Приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г





Скачать 310.41 Kb.
НазваниеПриказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г
страница1/3
Дата публикации15.12.2014
Размер310.41 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3
ИСТОРИЯ и обществознание


Н.Г. Масюкова – заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин СКИПКРО

В 2011-2012 учебном году преподавание истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края будет осуществляться в соответствии с законом РФ «Об образовании» и следующими нормативными документами:

- федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.);

- федеральным базисным учебным планом (Приказ Минобразования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»);

- примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений Ставропольского края (приказ МО Ставропольского края от 25.06.2007 г. № 324-пр);

- примерными программами начального, основного и среднего (полного) общего образования (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07. 2005 № 03 – 1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального  базисного учебного плана»);

- федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»);

- приказом Министерства образования и науки РФ от 28.11.2008 № 362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования»;
- методическим письмом «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании истории (истории России) в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования»;

- методическим письмом «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в преподавании истории России в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования»;

- методическим письмом «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования»;

- методическим письмом «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования»;

- методическим письмом «Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании обществознания в общеобразовательных учреждениях»;

- методическим письмом «Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании истории в общеобразовательных учреждениях».

В связи с разработкой и поэтапным внедрением в образовательный процесс Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения рекомендуется изучение «Концепции федерального компонента государственных стандартов общего образования» (М., Просвещение, 2008 г.), «Фундаментального ядра содержания общего образования», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М., Просвещение, 2009 г.), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).

Предлагаем примерный перечень вопросов, которые могут быть рассмотрены в 2011-2012 учебном году на семинарах, заседаниях методических объединений учителей истории и обществознания. Наиболее актуальные проблемы могут лечь в основу организации учебного процесса по истории и обществознанию, а также быть использованы в процессе самообразования учителей.


  • Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации": обновление содержания образования и введение новых стандартов.

  • Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации": формирование нового образовательного пространства.

  • Первый Всероссийский съезд учителей истории и обществознания: пути решения проблем исторического образования.

  • Формирование национальной идентичности, представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма. Подготовка к празднованию 1150-летия зарождения российской государственности. (Указ Президента РФ №267 «О праздновании 1150-летия зарождения российской государственности» от 3 марта 2011)

  • Основные направления и содержание государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. («Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», пр-1168 от 28 апреля 2011 г.).

  • Современные модели гражданского образования учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

  • Внедрение в образовательный процесс учебных курсов, способствующих развитию правовой культуры и воспитания подрастающего поколения.

  • Препо­давание обществен­ных дис­циплин в контексте НОИ “Наша новая школа”.

  • Введение федеральных государственных образовательных стандартов как условие повышения качества образования.

  • УМК по истории и обществознанию в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.

  • Формирование универсальных учебных действий школьников на уроках истории и обществознания.

  • Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС второго поколения.

  • Повышение профессиональной компетентности через сотрудничество в Интернет-сообществе учителей истории и обществознания.

  • ИКТ и цифровые образовательные ресурсы по общественным дисциплинам: технологии и проблемы использования на уроках и во внеурочной деятельности.

  • Сетевое взаимодействие и использование социальных сервисов для реализации регионального компонента исторического образования.

  • Формирование мотивации у учащихся к исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания.

  • Педагогическое стимулирование процесса ценностного самоопределения учащихся на уроках истории и обществознания.

  • Как научить школьника учиться?

  • Современные научно-методи­ческие подходы к изучению но­вейшей истории России.

  • Внеурочная работа с учащимися по общественным дисциплинам как сфера формирова­ния учебно-позна­вательных ком­пе­тенций.

  • ЕГЭ и критерии оценки уровня подготовки выпускников основной и средней (полной) школы по истории и обществознанию. Управление качеством знаний учащихся на основе педагогического мониторинга, тестовых и информационных технологий.

  • Использование результатов ЕГЭ в управлении качеством образования в школе. Формы и методы работы педагогического коллектива по подготовке и проведению итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

  • Формирование системы позитивных ценностей у учащихся на уроках истории и обществознания.

  • Реализация деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания.

  • Формирование универсальных учебных действий на основе деятельностного подхода.

  • Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе.


Учитель-профессионал обязан обладать знаниями в нормативно-правовых, мотивационно-ценностных, теоретико-методологических, содержательных и методических вопросах преподавания в контексте реализации новых подходов государства к вопросам организации образовательного процесса, изложенных (в том числе) в широко обсуждаемом проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Базовые положения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

  • определяют механизмы общественного участия в управлении и оценке эффективности образовательной деятельности;

  • закрепляют современные требования к образованию, связанные с внедрением: новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения:

- кредитно-модульная система организации образовательного процесса и системе зачетных единиц (кредитов);

- сетевое взаимодействие при реализации образовательных программ: включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях;

- использование дистанционных и электронных образовательных технологий в образовательном процессе;

- обучение по интегрированным образовательным программам;

- образовательные и информационные ресурсы в образовательном процессе;

- условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования;

  • обновляют модели экономической деятельности в сфере образования;

  • уточняют систему уровней образования и обновляют отдельные базовые институты системы образования:

дополнительно введены в перечень уровней образования

- дошкольное образование;2) общее образование:

- общее образование (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование);

  • устанавливают федеральные государственные образовательные стандарты;

  • систематизируют и расширяют видовое разнообразие образовательных программ:

1) основные образовательные программы:

- общеобразовательные:

- профессиональные:

2) иные виды образовательных программ:

- дополнительные общеобразовательные:

- дополнительные профессиональные;

  • устраняют терминологические противоречия в отношении форм получения образования и форм обучения;

  • вводят новое понятие «организации, осуществляющие образовательную деятельность»;

  • расширяют круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности;

  • более четко разграничивают различные типы и виды образовательных организаций; снимают избыточное дробление, создающее необоснованные административные барьеры, трудности при лицензировании и государственной аккредитации; исключают неопределенность в отнесении образовательной организации к тому или иному виду;

  • вносят изменения и упорядочивают типологию образовательных организаций (общеобразовательная школа и коррекционная общеобразовательная школа) и вводят специальные названия в наименовании общеобразовательных организаций:

- общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (общеобразовательные школы, обеспечивающие углубленную, профильную подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам (предметным областям)

- гимназия (общеобразовательные школы, обеспечивающие на ступени среднего общего образования углубленную, профильную подготовку обучающихся по предметам (предметным областям) гуманитарного, социально-экономического, художественно-эстетического цикла)

- лицей (общеобразовательные школы, обеспечивающие на ступени среднего общего образования углубленную, профильную подготовку обучающихся по предметам (предметным областям) технического, математического, естественнонаучного цикла)

- президентское кадетское училище, суворовское военное училище, нахимовское военно-морское училище, кадетский корпус, кадетская школа, детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (общеобразовательные школы, реализующие основные общеобразовательные программы, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными программами различной направленности;

  • регламентируют правовые положения субъектов образовательных отношений;

  • способствуют апробации и использованию:

    1. • новых образовательных технологий,

    2. • педагогических методик,

    3. • внедрению новых моделей и субъектов экономической деятельности в сфере образования и др.;

  • детально регулируют правовой статус педагогических (права, обязанности, ответственность, гарантии, в т.ч. переподготовки и повышения квалификации), руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

17 декабря 2010 г. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Образовательные стандарты нового поколения призваны стать основой процесса модернизации общего образования. В концепции стандартов констатируется, что «цель общего образования – формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач».

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является также их ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода к образованию. В примерной программе основного общего образования изложены следующие требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию:

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной дейст-вительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий 
и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г iconРабочая программа по предмету «История» 11 класс
Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России №1089 от 5...
Приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г iconРабочая программа по предмету «История» 10 класс
Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России №1089 от 5...
Приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бупа 2004 года (приказ Минобразования России от 05. 03. 2004 г. №1089), примерных программ начального общего образования (письмо...
Приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г iconПояснительная записка. В основу рабочей программы по природоведению положено
...
Приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г iconУчебно-тематическое планирование по географии Класс
Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень, приказ Минобразования россии №1089 от 05. 03. 2004 г.)
Приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г iconФедеральное агентство по образованию
Азисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования России от 9 марта...
Приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г iconРабочая программа Борисовский
Азисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования России от 9 марта...
Приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г iconО. И. Казаковская Приказ №170 а от «29»
Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05. 03....
Приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г iconЭлективные курсы в профильном обучении
Азисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования России от 9 марта...
Приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г iconДиагностика учебных достижений учащихся по географии проводилась...
Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (Приказ мо от 5 марта 2004 г. №1089) и документом...
Приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г iconСайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами
Азисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования России от 9 марта...
Приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г iconКалендарно тематическое планирование курса обж в 10 классе
Азисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования России от 9 марта...
Приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г iconБезопасность человека в экстремальных ситуациях. Урок-игра по обж для 7-х классов
Азисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования России от 9 марта...
Приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г iconРабочая программа По предмету: История в 5- 9 классах
Приказ Минобразования и науки РФ №1089 от 03. 2004г «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов...
Приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г iconПрименение игровых технологий на уроках основ безопасности жизнедеятельности...
Азисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования России от 9 марта...
Приказ Минобразования России №1089 от 05. 03. 2004 г iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе:...
Минобразования России от 5 марта 2004г. №1089 Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск