Рабочая программа по истории Вологодского края для 7 класса на 2013-2014 учебный год Составила Жданова Наталия Васильевна





Скачать 239.68 Kb.
НазваниеРабочая программа по истории Вологодского края для 7 класса на 2013-2014 учебный год Составила Жданова Наталия Васильевна
Дата публикации29.06.2015
Размер239.68 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа


Бюджетное образовательное учреждение

Тарногского муниципального района Вологодской области

«Шебеньгская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании районного МО учителей Утверждено

истории и обществознания Директор школы __________/Мальцева Г.Р./

Протокол №__от ____________2013г.

Руководитель МО _________/___________/ Приказ №____от __________2013г.
Рабочая программа

по истории Вологодского края

для 7 класса на 2013-2014 учебный год
Составила Жданова Наталия Васильевна,

учитель истории.





2013 г



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «История Вологодского края» составлен на основе «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» и стандарта образовательной области «История края». Программа имеет следующие цели:

-воспитание патриотизма, чувства гражданственности, уважения к истории и традициям Вологодского края;

-освоение системы знаний об историческом развитии региона;

-формирование личности выпускника как достойного представителя региона, хранителя и продолжателя его историко-культурных ценностей и традиций;

-овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками информации по краеведению;

-применение знаний и представлений об исторически сложившихся нормах и ценностях для эффективного взаимодействия, духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, социальной адаптации выпускников.

Курсы истории Вологодского края призваны:

-дать представление о древнейшей истории нашего края,

-об основных археологических памятниках и культурах;

-формировать представление об административных границах и системе управления края в разные периоды истории, о географических особенностях расселения в регионе и социальной структуре;

- формировать у школьников знания основных фактов и событий истории края, предоставление о роли и месте Вологодского края в истории России, специфике социальных и экономических процессов, о различных сторонах жизни вологжан;

-раскрыть основные стороны культурного процесса в регионе, познакомиться с памятниками материальной и духовной культуры, их особенностями;

-расширить интерес к субрегиональному материалу (истории района, села, улицы, семьи), формировать представление о значимости « малых дел и событий», из которых складывается история всей страны.

Общие принципы отбора содержания материала программы:

*системность; *целостность; *научность; *доступность, учет возрастных особенностей обучающихся основной школы.

Полнота содержания: программа включает основные сведения, необходимые для реализации запланированных в стандарте «История края» цели обучения.

Вариативность: программа может быть использована при работе с разными группами обучающихся, учитель вправе самостоятельно отбирать в каждом тематическом блоке наиболее важный материал, исключать некоторые вопросы и дополнительно включать иные в зависимости от уровня подготовки и возрастных особенностей обучающихся, не нарушая при этом логику изучаемого курса инвариантную часть содержания.

Практическая направленность: реализация программы способствует вовлечению школьников в практическую деятельность по изучению истории края через работу с различными историческими источниками, справочной и иной литературой, проведению ученических исследований, пониманию своего места в разрешении проблем края, участию в работе по сохранению материальных и культурных памятников края.

Предлагаемая программа составлена с учетом последних научных достижений. Программа содержит материал, позволяющий учителю показать роль и место Вологодского края в истории России, типичное и специфическое в его социально-экономическом, политическом и культурном развитии. В содержании программы включены также вопросы проблемного характера, что способствует пониманию учащимся сложностей и противоречивости процесса развития края, формирование умений критического мышления, определения и аргументации собственной позиции в отношении к событиям и личностям прошлого и настоящего. Данные темы и проблемы могут впоследствии стать основой для организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Программа раскрывает содержание уроков, объединяя их в разделы и тематические блоки, список литературы по истории края, в том числе и методической.

При изучении краеведческого материала необходим творческий подход к организации обучения, широкое применение современных образовательных технологий, активизирующих мыслительную деятельность обучающихся, поощряющих их самостоятельность и инициативу. Лучшему решению образовательно-воспитательных задач способствует использование различных форм организации учебных занятий: лабораторных, лабораторно-практических занятий, дидактических игр, дискуссий, лекций, семинаров, собеседований, экскурсий, встреч, диалоговых форм занятий, сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных форм учебной работы.

В процессе изучения краеведческих курсов необходимо сочетание учебной и внеклассной работы, способствующей вовлечению обучающихся в исследовательскую и проектную работу, в изучение источников различного характера: законодательных актов, систематических материалов, делопроизводственной документации, мемуаров, писем, устных рассказов, литературных произведений, периодической печати, фотодокументов, архитектурных сооружений. И тд.

Предполагаемые результаты: усвоенные на основе данного курса исторические знания, сформированные умения и навыки должны стать основой для последующего обучения в старшей школе; формирование самоактуализирующейся личности, обладающей системными знаниями, способной понимать и оценивать происходящие события и принимать ответственные решения.

Изучение истории Вологодского края способствует развитию творческих способностей учащихся и повышению эффективности исторического образования. Нельзя забывать о том, что история родного края должна быть умело вписана в контекст всей русской истории. Учащиеся должны осознавать её как часть общего, а не как отдельно развивающееся явление.

Тематическое планирование по курсу «История Вологодского края» предлагается в соответствии со Стандартом образовательной области и программой предмета «История Вологодского края» и в 8 классе рассчитано на 17 часов, реализуется в течении 1 года. Главная цель тематического планирования – показать место каждого урока в теме и каждой темы в системе изучаемого курса. В процессе изучения курса осуществляется тесная взаимосвязь с историей, обществознанием, литературой, географией.

Требования к уровню подготовки учеников.

В результате изучения курса «История Вологодского края» ученик должен:

Знать/понимать:

*основные этапы и важнейшие события истории края с древности и до наших дней; выдающихся деятелей региональной истории; земляков, внесших весомый вклад в отечественную историю;

*основные достижения культуры и систему ценностей, сформировавшихся в ходе развития региона, вклад края в становление отечественной материальной и духовной культуры;

*изученные виды исторических источников, в том числе документы, карты, иллюстрации, статистические данные и др.

Уметь:

*соотносить даты важнейших событий истории края с веком, определять длительность, последовательность, синхронность ключевых событий и процессов региональной и отечественной истории; свободно оперировать датами при характеристике важнейших процессов и явлений;

*показывать на карте древнейшие поселения на территории края, пути славянского расселения, торгово-ремесленные центры, владения удельных княжеств на территории края, границы края на различных этапах его развития

*использовать даны исторических карт при характеристике социально-экономического, политического и культурного развития края

*объяснять происхождение названий крупнейших городов края, а также родного города/поселения, связывать название и историю родных мест с историей края, отечественной историей.

*характеризовать социальный и сословный состав населения и его эволюцию на отдельных этапах развития региона, описывать положение различных категорий населения, их образ жизни, особенности быта и нравов; иллюстрировать их изменения, используя местный историко-этнографический материал; анализировать поведение, нравы и поступки людей в конкретных ситуациях.

*рассказывать о важнейших региональных событиях и их участниках, демонстрируя знания ключевых фактов, дат, терминов; выявлять поворотные события и явления в социально-экономической, политической, культурной и духовной жизни края.

* описывать выдающиеся памятники культуры края, характеризовать их создателей на основе текста учебного пособия, иллюстраций и фрагментов исторических источников хрестоматии; характеризовать появление новых центров провинциальной общественной и культурной жизни региона (усадьба, книгоиздательство, периодическая печать, библиотеки и т.д)

*характеризовать центры и крупнейших деятелей православия на территории края, влияние православия на развитие региона

*использовать приобретенные знания при выполнении творческих работ, отчетов об экскурсиях, написании рефератов и тд.

* соотносить общие исторические процессы и отдельные факты истории края; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; выявлять общее и особенное в развитии края на фоне отечественной истории, понимать уникальность вклада региона в становление отечественной культуры; определять на основе изученного материала причины и следствия ключевых событий региональной истории;

* объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

*применять навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, справочной и краеведческой литературой, данными СМИ, архивными и музейными фондами; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении проблемных задач, сравнивать свидетельства разных источников.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

*понимания исторических причин и значения событий и явлений современной жизни региона;

* высказывания собственных обоснованных суждений об историческом наследии края и его роли в становлении и развитии российской цивилизации;

*объяснения норм социального поведения людей, исторически сложившихся на территории края;

* использования знаний об истории края, традициях и поведении людей в ходе межкультурного взаимодействия, толерантного отношения к представителям иной национальной и религиозной принадлежности.
Содержание тем учебного курса

7 КЛАСС

Раздел I. Вологодский край в период реформ и централизации (XVI век) (5 часов)

Социально-экономическое развитие края в XVI веке.

Изменения в территориально-административном делении края. Вычленение уездов и их структура. Сельские и городские поселения. Основные категории их населения. Основные формы землевладения: черносошные, вотчинные земли, начало распространения поместного землевладения в Белозерском и Вологодском уездах. Основные категории крестьян. Сельское хозяйство и промыслы. Ремесла. Металлургическое и кузнечное производство. Районы добычи болотной железной руды: Железное Поле (Белозерье – Устюжна Железопольская). Устюжна – город кузнецов. Солеварение в Тотьме. Торговля. Сухоно-Двинский и Белозерско-Онежский водные торговые пути. Московская и Сибирская дороги. Торговые центры края. Ярмарки. Вологда и Устюг – крупнейшие торгово-промышленные центры. Проявление хозяйственного кризиса 1570–1580-х годов в крае.

Социально-политическая история края в XVI веке.

Система кормлений. Губная и земская реформы. Первые в стране губные и земские грамоты: Вельская, Белозерская (1539 год) и Устюжская (1540 год) губные и Важская уставная земская (1552 год). Край в годы опричнины. Вологда – одна из опричных резиденций Ивана Грозного. Строительство в Вологде кремля, церквей и Софийского собора, речной царской флотилии. Расширение в Вологодском уезде дворцового и поместного землевладения. Опричные репрессии в крае: земельные конфискации, ссылка, казни. Вологжане на приграничных рубежах. Отражение набегов татарских орд Казанского и Сибирского ханств на устюгские, вологодские и тотемские земли. Участие население края в присоединении к России Западной Сибири.

Общерусская основа и местные черты культуры и быта края в XVI веке.

Грамотность, письменность, литература, устное народное творчество. Летописание. Устюжский летописный свод. Градостроение. Деревянное и каменное храмовое зодчество. Каменные храмы Спасо-Прилуцкого, Кирилло-Белозерского и других монастырей. Дионисий и фрески Ферапонтова монастыря. Иконописные памятники края. Прикладное искусство. Быт населения края.

Раздел II. Вологодский край в XVII веке (6 часов)

Край в Смутное время и годы польско-шведской интервенции.

Ссылка Романовых на Север. Свержение Лжедмитрия I и ссылка поляков в города Севера. Борьба с тушинцами: восстание 1608 года, героическая оборона Устюжны. Борьба за освобождение страны и края от польско-шведских интервентов в 1611–1619 годах. Разорение Белозерска и Вологды, оборона Кирилло-Белозерского монастыря, Великого Устюга, Кичменгского Городка. Социально-экономические последствия Смутного времени.

Экономическое развитие края в XVII веке.

Оживление в сельском хозяйстве. Углубление специализации районов, рост товарности. Старые и новые центры ремесла. Леденгские солепромыслы. Укрупнение производства (простая кооперация в кузнечном деле, мануфактурное производство). Рост торговли. Падение значения Белозерска, Устюжны. Усиление экономического потенциала Вологды и Великого Устюга. Формирование новых торговых центров (Верховажский посад), новых ярмарок (Грязовецкая). Купцы края: Босые, Грудцыны (В. Устюг), Г. Фетиев (Вологда) и другие. Формирование областных рынков. Вклад населения края в освоение Сибири.

Социально-политическое развитие края в XVII веке.

Введение воеводского правления. Раздача земель Вологодского, Белозерского и Устюженского уездов в поместья и вотчины. Разряды крестьян по материальному положению. Рост повинностей частновладельческих и черносошных крестьян и посадского населения. Городовое строение 1650-х годов: ликвидация белых церковно-монастырских слобод в городах края. Проявления социального протеста.

Церковь и монастыри края в XVI–XVII веках.

Монастыри – центры православия и культуры. Монастыри – феодалы. Узники монастырских тюрем. Старцы-нестяжатели в крае. Нил Сорский. Создание Вологодско-Белозерской и Устюжско-Тотемской епархий. Рост церковных приходов. Образование новых монастырей. Проявления церковного раскола на территории края. Старообрядцы в крае. Патриарх Никон в ссылке, в Ферапонтове и Кирилло-Белозерском монастырях.

Культура края в XVII веке.

Городские жилые, хозяйственные и ремесленные помещения. Дворовые и задворные помещения сельских поселений. Градостроительство. Каменные стены Вологодского архиерейского дома. Великая государева крепость в Кирилло-Белозерском монастыре. Деревянное и каменное храмовое зодчество края. Стили деревянного и каменного церковного зодчества. Книгописные мастерские и библиотеки монастырей. Летописание в Устюге и Спасо-Прилуцком монастыре. Устюжский летописный свод, краткие местные летописцы. Иконописные мастерские монастырей. Шедевры иконописи края. Первые парсуны (портрет гостя Г. Фетиева). Росписи храмов. Дмитрий Плеханов и другие. Прикладное искусство. Вклад устюжан и тотьмичей в освоение и изучение Сибири.

Раздел III. Вологодский край в XVIII веке (6 часов)

Вологодский край в эпоху Петра I.

Посещения края Петром I. Изучение царем возможностей строительства флота на Кубенском озере, его интерес к предприятиям края. «Домик Петра I» в Вологде. Северная война и Вологодский край. Организация сбора колокольной меди. Создание крупных металлургических предприятий (Ижинский и Тырпицкий заводы), их значение для обеспечения нужд армии. Мобилизация населения на строительство Санкт-Петербурга и другие работы. Указ 1713 года об ограничении внешней торговли через Архангельск и его негативные последствия для края. Областные реформы Петра I и административно-территориальное деление края в первой четверти XVIII века. Создание губерний (1708 год). Территория Вологодского края в составе Архангелогородской и Санкт-Петербургской губерний. Вторая областная реформа (1719 год) и образование Белозерской, Вологодской и Великоустюжской провинций.

Аграрное развитие Вологодского края в XVIII веке.

Расселение и население. Различия в освоении территории края в XVIII веке и факторы, обусловившие эти различия. Крестьянская волость как структура расселения. Население Вологодского края в XVIII веке: численность, размещение, возрастной состав, брачность, рождаемость, смертность. Сельское хозяйство. Системы земледелия в Вологодском крае в ХVIII веке. Общинное землепользование в Вологодском крае. Производственные возможности крестьянского хозяйства в условиях севера. Урожайность основных культур в Вологодском крае в ХVIII веке. Основные категории вологодского крестьянства в XVIII веке: численность, размещение, особенности правового и экономического положения. Усиление эксплуатации помещичьих крестьян Вологодского края во второй половине XVIII века.

Торгово-промышленное развитие края в XVIII веке.

Основные отрасли промышленности. Мануфактуры. Ремесленное производство. Хозяйственный облик северного города XVIII века на примере Вологды. Великий Устюг и другие города Вологодского края в системе внутрироссийских торговых связей. Ассортимент городской торговли. Купечество Вологодского края в XVIII веке. Землепроходцы Вологодского края и их роль в освоении Сибири и Дальнего Востока России (Михаил Неводчиков, Василий Шилов, Петр Шишкин). Образование Российско-американской кампании. М. М. Булдаков.

Социально-политическое развитие Вологодского края в XVIII веке.

Губернская реформа Екатерины II (1775 год) и Вологодский край. Территории края в составе Новгородской, Олонецкой, Вологодской и Великоустюгской губерний. Создание Вологодского наместничества (1780 год), выделение из его состава Архангельской губернии (1784 год) и преобразование Вологодского наместничества в Вологодскую губернию (1796 год). Появление новых городов – уездных центров: Вытегра (1773 год), Кириллов (1776 год), Череповец (1777 год), Грязовец, Кадников, Никольск (1784 год). А. П. Мельгунов – генерал-губернатор Вологодского наместничества. Утверждение гербов городов Вологодского края. Общественная жизнь и общественная борьба в Вологодском крае в XVIII веке. Мирское самоуправление в Вологодском крае. Участие представителей Вологодского края в работе Уложенной комиссии 1767 года. Восстание крестьян вотчины Поздеева в 1797 году. Церковь в Вологодском крае в XVIII веке. Церковно-административное деление края. Церковно-приходская организация в Вологодском крае в XVIII веке. Секуляризация церковно-монастырского землевладения в Вологодском крае. Старообрядчество на территории Вологодского края в ХVIII веке.

Культура и быт края в XVIII веке.

Вологда в XVIII веке: население, характер застройки, городское жилье. Первые школы и училища (славяно-латинская школа). Открытие Главного народного училища в Вологде (1786 г.). Духовные учебные заведения. Деятельность вологодских архиереев XVIII века по развитию культуры и просвещения в крае. Архиепископ Иосиф Золотой. Первые труды по истории края. А. А. Засецкий, Я. Фриз. Культурно-просветительская деятельность А. В. Олешова. Живопись и иконопись. Художественные промыслы. Изразцовое дело в Великом Устюге. Великоустюжская чернь в XVIII веке. Архитектура. Старое и новое в городской архитектуре. Перепланировка городов в последней четверти ХVIII века; развитие гражданской архитектуры. Памятники городской архитектуры Вологодского края XVIII века. Народное творчество в Вологодском крае в XVIII веке.
История Вологодского края 7 класс. Распределение учебного времени

Раздел курса

Время на изучение материала

Время на повторение и контроль знаний

Раздел I. Вологодский край в период реформ и централизации (XVI век)

4

1

Раздел II. Вологодский край в XVII веке

5

1

Раздел III. Вологодский край в XVIII веке

5

1

Итого:

14

3

Перечень учебно-методического обеспечения

1.Программа и тематическое планирование 6-9 класс. История Вологодского края. Автор - составитель М.А.Безнин и др.-Вологда.2007.

2.Безнин М.А. История Вологодского края. XVI – XVIII века. 6-7 классы. - Вологда, 2011.

3. История Вологодского края 19-начало 21 века. Методическое пособие для учителей 6-7 классов общеобразовательных учреждений под ред. М.А.Безнина. –Вологда, 2011.

Учебно-тематическое планирование

Раздел I. Вологодский край в период реформ и централизации (XVI век) (5 часов)

1

1

Социально-экономическое развитие края в XVI веке.




Изменения в территориально-административном делении края. Вычленение уездов и их структура. Сельские и городские поселения. Основные категории их населения. Основные формы землевладения: черносошные, вотчинные земли, начало распространения поместного землевладения в Белозерском и Вологодском уездах. Основные категории крестьян. Сельское хозяйство и промыслы. Ремесла. Металлургическое и кузнечное производство. Районы добычи болотной железной руды: Железное Поле (Белозерье – Устюжна Железопольская). Устюжна – город кузнецов. Солеварение в Тотьме. Торговля. Сухоно-Двинский и Белозерско-Онежский водные торговые пути. Московская и Сибирская дороги. Торговые центры края. Ярмарки. Вологда и Устюг – крупнейшие торгово-промышленные центры. Проявление хозяйственного кризиса 1570–1580-х годов в крае.

Деревня, погосты,

села, тяглое и нетяглое население,

поместье, вотчина,

бобыли, холопы, государственные повинн ост и, черносошные земли, промыслы, ярмарка

Земли, уезды, половины, станы,

волости, починок, посад, слобода

§ 12

2

2

Социально-политическая история края в XVI веке.




Система кормлений. Губная и земская реформы. Первые в стране губные и земские грамоты: Вельская, Белозерская (1539 год) и Устюжская (1540 год) губные и Важская уставная земская (1552 год). Край в годы опричнины. Вологда – одна из опричных резиденций Ивана Грозного. Строительство в Вологде кремля, церквей и Софийского собора, речной царской флотилии. Расширение в Вологодском уезде дворцового и поместного землевладения. Опричные репрессии в крае: земельные конфискации, ссылка, казни. Вологжане на приграничных рубежах. Отражение набегов татарских орд Казанского и Сибирского ханств на устюгские, вологодские и тотемские земли. Участие население края в присоединении к России Западной Сибири.

Наместник, волостель, система кормлений, уставная грамота, городовые,

приказчики, губная

изба, земская изба,

приказы, опричнина; 1565 г.; Иван Грозный, хан Кучум, Ермак

Наместничий волостелин

корм

§ 13

3

3

Общерусская основа и местные черты культуры края в XVI веке.





Грамотность, письменность, литература, устное народное творчество. Летописание. Устюжский летописный свод. Градостроение. Деревянное и каменное храмовое зодчество. Каменные храмы Спасо-Прилуцкого, Кирилло-Белозерского и других монастырей. Дионисий и фрески Ферапонтова монастыря. Иконописные памятники края. Прикладное искусство.

Пергамен, бумага,

летописи, сказания,

предания, клеть,

шатровый с тиль,

ф рес ки, иконы;

И. Федоров; Василий III




§ 14

4

4

Быт края в XVI веке.




Быт населения края.










5

5

Урок обобщения и

закрепления знаний «Вологодский край в XVI веке».




Решение тестовых заданий, исторический диктант, вопросы и задания в рабочей тетради

§ 12-14

Раздел II. Вологодский край в XVII веке (6 часов)

6

1

Край в Смутное время и годы польско-шведской интервенции.





Ссылка Романовых на Север. Свержение Лжедмитрия I и ссылка поляков в города Севера. Борьба с тушинцами: восстание 1608 года, героическая оборона Устюжны. Борьба за освобождение страны и края от польско-шведских интервентов в 1611–1619 годах. Разорение Белозерска и Вологды, оборона Кирилло-Белозерского монастыря, Великого Устюга, Кичменгского Городка. Социально-экономические последствия Смутного времени.

Смута, самозванцы,

и н т е р в е н ц и я ,

стрельцы, тушин-

цы, Борис Годунов,

Василий Шуйский,

Лжедмит рий I,

Лжедмитрий II,

М. Скопин-Шуй-

ский, К. Минин и

Д. Пожарс кий, М. Романов

Остроги, ос-

трожки, за-

с еки, рат -

ные люди

§ 15

7

2

Экономическое развитие края в XVII веке.





Оживление в сельском хозяйстве. Углубление специализации районов, рост товарности. Старые и новые центры ремесла. Леденгские солепромыслы. Укрупнение производства (простая кооперация в кузнечном деле, мануфактурное производство). Рост торговли. Падение значения Белозерска, Устюжны. Усиление экономического потенциала Вологды и Великого Устюга. Формирование новых торговых центров (Верховажский посад), новых ярмарок (Грязовецкая). Купцы края: Босые, Грудцыны (В. Устюг), Г. Фетиев (Вологда) и другие. Формирование областных рынков. Вклад населения края в освоение Сибири.

Ремесло, промыс-

лы, ярмарки, посад

Гости, заповедный товар, ярыжные, коч, варницы,

Гостиный двор, суконная и гостиная сотни

§ 16

8

3

Социально-политическое развитие края в XVII веке.





Введение воеводского правления. Раздача земель Вологодского, Белозерского и Устюженского уездов в поместья и вотчины. Разряды крестьян по материальному положению. Рост повинностей частновладельческих и черносошных крестьян и посадского населения. Городовое строение 1650-х годов: ликвидация белых церковно-монастырских слобод в городах края. Проявления социального протеста.

«Бунташный век»,

приказы, воеводы,

урочные лета, запо-

ведные лета, дьяки,

подьячие, поместье,

вотчина, черные со-

хи, белые слободы,

повинности, недо-

имки; М. Романов, Алексей Михайло-

вич, С. Разин

Четвертной

приказ, вое-

водская из-

ба, половни-

ки, бобыли,

бобыльский

оброк, тяг-

ло

§ 17

9

4

Церковь и монастыри края в XVI–XVII веках.





Монастыри – центры православия и культуры. Монастыри – феодалы. Узники монастырских тюрем. Старцы-нестяжатели в крае. Нил Сорский. Создание Вологодско-Белозерской и Устюжско-Тотемской епархий. Рост церковных приходов. Образование новых монастырей. Проявления церковного раскола на территории края. Старообрядцы в крае. Патриарх Никон в ссылке, в Ферапонтове и Кирилло-Белозерском монастырях.

Нестяжатели, иосифляне, монастырь, епархии, приходы, патриарх, церков ный раскол,

старообрядцы; Василий III, Иосиф

Волоцкий, Нил Сорский, патриарх Никон

Пустынь,

скит, приход

§ 18

10

5

Культура края в XVII веке.





Городские жилые, хозяйственные и ремесленные помещения. Дворовые и задворные помещения сельских поселений. Градостроительство. Каменные стены Вологодского архиерейского дома. Великая государева крепость в Кирилло-Белозерском монастыре. Деревянное и каменное храмовое зодчество края. Стили деревянного и каменного церковного зодчества. Книгописные мастерские и библиотеки монастырей. Летописание в Устюге и Спасо-Прилуцком монастыре. Устюжский летописный свод, краткие местные летописцы. Иконописные мастерские монастырей. Шедевры иконописи края. Первые парсуны (портрет гостя Г. Фетиева). Росписи храмов. Дмитрий Плеханов и другие. Прикладное искусство. Вклад устюжан и тотьмичей в освоение и изучение Сибири.

Изба, клеть, кремль,

острог, посад, клетский и шатовые

церкви, иконопись,

фрески; Алексей

Михайлович

Дворовые и

задворные

постройки

§ 19

11

6

Урок обобщения и

закрепления знаний по теме «Вологодский край в XVII веке».




Решение тестовых заданий, заданий и кроссвордов в рабочей тетради, исторический диктант

§ 15-19

Раздел III. Вологодский край в XVIII веке (6 часов)

12

1

Вологодский край в эпоху Петра I.





Посещения края Петром I. Изучение царем возможностей строительства флота на Кубенском озере, его интерес к предприятиям края. «Домик Петра I» в Вологде. Северная война и Вологодский край. Организация сбора колокольной меди. Создание крупных металлургических предприятий (Ижинский и Тырпицкий заводы), их значение для обеспечения нужд армии. Мобилизация населения на строительство Санкт-Петербурга и другие работы. Указ 1713 года об ограничении внешней торговли через Архангельск и его негативные последствия для края. Областные реформы Петра I и административно-территориальное деление края в первой четверти XVIII века. Создание губерний (1708 год). Территория Вологодского края в составе Архангелогородской и Санкт-Петербургской губерний. Вторая областная реформа (1719 год) и образование Белозерской, Вологодской и Великоустюжской провинций.

Держава, рекрут-

ские наборы, кум-

панства, губернии,

провинции, верфи;

1700–1721 гг.,

1708 г.; Петр I




§ 20

13

2

Аграрное развитие Вологодского края в XVIII веке.





Расселение и население. Различия в освоении территории края в XVIII веке и факторы, обусловившие эти различия. Крестьянская волость как структура расселения. Население Вологодского края в XVIII веке: численность, размещение, возрастной состав, брачность, рождаемость, смертность. Сельское хозяйство. Системы земледелия в Вологодском крае в ХVIII веке. Общинное землепользование в Вологодском крае. Производственные возможности крестьянского хозяйства в условиях севера. Урожайность основных культур в Вологодском крае в ХVIII веке. Основные категории вологодского крестьянства в XVIII веке: численность, размещение, особенности правового и экономического положения. Усиление эксплуатации помещичьих крестьян Вологодского края во второй половине XVIII века.

Ревизии, волость,

трехполье, перелог,

подсека

Кре с т ья н -

ский мир

§ 21

14

3

Торгово-промышленное развитие края в XVIII веке.




Основные отрасли промышленности. Мануфактуры. Ремесленное производство. Хозяйственный облик северного города XVIII века на примере Вологды. Великий Устюг и другие города Вологодского края в системе внутрироссийских торговых связей. Ассортимент городской торговли. Купечество Вологодского края в XVIII веке. Землепроходцы Вологодского края и их роль в освоении Сибири и Дальнего Востока России (Михаил Неводчиков, Василий Шилов, Петр Шишкин). Образование Российско-американской кампании. М. М. Булдаков.

Мануфактура, яр-

марка

«Заводы»

§ 22

15

4

Социально-политическое развитие Вологодского края в XVIII веке.





Губернская реформа Екатерины II (1775 год) и Вологодский край. Территории края в составе Новгородской, Олонецкой, Вологодской и Великоустюгской губерний. Создание Вологодского наместничества (1780 год), выделение из его состава Архангельской губернии (1784 год) и преобразование Вологодского наместничества в Вологодскую губернию (1796 год). Появление новых городов – уездных центров: Вытегра (1773 год), Кириллов (1776 год), Череповец (1777 год), Грязовец, Кадников, Никольск (1784 год). А. П. Мельгунов – генерал-губернатор Вологодского наместничества. Утверждение гербов городов Вологодского края. Общественная жизнь и общественная борьба в Вологодском крае в XVIII веке. Мирское самоуправление в Вологодском крае. Участие представителей Вологодского края в работе Уложенной комиссии 1767 года. Восстание крестьян вотчины Поздеева в 1797 году. Церковь в Вологодском крае в XVIII веке. Церковно-административное деление края. Церковно-приходская организация в Вологодском крае в XVIII веке. Секуляризация церковно-монастырского землевладения в Вологодском крае. Старообрядчество на территории Вологодского края в ХVIII веке.

Наместничество,

генерал- губернатор, Сенат, герб, Уложенная комиссия, церковный

приход, старообрядчество; 1775 г., 1767 г.; Екатерина II

Сход, секу-

ляризация,

«беспопов-

щина»

§ 23

16

5

Культура и быт края в XVIII веке.





Вологда в XVIII веке: население, характер застройки, городское жилье. Первые школы и училища (славяно-латинская школа). Открытие Главного народного училища в Вологде (1786 г.). Духовные учебные заведения. Деятельность вологодских архиереев XVIII века по развитию культуры и просвещения в крае. Архиепископ Иосиф Золотой. Первые труды по истории края. А. А. Засецкий, Я. Фриз. Культурно-просветительская деятельность А. В. Олешова. Живопись и иконопись. Художественные промыслы. Изразцовое дело в Великом Устюге. Великоустюжская чернь в XVIII веке. Архитектура. Старое и новое в городской архитектуре. Перепланировка городов в последней четверти ХVIII века; развитие гражданской архитектуры. Памятники городской архитектуры Вологодского края XVIII века. Народное творчество в Вологодском крае в XVIII веке.


«Циф ирные шко-

лы», семинарии, на-

родные училища,

барокко, клас си-

цизм, посад

Великоус -

т ю ж с к а я

чернь


§ 24

17

6

Урок обобщения и закрепления знаний. Итоговый тест.




Решение тестовых заданий, заданий и кроссвордов в рабочей тетради, исторический диктант, игра «Угадай понятие, дату, имя…»

§ 20–24







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по истории Вологодского края для 7 класса на 2013-2014 учебный год Составила Жданова Наталия Васильевна iconРабочая программа по истории Вологодского края
«История Вологодского края» составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2004),...
Рабочая программа по истории Вологодского края для 7 класса на 2013-2014 учебный год Составила Жданова Наталия Васильевна iconРабочая программа по истории Вологодского края 6 9 классы
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы: история Вологодского края. 6-9 классы. Автор: Безнин М. А. Ид...
Рабочая программа по истории Вологодского края для 7 класса на 2013-2014 учебный год Составила Жданова Наталия Васильевна iconРабочая программа по истории средних для 9 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основефедерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по истории Вологодского края для 7 класса на 2013-2014 учебный год Составила Жданова Наталия Васильевна iconРабочая программа по истории Вологодского края 6а 7а класс
«История Вологодского края 6 – 9 классы» под редакцией М. А. Безнина, Вологда, 2007
Рабочая программа по истории Вологодского края для 7 класса на 2013-2014 учебный год Составила Жданова Наталия Васильевна iconРабочая программа по истории для 7 класса на 2013-2014 учебный год
Новой истории конца XV-XVIII веков, как закономерном и необходимом периоде всемирной истории
Рабочая программа по истории Вологодского края для 7 класса на 2013-2014 учебный год Составила Жданова Наталия Васильевна iconРабочая программа по истории для 6 класса на 2013-2014 учебный год
России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелей общественной истории
Рабочая программа по истории Вологодского края для 7 класса на 2013-2014 учебный год Составила Жданова Наталия Васильевна iconРабочая программа по истории для 6 класса на 2013-2014 учебный год
России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелей общественной истории
Рабочая программа по истории Вологодского края для 7 класса на 2013-2014 учебный год Составила Жданова Наталия Васильевна iconРабочая программа по истории для 7 класса на 2013-2014 учебный год
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей истории, экономики, обществознания, исторического...
Рабочая программа по истории Вологодского края для 7 класса на 2013-2014 учебный год Составила Жданова Наталия Васильевна iconРабочая программа по истории для 6 класса на 2013 2014 учебный год
...
Рабочая программа по истории Вологодского края для 7 класса на 2013-2014 учебный год Составила Жданова Наталия Васильевна iconРабочая программа по всеобщей истории для 8 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной...
Рабочая программа по истории Вологодского края для 7 класса на 2013-2014 учебный год Составила Жданова Наталия Васильевна iconРабочая программа по истории для 7 класса 2013 2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе цивилизационно гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным...
Рабочая программа по истории Вологодского края для 7 класса на 2013-2014 учебный год Составила Жданова Наталия Васильевна iconРабочая программа по истории для 9 класса на 2013-2014 учебный год
Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни
Рабочая программа по истории Вологодского края для 7 класса на 2013-2014 учебный год Составила Жданова Наталия Васильевна iconРабочая программа по истории для 8 класса 2013 2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе цивилизационно гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным...
Рабочая программа по истории Вологодского края для 7 класса на 2013-2014 учебный год Составила Жданова Наталия Васильевна iconРабочая программа по всеобщей истории для 7-го класса на 2013-2014 учебный год
Календарно – тематическое планирование по курсу «История Нового времени 1500-1800г г.»
Рабочая программа по истории Вологодского края для 7 класса на 2013-2014 учебный год Составила Жданова Наталия Васильевна iconРабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса на 2013/2014 учебный год
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №316
Рабочая программа по истории Вологодского края для 7 класса на 2013-2014 учебный год Составила Жданова Наталия Васильевна iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 10-11 класса...
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10-11 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена с использованием


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск