Скачать 1.83 Mb.
|
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей «Радуга» г. Перми
Дополнительная общеобразовательная программа «Реверанс» для детей от 7 до 14 лет художественно-эстетической направленности Срок реализации 6 лет Автор: педагог дополнительного образования Петрова Ольга Леонидовна Пермь 2013 Содержание: Введение…………………………………………………………………...3
процесса…………………………………………………… ...14-15
Приложения……………………………………………………………..62-89 Введение Танцевальный коллектив «Реверанс» был организован в 2002 году и занимался бальными танцами по дополнительной образовательной программе «От польки до фокстрота». В течение первых трёх лет шла работа по созданию детского коллектива, разрабатывались и уточнялись методические подходы к организации образовательного процесса. В процессе работы появились затруднения в реализации программы, а именно отсутствие в коллективе мальчиков, как партнёров для бальных танцев и была разработана дополнительная общеобразовательная программа «Реверанс», позволяющая обучать детей основам танцевального искусства, знакомить их с некоторыми хореографическими жанрами, как классический, народный, бальный, современный танец. Программа «Реверанс» имеет художественно-эстетическую направленность и помогает обучающимся творчески самовыразиться и проявить себя посредством пластики, ритмики и импровизации. У детей формируются умение передавать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластике. Обучающиеся впервые могут надеть сценический костюм, подготовленный специально к танцевальному номеру. Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества. Дополнительная общеобразовательная программа «Реверанс» реализуется семь лет, адресована учащимся 7-14 лет. По данной программе состоялся один выпуск. Выпускники продолжают активно участвовать в танцевальных, творческих мероприятиях по месту дальнейшей учёбы или в образовательных учреждениях, в которых они получают основное образование. Они активно привлекаются в качестве танцоров, актёров в творческих мероприятиях, а также в качестве вожатых в летних лагерях досуга и отдыха Центра «Радуга». Два-три раза в год выпускники участвуют волонтёрами в детских акциях.
1.1. Концептуальная часть Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников и программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» задают смыслы и характер воспитательного процесса через обучающие и воспитательные программы. Воспитание и социализация школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства, учреждениями дополнительного образования. Программа «Реверанс» разработана в целях интеграции основного и дополнительного образования, в качестве механизма консолидации усилий по проектированию внеурочной деятельности младших школьников и может являться вариативной частью базисного учебного плана для учащихся младших классов. Общеобразовательная программа «Реверанс» в контексте внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО может быть ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся и имеет выраженную воспитательную и социально- педагогическую направленность с целью создания условий для развития личности школьника, духовно-нравственного воспитания обучающихся. В рамках нового образовательного стандарта программой предусмотрен деятельностный подход в обучении. Хореография, как социальное явление, способствует успешной социализации личности ребёнка. Как никакое другое искусство, хореография обладает огромными возможностями для гармоничного духовного и физического развития.
основных формах и выразительных средствах, непринуждённо и легко двигаться в ритме определенной музыки, получать удовольствие от её красоты.
работе всех внутренних органов и систем, что способствует общему оздоровлению организма.
человека, так как танцевальный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер.
Разучивание танцевальных композиций с использованием произведений патриотического и народного звучания оказывает влияние на формирование нравственных ценностей, что является одним из основных направлений образования в деле воспитания гражданина (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009)). Сегодня “развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны” (из “Концепции модернизации Российского образования”). Сотрудничество, мобильность, динамизм, конструктивность, ответственность – это именно те личностные качества, которые формируются у детей в результате систематических занятий по хореографии. Основой программы является педагогическая концепция, главный принцип которой создание творческого образа в танце на основе индивидуальности самого ребенка, раскрытие творческой личности ребёнка средствами хореографического искусства. Дополнительная общеобразовательная программа «Реверанс» ориентирована на:
Дополнительная общеобразовательная программа «Реверанс» по виду является модифицированной. В основу программы «Реверанс» положены типовая программа «Хореография» для хореографических отделений ДМШ и ДШИ, а также материалы по хореографии с различных семинаров при краевом Центре художественного творчества учащихся «Росток»: программа «Спортивный бальный танец», 2003 год и материалы с обучения на отделении педагогов ритмики, 2002 год и авторских находках. Отличие от существующих программ состоит в содержании учебных занятий, разнообразии танцевального и музыкального репертуара, стилизации танцевальных постановок, используемых форм воспитательной работы и в отсутствии предварительного отбора детей. Она является доступной по содержанию и по формам для детей с разными способностями и возможностями. Новизна программы проявляется в выборе форм работы и содержания занятий, в подборе танцевального и музыкального репертуара, в организации образовательного процесса по уровням. Новизна выражается и в организации педагогического мониторинга. Результат обучения прописан через универсальные учебные действия по ФГОС и оценивается по системе разработанных критериев. Оценка качества исполнения танцевального продукта производится на основе разработанных заведующим отделом художественного творчества И.Н. Долгих диагностических материалов «Использование оценочных критериев в диагностике качества исполнительской деятельности». Актуальность программы обусловлена тем, что
приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья, получение общего эстетического, морального и физического развития – это потребности общества. Многие хотят научиться танцевать только для общего развития, потому что это модно уметь танцевать какой-нибудь танец или приходят на танцы для исправления осанки и плоскостопия по рекомендации врача. Такой интерес и востребованность в хореографии привели к разработке и реализации дополнительной общеобразовательной программы “Реверанс”. Программа может быть представлена кратковременными курсами от 1-2 месяцев до одного года (по обучению одному танцу) или системой занятий в течение длительного времени. В программе предусмотрена работа с различным составом детей в группах. Например, только с одними девочками. Программа имеет варианты учебно-тематического плана для групп детей с различным составом (возрастным и половым), направленностью, мотивацией и уровнем потенциальных возможностей. На основе выбора, сделанного детьми, составляется конкретный учебно-тематический план. Программа имеет образовательные уровни: начальный и базовый. Уровневое построение программы обеспечивает дифференцированный подход при формировании групп, когда дети, имеющие специальные танцевальные способности, мотивацию, направленность могут быть зачислены в группу не по году обучения, а в соответствие с образовательным уровнем. На начальном уровне обучение может длиться от 2 до 3 лет в зависимости от количества часов в неделю и уровня подготовленности детей, на базовом уровне обучение проходит от 3до 4 лет. 1.2.Возрастные психофизиологические особенности В коллективе занимаются дети от 7 до 14 лет. Используя периодизация Л.С. Выготского и Д. Б. Эльконина, охарактеризуем данные возрастные периоды. 6-9 лет (младший школьный возраст) Этот возраст является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Кардинально изменяется его социальный статус - он становится учеником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. Если в предшествующие годы возрастного развития основным видом деятельности была игра, то теперь на первое место, в его жизни выходит целенаправленная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью «созерцательной любознательностью». Характерной особенностью младшего школьника является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное, красочное. Занятия хореографией привлекают детей своей эмоциональной окрашенностью. В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию. В силу своей динамичности мотивационная сфера ребенка данного возраста представляет большие возможности для формирования и развития у него мотивов, необходимых для эффективного обучения. В системе мотивов, побуждающих младших школьников к учебной деятельности, выделяют два вида мотивов: познавательные и социальные мотивы. Познавательные мотивы порождаются самой учебной деятельностью и непосредственно связаны с содержанием и процессом учения. Среди социальных мотивов можно выделить такие мотивы, как статусный мотив, мотив хорошей отметки, мотив утверждения себя в коллективе, стремление к превосходству и признанию сверстниками. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития, поскольку важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллектуальные процессы: воображение и мышление, личностные качества, социальные отношения. Согласно Л.С. Выготскому, в этот период, мышление выдвигается в центр созидательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией. Воображение тесно связано с мышлением. Л.С. Выготский отмечал, что воображение основа всякой творческой деятельности. Следовательно, чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его деятельность. Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости развития воображения младшего школьника, как залога его успешной и творческой учебной деятельности. Хореография имеет богатый материал для развития детского воображения. Способствует развитию творческой активности через образный танец. Задания типа «изобрази с помощью движения» придумай или закончи движение и т.д., во-первых, очень нравятся младшим школьникам, а во-вторых, раскрывают творческий потенциал ребёнка, тренирует воображение ребенка как произвольную творческую активность, креативное мышление, способствуют развитию творческой личности. Возраст характеризуется бурным развитием потребности в двигательной активности. Психофизический аппарат ребенка в это время не только наиболее расположен для музыкально-пластических занятий, но и нуждается в них. Особое значение для детей имеет развитие координации, процесс наиболее сложный в этом возрасте. Возможности развития координации на занятиях танцами практически неограниченны. Не смотря на то, что основным видом деятельности у младших школьников является учение, игра остается важным составляющим в развитии ребёнка. Наилучшие результаты педагогической деятельности в этом возрасте приносит сочетание труда с игрой, в которых максимально проявляется инициативность, самодеятельность, соревновательность детей. Игра позволяет ребенку получать необходимый набор знаний о способах эффективного взаимодействия и их использовании в практике общения. Развивает у детей трудолюбие, культуру движения, навыки коллективных действий и разностороннюю активность. По программе для данного возраста активно используется различные игры. Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата. Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8 - 9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах. Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие. В целом, костная система детей характеризуется более высокой эластичностью, подвижностью и ростом, что предполагает более высокую податливость при воздействии внешних факторов, в том числе - физических нагрузок. Это является хорошим условием для развития гибкости. Формирование двигательных навыков прямо зависит от развития двигательных качеств. Наиболее высокий темп развития относительной силы наблюдается от 6 до 11 лет. Наибольшая эффективность развития скорости одиночных движений установлена в 9 - 13 лет. Значительное увеличение продолжительности работы характерно для возраста от 10 до 14 лет. Способность к пространственной дифференцировке движений заметно возрастает у детей 5 - 6 лет. Наибольший рост этого двигательного качества наблюдается в 7 - 10 лет, в 10 - 12 лет она стабилизируется. Под влиянием физических нагрузок все показатели двигательных качеств значительно улучшаются, развиваются раньше и превышают соответствующие показатели в своих возрастных группах. 10-15 лет (средний школьный возраст) В подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности. Восприятие подростка более целенаправленно и организовано, чем восприятие младшего школьника. Наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдается в интеллектуальной сфере. В этот период происходит формирование навыков логического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности, и формируется индивидуальный стиль деятельности. Для подросткового возраста характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность. В этом возрасте наблюдается наличие "подросткового комплекса", который демонстрирует перепады настроения подростков. Общий личностный рост подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками - все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д. Коренные преобразования происходят в строении мотивационной сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения. В структуре процесса общения происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками. Как правило, общественная оценка коллектива значит для подростка больше, чем мнение педагогов или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Коллективные дела, совместное творчество, требующие проявления таких умений, как налаживать контакты, договариваться о совместных делах, распределять обязанности и т.д. активно влияют на формирование личности подростка, на развитие его коммуникативных умений. Ведущим мотивом деятельности является стремление подростка завоевать определенное положение, добиться признания сверстников. В этот период происходит интенсивное физическое развитие и половое созревание. Безусловно, организм ребенка испытывает большое напряжение. В это время необходима хорошая физическая активность, которая способствует снижению напряжения. Занятия танцами - это одни из способов решения проблемы. Танцы для подростков – это и путь к самопознанию, самоутверждению и самореализации. Они помогают в формировании у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала. Это один из приёмов удовлетворения потребности в эмоциональном насыщении. Таким образом, танцы в возрасте от 6 до 14 лет являются эффективным средством физического, психического и творческого развития личности. 1.3.Организация образовательного процесса Программа разработана, на основе деятельностного подхода к обучению детей, предполагает освоение на двух образовательных уровнях: начальный и базовый, которые тесно связаны между собой. Каждый образовательный уровень предполагает обучение от 2 до 3 лет. Продолжительность обучения танцам составляет 6 лет. Учебный материал построен по концентрическому принципу и предполагает, что обучение происходит через усложнение уже освоенных элементов и увеличение количества движений и танцевальных фигур. Года обучения по программе являются фундаментом всей учебной, творческой, коллективной жизни ребёнка в танцевальном коллективе «Реверанс». Предполагается постепенное расширение и глубокое усвоение теории и практики путем прохождения по уровням обучения. На начальном уровне 1 года обучения выявляются способности детей в избранном виде деятельности. В зависимости от результатов освоения программы, появляется возможность уже на втором году обучения участвовать в репертуарной деятельности коллектива. На третьем году обучения особенно одарённые дети могут войти в концертную состав коллектива. Обучающиеся базового уровня являются постоянными участниками концертных программ, конкурсов, фестивалей, становятся основным составом танцевального коллектива «Реверанс». Занятия проводятся в группах. Группы чаще всего формируются по возрасту. В одной группе могут заниматься дети с разными способностями, разного года обучения и разным уровнем освоения программы. Поэтому в программе одной из задач является развитие самостоятельности. Предлагаются различные задания или варианты одного задания в зависимости от уровня подготовленности ребёнка. Основными формами организации образовательного процесса являются:
Изложение педагогом учебного материала. Разминка, разучивание и протанцовка тренировочных упражнений, танцевальных элементов, конкурсных и концертных композиций и т.д.
Работа с отдельными детьми при подготовке к танцевальным мероприятиям.
На базе ранее разученных элементов (например, элементы народного танца для составления кадрили, русского танца) обучающиеся должны составить композицию и т.д.
Наблюдение обучающихся на занятии, выступлении друг друга. Умение анализировать исполнение и выделить основные технические ошибки.
Обучающиеся многократно повторяют танцевальную композицию перед предстоящими выступлениями.
Организация внутренних конкурсов и выступлений обучающихся на различных площадках
Просмотр видеоматериалов с выступлений на концертах, конкурсах, праздниках. Просмотр учебного материала по хореографии, элементам народного танца, бальным танцам.
Один раз в 3 месяца проводить в группе открытые занятия по изучаемому материалу. Демонстрация итогов, результатов.
Учебные занятия включают теоретическую и практическую части. В теоретической части используются методы: рассказ, беседа, диалог, просмотр видеоматериалов, викторины т.д. Практическую часть составляют выполнение упражнений, игра, работа над техникой танца, работа над ошибками, мини-конкурсы, концертные выступления и т.д. Продолжительность учебного занятия составляет 1-2 академических часа с перерывом 5-10 минут. Режим занятий для начального образовательного уровня составляет 2-4 часа в неделю, для базового – 4-8 часов в неделю. Занятия проходят в хореографическом классе с зеркалами. Имеется музыкальная аппаратура и медиатехника. Программа предусматривает дружеские встречи и проведение праздников с другими детскими творческими объединениями. Творческое участие в фестивалях, конкурсах по хореографии на различных уровнях. Обучающиеся активно принимают участие в социально-значимой и проектной деятельностях. В течение учебного года проводится педагогическая диагностика - начальная, промежуточная, итоговая. Вновь приходящие дети зачисляются после вступительной диагностики. Результаты диагностики заносятся в диагностическую карту, лист самооценки по старанию и прилежанию. Результаты конкурсных выступлений фиксируются в портфолио обучающегося. Работа с родителями Родители - это активные участники образовательного процесса. Основные формы работы с родителями: родительские собрания, открытые занятия, совместное посещение театров и участие в мероприятиях Центра. Родители помогают в организации и проведении итоговых концертов и танцевальных конкурсов, участвуют в создании костюмов и атрибутов для выступлений. Родители - это наша вера и поддержка. Принципы педагогической деятельности в работе детьми:
Задачи: предметные:
метапредметные:
личностные:
1.5.Ожидаемые результаты В конце изучаемого курса обучающиеся приобретут следующие универсальные учебные действия: предметные:
метапредметные:
личностные:
1.6. Формы и методы оценки результативности образовательного процесса Для осуществления контроля результатов: уровня усвоения учебного материала, диагностики качества обучения имеются следующие формы отслеживания результативности:
1.7. Работа с репертуаром Репертуар коллектива «Реверанс» определяется в соответствии с задачами программы и направлен на развитие у обучающихся интереса и уважения к танцевальному искусству своей Родины и к танцевальной культуре других народов. Выбор музыкальных произведений определяется возрастными особенностями и музыкальными увлечениями детей и подростков. Для начального уровня это в основном детская музыка отечественных исполнителей, для базового уровня в большей степени используется зарубежная музыка. Диапазон исполняемых танцев определяется танцевальными направлениями программы: детский и образный танец, бальный танец, народно-сценический, спортивный и современный. А также тематической направленностью выступлений. Традиционно коллектив «Реверанс» выступает перед ветеранами, на Масленице, на спортивных праздниках. Участвует в фестивалях и конкурсах. Соответственно в репертуаре коллектива имеются массовые и групповые постановки для разного зрителя и конкурсные номера. На начальном уровне разучиваются детский и образный танец, танец с предметами, элементы классического, бального, народного и современного танца. На базовом уровне имеются танцевальные композиции на основе бального, народно-сценического и современного танцев. В танцевальных номерах больше присутствует акробатических элементов. Работа над репертуаром проходит по направлениям: - создание нового танцевального номера: для одной возрастной группы и номера, объединяющего младших и старших обучающихся; - разучивание танцевальных номеров новым составом участников; - восстановление ранее изученных с целью сохранения в репертуаре востребованных номеров. Примерный репертуар по уровням и танцевальным направлениям.
Репертуар может дополняться и изменяться на усмотрение педагога с учетом интересов обучающихся.
2.1. Программа начального образовательного уровня Начальный образовательный уровень предполагает вхождение в мир танца и овладение элементарными понятиями и представлениями необходимыми для исполнения несложных танцев и танцевальных композиций. На этом уровне для младших школьников предлагаются детские массовые танцы: бальный танец диско танцы, образные танцы и танцы с предметами (с лентой, мячом, обручами, скакалкой). Изучаются элементы классического танца, как основа развития выворотности ног, формирование правильной осанки, пластичности и художественной выразительности движения и поз. Элементы народного танца: позиции рук, ног, шаги и фигуры. Реализуется в течение двух-трёх лет обучения. Цель: создание условий для формирования мотивации к танцевальному творчеству. Задачи: |
График предоставления готовности выпускных квалификационых работ Введение, заключение, литература, приложения, отзыв, рецензия, реферат | Реферат 3 3 Содержание 4 4 Определения 5 5 Введение 6 6 Основная... В ходе работы, в течении данного семестра мы изучали технологии веб-программирования и верстки позволяющие делать стабильные, удобные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оснуться с ним настоящее богатство для любого человека. Живет он в природе Кавказа, его сыновьях, традициях и культуре, в том числе... | Тема урока. Основное содержание Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Русская советская литература;... | ||
Календарно-тематическое планирование по предмету (курсу) литература... Введение. Литература и история. ( Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков... | Рабочая программа Название предмета: литература русакова Инна Леонардасовна Класс: 5 класс Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В. Я. Коровиной (редакторский коллектив: В. П. Журавлёв,... | ||
Н. Ф. Басов доктор педагогических наук (редактор, введение, глава 1, приложения) Целью учебного пособия является вооружение студентов знаниями по важнейшим проблемам социальной работы с инвалидами | Литература 25 >12. Приложения 26 Конкретно-историческим проявлением процесса концентрации и интенсификации всей производственной, общественной, культурной и научной... | ||
Отчет по мероприятию состоит из четырех частей: введение, основная... Содержание деятельности и результаты Мероприятия №9 «Мониторинг целенаправленности профессиональной карьеры стипендиатов Правительства... | Контрольная работа 15 страниц Работа в обязательном порядке должна иметь содержание, введение, главы, подпункты, заключение, список использованной литературы.... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «современные проблемы изучения дискурса» «Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Теоретическая фонетика основного иностранного языка», «Основы межкультурной... | Несовершеннолетних Авторский коллектив: Арбузова В. Н. ), Завадская Н. М. ), Карабанцев И. А. ), Кряквин В. Я. ), Кудрявцева Г. А. (раздел I, тематика... | ||
Танцевальный вечер Мария Викторовна Задорожная, заместитель директора школы по воспитательной работе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторский коллектив: коллектив преподавателей кафедры дошкольной педагогики ргпу им. А. И. Герцена. Возраст детей: Охватывает возрастной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторский коллектив: коллектив преподавателей кафедры дошкольной педагогики ргпу им. А. И. Герцена. Возраст детей: Охватывает возрастной... | Методические указания по деятельности Отдела по делам молодежи Московской епархии. Приложения Приложения Приложение №1 Методические основы проведения внебогослужебных собраний молодежи для изучения Священного Писания |