Урок искусства в 9 классе «Здесь всё мое родное»





Скачать 93.11 Kb.
НазваниеУрок искусства в 9 классе «Здесь всё мое родное»
Дата публикации07.10.2014
Размер93.11 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Урок искусства в 9 классе «Здесь всё мое родное»

(Музыка и формирование национального самосознания личности)

Цель урока: формировать духовность учащихся на лучших образцах культурно-музыкального наследия Пензенского края, именах, принесших славу нашей «малой родине» и России.

Задачи

Образовательные: познакомить учащихся с широкой панорамой культурной жизни Пензенского края, показав живую связь искусства прошлого с современной музыкальной культурой; актуализировать знания учащихся о многообразии и особенностях музыкальных жанров – романс, песня, духовная, камерная, народная музыка, жанры танцевальной музыки.

Развивающие: развивать эмоциональную отзывчивость, навыки слышания, осмысления, сопереживания музыке; развивать творческий потенциал учащихся в процессе выполнения художественно-творческих заданий - в вокальных и театральных импровизациях, художественном чтении, моделировании ритмического сопровождения.

Воспитательные: формировать ценностно-нравственные ориентации учащихся - способствовать воспитанию культурно – исторической памяти, гражданской позиции, любви к родному краю.

Тип урока: проблемный комбинированный интегрированный (метапредметный) урок, в котором представлены музыка, литературное и историческое краеведение, элементы театрализации, кинематография.

Форма урока (жанр): заочная экскурсия по родному краю.

Место урока в системе уроков: Урок «Здесь всё моё родное» - один из уроков цикла по музыкальному краеведению «Музыкальная карта Пензенской области».

Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, экран, набор шумовых народных инструментов.

Открывает урок «Песня о родном крае» музыка Е.Крылатова, слова Л.Дербенева. ( в исполнении учителя – 1 куплет)Слайд1 Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня у нас с вами особенный урок искусства, который, я надеюсь, принесет нам много счастливых переживаний, интересных открытий, потому что мы будем говорить о самом дорогом для каждого человека.

На этой огромной планете, сынок, Но где б ты вдали ни бродил, все равно

Под куполом вечных небес Ты помни, встречая рассвет,

Есть множество всяких путей и дорог Что место одно есть такое, одно,

И разных диковинных мест. Где ты появился на свет.

Слово учителя (на фоне музыки) . Как вы думаете, почему эта песня открыла наш урок? Вы почувствовали, о чем сегодня пойдет наш разговор? О своей «малой Родине», о нашем родном городе Пензе, который стоит на пороге юбилея. Это не только красивая знаменательная дата, это возможность поклониться отчему краю, задуматься о его судьбе, о самих себе, о нашей памяти, а порой, беспамятстве.

Какой вид искусства обладает удивительным свойством завораживать сердца слушателей, переносить их во времени и пространстве, высвечивая события, судьбы людей, помогая прикоснуться к их чувствам, мыслям, переживаниям. Конечно, музыка. Я приглашаю вас на экскурсию по Пензененскому краю, и.сопроврождать нас в пути будет музыка. Мы побываем в местах, которые составили музыкальную славу не только пензенской земли, но и всей России.

Сколько старинных усадеб, «культурных гнезд» расположено на пензенской земле! Зубриловка, Надеждино, Знаменское, Широкоис…Их хозяева оставили заметный след в культурной жизни России.

(колокольный звон) Слышите отдаленный колокольный звон? Неторопливо, покойно и светло, словно напутствие перед дальней дорогой, звучит колокол храма Спасо-Преображения, Слайд наполняя удивительным звоном воздух приближающегося утра. Исстари в России главные дороги вели от храма. Наше путешествие начинается в Зубриловке, с моей малой родины. Это «родовое гнездо» князей Голицыных. Трехвековая история Зубриловки не оставляет равнодушными не только тамалинцев , но и гостей нашего края. (фон музыка – Мусоргский или Свиридов)

Что это за Голицынский дом и какие великие люди побывали там? Слайд

На неспешных берегах Хопра какая музыка в 18-19в могла звучать? Где она звучала? В храме звучала духовная музыка, колокола; во время праздников музыка звучала в парке, на открытом воздухе – танцы, серенады; звучали русские народные песни разных жанров; в доме князей Голицыных можно было услышать романсы, арии из опер (дружба с Глинкой, Пушкиным). В те времена было принято музицировать. Хозяева и гости расставляли подставки для нот – пульты, вынимали из чехлов скрипки, альты, виолончели, кто-то садился за клавесин, и начинался домашний концерт. Слайд

Давайте мысленно перенесемся в уютную круглую залу Голицынского дворца и послушаем чудесную музыку в исполнении струнного оркестра. Мы с волнением замираем – и восхитительная музыка уже завладела нами (видео- ансамбль музыкантов 18 в. исполняет музыку А.Вивальди «Времена года») Вы достаточно чуткие и знающие слушатели, какое произведение исполняли старинные музыканты?

Попрощаемся с Зубриловкой и её гостеприимными хозяевами. А на чем путешествовали в старину? На тройках. Возьмем в руки инструменты и создадим образ скачущей тройки. Слайд (лейтмотив дороги – «Тройка» Г.Свиридова, ложки, колокольчики, коробочки, имитирующие бег лошадей).

Слайд Вот с холма показались купола церкви Михаила Архангела, окруженной стройными липами и дубами, и нашему взору открылся еще один уголок Пензенского края– Тарханы, имение Е.А.Арсеньевой, расположенное в Чембарском уезде Пензенской губернии.

-Чем дороги нам Тарханы?

Наша тарханская земля освящена именем М.Ю.Лермонтова. Тарханские аллеи хранят в памяти первые шаги поэта. Потому что здесь пережил он первые радости и горести. Потому что именно сюда «летел» в мечтах он «вольной, вольной птицей». Потому что именно здесь обрел он вечный покой.

Я хочу сегодня вместе с вами приоткрыть одну из сторон его таланта, его души, может быть, самую близкую для поэта, самую тонкую и трепетную.

Природа наделила М.Лермонтова, профессионального военного, не только высоким даром поэта, талантом живописца, но и удивительной музыкальностью. Не много в мире рождалось поэтов, которые бы так «слышали» мир. С первых шагов короткой и тревожной жизни поэта музыка прочно овладела его сознанием.. Слайд Мать Лермонтова, Марья Михайловна, была «одарена душой музыкальной». В Тарханах долго помнили, как «посадив ребенка своего себе на колени, она заигрывалась на фортепиано, а он, прильнув к ней головкой, сидел неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу, и слезы катились по его личику» (фрагмент фильма «Лермонтов» режиссера Н.Бурляева). Воспоминание о песне матери стало для Лермонтова на всю жизнь мерилом прекрасного, мерилом любви. Слайд

М.Лермонтов пел, играл на скрипке, фортепиано, флейте, сочинял музыку на собственные стихи. Лермонтов был прекрасно знаком с музыкальной культурой своего времени. Большой любитель оперного искусства, посетитель концертов, музыкальных вечеров для «избранных», где к его мнению прислушивались. Лермонтов был знаком с выдающимися музыкантами своего времени: Глинкой, Даргомыжским, гитаристом-виртуозом Высотским, певицей Бартеневой. Лермонтов одним из первых в России сумел оценить гениальных Бетховена и Шуберта. Слайд Музыка Бетховена тогда только начала проникать на русские концертные эстрады. Могучий гений Бетховена оставил глубокий след в душе юного поэта. Лермонтов восхищался фортепианными сонатами, «чудной, фантастической» увертюрой «Эгмонт», .(играю фрагмент увертюры Бетховена «Эгмонт») Представление о Лермонтове–музыканте долго сохранялось среди самых близких его друзей. Перечисляя увлечения поэта, музыку они ставили на первое место. Наверное, поэтому, стоит лишь внимательно вчитаться в стихи Лермонтова, мы услышим, что они звучат, как музыка.

-Что вы знаете и любите у Лермонтова? Много ли стихов знаете наизусть? Прочтите так, чтобы стихи зазвучали музыкой. (Казачья колыбельная, Молитва, Ангел, Горные вершины, Звуки, Парус…) -Какой музыкой звучат стихи? Стихи Лермонтова можно не только читать, но и петь. По словам современника Лермонтова поэта и композитора Огарева «из них каждое – или песня, или симфония». (исполнение романса на стихи Лермонтова – по выбору) Слайд Пусть зазвучат в нашем исполнении лермонтовские строчки. В горах можно услышать эхо? Ваши голоса будут своеобразным эхом. (Варламов «Горные вершины»)

Слайд В Тарханах у Лермонтова была особая «музыкальная среда» - крепостные его бабушки. С детских лет он знал и любил народные песни. Как замечательно, что песни, которые слышал и любил Лермонтов, исполняются и ныне. Давайте и мы с вами побываем на народном празднике в Тарханах. Фольклорный коллектив «Тарханские посиделки» - гордость музея. Его участники поют песни, созданные здесь - в Тарханах - несколько веков назад, собранные и воссозданные сотрудниками. Выступают на праздниках - как хорошо известных, так и почти забытых. Колядки, святочные гадания, масленичные гуляния, старинные свадебные обычаи - все это в Тарханах обрело новую жизнь. (видеофрагмент фольклорного праздника в Тарханах) Слайд

Вот таков наш Лермонтов! Подлинная музыка сердца! Можете ли вы представить поэта Лермонтова вне музыки? А музыку без поэзии Лермонтова? Слайд Исключительная музыкальная одаренность!

Именно музыкальностью, этой значительной чертой его таланта и объясняется потрясающий факт, что при всей сложности, глубине, философичности его стихов, трудности их воплощения в музыке, к поэзии Лермонтова обратились 800 композиторов, создав более 2500 произведений разных жанров. «Горные вершины» - к стихотворению обратились около 100 композиторов, «Молитву» положили на музыку 90 композиторов, «Парус» - 70 произведений, «На севере диком» - более 100, «Тучи» - более 60, «Казачья колыбельная» - более 90 композиторов, точку поставить невозможно…Бесценен вклад Лермонтова – поэта, художника, музыканта в культуру Пензенского края, России и мировую культуру. Покидаем знаменитые Тарханы, а в душе еще звучит музыка сердца великого поэта. Слайд

И опять впереди у нас дорога. (лейтмотив дороги – «Тройка» Г.Свиридова, ложки, колокольчики, бубенцы, коробочки, имитирующие бег лошадей). И вот уже вдалеке замелькали огни губернского города. С Никольской улицы свернем на Троицкую и остановимся у ярко освещенного дома Дворянского собрания. Слайд Это – конечный пункт нашего путешествия. Давайте скорее войдем туда. Долгие десятилетия Дворянское собрание было центром культурной жизни Пензенского края. Здесь проходили не только выборы, но и устраивались балы, концерты, спектакли. Слайд По ступеням парадной лестницы поднимались в большой зал поэты В.Жуковский, П.Вяземский, писатель М.Загоскин, на концертах в собрании блистали выдающиеся музыканты и певцы своего времени: скрипачи Г.Венявский, Л.Ауэр, пианисты С.Танеев, И.Гофман, певицы Д.Леонова, М.Дезире -Арто, Н.Обухова, Н.Плевицкая. Здесь на балу поэт-партизан, герой войны 1812 года Денис Давыдов очаровывал своими лирическими стихами пензенских красавиц Слайд .(видеофрагмент бала из к-ф «Эскадрон гусар летучих» - романс «О, пощади») - Сколько эмоций вызывает эта сцена! А у вас? Хотелось бы побывать на бале?

Слайд Почему он так моден в наше время? (торжественность, красота, благородство манер, бальный этикет, классический набор танцев) - Перечислите известные вам. (более 30 различных танцев) Узнайте танец. (полонез, вальс, мазурка, полька-галоп). Гостей развлекали игрой на фортепиано, исполнением романсов, домашним театром, игрой в фанты. У меня для вас сюрприз. Почему я попросила несколько личных предметов? Это фанты, вернуть которые можно, выполнив определенное задание. Давайте оживим историю и перенесемся в мир забытый, но такой привлекательный. Вы тоже сможете поучаствовать в бале и получить от этого огромное удовольствие. (игра-импровизация -«фанты»: первому фанту прочесть стих-е из альбома, второму – сделать комплимент даме, третьего обладателя этого предмета – попросим сыграть или спеть) (можно будет продолжить это настроение)

Как ни жаль, но время неумолимо. Подходит к концу бал. Скоро наступит утро, и первый луч солнца скользнет по куполу Спасского кафедрального Слайд собора. -Вы помните, откуда начинался наш путь? Вновь, как и в начале пути, слышны удары большого церковного колокола. (колокол, «Богородице Прилежно») Сливаясь с колоколом, благоговейно и строго звучит вечерняя молитва нашего великого земляка, композитора и хорового дирижера А.А.Архангельского, Слайд под музыку которого молилась вся Россия. Словно прощаясь, Александр Андреевич обращается к каждому из нас: «Будь добр и милосерден. Будь честен перед собой, и ты никогда не обманешь другого. Люби. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Мир тебе». Слайд

Отзвучала музыка, завершается и наше путешествие, но не закончен разговор о самом главном, о нас с вами. - Какие чувства вызвало наше путешествие? Что стало для вас открытием? Не позвал ли вас урок в дорогу? Куда? Чьи имена вписаны золотыми буквами в энциклопедию культуры Пензенского края? У искусства земли Пензенской – славное прошлое. И такое же славное настоящее! Не прерывается связь времен и поколений, наши замечательные пензенские коллективы сохраняют и обогащают лучшие творческие традиции нашего края. Культурное наследие нашего края признано в России и в мире.

(Слайды слайды: Академический хор В.Каширского, струнный квартет «Премьера», Пензенский русский народный хор им. народного артиста РСФСР Октября Гришина, фольклорные ансамбли «Реченька», «Миряне», ансамбль народной песни «Голоса России», «Вольница», ансамбль солистов «Старгород», народные хореографические ансамбли «Зоренька», «Вензеля», «Каблучок», «Казачья застава» и др.) Возрождается традиция проведения балов, проводится фестиваль хоровой музыки «Поющий край» им. А.А.Архангельского. (Последние новости культурной жизни нашего города?)

А какое будущее ждет нашу культуру? Кем будет написана следующая страница? Скоро вы вырастете. Кем вы станете? Что сделаете для того, чтобы культура нашего края жила и развивалась? (не отвечайте сейчас - это вам тема для размышления) Вы были сегодня прекрасными слушателями, исполнителями, и все заслуживаете самой высокой оценки. Но никакой оценкой нельзя измерить любовь к своей большой и малой Родине. Она просто должна быть, и жить в ваших сердцах с первой минуты жизни и до последнего дыхания. И пусть заключительная песня прозвучит гордо, ярко, как признание в любви к нашему краю, к великому наследию наших предков. Слайд

Песня «Наследие» Ермолов – Попков Спасибо вам за работу. На память пусть останутся маленькие колокольчики, совсем скоро подобные им прозвучат на вашем последнем звонке и позовут вас в дорогу. Удачи вам.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок искусства в 9 классе «Здесь всё мое родное» iconУрок изобразительного искусства во 2 классе Тема : «Весенний солнечный день»
Тип урока: Интегрированный урок изобразительного искусства, окружающего мира литературного чтения и музыки
Урок искусства в 9 классе «Здесь всё мое родное» iconУрок в 9 классе по теме: «Моделирование как метод познания»
Литературный эпиграф к уроку: «Все виды искусства служат главному искусству- искусству жить на Земле» Б. Брехт
Урок искусства в 9 классе «Здесь всё мое родное» iconКонспект урока по искусству в 8 классе «Роль искусства в сближении...
Литературный эпиграф к уроку: «Все виды искусства служат главному искусству- искусству жить на Земле» Б. Брехт
Урок искусства в 9 классе «Здесь всё мое родное» iconВ год 60-летия победы исполняется
Рокоcсовский, дети и война, четыре года войны и др., кто-то воспользовался учебником по краеведению «Мое родное Солнечногорье» и...
Урок искусства в 9 классе «Здесь всё мое родное» iconУрок технологии в 8 классе Тема: «В мире красоты»
Это совершенно необычный урок- размышление о многообразии и красоте окружающего мира, о месте и роли человека в этом мире. Урок носит...
Урок искусства в 9 классе «Здесь всё мое родное» iconТема: Местоимения он, она, оно, они
Я рада вас всех видеть! Настал новый урок. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь друг другу....
Урок искусства в 9 классе «Здесь всё мое родное» iconПрограмма дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров...
Духовная основа средневекового искусства объединяет все виды искусства древности, образуя синтез искусств, сердцевину которого составляют...
Урок искусства в 9 классе «Здесь всё мое родное» iconУрок-игра "1 сентября"
Учитель. Сегодня 1 сентября. Прошли весёлые каникулы, вы все отдохнули, набрались сил, и мы снова собрались в нашем классе. Пришла...
Урок искусства в 9 классе «Здесь всё мое родное» iconПояснительная записка Формирование интересов, потребностей личности...
Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к...
Урок искусства в 9 классе «Здесь всё мое родное» iconЗдесь нас никто не услышит. Никто не сможет подслушать, поэтому я...
Запишите, что среди множественных уродств встречаются … (Симметричные и асимметричные)
Урок искусства в 9 классе «Здесь всё мое родное» iconТематическое планирование по изо 6 класс
Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к...
Урок искусства в 9 классе «Здесь всё мое родное» iconУроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности»
Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе)
Урок искусства в 9 классе «Здесь всё мое родное» iconМузейный урок «Воспоминания»
Удивительный этот дом школа! Здесь все перемешалось: детство и зрелось, юность и романтика, наука и искусство, мечты и реальная жизнь....
Урок искусства в 9 классе «Здесь всё мое родное» iconТема: «Это моё право»
Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день
Урок искусства в 9 классе «Здесь всё мое родное» iconМое личное кредо «Научить школьника учиться, думать, ставить цели...
Все это создает все условия для достижения цели современного образования, а именно предметных, метапредметных и личностных результатов...
Урок искусства в 9 классе «Здесь всё мое родное» icon«Моя семья моё богатство»
Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск