Скачать 158.59 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Плюсковская сельская общеобразовательная школа имени Героя-партизана Колабутина А. П. Согласовано: Утверждаю: На заседании МС школы Директор МОУ Плюсковская сош Председатель МС ____________/Р. И. Шилина/ __________/С. М. Андреюшина/ «____»__________2011 года «____»_____________2011 года История Программа элективного курса «История Брянского края» для 9 классов (17 часов) Составитель: Батурина Елена Михайловна учитель истории и обществознания МОУ Плюсковская сош с. Плюсково Плюсково 2011 Пояснительная записка. В последнее время появилось понимание, что школа должна не просто давать своим выпускникам определённую сумму знаний, но и воспитывать их активными гражданами и подлинными патриотами своего Отечества. Одним из конкретных появлений такого подхода стало включение в школьные программы по отечественной истории регионального компонента, т. е. истории родного края. В базовом учебном плане, утверждённом Департаментом общего и профессионального образования Брянской области на 2008-2009гг., курс « История Брянского края» предусматривается изучать в 8-9 классах общеобразовательных школ. В 9 классе предусматривается изучение 2 части данного курса в рамках компонента образовательного учреждения как элективного. Главная цель курса: Вызвать у учащихся интерес к истории родного края, пробудить желание узнать как можно больше о своей малой родине, воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, активную гражданскую позицию, учиться на примере своих предков делать добрые дела для своего Отечества, воспитывать патриотизм. Задачи курса:
Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения краеведческого материала. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие общеучебные умения: - самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, отбор необходимых фактов; - анализ и сопоставление фактов; - анализ документов; - работа с учебной и художественной литературой; - оформление сообщений и рефератов. - определение достоверности исторических фактов; - установление последовательности событий; - сравнение предлагаемых исторических событий, исторических личностей, анализ, оценка, выявление сходства и различия; - высказывание суждений об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей. Основные методы работы: - лекции с последующим опросом; - лекции с обсуждением документов; - беседы; - семинары; - дискуссии; - анализ исторических источников; - практические работы; - викторины. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений, таких как: - умение делать обобщение; - умение систематизировать материал; - умение составлять доклад по теме (на основе различных источников); - умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы); - умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, выделять плюсы и минусы своей деятельности); - умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность. Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется умение связно, образно излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов. По окончании курса учащиеся должны: - соотносить единичные факты и общие явления и процессы; - называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей; - сравнивать исторические события и исторических деятелей; - излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей; - объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей; - определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку. Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности необходимы разнообразные виды заданий, в том числе и тестовые. Так измерителем обученности учащихся может быть: - исторический диктант, в котором учащиеся должны уметь правильно соотнести исторический факт с указанными на доске названиями, историческую личность с её деятельностью; - деформированный текст, в котором учащимся нужно вставить пропущенные слова, даты; - текст с ошибками, в котором учащиеся должны исправить ошибки; - обобщающие вопросы и задания; - тесты. Данный элективный курс рассчитан на 17 часов в 9 классе. Курс расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащиеся в базовых программах, позволяет осуществить практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний. Данной программой определена такая последовательность изучения знаний, которая позволяет за короткий срок достичь поставленной цели, так как осуществляется опора на уже известные знания и практико-ориентированную деятельность. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ТЕМА 1. Обзорный урок по истории Брянского края XVIII–XIX века (2 часа). Ключевые проблемы и факты истории Брянщины XVIII –XIX в. (социально-экономическая история, культура, персоналии). ТЕМА 2. Брянский край в начале XX в. (1 час) Административное устройство и и население Брянщины в конце XIX-начале XX вв. Экономическое и социальное развитие Брянщины в конце XIX-начале XX вв. ТЕМА 3. 1905 год на Брянщине. Развитие революции в 1906 – 1907 гг. на Брянщине (1 час). Начало революции. Выступления крестьян. Революционные партии в крае. Высший подъем революции. Отступление революции. Крестьянское движение. ТЕМА 4. Культурная жизнь на Брянщине в начале XX века (1 час). Образование, городской быт, меценатство. Деятели науки и культуры России начала XX в. И Брянский край. ТЕМА 5. Февральская революция и общественно-политическая жизнь на Брянщине с весны до осени 1917 г. (1 час) Февральско-мартовское событие в Брянске. Общественно-политические настроения. Рост влияния большевиков. ТЕМА 6. Установление власти Советов в Брянском крае (1 час). Октябрьские события в Брянске. Установление новой власти в уездах Брянщины. Борьба за власть в первые месяцы 1918 г. ТЕМА 7. Германская интервенция и гражданская война и Брянский край (1 час). Первые бои с германскими войсками. Организация Красной Армии на Брянщине. Организационная работа в тылу. Освобождение края. Ухудшение ситуации на фронте и в тылу. Противостояние в тылу и организация обороны.. Последние месяцы гражданской войны. ТЕМА 8. Брянщина в годы НЭПА (1 час). Административно-территориальное устройство и население Брянщины в 1920-1930-гг.. Переход к НЭПУ. Восстановление и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Торговля и кооперация. Нерешенные проблемы. ТЕМА 9. Коллективизация сельского хозяйства на Брянщине. Промышленное развитие в годы первых пятилеток (1 час). Выбор дальнейшего развития в 1920-х гг. Обострение борьбы в деревне. Ликвидация кулачества. Завершающий этап коллективизации и ее итоги. Промышленность Брянщины во второй половине 1920-х гг. и в годы 1-3 пятилеток. ТЕМА 10. Брянщина в годы Великой Отечественной войны (2 часа).. Первые мероприятия по организации отпора врагу. Оборонительные сражения на Брянщине в августе – октябре 1941 г.. Фашистский оккупационный режим. Партизанское движение на Брянщине. Освобождение Брянщины от немецко-фашистской оккупации в 1943 г. Брянцы – герои Великой Отечественной войны. Трудовой подвиг брянцев в годы войны. ТЕМА 11. Брянская область в середине – второй половине ХХ века (2 часа). Образование Брянской области. Административные изменения. Восстановление разрушенного войной хозяйства и социально-культурной сферы. Промышленное развитие Брянщины в 1950 – 1980-е гг.. Сельское хозяйство и сельская жизнь. Просвещение и культура на Брянщине. ТЕМА 12. Брянщина с середины 1980-х годов до конца XX века (1 час). Общественная жизнь. Чернобыльская катастрофа и ее последствия. Общественно-экономические и социально-политические процессы в области. Культурная жизнь на Брянщине. ТЕМА 13. Памятники Великой Отечественной войны на территории села. Знакомство с историей родного села. Экскурсия «Памятники Великой Отечественной войны на территории села. ТЕМА 14. Итоговое занятие. Защита рефератов. ЛИТЕРАТУРА.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «История Брянского края».
|
Рабочая программа по курсу «История Брянского края» Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса «История Брянского края», разработанного в бипкро в 2012 году | Программа элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах» Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах». Автор – составитель: Сорокина... | ||
Симоненко ольги анатольевны Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса «История Брянского края», разработанного в бипкро в 2009 году | Программа курса «история» Департамента образования Брянской области на 2014-2015 учебный год. Учебный курс «История» рассчитан на 3 часа в неделю (102 часа... | ||
Утверждено Рабочая программа составлена на основе учебно-тематического планирования курса «История Брянского края», направленного Департаментом... | Рабочая программа по истории Брянского края. (10 класса. Базовый уровень). Пояснительная записка Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | ||
Рабочая программа элективного курса составлена на основе программы... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского... | Поурочное планирование уроков по курсу «История Брянского края» края -10 класс Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин смутного времени в России, сформировать представление о Смуте и значении данного... | ||
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Рабочая программа элективного курса «Искусство родного края» Новосибирской области среднего общего образования по искусству «Искусство родного края» 8 класс | ||
Рабочая программа по истории брянского края | Рабочая программа по истории брянского края | ||
Рабочая программа элективного курса «История России в лицах» Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного ) общего образования 2004... | Рабочая программа элективного курса «история в лицах» Программа курса «История в лицах» предназначена для изучения в 10 классе. Курс рассчитан на 35 часов; 1 час в неделю | ||
«История Воронежского края» Курс «История Воронежского края» является учебным предметом по выбору, который изучают студенты 3 курса исторического, естественно-географического... | Рабочая программа по истории Вологодского края «История Вологодского края» составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2004),... |