Скачать 189.42 Kb.
|
БОУ СМР «Сямженская СОШ»
Рабочая программа по учебному предмету литература Вологодской области для 5 б класса на 2014 – 2015 учебный год уровень: общеобразовательный Составитель программы: Черепанова М.А. (высшая квалификационная программа) Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 29 августа 2014 года 2014 год 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2.1 Использована программа курса «Литература Вологодского края» разработана в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе .Авторы: И.В.Мовнар, С.Ю.Баранов ВИРО , Вологда, 2007 г. Она ориентирована на формирование субъекта культуры, обладающего основными компетенциями в сфере словесности данного региона. 2.2 Особенности программы, подходы Включение этого курса в базисный план обусловлено значимостью литературы как вида искусства в культуре региона и широким общественным признанием творчества писателей-вологжан. История литературы на территории края насчитывает около семи столетий, в ее ходе был накоплен большой фонд произведений разных жанров, знакомство с лучшими из которых может дать значительный образовательный, воспитательный и развивающий эффект. Изучение этих произведений будет способствовать интеграции школьников в культурное пространство Вологодчины, укреплению духовных и социальных связей с ней. 2.3 УМК Учебник С.Ю.Баранов Литература Вологодского края. ВИРО , 2010 г. 2.4 Цели и задачи Цель курса: - формирование у обучающихся разностороннего, систематизированного и показательного в историко-литературном аспекте представления о художественной словесности, связанной с Вологодским краем. Задачи: – установить ценностные ориентиры в изучаемом материале; – расширить культурный кругозор учащихся; – воспитывать через посредство литературных текстов патриотизм, любовь к малой родине, основанную на духовном освоении ее культурного достояния. Преподавание литературы родного края имеет в Вологодской области давнюю и богатую традицию. Творчество отдельных писателей, эту литературу представляющих, входит в федеральные программы. К литературе Вологодского края школьники приобщаются и на уроках внеклассного чтения. Проблематике, с ней связанной, посвящаются факультативные и специальные курсы, внеклассные мероприятия, занятия кружков. В образовательных учреждениях области ведется большая работа по литературному краеведению. Вместе с тем ощущается потребность в единой для всего образовательного пространства области основе изучения литературы Вологодского края. Такая основа должна быть административно санкционированной, унифицированной, четко структурированной, филологически обоснованной и методически обеспеченной. В соответствии с Региональным базисным планом в образовательных учреждениях области вводится обязательное преподавание учебного предмета «Литература Вологодского края» в 5классе (17 часов ). Принципы преподавания и содержание этого предмета определены Региональным стандартом. Настоящая программа призвана обеспечить реализацию установок стандарта. Помимо основных целей регионального компонента, определенных этим планом, программа ориентирована на решение специфических задач, определяемых содержанием и образовательными возможностями учебного предмета. Эти задачи перечислены в стандарте. Непременным условием успешной работы является постановка преподавания литературы Вологодского края на прочную филологическую основу – как теоретическую, так и историко-литературную. На данный учебный предмет распространяются положения, зафиксированные в Федеральном стандарте основного общего образования по литературе (разделы «Требования к уровню подготовки», «Основные -историко-литературные сведения», «Основные теоретико-литературные понятия», «Основные виды деятельности по освоению литературных произведений»). На уроках литературы Вологодского края действуют те же методические принципы, что и при изучении курса «Литература» по федеральному базисному плану. В процессе изучения программного материала необходимо уделять внимание установлению теоретических, тематических, ассоциативных связей с основным курсом литературы. В условиях сосуществования нескольких федеральных программ унифицировать эту работу на региональном уровне не представляется возможным. Она входит в сферу компетенции учителя-предметника. Региональный учебный план допускает два варианта преподавания предмета: – как самостоятельный курс (распределение часов еженедельное в течение полугодия или раз в две недели в течение года); – как модуль соответствующего учебного предмета федерального компонента. При выборе первого варианта предпочтительным является еженедельное преподавание, обеспечивающее целостность восприятия таких произведений и тем, которые изучаются в течение нескольких уроков. Второй вариант предполагает установление непосредственной тематической связи между произведениями литературы Вологодского края и материалом федеральной программы (славянские мифы – мифы народа коми; житие Сергия Радонежского – житие Кирилла Белозерского; понятие о романтизме – творчество К. Н. Батюшкова). В этом случае временные интервалы между уроками по литературе Вологодского края будут разными. Внедрение настоящей программы в учебный процесс не отменяет других форм работы по предмету (внеклассное чтение, факультативные и элективные курсы, кружки, культурно-массовые мероприятия). Особую значимость эти формы приобретают в 6, 7, 10 и 11 классах, где изучение литературы Вологодского края региональным базисным планом не предусмотрено. Предлагаемые для изучения тексты (в полном объеме или в отрывках) представлены в хрестоматии. 2.5 Изменения, причины. Изменений в программу не внесено. 2.6. Особенности класса Учётом психологических особенностей подросткового возраста в рабочей программе предусмотрено выполнение мини-проектов. Сильное воображение, эмоциональная активность, предметное восприятие, которое характеризует «наивный реализм», свойственны младшим подросткам. В проектной деятельности обучающиеся учатся составлять сценарии по произведениям, инсценируют отдельные эпизоды, выпускают рукописные альманахи, проводят заочные экскурсии по литературным местам, создают слайдовые компьютерные презентации. 2.7 Особенности организации учебного процесса. Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане: Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 102 часа в 6 классе Данная рабочая программа рассчитана на 3 учебных часа в неделю, что составляет 102 часа в год. 2.8 Требования к знаниям и умениям обучающихся: В результате изучения литературы Вологодского края ученик 5 класса должен знать: – содержание изученных произведений фольклора и литературы; – основные факты жизни и творческого пути А. Я. Яшина, В. П. Астафьева, В. И. Белова; – литературные места Вологодчины; – не менее 3 стихотворений поэтов Вологодского края наизусть; – предусмотренные региональным стандартом понятия. Должен уметь:
3. Учебно-тематическое планирование.
4. Содержание программы. Введение 1 час Важная роль литературы в культурной жизни Вологодского края на протяжении всей его истории. Общие сведения о литературе Вологодского края и об авторах, ее представляющих. Разнообразие биографических и творческих связей писателей с Вологодчиной. Литература Вологодского края – неотъемлемая часть великой русской литературы. Образ Вологодчины в произведениях литературы и искусства. Литературное краеведение – источник знаний о литературе края. Мифология (1–2 текста по выбору) 2 часа Мифы – древние представления о мире, воплощенные в образах. Отражение этих представлений в устном народном творчестве, создание на их основе литературных произведений. Мифология народа коми, потомка финно-угорских племен, населявших территорию Вологодского края в древности. Мифы коми о происхождении мира. Краткие сведения о К. Ф. Жакове. Его поэма «Биармия» (фрагменты) и сказание «Бегство северных богов», основанные на мифах народа коми. Олицетворение стихий суровой северной природы в образах героев этих мифов. Изображение Жаковым прихода христианской религии на смену язычеству, вере в древних богов. Народные сказки и их литературные обработки (3 текста по выбору) 4 часа Богатство, широкое распространение и разнообразие жанров устного народного творчества на территории Вологодского края. Собирание фольклора Вологодчины. Устойчивость фольклорных сюжетов и их передача разными рассказчиками. Литературная обработка вологодскими писателями произведений устного народного творчества. Волшебная сказка «Перышко Финиста – Ясна сокола» из сборника А. Н. Афанасьева. Варианты одного сказочного сюжета: записанная в Никольском уезде сказка «Морозко» из сборника А. Н. Афанасьева и коми сказка «Арале - дедушка». Нравоучительный смысл этого сюжета. «Страшная» сказка «Белая уточка» и бытовая сказка «Знахарь» в обработке А. А. Брянчанинова. Народная сказка «Петух и жерновцы» в поэтической обработке П. Е. Вересова. П. В. Засодимский. «Заговор сов» 1 час Краткие сведения о писателе. Отличие литературной сказки от народной. «Заговор сов» – произведение литературное. Черты мифов и народных сказок в произведении Засодимского. Резкое противопоставление света и тьмы, добра и зла в нем. Вера писателя в непобедимость сил добра. Нравоучительный смысл сказки. Роль описаний природы в ней. А. Я. Яшин. «Старый Валенок» 1 час Краткие сведения о писателе. Привязанность двух одиноких существ друг к другу – главная тема рассказа «Старый Валенок». Яркие образы человека и кота в произведении. Наделение животного человеческими чертами. Особенности характеров персонажей. Снисходительное отношениеписателя к их слабостям. Сочувствие автора Луппу Егоровичу и Старому Валенку, окрашенное мягким юмором. И. Д. Полуянов. «Кирик и Аленка» 3 часа Краткие сведения о писателе. Знание автором рассказа «Кирик и Аленка» деревенской жизни, природы и людей. Широкое использование им разговорных слов и местных выражений. История поисков пропавшей коровы, положенная в основу произведения. Раскрытие характеров главныхгероев в ходе этих поисков. Черты детей и взрослых в их поведении и переживаниях. Участие Кирика и Аленки в трудовой жизни родного села, их ответственность за состояние дел в хозяйстве, забота друг о друге. В. И. Белов. «Скворцы» 2 часа Краткие сведения о писателе. Переживания мальчика Павлуни, обостренные болезнью, роль этих переживаний в построении рассказа. Окружающий мир в восприятии маленького героя. Бережное отношение родителей к сыну. Основные события произведения, связанные с обитанием птичьей семьи в скворечнике на огороде. Участие Павлуни в этих событиях. Его доброта, самоотверженность, готовность защищать слабыхи противостоять злу. В. П. Астафьев. «Жизнь Трезора» 1 час Краткие сведения об авторе. Интерес писателя к различным явлениям природы и живым существам. «Жизнь Трезора» – рассказ о собаке и ее связи с родной деревушкой. Повадки, мысли и переживания животного в изображении писателя. Противопоставление Мухтара и Трезора. Смешное, печальное, доброе и жестокое в истории главного персонажа. Стихи вологодских поэтов о родном крае (3 произведения по выбору) 2 часа Тема родного края – одна из главных в творчестве поэтов-вологжан. Выражение в их произведениях любви к России, к родным местам, к северной природе, к землякам.Сходство и различие картин, описываемых ими. Вологодские поэты о значении родины в жизни человека. Ф. П. Савинов. «Родное», Н. А. Иваницкий. «Любимый уголок страны моей родной…», А. А. Ганин. «Где в лесные купели-затоны…», А. Я. Яшин. «Всполошились над лесом вороны…», С. В. Викулов. «Вечер на Шексне», Н. М. Рубцов. «Привет, Россия…», А. А. Романов. «Смотрю опять…», О. А. Фокина. «Простые звуки родины моей…». Краткие сведения об авторах стихотворений. 5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К ПРОГРАММЕ КУРСА «ЛИТЕРАТУРА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ»5 КЛАСС
6. Планируемее результаты обучения. Важнейшими умениями в 5 классе являются следующие: — умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений; — выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть; — осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.); — умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты); — умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении; — умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения; — умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения; — умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника; — умение владеть монологической и диалогической речью, готовить сообщения, доклады, рефераты; — умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы; — умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения; — умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях; — умение сопоставлять произведения разных видов искусства, писать сочинение по картине. 7. Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе (смотри программа для 5 б класса по литературе) 8. Учебно-методические средства обучения. 8.1 Перечень используемой литературы
|
Департамент научно-технологической политики и образования Утверждено решением Ученого совета Академии 27. 09. 2004 г. (протокол №1), с изменениями в соответствии с решением Ученого совета... | Протокол № Ильина О. С. Привалов Н. Т Протокол № от мбоу «Татарско Кандызская сош» /Халиуллин И. Ш | ||
Протокол № от 2011 г Зам дир по увр с. П. Хлопушина от 2012г. № протокол № | Согласовано утверждено и введено Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20 | ||
Протокол от «28» 08. 2012г. №1 Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № ) | Протокол №1 от «25» августа 2011 г Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9 | ||
Протокол заседания от «30» августа 2011г. №01 Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. № | Приказ №94. 4 от 03. 09. 2012 И. В. Москаленко Протокол № от Протокол Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования | ||
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от Программы отдельных учебных предметов, курсов на ступени основного общего образования по фгос | Протокол№1 Протокол №1 Приказом школы № Программа предназначена для учащихся 8 класса, изучающие предмет «немецкий язык» седьмой год и разработана на основе | ||
Протокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа «Деловой этикет и протокол» Охватывают материал по страноведению англоязычных стран, речевому этикету и правилам написания делового письма | Протокол от 31. 08. 2011г. №1 согласована протокол заседания управляющего... До революции село Вязовое являлось крупным волостным центром Грайворонского уезда Курской губернии. Здесь до 1917 года действовали... | ||
Программа по дпи, разработана на основе базисного учебного плана... Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20 | Протокол №1 от 29. 08. 2012г от 31. 08. 2012г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8) | ||
Протокол №1 от 31. 08. 2012 г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) | Протокол №3 от 01. 03. 2012 г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) |