№ п/п
| Тема урока
| Цель урока
| Тип и формы урока
| Формы и методы организации познавательной деятельности
| Формы и средства контроля
|
1
| Вводный урок «Откуда есть пошла земля Русская..?»
Источники изучения истории
| Ознакомить с различными версиями начала русской истории, различными видами исторических источников и методами работы с ними
| Урок изучения нового материала
| Беседа
| Текущий контроль
|
Глава I. Русь Древняя
|
2
| Восточные славяне
| Познакомить с образом жизни, занятиями и расселением славян
| Урок изучения нового материала
| Беседа, работа с учебником
| Устный опрос
|
3
| Соседи восточных славян
| Познакомить
с географическим положением территории восточных славян и их взаимоотношениями с соседями
| Комбинированный урок
| Опрос по домашнему заданию, работа с картой и учебником
| Устный опрос, проверка контурной карты
|
4
| Формирование Древнерусского государства
| Раскрыть предпосылки появления государства, признаки государства
| Комбинированный урок
| Опрос по домашнему заданию, работа с картой и учебником
| Устный опрос, проверка схемы
|
5
| Первые киевские князья
| Познакомить с деятельностью первых киевских князей, с их внутри и внешнеполитической деятельностью
| Комбинированный урок
| Опрос по домашнему заданию, просмотр фильма
| Устный опрос
|
6
| Владимир Святославович. Принятие христианства
| Раскрыть роль Владимира Святого в укреплении Киевского государства, оценить значение принятия христианства
| Комбинированный урок
| Опрос по домашнему заданию, просмотр фильма
| Выборочная проверка знания дат, устный опрос, сообщение о Владимире Красное Солнышко
|
7
| Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
| Охарактеризовать деятельность Ярослава Мудрого, положение Руси на международной арене в период его правления, познакомить с первым письменным законом на Руси
| Комбинированный урок
| Опрос по домашнему заданию, просмотр фильма
| Устный опрос (карточки)
|
8
| Культура Древней Руси
| Познакомить с основными идеями Древнерусской культуры
| Комбинированный урок
| Беседа, просмотр фильма
| Сообщения и доклады учащихся
|
9
| Быт и нравы Древней Руси
| Познакомить с повседневной жизнью населения Киевской Руси
| Комбинированный урок
| Беседа просмотр фильма
| Сообщения и доклады учащихся
|
10
| Повторительно-обобщающий урок по главе «Русь Древняя»
| Провести диагностику развития мыслительных операций, контроль усвоения материала
| Урок обобщения и систематизации
| Зачет (тестирование вопросы и задания)
| Тест
|
Глава II. Политическая раздробленность на Руси.
|
11
| Начало раздробления Древнерусского государства
| Раскрыть причины и последствия политической раздробленности на Руси
| Урок изучения нового материала
| Опрос по домашнему заданию, презентация
| Проверка карты, проверка таблицы, устный опрос
|
12-13
| Главные политические центры Руси
| Раскрыть особенности развития отдельных земель, познакомить с отдельными фактами истории Муромо-рязанского княжества в период раздробленности
| Комбинированный урок
| Опрос по домашнему заданию, презентация
| Устный опрос
|
14
| Нашествие с Востока
| Рассказать о борьбе русского народа с монголо-татарским нашествием, раскрыть причины победы завоевателей над Русью
| Комбинированный урок
| Индивидуальные выступления учащихся, опрос по домашнему §, просмотр короткометражного фильма
| Устный опрос, выступление о личности Чингисхана
|
15
| Борьба Руси с западными завоевателями
| Раскрыть цели немецких и шведских феодалов, дать характеристику Александра Невского и его роли в истории Руси
| Комбинированный урок
| Индивидуальные выступления учащихся, опрос по домашнему §, просмотр короткометражного фильма
| Устный опрос, выступление о личности Александра Невского, проверка основных дат (выборочно)
|
16
| Русь и Золотая Орда
| Раскрыть суть взаимоотношений русских земель и Золотой орды
| Комбинированный урок
| опрос по домашнему §, просмотр короткометражного фильма
| Устный опрос, карточки, сообщения, даты
|
17
| Русь и Литва
| Объяснить причины образования Литовско-русского государства и раскрыть его особенности
| Комбинированный урок
| опрос по домашнему §, просмотр короткометражного фильма
| Устный опрос, карточки, сообщения, даты, контурные карты
|
18
| Культура русских земель в XII-XIII веках
| Обозначить особенности русской культуры периода раздробленности, раскрыть влияние на нее ордынского ига
| Комбинированный урок
| Викторина
| Викторина
|
19
| Повторительно-обобщающий урок по главе «Политическая раздробленность на Руси»
| Обобщение и систематизация материала темы, отработка понятийного аппарата
| Урок обобщения и систематизации
| Зачет (тестирование вопросы и задания)
| Тест
|
20
| Урок контроля знаний
| Проверка и анализ усвоения фактологического материала и теоретических понятий
| Урок закрепления знаний, умений, навыков
| Театрализовано разыграть историческое событие «Исторические ошибки»
|
|
Глава III. Русь Московская
|
21
| Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества
| Доказать необходимость и возможность объединения, выявить объективные и субъективные причины возвышения Москвы
| Комбинированный урок
| Опрос по домашнему заданию, работа с презентацией
| Устный опрос, карточки с датами, сообщение Иван Калита
|
22
| Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва
| Показать решимость и героизм русского народа в борьбе за свободу
| Комбинированный урок
| Опрос по домашнему заданию, работа с презентацией, индивидуальные выступления
| Устный опрос, письменная проверка основных дат, сообщения
|
23
| Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV в.
| Объяснить причину внутренних усобиц, рассказать о взаимоотношениях Московского княжества с ближайшими соседями
| Комбинированный урок
| Опрос по домашнему заданию, работа с контурными картами
| Устный опрос, карточки, даты, проверка контурных карт
|
24
| Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества
| Сформулировать признаки, по которым можно судить о создании единого государства на Руси
| Комбинированный урок
| Опрос по домашнему заданию
| Устный опрос
|
25
| Переяславль Рязанский в XI-XVI вв. Присоединение Рязанского княжества к Москве
| Познакомить с основными событиями истории города указанного периода
| Урок изучения нового материала
| Беседа
| Индивидуальные выступления учащихся
|
26
| Московское государство в конце XV-начале XVI в.
| Объяснить систему управления государством, раскрыть суть земельных отношений
| Комбинированный урок
| Беседа, работа с презентацией
| Устный опрос
|
27
| Церковь и государство в конце XV-начале XVI в.
| Обозначить положение церкви в Московском государстве, рассказать о возникновении ересей в указанный период
| Комбинированный урок
| Опрос по домашнему заданию, работа с понятиями
| Устный опрос, карточки с индивидуальными заданиями
|
28
| Реформы Избранной Рады
| Разобрать схему управления государством середины XVI в.
| Комбинированный урок
| Опрос по домашнему заданию, работа с презентацией
| Устный опрос, выборочная проверка тетрадей с конспектом реформ, индивидуальное выступление
|
29
| Внешняя политика Ивана IV
| Проследить направления и цели внешней политики России в XVI в
| Комбинированный урок
| Опрос по домашнему заданию, составление схемы основных направлений внешней политики Ивана IV
| Устный опрос, проверка таблицы, контурные карты
|
30
| Опричнина
| Раскрыть суть опричнины как формы борьбы царя с феодалами
| Комбинированный урок
| Просмотр фильма, устный опрос
| Устный опрос, индивидуальные задания по датам
|
31
| Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв.
| Рассказать о развитии литературы, появлении жанра публицистики и о влиянии начала книгопечатания на просвещение в XIV-XVI вв.
| Комбинированный урок
| Сообщения кроссворды, устный опрос
| Сообщения кроссворды, устный опрос
|
32
| Архитектура и живопись в XIV-XVI вв.
| Знакомство с основными достижениями русской культуры в XIV-XVI вв.
| Комбинированный урок
| Сообщения кроссворды, устный опрос
| Сообщения кроссворды, устный опрос
|
33
| Быт XV-XVI вв.
| Нарисовать картину быта русского народа в XV-XVI вв.
| Комбинированный урок
| Сообщения кроссворды, устный опрос
| Сообщения кроссворды, устный опрос
|
34
| Повторительно-обобщающий урок по главе «Русь Московская»
| Анализ развития мыслительных операций и контроль знаний
| Урок обобщения и систематизации
| Проверка записей, тест
| Проверка записей, тест
|
35
| Итоговое повторение
| Обобщение и повторение основных событий истории России до XVI в.
| Урок закрепления знаний, умений, навыков
| Театрализовано разыграть историческое событие «Исторические ошибки»
|
|