Тема. Устная история родного края. Цели урока





Скачать 67.67 Kb.
НазваниеТема. Устная история родного края. Цели урока
Дата публикации11.10.2014
Размер67.67 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Тема. Устная история родного края.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с пословицами, созданными на Кубани;

  • воспитывать чувство любви к родному краю;

  • развивать эстетические представления учащихся;

  • получение знаний о жизни нашего народа при помощи изучения кубанских пословиц;

  • расширение кругозора детей путем составления «Толкового словаря кубанских пословиц».

Оборудование:

  • карта Краснодарского края;

  • книги: П.Ткаченко «Кубанские пословицы. С.Д.Мастепанов о пословицах и поговорках народов Северного Кавказа», П.Ткаченко «Кубанский говор»;

  • иллюстрации к рассказу, слайды.

Ход урока


I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Рассказать о традициях и праздниках народов, живущих на Кубани.

III. Работа над изучением нового материала.

В пословице нет того, чего нет в народном опыте, она играет роль неписанного закона человеческого бытия. Пословица дает характеристику народа, её сотворившего.

Попробуйте объяснить следующие пословицы:

А) Казаку в пути и голка важка. (Казаку в походе и иголка тяжела).
Б) Пока поспеют кныши, у деда не будет души. (Пока спекутся пироги, душа изведется)
В) Много языком робыть – без гроша в кармане быть. (Много болтать – без денег быть).

2. Подбери к кубанской пословице русскую.

А) Где-то лес рубят, а к нам щепуи летят. (Лес рубят – щепки летят.)
Б) Богато будешь знать, рано состаришься. (Много будешь знать, скоро состаришься.)
В) Яка мамка, така и лялька. (Яблоко от яблони не далеко падает.)

Какие трудности у вас возникли при объяснении пословиц? (Непонятны некоторые слова). Как можно решить эту проблему? (воспользоваться словарем кубанских диалектов).

IV. Рассказ учителя

Пословицы, поговорки так и сыпались из уст каждого взрослого. Казаки – известные острословы, и именно слово – тот «груз, который в пути не тянет и плеч не набивает, а душу согревает, а то и спасает», так говорит казачье присловье.

У кубанских пословиц и поговорок есть свои особенности, потому что в них отразилась поэтическая история народа. Селились на Кубани и казаки – запорожцы, и казаки – линейцы, и крестьяне – переселенцы из центральных губерний России. Поэтому у нас бытует фольклор великорусский, пришедший с Украины и созданный уже непосредственно здесь.

Раньше казаки владели огромным количеством крестьянских профессий, но кроме этого в память о тех временах, когда предки казачества были жителями городков, каждая станица была ещё и местожительством мастеров. Отсюда и пошли следующие пословицы, связанные с ремеслом и мастерством:

  • Мастера хвалит работа.

  • Не святые горшки делают, а пашковцы. (Станица Пашковская долго славилась своим горшечным делом).

  • Дело мастера боится.

Величайшим событием в истории человечества было возникновение христианства. По мнению казака, главная ценность, которую он получает от Бога вместе с жизнью – воля. Но воля понималась не как свобода от законов, а как свобода выбора. Добровольно избрав свой путь, да ещё присягнув, казак никогда с этого пути не сворачивал и не изменял ему. Самой страшной изменой считалась измена вере. И, разумеется, оно не могло не найти отражения в пословицах и поговорках:

  • Биз Бога ни до порога. (без благословения не делается ничего).

  • На людску глупость есть Божье мудрость.

  • Бог не без милости, казак не без счастья.

  • Нэ кинь вэзэ, а Бог нэсэ.

«Мой дом – моя крепость» - казаки с полным основанием могли подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение. Вот какие пословицы относятся к этой теме:

  • Каждый казак государь в своем дворе.

  • Без хозяина двор плачет, а без хозяйки дом – сирота.

  • Дома и солома едома.

Главные хлеборобы нынешней России – казаки – стали пахать землю сравнительно поздно. Ещё в 18 веке казаки сами не занимались земледелием, так как существовало правило: «Кто из казаков станет землю пахать и хлеб сеять, того казака бить и грабить». Их землю в аренду брали иногородние, или на них работали крепостные. Лишь в конце 19 века у казаков земледелие стало ведущей отраслью, и хлеб являлся основой питания. Вот какие пословицы отражают жизнь казаков:

  • Кто казачит, а кто и батрачит.

  • Труд казака кормит, а лень портит.

  • Будет хлеб – будет пища.

  • Будешь пахать, будешь богат.

Формально все казаки считались военнообязанными и подлежали призыву на службу. Прикрывая границы на юге России, казаки и у себя дома были в постоянной боевой готовности. У казаков были очень малые потери в боях, поскольку воевали они рядом со своими станичниками: зачастую дед, отец и внуки в одном строю. Они оберегали друг друга и скорее позволяли убить или ранить себя самого, чем своего товарища. У казаков была исключительная дисциплина. А смелость и отвага просто поражала: на призыв – пойти добровольцами на смертельно опасное дело в период войны, отзывались почти все казаки, поэтому для определения добровольцев чаще всего прибегали к жребию. Отсюда следующие пословицы:

  • Смерть за други своя.

  • Казаки живыми не сдаются.

  • Мужик врага ждёт, казак врага ищет.

Физкультминутка.

Традиционными на Кубани являлись кулачные бои. У бойца высоко ценились силовые способности(«Богатырская рука однажды бьёт»). В соревнованиях большое значение придавалось проявлению быстроты и ловкости («То нэ казак, шо поборов, а той шо вывырнувся»). Определяющая роль отводилась отваге и мужеству («Назад тике раки лазять»). Особое внимание уделялось соблюдению правил боя («Нэ той правэй, хто сыльнэй, а той, хто честней»).

На Кубани детей с раннего детства приучали к ремёслам. Наши предки считали, если не приучишь ребёнка к труду, то из него воспитаешь вора. Детство у будущих казаков и казачек заканчивалось к семи годам. И каждый ребёнок независимо от пола, к десяти годам должен был уметь делать по дому не менее восьмидесяти видов труда. Так родились пословицы:

  • «Сыну десять лет – отцу дела нет».

  • «Дочке десять лет – матери дела нет».

О человеческих пороках говорят следующие пословицы:

  • Тры бабы – базарь, а сим – ярмарка. (О болтливости).

  • Пысав пысака – нэ розбэрэ и собака. (О небрежности).

На кубанские пословицы и поговорки оказали влияние русские пословицы и поговорки. Вот и случаются на Кубани пословицы и поговорки, одинаковые по смыслу, но разные по звучанию.

Проведем сравнительный анализ этих пословиц и поговорок.

Кубанские пословицы и поговорки

Русские пословицы и поговорки

1. Богато будешь знать, рано состаришься.

Много будешь знать, скоро состаришься.

2. Ни Богу свичка, ни чорту кочерга. Ни посла ни осла.

Ни то ни сё. Ни рыба ни мясо.

3. Обое рябое.

Два сапога пара.

4. Хоть на камыши, зато от души.

С милым рай и в шалаше.

5. У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки.

У страха глаза велики.

6. И нашим и вашим за рупь спляшем.

И нашим и вашим.

7. Вик жыви- вик учись, а дураком умрешь.

Век живи – век учись.

8. Где-то лес рубят, а к нам щепуи летят.

Лес рубят – щепки летят.

V. Практическая часть.

Вам розданы кубанские пословицы и поговорки. Давайте попробуем объяснить их смысл, а потом каждый из вас попробует нарисовать рисунок к пословице.

VI. Итог урока.

Изучая пословицы, узнали ли вы что-нибудь новое о казаках, их жизни?

Изучая кубанские пословицы, мы увидели в них отражение истории Кубани, культуры, быта казаков, традиций и обычаев. Казаки – свободолюбивый народ, духовный, талантливый, яркий, независимый. При изучении пословиц попадались смешные пословицы (например, «Дарам и чирий не вскочить» или «Допался, как Мартын да мыла»), что говорит о том, что народ был весёлый, с искромётным юмором.

Казаки – известные балагуры и шутники- никогда не сквернословили. Считалось, что ругаться скверными словами, можно только в сторону врага, и то, если рядом нет женщин и детей.

В кубанских пословицах и поговорках мы увидели отражение представления народа о счастье и горе, о нормах поведения в обществе, о героизме и любви к Родине. В них отразились и национальные черты. Казаки были чуткими людьми, уважающими чужое горе: они никогда не брали на людях под руку жену, а на руки детей, чтобы не обидеть вдову, которую уже никто не мог взять под руку. («Чёрствым бывает хлеб, но не душа казака»).

Наш край богат своей культурой и традициями, которые необходимо изучать.

А «Толковый словарь кубанских пословиц и поговорок», который на протяжении нескольких уроков мы вместе с вами составим, будет таким помощником на уроках и в жизни, поможет повысить интерес к культуре казаков, познать историю Кубани и тем самым не прервать связь времён.

VII. Домашнее задание.

Найти и объяснить 10 кубанских пословиц по разным темам.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема. Устная история родного края. Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Природа родного края» и «История и культуры родного края» требуют более детального изучения регионального компонента. Исходя из...
Тема. Устная история родного края. Цели урока iconУрок по теме Тип урока: вводный урок Тема урока: Животные родного...
Курганская область расположена на стыке Урала и Сибири, в юго-восточной части Западно-Сибирской низменности. Территория области 71,5...
Тема. Устная история родного края. Цели урока iconПлан-конспект урока по окружающему миру в 4 «Б» классе на тему «Народные...
Цели: познакомить учащихся с народными промыслами родного края, их историей и современным звучанием
Тема. Устная история родного края. Цели урока iconУрок литературы в 6 классе «Тема природы в поэзии родного края»
«Культура родного края», музыки в 9 классе по теме: «Перестройка объективная необходимость или козырная карта М. С. Горбачева»
Тема. Устная история родного края. Цели урока iconТема: Лекарственные растения родного края
Выбор данной темы связан и с реализацией моих педагогических задач: изучением флоры и фауны родного края; воспитание экологически...
Тема. Устная история родного края. Цели урока iconI. Первобытнообщинный строй на территории Ленского края
Разработанные в программе темы, указанный список литературы по отдельным темам с учетом возрастных особенностей учащихся позволят...
Тема. Устная история родного края. Цели урока iconРабочая программа элективного курса «Искусство родного края»
Новосибирской области среднего общего образования по искусству «Искусство родного края» 8 класс
Тема. Устная история родного края. Цели урока iconПрограмма элективного курса «История Брянского края»
Отечества. Одним из конкретных появлений такого подхода стало включение в школьные программы по отечественной истории регионального...
Тема. Устная история родного края. Цели урока iconКлассный час «С чего начинается Родина »
Цель: Воспитывать любовь к родной стране, малой родине, желание хранить и украшать родную землю; познакомить детей с историческим...
Тема. Устная история родного края. Цели урока iconРабочая программа по искусству родного края разработана на основе...
РО, 2008. Сквозной линией учебного курса является изучение регионального аспекта культуры Новосибирской области, в том числе историко-этнографическое...
Тема. Устная история родного края. Цели урока iconРабочая программа по культуре родного края для 5-9 классов. Автор программы
Программа составлена на основе авторской программы Е. В. Александровой (Енькка) Программа "Тёван ен культури". "Культура родного...
Тема. Устная история родного края. Цели урока iconРабочая программа предмета «Культура родного края»
Разработана на основе примерной программы: Культура родного края. Программа для общеобразовательных учреждений Чувашской Республики....
Тема. Устная история родного края. Цели урока iconРабочая программа по «Искусству родного края»
Новосибирской области по предмету «Искусство» и Примерной образовательной программы учебного курса «Искусство родного края». Данный...
Тема. Устная история родного края. Цели урока iconТема урока : "Богатства недр"
Цель: уточнить, расширить, закрепить знания учащихся о полезных ископаемых страны и родного края (свойства, добыча, применение, охрана),...
Тема. Устная история родного края. Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с водными ресурсами, охраняемыми видами растений и...
Тема. Устная история родного края. Цели урока iconПояснительная записка Программа кружка направлена на познание окружающей...
Формирование активной экологической позиции на основе использования краеведческих знаний


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск