Скачать 67.67 Kb.
|
Тема. Устная история родного края. Цели урока:
Оборудование:
Ход урокаI. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Рассказать о традициях и праздниках народов, живущих на Кубани. III. Работа над изучением нового материала. В пословице нет того, чего нет в народном опыте, она играет роль неписанного закона человеческого бытия. Пословица дает характеристику народа, её сотворившего. Попробуйте объяснить следующие пословицы: А) Казаку в пути и голка важка. (Казаку в походе и иголка тяжела). Б) Пока поспеют кныши, у деда не будет души. (Пока спекутся пироги, душа изведется) В) Много языком робыть – без гроша в кармане быть. (Много болтать – без денег быть). 2. Подбери к кубанской пословице русскую. А) Где-то лес рубят, а к нам щепуи летят. (Лес рубят – щепки летят.) Б) Богато будешь знать, рано состаришься. (Много будешь знать, скоро состаришься.) В) Яка мамка, така и лялька. (Яблоко от яблони не далеко падает.) Какие трудности у вас возникли при объяснении пословиц? (Непонятны некоторые слова). Как можно решить эту проблему? (воспользоваться словарем кубанских диалектов). IV. Рассказ учителя Пословицы, поговорки так и сыпались из уст каждого взрослого. Казаки – известные острословы, и именно слово – тот «груз, который в пути не тянет и плеч не набивает, а душу согревает, а то и спасает», так говорит казачье присловье. У кубанских пословиц и поговорок есть свои особенности, потому что в них отразилась поэтическая история народа. Селились на Кубани и казаки – запорожцы, и казаки – линейцы, и крестьяне – переселенцы из центральных губерний России. Поэтому у нас бытует фольклор великорусский, пришедший с Украины и созданный уже непосредственно здесь. Раньше казаки владели огромным количеством крестьянских профессий, но кроме этого в память о тех временах, когда предки казачества были жителями городков, каждая станица была ещё и местожительством мастеров. Отсюда и пошли следующие пословицы, связанные с ремеслом и мастерством:
Величайшим событием в истории человечества было возникновение христианства. По мнению казака, главная ценность, которую он получает от Бога вместе с жизнью – воля. Но воля понималась не как свобода от законов, а как свобода выбора. Добровольно избрав свой путь, да ещё присягнув, казак никогда с этого пути не сворачивал и не изменял ему. Самой страшной изменой считалась измена вере. И, разумеется, оно не могло не найти отражения в пословицах и поговорках:
«Мой дом – моя крепость» - казаки с полным основанием могли подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение. Вот какие пословицы относятся к этой теме:
Главные хлеборобы нынешней России – казаки – стали пахать землю сравнительно поздно. Ещё в 18 веке казаки сами не занимались земледелием, так как существовало правило: «Кто из казаков станет землю пахать и хлеб сеять, того казака бить и грабить». Их землю в аренду брали иногородние, или на них работали крепостные. Лишь в конце 19 века у казаков земледелие стало ведущей отраслью, и хлеб являлся основой питания. Вот какие пословицы отражают жизнь казаков:
Формально все казаки считались военнообязанными и подлежали призыву на службу. Прикрывая границы на юге России, казаки и у себя дома были в постоянной боевой готовности. У казаков были очень малые потери в боях, поскольку воевали они рядом со своими станичниками: зачастую дед, отец и внуки в одном строю. Они оберегали друг друга и скорее позволяли убить или ранить себя самого, чем своего товарища. У казаков была исключительная дисциплина. А смелость и отвага просто поражала: на призыв – пойти добровольцами на смертельно опасное дело в период войны, отзывались почти все казаки, поэтому для определения добровольцев чаще всего прибегали к жребию. Отсюда следующие пословицы:
Физкультминутка. Традиционными на Кубани являлись кулачные бои. У бойца высоко ценились силовые способности(«Богатырская рука однажды бьёт»). В соревнованиях большое значение придавалось проявлению быстроты и ловкости («То нэ казак, шо поборов, а той шо вывырнувся»). Определяющая роль отводилась отваге и мужеству («Назад тике раки лазять»). Особое внимание уделялось соблюдению правил боя («Нэ той правэй, хто сыльнэй, а той, хто честней»). На Кубани детей с раннего детства приучали к ремёслам. Наши предки считали, если не приучишь ребёнка к труду, то из него воспитаешь вора. Детство у будущих казаков и казачек заканчивалось к семи годам. И каждый ребёнок независимо от пола, к десяти годам должен был уметь делать по дому не менее восьмидесяти видов труда. Так родились пословицы:
О человеческих пороках говорят следующие пословицы:
На кубанские пословицы и поговорки оказали влияние русские пословицы и поговорки. Вот и случаются на Кубани пословицы и поговорки, одинаковые по смыслу, но разные по звучанию. Проведем сравнительный анализ этих пословиц и поговорок.
V. Практическая часть. Вам розданы кубанские пословицы и поговорки. Давайте попробуем объяснить их смысл, а потом каждый из вас попробует нарисовать рисунок к пословице. VI. Итог урока. Изучая пословицы, узнали ли вы что-нибудь новое о казаках, их жизни? Изучая кубанские пословицы, мы увидели в них отражение истории Кубани, культуры, быта казаков, традиций и обычаев. Казаки – свободолюбивый народ, духовный, талантливый, яркий, независимый. При изучении пословиц попадались смешные пословицы (например, «Дарам и чирий не вскочить» или «Допался, как Мартын да мыла»), что говорит о том, что народ был весёлый, с искромётным юмором. Казаки – известные балагуры и шутники- никогда не сквернословили. Считалось, что ругаться скверными словами, можно только в сторону врага, и то, если рядом нет женщин и детей. В кубанских пословицах и поговорках мы увидели отражение представления народа о счастье и горе, о нормах поведения в обществе, о героизме и любви к Родине. В них отразились и национальные черты. Казаки были чуткими людьми, уважающими чужое горе: они никогда не брали на людях под руку жену, а на руки детей, чтобы не обидеть вдову, которую уже никто не мог взять под руку. («Чёрствым бывает хлеб, но не душа казака»). Наш край богат своей культурой и традициями, которые необходимо изучать. А «Толковый словарь кубанских пословиц и поговорок», который на протяжении нескольких уроков мы вместе с вами составим, будет таким помощником на уроках и в жизни, поможет повысить интерес к культуре казаков, познать историю Кубани и тем самым не прервать связь времён. VII. Домашнее задание. Найти и объяснить 10 кубанских пословиц по разным темам. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Природа родного края» и «История и культуры родного края» требуют более детального изучения регионального компонента. Исходя из... | Урок по теме Тип урока: вводный урок Тема урока: Животные родного... Курганская область расположена на стыке Урала и Сибири, в юго-восточной части Западно-Сибирской низменности. Территория области 71,5... | ||
План-конспект урока по окружающему миру в 4 «Б» классе на тему «Народные... Цели: познакомить учащихся с народными промыслами родного края, их историей и современным звучанием | Урок литературы в 6 классе «Тема природы в поэзии родного края» «Культура родного края», музыки в 9 классе по теме: «Перестройка объективная необходимость или козырная карта М. С. Горбачева» | ||
Тема: Лекарственные растения родного края Выбор данной темы связан и с реализацией моих педагогических задач: изучением флоры и фауны родного края; воспитание экологически... | I. Первобытнообщинный строй на территории Ленского края Разработанные в программе темы, указанный список литературы по отдельным темам с учетом возрастных особенностей учащихся позволят... | ||
Рабочая программа элективного курса «Искусство родного края» Новосибирской области среднего общего образования по искусству «Искусство родного края» 8 класс | Программа элективного курса «История Брянского края» Отечества. Одним из конкретных появлений такого подхода стало включение в школьные программы по отечественной истории регионального... | ||
Классный час «С чего начинается Родина » Цель: Воспитывать любовь к родной стране, малой родине, желание хранить и украшать родную землю; познакомить детей с историческим... | Рабочая программа по искусству родного края разработана на основе... РО, 2008. Сквозной линией учебного курса является изучение регионального аспекта культуры Новосибирской области, в том числе историко-этнографическое... | ||
Рабочая программа по культуре родного края для 5-9 классов. Автор программы Программа составлена на основе авторской программы Е. В. Александровой (Енькка) Программа "Тёван ен культури". "Культура родного... | Рабочая программа предмета «Культура родного края» Разработана на основе примерной программы: Культура родного края. Программа для общеобразовательных учреждений Чувашской Республики.... | ||
Рабочая программа по «Искусству родного края» Новосибирской области по предмету «Искусство» и Примерной образовательной программы учебного курса «Искусство родного края». Данный... | Тема урока : "Богатства недр" Цель: уточнить, расширить, закрепить знания учащихся о полезных ископаемых страны и родного края (свойства, добыча, применение, охрана),... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с водными ресурсами, охраняемыми видами растений и... | Пояснительная записка Программа кружка направлена на познание окружающей... Формирование активной экологической позиции на основе использования краеведческих знаний |