Цель: познакомить обучающихся на материале литературных и исторических источников с важными событиями истории России (200 лет Бородинской битве) и Вологодского





Скачать 150.58 Kb.
НазваниеЦель: познакомить обучающихся на материале литературных и исторических источников с важными событиями истории России (200 лет Бородинской битве) и Вологодского
Дата публикации14.11.2014
Размер150.58 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Цель: познакомить обучающихся на материале литературных и исторических источников с важными событиями истории России (200 лет Бородинской битве) и Вологодского края (75 –летие обозначения современных границ области).

I. Юбилеи, юбилеи…

..Металась битвы злая ярость,
Как вихрь, на запад и восток…
В единый грохот все сливалось,
Сплеталось все в один клубок…
В одном ряду – отцы и дети,
Дерзать и детям, и отцам!
И бил в лицо бессмертья ветер
На смерть идущим храбрецам…
И, жертвуя собою, смело
В огне сходились грудь на грудь…
“Ура!”– раскатисто гремело,
Победе расчищая путь!
Степанов В. Люблю и верю: Стихотворения и поэмы.

ГОД РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

Это даёт возможность осмыслить роль множества событий, процессов, действий и результатов деятельности человека, которые складываются в историю цивилизации. А достаточно серьёзный отрезок времени – 1150 лет развития российской государственности позволяет оценить уровень эффективности взаимодействия власти и гражданина и вместе задуматься над путями развития этого взаимодействия и формами современного российского государства.

Эпиграфы :

  1. “Вам не видать таких сражений...” М.Ю. Лермонтов.

  2. “…война есть сумасшествие, ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания”. (Л Н Толстой “Война и мир”).

  • Задание: Прочитайте предложенные высказывания. (обсуждение в группах).

  1. “Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы одержали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми. Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех” (Наполеон).

  2. “Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание каждого было умереть на месте и не уступать неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнею за свое Отечество” (И.М.Кутузов)

  3. “Это была битва гигантов. С обеих сторон было введено в бой более четверти миллиона солдат и офицеров…гремели залпы 1200 орудий” (Наполеон).

  4.  “Всемилостивейший государь Александр I. Сражение 26-го нами было проиграно. Армия, а особливо левый фланг, понесли чрезвычайную потерю. Одна из причин, послуживших проигрышу сражения, произошла от беспорядка, поселившегося в артиллерии после смерти графа Кутайсова…”(из донесения генерала на русской службе Винценгерода Ф.Ф. Александру I).

  • Ответы групп: “Бородинское сражение – поражение или победа?”

Вопрос: “Как вы думаете, достаточны ли наши знания о Бородинском сражении?

Великий русский народ имеет многовековую историю. Много раз ему приходилось героически отражать нападения иноземных завоевателей, отстаивать свою независимость, пережив потери и разрушения, Российское государство снова возрождалось.

К началу XIX в. Россия стала одним из самых могущественных государств в Европе. Она имела сильную армию и флот. Сокрушить могущество России, захватить её богатства, покорить русский народ по-прежнему мечтали чужеземцы.

В начале XIX в. грозная опасность нависла над нашей страной. Император Франции Наполеон, покоривший всю Европу, двинул свои полчища на Россию...

 Осенними ночами 1811 г. над Европой ярко светила в небе великолепная комета. Многим в России она казалась предвестием близкой войны. И вот она грянула - "гроза двенадцатого года".

В ночь 24 июня 1812 г. французские войска переправились через реку Неман и вторглись в пределы Российского государства. "Не пройдет и месяца, как мы будем в Москве", - любил повторять Наполеон.


Начало Отечественной войны. (выступление ребят).


1 чтец: Сегодня мы расскажем вам о войне 1812 года, о тех героических днях, когда весь русский народ поднялся на борьбу против французских захватчиков. (Видеоряд).

2 чтец: 1812 год. Огромная полумиллионная армия французского императора Наполеона I напала на нашу Родину.

1 чтец: Наполеон был очень опытным полководцем. Его армия считалась самой сильной в мире. Он завоевал многие страны Европы. И вот теперь шел на Россию. (Видеоряд).

2 чтец: Утром 23 июня 1812 года у литовской границы Понемонь Наполеон велел навести мосты на реке Неман.

1 чтец: На рассвете 24 июня 218 тысяч собранных со всей Европы войск, имея 527 орудий, стройными рядами, с развернутыми знаменами, пройдя мосты над Неманом, ступили в пределы Российской империи.

2 чтец: На борьбу с врагом вместе с армией поднялся весь народ.

1 чтец: Началась Отечественная война.

2 чтец: Много мужества, стойкости и великую сыновнюю преданность Родине проявили наши прадеды, защищая свою Отчизну. Непобедимый Наполеон и его полумиллионная армия были разбиты. Лишь жалкие остатки ее ушли из России. Наполеон рассчитывал мощным ударом разгромить русские армии еще на границе. Но его план был сорван.

1 чтец: Давайте же вспомним о тех героических днях, навсегда оставшихся в памяти русского народа.

2 чтец: Верста за верстой, верста за верстой отступают русские. Уже была отчаянная рубка в селении Мира, 27-28 июня кровопролитный бой у Салтановки, 16-17 августа – сражение в Смоленске. (Видеоряд).Россия сопротивлялась. Весь русский народ готов был стать на защиту Отечества - с разных концов России полились пожертвования. Среди народа были созданы добровольческие дружины. Но хорошо подготовленной, выученной армии было мало, чтобы противостоять врагу. Но Наполеону помогала вся Европа, а Россия была одна.

Русские войска, ведя оборонительные бои, стали отступать...
Вопрос: почему русские войска вынуждены были отступать?

Главнокомандующим русской армии в этот грозны час был назначен талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов, которого очень любили солдаты и беззаветно верили ему. Российский император Александр I завидовал его популярности. Даже через 1,5 столетий переполняешься любовью и гордостью, благодарностью к этому замечательному военному деятелю - М.И. Кутузову.

2 чтец: Нелегкая жизнь досталась Кутузову. Нелегкая, зато славная. В 1812 году Михаилу Илларионовичу Кутузову исполнилось 67 лет.

1 чтец: Много всего позади. Не счесть боев и походов. Крым, Дунай, поля Австрии, Измаильские грозные стены. Бой под Алуштой, осада Очакова.

2 чтец: Трижды Кутузов был тяжело ранен. Дважды в голову, раз в щеку. В одном сражении Кутузову выбило правый глаз. Чуть не умер. Но судьба как будто хранила его для чего – то более важного.

1 чтец: Пора бы уже в отставку, на стариковский покой, так ведь нет– помнит народ Кутузова.

Опытный полководец, ученик Суворова хорошо понимал, что Россия была вынуждена пока отступать, чтобы сохранить силы. Но 108 верстах от Москвы Кутузов остановился близ села Бородино. Был сентябрь 1812г.

Видя, что русское войско сгорало желанием сразиться, он решил здесь вступить в бой с французами.Весь день 6 сентября прошел в приготовлениях к предстоящей битве. Наступил вечер. Тихо было в русском лагере.И в душе каждый готовился к великому бою.

Во французском лагере было всё не так: оттуда доносились шум и ликование, предвкушая вкус победы. Всю ночь они веселились и пировали, уверенные в собственной победе.

Бородинская битва будет продолжаться целый день, почти 15 часов. Бомбы и ядра сыпались с обеих сторон градом, залпы пушек и мелкого орудия сливались в один гул... Земля дрожала... От дыма не было видно даже солнца...

В этом сражении лучший генерал русской армии - Багратион держал левый фланг. Здесь были построены земляные укрепления (редуты), Багратионовы флеши, на которые обрушился главный удар наполеоновской армии.

Несмотря на потери, русские войны не теряли веру в победу, они продолжали отражать натиски врага. И даже тогда, когда кончались пули в бою, русские воины продолжали сражаться врукопашную.

Рукопашный бой шел с шести часов утра до полудня, после чего русские войска перешли в наступление. Спустя несколько минут, Багратион был смертельно ранен. Это вызвало замешательство в рядах русских воинов. Но вскоре из-за дыма, гари и копоти поднялась огромная фигура. Это был генерал Дохтуров, назначенный командиром вместо Багратиона. Дохтуров обратился к солдатам с приказом: "За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад".

Целый день продолжалась битва. К вечеру постепенно смолкли орудия. Страшную картину представляло собой Бородино. Никогда еще французы не видали такого большого количества убитых.

Вопрос: "Ребята, вы запомнили имя императора Франции, начавшего войну против России?

Мрачный, молчаливый Наполеон объехал поле сражения. Убитых было так много, что лошадь еле находила, куда поставить ногу. Не смолкали вопли раненых, однако Наполеон редко слышал русскую речь.

Победа была ничья: войска устояли на своих местах. Россия и Франция продемонстрировали свои силы всей Европе. Враги дрались с диким остервенением - они стремились в Москву.

Бородинская битва.


1 чтец: А военный маневр все продолжался.

2 чтец: До Москвы– 120 километров.

1 чтец: Дальше отступать нельзя. Кутузов намерен дать генеральное сражение у села Бородино.

2 чтец: И как испокон веку на Руси повелось, накануне большой битвы назначен молебен.

1 чтец: Это была икона Богородицы, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией. (Видеоряд).

2 чтец: И вот началась служба. Все повторяли слова молитвы, крестились.

1 чтец: Толпа, окружавшая икону, вдруг раскрылась. Кто-то, вероятно, очень важное лицо, судя по поспешности, с которой перед ним сторонились, – подходил к иконе.

2 чтец: Это был Кутузов, объезжавший позицию. Он перекрестился привычным жестом, достал рукой до земли и, тяжело вздохнув, опустил свою седую голову.

1 чтец: Да уж тяжко было Михайле Илларионовичу. Знал он, что сражение кровавым будет, что многих ребят ядра да пули настигнут. Но Россия ждала – выбора не было.

2 чтец: На следующий день было дано генеральное сражение у села Бородино, переломившее дальнейший ход событий.

1 чтец: В 5 утра началась перестрелка. В 6 утра 26 августа на русских позициях заметили движение в рядах неприятеля. Он атаковал егерей гвардейского полка в селе Бородино. Егеря оставили село и сожгли за собой мост на Колочи.

2 чтец: Главное действие Бородинского сражени произошло на пространстве тысячи сажен между Бородиным и флешами Багратиона.

1 чтец: Сражение началось канонадой с обеих сторон из нескольких сотен орудий. (Видеоряд).

2 чтец: Наполеон, стоя на кургане, смотрел в трубу. В маленький круг трубы он видел дым и людей, иногда своих, иногда русских.

1 чтец: В продолжение нескольких часов на этом месте, среди неумолкаемой стрельбы, ружейной и пушечной, люди появлялись, падали, стреляли, сталкивались, не зная, что делать друг с другом, кричали и бежали назад.

2 чтец: Подобного ужаса, такого количества убитых на таком малом пространстве никогда не видал еще и Наполеон, и никто из его генералов.

1 чтец: После кровопролитнейшего и 15 часов продолжавшегося сражения русская и неприятельская армия расстроились. Кутузов принимает решение отойти за Можайск.

2 чтец: Неприятель потерял убитыми и ранеными 42 генерала, множество штаб – и обер-офицеров, более 40 тысяч рядовых.

1 чтец: С нашей стороны потеря состояла до 25 тысяч человек, в числе коих 13 генералов убитых и раненых.

2 чтец: Страшное зрелище представляло собой место битвы. На тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно собирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородино, Горки, Шевардино и Семеновское, лежали теперь несколько десятков тысяч мертвых в разных положениях и в разных мундирах.

1 чтец: На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью.

2 чтец: Мертвых было так много, что их невозможно было всех похоронить. Так и лежали они под открытым небом.
Русские, встретив врага грудью, стояли твердо и сражались с удивительным мужеством. Они понимали, что спасают Родину, заслоняют собой сердце России.

Бородино явилось примером героической борьбы русской армии и народа за независимость своей страны.

"Француз боек, да русский стоек!"- поговаривали тогда в России.

Физкультминутка.

Вопрос: А вы помните, ребята, советы Л. В. Суворова солдатам? Какими должны быть воины, чтобы выдержать тяготы войны?

Бородино является яркой страницей в истории нашей Родины, показавшей сплоченность, мужество, самоотверженность нашего народа. Ему посвящены многие исторические исследования, ее героев воспели поэты и художники.

История не дает оценок: хорошо или плохо, она не судит кто прав, кто виноват, а только рассказывает нам о событиях, не приукрашивая, не преувеличивая и не преуменьшая значение того или иного факта.

Художественная литература в описании какого-либо исторического факта может позволить себе снисходительность или строгое отношение, вымысел, восхваление, иногда неточности, которые необходимы для более глубокого эмоционального восприятия содержания произведения.

Но не всякое историческое событие может стать объектом художественной литературы, а только те, которые сохраняются в сердцах и памяти народной.

Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они - наша гордость и честь. К таким событиям относится и Бородинская Битва.

Лучший поэтический памятник Бородинскому сражению - стихотворение М. Ю. Лермонтова, которое он коротко и выразительно назвал "Бородино". Это стихотворение было написано в связи с 25-ти летнем Отечественной войны 1812 года, впервые напечатано в пушкинском журнале "Современник" уже после смерти А. С. Пушкина, в этом стихотворении чувствуется огромная любовь поэта к Родине, к ее истинному защитнику - русскому народу.

Чтение наизусть подготовленным учеником стих-я «Бородино».

Вопрос: Чуть позднее вы будете изучать произведение об Отечественной войне 1812 года? («Война и мир»).

Л.Н. Толстой в своем произведении "Война и мир" описывает Бородинское сражение, а основном опираясь на стихотворение Лермонтова, сохраняя стиль и подход к изображению событий Бородина как у Лермонтова.

Гениальные лермонтовские строки приобрели особое звучание во время Великой Отечественной войны 1941-45 г. Их как клятву повторяли бойцы перед боем:

Ребята! Не Москва за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали...

Бородинская битва сыграла важную роль в Отечественной войне 1812 года, она является переломным этапом в сражении, после которого стал очевиден исход войны. Такие события, конечно же, не забываются. О подвиге русских солдат и офицеров слагались песни, легенды, даже басни. Память народная нетленна.

А сейчас, перефразируя слова великого полководца А.В. Суворова, "Служба службой, а отдых по расписанию", мы предлагаем вам отдохнуть.

(звучит хор из оперы М. Глинки "Иван Сусанин" - Славься...)

II. Азбука делового человека.

« Мой край родной,

Мой север милый…»

А вы бывали в Вологде,

Где всё так привлекает?

В древнем русском городе,

Где всё так поражает?...
Ах, Вологда узорная,

Она светлым, светла….

Нельзя быть грамотным, образованным человеком и не знать землю, на которой ты живёшь, не знать, чем славится эта земля, не знать своих земляков. Поэтому сегодня мы поговорим, как прекрасна наша Вологодская земля, прекрасна своей суровой северной природой, городами, реками, озёрами, людьми. «Как не любить мне эту землю, где мне дано свой век прожить, и эту синь, и эту зелень, и тропку тайную во ржи…».

Вологда - административный и культурный центр В.области.

Вологда- ровесница Москвы.

В этом году мы говорим о событии тоже вошедшем в историю. Речь идёт об отделении Вологодской области от Архангельской. В этом году мы 75-я годовщина создания области в её современных границах. 23 сентября 1937 года было принято постановление о разделении Северной области на Вологодскую и Архангельскую. В состав Вологодской области вошли 23 района Северной области и 18 районов Ленинградской области.

Самое раннее упоминание о нас. пункте Вологда имеется в других летописях, житии Герасима в 1147году. О том, как появилось само название Вологда, существует несколько версий:

  1. ,,Волок – дорога между суходонными реками Сухоны и Шексны. Само слово произошло, появилось в 9 веке, когда наш край заселяли славяне. На своих утлых выдолбленных лодках они пробирались по рекам вплоть до Кубенского озера. Местами вытаскивали лодку с вещами на берег и волокли её ( отсюда слово волок) до следующей реки. Отсюда стоки песни.

Север, север, север

Только Юг – река. А по обе стороны волока…

(т.е. сухопутные реки).

  1. Город получил название по реке Valgeda - ,,белая, чистая вода.

Наша Вологда многолика: песенная, литературная, историческая, архитектурная, задушевная, человеческая.

Архитектурные памятники: Софийский собор, Вологодский кремль, домик Петра 1. В Вологодской области расположены 15 больших или маленьких городов. Назовите хотя бы некоторые из них. Каждый своеобразен, неповторим, уникален.

Белозерск – самый древний город области, основан в 826 году.

Кириллов –город-музей. Здесь находятся государственный историко-архитектурный музей Кирилло-Белозерский монастырь.

Великий Устюг – город известный своей северной чернью.

Череповец- город металлургов. ЧМК- один из крупнейших в России. Череповецкая сталь покупают и за границу.

Сокол- город бумажников.

Чагода- город стеклодувов.

Грязовец- 1780 г. По указу Екатерины 2 село Грязовцы получило статус города. Чем знаменит наш город? ( СОМ, кирпичный завод,). Город, его образование относится к 1780 году. Однако история нашего края уходит во времена более давнее, к 1538 г. Когда-то наш город назывался Починком, затем селом и лишь позднее городом. Границы Вологодской области постоянно менялись, но Грязовецкий уезд находится неизменно в её составе.

