Мое личное кредо «Научить школьника учиться, думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении»





Скачать 148.38 Kb.
НазваниеМое личное кредо «Научить школьника учиться, думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении»
Дата публикации26.10.2014
Размер148.38 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

в условиях реализации ФГОС

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Это не что иное, как личностные результаты обучения, которые прописаны в стандартах нового поколения. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Все это создает все условия для достижения цели современного образования, а именно предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

Считаю, одна из основных целей преподавания физической культуры – достижение высоких показателей качества обучения при условии сохранения собственного здоровья. Уверена, здоровье человека – залог его личного успеха. Мое личное кредо - «Научить школьника учиться, думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении». Учащийся – это ребенок, который имеет определенный набор индивидуальных особенностей, склонностей и устремлений; он - личность, которая требует к себе уважения, понимания.

Убеждена, что компетентностный подход в образовании - основа мастерства учителя. Применяю компетентностный подход в практике преподавания физической культуры через следующие его компоненты:

  1. информационный компонент – изучение культурно-исторических основ знаний, медико-биологических, психолого-социальных основ и основ безопасности жизнедеятельности. Данный компонент способствует развитию ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетенций.

  2. операциональный компонент – включает в себя двигательные умения и навыки (освоение техники упражнений и развитие способностей) и практические умения. Этот компонент позволяет формировать у учащихся коммуникативную компетенцию и компетенцию личностного самосовершенствования.

  3. мотивационный компонент – отражает требования к учащимся (что они должны знать, уметь, демонстрировать).

В моей педагогической практике как учителя физической культуры актуальным путем построения учебно-воспитательного процесса стал путь создания методической системы обучения, основанной на мотивационной основе. В числе общих целей, обозначенных для преподавания, важной считаю выработку устойчивого интереса к предмету физическая культура. Это помогает реально обеспечить рост учебной успешности у значительного числа учащихся, в конечном счете, повысить качество образования. С целью достижения успеха и высоких результатов в обучении и развитии каждого школьника мною используются методы и приемы активизации познавательной деятельности и двигательной активности учащихся, такие как спортивно-познавательные игры, уроки-путешествия, уроки-экскурсии, проектная и исследовательская деятельность в рамках научного школьного общества «Логос», информационно-коммуникативные и личностно-ориентированные технологии.

Специфика организации мною учебных и внеучебных занятий заключается: в большой доле самостоятельной работы, решении творческих задач; в интенсификации обучения за счет усиления индивидуальной работы; в создании самостимулирующей умственной деятельности, перенос центра тяжести с обучения на учение, на самостоятельную переработку и усвоение информации. Моя роль как учителя - помочь детям научиться управлять процессом приобретения и усвоения знаний, научить их адекватно оценивать свои способности и в большей степени свои возможности, используя самоанализ и самооценку. Все это позволяет моим ученикам поверить в свои силы и способствует развитию интереса к физической культуре, стремлению к познанию и качеству обученности.

Для создания оптимальных условий развития способностей и возможностей каждого ученика и качества обученности мною проводится системная диагностика индивидуальных интеллектуальных и физических способностей. Мониторинговые исследования, проводимые мною, позволяют выбрать оптимальные методы обучения, а также скорректировать учебные затруднения учащихся. В рамках этой работы мною была разработана «Карта индивидуального развития школьника», в которую своевременно заносятся показатели физической подготовленности и физического развития учащегося начиная с 1-го класса и по 11 класс (включительно). На основании полученных результатов выстраиваю индивидуальный маршрут развития каждого своего ученика.

Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться, самоопределиться в жизни, стать успешным. В стенах школы ребенок проводит много времени, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия учителя и использования им личностно ориентированных технологий (Е.А. Ямбург), в частности лично-ориентированной двигательной активности.

Приведу пример использования данной технологии на учащихся 7а класса, у которых я начала преподавать физическую культуру с 1 класса. При проведении мониторинговых исследований физического развития учащихся, было выявлено большое количество детей, имеющих нарушения осанки (22%), снижения зрения (20%), плоскостопие (28%). Для сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, передо мной возникла необходимость формирования личных устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью. Эту задачу позволят выполнить технология личностно ориентированного обучения, так как дает возможность получить оптимальный развивающий личность результат по заданным параметрам.

Осмотр учащихся школьным врачом:

класс

год

нарушения осанки

снижения зрения

плоскостопие



2007

19%

12%

38%



2011

11%

27%

19%



2013

11%

31%

12%

При проведении уроков с использованием технологии лично-ориентированной двигательной активности для его эффективности всегда учитываю следующее:

- гигиенические требования к проведению уроков в спортивном, тренажерном залах, игровой комнате;

- индивидуальный уровень подготовки школьника;

- обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока и занятия;

- системная цикловая динамика повышения объема и интенсивности нагрузки;

- ориентация на достижение конкретного результата;

- использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;

- обеспечение индивидуального подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.

Обучение провожу на оптимальном уровне сложности, вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности, сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

Опыт и результаты моей работы показывают, что высокая физическая нагрузка на занятиях с продуманным комплексом упражнений и использованием разнообразных методических приёмов, а также развивающая направленность самих занятий, формируют у школьников интерес к движениям, повышению двигательной активности, что в свою очередь сказывается на улучшении физического и психологического здоровья моих учеников, а, следовательно, на качестве их ума и интеллекта.

Двигательная активность в создании благоприятных условий для осуществления психической деятельности человека. Она выступает как средство снятия отрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомления и в силу этого как фактор стимуляции интеллектуальной деятельности.

Умственную способность можно сформировать при обучении ребенка двигательным навыкам, если при их формировании ориентировать его на знания, раскрывающие сущность движения и объектов, с которыми он работает.

Для развития когнитивно-интеллектуальных способностей учащихся использую:

- написание и защита рефератов и проектов,

- самостоятельное проведение учащимися спортивных соревнований, фрагмента урока,

- работу в парах, группах сменного состава (в результате формируется у учащихся умение сотрудничества при выполнении одного и того же дела),

- увеличение моторной плотности урока до оптимальных величин,

- организация и проведение спортивных соревнований и спортивно-познавательных праздников для младших школьников,

- участие в туристических слётах,

- участие в спортивных соревнованиях по различным видам спорта.

Основная задача учителя сформировать у школьника «умение учиться», т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта.

Существенных результатов в этом направлении позволяет достигнуть исследовательская деятельность, так как позволяет обучить школьника способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоению новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождению своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.

При организации учебно-исследовательской деятельности использую следующие формы, методы, приемы:

- упражнения на развитие способности слушать задание, понимать цель его выполнения;

- задания на умение работать в команде, группе;

- задания на формирование умения выделять ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и сравнивать с уже изученными движениями.

Приведу пример использования данной технологии на школьниках, у которых выявлено плоскостопие. С первых уроков при изучении раздела «Гимнастика» детям даю задание – определить есть ли у них плоскостопие. Дети исследуют свою стопу дома, раскрасив ступни красками или гуашью, делают отпечатки на листе бумаги. На уроке класс делится на группы, каждая группа сравнивает полученные отпечатки с образцами, определяя свою форму стопы. Затем дети делают вывод, есть ли у них плоскостопие или нет. Вместе с ребятами разучиваем упражнения необходимые для укрепления стопы. Для проверки дается контрольное задание, которое следует выполнять раз в неделю – сколько метров лицом вперед продвинется занимающийся «гусеницей» за 20 сек. Хороший показатель – 3м.

Таким образом, исследовательская деятельность на уроках физической культуры позволяет активизировать учебную работу ребенка, придать ей творческий характер, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Работая над темой «Плоскостопие», школьники приобрели умения формулировать исследовательскую проблему, выдвигать гипотезу, планировать и реализовать проверку гипотезы, анализировать результаты исследования; навыки работы с дополнительной литературой, систематизации полученных данных.

Одной из самостоятельных важных целей обучения является оценивание как самого процесса познания, так и его результатов, что помогает учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.

Приведу пример использования данной технологии на разделе программы по физической культуре «Физическое совершенствование», 5 класс, тема «Гимнастика с основами акробатики», 16 часов:

  • формирующее оценивание – составляю разноуровневые теоретические тесты для того, чтобы учащиеся знали, где они находятся сейчас, где хотели бы находиться и как можно преодолеть «разрыв». После проверки каждого теста организую осмысливание прогресса ребёнка, для выявления и самоопределения учащимися слабых сторон, подтверждение сильных.

  • самооценка - сопоставление собственного результата на каждом этапе физического совершенствования с данными специальной шкалы уровней успешности (необходимый, повышенный, максимальный).

  • критериальное оценивание - составляющими частями технологии критериального оценивания являются формирующее и констатирующее оценивание.

Использую следующий пошаговый алгоритм критериального оценивания:

  • анализ целей и задач изучения темы;

  • определение умений и навыков, формирующихся на базовом и повышенном уровне при изучении темы;

  • применение критериального подхода.

  • взаимооценка - разделение класса на пары, группы для взаимопроверки и оценки. Школьники пробуют указать на свои успехи, неудачи и объясняют их причины, сравнивают полученный результат с  предполагаемым. Групповая форма работы развивает умения взаимопомощи, взаимодействия с любым партнером, находить и исправлять ошибки в работе других участников группы – все это определяет навыки  оценочной самостоятельности.

  • портфолио - это наиболее адекватный метод интегральной отметки, оптимальный способ организации системы накопительной оценки, позволяющий управлять развитием учебной деятельности школьников и определять динамику развития компетенций (предметных, метапредметных, личностных результатов).

Особое место в моей практической деятельности занимает работа с потенциально одаренными детьми спортивной направленности (большинство из которых становятся победителями и призерами олимпиад, соревнований, конференций различного уровня) выстраиваю следующим образом:

1 этап. Выявление одаренных и талантливых детей посредством: применение на уроках физической культуры и внеурочной деятельности разнообразных развивающих педагогических технологий и методов проверки знаний и умений; вовлечение обучающихся в ежегодные школьные спортивно-развивающие мероприятия («Аты-баты, шли солдаты», «А ну-ка, девочки», «Богатырская застава», «Веселые старты», «Школа индейцев», «Полет на Луну», «Рекорды Гиннеса», «Муравейник»), причем, стремлюсь задействовать большее число учащихся, так как считаю, что эти образовательные события дают возможность каждому ребенку проявить себя, способствуют сплоченности детского коллектива; после каждого мероприятия провожу анализ особых успехов и достижений учеников, проявивших особый интерес и показавших высокий потенциал по моему предмету; создаю собственный банк данных по особо отличившимся детям; провожу диагностику их потенциальных возможностей. Спортивные соревнования – это и развлечения, и отдых, и расширение кругозора, и формирование активной жизненной позиции. Напряжённость во время соревнований положительно действует на нервную систему, а жажда победы и дух состязательности заставляют сдерживать свои эмоции и поддерживать климат толерантности. После посещения спортивно-массовых мероприятий, участия в соревнованиях, тем более после победы в них, возникает желание и стремление к укреплению здоровья, обретению красивого, физически развитого тела.

2 этап. Помощь одаренным учащимся в самореализации их спортивной направленности: создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание. Мною разработаны программы внеурочной деятельности: оздоровительный кружок «Здравствуй, малыш!» для дошкольников, кружок оздоровительной гимнастики «Азбука здоровья» для учащихся I ступени образования, для школьников 5 – 7 классов спортивный кружок «Час здоровья», познавательно-оздоровительный лекторий для восьмиклассников «Желаю здравствовать!», курсы по выбору «Здоровый образ жизни» для учащихся 9 классов, спортивно - оздоровительный кружок «Помоги себе сам!» для старшеклассников. В основе построения программ лежат следующие принципы: личностно-ориентированные - двигательного развития, творчества, психологической комфортности; культурно-ориентированные - целостного представления о физической культуре, систематичности, непрерывности, «овладения основами физической культуры»; деятельностно-ориентированные - двигательной деятельности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной физкультурной деятельности школьника.

Для учащихся, заинтересованных в моем предмете, в течение нескольких лет веду кружок «Олимпионик», сотрудничая при этом с СК «Металлист», детскими спортивными школами. Ребята и успешно участвуют в таких спортивных соревнованиях, как: «Веселые старты» по программе «Твой путь к здоровью», «Веселые старты на воде», «Президентские состязания», «Фестиваль ГТО». В этом учебном году учащиеся стали победителями муниципальных соревнований по волейболу в рамках 44-ой Спартакиады школьников ОУ, «Веселые старты» по программе «Твой путь к здоровью» - 4 класс; заняли 2 место в городском конкурсе «Зимние забавы». Для каждого моего ученика, обнаружившего особый интерес к предмету, составляю индивидуальный маршрут по подготовке к спортивным соревнованиям и олимпиадам, состоящий из ряда этапов, каждый из которых является определенной ступенькой в развитии познавательной и двигательной активности, шагом в развитии ума и интеллекта. Мои ученики имеют стабильно высокие результаты на муниципальных и региональных олимпиадах по физической культуре: 2010 год – 4 призера и 2 победитель (муниципальный), 4 призера (региональный); 2011 год – 1 призер и 1 победитель (муниципальный), 2 призера (региональный); 2012 год – 1 призер и 1 победитель (муниципальный), 1 призер (региональный); 2013 год – 2 призера (муниципальный), 1 призер (региональный). Более трети моих учеников - призеры и победители спортивных соревнований различных уровней.

Являясь руководителем школьной творческой лаборатории педагогов, участников конкурсного движения, открыта педагогическому сообществу на различных уровнях: провожу спецкурсы, семинары, мастер-классы, участвую в образовательных выставках.
2011 – 2012 учебный год

  1. муниципальный уровень

    • муниципальный семинар «Презентация муниципального ресурсного центра "Организация здоровьеформирующего пространства школы для обеспечения физического совершенствования обучающихся";

    • IV муниципальная Ярмарка инновационных продуктов,

  1. региональный уровень – региональный этап X Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций (г. Ростов),

  2. международный уровень – X (юбилейная) Международная Ярмарка социально-педагогических инноваций (г. Отрадный Самарской области)

      1. 2013 учебный год

  1. муниципальный уровень

  • семинар «Организация подвижных перемен для обучающихся начальной школы»;

  • XI муниципальная конференция по теме «Современное качество образования: проектирование и достижения» (выставка, выступление);

  • образовательная выставка «Образование в Рыбинске – образование для будущего»;

  1. региональный уровень

  • образовательная выставка «Рыбинск инновационный» (Мастер-класс «Коррекция мелкой моторики пальцев рук»);

  • II региональная научно-практическая конференция «Проблемы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни участников образовательного процесса РСО» (мастер-класс «Инструментарий для измерения личностных результатов обучающихся»);

  • конкурсы:

  • «За лучшую работу в области обеспечения качества» - дипломант;

  • «Учебно-методических пособий на тему «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» в номинации «Инновационные проекты в здоровьесберегающей деятельности технологии ОУ» - 3 место.

      1. 2014 учебный год

  1. муниципальный уровень

    • V муниципальная Ярмарка инновационных продуктов.

  1. региональный уровень

конкурс «На лучшую программу по физической культуре для 5-х классов в соответствии с требованиями ФГОС»
«Людям, решившимся действовать, обыкновенно бывают удачи; напротив, они редко удаются людям, которые только и занимаются тем, что взвешивают и медлят».

Геродот, древнегреческий историк
Приглашаю к сотрудничеству всех учителей физической культуры города Рыбинска по теме: «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС».
Караченина Н.А., учитель физической культуры, МОУ СОШ № 17, Заслуженный учитель РФ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мое личное кредо «Научить школьника учиться, думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Я очень люблю свою работу. Много лет назад я сделала свой выбор, и считаю его правильным и сейчас. Моя задача – обучать, развивать...
Мое личное кредо «Научить школьника учиться, думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении» icon«Как научить школьника учиться»
Развитие сети образовательных учреждений с учетом потребностей населения: ресурсные центры, дистанционное взаимодействие образовательных...
Мое личное кредо «Научить школьника учиться, думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении» iconНовомосковск, 2011 Через несколько лет я заканчиваю школу. Мои родители...
Через несколько лет я заканчиваю школу. Мои родители и я начинаем усиленно думать : куда пойти учиться? Как не ошибиться в выборе...
Мое личное кредо «Научить школьника учиться, думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении» iconШкола должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить...
«Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц» (2-й урок). 2 класс
Мое личное кредо «Научить школьника учиться, думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий,...
Мое личное кредо «Научить школьника учиться, думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении» iconТребования к написанию рефератов по специальности
Тема реферата может отличаться от предложенных в том случае, если абитуриент предполагает в будущем проводить исследование в выбранном...
Мое личное кредо «Научить школьника учиться, думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении» iconТайм-менеджмент или искусство управлять временем
Способность сотрудников укладываться в сроки, выделять приоритетные задачи и грамотно управлять рабочей нагрузкой – это не только...
Мое личное кредо «Научить школьника учиться, думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении» icon«Особенности урочной и внеурочной деятельности в воспитании подрастающего...
Маоу сош №3 города Гулькевичи муниципального образования Гулькевичский район Краснодарского края
Мое личное кредо «Научить школьника учиться, думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении» icon«научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»
Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного,...
Мое личное кредо «Научить школьника учиться, думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении» iconВладимирский институт бизнеса «утверждаю» Ректор О. П. Звягинцева
«Мое профессиональное кредо». Второй тур – очно – педагоги – психологи выполнили ряд конкурсных испытаний: творческое задание «Визитка»,...
Мое личное кредо «Научить школьника учиться, думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении» icon1 слайд : Кредо «Научить ребенка верить в себя и развивать свои способности,...
Кредо «Научить ребенка верить в себя и развивать свои способности, сама при этом верь в него и развивайся вместе с ним!»
Мое личное кредо «Научить школьника учиться, думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На сегодняшний день приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные...
Мое личное кредо «Научить школьника учиться, думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: научить детей сравнивать обыкновенные дроби на основе организации совместной проблемной деятельности, в процессе которой...
Мое личное кредо «Научить школьника учиться, думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении» iconЭкзаменационные вопросы по философии (2012-2013 год) (для студентов 1 курса)
«Мое профессиональное кредо». Второй тур – очно – педагоги – психологи выполнили ряд конкурсных испытаний: творческое задание «Визитка»,...
Мое личное кредо «Научить школьника учиться, думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении» iconУрок Тема: Моделирование прямой юбки «Методом закрытия вытачек»
Цели: продолжить знакомство обучающихся с процессом моделирования, научить разрабатывать различные модели юбок на основе прямой юбки,...
Мое личное кредо «Научить школьника учиться, думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении» iconУрок по математике в 4 классе тема: «Прием письменного сложения и вычитания»
Здравствуй, класс! Поменяемся кусочками доброты друг с другом и с гостями. Психологическая установка на работу: я сегодня на уроке,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск