Рабочая программа по истории Вологодского края





Скачать 169.35 Kb.
НазваниеРабочая программа по истории Вологодского края
Дата публикации29.08.2014
Размер169.35 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа

Принято c:\users\наталья\desktop\реквизиты рабочая программа.jpg

Педагогическим советом МБОУ «Никольская ООШ им. Н.М.Рубцова» протокол

от 29.08 2013 года №1


Согласовано

Заместитель директора по УВР МБОУ «Никольская ООШ им. Н.М.Рубцова»

___________(Н.А.Воронина)

Утверждаю

Директор

МБОУ «Никольская ООШ

им. Н.М.Рубцова»

_________ (Ю.А.Шадрина)

Приказ

от 29.08.2013 года №150





Рабочая программа по истории

Вологодского края

8а – 9а классы

Мартюкова Ирина Леонидовна, учитель истории,

1 квалификационная категория
2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «История Вологодского края» составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2004), стандарта образовательной области «История Вологодского края» и программы «История Вологодского края 6 – 9 классы» под редакцией М.А.Безнина, Вологда, 2007

Объектом изучения курса является прошлое и настоящее региона, условно называемого Вологодским краем и расположенного в пределах современной Вологодской области. Данные предела на разных этапах развития могли расширяться за счет географических, социально- экономических, административных и других связей с пограничными историко-культурными зонами.

Цели изучения курса:

- воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям Вологодского края;

-освоение системы знаний об историческом развитии региона;

- формирование личности выпускника как достойного представителя региона, хранителя и продолжателя его историко-культурных ценностей и традиций;

- овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками информации по краеведению;

-применение знаний и представлений об исторически сложившихся нормах и ценностях для эффективного взаимодействия, духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, социальной адаптации выпускников.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТТА

Предмет «История Вологодского края» охватывает историю края с древнейшего периода до наших дней. Он позволяет показать основные этапы становления и развития края, его своеобразие на фоне общероссийской истории и специфику отдельных периодов. Формируется устойчивый интерес к судьбе края, уважение к его прошлому и настоящему, осознание необходимости бережного отношения к материальным и духовным ценностям;

Курсы истории Вологодского края призваны:

- дать представление о древнейшей истории нашего края, об основных археологических памятниках и культурах;

- формировать представление об административных границах и системе управления края в разные периоды истории, о географических особенностях расселения в регионе и социальной структуре;

- формировать у школьников знания основных фактов и событий истории края, представление о роли и месте Вологодского края в истории России, специфике социальных и экономических процессов, о различных сторонах жизни вологжан;

-раскрыть основные стороны культурного процесса в регионе, познакомить с памятниками материальной и духовной культуры, их особенностями;

- расширить интерес к субрегиональному материалу (истории района, села, улицы, семьи), формировать представление о значимости «малых дел и событий», из которых складывается история всей страны.

Общие принципы отбора содержания материала программы:

- системность;

- целостность;

- научность;

- доступность, учет возрастных особенностей учащихся основной школы.

Полнота содержания: программа включает основные сведения, необходимые для реализации запланированных в стандарте «История Вологодского края» целей обучения.

Практическая направленность: реализация программы способствует вовлечению школьников в практическую деятельность по изучению истории края через работу с различными историческими источниками, справочной и иной литературой, проведению ученических исследований, пониманию своего места в разрешении проблем края, участию в работе по сохранению материальных и культурных памятников края.

Предусмотрен следующий порядок изучения краеведческих курсов:

- 8а класс – история края в 19- начале 20 века;

- 9а класс – история края в 1917 году – начале 21 века;

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

По учебному плану ОУ на преподавание данного предмета отводится 34 часа (по 17 часов в 8 а, 9 а классах во 2 полугодии)

Учебно-методический комплекс:

М.А.Безнин. История Вологодского края 19 – начала 21 века. Учебное пособие для учащихся 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений. Вологда. Издательство «Полиграф - Книга», 2012 г.

РЕЗЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «История Вологодского края» ученик должен:

Знать/ понимать:

- основные этапы и важнейшие события истории края с древности до наших дней; выдающихся деятелей региональной истории; земляков, внесших весомый вклад в отечественную историю;

- основные достижения культуры и систему ценностей, сформировавшихся в ходе развития региона, вклад края в становление отечественной материальной и духовной культуры;

- изученные виды исторических источников, в том числе документы, карты, иллюстрации, статистические данные;

Уметь:

- соотносить даты важнейших событий истории края с веком, определять длительность, последовательность, синхронность ключевых событий и процессов региональной и отечественной истории; свободно оперировать датами при характеристике важнейших процессов и явлений;

-показывать на карте древнейшие поселения на территории края, пути славянского расселения, торгово-ремесленные центры, владения удельных княжеств на территории края, границы края на различных этапах его развития; изменения в территориально-административном делении, крупные города, торговые и транспортные пути, районы хозяйственной специализации, крупнейшие ярмарки, важнейшие центры материального производства 20- начала 21 века, места значительных событий региональной истории; направления миграционных процессов; памятники культуры (крупнейшие монастыри, храмы, крепости, памятники зодчества);

- использовать данные исторических карт при характеристике социально-экономического, политического и культурного развития края;

-объяснять происхождение названий крупнейших городов края, а также родного города, поселения, связывать название и историю родных мест с историей края, отечественной историей;

-характеризовать социальный и сословный состав населения и его эволюцию на отдельных этапах развития региона, описывать положение различных категорий населения, их образ жизни, особенности быта и нравов; иллюстрировать их изменение, используя местный историко-этнографический материал; анализировать поведение, нравы и поступки людей в конкретных ситуациях;

-рассказывать о важнейших региональных событиях и их участниках, демонстрируя знания ключевых фактов, дат, терминов; выявлять поворотные события и явления в социально-экономической, политической, культурной и духовной жизни края;

- описывать выдающиеся памятники культуры края (литература, зодчество, живопись, устное народное творчество, театр, народные промыслы), характеризовать их создателей на основе текста учебного пособия, иллюстраций и фрагментов исторических источников хрестоматии; характеризовать появление новых центров провинциальной общественной и культурной жизни края (усадьба, книгоиздательство, периодическая печать, библиотеки)

- характеризовать центры и крупнейших деятелей православия на территории края, влияние православия на развитие региона;

-использовать приобретенные знания при выполнении творческих работ, отчетов об экскурсии, написании рефератов;

-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты истории края; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; выявлять общее и особенное в развитии края на фоне отечественной истории, понимать уникальность вклада региона в становление отечественной культуры; определять на основе изученного материала причины и следствия ключевых событий региональной истории;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

- применять навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, справочной и краеведческой литературой, данными СМИ, архивными и музейными фондами; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении проблемных задач, сравнивать свидетельства разных источников.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и значения событий и явлений современной жизни региона;

- высказывания собственных обоснованных суждений об историческом наследии края и его роли в становлении и развитии российской цивилизации;

- объяснения норм социального поведения людей, исторически сложившихся на территории края;

-использования знаний об истории края, традициях, поведении людей в ходе межкультурного взаимодействия, толерантного отношения к представителям иной национальности и религиозной принадлежности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Вологодский край в 19 – начале 20 века.

Экономическое развитие края в 19 веке: земледельческое производство, промышленно- торговые занятия населения, мануфактурное производство. Появление фабричной промышленности. Дворянское предпринимательство. Вологодское купечество. Появление новой социальной группы – рабочих.

Отражение общероссийских реформ в области управления, суда, полиции в системе местных органов власти. Аграрные реформы 1860-х годов. Развитие местного самоуправления в крае. Основные направления деятельности земств на территории Вологодского края. Городские думы и их роль в жизни городов. Видные деятели местного самоуправления.

Вологжане на защите Отечества.

Политические ссыльные в Вологодской губернии в 19 веке. Участие вологжан в народническом движении. Формы крестьянского протеста.

Светские и духовные учебные заведения. Народная грамотность и круг чтения. Усадебные библиотеки. Литературная жизнь в крае. Культура повседневности населения. Быт помещичьей усадьбы. Вологжане – деятели культуры и науки.

Общественная жизнь края в начале 20 века. Политическая ссылка. Революция 1905-1907 годов. Политические партии в крае. Выборы в Государственную думу. Влияние Первой мировой войны на экономическую и политическую жизнь края.

Вологодский край в 1917 году – начале 21 века.

Аграрная революция и ее социально-экономические последствия. Аграрный сектор экономики края в годы нэпа. Коллективизация сельского хозяйства края в 1930-е годы. Модернизация промышленного производства в 1920-1930-е годы и ее особенности. Ударничество и стахановское движение. Мобилизация и перестройка народного хозяйства области на военный лад в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Всенародная помощь фронту.

Промышленность и сельское хозяйство в период послевоенного восстановления народного хозяйства. Хозяйственная реформа середины 1960-х годов и ее влияние на экономическое развитие края. Процесс индустриализации в крае в 1960-1980-е годы. Уровень жизни населения в 1940-1980 годы.

Нарастание экономического кризиса в годы «перестройки». Рыночные реформы. Формирование частного сектора экономики. Международные хозяйственные связи. Новые явления в аграрных отношениях. Состояние социальной сферы области в условиях рыночных реформ.

Система власти в Вологодском крае в феврале 1917 года. Октябрьские события в крае. Переход власти в руки Советов. Гражданская война на Европейском Севере. Общественно-политическая жизнь Вологодской области в 1920-1930 годы. Вологжане на фронтах Великой Отечественной войны. Увековечение памяти погибших земляков, участников войны и тружеников тыла. Коммунистическая партия, комсомол и другие общественные организации.

Активизация политической жизни в годы «перестройки». Формирование новых местных органов власти. Основные политические партии и общественные движения.

Начало профессионального образования. Ликвидация неграмотности в 1920-е годы. Становление советской системы образования. Традиционные праздники. Новое в быту. Развитие профессиональной культуры: литературы, музыки, живописи, театра. Достижение вологжан в науке, технике. Спорт и физическая культура в области.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 а класс (17 ч.)




Тема

Понятия

Тип урока

Дата




Вологодский край в первой половине 19 в.










1

Территория и население Вологодского края в первой половине Х1Х в. Административно-территориальные преобразования. Особенности расселения. Категории населения. Демографические процессы.

Губерния, уезды, волости, деревня, сельцо

Урок постановки учебных задач с элементами повторительно-обобщающей беседы; работа с картой, анализ диаграмм.




2

Экономическое развитие Вологодского края в первой половине Х1Х в. Сельское хозяйство. Промыслы. Мануфактура. Предпринимательство. Ярмарки.

Десятина, трехполье, подсека, мануфактура, «удобные и неудобные земли», тягло.

Комбинированный урок; работа с картой, анализ документов,




3

Местное управление и самоуправление в крае. Губернаторы. Административные, судебные и полицейские учреждения.

Губернатор, городничий, прокурор, городская дума, полицмейстер, земский суд.

Комбинированный урок; составление таблицы, схемы « Учреждения государственного управления и самоуправления»; работа над понятиями.




4

Наш край в политической жизни России. Социальные движения в крае. Война 1812 г. освоение территорий в Северной Америке. Формы крестьянского протеста.

Рекрутская повинность

Комбинированный урок; работа с текстом, документами; сообщения учащихся; составление плана.




5

Культура края в первой половине 19 в. Учебные заведения. Литература. Издательство. Архитектура. Библиотеки. Театр. Промыслы.

Семинария, училища, классицизм, ампир, ионическая колонна, фронтон, ланкастерская школа.

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с иллюстрациями, составление таблицы,




6

Урок обобщения и закрепления знаний




Урок контроля







Вологодский край во второй половине 19 в.










7

Аграрные реформы 1860-х г.в крае и их последствия. Изменения в землепользовании. Выкупная операция.крестьянское самоуправление.

Уставная грамота, отрезки и прирезки земли, временнообязанные, подати, сход

Комбинированный урок; работа с текстом, документами, составление таблицы, работа над понятиями.




8

Социально-экономическое развитие Вологодского края в пореформенный период. Развитие сельского хозяйства. Промыслы. Промышленность. Пищевая отрасль. Транспорт.

Промыслы.

Работа с текстом учебника, документами, составление тезисов по теме, сообщения учащихся.




9

Местное управление и самоуправление в крае. Преобразования в системе государственной и судебной власти. Создание земских учреждений. Городские думы. Деятели самоуправления.

Мировой суд, окружной суд, присяжные заседатели, гласные, городской голова.

Комбинированный урок; составление схемы, работа над понятиями, заполнение таблицы, проблемное задание.




10

Общественно-политическая жизнь в крае во второй половине 19 в. Создание благотворительных, просветительских, страховых обществ.народническое движение. Политические ссыльные.

Благотворительное общество, народничество, «хождение в народ»

Работа с текстом учебника и документа, составление плана.




11

Культура Вологодского края во второй половине 19 в. Образование. Учебные заведения. Библиотеки, издательства,. Литература. Театр. Живопись.

Церковно-приходские школы, гимназии, семинарии, училища.

Комбинированный урок; работа с документами, сообщения учащихся.




12

Урок обобщения и закрепления знаний.













Вологодский край в начале 20 в.










13

Население и хозяйство Вологодского края в начале 20 в. Численность и состав населения. Сельское хозяйство. Промыслы. Столыпинская реформа. Промышленность городов.

Промыслы, отходничество, бурлаки, хутор, отруб, переселен-

ческаяпоилитика

Работа с учебником, картой, с составление схемы, анализ документов.




14

Власть и общество в начале 20 в. Культурно-просветительская деятельность. Революция 1905-1907 г. крестьянское движение. Политические партии. Выборы в Государственную думу.

Политические ссыльные, революции, манифест, стачка, черносотенцы.

Рассказ учителя с элементами беседы, анализ документов, составление таблицы.




15

Культура и быт в начале 20 в. Уровень грамотности. Образование. Печать. Краеведение. Ученые. Формы проведения досуга. Достижения технического прогресса.




Комбинированный урок; самостоятельная работа с текстом, анализ документов.




16

Наш край в начале 20 века (на местном материале)










17

Урок обобщения и закрепления знаний




Урок контроля




9а класс (17 ч.)



Тема

Основные понятия

Тип урока

Дата




Вологодский край в 1917 -1930-е годы










1

Революция и гражданская война в крае. Отношении к событиям в Петрограде. Создание крестьянских Советов. Выборы в Учредительное собрание. Гражданская война на Европейском Севере.

Временное правительство, земства, Советы, интервенция, Учредительное собрание

Комбинированный урок; составление таблицы, анализ документов, диаграмм




2

Общественно-политическое развитие края в 1917 -1930-е г. партии и общественные организации. Рост рядов РКП(б). формы борьбы с властью. Политические репрессии.

РСДРП, РКП(б), эсеры, кадеты, анархисты, ВЧК, ВЛКСМ, комбеды, кулачество

Проблемное изложение; работа над понятиями, анализ документов, диаграмм, составление схемы.




3

Экономическое развитие края в 1917 – 190-е г. уравнительный передел земли. Налоги и повинности в деревне. Особенности модернизации. Развитие промышленности. Ударничество и стахановское движение.

Военный коммунизм, продотряды, продразверстка, нэп, индустриализация.

Лекция с элементами беседы; работа над понятиями, работа с картой, анализ документов, составление схемы.




4

Культурное развитие края в 1917 -1930-е г. развитие образования. Ликвидация безграмотности. Научные центры. Учреждения культуры. Борьба с религией и Церковью.

Единая трудовая школа, рабфаки, изба-читальня.

Составление плана, схемы, вопросов по теме.




5-6

Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Подвиг летчика М.П.Жукова. Е.Н.Преображенский.дважды Герой Советского Союза А.Ф.Клубов. полные кавалеры ордена Славы. Герои Советского Союза. Военачальники.




Сообщения учащихся по теме, анализ документов, знакомство с Книгой Памяти.




7

Военные действия на территории Вологодской области. Война в воздухе. Военные действия в Оштинском районе. Эвакуация населения. Борьба с диверсантами.

«Барбаросса», истребительные батальоны, Абвер, диверсант.

Комбинированный урок, .




8

Экономика области в экстремальных условиях военного времени. Всенародная помощь фронту. Перевод народного хозяйства на военный лад. Эвакуация раненых, помощь госпиталям. Сбор средств на строительство военной техники.

Мобилизация, оборонные работы, ленд-лиз, эвакуация.

Урок изучения нового материала; работа с текстом, документами, картой. Проблемные задания.




9

Урок обобщения и систематизации знаний













Вологодская область в послевоенный период










10

Территория и население Вологодской области в 1946-1985 г. половозрастной состав населения. Соотношение сельского и городского населения. Каналы миграции. Колхозники. Профессиональный состав рабочих и служащих. Развитие системы социальной защиты.

Урбанизация, трудодни, раскрестьянивание, «неперспективные поселения»

Урок изучения нового материала; работа с картой, анализ диаграммы, составление схемы.




11

Экономическое развитие Вологодской области в 1946-первой половине 1960-х г. особенности и задачи развития. Продолжение индустриализации. Лесная, легкая , пищевая промышленность. Судостроение. Транспорт. Отрасли сельского хозяйства.

Укрупнение колхозов, совхозов, МТС.

Лекция с элементами беседы, работа с картой.




12

Экономика края во второй половине 1960-1980-е г. экономическая реформа 1965 г. крупнейшие промышленные предприятия. Лесная, легкая промышленность. Снижение эффективности аграрного сектора экономики.

Хозрасчет, экстенсивный путь развития.

Урок изучения нового материала; работа с картой, анализ диаграммы.




13

Общественно-политическая жизнь и культура Вологодской области в 1946-1985 г. структура и деятельность партийных органов. Формы общественной активности. Радио, телевидение. Жилищное строительство.

Обком-райкомы-горкомы, Советы народных депутатов, комсомол, пионерия, целина

Лекция с элементами беседы; анализ документов, работа над понятиями, анализ таблицы.




14-15

Вологодская область в 1985-2006 г. общественная жизнь. Законодательная и исполнительная власть. Партии и общественные движения. Нарастание экономических проблем. Начало рыночных реформ. Образование. Литература. Театр. Музейное дело.

Перестройка, гласность, многопартийность, кооперативы, фермеры, приватизация.

Уроки изучения нового материала; проблемное изложение, работа с картой.




16

Наш край в 40-е годы 20 – начале 21 века.










17

Урок обобщения и систематизации знаний.










Материально-техническое обеспечение:

  1. Выдающиеся Вологжане. Биографические очерки./ ред. Совет «Вологодская энциклопедия»

  2. Вологодская область. Административно-территориальное устройство. Справочник.

  3. Отчина и дедина. В.Дементьев.

  4. Культура Вологодского края. С.Ю.Баранов, А.А.Глебова, Ю.В.Розанов.

  5. Вологодский историко-краеведческий альманах. Вологда 1. Гл. ред. М.А.Безнин.

  6. Генералы и адмиралы Вологодчины. Энциклопедический словарь биографий.

  7. Атлас Вологодской области.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по истории Вологодского края iconРабочая программа по истории Вологодского края 6а 7а класс
«История Вологодского края 6 – 9 классы» под редакцией М. А. Безнина, Вологда, 2007
Рабочая программа по истории Вологодского края iconРабочая программа по истории Вологодского края для 7 класса на 2013-2014...
Курс «История Вологодского края» составлен на основе «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» и стандарта...
Рабочая программа по истории Вологодского края iconРабочая программа по истории Вологодского края 6 9 классы
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы: история Вологодского края. 6-9 классы. Автор: Безнин М. А. Ид...
Рабочая программа по истории Вологодского края iconРабочая программа курса «история вологодского края»
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы: история Вологодского края. 6-9 классы. Автор: Безнин М. А. Ид...
Рабочая программа по истории Вологодского края iconЦель: познакомить обучающихся на материале литературных и исторических...
Цель: познакомить обучающихся на материале литературных и исторических источников с важными событиями истории России (200 лет Бородинской...
Рабочая программа по истории Вологодского края iconРабочая программа по истории пензенского края
Рабочая программа по «Истории Пензенского края» мбоу оош c. Ильмино Никольского района Пензенской области создана на основе Региональной...
Рабочая программа по истории Вологодского края iconРабочая программа по истории Брянского края. (10 класса. Базовый уровень). Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Рабочая программа по истории Вологодского края iconПояснительная записка рабочая программа по истории Вологодского края...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Рабочая программа по истории Вологодского края iconПравовой антикоррупционный курс знаю закон рабочая тетрадь 9-11 класс...
Г. Д. Селянинова, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, руководитель центра устной истории, пгпу
Рабочая программа по истории Вологодского края iconРабочая программа элективного курса по истории 9 класса «Личность в истории»
«Личность в истории», разработанного Сиденко Е. В., учителем истории моу «сош №15» с. Казинка Шпаковского района Ставропольского...
Рабочая программа по истории Вологодского края iconИстория Астраханского края часть истории России
И астрахань называется главной базой снабжения войск и переселенцев. Я хотел бы больше узнать о истории Астраханского края. И поделиться...
Рабочая программа по истории Вологодского края iconПрограмма элективного курса «История Брянского края»
Отечества. Одним из конкретных появлений такого подхода стало включение в школьные программы по отечественной истории регионального...
Рабочая программа по истории Вологодского края iconРекомендуется отразить следующие вопросы: Основное содержание Конституции РФ
Особую значимость в этой связи приобретает обращение к государственной символике и символике Вологодского края
Рабочая программа по истории Вологодского края iconРабочая программа по истории России предназначена для 6-9 классов...
...
Рабочая программа по истории Вологодского края iconПротокол №1 от
Использована программа курса «Литература Вологодского края» разработана в соответствии с установками регионального базисного учебного...
Рабочая программа по истории Вологодского края iconУрок соревнование «Листая страницы истории края…»
В соревновании участвуют 4 команды: 1 команда «Следопыт», 2 команда «Краевед», 3 команда «Эрудит». Каждой команде нужно преодолеть...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск