Рабочая программа по истории Вологодского края 6а 7а класс





Скачать 349.43 Kb.
НазваниеРабочая программа по истории Вологодского края 6а 7а класс
страница1/2
Дата публикации23.08.2014
Размер349.43 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2


Рабочая программа
по истории Вологодского края
6а – 7а класс

Морозова Наталья Николаевна, учитель истории

2 квалификационная категория

2013 - 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «История Вологодского края» составлена на основе


  • «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2004),

  • стандарта образовательной области «История Вологодского края»

  • программы «История Вологодского края 6 – 9 классы» под редакцией М.А.Безнина, Вологда, 2007


Цели изучения курса:

воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям Вологодского края;

освоение системы знаний об историческом развитии региона;

формирование личности выпускника как достойного представителя региона, хранителя и продолжателя его историко-культурных ценностей и традиций;

овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками информации по краеведению;

-применение знаний и представлений об исторически сложившихся нормах и ценностях для эффективного взаимодействия, духовно – ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, социальной адаптации выпускников
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТТА
Предмет «История Вологодского края» охватывает историю края с древнейшего периода до наших дней. Он позволяет показать основные этапы становления и развития края, его своеобразие на фоне общероссийской истории и специфику отдельных периодов. Формируется устойчивый интерес к судьбе края, уважение к его прошлому и настоящему, осознание необходимости бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
Курсы истории Вологодского края призваны:

– дать представление о древнейшей истории нашего края, об основных археологических памятниках и культурах;

– формировать представление об административных границах и системе управления края в разные периоды истории, о географических особенностях расселения в регионе и социальной структуре;

– формировать у школьников знания основных фактов и событий истории края, представление о роли и месте Вологодского края в истории России, специфике социальных и экономических процессов, о различных сторонах жизни вологжан;

– раскрыть основные стороны культурного процесса в регионе, познакомить с памятниками материальной и духовной культуры, их особенностями;

– расширить интерес к субрегиональному материалу (истории района, села, улицы, семьи), формировать представление о значимости «малых дел и событий», из которых складывается история всей страны
Общие принципы отбора содержания материала про­граммы:

  • системность;

  • целостность;

  • научность;

  • доступность, учет возрастных особенностей учащихся основной школы



МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

По учебному плану ОУ на преподавание данного предмета отводится 68 часов (по 17 часов в 6а, 7а классах)

Предусмотрен следующий порядок изучения краеведческих курсов:

– 6 а класс – история края с древнейшего периода до конца XV века;

– 7 а класс – история края в XVI–XVIII веках;

Учебник:История Вологодского края с древнейшего периода до конца 18 века. Учебное пособие для учащихся 6 – 7 классов общеобразовательных учреждений./М.А.Безнин. Вологда. Издательство «Полиграф - Книга», 2010 г.
Предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения предмета «История Вологодского края» ученик должен:

знать / понимать:

• основные этапы и важнейшие события истории края с древности и до наших дней; выдающихся деятелей региональной истории; земляков, внесших весомый вклад в отечественную историю;

• основные достижения культуры и систему ценностей, сформировавшихся в ходе развития региона, вклад края в становление отечественной материальной и духовной культуры;

• изученные виды исторических источников, в том числе документы, карты, иллюстрации, статистические данные и др.

уметь:

• соотносить даты важнейших событий истории края с веком, определять длительность, последовательность, синхронность ключевых событий и процессов региональной и отечественной истории; свободно оперировать датами при характеристике важнейших процессов и явлений;

• показывать на карте древнейшие поселения на территории края, пути славянского расселения, торгово-ремесленные центры, владения удельных княжеств на территории края, границы края на различных этапах его развития; изменения в территориально-административном

делении, крупные города, торговые и транспортные пути, районы хозяйственной специализации, крупнейшие ярмарки, важнейшие центры материального производства XX – начала XXI века, места значительных событий региональной истории; направления миграционных процессов; памятники культуры (крупнейшие монастыри, храмы, крепости, памятники зодчества и т. д.);

• использовать данные исторических карт при характеристике социально-экономического, политического и культурного развития края;

• объяснять происхождение названий крупнейших городов края, а также родного города/поселения, связывать название и историю родных мест с историей края, отечественной историей;

• характеризовать социальный и сословный состав населения и его эволюцию на отдельных этапах развития региона, описывать положение различных категорий населения,их образ жизни, особенности быта и нравов; иллюстрировать их изменение, используя местный историко-этногра-

фический материал; анализировать поведение, нравы и поступки людей в конкретных ситуациях;

• рассказывать о важнейших региональных событиях и их участниках, демонстрируя знания ключевых фактов, дат, терминов; выявлять поворотные события и явления в социально-экономической, политической, культурной и духовной жизни края;

• описывать выдающиеся памятники культуры края (литература, зодчество, живопись, устное народное творчество, театр, народные промыслы и т. д.), характеризовать их создателей на основе текста учебного пособия, иллюстраций и фрагментов исторических источников хрестоматии; характеризовать появление новых центров провинциальной общественной и культурной жизни региона (усадьба, книгоиздательство, периодическая печать, библиотеки и т. д.);

• характеризовать центры и крупнейших деятелей православия на территории края, влияние православия на развитие региона;

• использовать приобретенные знания при выполнении творческих работ, отчетов об экскурсиях, написании рефератов и т. д.;

• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты истории края; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий

и терминов; выявлять общее и особенное в развитии края на фоне отечественной истории, понимать уникальность вклада региона в становление отечественной культуры; определять на основе изученного материала причины и следствия ключевых событий региональной истории;

• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

• применять навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, справочной и краеведческой литературой, данными СМИ, архивными и музейными фондами; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении проблемных задач, сравнивать свидетельства разных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в

практической деятельности и повседневной жизни для:

• понимания исторических причин и значения событий и явлений современной жизни региона;

• высказывания собственных обоснованных суждений об историческом наследии края и его роли в становлении и развитии российской цивилизации;

• объяснения норм социального поведения людей, исторически сложившихся на территории края;

• использования знаний об истории края, традициях и поведении людей в ходе межкультурного взаимодействия,

толерантного отношения к представителям иной национальной и религиозной принадлежности.

- исследования различного характера, совершенствуются навыки самостоятельной работы с краеведческой литературой, источниками. Тем самым закрепляются умения сравнивать факты, версии, оценки, понимать причины неоднозначности их восприятия обществом и наукой, применять данные умения и навыки для выработки собственной ответственной позиции по отношению к важнейшим проблемам современной общественной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
6 а КЛАСС
Раздел I. Вологодский край с древнейших времен до XIII века

Тема 1. Каменный век на территории нашего края.

Следы ледника на территории Вологодской области. Охот­ники на мамонтов – первые люди на территории края. За­селение края человеком в послеледниковый период. Древ­нейшие поселения и погребения на территории нашего края. Присваивающее хозяйство. Появление новых техноло­гий обработки камня. Открытие керамики. Первобытное искусство

Тема 2. Эпоха освоения металла. Древнейшие метал­лические (медные) орудия (поселение Павшино-2). Появле­ние скотоводства и земледелия – переход к производящим формам хозяйства. Начало обработки и производства желе­за на территории Вологодской области. Городища – новый тип поселений. Финно-угорское население края. Кремация как основной погребальный обряд. Курганы.

Тема 3. Вологодский край в составе Древнерусского государства. Проникновение славян и балтов на террито­рию края в V–VII веках. Складывание новой системы рассе­ления. Славянская колонизация западной части края в VIII–IX веках. Промыслы и пашенное земледелие – основа хозяйства переселенцев. Формирование древнерусской на­родности.

Древний город Белоозеро и другие торгово-ремесленные поселения. Начало распространения христианства в крае. Смена погребального обряда. Колонизация северных окраин Древней Руси в XI–XIII веках. Заволочье. Движение смер­дов под руководством волхвов на Белоозере в 1071 году. На­чало борьбы ростово-суздальских князей за земли края. Первые письменные данные о Гледене. Данные «о начале Вологды».

Раздел II. Вологодский край в период объединения русских земель и борьбы за независимость Руси (XIII–XV века)

Тема 4. Край в годы ордынского ига. Куликовская битва. Владения в крае Великого Новгорода и княжеств Владимиро-Суздальской земли. Участие населения края в сраже­нии на р. Сити. Ордынская дань и баскаки в крае. Противо­стояние Орде. Участие населения края в Куликовской битве. Героизм белозерцев.

Тема 5. Хозяйственная жизнь в Вологодском крае в XIIIXV веках. Приток населения с юга Руси. Разноэтничность населения. Влияние природных и политических фак­торов на экономическое развитие края. Усиление роли сельского хозяйства. Переход в земледелии к трехполью. Скотоводство. Промыслы. Ремесла и торговля. Города. Пре­кращение бытования Белоозера (старого города) и Гледена. Рост Белоозера-Белозерска, Вологды, Устюга, Устюжны.

Тема 6. Начало присоединения края к Москве. Поли­тическая раздробленность края. Новгородские земли-волос­ти Вологда и Заволочье. Пути приобретения Москвой пер­вых земель в крае: покупка земель боярами и князьями, распространение монастырей, войны с Новгородом. Переход волостей Сямы, Тошни и ряда других под власть Москвы.

Белозерское княжество. Глеб Василькович Белозерский и его потомки. Присоединение княжества к Москве. Ростовско-Устюжское удельное княжество. Включение Устюж­ского края в состав формирующегося единого Русского го­сударства.

Тема 7. В годы междоусобной войны второй четверти XV века. Край в годы феодальной войны второй четверти XV века. Василий Темный в Вологде и белозерских монастырях. Дмитрий Шемяка под Вологдой и в Устюге (1450–1452 годы). Поход Ивана III на Кокшеньгу и Вагу (1452 год). Ликвидация Заозерского и Кубенского княжеств.

Тема 8. Завершение включения края в состав единого Русского государства. Вологодское удельное княжество. Князь Андрей Вологодский. Завершение борьбы Москвы с Новгородом. Окончательное включение новгородских земель края в состав единого Русского государства. Белозерское кня­жество князей московского дома (1389–1486 годы). Включе­ние Белозерского края в состав единого Русского государства.

Боевое «стояние» на реке Угре. Свержение монголо-та­тарского ига.

Тема 9. Церковь и монастыри края в XIII–XV веках.

Край в составе Новгородской и Ростовской епархий. Пер­вые монастыри и городские церкви в крае. Активизация монастырского строительства в конце XIV–XV веке. Стефан Пермский. Пермская и Вологодско-Пермская епархия. Спо­движники и ученики Сергия Радонежского в крае. Святые Вологодского края.

Темы 10-11. Культура края в XIIIXV веках. Постепен­ное формирование общерусских основ быта и культуры насе­ления. Участие в этом процессе как русского, так и других эт­носов. Ученичество. Библиотеки монастырей. Книгописцы. Монах Кирилло-Белозерского монастыря Ефросин, его сборни­ки. Летописание Устюга, Кирилло-Белозерского монастыря, Вологды. Сказания, жития святых. Крепостное зодчество, кремли городов, крепость Белоозера (Белозерска). Деревянное храмовое зодчество. Клетские и шатровые храмы. Начало ка­менного строительства в крае. Архитектурные памятники. Иконописание. Дионисий Глушицкий.

7 а КЛАСС
Раздел I. Вологодский край в период реформ и централизации

Тема 1. Социально-экономическое развитие края в XVI веке. Изменения в территориально-административном делении края. Вычленение уездов и их структура. Сель­ские и городские поселения. Основные категории их насе­ления.

Основные формы землевладения: черносошные, вотчин­ные земли, начало распространения поместного землевладе­ния в Белозерском и Вологодском уездах. Основные кате­гории крестьян.

Сельское хозяйство и промыслы. Ремесла. Металлурги­ческое и кузнечное производство. Районы добычи болотной железной руды: Железное Поле (Белозерье – Устюжна Железопольская). Устюжна – город кузнецов. Солеварение в Тотьме.

Торговля. Сухоно-Двинский и Белозерско-Онежский вод­ные торговые пути. Московская и Сибирская дороги. Торго­вые центры края. Ярмарки. Вологда и Устюг – крупнейшие торгово-промышленные центры. Проявление хозяйственного кризиса 1570–1580-х годов в крае.

Тема 2. Социально-политическая история края в XVI веке. Система кормлений. Губная и земская реформы. Первые в стране губные и земские грамоты: Вельская, Бе­лозерская (1539 год) и Устюжская (1540 год) губные и Важская уставная земская (1552 год).

Край в годы опричнины. Вологда – одна из опричных резиденций Ивана Грозного. Строительство в Вологде крем­ля, церквей и Софийского собора, речной царской флотилии. Расширение в Вологодском уезде дворцового и поместного землевладения. Опричные репрессии в крае: земельные конфискации, ссылка, казни.

Вологжане на приграничных рубежах. Отражение набе­гов татарских орд Казанского и Сибирского ханств на устюгские, вологодские и тотемские земли. Участие населе­ние края в присоединении к России Западной Сибири.

Тема 3. Общерусская основа и местные черты культу­ры и быта края в XVI веке. Грамотность, письменность, ли­тература, устное народное творчество. Летописание. Устюж­ский летописный свод.

Градостроение. Деревянное и каменное храмовое зодче­ство. Каменные храмы Спасо-Прилуцкого, Кирилло-Белозер-ского и других монастырей.

Дионисий и фрески Ферапонтова монастыря. Иконопис­ные памятники края. Прикладное искусство. Быт населе­ния края.
Раздел II. Вологодский край в XVII веке
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по истории Вологодского края 6а 7а класс iconРабочая программа по истории Вологодского края
«История Вологодского края» составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2004),...
Рабочая программа по истории Вологодского края 6а 7а класс iconРабочая программа по истории Вологодского края для 7 класса на 2013-2014...
Курс «История Вологодского края» составлен на основе «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» и стандарта...
Рабочая программа по истории Вологодского края 6а 7а класс iconРабочая программа по истории Вологодского края 6 9 классы
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы: история Вологодского края. 6-9 классы. Автор: Безнин М. А. Ид...
Рабочая программа по истории Вологодского края 6а 7а класс iconРабочая программа курса «история вологодского края»
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы: история Вологодского края. 6-9 классы. Автор: Безнин М. А. Ид...
Рабочая программа по истории Вологодского края 6а 7а класс iconРабочая программа по истории Брянского края. (10 класса. Базовый уровень). Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Рабочая программа по истории Вологодского края 6а 7а класс iconПравовой антикоррупционный курс знаю закон рабочая тетрадь 9-11 класс...
Г. Д. Селянинова, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, руководитель центра устной истории, пгпу
Рабочая программа по истории Вологодского края 6а 7а класс iconЦель: познакомить обучающихся на материале литературных и исторических...
Цель: познакомить обучающихся на материале литературных и исторических источников с важными событиями истории России (200 лет Бородинской...
Рабочая программа по истории Вологодского края 6а 7а класс iconРабочая программа по Брянскому краю 11 класс (общеобразовательный)
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Рабочая программа по истории Вологодского края 6а 7а класс iconРабочая программа по истории пензенского края
Рабочая программа по «Истории Пензенского края» мбоу оош c. Ильмино Никольского района Пензенской области создана на основе Региональной...
Рабочая программа по истории Вологодского края 6а 7а класс iconПояснительная записка рабочая программа по истории Вологодского края...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Рабочая программа по истории Вологодского края 6а 7а класс iconРабочая программа по истории 10 класс профильное изучение предмета
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Зеленокумска Советского района» Ставропольского края
Рабочая программа по истории Вологодского края 6а 7а класс iconРабочая программа по предмету: «Брянский край»
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Рабочая программа по истории Вологодского края 6а 7а класс iconРабочая программа элективного курса по истории 9 класса «Личность в истории»
«Личность в истории», разработанного Сиденко Е. В., учителем истории моу «сош №15» с. Казинка Шпаковского района Ставропольского...
Рабочая программа по истории Вологодского края 6а 7а класс iconИстория Астраханского края часть истории России
И астрахань называется главной базой снабжения войск и переселенцев. Я хотел бы больше узнать о истории Астраханского края. И поделиться...
Рабочая программа по истории Вологодского края 6а 7а класс iconПоурочное планирование уроков по курсу «История Брянского края» края -10 класс
Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин смутного времени в России, сформировать представление о Смуте и значении данного...
Рабочая программа по истории Вологодского края 6а 7а класс iconРабочая программа по Всеобщей истории 6 класс
Рабочая программа по истории (6 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск