ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАКурс «История Вологодского края» составлен на основе «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» и стандарта образовательной области «История края». Программа имеет следующие цели:
-воспитание патриотизма, чувства гражданственности, уважения к истории и традициям Вологодского края;
-освоение системы знаний об историческом развитии региона;
-формирование личности выпускника как достойного представителя региона, хранителя и продолжателя его историко-культурных ценностей и традиций;
-овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками информации по краеведению;
-применение знаний и представлений об исторически сложившихся нормах и ценностях для эффективного взаимодействия, духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, социальной адаптации выпускников.
Курсы истории Вологодского края призваны:
-дать представление о древнейшей истории нашего края,
-об основных археологических памятниках и культурах;
-формировать представление об административных границах и системе управления края в разные периоды истории, о географических особенностях расселения в регионе и социальной структуре;
- формировать у школьников знания основных фактов и событий истории края, предоставление о роли и месте Вологодского края в истории России, специфике социальных и экономических процессов, о различных сторонах жизни вологжан;
-раскрыть основные стороны культурного процесса в регионе, познакомиться с памятниками материальной и духовной культуры, их особенностями;
-расширить интерес к субрегиональному материалу (истории района, села, улицы, семьи), формировать представление о значимости « малых дел и событий», из которых складывается история всей страны.
Общие принципы отбора содержания материала программы:
*системность; *целостность; *научность; *доступность, учет возрастных особенностей обучающихся основной школы.
Полнота содержания: программа включает основные сведения, необходимые для реализации запланированных в стандарте «История края» цели обучения.
Вариативность: программа может быть использована при работе с разными группами обучающихся, учитель вправе самостоятельно отбирать в каждом тематическом блоке наиболее важный материал, исключать некоторые вопросы и дополнительно включать иные в зависимости от уровня подготовки и возрастных особенностей обучающихся, не нарушая при этом логику изучаемого курса инвариантную часть содержания.
Практическая направленность: реализация программы способствует вовлечению школьников в практическую деятельность по изучению истории края через работу с различными историческими источниками, справочной и иной литературой, проведению ученических исследований, пониманию своего места в разрешении проблем края, участию в работе по сохранению материальных и культурных памятников края.
Предлагаемая программа составлена с учетом последних научных достижений. Программа содержит материал, позволяющий учителю показать роль и место Вологодского края в истории России, типичное и специфическое в его социально-экономическом, политическом и культурном развитии. В содержании программы включены также вопросы проблемного характера, что способствует пониманию учащимся сложностей и противоречивости процесса развития края, формирование умений критического мышления, определения и аргументации собственной позиции в отношении к событиям и личностям прошлого и настоящего. Данные темы и проблемы могут впоследствии стать основой для организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Программа раскрывает содержание уроков, объединяя их в разделы и тематические блоки, список литературы по истории края, в том числе и методической.
При изучении краеведческого материала необходим творческий подход к организации обучения, широкое применение современных образовательных технологий, активизирующих мыслительную деятельность обучающихся, поощряющих их самостоятельность и инициативу. Лучшему решению образовательно-воспитательных задач способствует использование различных форм организации учебных занятий: лабораторных, лабораторно-практических занятий, дидактических игр, дискуссий, лекций, семинаров, собеседований, экскурсий, встреч, диалоговых форм занятий, сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных форм учебной работы.
В процессе изучения краеведческих курсов необходимо сочетание учебной и внеклассной работы, способствующей вовлечению обучающихся в исследовательскую и проектную работу, в изучение источников различного характера: законодательных актов, систематических материалов, делопроизводственной документации, мемуаров, писем, устных рассказов, литературных произведений, периодической печати, фотодокументов, архитектурных сооружений. И тд.
Предполагаемые результаты: усвоенные на основе данного курса исторические знания, сформированные умения и навыки должны стать основой для последующего обучения в старшей школе; формирование самоактуализирующейся личности, обладающей системными знаниями, способной понимать и оценивать происходящие события и принимать ответственные решения.
Изучение истории Вологодского края способствует развитию творческих способностей учащихся и повышению эффективности исторического образования. Нельзя забывать о том, что история родного края должна быть умело вписана в контекст всей русской истории. Учащиеся должны осознавать её как часть общего, а не как отдельно развивающееся явление.
Тематическое планирование по курсу «История Вологодского края» предлагается в соответствии со Стандартом образовательной области и программой предмета «История Вологодского края» и в 8 классе рассчитано на 17 часов, реализуется в течении 1 года. Главная цель тематического планирования – показать место каждого урока в теме и каждой темы в системе изучаемого курса. В процессе изучения курса осуществляется тесная взаимосвязь с историей, обществознанием, литературой, географией.
Требования к уровню подготовки учеников.
В результате изучения курса «История Вологодского края» ученик должен:
Знать/понимать:
*основные этапы и важнейшие события истории края с древности и до наших дней; выдающихся деятелей региональной истории; земляков, внесших весомый вклад в отечественную историю;
*основные достижения культуры и систему ценностей, сформировавшихся в ходе развития региона, вклад края в становление отечественной материальной и духовной культуры;
*изученные виды исторических источников, в том числе документы, карты, иллюстрации, статистические данные и др.
Уметь:
*соотносить даты важнейших событий истории края с веком, определять длительность, последовательность, синхронность ключевых событий и процессов региональной и отечественной истории; свободно оперировать датами при характеристике важнейших процессов и явлений;
*показывать на карте древнейшие поселения на территории края, пути славянского расселения, торгово-ремесленные центры, владения удельных княжеств на территории края, границы края на различных этапах его развития
*использовать даны исторических карт при характеристике социально-экономического, политического и культурного развития края
*объяснять происхождение названий крупнейших городов края, а также родного города/поселения, связывать название и историю родных мест с историей края, отечественной историей.
*характеризовать социальный и сословный состав населения и его эволюцию на отдельных этапах развития региона, описывать положение различных категорий населения, их образ жизни, особенности быта и нравов; иллюстрировать их изменения, используя местный историко-этнографический материал; анализировать поведение, нравы и поступки людей в конкретных ситуациях.
*рассказывать о важнейших региональных событиях и их участниках, демонстрируя знания ключевых фактов, дат, терминов; выявлять поворотные события и явления в социально-экономической, политической, культурной и духовной жизни края.
* описывать выдающиеся памятники культуры края, характеризовать их создателей на основе текста учебного пособия, иллюстраций и фрагментов исторических источников хрестоматии; характеризовать появление новых центров провинциальной общественной и культурной жизни региона (усадьба, книгоиздательство, периодическая печать, библиотеки и т.д)
*характеризовать центры и крупнейших деятелей православия на территории края, влияние православия на развитие региона
*использовать приобретенные знания при выполнении творческих работ, отчетов об экскурсиях, написании рефератов и тд.
* соотносить общие исторические процессы и отдельные факты истории края; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; выявлять общее и особенное в развитии края на фоне отечественной истории, понимать уникальность вклада региона в становление отечественной культуры; определять на основе изученного материала причины и следствия ключевых событий региональной истории;
* объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
*применять навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, справочной и краеведческой литературой, данными СМИ, архивными и музейными фондами; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении проблемных задач, сравнивать свидетельства разных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
*понимания исторических причин и значения событий и явлений современной жизни региона;
* высказывания собственных обоснованных суждений об историческом наследии края и его роли в становлении и развитии российской цивилизации;
*объяснения норм социального поведения людей, исторически сложившихся на территории края;
* использования знаний об истории края, традициях и поведении людей в ходе межкультурного взаимодействия, толерантного отношения к представителям иной национальной и религиозной принадлежности.
Содержание тем учебного курса
7 КЛАССРаздел I. Вологодский край в период реформ и централизации (XVI век) (5 часов)Социально-экономическое развитие края в XVI веке. Изменения в территориально-административном делении края. Вычленение уездов и их структура. Сельские и городские поселения. Основные категории их населения. Основные формы землевладения: черносошные, вотчинные земли, начало распространения поместного землевладения в Белозерском и Вологодском уездах. Основные категории крестьян. Сельское хозяйство и промыслы. Ремесла. Металлургическое и кузнечное производство. Районы добычи болотной железной руды: Железное Поле (Белозерье – Устюжна Железопольская). Устюжна – город кузнецов. Солеварение в Тотьме. Торговля. Сухоно-Двинский и Белозерско-Онежский водные торговые пути. Московская и Сибирская дороги. Торговые центры края. Ярмарки. Вологда и Устюг – крупнейшие торгово-промышленные центры. Проявление хозяйственного кризиса 1570–1580-х годов в крае.
Социально-политическая история края в XVI веке. Система кормлений. Губная и земская реформы. Первые в стране губные и земские грамоты: Вельская, Белозерская (1539 год) и Устюжская (1540 год) губные и Важская уставная земская (1552 год). Край в годы опричнины. Вологда – одна из опричных резиденций Ивана Грозного. Строительство в Вологде кремля, церквей и Софийского собора, речной царской флотилии. Расширение в Вологодском уезде дворцового и поместного землевладения. Опричные репрессии в крае: земельные конфискации, ссылка, казни. Вологжане на приграничных рубежах. Отражение набегов татарских орд Казанского и Сибирского ханств на устюгские, вологодские и тотемские земли. Участие население края в присоединении к России Западной Сибири.
Общерусская основа и местные черты культуры и быта края в XVI веке. Грамотность, письменность, литература, устное народное творчество. Летописание. Устюжский летописный свод. Градостроение. Деревянное и каменное храмовое зодчество. Каменные храмы Спасо-Прилуцкого, Кирилло-Белозерского и других монастырей. Дионисий и фрески Ферапонтова монастыря. Иконописные памятники края. Прикладное искусство. Быт населения края.
Раздел II. Вологодский край в XVII веке (6 часов)Край в Смутное время и годы польско-шведской интервенции.Ссылка Романовых на Север. Свержение Лжедмитрия I и ссылка поляков в города Севера. Борьба с тушинцами: восстание 1608 года, героическая оборона Устюжны. Борьба за освобождение страны и края от польско-шведских интервентов в 1611–1619 годах. Разорение Белозерска и Вологды, оборона Кирилло-Белозерского монастыря, Великого Устюга, Кичменгского Городка. Социально-экономические последствия Смутного времени.
Экономическое развитие края в XVII веке.Оживление в сельском хозяйстве. Углубление специализации районов, рост товарности. Старые и новые центры ремесла. Леденгские солепромыслы. Укрупнение производства (простая кооперация в кузнечном деле, мануфактурное производство). Рост торговли. Падение значения Белозерска, Устюжны. Усиление экономического потенциала Вологды и Великого Устюга. Формирование новых торговых центров (Верховажский посад), новых ярмарок (Грязовецкая). Купцы края: Босые, Грудцыны (В. Устюг), Г. Фетиев (Вологда) и другие. Формирование областных рынков. Вклад населения края в освоение Сибири.
Социально-политическое развитие края в XVII веке. Введение воеводского правления. Раздача земель Вологодского, Белозерского и Устюженского уездов в поместья и вотчины. Разряды крестьян по материальному положению. Рост повинностей частновладельческих и черносошных крестьян и посадского населения. Городовое строение 1650-х годов: ликвидация белых церковно-монастырских слобод в городах края. Проявления социального протеста.
Церковь и монастыри края в XVI–XVII веках.Монастыри – центры православия и культуры. Монастыри – феодалы. Узники монастырских тюрем. Старцы-нестяжатели в крае. Нил Сорский. Создание Вологодско-Белозерской и Устюжско-Тотемской епархий. Рост церковных приходов. Образование новых монастырей. Проявления церковного раскола на территории края. Старообрядцы в крае. Патриарх Никон в ссылке, в Ферапонтове и Кирилло-Белозерском монастырях.
Культура края в XVII веке. Городские жилые, хозяйственные и ремесленные помещения. Дворовые и задворные помещения сельских поселений. Градостроительство. Каменные стены Вологодского архиерейского дома. Великая государева крепость в Кирилло-Белозерском монастыре. Деревянное и каменное храмовое зодчество края. Стили деревянного и каменного церковного зодчества. Книгописные мастерские и библиотеки монастырей. Летописание в Устюге и Спасо-Прилуцком монастыре. Устюжский летописный свод, краткие местные летописцы. Иконописные мастерские монастырей. Шедевры иконописи края. Первые парсуны (портрет гостя Г. Фетиева). Росписи храмов. Дмитрий Плеханов и другие. Прикладное искусство. Вклад устюжан и тотьмичей в освоение и изучение Сибири.
Раздел III. Вологодский край в XVIII веке (6 часов)Вологодский край в эпоху Петра I. Посещения края Петром I. Изучение царем возможностей строительства флота на Кубенском озере, его интерес к предприятиям края. «Домик Петра I» в Вологде. Северная война и Вологодский край. Организация сбора колокольной меди. Создание крупных металлургических предприятий (Ижинский и Тырпицкий заводы), их значение для обеспечения нужд армии. Мобилизация населения на строительство Санкт-Петербурга и другие работы. Указ 1713 года об ограничении внешней торговли через Архангельск и его негативные последствия для края. Областные реформы Петра I и административно-территориальное деление края в первой четверти XVIII века. Создание губерний (1708 год). Территория Вологодского края в составе Архангелогородской и Санкт-Петербургской губерний. Вторая областная реформа (1719 год) и образование Белозерской, Вологодской и Великоустюжской провинций.
Аграрное развитие Вологодского края в XVIII веке. Расселение и население. Различия в освоении территории края в XVIII веке и факторы, обусловившие эти различия. Крестьянская волость как структура расселения. Население Вологодского края в XVIII веке: численность, размещение, возрастной состав, брачность, рождаемость, смертность. Сельское хозяйство. Системы земледелия в Вологодском крае в ХVIII веке. Общинное землепользование в Вологодском крае. Производственные возможности крестьянского хозяйства в условиях севера. Урожайность основных культур в Вологодском крае в ХVIII веке. Основные категории вологодского крестьянства в XVIII веке: численность, размещение, особенности правового и экономического положения. Усиление эксплуатации помещичьих крестьян Вологодского края во второй половине XVIII века.
Торгово-промышленное развитие края в XVIII веке.Основные отрасли промышленности. Мануфактуры. Ремесленное производство. Хозяйственный облик северного города XVIII века на примере Вологды. Великий Устюг и другие города Вологодского края в системе внутрироссийских торговых связей. Ассортимент городской торговли. Купечество Вологодского края в XVIII веке. Землепроходцы Вологодского края и их роль в освоении Сибири и Дальнего Востока России (Михаил Неводчиков, Василий Шилов, Петр Шишкин). Образование Российско-американской кампании. М. М. Булдаков.
Социально-политическое развитие Вологодского края в XVIII веке. Губернская реформа Екатерины II (1775 год) и Вологодский край. Территории края в составе Новгородской, Олонецкой, Вологодской и Великоустюгской губерний. Создание Вологодского наместничества (1780 год), выделение из его состава Архангельской губернии (1784 год) и преобразование Вологодского наместничества в Вологодскую губернию (1796 год). Появление новых городов – уездных центров: Вытегра (1773 год), Кириллов (1776 год), Череповец (1777 год), Грязовец, Кадников, Никольск (1784 год). А. П. Мельгунов – генерал-губернатор Вологодского наместничества. Утверждение гербов городов Вологодского края. Общественная жизнь и общественная борьба в Вологодском крае в XVIII веке. Мирское самоуправление в Вологодском крае. Участие представителей Вологодского края в работе Уложенной комиссии 1767 года. Восстание крестьян вотчины Поздеева в 1797 году. Церковь в Вологодском крае в XVIII веке. Церковно-административное деление края. Церковно-приходская организация в Вологодском крае в XVIII веке. Секуляризация церковно-монастырского землевладения в Вологодском крае. Старообрядчество на территории Вологодского края в ХVIII веке.
Культура и быт края в XVIII веке. Вологда в XVIII веке: население, характер застройки, городское жилье. Первые школы и училища (славяно-латинская школа). Открытие Главного народного училища в Вологде (1786 г.). Духовные учебные заведения. Деятельность вологодских архиереев XVIII века по развитию культуры и просвещения в крае. Архиепископ Иосиф Золотой. Первые труды по истории края. А. А. Засецкий, Я. Фриз. Культурно-просветительская деятельность А. В. Олешова. Живопись и иконопись. Художественные промыслы. Изразцовое дело в Великом Устюге. Великоустюжская чернь в XVIII веке. Архитектура. Старое и новое в городской архитектуре. Перепланировка городов в последней четверти ХVIII века; развитие гражданской архитектуры. Памятники городской архитектуры Вологодского края XVIII века. Народное творчество в Вологодском крае в XVIII веке.
История Вологодского края 7 класс. Распределение учебного времени
Раздел курса
| Время на изучение материала
| Время на повторение и контроль знаний
|
Раздел I. Вологодский край в период реформ и централизации (XVI век)
| 4
| 1
|
Раздел II. Вологодский край в XVII веке
| 5
| 1
|
Раздел III. Вологодский край в XVIII веке
| 5
| 1
|
Итого:
| 14
| 3
|
Перечень учебно-методического обеспечения 1.Программа и тематическое планирование 6-9 класс. История Вологодского края. Автор - составитель М.А.Безнин и др.-Вологда.2007.
2.Безнин М.А. История Вологодского края. XVI – XVIII века. 6-7 классы. - Вологда, 2011.
3. История Вологодского края 19-начало 21 века. Методическое пособие для учителей 6-7 классов общеобразовательных учреждений под ред. М.А.Безнина. –Вологда, 2011.
Учебно-тематическое планирование
Раздел I. Вологодский край в период реформ и централизации (XVI век) (5 часов)
|
1
| 1
| Социально-экономическое развитие края в XVI веке.
|
| Изменения в территориально-административном делении края. Вычленение уездов и их структура. Сельские и городские поселения. Основные категории их населения. Основные формы землевладения: черносошные, вотчинные земли, начало распространения поместного землевладения в Белозерском и Вологодском уездах. Основные категории крестьян. Сельское хозяйство и промыслы. Ремесла. Металлургическое и кузнечное производство. Районы добычи болотной железной руды: Железное Поле (Белозерье – Устюжна Железопольская). Устюжна – город кузнецов. Солеварение в Тотьме. Торговля. Сухоно-Двинский и Белозерско-Онежский водные торговые пути. Московская и Сибирская дороги. Торговые центры края. Ярмарки. Вологда и Устюг – крупнейшие торгово-промышленные центры. Проявление хозяйственного кризиса 1570–1580-х годов в крае.
| Деревня, погосты,
села, тяглое и нетяглое население,
поместье, вотчина,
бобыли, холопы, государственные повинн ост и, черносошные земли, промыслы, ярмарка
| Земли, уезды, половины, станы,
волости, починок, посад, слобода
| § 12
|
2
| 2
| Социально-политическая история края в XVI веке.
|
| Система кормлений. Губная и земская реформы. Первые в стране губные и земские грамоты: Вельская, Белозерская (1539 год) и Устюжская (1540 год) губные и Важская уставная земская (1552 год). Край в годы опричнины. Вологда – одна из опричных резиденций Ивана Грозного. Строительство в Вологде кремля, церквей и Софийского собора, речной царской флотилии. Расширение в Вологодском уезде дворцового и поместного землевладения. Опричные репрессии в крае: земельные конфискации, ссылка, казни. Вологжане на приграничных рубежах. Отражение набегов татарских орд Казанского и Сибирского ханств на устюгские, вологодские и тотемские земли. Участие население края в присоединении к России Западной Сибири.
| Наместник, волостель, система кормлений, уставная грамота, городовые,
приказчики, губная
изба, земская изба,
приказы, опричнина; 1565 г.; Иван Грозный, хан Кучум, Ермак
| Наместничий волостелин
корм
| § 13
|
3
| 3
| Общерусская основа и местные черты культуры края в XVI веке.
|
| Грамотность, письменность, литература, устное народное творчество. Летописание. Устюжский летописный свод. Градостроение. Деревянное и каменное храмовое зодчество. Каменные храмы Спасо-Прилуцкого, Кирилло-Белозерского и других монастырей. Дионисий и фрески Ферапонтова монастыря. Иконописные памятники края. Прикладное искусство.
| Пергамен, бумага,
летописи, сказания,
предания, клеть,
шатровый с тиль,
ф рес ки, иконы;
И. Федоров; Василий III
|
| § 14
|
4
| 4
| Быт края в XVI веке.
|
| Быт населения края.
|
|
|
|
5
| 5
| Урок обобщения и
закрепления знаний «Вологодский край в XVI веке».
|
| Решение тестовых заданий, исторический диктант, вопросы и задания в рабочей тетради
| § 12-14
|
Раздел II. Вологодский край в XVII веке (6 часов)
|
6
| 1
| Край в Смутное время и годы польско-шведской интервенции.
|
| Ссылка Романовых на Север. Свержение Лжедмитрия I и ссылка поляков в города Севера. Борьба с тушинцами: восстание 1608 года, героическая оборона Устюжны. Борьба за освобождение страны и края от польско-шведских интервентов в 1611–1619 годах. Разорение Белозерска и Вологды, оборона Кирилло-Белозерского монастыря, Великого Устюга, Кичменгского Городка. Социально-экономические последствия Смутного времени.
| Смута, самозванцы,
и н т е р в е н ц и я ,
стрельцы, тушин-
цы, Борис Годунов,
Василий Шуйский,
Лжедмит рий I,
Лжедмитрий II,
М. Скопин-Шуй-
ский, К. Минин и
Д. Пожарс кий, М. Романов
| Остроги, ос-
трожки, за-
с еки, рат -
ные люди
| § 15
|
7
| 2
| Экономическое развитие края в XVII веке.
|
| Оживление в сельском хозяйстве. Углубление специализации районов, рост товарности. Старые и новые центры ремесла. Леденгские солепромыслы. Укрупнение производства (простая кооперация в кузнечном деле, мануфактурное производство). Рост торговли. Падение значения Белозерска, Устюжны. Усиление экономического потенциала Вологды и Великого Устюга. Формирование новых торговых центров (Верховажский посад), новых ярмарок (Грязовецкая). Купцы края: Босые, Грудцыны (В. Устюг), Г. Фетиев (Вологда) и другие. Формирование областных рынков. Вклад населения края в освоение Сибири.
| Ремесло, промыс-
лы, ярмарки, посад
| Гости, заповедный товар, ярыжные, коч, варницы,
Гостиный двор, суконная и гостиная сотни
| § 16
|
8
| 3
| Социально-политическое развитие края в XVII веке.
|
| Введение воеводского правления. Раздача земель Вологодского, Белозерского и Устюженского уездов в поместья и вотчины. Разряды крестьян по материальному положению. Рост повинностей частновладельческих и черносошных крестьян и посадского населения. Городовое строение 1650-х годов: ликвидация белых церковно-монастырских слобод в городах края. Проявления социального протеста.
| «Бунташный век»,
приказы, воеводы,
урочные лета, запо-
ведные лета, дьяки,
подьячие, поместье,
вотчина, черные со-
хи, белые слободы,
повинности, недо-
имки; М. Романов, Алексей Михайло-
вич, С. Разин
| Четвертной
приказ, вое-
водская из-
ба, половни-
ки, бобыли,
бобыльский
оброк, тяг-
ло
| § 17
|
9
| 4
| Церковь и монастыри края в XVI–XVII веках.
|
| Монастыри – центры православия и культуры. Монастыри – феодалы. Узники монастырских тюрем. Старцы-нестяжатели в крае. Нил Сорский. Создание Вологодско-Белозерской и Устюжско-Тотемской епархий. Рост церковных приходов. Образование новых монастырей. Проявления церковного раскола на территории края. Старообрядцы в крае. Патриарх Никон в ссылке, в Ферапонтове и Кирилло-Белозерском монастырях.
| Нестяжатели, иосифляне, монастырь, епархии, приходы, патриарх, церков ный раскол,
старообрядцы; Василий III, Иосиф
Волоцкий, Нил Сорский, патриарх Никон
| Пустынь,
скит, приход
| § 18
|
10
| 5
| Культура края в XVII веке.
|
| Городские жилые, хозяйственные и ремесленные помещения. Дворовые и задворные помещения сельских поселений. Градостроительство. Каменные стены Вологодского архиерейского дома. Великая государева крепость в Кирилло-Белозерском монастыре. Деревянное и каменное храмовое зодчество края. Стили деревянного и каменного церковного зодчества. Книгописные мастерские и библиотеки монастырей. Летописание в Устюге и Спасо-Прилуцком монастыре. Устюжский летописный свод, краткие местные летописцы. Иконописные мастерские монастырей. Шедевры иконописи края. Первые парсуны (портрет гостя Г. Фетиева). Росписи храмов. Дмитрий Плеханов и другие. Прикладное искусство. Вклад устюжан и тотьмичей в освоение и изучение Сибири.
| Изба, клеть, кремль,
острог, посад, клетский и шатовые
церкви, иконопись,
фрески; Алексей
Михайлович
| Дворовые и
задворные
постройки
| § 19
|
11
| 6
| Урок обобщения и
закрепления знаний по теме «Вологодский край в XVII веке».
|
| Решение тестовых заданий, заданий и кроссвордов в рабочей тетради, исторический диктант
| § 15-19
|
Раздел III. Вологодский край в XVIII веке (6 часов)
|
12
| 1
| Вологодский край в эпоху Петра I.
|
| Посещения края Петром I. Изучение царем возможностей строительства флота на Кубенском озере, его интерес к предприятиям края. «Домик Петра I» в Вологде. Северная война и Вологодский край. Организация сбора колокольной меди. Создание крупных металлургических предприятий (Ижинский и Тырпицкий заводы), их значение для обеспечения нужд армии. Мобилизация населения на строительство Санкт-Петербурга и другие работы. Указ 1713 года об ограничении внешней торговли через Архангельск и его негативные последствия для края. Областные реформы Петра I и административно-территориальное деление края в первой четверти XVIII века. Создание губерний (1708 год). Территория Вологодского края в составе Архангелогородской и Санкт-Петербургской губерний. Вторая областная реформа (1719 год) и образование Белозерской, Вологодской и Великоустюжской провинций.
| Держава, рекрут-
ские наборы, кум-
панства, губернии,
провинции, верфи;
1700–1721 гг.,
1708 г.; Петр I
|
| § 20
|
13
| 2
| Аграрное развитие Вологодского края в XVIII веке.
|
| Расселение и население. Различия в освоении территории края в XVIII веке и факторы, обусловившие эти различия. Крестьянская волость как структура расселения. Население Вологодского края в XVIII веке: численность, размещение, возрастной состав, брачность, рождаемость, смертность. Сельское хозяйство. Системы земледелия в Вологодском крае в ХVIII веке. Общинное землепользование в Вологодском крае. Производственные возможности крестьянского хозяйства в условиях севера. Урожайность основных культур в Вологодском крае в ХVIII веке. Основные категории вологодского крестьянства в XVIII веке: численность, размещение, особенности правового и экономического положения. Усиление эксплуатации помещичьих крестьян Вологодского края во второй половине XVIII века.
| Ревизии, волость,
трехполье, перелог,
подсека
| Кре с т ья н -
ский мир
| § 21
|
14
| 3
| Торгово-промышленное развитие края в XVIII веке.
|
| Основные отрасли промышленности. Мануфактуры. Ремесленное производство. Хозяйственный облик северного города XVIII века на примере Вологды. Великий Устюг и другие города Вологодского края в системе внутрироссийских торговых связей. Ассортимент городской торговли. Купечество Вологодского края в XVIII веке. Землепроходцы Вологодского края и их роль в освоении Сибири и Дальнего Востока России (Михаил Неводчиков, Василий Шилов, Петр Шишкин). Образование Российско-американской кампании. М. М. Булдаков.
| Мануфактура, яр-
марка
| «Заводы»
| § 22
|
15
| 4
| Социально-политическое развитие Вологодского края в XVIII веке.
|
| Губернская реформа Екатерины II (1775 год) и Вологодский край. Территории края в составе Новгородской, Олонецкой, Вологодской и Великоустюгской губерний. Создание Вологодского наместничества (1780 год), выделение из его состава Архангельской губернии (1784 год) и преобразование Вологодского наместничества в Вологодскую губернию (1796 год). Появление новых городов – уездных центров: Вытегра (1773 год), Кириллов (1776 год), Череповец (1777 год), Грязовец, Кадников, Никольск (1784 год). А. П. Мельгунов – генерал-губернатор Вологодского наместничества. Утверждение гербов городов Вологодского края. Общественная жизнь и общественная борьба в Вологодском крае в XVIII веке. Мирское самоуправление в Вологодском крае. Участие представителей Вологодского края в работе Уложенной комиссии 1767 года. Восстание крестьян вотчины Поздеева в 1797 году. Церковь в Вологодском крае в XVIII веке. Церковно-административное деление края. Церковно-приходская организация в Вологодском крае в XVIII веке. Секуляризация церковно-монастырского землевладения в Вологодском крае. Старообрядчество на территории Вологодского края в ХVIII веке.
| Наместничество,
генерал- губернатор, Сенат, герб, Уложенная комиссия, церковный
приход, старообрядчество; 1775 г., 1767 г.; Екатерина II
| Сход, секу-
ляризация,
«беспопов-
щина»
| § 23
|
16
| 5
| Культура и быт края в XVIII веке.
|
| Вологда в XVIII веке: население, характер застройки, городское жилье. Первые школы и училища (славяно-латинская школа). Открытие Главного народного училища в Вологде (1786 г.). Духовные учебные заведения. Деятельность вологодских архиереев XVIII века по развитию культуры и просвещения в крае. Архиепископ Иосиф Золотой. Первые труды по истории края. А. А. Засецкий, Я. Фриз. Культурно-просветительская деятельность А. В. Олешова. Живопись и иконопись. Художественные промыслы. Изразцовое дело в Великом Устюге. Великоустюжская чернь в XVIII веке. Архитектура. Старое и новое в городской архитектуре. Перепланировка городов в последней четверти ХVIII века; развитие гражданской архитектуры. Памятники городской архитектуры Вологодского края XVIII века. Народное творчество в Вологодском крае в XVIII веке.
| «Циф ирные шко-
лы», семинарии, на-
родные училища,
барокко, клас си-
цизм, посад
| Великоус -
т ю ж с к а я
чернь
| § 24
|
17
| 6
| Урок обобщения и закрепления знаний. Итоговый тест.
|
| Решение тестовых заданий, заданий и кроссвордов в рабочей тетради, исторический диктант, игра «Угадай понятие, дату, имя…»
| § 20–24
|