Добрая слава о Вологодской земле уже давно бежит по свету, всему миру известны: кружево, масло, северная чернь, резьба по берёсте ( мороз по жести),вологодский лён и многое другое

Кружево - Его появление исследователи связывают с появлением в 19 веке в селе близь Вологды Ковырине помещичьей кружевной фабрики. Сначала местные мастерицы выплетали кружева по типу заграничных, затем появились свои рисунки, созвучные Северу. Постепенно искусство плетения кружева изпомещичьихмастерских проникло в крестьянские семьи.

Не меньшей известностью, чем вологодские кружева, пользуется и чернение по серебру. Северная чернь – произведение мастеров Великого Устюга. Черневыми узорами обычно украшались столовые и чайные приборы, ложки, браслеты, кольца, табуретки и так далее.

На серебренном изделии наносят специальный черневой порошок, очень прочный, не смывающийся. Секрет порошка передавался из поколения в поколение. Местная легенда говорит о том, что серебряник 19 века Михаил Ковшов приступал к чернению лишь после несколько недель поста и горячей бани, и его черневой порошок обладал особой прочностью.

Не мене интересна Шемогодская резьба по бересте. Ею украшали сундучки, шкатулки, кузова. Своё название она получила по названию реки Шемогсы, притоку северной Двины.

Искусство народных промыслов вологодской земли глубоко национально, в них воплощается культура народа и талант её творцов. Не менее известны миру вологодское масло, вологодский лён. И ещё у Вологды есть одна отличительная особенность. Какая?

И на суше, и на море

и в таёжной мгле дорог

ты везде услышишь ныне милый

Вологодский говорок…

Чем же он отличается?

Язык вологжан образен, богат исконно русскими выражениями. Есть у нас и слова, характерные только для нашей местности.Объясните значения слов: баской, наразу, полушка, лонись, вдругорядь, вехоть. Жителей Вологодской области можно было раньше узнать не только по отличительной речи, была в Вологодской области и своя одежда для праздников и будней. С ней вы сможете познакомиться, изучив подборку «Народный костюм Вологодской области».

Посмотрите, как богата наша земля, как она мила и дорога сердцу, как она ждет нас, наших рук, нашей заботы и любви. «Тихая моя родина» - так назвал эту землю наш знаменитый земляк – поэт Николая Рубцов. А сколько ещё знаменитых строк подарили Вологодской земле поэты, чья жизнь и судьба связана с этой землёй. Это и Ольга Фокина, Сергей Орлов, В. Коротаев, С. Викулов, Н. Дружининский и многие другие. Я приглашаю вас познакомиться с трудами ваших сверстников, полистать их экзаменационные рефераты и ощутить чувство гордости за своих талантливых земляков. Их именами представлена Вологда- литературная. А она очень близка Вологде песенной, музыкальной. Какие песни о Вологде слышали вы?

  1. «Где же моя чёрноглазая, где в Вологде- где…»

( «Вологда»)

  1. «Ой, северянка, ой, вологжанка,

До чего же ты красива, северяночка».

  1. «И в какую даль отсюда

Ты не уезжай постоянно в сердце будет Вологодский край».

Пусть каждый из вас хранит в сердце любовь к своему родному краю, к своей тихой родине. Я не случайно взяла на урок эту тему. Мы будем продолжать изучать историю нашей области, её обряды, обычаи, праздники и торжества, обязательно посетим краеведческий музей г. Грязовца.

III. Вперёд, за знаниями.

  1. «Восьмая высота». (Планы на год, цели и стремления).

  2. Новый предмет – химия.

  3. С Днём рождения, Илья. (Летний именинник).

1 сентября 2012 года

БОУ «Фроловская основная общеобразовательная школа»

Открытый урок

«Страницы истории нашей»,

(посвящённый 200-летию Бородинской битвы и 75-летию создания Вологодской области в её современных границах)

Классный руководитель 8 класса:

Зорина Ольга Алексеевна

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цель: познакомить обучающихся на материале литературных и исторических источников с важными событиями истории России (200 лет Бородинской битве) и Вологодского iconМетодическая разработка урока-презентации «Счет лет в истории», 5 класс
Цель урока: сформировать у обучающихся представления о хронологических датах как части исторических знаний; продолжить формирование...
Цель: познакомить обучающихся на материале литературных и исторических источников с важными событиями истории России (200 лет Бородинской битве) и Вологодского iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить обучающихся с важными вехами российской истории (Бородинское сражение) и истории родного края (75 –летие определения...
Цель: познакомить обучающихся на материале литературных и исторических источников с важными событиями истории России (200 лет Бородинской битве) и Вологодского iconРабочая программа дисциплины «История»
Цель дисциплины: углубленное и систематизированное изучение российской истории, совокупности фактов, событий, явлений истории России...
Цель: познакомить обучающихся на материале литературных и исторических источников с важными событиями истории России (200 лет Бородинской битве) и Вологодского iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель дисциплины: углубленное и систематизированное изучение российской истории, совокупности фактов, событий, явлений истории России...
Цель: познакомить обучающихся на материале литературных и исторических источников с важными событиями истории России (200 лет Бородинской битве) и Вологодского iconКонспект урока в 9 классе (учитель Мищенко С. В.) Тема : «Начало...
Учебное оборудование: Ксерокопии документов, план-вопросник исследования исторических источников. Карта «Вторая мировая война», мультимедийная...
Цель: познакомить обучающихся на материале литературных и исторических источников с важными событиями истории России (200 лет Бородинской битве) и Вологодского iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока – на материале событий истории России первых лет 17 века воспитание гражданственности, патриотизма, уважения и гордости...
Цель: познакомить обучающихся на материале литературных и исторических источников с важными событиями истории России (200 лет Бородинской битве) и Вологодского iconПрограмма по отечественной истории для студентов 1 курса, обучающихся по специальности
Программа предназначена для студентов 1 курса, обучающихся по специальности «юриспруденция», «социально-экономическое образование»...
Цель: познакомить обучающихся на материале литературных и исторических источников с важными событиями истории России (200 лет Бородинской битве) и Вологодского iconРабочая программа по истории Вологодского края
«История Вологодского края» составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2004),...
Цель: познакомить обучающихся на материале литературных и исторических источников с важными событиями истории России (200 лет Бородинской битве) и Вологодского iconПрограмма по истории России с древнейших времен до 1613 года для студентов 1 курса
Программа предназначена для студентов 1 курса, обучающихся по специальности «История» в педагогическом вузе. Она призвана оказать...
Цель: познакомить обучающихся на материале литературных и исторических источников с важными событиями истории России (200 лет Бородинской битве) и Вологодского iconИ. В. Сидорова Вспомогательные исторические дисциплины: теория и практика
Обучение этим дисциплинам позволяет познакомить студентов с новейшими технологиями анализа исторических источников, современными...
Цель: познакомить обучающихся на материале литературных и исторических источников с важными событиями истории России (200 лет Бородинской битве) и Вологодского iconУрок истории "Реформы в России. Отмена крепостного права. Александр...
Познакомить детей с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II
Цель: познакомить обучающихся на материале литературных и исторических источников с важными событиями истории России (200 лет Бородинской битве) и Вологодского iconТема урока Кол-во часов
Программа предназначена для студентов 1 курса, обучающихся по специальности «История» в педагогическом вузе. Она призвана оказать...
Цель: познакомить обучающихся на материале литературных и исторических источников с важными событиями истории России (200 лет Бородинской битве) и Вологодского icon«Александр Невский – личность нации» (1220 – 1263гг.)
Программа предназначена для студентов 1 курса, обучающихся по специальности «История» в педагогическом вузе. Она призвана оказать...
Цель: познакомить обучающихся на материале литературных и исторических источников с важными событиями истории России (200 лет Бородинской битве) и Вологодского iconМетодические рекомендации по курсу историография истории россии для...
Рецензенты: доктор исторических наук, профессор Н. М. Ушаков, доктор исторических наук, профессор Е. Г. Тимофеева
Цель: познакомить обучающихся на материале литературных и исторических источников с важными событиями истории России (200 лет Бородинской битве) и Вологодского iconРабочая программа по истории Вологодского края 6а 7а класс
«История Вологодского края 6 – 9 классы» под редакцией М. А. Безнина, Вологда, 2007
Цель: познакомить обучающихся на материале литературных и исторических источников с важными событиями истории России (200 лет Бородинской битве) и Вологодского iconТема урока Цель урока
Ознакомить с различными версиями начала русской истории, различными видами исторических источников и методами работы с ними


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск