-
Принято
Педагогическим советом МБОУ «Никольская ООШ им. Н.М.Рубцова» протокол
от 29.08 2013 года №1
| Согласовано
Заместитель директора по УВР МБОУ «Никольская ООШ им. Н.М.Рубцова»
___________(Н.А.Воронина)
| Утверждаю
Директор
МБОУ «Никольская ООШ
им. Н.М.Рубцова»
_________ (Ю.А.Шадрина)
Приказ
от 29.08.2013 года №150
|
| Рабочая программа по истории
Вологодского края
8а – 9а классы
Мартюкова Ирина Леонидовна, учитель истории,
1 квалификационная категория 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «История Вологодского края» составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2004), стандарта образовательной области «История Вологодского края» и программы «История Вологодского края 6 – 9 классы» под редакцией М.А.Безнина, Вологда, 2007
Объектом изучения курса является прошлое и настоящее региона, условно называемого Вологодским краем и расположенного в пределах современной Вологодской области. Данные предела на разных этапах развития могли расширяться за счет географических, социально- экономических, административных и других связей с пограничными историко-культурными зонами.
Цели изучения курса:
- воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям Вологодского края;
-освоение системы знаний об историческом развитии региона;
- формирование личности выпускника как достойного представителя региона, хранителя и продолжателя его историко-культурных ценностей и традиций;
- овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками информации по краеведению;
-применение знаний и представлений об исторически сложившихся нормах и ценностях для эффективного взаимодействия, духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, социальной адаптации выпускников.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТТА
Предмет «История Вологодского края» охватывает историю края с древнейшего периода до наших дней. Он позволяет показать основные этапы становления и развития края, его своеобразие на фоне общероссийской истории и специфику отдельных периодов. Формируется устойчивый интерес к судьбе края, уважение к его прошлому и настоящему, осознание необходимости бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
Курсы истории Вологодского края призваны:
- дать представление о древнейшей истории нашего края, об основных археологических памятниках и культурах;
- формировать представление об административных границах и системе управления края в разные периоды истории, о географических особенностях расселения в регионе и социальной структуре;
- формировать у школьников знания основных фактов и событий истории края, представление о роли и месте Вологодского края в истории России, специфике социальных и экономических процессов, о различных сторонах жизни вологжан;
-раскрыть основные стороны культурного процесса в регионе, познакомить с памятниками материальной и духовной культуры, их особенностями;
- расширить интерес к субрегиональному материалу (истории района, села, улицы, семьи), формировать представление о значимости «малых дел и событий», из которых складывается история всей страны.
Общие принципы отбора содержания материала программы:
- системность;
- целостность;
- научность;
- доступность, учет возрастных особенностей учащихся основной школы.
Полнота содержания: программа включает основные сведения, необходимые для реализации запланированных в стандарте «История Вологодского края» целей обучения.
Практическая направленность: реализация программы способствует вовлечению школьников в практическую деятельность по изучению истории края через работу с различными историческими источниками, справочной и иной литературой, проведению ученических исследований, пониманию своего места в разрешении проблем края, участию в работе по сохранению материальных и культурных памятников края.
Предусмотрен следующий порядок изучения краеведческих курсов:
- 8а класс – история края в 19- начале 20 века;
- 9а класс – история края в 1917 году – начале 21 века;
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
По учебному плану ОУ на преподавание данного предмета отводится 34 часа (по 17 часов в 8 а, 9 а классах во 2 полугодии)
Учебно-методический комплекс:
М.А.Безнин. История Вологодского края 19 – начала 21 века. Учебное пособие для учащихся 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений. Вологда. Издательство «Полиграф - Книга», 2012 г.
РЕЗЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «История Вологодского края» ученик должен:
Знать/ понимать:
- основные этапы и важнейшие события истории края с древности до наших дней; выдающихся деятелей региональной истории; земляков, внесших весомый вклад в отечественную историю;
- основные достижения культуры и систему ценностей, сформировавшихся в ходе развития региона, вклад края в становление отечественной материальной и духовной культуры;
- изученные виды исторических источников, в том числе документы, карты, иллюстрации, статистические данные;
Уметь:
- соотносить даты важнейших событий истории края с веком, определять длительность, последовательность, синхронность ключевых событий и процессов региональной и отечественной истории; свободно оперировать датами при характеристике важнейших процессов и явлений;
-показывать на карте древнейшие поселения на территории края, пути славянского расселения, торгово-ремесленные центры, владения удельных княжеств на территории края, границы края на различных этапах его развития; изменения в территориально-административном делении, крупные города, торговые и транспортные пути, районы хозяйственной специализации, крупнейшие ярмарки, важнейшие центры материального производства 20- начала 21 века, места значительных событий региональной истории; направления миграционных процессов; памятники культуры (крупнейшие монастыри, храмы, крепости, памятники зодчества);
- использовать данные исторических карт при характеристике социально-экономического, политического и культурного развития края;
-объяснять происхождение названий крупнейших городов края, а также родного города, поселения, связывать название и историю родных мест с историей края, отечественной историей;
-характеризовать социальный и сословный состав населения и его эволюцию на отдельных этапах развития региона, описывать положение различных категорий населения, их образ жизни, особенности быта и нравов; иллюстрировать их изменение, используя местный историко-этнографический материал; анализировать поведение, нравы и поступки людей в конкретных ситуациях;
-рассказывать о важнейших региональных событиях и их участниках, демонстрируя знания ключевых фактов, дат, терминов; выявлять поворотные события и явления в социально-экономической, политической, культурной и духовной жизни края;
- описывать выдающиеся памятники культуры края (литература, зодчество, живопись, устное народное творчество, театр, народные промыслы), характеризовать их создателей на основе текста учебного пособия, иллюстраций и фрагментов исторических источников хрестоматии; характеризовать появление новых центров провинциальной общественной и культурной жизни края (усадьба, книгоиздательство, периодическая печать, библиотеки)
- характеризовать центры и крупнейших деятелей православия на территории края, влияние православия на развитие региона;
-использовать приобретенные знания при выполнении творческих работ, отчетов об экскурсии, написании рефератов;
-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты истории края; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; выявлять общее и особенное в развитии края на фоне отечественной истории, понимать уникальность вклада региона в становление отечественной культуры; определять на основе изученного материала причины и следствия ключевых событий региональной истории;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
- применять навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, справочной и краеведческой литературой, данными СМИ, архивными и музейными фондами; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении проблемных задач, сравнивать свидетельства разных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и значения событий и явлений современной жизни региона;
- высказывания собственных обоснованных суждений об историческом наследии края и его роли в становлении и развитии российской цивилизации;
- объяснения норм социального поведения людей, исторически сложившихся на территории края;
-использования знаний об истории края, традициях, поведении людей в ходе межкультурного взаимодействия, толерантного отношения к представителям иной национальности и религиозной принадлежности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Вологодский край в 19 – начале 20 века.
Экономическое развитие края в 19 веке: земледельческое производство, промышленно- торговые занятия населения, мануфактурное производство. Появление фабричной промышленности. Дворянское предпринимательство. Вологодское купечество. Появление новой социальной группы – рабочих.
Отражение общероссийских реформ в области управления, суда, полиции в системе местных органов власти. Аграрные реформы 1860-х годов. Развитие местного самоуправления в крае. Основные направления деятельности земств на территории Вологодского края. Городские думы и их роль в жизни городов. Видные деятели местного самоуправления.
Вологжане на защите Отечества.
Политические ссыльные в Вологодской губернии в 19 веке. Участие вологжан в народническом движении. Формы крестьянского протеста.
Светские и духовные учебные заведения. Народная грамотность и круг чтения. Усадебные библиотеки. Литературная жизнь в крае. Культура повседневности населения. Быт помещичьей усадьбы. Вологжане – деятели культуры и науки.
Общественная жизнь края в начале 20 века. Политическая ссылка. Революция 1905-1907 годов. Политические партии в крае. Выборы в Государственную думу. Влияние Первой мировой войны на экономическую и политическую жизнь края.
Вологодский край в 1917 году – начале 21 века.
Аграрная революция и ее социально-экономические последствия. Аграрный сектор экономики края в годы нэпа. Коллективизация сельского хозяйства края в 1930-е годы. Модернизация промышленного производства в 1920-1930-е годы и ее особенности. Ударничество и стахановское движение. Мобилизация и перестройка народного хозяйства области на военный лад в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Всенародная помощь фронту.
Промышленность и сельское хозяйство в период послевоенного восстановления народного хозяйства. Хозяйственная реформа середины 1960-х годов и ее влияние на экономическое развитие края. Процесс индустриализации в крае в 1960-1980-е годы. Уровень жизни населения в 1940-1980 годы.
Нарастание экономического кризиса в годы «перестройки». Рыночные реформы. Формирование частного сектора экономики. Международные хозяйственные связи. Новые явления в аграрных отношениях. Состояние социальной сферы области в условиях рыночных реформ.
Система власти в Вологодском крае в феврале 1917 года. Октябрьские события в крае. Переход власти в руки Советов. Гражданская война на Европейском Севере. Общественно-политическая жизнь Вологодской области в 1920-1930 годы. Вологжане на фронтах Великой Отечественной войны. Увековечение памяти погибших земляков, участников войны и тружеников тыла. Коммунистическая партия, комсомол и другие общественные организации.
Активизация политической жизни в годы «перестройки». Формирование новых местных органов власти. Основные политические партии и общественные движения.
Начало профессионального образования. Ликвидация неграмотности в 1920-е годы. Становление советской системы образования. Традиционные праздники. Новое в быту. Развитие профессиональной культуры: литературы, музыки, живописи, театра. Достижение вологжан в науке, технике. Спорт и физическая культура в области.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 а класс (17 ч.)
| Тема
| Понятия
| Тип урока
| Дата
|
| Вологодский край в первой половине 19 в.
|
|
|
| 1
| Территория и население Вологодского края в первой половине Х1Х в. Административно-территориальные преобразования. Особенности расселения. Категории населения. Демографические процессы.
| Губерния, уезды, волости, деревня, сельцо
| Урок постановки учебных задач с элементами повторительно-обобщающей беседы; работа с картой, анализ диаграмм.
|
| 2
| Экономическое развитие Вологодского края в первой половине Х1Х в. Сельское хозяйство. Промыслы. Мануфактура. Предпринимательство. Ярмарки.
| Десятина, трехполье, подсека, мануфактура, «удобные и неудобные земли», тягло.
| Комбинированный урок; работа с картой, анализ документов,
|
| 3
| Местное управление и самоуправление в крае. Губернаторы. Административные, судебные и полицейские учреждения.
| Губернатор, городничий, прокурор, городская дума, полицмейстер, земский суд.
| Комбинированный урок; составление таблицы, схемы « Учреждения государственного управления и самоуправления»; работа над понятиями.
|
| 4
| Наш край в политической жизни России. Социальные движения в крае. Война 1812 г. освоение территорий в Северной Америке. Формы крестьянского протеста.
| Рекрутская повинность
| Комбинированный урок; работа с текстом, документами; сообщения учащихся; составление плана.
|
| 5
| Культура края в первой половине 19 в. Учебные заведения. Литература. Издательство. Архитектура. Библиотеки. Театр. Промыслы.
| Семинария, училища, классицизм, ампир, ионическая колонна, фронтон, ланкастерская школа.
| Рассказ учителя с элементами беседы, работа с иллюстрациями, составление таблицы,
|
| 6
| Урок обобщения и закрепления знаний
|
| Урок контроля
|
|
| Вологодский край во второй половине 19 в.
|
|
|
| 7
| Аграрные реформы 1860-х г.в крае и их последствия. Изменения в землепользовании. Выкупная операция.крестьянское самоуправление.
| Уставная грамота, отрезки и прирезки земли, временнообязанные, подати, сход
| Комбинированный урок; работа с текстом, документами, составление таблицы, работа над понятиями.
|
| 8
| Социально-экономическое развитие Вологодского края в пореформенный период. Развитие сельского хозяйства. Промыслы. Промышленность. Пищевая отрасль. Транспорт.
| Промыслы.
| Работа с текстом учебника, документами, составление тезисов по теме, сообщения учащихся.
|
| 9
| Местное управление и самоуправление в крае. Преобразования в системе государственной и судебной власти. Создание земских учреждений. Городские думы. Деятели самоуправления.
| Мировой суд, окружной суд, присяжные заседатели, гласные, городской голова.
| Комбинированный урок; составление схемы, работа над понятиями, заполнение таблицы, проблемное задание.
|
| 10
| Общественно-политическая жизнь в крае во второй половине 19 в. Создание благотворительных, просветительских, страховых обществ.народническое движение. Политические ссыльные.
| Благотворительное общество, народничество, «хождение в народ»
| Работа с текстом учебника и документа, составление плана.
|
| 11
| Культура Вологодского края во второй половине 19 в. Образование. Учебные заведения. Библиотеки, издательства,. Литература. Театр. Живопись.
| Церковно-приходские школы, гимназии, семинарии, училища.
| Комбинированный урок; работа с документами, сообщения учащихся.
|
| 12
| Урок обобщения и закрепления знаний.
|
|
|
|
| Вологодский край в начале 20 в.
|
|
|
| 13
| Население и хозяйство Вологодского края в начале 20 в. Численность и состав населения. Сельское хозяйство. Промыслы. Столыпинская реформа. Промышленность городов.
| Промыслы, отходничество, бурлаки, хутор, отруб, переселен-
ческаяпоилитика
| Работа с учебником, картой, с составление схемы, анализ документов.
|
| 14
| Власть и общество в начале 20 в. Культурно-просветительская деятельность. Революция 1905-1907 г. крестьянское движение. Политические партии. Выборы в Государственную думу.
| Политические ссыльные, революции, манифест, стачка, черносотенцы.
| Рассказ учителя с элементами беседы, анализ документов, составление таблицы.
|
| 15
| Культура и быт в начале 20 в. Уровень грамотности. Образование. Печать. Краеведение. Ученые. Формы проведения досуга. Достижения технического прогресса.
|
| Комбинированный урок; самостоятельная работа с текстом, анализ документов.
|
| 16
| Наш край в начале 20 века (на местном материале)
|
|
|
| 17
| Урок обобщения и закрепления знаний
|
| Урок контроля
|
| 9а класс (17 ч.)
№
| Тема
| Основные понятия
| Тип урока
| Дата
|
| Вологодский край в 1917 -1930-е годы
|
|
|
| 1
| Революция и гражданская война в крае. Отношении к событиям в Петрограде. Создание крестьянских Советов. Выборы в Учредительное собрание. Гражданская война на Европейском Севере.
| Временное правительство, земства, Советы, интервенция, Учредительное собрание
| Комбинированный урок; составление таблицы, анализ документов, диаграмм
|
| 2
| Общественно-политическое развитие края в 1917 -1930-е г. партии и общественные организации. Рост рядов РКП(б). формы борьбы с властью. Политические репрессии.
| РСДРП, РКП(б), эсеры, кадеты, анархисты, ВЧК, ВЛКСМ, комбеды, кулачество
| Проблемное изложение; работа над понятиями, анализ документов, диаграмм, составление схемы.
|
| 3
| Экономическое развитие края в 1917 – 190-е г. уравнительный передел земли. Налоги и повинности в деревне. Особенности модернизации. Развитие промышленности. Ударничество и стахановское движение.
| Военный коммунизм, продотряды, продразверстка, нэп, индустриализация.
| Лекция с элементами беседы; работа над понятиями, работа с картой, анализ документов, составление схемы.
|
| 4
| Культурное развитие края в 1917 -1930-е г. развитие образования. Ликвидация безграмотности. Научные центры. Учреждения культуры. Борьба с религией и Церковью.
| Единая трудовая школа, рабфаки, изба-читальня.
| Составление плана, схемы, вопросов по теме.
|
| 5-6
| Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Подвиг летчика М.П.Жукова. Е.Н.Преображенский.дважды Герой Советского Союза А.Ф.Клубов. полные кавалеры ордена Славы. Герои Советского Союза. Военачальники.
|
| Сообщения учащихся по теме, анализ документов, знакомство с Книгой Памяти.
|
| 7
| Военные действия на территории Вологодской области. Война в воздухе. Военные действия в Оштинском районе. Эвакуация населения. Борьба с диверсантами.
| «Барбаросса», истребительные батальоны, Абвер, диверсант.
| Комбинированный урок, .
|
| 8
| Экономика области в экстремальных условиях военного времени. Всенародная помощь фронту. Перевод народного хозяйства на военный лад. Эвакуация раненых, помощь госпиталям. Сбор средств на строительство военной техники.
| Мобилизация, оборонные работы, ленд-лиз, эвакуация.
| Урок изучения нового материала; работа с текстом, документами, картой. Проблемные задания.
|
| 9
| Урок обобщения и систематизации знаний
|
|
|
|
| Вологодская область в послевоенный период
|
|
|
| 10
| Территория и население Вологодской области в 1946-1985 г. половозрастной состав населения. Соотношение сельского и городского населения. Каналы миграции. Колхозники. Профессиональный состав рабочих и служащих. Развитие системы социальной защиты.
| Урбанизация, трудодни, раскрестьянивание, «неперспективные поселения»
| Урок изучения нового материала; работа с картой, анализ диаграммы, составление схемы.
|
| 11
| Экономическое развитие Вологодской области в 1946-первой половине 1960-х г. особенности и задачи развития. Продолжение индустриализации. Лесная, легкая , пищевая промышленность. Судостроение. Транспорт. Отрасли сельского хозяйства.
| Укрупнение колхозов, совхозов, МТС.
| Лекция с элементами беседы, работа с картой.
|
| 12
| Экономика края во второй половине 1960-1980-е г. экономическая реформа 1965 г. крупнейшие промышленные предприятия. Лесная, легкая промышленность. Снижение эффективности аграрного сектора экономики.
| Хозрасчет, экстенсивный путь развития.
| Урок изучения нового материала; работа с картой, анализ диаграммы.
|
| 13
| Общественно-политическая жизнь и культура Вологодской области в 1946-1985 г. структура и деятельность партийных органов. Формы общественной активности. Радио, телевидение. Жилищное строительство.
| Обком-райкомы-горкомы, Советы народных депутатов, комсомол, пионерия, целина
| Лекция с элементами беседы; анализ документов, работа над понятиями, анализ таблицы.
|
| 14-15
| Вологодская область в 1985-2006 г. общественная жизнь. Законодательная и исполнительная власть. Партии и общественные движения. Нарастание экономических проблем. Начало рыночных реформ. Образование. Литература. Театр. Музейное дело.
| Перестройка, гласность, многопартийность, кооперативы, фермеры, приватизация.
| Уроки изучения нового материала; проблемное изложение, работа с картой.
|
| 16
| Наш край в 40-е годы 20 – начале 21 века.
|
|
|
| 17
| Урок обобщения и систематизации знаний.
|
|
|
| Материально-техническое обеспечение:
Выдающиеся Вологжане. Биографические очерки./ ред. Совет «Вологодская энциклопедия»
Вологодская область. Административно-территориальное устройство. Справочник.
Отчина и дедина. В.Дементьев.
Культура Вологодского края. С.Ю.Баранов, А.А.Глебова, Ю.В.Розанов.
Вологодский историко-краеведческий альманах. Вологда 1. Гл. ред. М.А.Безнин.
Генералы и адмиралы Вологодчины. Энциклопедический словарь биографий.
Атлас Вологодской области.
|