Скачать 349.43 Kb.
|
Рабочая программа по истории Вологодского края 6а – 7а класс Морозова Наталья Николаевна, учитель истории 2 квалификационная категория 2013 - 2014 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «История Вологодского края» составлена на основе
Цели изучения курса: – воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям Вологодского края; – освоение системы знаний об историческом развитии региона; – формирование личности выпускника как достойного представителя региона, хранителя и продолжателя его историко-культурных ценностей и традиций; – овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками информации по краеведению; -применение знаний и представлений об исторически сложившихся нормах и ценностях для эффективного взаимодействия, духовно – ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, социальной адаптации выпускников ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТТА Предмет «История Вологодского края» охватывает историю края с древнейшего периода до наших дней. Он позволяет показать основные этапы становления и развития края, его своеобразие на фоне общероссийской истории и специфику отдельных периодов. Формируется устойчивый интерес к судьбе края, уважение к его прошлому и настоящему, осознание необходимости бережного отношения к материальным и духовным ценностям; Курсы истории Вологодского края призваны: – дать представление о древнейшей истории нашего края, об основных археологических памятниках и культурах; – формировать представление об административных границах и системе управления края в разные периоды истории, о географических особенностях расселения в регионе и социальной структуре; – формировать у школьников знания основных фактов и событий истории края, представление о роли и месте Вологодского края в истории России, специфике социальных и экономических процессов, о различных сторонах жизни вологжан; – раскрыть основные стороны культурного процесса в регионе, познакомить с памятниками материальной и духовной культуры, их особенностями; – расширить интерес к субрегиональному материалу (истории района, села, улицы, семьи), формировать представление о значимости «малых дел и событий», из которых складывается история всей страны Общие принципы отбора содержания материала программы:
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. По учебному плану ОУ на преподавание данного предмета отводится 68 часов (по 17 часов в 6а, 7а классах) Предусмотрен следующий порядок изучения краеведческих курсов: – 6 а класс – история края с древнейшего периода до конца XV века; – 7 а класс – история края в XVI–XVIII веках; Учебник:История Вологодского края с древнейшего периода до конца 18 века. Учебное пособие для учащихся 6 – 7 классов общеобразовательных учреждений./М.А.Безнин. Вологда. Издательство «Полиграф - Книга», 2010 г. Предметные результаты освоения учебного предмета В результате изучения предмета «История Вологодского края» ученик должен: знать / понимать: • основные этапы и важнейшие события истории края с древности и до наших дней; выдающихся деятелей региональной истории; земляков, внесших весомый вклад в отечественную историю; • основные достижения культуры и систему ценностей, сформировавшихся в ходе развития региона, вклад края в становление отечественной материальной и духовной культуры; • изученные виды исторических источников, в том числе документы, карты, иллюстрации, статистические данные и др. уметь: • соотносить даты важнейших событий истории края с веком, определять длительность, последовательность, синхронность ключевых событий и процессов региональной и отечественной истории; свободно оперировать датами при характеристике важнейших процессов и явлений; • показывать на карте древнейшие поселения на территории края, пути славянского расселения, торгово-ремесленные центры, владения удельных княжеств на территории края, границы края на различных этапах его развития; изменения в территориально-административном делении, крупные города, торговые и транспортные пути, районы хозяйственной специализации, крупнейшие ярмарки, важнейшие центры материального производства XX – начала XXI века, места значительных событий региональной истории; направления миграционных процессов; памятники культуры (крупнейшие монастыри, храмы, крепости, памятники зодчества и т. д.); • использовать данные исторических карт при характеристике социально-экономического, политического и культурного развития края; • объяснять происхождение названий крупнейших городов края, а также родного города/поселения, связывать название и историю родных мест с историей края, отечественной историей; • характеризовать социальный и сословный состав населения и его эволюцию на отдельных этапах развития региона, описывать положение различных категорий населения,их образ жизни, особенности быта и нравов; иллюстрировать их изменение, используя местный историко-этногра- фический материал; анализировать поведение, нравы и поступки людей в конкретных ситуациях; • рассказывать о важнейших региональных событиях и их участниках, демонстрируя знания ключевых фактов, дат, терминов; выявлять поворотные события и явления в социально-экономической, политической, культурной и духовной жизни края; • описывать выдающиеся памятники культуры края (литература, зодчество, живопись, устное народное творчество, театр, народные промыслы и т. д.), характеризовать их создателей на основе текста учебного пособия, иллюстраций и фрагментов исторических источников хрестоматии; характеризовать появление новых центров провинциальной общественной и культурной жизни региона (усадьба, книгоиздательство, периодическая печать, библиотеки и т. д.); • характеризовать центры и крупнейших деятелей православия на территории края, влияние православия на развитие региона; • использовать приобретенные знания при выполнении творческих работ, отчетов об экскурсиях, написании рефератов и т. д.; • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты истории края; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; выявлять общее и особенное в развитии края на фоне отечественной истории, понимать уникальность вклада региона в становление отечественной культуры; определять на основе изученного материала причины и следствия ключевых событий региональной истории; • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры; • применять навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, справочной и краеведческой литературой, данными СМИ, архивными и музейными фондами; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении проблемных задач, сравнивать свидетельства разных источников. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • понимания исторических причин и значения событий и явлений современной жизни региона; • высказывания собственных обоснованных суждений об историческом наследии края и его роли в становлении и развитии российской цивилизации; • объяснения норм социального поведения людей, исторически сложившихся на территории края; • использования знаний об истории края, традициях и поведении людей в ходе межкультурного взаимодействия, толерантного отношения к представителям иной национальной и религиозной принадлежности. - исследования различного характера, совершенствуются навыки самостоятельной работы с краеведческой литературой, источниками. Тем самым закрепляются умения сравнивать факты, версии, оценки, понимать причины неоднозначности их восприятия обществом и наукой, применять данные умения и навыки для выработки собственной ответственной позиции по отношению к важнейшим проблемам современной общественной жизни. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. 6 а КЛАСС Раздел I. Вологодский край с древнейших времен до XIII века Тема 1. Каменный век на территории нашего края. Следы ледника на территории Вологодской области. Охотники на мамонтов – первые люди на территории края. Заселение края человеком в послеледниковый период. Древнейшие поселения и погребения на территории нашего края. Присваивающее хозяйство. Появление новых технологий обработки камня. Открытие керамики. Первобытное искусство Тема 2. Эпоха освоения металла. Древнейшие металлические (медные) орудия (поселение Павшино-2). Появление скотоводства и земледелия – переход к производящим формам хозяйства. Начало обработки и производства железа на территории Вологодской области. Городища – новый тип поселений. Финно-угорское население края. Кремация как основной погребальный обряд. Курганы. Тема 3. Вологодский край в составе Древнерусского государства. Проникновение славян и балтов на территорию края в V–VII веках. Складывание новой системы расселения. Славянская колонизация западной части края в VIII–IX веках. Промыслы и пашенное земледелие – основа хозяйства переселенцев. Формирование древнерусской народности. Древний город Белоозеро и другие торгово-ремесленные поселения. Начало распространения христианства в крае. Смена погребального обряда. Колонизация северных окраин Древней Руси в XI–XIII веках. Заволочье. Движение смердов под руководством волхвов на Белоозере в 1071 году. Начало борьбы ростово-суздальских князей за земли края. Первые письменные данные о Гледене. Данные «о начале Вологды». Раздел II. Вологодский край в период объединения русских земель и борьбы за независимость Руси (XIII–XV века) Тема 4. Край в годы ордынского ига. Куликовская битва. Владения в крае Великого Новгорода и княжеств Владимиро-Суздальской земли. Участие населения края в сражении на р. Сити. Ордынская дань и баскаки в крае. Противостояние Орде. Участие населения края в Куликовской битве. Героизм белозерцев. Тема 5. Хозяйственная жизнь в Вологодском крае в XIII–XV веках. Приток населения с юга Руси. Разноэтничность населения. Влияние природных и политических факторов на экономическое развитие края. Усиление роли сельского хозяйства. Переход в земледелии к трехполью. Скотоводство. Промыслы. Ремесла и торговля. Города. Прекращение бытования Белоозера (старого города) и Гледена. Рост Белоозера-Белозерска, Вологды, Устюга, Устюжны. Тема 6. Начало присоединения края к Москве. Политическая раздробленность края. Новгородские земли-волости Вологда и Заволочье. Пути приобретения Москвой первых земель в крае: покупка земель боярами и князьями, распространение монастырей, войны с Новгородом. Переход волостей Сямы, Тошни и ряда других под власть Москвы. Белозерское княжество. Глеб Василькович Белозерский и его потомки. Присоединение княжества к Москве. Ростовско-Устюжское удельное княжество. Включение Устюжского края в состав формирующегося единого Русского государства. Тема 7. В годы междоусобной войны второй четверти XV века. Край в годы феодальной войны второй четверти XV века. Василий Темный в Вологде и белозерских монастырях. Дмитрий Шемяка под Вологдой и в Устюге (1450–1452 годы). Поход Ивана III на Кокшеньгу и Вагу (1452 год). Ликвидация Заозерского и Кубенского княжеств. Тема 8. Завершение включения края в состав единого Русского государства. Вологодское удельное княжество. Князь Андрей Вологодский. Завершение борьбы Москвы с Новгородом. Окончательное включение новгородских земель края в состав единого Русского государства. Белозерское княжество князей московского дома (1389–1486 годы). Включение Белозерского края в состав единого Русского государства. Боевое «стояние» на реке Угре. Свержение монголо-татарского ига. Тема 9. Церковь и монастыри края в XIII–XV веках. Край в составе Новгородской и Ростовской епархий. Первые монастыри и городские церкви в крае. Активизация монастырского строительства в конце XIV–XV веке. Стефан Пермский. Пермская и Вологодско-Пермская епархия. Сподвижники и ученики Сергия Радонежского в крае. Святые Вологодского края. Темы 10-11. Культура края в XIII–XV веках. Постепенное формирование общерусских основ быта и культуры населения. Участие в этом процессе как русского, так и других этносов. Ученичество. Библиотеки монастырей. Книгописцы. Монах Кирилло-Белозерского монастыря Ефросин, его сборники. Летописание Устюга, Кирилло-Белозерского монастыря, Вологды. Сказания, жития святых. Крепостное зодчество, кремли городов, крепость Белоозера (Белозерска). Деревянное храмовое зодчество. Клетские и шатровые храмы. Начало каменного строительства в крае. Архитектурные памятники. Иконописание. Дионисий Глушицкий. 7 а КЛАСС Раздел I. Вологодский край в период реформ и централизации Тема 1. Социально-экономическое развитие края в XVI веке. Изменения в территориально-административном делении края. Вычленение уездов и их структура. Сельские и городские поселения. Основные категории их населения. Основные формы землевладения: черносошные, вотчинные земли, начало распространения поместного землевладения в Белозерском и Вологодском уездах. Основные категории крестьян. Сельское хозяйство и промыслы. Ремесла. Металлургическое и кузнечное производство. Районы добычи болотной железной руды: Железное Поле (Белозерье – Устюжна Железопольская). Устюжна – город кузнецов. Солеварение в Тотьме. Торговля. Сухоно-Двинский и Белозерско-Онежский водные торговые пути. Московская и Сибирская дороги. Торговые центры края. Ярмарки. Вологда и Устюг – крупнейшие торгово-промышленные центры. Проявление хозяйственного кризиса 1570–1580-х годов в крае. Тема 2. Социально-политическая история края в XVI веке. Система кормлений. Губная и земская реформы. Первые в стране губные и земские грамоты: Вельская, Белозерская (1539 год) и Устюжская (1540 год) губные и Важская уставная земская (1552 год). Край в годы опричнины. Вологда – одна из опричных резиденций Ивана Грозного. Строительство в Вологде кремля, церквей и Софийского собора, речной царской флотилии. Расширение в Вологодском уезде дворцового и поместного землевладения. Опричные репрессии в крае: земельные конфискации, ссылка, казни. Вологжане на приграничных рубежах. Отражение набегов татарских орд Казанского и Сибирского ханств на устюгские, вологодские и тотемские земли. Участие население края в присоединении к России Западной Сибири. Тема 3. Общерусская основа и местные черты культуры и быта края в XVI веке. Грамотность, письменность, литература, устное народное творчество. Летописание. Устюжский летописный свод. Градостроение. Деревянное и каменное храмовое зодчество. Каменные храмы Спасо-Прилуцкого, Кирилло-Белозер-ского и других монастырей. Дионисий и фрески Ферапонтова монастыря. Иконописные памятники края. Прикладное искусство. Быт населения края. Раздел II. Вологодский край в XVII веке |
Рабочая программа по истории Вологодского края «История Вологодского края» составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2004),... | Рабочая программа по истории Вологодского края для 7 класса на 2013-2014... Курс «История Вологодского края» составлен на основе «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» и стандарта... | ||
Рабочая программа по истории Вологодского края 6 9 классы Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы: история Вологодского края. 6-9 классы. Автор: Безнин М. А. Ид... | Рабочая программа курса «история вологодского края» Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы: история Вологодского края. 6-9 классы. Автор: Безнин М. А. Ид... | ||
Рабочая программа по истории Брянского края. (10 класса. Базовый уровень). Пояснительная записка Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | Правовой антикоррупционный курс знаю закон рабочая тетрадь 9-11 класс... Г. Д. Селянинова, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, руководитель центра устной истории, пгпу | ||
Цель: познакомить обучающихся на материале литературных и исторических... Цель: познакомить обучающихся на материале литературных и исторических источников с важными событиями истории России (200 лет Бородинской... | Рабочая программа по Брянскому краю 11 класс (общеобразовательный) Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | ||
Рабочая программа по истории пензенского края Рабочая программа по «Истории Пензенского края» мбоу оош c. Ильмино Никольского района Пензенской области создана на основе Региональной... | Пояснительная записка рабочая программа по истории Вологодского края... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Рабочая программа по истории 10 класс профильное изучение предмета «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Зеленокумска Советского района» Ставропольского края | Рабочая программа по предмету: «Брянский край» Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | ||
Рабочая программа элективного курса по истории 9 класса «Личность в истории» «Личность в истории», разработанного Сиденко Е. В., учителем истории моу «сош №15» с. Казинка Шпаковского района Ставропольского... | История Астраханского края часть истории России И астрахань называется главной базой снабжения войск и переселенцев. Я хотел бы больше узнать о истории Астраханского края. И поделиться... | ||
Поурочное планирование уроков по курсу «История Брянского края» края -10 класс Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин смутного времени в России, сформировать представление о Смуте и значении данного... | Рабочая программа по Всеобщей истории 6 класс Рабочая программа по истории (6 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного... |