Скачать 311.15 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение школа – интернат среднего (полного) общего образования №1 Утверждаю Директор школы – интерната _________Н.В. Большакова «____»______2009 г. Программа развития школы – интерната как адаптивной школы на 2009 – 2013г.г. «От школы для всех к школе для каждого» Согласовано с УС Принята Председатель на заседании _____Т.В. Федулова педагогического совета Протокол №1 от28.08.09 Содержание
Паспорт Программы развития Муниципального образовательного учреждения школы – интерната среднего (полного) общего образования №1 г. Кинешмы Ивановской области
Раздел 1. Введение Программа развития МОУ школы – интерната среднего (полного) общего образования №1 на 2009-2013 годы представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся, особенности организации, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии, основные планируемые конечные результаты. Школа – интернат должна помочь ребёнку удовлетворить свои образовательные запросы, создавать условия для гармоничного развития личности, осуществлять гуманистическое воспитание, ориентированное на общечеловеческие ценности как основу современного миропонимания. Развитие школы – интерната в данный период предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе. В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы - интерната предполагается развитие модели адаптивной школы, которая всесторонне учитывает содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединённых в выделенных приоритетах: личность участников образовательного процесса (учителя, ученики, родители, воспитатели и законные представители), её самооценка, развитие; гуманизм как основа образовательного процесса, определяющего место человека в обществе. Модель адаптивной школы – образовательное учреждение, которое «стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к воспитанникам с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на их социокультурные изменения среды». Адаптация – многоаспектное приспособление индивида к социальной среде обитания. Виды адаптации: психологическая; социальная; технологическая; физиологическая; экономическая; бытовая; политическая; правовая. Раздел 2. . Информационная справка о школе Средняя школа – интернат создана в 1959 году(ул. Желябова, д. 36) С 1 сентября 2009 г. школа – интернат переехала в другие здания (ул. Боборыкина, д. 53 и ул. Менделеева, д.86). Школа – интернат расположена в двух зданиях: основное, где обучаются учащиеся 5 – 11 классов, и второе здание – для ребят начальной школы. В школе – интернате оборудованы учебные кабинеты, в каждом здании имеются пищеблок и столовая, две спальни для ночного пребывания детей. Библиотека имеет в своем фонде более 10 тысяч учебников, а также около 50 тысяч книг и брошюр. Для занятий спортом имеются два приспособленных спортивных зала, но пока используется спортивный зал и лыжная база, расположенные в старом здании школы – интерната. Постоянно работают спортивные секции : волейбол, лыжная подготовка, ОФП, спортивное ориентирование, рукопашный бой. Школа – интернат может гордиться спортивными достижениями своих учащихся и выпускников. Выпускник школы – интерната Почетный гражданин города Кинешма Андрей Груздев – 7- ми кратный чемпион мира по спортивному ориентированию. Среди выпускников – чемпион России по метанию копья Евгений Швец, мастера спорта по лыжам, легкой атлетике, спортивному ориентированию. И сегодня воспитанники школы – интерната занимают только призовые места на городских и областных соревнованиях по различным видам спорта. Все учащиеся школы – интерната в течение дня получают 4 –х разовое горячее питание, обеспечиваются бесплатными учебниками. Медицинское обслуживание осуществляется врачом и фельдшером. Постоянно проводятся лечебно – профилактические мероприятия. Ежегодно проводится диспансеризация учащихся бригадой врачей всех специальностей. В последние 2 года 100 % ребят школы – интерната получили санаторно-курортное лечение. Образовательное учреждение находится в районе текстильных фабрик, закрепленного микроучастка для набора детей не имеет. По типовому положению об общеобразовательной школе – интернате в нее принимаются в первую очередь дети, нуждающиеся в помощи государства, в том числе, дети из многодетных, малообеспеченных и неполных семей, дети находящиеся под опекой (попечительством). Зачисление в школу – интернат производится по заявлению родителей (законных представителей) или по решению органов опеки и попечительства. - Учащиеся В школе обучаются 214 человек 1-4 классы - 72 человека 5-9 классы - 142 человека 10-11 классы – в 2009-10 уч.году набора нет На 1.01.2009 г - социальный паспорт школы – интерната: Неполные семьи – 137 Полные семьи – 73 Неполные изменённые семьи (с повторным браком) – 17 Воспитываются отцами – 16 человек Воспитываются матерями – 121 человек Воспитываются опекунами – 19 человек Воспитываются родственниками – 34 человека Многодетные семьи -32 Школа – интернат включает следующие ступени обучения: I ступень (начальная школа): срок обучения 4 года, II ступень (основная школа) : срок обучения 5 лет, III ступень (средняя школа) : срок обучениря 2 года. Школа – интернат работает в режиме полного дня: 1 половина дня – учебный процесс (уроки), 2 половина дня – дополнительное образование, самоподготовка. - Педагоги Образовательный процесс осуществляют 36 педагогов Имеют высшее образование - 89%, Среднее специальное – 11 %. - Квалификация педагогических кадров 1 категория - 35 % 2 категория - 56 % - Современные образовательные технологии, используемые в образовательном процессе :
- Образовательные программы: 1 ступень Базовая общеобразовательная программа начального обучения с элементами развивающего обучения и здоровье сбережения. 2 ступень Базовая общеобразовательная программа основной школы. Программа предпрофильного обучения с 9 класса. 3 ступень Базовая общеобразовательная программа средней школы В школе обучаются обычные дети, одарённые и нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Всё это способствует тому, что педагогическим коллективом было выбрано развитие образовательного учреждения в соответствии с концепцией адаптивной школы. Адаптивная школа – это школа со смешанным контингентом учащихся. Такая школа стремится создать условия для максимальной адаптации учащихся к изменениям в социальной среде в соответствии с их индивидуальными особенностями. Раздел 3 Аналитико-прогностическое обоснование программы Необходимость разработки Программы развития модели адаптивной школы определяется из анализа как внешних, так и внутренних факторов. В целях формирования целостной системы информационно-аналитической деятельности при администрации школы интерната в начале 2007-08 учебного года была создана контрольно-диагностическая служба, основной задачей которой стало оценивание и прогнозирование развития школьной образовательной системы. В качестве основных компонентов были выбраны следующие: - качество управления; - качество содержания образования; - эффективность использования современных образовательных технологий - качество материально-технического обеспечения образовательного процесса; - физическое и психическое здоровье обучающихся; - работа детской общественной организации; - качество подготовки педагогического персонала; - развитие личности обучающихся на основе интеграции процессов обучения и воспитания. Накопленный опыт работы школы - интерната в этом направлении позволяет сделать вывод о том, что именно результаты диагностических исследований определяют, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в управлении учебно-воспитательным процессом школы - интерната. Основанием для продуктивного реализации программы являются следующие результаты работы педагогического коллектива: Эффективная структура внутришкольного управления. Управление в школе - интернате осуществляется на принципах демократизации, на основе сотрудничества, соуправления структур с опорой на инициативу и творчество всего педагогического коллектива. Управление школой - интернатом осуществляется на основе сочетания принципов самоуправления и единоначалия. В состав структуры управления школы - интерната входят: - общее собрание педагогического коллектива (педсовет); -административный совет - школьные методические объединения. В состав структуры общественного управления лицеем входит: - Управляющий совет; - родительский комитет; -ученический совет Структура внутришкольного управления:
Уровень обученности учащихся. Анализ данных об обучении учащихся показывает: 1.Успеваемость и второгодники - показатель не недостаточной обученности, а результат непосещаемости некоторыми учащимися школы. 2. Дополнительные занятия идут со слабоуспевающими, принятие мер дисциплинарного воздействия по отношению к «нерадивым» учащимся, активизация работы с семьями учащихся создают ситуацию, в которой «благополучные» учащиеся остаются как бы вне "Поля зрения педагогического коллектива, в следствии чего ослабляется мотивационное обеспечение их учебной деятельности, что сказывается на ее результатах. Анализируя процесс обучения, следует отметить, что: - применяемые технологии обучения направлены лишь на получение знаний, а не на развитие творчества, исследовательской и проектной деятельности - преобладает усредненный подход к обучению школьников. Создание условий для сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся. Оснащение кабинетов соответствующей мебелью. Соответствие освещенности нормам. Витаминизация питания. Озеленение классов. Обучение педагогов организации физ. минуток, физ. пауз. Работа «Группы здоровья». Организация лектория для родителей и детей о здоровом образе жизни. Ознакомление родителей с результатами медосмотров. Использование валеологического материала на различных уроках учебной программы. Работа социально-психологической службы. Оздоровление образовательного пространства, режима дня, расписания уроков, гигиена урока. Создание условий для сохранения психического и физического здоровья детей и работников школы. Для улучшения здоровья и сохранения его воспитательная и общеобразовательная работа в школе ведется под девизом «От культуры и спорта к здоровому образу жизни». Запланированы и проводятся: 1. Соревнования в различных видах спорта. 2. Дни здоровья. 3. Экскурсии и походы выходного дня. 4. Многодневные походы в летнее время. 5. Спортивные праздники «А, ну-ка, парни!» «А, ну-ка, девушки!» «Веселые старты» Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных.
На данном этапе развития современной школы можно выделить следующие проблемы: неудовлетворённость родителей эмоциональным состоянием детей; нивелирование индивидуальности детей; сохранение «ЗУНовской» ориентации образования; отсутствие выраженной направленности на развитие ребёнка; слабая практическая и деятельностная направленность образовательного процесса; низкая мотивация учащихся к самореализации, самовоспитанию, самостоятельному решению жизненных проблем; недостаточное использование системного подхода при построении воспитательного процесса. Недостаточно решается проблема преемственности между ступенями; Слабо развита материально-техническая база; Неудовлетворенность родителей шестидневной учебной рабочей неделей в начальных классах Несогласованность, расхождение программ (ощущается при переходе в 5 класс). Недостаточная обеспеченность узкими специалистами в классах 1 ступени. Школа находится в микрорайоне, где проживают различные социальные слои общества. Проанализировав запросы родителей на образовательные услуги, были выделены следующие группы социального заказа: 1.создание условий для полноценного развития личности, 2.обеспечение безопасного и комфортного пребывания ребёнка в общеобразовательном учреждении; 3. предоставление суммы знаний и умений для получения рабочей специальности; 4. получения знаний для поступления в высшие учебные заведения. |