РАБОЧАЯ программа по истории ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа по « Истории Пензенского края» МБОУ ООШ c.Ильмино Никольского района Пензенской области создана на основе Региональной Программы.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
За счет учебного времени из регионального компонента предполагается изучение особой содержательной линии «История родного края». Эта содержательная линия предусмотрена государственным стандартом общего образования и в обязательном минимуме содержания стандарта отмечена курсивом, то есть ориентирована на обязательное изучение, но не подлежит включению в требования к уровню подготовки выпускников основной общей школы. «История родного края» изучается в качестве краеведческого модуля в курсе истории в 8 классе.
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
Цели
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Место предмета в учебном плане: Учебный план МБОУ ООШ с.Ильмино Никольского района Пензенской области отводит для изучения Истории Пензенского края 68 часов за годы обучения в 8 классах.
8 класс-34 часа (1 раз в неделю)
Основное содержание ПРОГРАММЫ 8 класс.
Первобытное общество.2 часа
Древнейшие люди.
Проблема заселения и освоения территории Пензенского края в глубокой древности, в каменном веке
Развитие феодализма 10 часов.
Первые государства.
Процесс становления раннефеодальных государств Поволжья – Хазарского каганата (VII–X вв.) и ВолжскойБулгарии, Буртасское княжество.
Монголо-татарское нашествие.Роль Волжской Булгарии и народов, населявших территорию Пензенского края, в борьбе с монголо-татарским нашествием.
Государство-Золотая Орда. Мохши– крупнейший город Золотой Орды, Казанское ханство. Отношения Московского государства с Казанским ханством.
Культура в X – XVI веках
Вхождение Пензенского края в состав Русского государства. 5 часов.
Русская колонизация и поход Ивана Грозного на Казань
Главная внешнеполитических задач Ивана IV- борьба с Казанским ханством. Значение присоединения Казанского ханства к России.
Первые засечные черты. Основание Пеззы.
Личность Ю. Е. Котранского и Е. П. Лачинова.
Пензенский край во второй половине 17 века. 11часов.
XVII в. – «бунташное время».Восстание под предводительством С. Т. Разина.
Освоение края в 70 – 80-е годы XVII века.
Дальнейшее расширение территории Российского государства, продвижение русских на юг в конце XVII в..
Экономическое развитие края в XVIIвеке.Культура Пензенского края XVII века.
Административно-территориальное деление Пензенского края в XVII – XVIII веках
Административно-территориальное положение Пензенского края на протяжении XVIII в., Гербы городов Пензенского края
Экономическое положение
Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва
А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов о крестьянской войне Е. И. Пугачёва. Культура XVIII века
Закат крепостной эпохи.6 часов.
Отечественная война 1812 года. Участие уроженцев Пензенской губернии в Отечественной войне 1812 г Общественные движения
Культура в первой половине XIX в.
Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. |