию осваивают не только труппы современного танца, но и многие театры классического балета. Главное, что для поступления на работу в ведущие театры мира необходимо владение не только техникой классического танца, но и основными техниками танца модерн.

Степень научной разработанности проблемы

Существенная роль в осмыслении совершенствования преподавания дисциплин принадлежит исследованиям в области философии образования, носящим в значительной мере прогностический характер. Осознанием необходимости анализа задач развития хореографического образования в рамках Болонского процесса прослеживается в работах Т.Б. Бадмаева, О.Б. Буксикова, Г.В. Бурцева, А.П. Кириллова, Н.Д. Мусина, В.Ю. Никитин, Н.В. Петроченко.

Поэтому методологическая специфика исследования динамики хореографического образования закономерно вскрывает основы хореографической педагогики и при всей ее методической разработанности во многом испытывает влияние смежных сфер – искусствоведения, культурологии.

Психолого-педагогическим проблемам преподавания в учебных заведениях, перспективам их развития большое внимание уделено в трудах Ш.А. Амонашвили, С.И. Архангельского, Б.П. Беспалько, В.В. Краевского, вопросам профессионального образования - П.Я. Гальперина, И.Я. Лернера, В.А. Сластенина.

Важнейшим методологическим основанием для хореографического искусства являются труды Э.Б. Абдуллина, В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, И.С. Батракова, Б.М. Бим-Бада, А.А. Бодалева, В.В. Гузеева, В.А. Кан-Калика, М.В. Кларина, Е.А. Климова, А.В. Мудрика, В.И. Панова и других, сформировавших целостные теоретические представления о специфике организации педагогического процесса в учебных заведениях различного типа и уровня.

Современная хореографическая педагогика по классическому танцу базируется на трудах Н.П. Базаровой, Л.Д. Блок, Б.Я. Брегвадзе, А.Я. Вагановой, Е.П. Валукина, В.В. Васильева, Т.И. Васильевой, Н.А. Вихревой, С.Н. Головки-ной, О.В. Жадиной, Р.В. Захарова, М.Ф. Иваницкого, А.П. Кириллова, В.С. Костровицкой, Л.М. Лариной, М.К, Леоновой, В.П. Мей, А.М. Месссерера, Т.Б. Нарской, А.В. Никифоровой, П.А. Пестова, А.А. Писарева, Г.Н. Прибылова, Н.Н. Серебренникова, Н.В. Соковиковой, Н.И. Тарасова, С.С. Холфиной, Л.И. Ярмолович.

Особая роль и огромное влияние на становление и развитие организационно-педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования принадлежит профессорско-преподавательскому составу Московской государственной академии хореографии и ее ведущим педагогам: В.В. Анисимову, Е.П. Беловой, Г.В. Беляевой, Е.А. Бобровой, А.Г. Богуславс-кой, Н.А. Вихревой, И.А. Ворониной, Т.А. Гальцевой, А.Н. Головко, Ю.Н. Григоровичу, Л.А. Коленченко, Г.К. Кузнецовой, И.Л. Кузнецову, В.Н. Куликовой, М.Л. Лавровскому, М.К. Леоновой, Н.В. Литварь, В.А. Майниеце, А.А. Меланьину, Т.И. Павловой, Т.В. Пуртовой, Н.И. Ревич, И.Ю. Сыровой, Н.М. Толстой, Е.К. Фарманянц, Н.П. Яценко, Н.А. Ященковой и др.

Исследованием феномена современного танца в разное время занимались отечественные исследователи В. Никитин, Е. Суриц, Н. Шереметьевская, а также зарубежные авторы S. Banes, D. Cayon, G. Cheney, M. Cohen, R. Copplend, R. Cohan, D. McDonach, I. Duncan, L. Emery, C. Ford, K. E. Gilbert, G. Giordano, A. Hawkins, R. Heppenstall, D. Humphrey, K. Kaltebrunner, D. Lewis, V. Maletik, P. Magriel, M. John, O. Maynard, G. Shurr, M. Wigman, R. D. Yocom, и др., в работах которых подробно рассмотрен современный танец в историческом, искусствоведческом и педагогическом аспектах.

Поиском более эффективной системы обучения специалистов современной хореографии занимается профессорско-преподавательский состав кафедры народно-сценического, историко-бытового и современного танца: Е.В. Ахулкова, А.Г. Богуславская, И.А. Воронина, А.О. Гаджиева, Т.Н. Докунина, С.А. Иванова, Ж.В. Кудрявцева, М.А. Минеев, Т.И. Павлова, Т.Ю. Петрова, М.О. Северцева, Н.В. Сергеева, Т.В. Терентьева, Н.М. Толстая, Е.К. Фарманянц.

Исследование художественно-творческих аспектов хореографического образования нашло отражение в трудах А.Ю. Бутова, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.А. Жарковой, А.С. Каргина, В.Н. Нилова, С.М. Оленева, В.С. Садовской, Е.В. Утина, Т.В. Христидис, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко.

Анализ научных трудов отечественных и зарубежных ученых показывает, что рассматриваемая проблема позволяет выявить противоречия между:

- необходимостью создания организационно-педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования, адаптированных с классическими, народно-сценическими, историко-бытовыми, дуэтными танцами и отсутствием этого процесса на практике оставляет систему без системообразующего, сущностного стержня;

- интенсивным развитием авторских технологий обучения современному танцу и внутренними резервами организационно-педагогических условий, которые привносятся извне, но не выявляются как заложенные в самой системе способы обучения;

- построением занятий по современному танцу как целостному учебному процессу и неразработанностью теоретико-методических основ дисциплины «Современный танец», обеспечивающего гармоничность в развитии художественно-творческие способности учащихся учебных заведений хореографического образования.

В связи с этим проблема данного исследования заключается в том, чтобы выявить организационно-педагогические условия, способные обеспечить совершенствование преподавания дисциплин современного танца в системе подготовки артистов балета, обеспечивающие их гармоничное художественно-творческое развитие в учебных заведениях хореографического образования.

Все это делает актуальной избранную тему диссертационного исследования «Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования».

Объектом исследования является преподавание дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования.

Предмет исследования - процесс создания оптимальных организационно-педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования.

Цель исследования: разработать научно-методические основы создания организационно-педагогических условий совершенствования преподавания дисциплин современного танца, развивающие авторские педагогические технологии обучения, апробировать их в ходе эксперимента и внедрить в практику.

Задачи исследования:

- рассмотреть понятие «учебная дисциплина современного танца» в учебных заведениях хореографического образования;

- раскрыть историческую обусловленность включения дисциплин современного танца в учебно-творческий процесс учебных заведений хореографического образования;

- проанализировать теоретические подходы к созданию организационно-педагогических условий преподавания дисциплин современного танца в отечественной педагогике;

- определить межпредметные связи как системообразующий элемент совершенствования процесса преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования;

- изучить организационные условия процесса совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования;

- выявить потенциал педагогических условий процесса преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования, ориентированных на оптимальное обеспечение занятий, отражающих требования современного искусства.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования будет наиболее эффективным, если создать оптимальные организационно-педагогические условия для учебно-творческого процесса.

Методологическую основу исследования составили:

- положения философии познания и обучения о развитии личности, о диалектическом единстве теории и практики в подготовке артистов балета;

- философские взгляды мыслителей на природу творчества (Платон, Н.А. Бердяев, Г.В. Гегель, И. Кант, К. Юнг, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг и др.) о дидактическом характере сознания и содержащуюся в нем совокупность духовных ценностей, представляющих собой интегративные понятия Человек, Творчество, Искусство, Образование.

– методологические концепции эстетики и искусствоведения В.В. Ванслова, М.С. Кагана, С.Х. Рапопорта, опирающиеся на принципы историзма и единства логического, научного, взаимосвязанности и взаимообусловленности объективных и субъективных факторов, обеспечивающих динамику развития хореографического образования в России.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования iconПримерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических...
...
Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования iconПримерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца»
...
Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования icon1. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического...
Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего...
Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования iconПримерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца»
Подготовка преподавателей историко-бытового танца для высших и средних профессиональных хореографических учебных заведений, а также...
Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования icon«Организационно-методические условия оздоровительных занятий в специальной...
Психолого-педагогические аспекты оценки учебных достижений в специальной медицинской группе
Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования iconОбразовательная программа муниципального бюджетного образовательного...
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы дошкольного образования
Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования iconПояснительная записка к образовательной программе основного общего образования 1
Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы школы
Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы преподавания различных видов танца, правила использования движений, построение учебных комбинаций, отдельных частей урока...
Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования iconПримерная программа дисциплины «Методика преподавания бального танца: Европейская программа»
Европейская программа» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным...
Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования iconПримерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца»
...
Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования iconПримерная программа дисциплины «История хореографического искусства»
Выработать у будущих специалистов представления об основных этапах эволюции хореографического искусства и его высшей формы балета,...
Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования iconУвр, нмр, вр, ахр, охране труда Педагогический коллектив
А цель любой школы обеспечить психолого-педагогические, организационно-педагогические, социально-педагогические и правовые гарантии...
Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организационно – педагогические условия образовательного процесса
Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования iconНа 2013-2014 учебный год муниципального бюджетного общеобразовательного...
Система условий реализации основной образовательной программы основного общего образования
Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования iconПримерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца»
Изучение теории и методики преподавания народно-сценического танца, использование знаний в исполнении и создании композиций современной...
Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования iconНа 2013-2014 учебный год муниципального бюджетного общеобразовательного...
Система условий реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск